Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Лучше этой работы по чеканке и по литью сделать невозможно, главным образом потому, что он в то же время обнаружил талант свой и в области архитектуры, поместив названную гробницу в проем шириной в пять локтей и высотой приблизительно в десять и поставив ее на цоколь, отделяющий названную капеллу св. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа».

Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. В последние годы своей жизни работал на таможне.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Вероккьо Андреа Андреа дель Верроккьо

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Тогда, набравшись духу, он начал ваять из мрамора. Ладони символизируют Бога-отца, голубь – Бога-Духа Святого.

Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Картины — Верроккьо, Андреа дель

И в самом деле, в св. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3. 3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Карло Педреттив книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Это не живые люди, а образысимволы, величественные и одухотворенные.

Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год.

К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. При этом диапазон его творчества широк. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад.

От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок.

Среди его учеников и соратников были художники Боттичелли, Botticini, Лоренцо ди Креди и Леонардо да Винчи.

После этого в его времена и начали без больших расходов делать слепки и с лиц умерших и потому-то мы и видим в каждом флорентийском доме над каминами, входными дверями, окнами и карнизами бесчисленное множество таких портретов, сделанных настолько хорошо и настолько натурально, что кажутся живыми. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником.

Фому, влагающего персты в рану Христа. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира.

Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. Он расположен в галерее Уффици во Флоренции.

И фигура эта одета точь-в-точь так, как был одет Лоренцо, когда, раненный в горло и перевязанный, он подходил к окну своего дома, чтобы показаться народу, сбежавшемуся посмотреть, жив ли он, на что народ надеялся или же умер, чтобы за него отомстить.

В 1479 году Вероккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо.

Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности.

Но больше всех любил он Лоренцо ди Креди, который впоследствии перевез прах его из Венеции и похоронил его в церкви Сант Амбруоджо, в гробнице сера Микеле ди Чоне, где над надгробным камнем высечены следующие слова: Ser Michaelis de Cionis et suorum (Серу Микеле ди Чоне и родственникам его.

)и тут же: Hiс ossa jacent Andreae Verrocchii qui obiit Venetiis MCCCCLXXXVIII (Здесь покоится прах Андреа Верроккио, скончавшегося в Венеции в 1488 году). Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

крещение христа (подробно леонардо да винчи), Темпера по (1435-1488, )

Когда же Лоренцо, его внук, в руки которого попал торс из красного камня с головой другого Марсия, весьма древний и гораздо более красивый, чем тот, захотел присоединить его к первому, он не мог этого сделать, так как в торсе очень многого не хватало. Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Иеронима, который признается чудесным.

Даров от Старой ризницы. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. Она написана в самом начале 70 -х гг.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

крещение христа (подробно леонардо да винчи)

Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле.

Фоме он показал неверие и непомерное желание уяснить себе, как это обстоит на самом деле и в то же время любовь, которая заставляет его в прекраснейшем движении руки прикоснуться к боку Христа, а в самом Христе, который великодушнейшим жестом поднял руку и распахнул одежду, желание рассеять сомнение неверующего ученика, – словом, все то обаяние и всю, так сказать, божественность, какие только могут быть вложены искусством в изображение человеческой фигуры.

В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНДРЕА дель ВЕРРОККИО ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА СКУЛЬПТОРА И АРХИТЕКТОРА

Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.

Не смотря на то, что Леопарди поставил на сбруе лошади Коллеони свою подпись, флорентийские авторы, писавшие об искусстве в первой половине XVI века, отмечают, что Верроккьо был автором глиняной модели памятника, который из-за смерти не смог довести до конца. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией.

Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. Лицо как бы освещается изнутри радостью. В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы.

  • Крещение Христа (картина Вероккьо)
  • Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи
  • Описание картины Андреа Верроккьо «Крещение Христа»
  • Картина Леонардо да Винчи Крещение Христа – один из шедевров эпохи Возрождения
  • Описание картины «Крещение Христа»
  • Искусство : Живописные впечатления: Легенда о «побежденном учителе»
  • Вероккьо АндреаКартины и биография

Но, по правде говоря, в искусстве скульптуры и живописи он обладал манерой несколько сухой и жестковатой, как это бывает у тех, кто овладевает искусством с бесконечными стараниями, а не с той легкостью, которую им дарует природа. Андреа умер пятидесяти шести лет.

