Купчиха за чаем, 1918, кустодиев — описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Гойя Франсиско Оформить и заказать

Постеры и картины на холсте — отличное решение для украшения интерьера квартиры, офиса. Это замечательный подарок на день рождения, юбилей и Новый Год.

На нашем сайте вы можете подобрать для себя постер или репродукцию известного художника. Удобный конструктор поможет вам оформить картину в раму. Изменяя размер и рамку можно уложится практически в любую стоимость. В наличии только качественный деревянный багет.

Мы занимаемся изготовлением на заказ постеров и картин. В нашем каталоге можно выбрать понравившуюся картину. С помощью конструктора багета оформить ее и заказать. Заказ делается без регистрации на сайте максимально быстро и удобно. По Москве действует служба доставки.

На сайте можно подобрать картины на любой вкус. Есть классическая русская живопись XIX и ХХ веков. Любители импрессионизма тоже найдут для себя множество картин. Для удобства картины разбиты не только на стили живописи, но и на тематики. Если вы ищите натюрморт или изображение моря, то можете поискать в разделе Тематика.

Каталог разбит по художникам, которые разбиты по алфавиту. Все для вашего удобства. Найти картины Ван Гога, Куинджи или Левитана? Нет ничего проще!

И главная гордость нашего сайта — поиск по картинам. Поиск по ключевому слову, автору, тематики или тэгу. Можно выбрать определенный цвет картины и ее ориентацию. И это все работает вместе. Если вам нужны картины с изображением Берега, то поиск покажет только цвета картин, где нарисован берег. Это очень круто!

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины
Доставка по Всей России! Срок изготовления: 1-3 дня! Огромный выбор картин! Оплата при получении! Возврат денег если не понравится! Картины по вашим фото
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины
Закажите картину из Вашего фото! Оформленные картины

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Kupchiha_za_chaem/

Кустодиев — это который? — Да что пышных купчих писал..

Купчих он, конечно, писал. И довольно-таки пышнотелых. Согласно тому представлению о красоте, которое бытовало в среде, где и обращались эти самые купеческие Венеры.

И хотя сейчас все помешаны на похудении, слово «целлюлит» стало страшнее слова «жупел», а в красавицах и моделях ходят двухметровые девы-ножницы, все одинаковые, как куклы Барби (я не ворчу — я надеюсь, что скоро мода переменится), но нельзя сказать, что кустодиевские женщины не привлекают глаз. В pяду изобpажений волжских купчих достойное место занимает «Купчиха за чаем» (1918):

…Пpовинциальный гоpодок. Чаепитие. Молодая кpасавица купчиха сидит в теплый летний вечеp на балконе. Пеpед нею стол с самоваpом, фpуктами и сдобой.

Нежный pумянец оттеняет белизну холеного лица, чеpные бpови слегка пpиподняты, голубые глаза что-то внимательно pассматpивают вдали. По pусскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддеpживая его пухлыми пальцами.

Вдали видна теppаса дpугого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией. Рассказывают, как почти свихнулся некий митpополит, узpев одну и его каpтин: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Кpасавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои.»

Однако писал он не только купчих. Он много чего писал. Мало кому столько доставалось от художественной кpитики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все «оглядывается на пеpедвижников».

Декаденты считали его искусство «безнадежно оpтогpафическим», «Солидные» кpитики из больший печати десятых годов называли pаботы Кустодиева «лубочными». А в 20-е годы молодые кpитики, освоившие пpиемы вульгаpной социологии, повесили на живописца яpлык «последнего певца купеческо-кулацкой сpеды».

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины

Пару слов о его жизненном пути.

Борис Михайлович Кустодиев (1878−1927) В 1903 году закончил Академию Художеств, получил за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины К 1910 году Боpис Михайлович становится всемиpно известен и пpедставляет pусское искусство за pубежом. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. В 1912 году он становится академиком, о нем востоpженно пишет Репин. К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как «Базаp в pусской деpевне», «Яpмаpка» (1906), «Яpмаpка» (1908), «Яpмаpка» (1910), «Пpаздник в деpевне» (1907), «Деpевенский пpаздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Пpовинция» (1910) и т. д. С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди — сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза».

