Автопортрет
Мне хотелось, чтобы вы более пристально присмотрелись к его живописи. По сути Джорджоне ,как и Леонардо,стояли у истоков реализма.Все другие художники считали их работы эталоном.
Джорджоне – итальянский художник эпохи Возрождения, ученик Д. Беллини и учитель Тициана,представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Среди великих мастеров прошлого ему принадлежит особое место. Джорджоне прожил всего 32 года. Он умер в Венеции 1510 г. от свирепствующей в то время чумы.
Одна из наиболее популярных его работ Спящая Венера.
Джорджоне .Спящая Венера, 1510г.
Картина была написана незадолго до смерти.Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году.
Картину закончил уже его ученик -Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О САМОМ ХУДОЖНИКЕ.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.
Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.
Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образы, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.
Современники ценили его как живописца, влюбленного в природу. Человек доброго и благородного нрава, художник был также замечательным музыкантом и певцом. В свое время произведения мастера много копировали, подражали ему. Считается, что подлинных картин Джорджоне в настоящее время совсем немного.
«Мадонна да Кастельфранко»1504г. Одна из очень известных его работ «Мадонна да Кастельфранко», написанная в 1504 г.
по заказу венецианского военачальника – кондотьера Тудио Констанцо, в память о его рано умершем сыне Маттео. На картине изображен интерьер небольшой часовни, где пол выложен черно-белыми мраморными плитами.
У подножия трона стоит деревянная гробница с изображением герба семьи Костанцо. С обеих сторон она «охраняется» двумя фигурами святых.
Зеленые тона ковров, устилающих трон, зеленоватый хитон и красно-розовое покрывало мадонны создают красивое сочетание с ландшафтом, с высоким бледно-голубым небом, просторными лесными лужайками, сероватой грядой гор на горизонте и зданиями.
И хотя овеянная грустью «Мадонна» написана в духе поэтической элегии, большое место занимает в ней пейзаж. Он отвлекает людей от печальных раздумий и размышлений при созерцании картины.
Гроза.1506г Современники говорили, что Джорджоне первым ввел в венецианскую живопись XVI в. новый элемент художественной выразительности – настроение, одухотворяя ее, вызывая ответные чувства у человека, смотрящего картину, и создавая незримую психологическую связь между ним и произведением искусства.
И это чувствуется не только в «Мадонне да Кастельфранко», но и в маленькой по размерам картине Джорджоне «Гроза», написанной им около 1506 г
Почти все пространство этого небольшого полотна, заполнено изображением пейзажа с сине-зеленой рекой, текущей между изрезанных берегов, поросших кустарником и деревьями.
Через нее перекинут узкий деревянный мост, за которым виднеется ряд зданий. Освещение, порожденное вспышкой молнии и рассеянным светом луны, спрятанной за облаками, создает неуловимые воздушные эффекты.
Небо в обрамлении темно-зеленых деревьев, почти черное у горизонта, контрастно по цвету розово-белой архитектуре на заднем плане.
Тусклые серебристые блики небесного огня отражаются на строениях, бревенчатом мосту, на стене и сломанных колоннах, на деревьях, воде и вселяют ощущение движения в пейзаже и внутренней тревоги.
На переднем плане картины по берегам изображены фигуры: юноши в короткой пастушеской одежде с посохом в руке и молодой женщины с золотистыми волосами, кормящей грудью ребенка.
- Златились кудри длинные у ней,
- Ее одежды белизной сияли,
- Прекрасен был лучистый взгляд очей,
Кто в них глядел, не ведал тот печали…
Эти строки из поэмы «Фьезоланские нимфы» знаменитого поэта и писателя Д. Боккаччо. Она была широко известна в эпоху Возрождения и возможно, что поэма и послужила источником для художника.
Мифологическим сюжетом поэмы явилась трагическая любовь молодого пастуха Африко к девушке Мензоле – прислужнице древнеримской богини Дианы.