Отсюда и пошло, что стали делать изображения с большим совершенством не только во Флоренции, но и во всех других местах, куда совершаются паломничества и куда стекаются люди с подношениями по обету или, как их называют, «чудесами», – в ознаменование полученной божественной милости.

И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо.

В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ «могучего воина». Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.

Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Вероккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс.

В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. Даров и ризницей. В юности он занимался науками, главным образом геометрией. Другая гробница его работы находится в церкви Сан Бранкаччо во Флоренции, одновременно выходит и в ризницу и в одну из капелл церкви и была им изваяна для мессера Пьера Минербетти, кавалера.

  • О знаменитости:Итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения
  • Леонардо да Винчи – гений эпохи
  • Описание картины Леонардо да Винчи Крещение Христа
  • Картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
  • Значение Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства

Андросов:«Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества.

В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо.

Он родился в 1435 году. Между тем Андреа увидел, как высоко ценились многочисленные древние статуи и другие предметы, находимые в Риме и что папой был поставлен в Сан Джованни Латерано бронзовый конь и что обращали внимание не только на цельные вещи, но и на фрагменты, попадавшиеся ежедневно, вот таким образом он и решил заняться скульптурой.

Среди учеников Вероккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника.

И может быть, есть в Коллеони что-то от самого Верроккьо, боровшегося всю жизнь с трудностями, упорно стремившегося к новым заказам и побеждавшего мощью своего таланта конкурентов. Джорджо Вазари, рассказывая о многогранности дарования Верроккьо, называет его ювелиром, перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом.

Читайте также:  Успение, феофан грек, 1392

Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. n Крещение Христа – самое известное живописное произведение Верроккьо. Одна работа особенновыделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела.

В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Его открытия опережали его время. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Будучи прежде всего скульптором,
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • Галереи, серии картин, портретов
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Картины Верроккьо, как типичны для флорентийских работ той даты, находятся в темпере на деревянной панели. «Крещение Христа» – самое известное живописное произведение Верроккьо. Варвары – воскресающего Христа с несколькими ангелами, – вещь очень красивую для терракотовой глазури.

Техника живописи искусства в масляной краской, которые ранее использовались в Италии только для товаров длительного пользования, таких как парад щитов, был введен во Флоренцию на голландских и фламандских художников и их импортные работ на вокруг даты, что эта картина была создана.

Традиции флорентийской культуры художник видит в натурализме, задачу искусства – в выявлении рассеянной в природе красоты. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его».

Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду.

– являются средоточием его научной мысли.

  • Напишите отзыв о статье Андреа Верроккьо
  • Отрывок, характеризующий Андреа Верроккьо
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. О нем рассказывают также, что однажды он возвратился из больницы Санта Марна Нуова после какой-то болезни здоровым и поправившимся, когда же его навещали друзья и спрашивали его, как он себя чувствует, он отвечал: «Плохо».

Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс.

Тогда он дал его закончить и отделать Андреа и тот приделал не достававшие этой фигуре ноги, ляжки и руки из кусков красного мрамора так хорошо, что Лоренцо остался весьма доволен и велел поставить ее насупротив первого с другой стороны ворот.

Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений.

И на этом закончим жизнеописание Андреа Верроккио, превосходнейшего скульптора. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года.

Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику.

Неизвестно, на сколько это соответствует действительности, но то, что ангел отличается от других фигур явно заметно. Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего.

Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение.

Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа.

Андреа очень любил делать формы из схватывающего гипса именно из того, который приготовляется из мягкого камня, добываемого в Вольтерре и в Сиене и во многих других местностях Италии камень этот пережигается на огне и затем толчется и замешивается на теплой воде, после чего становится таким мягким, что с ним можно делать все, что угодно, а затем он застывает и твердеет так, что из него можно отливать целые фигуры. Она написана в самом начале 70-х гг.

Она написана в самом начале 70-х гг. Михаила в оратории Орсанмикеле, он должен был отлить из бронзы и св. Но памятник ждала трагическая судьба: его не удалось закончить ни Верроккьо, ни Лоренцо ди Креди, ни даже Лоренцетто в начале XVI века.

Последние годы жизни все мысли великого итальянца занимал заказ на конный памятник кондотьеру Коллеони.

Ангел налево зарегистрирован как окрашенный юным Леонардо, факт, который взволновал так много специального и мифологии, что важность и ценность картины в целом и в пределах uvre Верроккьо часто пропускаются.