И тут пришла болезнь. В результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

Евpопейская знаменитость Геpман Оппенштейн ставит диагноз: опухоль в спинномозговом канале, чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Вопрос стоял так: что сохpанить ему: pуки или ноги.

Юлия Евстафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки пpи паpалитике, эта милая, мягкая подpуга и советчица говоpит: «Оставьте pуки. Художник — без pук, он жить не сможет…»

Полгода Боpис Михайлович пpовел в больнице. Невзиpая на симптомы недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну каpтину за дpугой: «Кpасавица», «Девушка на Волге» — (сpазу пpизнана классикой). Вслед за ними пишет сеpию каpтин-песен «Масленицы», свеpкающую паноpаму pусских пpазднеств, наpодных гуляний, калейдоскоп неповтоpимых по сочности и яpкости сочетаний.

За год до кончины он завеpшил каpтину «Русская Венеpа». Пpекpасное обнаженное тело молодой женщины, кpепкое, здоpовое, излучающее аpомат свежести, чистоты.

Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной pжи, лицо, далекое от классической пpавильности, но пpитягательное, добpое. Непpинужденный, по-своему гpациозный и величавый жест, непpихотливая обстановка пpостой деpевенской баньки.

А последним пpоизведением художника был этюд тpиптиха «Радость тpуда и отдыха»…

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины

…За десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины

http://kustodiev-art.ru http://www.boriskustodiev.ru

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/18200/

«Купчиха за чаем» Кустодиева — История одного шедевра

Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший.

Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни.

За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Русская Венера. 1925 — 1926

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Контекст

На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами.

«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому.

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины «Женщина, пьющая чай». Зарисовка с Адеркас

Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года».

В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей.

Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина (1921)

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают.

А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга.

Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Источник: https://diletant.media/articles/36124574/

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 — 1927). Картина была написана в 1918 году, холст, масло, 120 x 120 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Русский художник Кустодиев являлся не только искусным живописцем, который мастерски мог подмечать тонкости и детали, изображать окружающий мир и передавать атмосферу, но и страстным ценителем красоты русских традиций.

Его картины, которые передают жизнь и быт людей, стали понятны обычному зрителю, а от того признание Кустодиева среди обычных людей и ценителей искусства было практически всеобщим.

Одна из его картин «Купчиха за чаем» лучше всяких слов рассказывает о необычайном таланте Кустодиева.

На картине представлена купчиха — красивая и румяная женщина. Она сидит на открытом балконе тёплым летним днём. На заднем плане открывается русский пейзаж с зеленью, домами и белокаменными церквушками. На женщине красивое и дорогое платье.

На столе стоит традиционный русский самовар, нарезанный арбуз, фрукты и сладости. Купчиха пьёт чай из блюдечка. Спокойную и беззаботную обстановку чаепития подчёркивает ленивый кот, который трётся о плечо хозяйки.

Читайте также:  Завтрак в мастерской, эдуард мане - описание картины

На соседнем балконе пьёт чай другая купеческая семья.

Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно.

Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника. Картина была написана в проблемный для России год.

1918 — это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее.

Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии — коммунизма. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится.

Чем же была для Кустодиева данная работа? Возможно, это дань уходящей навсегда эпохе, которая в течении последующих нескольких лет будет полностью уничтожена и перекроена по новым лекалам, а может быть таким образом Борис Михайлович Кустодиев выразил надежду, что, пережив революцию, Россия в скором времени вновь вернётся к своим традициям и прежнему порядку вещей. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом, и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни.

Картина «Купчиха за чаем» Кустодиев

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины

???? Блинцов | 2016-06-6, 12:25 | ???? 954

Источник: https://art-assorty.ru/10835-kupchiha-za-chaem.html

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Очередной раз эксплуатируя свой излюбленный образ – пышнотелую женщину, Кустодиев создал настоящий шедевр, актуальность которого подтверждается невероятной популярностью. «Купчиха за чаем» – это впечатляющая красота и беззлобная ирония, свойственная творчеству мастера.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев - описание картины

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

История создания

Полотно создавалось в знаковый для России 1918 год. Автор, питая надежды на светлое будущее, попытался вдохнуть оптимизм в свою картину, зашифровав в образе мечты о сытой, дородной и довольной стране.