Трагическая, потому что по воле богини погибли и пастух, лишивший себя жизни на берегу, и молодая женщина, которую Диана превратила в речную струю. Гроза, изображенная в картине, играет роль злой судьбы.
Юдифь.Эрмитаж.
Все картины Джорджоне индивидуальны и непохожи. Их объединяет только особое поэтическое настроение. О каждой можно рассказывать отдельно.Этот сюжет вам уже знаком.
На высокой каменной террасе, окруженной низкой оградой, в спокойной позе стоит прекрасная молодая женщина, одетая в хитон винно-розовых тонов. С легкой полуулыбкой смотрит она на лежащую под ногой голову Олофрена. В ее правой руке – тяжелый меч.
За спиной простирается далекий и мирный пейзаж с грядой голубых гор на горизонте, маленькими зданиями вдали, которые граничат с густым зеленым лесом.
Высокое просторное небо, на фоне которого высится мощный, подобный колонне ствол зеленеющего дерева.
Прозрачным светом пронизанная природа словно вторит настроению спокойного и полного достоинства облика Юдифи.
Три философа.
В картине, названной «Три философа», снова возникает холмистый лесной пейзаж. Его замыкает на горизонте горная гряда насыщенного синего цвета, за которую опускается огненный диск солнца. Вечерние небеса с летучими серо-белыми облаками воздушны и полны переходов от голубых до нежно-сиреневых тонов.
На ступенчатой скалистой площадке изображены трое мужчин разного возраста: глубокий старик в желтом плаще держит астрологическую таблицу с изображением полумесяца и раскрытый циркуль. Рядом с ним человек средних лет в белом тюрбане в восточном одеянии задумчиво смотрит перед собой. Наиболее выразительна фигура сидящего юноши в белом хитоне и зеленом плаще.
Опираясь рукой о колено, он делает какие-то измерения с помощью угольника и циркуля. Его лицо серьезно, глаза пытливо устремлены на что-то, видимое ему одному. В глубоком молчании среди тихого вечернего пейзажа вдали от людей философы погружены в изучение природы
ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТЫ,их совсем немного.
К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А.
Белоусова: «…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей.
Особенно это относится к изображению так называемой «Лауры», которое в настоящее время считается просто «Женским портретом».
Лаура. 1506. Музей истории искусств. Вена
Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь.
Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины.
Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.
Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром».
«Портрет молодого человека» (ок. 1510)
Это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем.
Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне.
В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения.
Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.
Три возраста жизни.
Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.
Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший,Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.
-
- Портрет старухи.
- О ДЖОРДЖОНЕ:
- Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее положение в живописи Италии.
- В XVII веке Ридольфи писал о Джорджоне, что «поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
- В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».
Вазари пишет, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище свое «Джорджоне», что значит «большой Джордже», получил «за величие духа». Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов Венеции этого времени, и Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».
Источники.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29006
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B5
http://self-portrait.ru/simple3.html
http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/15.htm
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2513960
Джорджоне. Картины и биография. Giorgione
Джорджоне Картины и биография Джорджоне Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо, из-за крупного телосложения). Не установлено его происхождение. После смерти историка и биографа многих художников эпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение, что Джорджоне своим происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось. К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем.
Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в возрасте шестнадцати лет Джорджоне уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского художника Джованни Беллини.
Собственно, именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер.
Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж.
Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей.
Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральности пейзажу. Джорджоне Юдифь, 1504 Эрмитаж, Санкт-ПетербургДжорджоне Три философа, 1508 Музей истории искусства, Вена
Джорджоне Гроза, 1505-1508 Галерея Академии, ВенецияДжорджоне Воин со своим оруженосцем 1509, Галерея Уффици, Флоренция
Джорджоне Портрет Лауры, 1506 Музей истории искусства, ВенаДжорджоне Спящая Венера 1510, Дрезденская галерея Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов», Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты, именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
В произведениях Джорджоне («Юдифь», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Три философа», Музей истории искусств, Вена; «Гроза», Галерея Академии, Венеция; «Спящая Венера», картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Мадонна на фоне пейзажа, 1503Испытание Моисея огнем, 1502-1505Святое семейство 1500-еМадонна Кастельфранко 1505Портрет Антонио Броккардо Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он сочетал их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Вся жизнь и творчество Джорджоне были тесно связаны с гуманистической венецианской культурой середины 15 и начала 16 века.
Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов, которые являлись их основными заказчиками. Так, некоторые картины Джорджоне писал для дома Джованни Корнаро, члена королевской семьи Кипра, другие работы художника находились во дворце венецианского дожа Леонардо Лоредано, в коллекции Доменико Гримани — патриарха Аквилеи. Портрет юноши 1504-1506Читающая мадонна 1500-1510Мадонна с младенцем и святые, 1500-еПортрет старухи 1509Церера 1508-1510 Знаменитая картина Джорджоне «Гроза» украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, «Три философа» была в коллекции Таддео Контарини, картина «Спящая Венера» в свое время состояла в собрании музыканта Джироламо Марчелло. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства, имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов («Портрет юноши», Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая «Лаура», Музей истории искусства, Вена).
Поклонение пастухов 1505Закат 1506-1510Три возраста жизни 1505-1510Сельский концерт 1510 Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио.
Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне.
Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне, в своей живописи раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека.
Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью.
Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой.
Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. Примечание. 1.
Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Постельное белье шелк, покрывало для спальни, купить наматрасник
Источник: http://www.nitpa.org/dzhordzhone-kartiny-i-biografiya-giorgione/
Живопись Джорджоне
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2016-08-11 04:20:00 kolybanov kolybanov 2016-08-11 04:20:00 Автор — Ryslanova. Это цитата этого сообщенияЖивопись Джорджоне
Джорджоне, Автопортрет
Джорджоне (Giorgione, Giorgio Barbarelli da Castelfranco) (1477-1510), итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения.
Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) родился в 1477 году в небольшом городке Кастельфранко недалеко от Венеции. Живописи обучался в Венеции, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант.
В 1507—1508 годах участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции.
Ранние работы художника посвящены преимущественно библейским мотивам («Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов», «Юдифь»).
Юдифь
По заказу кондотьера Туцио Констанцо для собора в Кастельфранко Джорджоне исполняет алтарный образ «Мадонна Кастельфранко». Джорджоне создавал картины и на светские, мифологические сюжеты, получившие в его творчестве преобладающее значение.
В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
Спящая Венера
Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы.
Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем.
Именно искусство Джорджоне способствовало формированию пейзажа как самостоятельного жанра.
Церера
Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов («Портрет юноши», «Лаура»). Жизненный путь Джорджоне был краток (в возрасте 33 лет он умер, заразившись чумой от своей возлюбленной).
Творческие достижения Джорджоне, его новаторство в области художественного языка оказали огромное влияние на венецианскую живопись XVI века и положили начало ее расцвету. Учеником Джорджоне был Тициана.
Картины Джорджоне на мифологические и античные сюжеты:
Спящая Венера, 1510 | Спящая Венера, 1510 | Церера |
Картины Джорджоне на библейские сюжеты:
Юдифь, 1504, фрагмент | Юдифь, 1504 | Юдифь, 1504, фрагмент |
Мадонна с младенцем в пейзаже | Мадонна Кастельфранко | Читающая мадонна |
Поклонение младенцу | Святое семейство | Мадонна с младенцем в пейзаже |
Поклонение пастухов | Поклонение пастухов | Поклонение пастухов |
Поклонение волхвов | Поклонение волхвов | Поклонение волхвов |
Суд Соломона | Мадонна с младенцем и Святыми | Нахождение Моисея |
Портреты и другие картины Джорджоне:
Портрет старой женщины, 1508 | Портрет молодой женщины (Лаура) | Портрет воина со слугой, 1509 |
Страстный певец, 1510 | Портрет юноши | Портрет Антонио Брокардо, 1510 |
Гроза, 1505 | Гроза, 1505 | Гроза, 1505 |
Сельский концерт, 1512 | Три философа, 1510 |
Три возраста | Восход солнца, 1510 |
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/15046676.html
Описание картины Джорджоне «Лаура»
Описание картины Джорджоне «Лаура»
Этот портрет прекрасной незнакомки был написан очень давно, еще в 16 веке. Если сравнивать его размеры с другими известными полотнами тех времен, то можно заметить, что он был достаточно небольшим. Что длина, что ширина полотна не достигала и полуметра. Рисовался он с помощью масла. А теперь отбросим в сторону техническую сторону рисунка и перейдем непосредственно к содержанию и композиции этого полотна.