Создание памятника, после проведения предварительного конкурса, в котором по легенде принимали участие Верроккьо, Бартоломео Беллано из Падуи и Алессандро Леопарди из Венеции, было поручено Верроккьо. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности.

Глаза как бы прищурены. И это стало причиной того, что Андреа решил никогда больше не притрагиваться к кистям, поскольку Леонардо, столь юный, в этом искусстве проявил себя гораздо лучше, чем он.

– «Ты же выздоровел», – возражали они, а он говорил: «И все-таки плохо, так как мне необходимо еще немного лихорадки, чтобы остаться в здешней больнице, где меня не беспокоили и за мной ухаживали». Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/andrea-del-verrokko-kreshenie-hrista/

Книга: Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1

возведенными позднее.

Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме. В этом здании должна была получить самое совершенное воплощение идея центрально-купольного храма.

Андреа Верроккьо (1435 или 1436–1488) — один из крупнейших скульпторов Возрождения. В своём творчестве он сочетал утончённый аристократизм и реалистические искания. Менее известен Андреа Верроккьо как живописец. Из произведений скульптуры у Верроккьо наиболее знамениты бронзовая статуя «Давид» и конный монумент из бронзы кондотьера Бартоломео Коллеони.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Андреа Верроккьо. Давид. XV в. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

В классическом стиле Высокого Возрождения строились многие центрально-купольные храмы, дворцы и виллы. Со второй трети XVI столетия из-за кризиса гуманистического мировоззрения возникло несколько течений в зодчестве.

Леонардо да Винчи

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519).

Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь.

И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано близ Винчи, недалеко от Флоренции; он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворённого белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии.

Две крупные фигуры заполняют всё пространство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холодное голубое небо. Запёчатлён конкретный момент: мать, сама ещё ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и наблюдает, как серьёзный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет.

Цветок связывает обе фигуры между собой.

Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешёл от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда ещё редкой, технике.

Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как учёный-инженер, ни как живописец: изысканная утончённость культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро.

Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482–1499 гг.

) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить.

Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро, продолжалось (с перерывами) более десяти лет, но она так и не была отлита в бронзе.

Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.

Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников. Представление о статуе можно составить на основании рисунков, запечатлевших разные варианты и этапы работы над ней.

Первоначально статуя изображала всадника в стремительном движении, на вздыбленном коне, но ее отливка оказалась технически невозможной; позднее мастер нашёл более спокойное решение.

Памятник Сфорца должен был более чем в полтора раза превысить конные монументы, выполненные Донателло и Верроккьо. Монумент прозвали Великим Колоссом.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа (ангел слева принадлежит кисти Леонардо да Винчи). XV в. Галерея Уффици, Флоренция.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Леонардо да Винчи. Благовещение. Галерея Уффици, Флоренция.

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Фрагмент. XV в. Галерея Уффици, Флоренция.

До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483–1494 гг.). Живописец отошёл от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность.

В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопреклонённый ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой.

Это подобие грота среди тёмных базальтовых скал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически таинственный, но в частностях — в изображении каждого растения, каждого цветка среди густой травы — выполненный с точным знанием природных форм.

Читайте также:  «смерть скупца», иероним босх — описание картины

Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато.

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщённости и идеальности образа. Изображён не определённый момент, а некое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина, кормящая

Источник: https://litvek.com/br/376539?p=143

Искусство : Живописные впечатления: Легенда о «побежденном учителе»

Крещение Христа

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи  
(~1470-1475) Дерево, темпера, масло.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Крещение Христа, Андреа Верроккьо и да Винчи

Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя — Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда  не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Первоначально заказ на картину «Крещение Христа» от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо — скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.

3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа.

На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).

 «Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти.

Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет.

Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины «Крещения Христа».

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.

Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».

Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.

Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.

Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.

Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Источник: https://nabiraem.ru/blogs/art/101143/

Картина «Крещение Христа»

Описание и аналитика работы великого Леонардо.

Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.

Крещение Христа

«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.

Леонардо и Верроккьо

Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?

Крещение Христа. Белинни. Этот запрестольный образ, вероятно, был создан под влиянием более ранних работ Пьеро делла Франческа и Верроккьо.

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки.

В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам.

Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Верроккьо признает гений Винчи

К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо.

Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство.

Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения.

Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.

Пропорции

В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций.

Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.

Пьеро делла Франческа (1450). Изображение точно следует геометрическим пропорциям, что характерно для всех работ мастера.

Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-kreshhenie-xrista.html

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

На этой картине, которая является алтарным образом для одной из церквей, изображено крещение Иоанном Иисуса Христа. Иоанн и Иисус стоят в водах Иордана, а рядом с ними расположились коленопреклоненные ангелы.

За ними написан красивый пейзаж, который приближает картину по своему стилю к живописи Высокого Возрождения.

Иоанн Креститель (итал. — Giovanni Battista). Предтеча или «посланец» Христа. Он был сыном Захарии, священника Иерусалимского храма, и Елизаветы, родственницы Девы Марии. Он был проповедником и вёл аскетическую жизнь в пустыне. Он крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. В сцене Крещение Христа можно видеть Святого Духа в виде Голубя, спускающегося с небес.

Голубь — христианский символ Святого Духа, по словам Иоанна Крестителя: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нём» (Ин. 1:32). В этом значении он появляется и в картине Андреа дель Вероккьо.

Вазари пишет: «А так как Андреа никогда не оставался праздным и всегда занимался какой-нибудь живописной или скульптурной работой, иногда же одну работу перемежал с другой, дабы одно и тоже не надоедало, как это случается со многими, то, хотя он и осуществил вышеназванные картоны, всё же написал кое-что и между прочими алтарный образ для монахинь св. Доминика во Флоренции, который, как ему показалось, вышел у него очень удачно, почему вскоре после этого он написал в церкви Санти Сальви другой для братьев Валломброзы, на котором изобразил крещение Христа Иоанном; в этой работе ему помогал Леонардо да Винчи , который тогда был юношей и его учеником, написав там собственноручно ангела, оказавшегося гораздо лучше всего остального. И это стало причиной того, что Андреа решил никогда больше не притрагиваться к кистям, поскольку Леонардо, столь юный, в этом искусстве проявил себя гораздо лучше, чем он». Неизвестно, на сколько это соответствует действительности, но то, что ангел отличается от других фигур явно заметно.

Леонардо да Винчи в образе Платона| на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»|1510-1511|Станца делла Сеньятура| Ватикан|Рим

Читайте также:  Троица ветхозаветная, симон ушаков, 1671

Что же касается его собственных художественных работ, о которых мы можем судить по-настоящему, имея дело с конкретными вещами, то наиболее ранние восходят еще к его пребыванию в мастерской Верроккьо.

Нужно сказать, что искусствоведческая проблема Леонардо с тех пор как началось его научное изучение, во многом состояла в том, чтобы, как это ни странно на первый взгляд, сократить количество вещей, которые ему приписывались. В конце XIX — начале XX века в музеях и собраниях мира насчитывались сотни работ Леонардо.

Произведений, иногда весьма сомнительного качества, которые традиционно связывались с его именем. Леонардо впоследствии очень много подделывали. Существовала большая группа художников, последователей Леонардо, так называемых леонардесков, — это его ученики, ученики его учеников и так далее.

И понадобились десятилетия работы для того, чтобы расчистить реальный облик художника, чтобы убрать безусловно сомнительные вещи, вещи которые вряд ли могут быть приписаны Леонардо. Хотя единого, так сказать, общепринятого корпуса работ Леонардо до сих пор нет.

В разных научных изданиях фигурируют или отсутствуют некоторые вещи, которые входят или, в соответствии с установкой того или иного автора, исключаются из «oeuvres», из творчества Леонардо. И ранние его флорентийские произведения до 1482 г., времени его отъезда в Милан, определяются либо по свидетельствам Вазари, либо на основании других литературных источников того времени.

«Ангел»|Фрагмент картины Верроккьо «Крещение Христа»| 1472-1475 | дерево, масло|Галерея Уффици|Флоренция

Обыкновенно первым по времени в ряду леонардовских произведений называют ангела из коллективной работы мастерской Верроккьо «Крещение Христа». Участие учеников или подмастерьев в работе учителя – вещь более чем распространенная, совершенно естественная в художественной практике Ренессанса в XV веке.

Иногда предполагают, скажем, участие молодого Боттичелли в работе мастерской Фра Филиппо и других художников, которые впоследствии получили известность благодаря их участию в произведениях тех мастеров, из чьих боттег они вышли. Вазари совершенно определенно пишет, что фигуру крайнего левого ангела в этой картине написал Леонардо.