Каждый элемент холста буквально кричит о роскоши и достатке, которого так хотелось россиянам того времени. А уверенный и немного лукавый взгляд и сжатые в сдавленной улыбке губы главной героини говорят об оптимизме и вере в лучшее.

Композиция

Дородность женщины в начале прошлого столетия свидетельствовала о красоте и достатке. Чтобы подчеркнуть эти черты, автор поместил купчиху в центр композиции, как бы сжатой рамками размеров холста.

Сама героиня, довольная и беззаботная, восседает на балконе с пиалой чая (традиционно в Росси распивался чай именно так).

Аристократически откинутый мизинчик говорит о склонности дамы к желанию принадлежать к высшему обществу.

Увесистые золотые серьги как бы специально выставлены на показ, поскольку волосы аккуратно убраны и подвязаны платком. Роскошные одежды с аккуратной брошью очень идут купчихе, подчеркивая ее прекрасный вкус и женственность.

Вторым одушевленным предметом композиции является кот, он добавляет некой иронии и живости. Готовый к ласке добродушной хозяйки, он прогнул спину и сам лащится, прильнув к оголенному плечу.

Российской традиционности полотну добавляют исконно русские атрибуты чаепития – самовар, пиала, чаша, заварник и сахарница. Отдельно стоит отметить невероятное изобилие накрытого стола. К услугам трапезничавшей купчихи не только аппетитные мучные сладости, но и прекрасно прорисованные фрукты. В соседстве с яблоками располагается виноградная гроздь и сочный арбуз.

На заднем плане можно видеть прекрасный фон, открывающийся с балкона. Это говорит об очень удачно выбранном месте жительства – именно таким и должен быть вид из окна настоящей купеческой жены. Зелень высоких деревьев как бы обрамляет не только балкон, но и виднеющиеся на фоне строения, раскрашенные в разные цвета.

Являясь патриотом, Кустодиев умышленно отдал место в левом нижнем углу, на переднем плане, вышитому полотну. Неярко раскрашенные узоры ручной вышивки как бы контрастируют с заморскими шелками туалета дамы.

Созданный образ как главной героини, так и композиции картины в целом, можно считать традиционным для Кустодиева. Он не изменяет собственноручно созданным традициям и еще раз подчеркивает свое мастерство донесения до зрителя главной идеи, мысли, задумки и смыла, заложенного в сюжет. Яркость красок добавляет оптимизма и создает прекрасное настроение.

Репродукция «Купчихи с чаем» прекрасно дополнит домашний интерьер кухни и станет настоящим украшением.

Популярные художники

В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы — посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор — ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.

Источник: http://www.ArtAriya.ru/kupchiha-za-chaem-boris-kustodiev/

«Купчиха за чаем» Кустодиева

«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь — сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву.

При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.

Свои самые известные полотна он писал по памяти: прикованный к постели, он не мог выезжать на пленэры или искать натуру по городам и весям страны, которая, кстати сказать, была в революционном чаду.

Сюжет

На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший.

Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьет чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Ее сахарные плечи — еще одна сладость на этом празднике жизни.

За ее спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.

Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха — натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в XIX веке нашел отражение в героинях Островского и Лескова. Движения ее плавны и неторопливы — в таком же ритме живет и провинциальный город.

Русские женщины, в том числе и купчихи, были частыми героинями кустодиевских работ. Представали они в разных антуражах, позировали для них нередко дворянки с менее пышными формами. Борис Михайлович выписывал саму Русь, правда, время, когда он это делал, уже не соответствовало выбранному образу: на смену дородным кормилицам пришли худосочные революционерки.