Когда мы видим такие светотеневые переходы, то сразу же ассоциируем их со сфумато Леонардо. Это действительно было что-то похожее, ведь у Леонардо мы видим подобную колористику и смягчение полутонов. Вообще, если изучать творчество этих двух великих художников, то без сравнения не обойтись.
Они интересно решали проблему изображения переходов на картине от мягкого к более четкому и жесткому. Именно эту технику мы и можем увидеть на этом полотне. Это своеобразно оживлят картину, вселяет в нее чувство движения, дыхания.
Когда смотришь на полотно, то оно кажется настолько реальным, что нет сомнений в присутствии зрителя где-то на самой картине в качестве тайного наблюдателя.
С помощью мягких переливов Джордано удалось изобразить всю наполненность и мягкость женского тела.
В этом образе прослеживается некоторая прозаичность, но все равно девушка красива, невзирая на простоту. Она изображена на черном фоне, что максимально контрастирует с ее светлой кожей и оттеняет суровость выражения лица.
Голова девушки покрыта косынкой, которая небрежно ниспадает ей на грудь, окутывая стан юной красавицы подобно змее. Ее наряд довольно противоречит цветению и буйству зелени за спиной. На ней красное меховое пальто.
Но что может значить одежда, когда мы имеем столь противоречивый образ самого лица? Эти упрямые глаза, целенаправленный взгляд, тонкие поджатые губы… Чем так обижена девушка, или быть может, закалена судьбой?
(No Ratings Yet) ← Описание картины Ивана Крамского «Портрет Грибоедова»Описание картины Ильи Глазунова «Два князя» → Памятник Левше
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhordzhone-laura/
Описание картин
Картина «Дева Мария с младенцем на фоне пейзажа» написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века, ориентировочной датой создания считается 1503 год. Размер картины 44 x 37 см, дерево, масло.
Одна из ранних работ мастера, картина являет собой классическую композицию библейских образов. Уже по этой ранней работе художника заметно, что природа, природная среда в искусстве для Джорджоне начинает играть все более важную роль.
Еще нельзя с уверенностью сказать, что Джорджоне изображает единую воздушную среду, связывающую фигуры и предметы пейзажа в единое пленэрное целое.
Но, во всяком случае, можно по праву утверждать, что образная эмоциональная атмосфера, в которой живут и герои и природа у Джорджоне, есть уже и оптически общая как для фона, так и для персонажей картины атмосфера.
Картина «Испытание Моисея огнем» создана венецианским художником Джорджоне приблизительно в 1502-1505 годах. Размер картины 89 x 72 см, дерево, масло.
Ранние работы художника («Юдифь», «Испытание Моисея огнем», «Поклонение пастухов», «Мадонна Кастельфранко», «Святое семейство», «Поклонение волхвов») в основном посвящены религиозной тематике.
Эта картина Джорджоне имеет также другое название «Отрок Моисей перед фараоном» и отражает один из эпизодов жизни пророка Моисея во время его пребывания в Египте.
Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине).
По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам.
В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках.
Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея.
Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). Моисей женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В главе 3 книге Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых.
Моисей и его брат Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея.
После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню.
Воды Красного моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, а фараон со своим войском тонет.
Картина «Святое семейство» или «Мадонна Бенсон» (другое обиходное название картины) написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1500 по 1505 год.
Размер картины 37 x 46 см, дерево, масло.