И действительно, эта фигура весьма отличается по живописи от всего остального. Эта картина продолжает оставаться несколько загадочной до сих пор. Во-первых, в ней смесь техник – частично она написана темперой, частично маслом. Кое-где масло лежит поверх темперы. Сам Леонардо экспериментировал много и не всегда удачно.

Фигура ангела, которая нас в данном случае интересует, написана маслом. Маслом написана вода и ноги Христа, виднеющиеся сквозь прозрачную воду неглубокого ручья. Но это не обязательно свидетельствует о том, что ноги Иисуса тоже написаны Леонардо. Пейзаж, фигура Христа, фигура Иоанна Крестителя исполнены в темпере.

В целом произведение достаточно архаично, в духе живописи Верроккьо.

Источник: https://rschips.ru/sistema-ohlazhdeniya/kreshchenie-hrista—tvorchestvo-leonardo-da-vinchi-kreshchenie-hrista.html

Читать

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Легенда и истина

Во Франции наступила весна. После необычных для апреля холодов холмы вокруг Кло-Люса на амбуазской земле внезапно покрылись цветами. На берегах Луары забелели подснежники.

В высоком голубом небе, широко раскинув крылья, парит коршун. В просторной комнате с позолоченным потолком старик в белоснежном одеянии ждет смерти. За ним ухаживают близкие, его агония мучительна и долга.

Вдруг с лестницы доносится крик:

— Король! Король!

Старик, очнувшись от забытья, пытается приподняться на подушках. Кто-то накидывает ему на плечи парчовую мантию.

Отворяется дверь, к изголовью постели стремительно подходит король.

«… И тут прибыл король, который нередко и милостиво его навещал. Из почтения к высокому гостю Леонардо, выпрямившись, сел на постели и стал рассказывать о своем недуге. Особо же он скорбел, что грешен перед господом и перед людьми, ибо трудился не так, как подобало.

Потом с ним случилась конвульсия, эта предвестница смерти.

Тогда король, дабы облегчить страдания умирающего и оказать ему милость, поддержал его за голову, и Леонардо, божественный духом, сознавая, что большей чести он удостоиться не может, почил на руках у короля в возрасте семидесяти пяти лет».

Произошло это 2 мая 1519 года. Версия Вазари о том, что Леонардо да Винчи скончался на руках у Франциска I, короля Франции, — легенда.

Впрочем, и для современников фигура Леонардо оставалась загадочной, легендарной. Мало, ничтожно мало знали о нем при его жизни, ибо Леонардо никогда не шел навстречу людскому любопытству.

Он непрерывно писал о самых разнообразных вещах, но о своей собственной жизни сообщал редко.

Он был, как сказали бы сейчас, человеком светским, элегантным и экстравагантным. Красивый, сильный, он с легкостью гнул подковы, речь его отличалась изяществом, одежда — утонченностью, при общении с людьми покорял их души.

Однако он был одинок, жил без друзей и без любви. Перед лицом трагических событий своего времени он сохранял невозмутимость стоика, а житейские невзгоды встречал с поистине олимпийским спокойствием. Он словно сознательно отстранялся от бурной действительности, чтобы остаться беспристрастным наблюдателем.

— Леонардо — маг! — с восхищением и мистическим страхом говорили многие его современники. Леонардо знал об этом мифе. Между собой и остальными людьми он воздвиг непреодолимую преграду из оккультных наук и знаний, почерпнутых им не из книг, а из жизненного опыта.

Надев на себя личину мага, он скрывал от всех, даже от самого себя, как сильно ему недоставало людского участия и теплоты. Он был живым примером противоречий века. Во времена, богатые открытиями и величайшими взлетами мысли, он воплотил в себе лучшие черты Гуманизма и Возрождения.

Он опередил свой век, заглянул вдаль и предвосхитил многие свершения нашего двадцатого века.

Нам ясен облик великих современников Леонардо — от Верроккьо до Боттичелли и Перуджино, понятно и четко очерчены их характеры. Мы знаем, кем были Браманте, Сангалло, Рафаэль.

О Микеланджело нам известно все: о своей духовной трагедии он рассказал в фресках, картинах и мраморных изваяниях, они кричат, вопиют» о горестном одиночестве Микеланджело. Характер Леонардо нам не ясен.