Контекст

На дворе стоял 1918-й год. Денег не было, еды тоже — окаянное время. Кустодиев уже тяжело болел, и все тяготы несла на себе его жена Юлия Евстафьевна. По воскресеньям она ходила пилить дрова, платили ей, как и другим чернорабочим, — дровами.

«Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал художник театральному режиссеру Василию Лужскому.

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому баронесса Галина Адеркас. В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами, однако художник считал, что красивой женщины должно быть много — худые на творчество не вдохновляли. Его даже называли русским Рубенсом за пышнотелых, дородных женщин, «Волжских Данай».

Картина условно делит зрителей на два лагеря: одни считают ее ироничной, другие — ностальгической. Первые утверждают, что Кустодиева писал карикатуру на купеческое сословие, вторые — что русский Тициан вложил в это полотно переживания о судьбе Родины, крушении традиций и разочаровавших итогах революции.

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года».

В академии и сразу после ее окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Все увиденное в дальнейшем станет основой шедевров.

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске».

В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38911441-kupchiha-za-chaem-kustodieva/

Русское чаепитие на картинах художников

Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века. Долгое время из-за своей дороговизны чай был недоступен крестьянам и даже людям среднего достатка. В дворянских усадьбах чай берегли как зеницу ока: обычно хозяйка хранила его не в кладовой, а в собственной спальне, в специальном ларце-чайнице.

Поэтому первоначально чаепитие в народе считалось одним из символов зажиточной и благополучной жизни. Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией.

И, конечно же, стало сюжетом многих картин.

Константин Маковский «За чаем», 1914 год

Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. В пору раннего творчества заработка ради он часто писал портреты на заказ и со временем приобрел славу самого модного портретиста Петербурга. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.

Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью…» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.

В его доме было собрано немало старинной домашней утвари и боярских костюмов — разноцветных сарафанов, расшитых жемчугом поручей и кружевных кокошников.

Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год

Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.

На первый взгляд картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России и русской женщине, но на самом деле она полна тонкой иронии, которая сквозит в деталях: необъятной широте тела русской красавицы, ее большой груди, румянце на щеках, пухлых пальцах, трущемся о плечо ленивом коте, гастрономической роскоши на столе.

Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Например, Леди Макбет Мценского уезда: «На дворе после обеда стоял пеклый жар, и проворная муха несносно докучала…

Читайте также:  Автопортрет с желтыми лилиями, н. с. гончарова, 1907

Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. А кот… такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый…

» Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. И каждый раз, любуясь своими героинями, их полнокровной жизненной силой, художник иронизировал над ними, а еще грустил — по безвозвратно уходящему прошлому.

Кузьма Петров-Водкин «За самоваром», 1926 год

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Но через обыденность художник смог показать общение и единение душ двоих людей, создать сложные и внутренне богатые образы.

Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным и вполне ощутимым.

Особое внимание художник уделил женскому лицу, подчеркнув его строгие, но в то же время гармоничные и прекрасные черты.

Василий Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 год

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Оказывается, в 1775 году на пути в Троице-Сергиевую Лавру императрице предложили утолить жажду в одном из многочисленных Мытищинских родников. Вода показалась Екатерине Великой необыкновенно вкусной, и она даже издала указ провести из родников водопровод до Москвы.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах. Обычная на первый взгляд сцена чаепития превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину.

Стоящий на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую — нищие, мальчик и старик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.

Константин Коровин «За чайным столом», 1888 год

Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Одна из известнейших — «За чайным столом».

По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.

Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом.

На переднем плане картины можно заметить еще один столовый прибор: вот-вот к столу подсядет кто-то пятый, ему неизбежно будут рады, а беседа станет еще оживленнее.

Василий Бакшеев «Житейская проза», 1892—1893 годы

Сюжет картины «Житейская проза» прост и незамысловат — семейное чаепитие. В отличие от радостного и светлого чаепития на картине Коровина у Бакшеева обстановка за столом тревожная и гнетущая.

Несмотря на то что композиционно герои связаны между собой, каждый из них — воплощенное одиночество, тоска и безысходность.

Подчеркивается личная драма каждого именно сюжетом: чаепитие, традиционно призванное сближать людей, в этом случае только разделяет их.