Святое семейство, в христианских представлениях семья, в которой родился Иисус Христос, ближайшее окружение младенца Иисуса в детстве, включающее его мать Деву Марию и ее мужа Иосифа Обручника.
Дева Мария (Богородица, Богоматерь, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии — праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства.
По достижении Марией совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение.
После рождения Иисуса Христа Мария бежит с ним и Иосифом от царя Ирода в Египет, а после смерти Ирода возвращается в Назарет. Мария присутствует на Голгофе, и, согласно христианской традиции, прежде всего ей является Христос после своего воскресения.
По одной из версий, Мария тихо жила в доме Иоанна Богослова, которого Христос велел ей усыновить. За успением Марии, т.е. разлучением души Марии с телом, следует чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо.
Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7,3), — и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама Иисус Христос — один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду.
С точки зрения исторической науки, Иисус Христос — явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 века нашей эры, с деятельностью учеников которого связано начало христианства, родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н.э.
(условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 веке, не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими властями на Голгофе около 30 года нашей эры.
Алтарная работа «Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо» или «Мадонна да Кастельфранко» написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1503 по 1505 год. Размер картины 200 x 152 см, дерево, масло; заказчик работы — кондотьер Туцио Костанцо (на подножии престола обозначен фамильный герб).
Собственно, замечательная композиция картина «Мадонна да Кастельфранко» завершает начальный период творчества Джорджоне.
В своих ранних вещах и первых произведениях зрелого периода Джорджоне непосредственно связан с той монументальной героизирующей линией, которая наряду с жанрово-повествовательной проходила через все искусство кватроченто и на достижения которой в первую очередь опирались мастера обобщающего монументального стиля Высокого Возрождения.
Венецианец Карло Ридольфи, посетивший родной город художника в 1640 году, написал в своих «Записках»: «Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наемников, образ Мадонны с младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко.
Слева поместил святого Георгия (прим.
святой Либерал из Тревизо), в котором изобразил себя, а справа — святого Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих братьев, и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого».
В картине Джорджоне «Мадонна Кастельфранко» фигуры расположены согласно традиционной композиционной схеме, принятой для этой темы рядом мастеров североитальянского Возрождения. Мария восседает на высоком постаменте; справа и слева от нее предстоят перед зрителем святой Франциск и местный святой города Кастельфранко Либерале.
Каждая фигура, занимая определенное место в строго построенной и монументальной, ясно читаемой композиции, все же замкнута в себе. Картина этого периода творчества венецианского художника Джорджоне иконографически традиционна, но выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов.
Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер.
И вместе с тем непринужденное расположение фигур в просторной композиции, мягкая одухотворенность их тихих движений, поэтичность образа самой Девы Марии создают в картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой мечтательности, которая так характерна для искусства зрелого Джорджоне, избегающего воплощения резких драматических коллизий.
Портрет «Антонио Броккардо» создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Портреты Джорджоне являются своеобразным синтезом идеального и живого конкретного человека. Один из наиболее характерных — его замечательный портрет Антонио Брокардо.
В картине художником безусловно, точно и ясно переданы индивидуальные портретные особенности благородного юноши, но они явно смягчены, подчинены образу совершенного человека.
Непринужденно свободное движение руки юноши, энергия, ощущаемая в полускрытом под свободно-широкими одеяниями теле, благородная красота бледносмуглого лица, головы, склоненной на крепкой и стройной шее, красота контура упруго очерченного рта, задумчивая мечтательность глядящего вдаль и в сторону от зрителя взгляда — все это создает полный благородной силы образ охваченного глубокой, ясно-спокойной думой человека. Мягкий изгиб залива с недвижными водами, молчаливый гористый берег с торжественно спокойными зданиями образуют пейзажный фон, который, как всегда у художника Джорджоне, не унисонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как бы косвенно созвучен этому настроению.
Картина «Портрет юноши» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в середине первого десятилетия. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло.
Для Джорджоне характерно, что его интересует в образе человека не столько неповторимая сила и яркость индивидуально выраженного характера, сколько именно некий утонченно сложный и вместе с тем гармонически целостный идеал совершенного человека или, точнее, идеал того духовного состояния, в котором пребывает человек. Поэтому в композициях художника почти отсутствует та портретная конкретность характеров, которая наличествует в монументальных работах большинства мастеров итальянского Возрождения. Более того, и сами композиции Джорджоне можно назвать лишь в известной мере монументальными. Как правило, они невелики по размерам. Они не обращены к большим людским толпам. Утонченная муза Джорджоне — это искусство, наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки венецианского общества. Это картины, рассчитанные на длительное спокойное созерцание ценителем искусства с тонким и сложно развитым внутренним духовным миром. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность.
Картина «Читающая мадонна» итальянского художника Джорджоне. Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Точная дата создания этого образа Пресвятой Девы Марии неизвестна. Картину относят к раннему периоду творчества Джорджоне.
Для историков живописи венецианской школы эпохи ренессанса и исследователей творчества венецианского художника Джоржоне, в частности, атрибуция картины является спорной. На заднем плане картины изображена площадь святого Марка в Венеции (с частью собора Сан-Марко) такой, какой она являлась при жизни Джоржоне.
Собор Сан-Марко во времена Джоржоне был не только хранителем священных реликвий и культовым сооружением. Здесь происходила церемония посвящения дожа, здесь получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, сюда во времена военных угроз собирались жители города. Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв.
метров) покрыты многочисленными мозаиками. На протяжении столетий безвестные венецианские художники и мастера тщательно составляли огромные композиции из несчетного количества кусочков мрамора и стекла.
Картина «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский» создана итальянским художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия. Точная дата написания картины неизвестна. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло.
Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. Для некоторых исследователей живописи венецианской школы эпохи ренессанса атрибуция картины является спорной.
Этот необычайный алтарный образ, персонажи которого как бы перенесены из интерьера собора на лоно природы, поражает особым тонким настроением.
Светлый, радостный пейзаж, утренний свет, льющийся из-за холмов, меланхолическое раздумье, в которое погружены участники сцены, придают всему необычайную поэтичность. И в то же время картина поражает ощущением недосказанности, характерным для всех последующих созданий венецианца Джорджоне.
Картина «Старуха» или «Портрет пожилой женщины» венецианского художника Джорджоне. Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Картина написана предположительно около 1509 года.
Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами («Лаура», «Портрет Антонио Броккардо», «Портрет воина» и другие).
Одна из таких типажных картин художника — изможденная «Старуха», выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени. Слова надписи на листке бумаги, который держит пожилая женщина, гласят: «Col tempo» — «Так происходит со временем».
Картина «Церера» венецианского художника Джорджоне. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера. Картина написана предположительно в конце первого десятилетия 16 века.
До нашего времени дошло мало картин как самого Джорджоне, так и работ художников его круга. В искусствоведческой литературе по настоящее время идут споры о наследии Джорджоне, о количестве его подлинных работ.
Ряд атрибуций до сих пор носит спорный характер, в частности, это касается и картины «Церера».
Следует, однако, заметить, что осуществленная в середине 1950-х годов в Венеции первая полная выставка картин Джорджоне и «джорджонесков» позволила внести не только ряд уточнений в круг работ мастера, но и приписать Джорджоне ряд до того спорных картин, помогла полнее и яснее представить характер его творчества в целом.
Церера, в римской мифологии древнейшая богиня земледелия, хранительница сельской общины, а также хозяйка подземного мира. С Церерой связывали введение земледелия и законов, приобщивших людей к цивилизации.
Церера также была богиней материнства и брака. Иногда разгневанная богиня насылала на людей безумие. Церере были посвящены праздники жатвы и посева, которые сопровождались играми.
В греческой мифологии ей соответствует богиня Деметра.
Источник: https://studbooks.net/1132167/kulturologiya/opisanie_kartin
Итальянский художник Джорджоне
|