Не будучи ни мизантропом, как Микеланджело Буонарроти, ни человеком безмятежно спокойным, как Рафаэль, он скрывал свою суть, вкладывая свою необыкновенную энергию в многочисленные занятия, которые Вазари называл «капризами и причудами».

Тайная трагедия Леонардо да Винчи заключалась в том, что любое чувство, любой порыв вдохновения, он переводил в рациональное русло, «анатомировал» его, иначе он не мог.

«Ничто человеческое мне не чуждо», — писал в древности Теренций, а Леонардо, опередив на два века Галилея, говорил, что «опыт — отец мудрости», что «знание древних времен и нынешнего местоположения земли и людей есть единственная пища и украшение трезвого ума».

Он доискивался истины любой ценой, готовый на любые жертвы. «Король Франциск I так ценил беседы с Леонардо, что не встречался с ним лишь редкие дни в году», — писал в своих воспоминаниях Челлини.

Расположение короля к Леонардо объясняет, почему появилась легенда Вазари о последних минутах жизни великого, одинокого гения из селения Винчи.

Леонардо умер не на руках у короля хотя бы потому, что Франциск I даже не знал о тяжелой болезни друга и вместе с двором праздновал в Сен-Жермен-ан-Ле рождение своего сына.

Крыло замка Клу, близ Амбуаза на фоне реки Луары. Замок Клу соединяла с королевской резиденцией не только дорога, но и подземный проход. Замок был предложен Леонардо да Винчи матерью Франциска I.

Этот рисунок старика, сидящего в задумчивости, возможно, вспоминающего прошлое, почти наверняка автопортрет Леонардо, сделанный в замке Клу.

Матурина, служанка Леонардо, последовала за хозяином во Францию и ухаживала за ним до его последнего вздоха.

Франциску I, взошедшему на престол Франции после Людовика XII, было всего двадцать четыре года, когда он, согласно легенде, прискакал к умирающему Леонардо. Франциск I, единственный сын Карла Орлеанского, и Луизы Савойской, родился в Коньяке в 1494 году. Умер в замке Рамбуйе в 1547 году, пятидесяти трех лет.

Происхождение сказывается

Как и в наши дни, в XV веке налогоплательщикам в некоторых случаях делались поблажки. Тогда даже соблюдался более справедливый принцип взимания налогов, а именно: принималось во внимание, сколько у главы семьи едоков.

В 1457 году сер (нотариус) Антонио да Винчи объявил налоговому управлению, что в его доме среди прочих живет и кормится «Леонардо, пятилетний незаконнорожденный сын сера Пьеро, родившийся от него и от донны Катерины, в настоящем жены Пьеро дель Вакка из Винчи, прозванного Аккаттабригой Задирой».

В те времена люди, по доброму обычаю, заносили в семейный альбом все важные события, и сер Антонио не составлял исключения.

«Год 1452-й. В три часа ночи субботы 15 апреля родился у меня внук, сын сера Пьеро, моего сына. Наречен он Леонардо. Крестил его священник Пьеро ди Бартоломео да Винчи.

Свидетелями были Папино ди Нанни Банти, Мео ди Тонино, Пьеро ди Мальвольто, Нанни ди Венцо, немец Арриго ди Джованни, монна Лиза ди Доменико ди Бреттоне, монна Антониа ди Джулиано, монна Никколоза дель Барна, монна Мария, дочь Нанни ди Венцо, монна Пиппа ди Превиконе».

Крещение состоялось в церквушке Санта Кроче селения Винчи. Пять мужчин и пять женщин, чьи имена, фамилии и происхождение скрупулезно перечислены сером Антонио, подтвердили законное вступление в семью рожденного вне брака Леонардо.

А мать младенца? Кто была Катерина, которую Анонимо Гаддиано, самый первый и авторитетный биограф Леонардо, называет «женщиной хороших кровей», ставшая впоследствии женой Аккаттабриги Задиры?

Выражение «женщина хороших кровей» означает в Тоскане не просто «добрую породу», как утверждают некоторые, но прежде всего крепость моральную и физическую.

«Добрый» тосканцы понимают как здоровый, крепкий телом и духом. Вот и Катерина была честной, красивой и здоровой крестьянкой.

Первенец сын сера Антонио, молодой и привлекательный сер Пьеро, шептал ей слова любви, пообещав взять ее в жены.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=135054&p=5

Ссылка на основную публикацию