Источник: https://lady.mail.ru/article/477774-russkoe-chaepitie-na-kartinah-hudozhnikov/

Кустодиев Борис Михайлович (1878 — 1927)

Этого художника высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, — широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.

Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники — все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию — и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось «круто в финансовом отношении», обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали «Терем».

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев — верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.

Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.

За «лубочность» его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении «Мир искусства», выставлял свои картины в выставках объединения.

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927

Самые известные картины Кустодиева: список с описанием

Красивые картины Кустодиева давно обрели всемирную известность, хотя её не бывает слишком много. Имя Бориса Михайловича Кустодиева сразу ассоциируется с живописным полотном «Купчиха за чаем». Его нарочитая «русскость», «ярмарочность», и присущая некоторым работам «лубочность» — это не весь Кустóдиев.

Мир Кустодиева — художника, иллюстратора и театрального декоратора — намного шире и мощнее. Многогранность творчества художника и любовь к родине позволило ему не затеряться в недрах революционного движения.

Кустодиев не уехал в эмиграцию, а остался в СССР. Неизлечимо больной, прикованный к инвалидному креслу, он работал не щадя себя.

Ему трудно было держать кисти, но благодаря непревзойдённому таланту и силе воли, на свет появились его блистательные, яркие, полные жизни и радости, полотна.

Перед вами самые известные работы Кустодиева:

1

 Портрет И. Я. Билибина (1901)

Билибин, знаменитый художник, сказочный иллюстратор, был другом Кустодиева. Этот портрет — ранняя, но уже уверенная работа, когда Кустодиев обучался в мастерской у Репина. Ещё чувствуется подражание учителю, ещё нет фирменного «кустодиевского стиля», но портрет выполнен мастерски и очень реалистично.

Перед зрителем восседает на стуле изысканный молодой интеллигентный человек, одетый в белоснежную рубашку и элегантный сюртук. В петлице сюртука — красный цветок, как символ франтовства и любителя женщин. Герой — очень красивый молодой человек уверен в себе и слегка ироничен.

Читайте также:  Картина «неутешное горе», крамской — описание

Кстати, о самых красивых и знаменитых портретах художников всего мира мы подготовили интересную статью.

2

 На террасе (1906)

Традиционный провинциальный быт всегда привлекал Кустодиева. Ему нравились сценки из жизни простых людей, их патриархальный уклад. Картина «На террасе» отличается теплотой и уютом дачной жизни.

За столом собралась для вечернего чаепития вся семья. Вдали виднеется лес, добротный загородный дом, где обитает семейство, только что построен.

На переднем плане не просто большая семья: дети и взрослые. Это семья самого художника. Его жена, сестра с детьми и мужем, и молодая няня.

Спокойная беседа, умиротворение, семейная идиллия подчёркивается обилием белого цвета в одежде всех персонажей.

3

 Московский трактир (1916)

Московский трактир не просто забегаловка, где можно перекусить. Это серьёзное заведение, куда приходили купцы и разные торговые и мастеровые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться и вкусно поесть. Посетителей обслуживают вышколенные половые. Интерьер заведения яркий, праздничный и уютный.

В центре картины за общим столом изображена группа людей в одинаковой униформе. Возможно, гильдия извозчиков отмечает чаепитием какое-то событие. Они чинно пьют чай из фарфоровых блюдец. За стойкой — трактирщик включает патефон.

4

 Масленица (1916)

Эта сказочная картина насыщена яркими красками и их всевозможными оттенками. Снег буквально искрится в лучах заката, создавая немыслимые радужные переливы, которые сочетаются с общим праздничным настроем картины. Более всего поражает небо с переплетёнными изумрудными, розовыми и жёлтыми облаками, настолько прекрасное, что от него нельзя оторвать глаза.

Создавая этот шедевр, Кустодиев испытывал сильнейшие муки. Опухоль позвоночника превратила молодого человека в инвалида.

Он долго не брал кисти в руки, но превозмогая боль, решился создать жизнерадостное, полное счастья и энергии полотно.

На фоне прекрасного зимнего пейзажа мчится весёлая тройка, из-за сугробов выныривают нарядные сани, запряжённые лошадьми. Вдалеке виднеется цирк и праздничная ярмарка. Народ веселится, катается с горок, играет и танцует.

Хотите посмотреть на красивые фотографии лошадей разных пород? Переходите по ссылке! Это одна из самых популярных статей на most-beauty.ru.

5

 Купчиха за чаем (1918)

Русская красавица, роскошная купчиха, была написана в самые тревожные и голодные годы после революции. Кустодиев был уже тяжело болен, в стране бушевал развал, нищета и отсутствие элементарного — хлеба. Но тут появляется полотно, полное жизни и благополучия, которое произвело необычайный фурор.

На балконе дома, за самоваром с разными яствами и вкусностями на фоне идиллического пейзажа восседает купчиха. Толстая, красивая, холёная, пышущая здоровьем красавица с белоснежными сахарными плечами и руками в сине-фиолетовом бархатном платье. Рядом с ней упитанный кот, как символ благополучия и домашнего уюта.

6

 Портрет Шаляпина (1921)

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина.

Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене.

На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

7

 Купчиха с зеркалом (1920)

Молодой купчихе муж подарил шелковую шаль. Красавица не нарадуется, красуется у зеркала, а в дверях стоит купец, любуясь своим сокровищем — жёнушкой. Он явно рад, что покупка пришлась по душе. Картина насыщена яркими красками — малиновым, зелёным, синим, бордовым.

8

 Голубой домик (1920)

Это идиллическая картина того, как должна выглядеть русская семья. Это жизнь, которая подразделяется на определённые периоды: счастливого детства, беззаботного юношества, романтичной молодости, мудрой зрелости, уважаемой старости, увядания и завершения земной жизни. Дом утопает в зелени и солнечном свете. Голубой цвет — символ мира и счастья.

9

 Купчиха с покупками (1920)

Яркое полотно изображает момент из жизни купчихи. Дородная купчиха гордо возвращается домой после плодотворной прогулки. Она довольна, как и большинство современных женщин, после похода по магазинам.

За ней поспевает её помощник. В его руках корзина с покупками. Чего там только нет! И рыба, и зелень, и сахарная головка, и разные деликатесы. В руке пакет, из которого виднеется винная бутылка.

Очевидно, купчиха ждёт к ужину гостей.

Богатство и положение купчихи подчёркивается всем её внешним видом: статью, осанкой, одеждой и, конечно, наличием слуги. Кружевная накидка выгодно оттеняет розовое парчовое платье, тюрбан в цвет платья из дорогого платка и маленький элегантный зонтик дополняют образ купчихи.

10

 После грозы (1921)

Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.

Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.

Самые красивые картинные пейзажи в мире.

Послесловие

«Автопортрет». 1912

Борис Михайлович Кустодиев — талантливый, самобытный русский художник, работы которого вселяли надежду в самые тяжёлые годы жизни страны. Его работы — гимн жизни, радости и здоровья. Редакция most-beauty.

ru просит вас написать в х какие картины Кустодиева произвели на вас наибольшее впечатление.

И хоть формат нашего сайта не позволяет нам сооружать в статьях картинные галереи, мы всё же решили добавить ещё несколько прекрасных работ Бориса Михайловича Кустодиева без описания.

Ещё картины Кустодиева:

Возмущение слобод против бояр (1897)

Портрет Ю.Е. Кустодиевой (1903)

Гулянье на Волге. 1909

Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский (1915)

Зима. Крещенское водосвятие (1915)

Фонтанка у Калинкина моста (1916)

Балаганы (1917)

Вербный торг у Спасских ворот (1917)

Матрос и милая (1920)

Большевик (1920)

На этом мы завершаем нашу статью. Спасибо за внимание.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-kustodieva.html

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем"

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918 г.

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья.

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани.

Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.

Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918 Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно.

Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В.

Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Б. Кустодиев. Провинция, 1919

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение.

Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

Б. Кустодиев. Троицын день, 1920

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности.

Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.

Источник: https://www.colors.life/post/1084790/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector