Плакат: С головы до пяток Бумага, акварель, тушь, гуашь. 32,3 х 31 Государственный Русский музей (инв. РС-691) Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.
Год выпуска: 1944 Художник: Кукрыниксы Плакат: Окно ТАСС №929: Урок немцам Трафарет, бумага на холсте, гуашь. 133 х 117 Собственность художников
Год выпуска: 1944 Художник: Кукрыниксы Плакат: Обратный путь Бумага, тушь, гуашь. 66,5 х 63,5 Министерство культуры СССР (инв. 80036)
Год выпуска: 1943 Художник: Кукрыниксы Плакат: И в хвост, и в гриву! Бумага, тушь, литографский карандаш. 19,4 х 23,8 Государственная Третьяковская галерея (инв. 25878) Сменившее режим Муссолини правительство маршала Бадольо подписало 3 сентября 1943 г. перемирие с США и Великобританией.
В качестве ответной акции Гитлер отдал распоряжение о вводе в Италию дополнительного контингента войск, разоружении итальянской армии и оккупации страны. В те же дни англо-американские войска начали высадку в нескольких местах на юге Апеннинского полуострова и, создав подавляющее преимущество, заставили немецко-фашистские войска отступать к северу Италии.
К концу сентября 1943 г. около четверти территории Италии было освобождено от немецкой оккупации.
Год выпуска: 1942 Художник: Кукрыниксы Плакат: Аттестат зверости Хромолит. 81 х 52 Собственность художников Последняя строка (
Год выпуска: 1941 Художник: Кукрыниксы Плакат: В Москве калачи, как огонь, горячи Плакат. 1941 Хромолит. 77 х 33 Собственность художников Плакат сопровождается стихами С. Маршака: В Москве калачи, как огонь горячи По ночам фашистских гадов Градом огненных снарядов Угощают москвичи
Художник: Кукрыниксы Плакат: Ближний Восток и нефть: здесь льется вновь и нефть, и кровь
Год выпуска: 1945 Художник: Кукрыниксы Плакат: Конец игры Бумага, акварель, тушь, гуашь. 41,7 х 29,8 Государственная Третьяковская галерея (инв. 29177)
Год выпуска: 1944 Художник: Кукрыниксы Плакат: Окно ТАСС №1218: История с географией
Год выпуска: 1945 Художник: Кукрыниксы Плакат: Весна 1945 года Бумага, акварель, тушь. 34 х 30,2 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (инв. 8136)
Год выпуска: 1945 Художник: Кукрыниксы Плакат: Поверженный Берлин 1945 Бумага, тушь, гуашь, литографский карандаш. 41,7 х 30,3 Государственная Третьяковская галерея (инв. 28934) Карикатура сопровождалась стихами С.
Маршака: Домов дымящаяся груда… Отсюда Гитлер дал приказ Лавину двинуть против нас. Берлин … Отсюда в сердце Франции Направлен был злодейский нож. Отсюда все радиостанции В эфир бросали злую ложь. Отсюда рабство и бесправие.
Как по сплетенным проводам Струились в Польшу, Югославию, На остров Крит и в Роттердам …
ЧАСТЬ 1
Источник: https://www.drive2.ru/b/1857521/
Vadimchik: Кукрыниксы и их вклад в победу над фашизмом
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.Поворот к политической сатире был совершен Кукрыниксами под влиянием Горького. В своей статье к каталогу выставки, устроенной в 1932 году в клубе Федерации советских писателей, Алексей Максимович не только воздал должное их таланту, но и определил основное общественное направление развития их будущей работы.К началу Великой Отечественной войны мастерство Кукрыниксов достигло зрелости. Их сатирическая графика стала мощным оружием советской пропаганды, получила всенародное признание, международную известность.Что бы ни делали Кукрыниксы до 22 июня 1941 года, что бы ни свершали позднее — главным в их жизни то, что ими сделано за 1418 дней Великой Отечественной войны.Кукрыниксы вступили в бой вместе с миллионами советских людей сразу же, как только услышали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сами они так вспоминали начало войны и своей военно-художественной службы: «Мы немедленно едем в редакцию «Правды». В автобусе все возбуждены. Какая-то женщина пытается сдержать рыдания. В «Правде» все сотрудники уже в сборе. Нас встречают словами: «Вот вам троим будет теперь работы!»Вернувшись из редакции домой, сразу же сели за работу и сделали два эскиза. Один рисунок изображал красноармейца, который прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении на СССР. Другая карикатура — Гитлера ждет судьба разбитого в свое время Наполеона.
«Оба наши эскиза были утверждены. Утром следующего дня плакаты ушли в типографию, а на третий день войны расклеивались на улицах различных городов страны». Этот плакат помнят и по сей день миллионы людей.
Гневный огненно-красный красноармеец бросается со штыком наперевес на немыслимую по своей мерзости гадину — Гитлера. Плакат призывал: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он остался в памяти как первое произведение, открывшее эпоху искусства Великой Отечественной войны.
Плакат задал верный тон всей советской изосатире и творчеству самих Кукрыниксов.
Враг был изучен в предвоенные годы. И с первых дней войны Кукрыниксы стали «бить» противника, ясно сознавая его преступные цели и бесчеловечную суть.
Вероятно, никогда среди мастеров культуры не было такого всеобщего творческого подъема, как в годы Великой Отечественной войны. Их вдохновение стало оружием осажденной страны. Художники-сатирики наносили врагу ощутимые удары.
Специфическими средствами сатирической графики они воссоздали в фантасмагорических, но объективно точных образах историю фашизма, нанесли по нему, его идеологии и практике сокрушительные удары и поставили «точку» своеобразным репортажем с Нюрнбергского процесса.
Интересам войны и грядущей победы подчинили свою жизнь и Кукрыниксы. Они понимали: для художника, деятеля советской культуры, нет задачи более высокой, чем борьба с фашизмом и зашита Родины.
В редакции «Правды» засиживались до глубокой ночи.
Выручали и способствовали успешной работе та дисциплина и глубокое взаимопонимание, которые сложились в мирные дни, та удивительная творческая дружба, которая многие годы поражала всех, кто имел дело с Кукрыниксами.
Однажды в их квартиру-коммуну (эвакуировав семьи, Кукрыниксы для удобства работы поселились вместе, как в студенческие годы) вошел Самуил Яковлевич Маршак. «…
Очень волнуясь, — вспоминают Кукрыниксы, — стал говорить о том, как хорошо было бы в эти дни объединить стих и рисунок.
Разумеется, это предложение пришлось нам по душе, и на следующий же день мы сидели за раздвинутым на все доски столом уже не втроем, а вчетвером».
Совместная работа Кукрыниксов и Маршака проходила в обстановке взаимной требовательности.
«Самуил Яковлевич смотрит рисунки. Ему нравится, но он боится, не пропала бы тонкость и острота линий при выполнении тушью. Мы взаимно волнуемся: он — за рисунок, мы — за стихи. В карикатурах Маршак хвалит обыгрывание бытовых мелочей. Мы замечаем: чем короче стихи, тем сильнее получается. Их труднее писать. Несколько вариантов сочинил Маршак, пока получились такие стихи:
- Днем фашист сказал крестьянам:
- — Шапку с головы долой!
- Ночью отдал партизанам
- Каску вместе с головой.
- Или (текст для знаменитого плаката.):
- Бьемся мы здорово,
- Колем отчаянно —
- Внуки Суворова,
- Дети Чапаева.
- Вот короткие стихи под карикатурами на обертках пищевых концентратов, выпущенных миллионными тиражами:
- — Посмотри — у русских каша, Будем кашу есть!
- — Извините, каша наша Не про вашу честь.
- Или такие строки (на упаковках с табаком.):
- Бойцу махорка дорога, Кури и выкури врага!
«Во время воздушных тревог мы втроем выходили на дежурство во двор, надев противогазы. Маршака дежурные обычно пытались отвести в убежище. Он всегда сопротивлялся:
— Я хочу быть с Кукрыниксами во дворе!»
Сотрудничество художников с поэтом принесло много творческих удач. Карикатура и плакат были подлинно высокими жанрами в иерархии заданий, сыпавшихся на Кукрыниксов.
- Главная идеологическая задача всей их работы в 1941 году — утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры людей в обязательную победу, пробуждение памяти о великих победах предков — определялась требованиями исторического момента.
- В августе 1941 года «Правда» «ударила» целым залпом рисунков художников. Были опубликованы
- «Золотое дно Геббельса»,
- «Арапские сказки немецкого верховного командования»,
- «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»,
- «Фашистская псарня».
Карикатуры вызывали смех. А смех, — по замечанию одного из героев книги А. Бека «Волоколамское шоссе», — самое серьезное дело на фронте. Когда на поле боя, на передний край приходит смех, страх улепетывает оттуда».
Завершает эпопею 1941-го замечательный плакат «Клещи в клещи»,
по праву вошедший в число классических произведений советской сатирической публицистики. Плакат лаконичен и выразителен. Лапы Гитлера в виде омерзительных клешней перехвачены красными клещами. Чувствуется, что руки, держащие их, обладают железной хваткой. Так отозвались художники на провал гитлеровской авантюры под Москвой, на победоносное контрнаступление Советской Армии.
Успех под Москвой был для Советской Армии и нашего народа залогом надежды в самые сложные дни 1942 года. После разгрома фашистских полчищ на подступах к столице в сатирических произведениях художников усилились настроения бодрости, уверенности в победе.
Последние месяцы 1942 года стали переломными в ходе войны. В излучине Дона и у стен Сталинграда Советская Армия повернула колесо истории. К тяжелейшим дням Сталинградской битвы относится рисунок «Есть на Волге утес…»
На мощной скале развевается знамя с победно звучащим словом „Сталинград». Волны фашистского наступления расшибаются об основание гранитной скалы. В водяные брызги обращаются боевая техника и ряды атакующих солдат. В пене прибоя — шестерни машин, железные кресты, сапоги, шпоры, орудийные стволы и очки незадачливых вояк.
Настал 1943 год. Военно-политическая обстановка в начале продолжала оставаться сложной. Было ясно, что гитлеровцы будут стремиться к реваншу за поражение под Сталинградом.
В силу этого требовалась дальнейшая мобилизация всех сил советского народа для продолжения борьбы с фашистами, для укрепления духа нашей армии и воодушевления тружеников тыла.
Художники-карикатуристы продолжали безупречно выполнять свой долг перед народом и страною.
Имя Кукрыниксов стало родным и близким миллионам людей, боровшихся за победу. В «Правду», в «Крокодил» приходили письма фронтовиков, самые ценные рецензии, которых Кукрыниксы когда-либо удостаивались.
Они бережно хранят эти треугольники. Вот некоторые из них. Федор Васильевич Тюленев пишет: «Здравствуйте, дорогие наши художники Кукрыниксы! Мы получили «Фронтовую иллюстрацию».
Там помещена ваша художественная работа «История с географией».
Мы все, а нас немало, после удачного боя смотрели этот рисунок, и пришлось всем повеселиться. Посмеялись, и были разговоры, что нарисовано очень верно и справедливо». Юрий Пантелеевич Полуях сообщал: «Мы очень полюбили ваши рисунки, которые печатаются в наших газетах и журналах. Когда смотришь на ваши работы, так и хочется плюнуть в мерзкие хари фашистских палачей…
И только сознание, что это является произведением сложного искусства, искусства карикатуры, удерживает от такого поступка». Еще один пожелтевший листок: «В нашей маленькой холодной землянке звучит смех. Это смеются бойцы, рассматривая карикатуры Кукрыниксов. Ваша работа доходит до нас, и за это вам спасибо». А вот наказ: «Работайте, работайте на благо нашей Родины.
Ваши карикатуры доставляют нам особую радость».
Из действующей армии присылали сюжеты для карикатур, тексты подписей, просьбы о рисунках для фронтовой печати.
Существовало ли в те времена для художников большее поощрение, чем эти драгоценные листки? Кукрыниксы чувствовали себя подлинно народными художниками, неотделимыми от «человека с ружьем», поднявшегося на ненавистного врага.
Их образный художественный комментарий к гитлеровским поражениям и нашим победам в 1943 году поразительно страстен и убедителен. Они придумывали все новые сюжеты, не признавали штампов или облегченных решений, зная, что в каждой ситуации, в каждом событии заложены возможности для оригинальной трактовки.
В августе 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка работ Кукрыниксов. На афише три кисти в руках художников образовали подобие трех штыков, несущих гибель врагу. Основное место в экспозиции — их боевая сатира. Впервые была показана станковая серия графических шаржей на главарей фашистской Германии и их зарубежных приспешников.
Интерес к фигуре Гитлера не был у Кукрыниксов самодовлеющим. Фюрер в карикатурах Кукрыниксов всегда олицетворяет фашизм, агрессивный германский империализм, прусскую спесь, национальное чванство.
Вот почему Гитлер стал символом безумия, промахов и поражений рейха. Гитлер, оседлав Антонеску, мчится к морю по знаменитой одесской лестнице («На одесской лестнице»), он вместе с Геббельсом танцует «Эластичный краковяк» под Краковом, он же аккомпанирует испанскому диктатору («Испанский нейтралиТенор»).
В одной из карикатур «Конец игры»
Кукрыниксы изобразили германский генштаб в роли незадачливых картежников. В соответствии с традициями офицерского собрания один из проигравших стреляется.
На листе «У ворот Восточной Пруссии»,
где изображен Гитлер, протягивающий бинокль генералу с просьбой выяснить, далеко ли русский фронт, генерал отвечает: «Настолько близок он, увы, Что я уже без головы!». Шашка советского воина сносит с плеч генеральскую голову.
Примечательно, что и в этом гротесковом рисунке Кукрыниксы объективно информируют читателей о складывающейся ситуации в верховном командовании германской армии — оно фактически было обезглавлено.
В 1944 году художники сделали несколько рисунков, знаменующих приближение развязки. Замечательный рисунок — «Пиковое положение».
На игральной карте «король пик» — Гитлер, образца 1941 года, держит в качестве скипетра голову Муссолини, другая его рука покоится на глобусе. На второй половине карты показан Гитлер 1944 года, низвергнутый, лишенный сателлитов.
23 февраля 1945 года советский народ отмечал 27-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота. Как мог встретить такой день фюрер? Кукрыниксы это знали. Гитлер прощается с генеральским мундиром, с железным крестом и прусской фуражкой («Ночь перед судом»).
У него два варианта выхода из игры — побег (чемодан в руке) или самоубийство (гроб, увязанный ремнями). Третьего пути нет. Об этом говорят и обозначенные на карте стрелы ударов Советской Армии, нацеленные на Берлин.
Идея исторической справедливости, долгожданного возмездия движет работой Кукрыниксов в последние дни Великой Отечественной войны. «История с географией»
плакат, построенный по принципу: как было и как будет. В верхней части изображен Гитлер, вместо тела у которого — глобус.
- Географическую сетку
- Он превратить хотел в жилетку.
- Чтобы на ней пестрел узор
- Бесчисленных морей и гор.
Когда-то французский король Людовик XIV сообщил придворным: «Государство — это я!» Фюрер же претендовал на абсолютное обладание миром: он сам — глобус с рукой, поднятой в фашистском приветствии. Во второй части плаката Кукрыниксы предлагают проект содержания фашистского зверя в клетке, прутья которой повторяют форму параллелей и меридианов.
- И сам попал он, точно в клетку,
- В географическую сетку.
- Ему из клетки не уйти.
- Как зверь, сидит он взаперти.
- Художники откликаются на финальную операцию войны рисунком «Поверженный Берлин».
Над дымящимися развалинами Берлина развевается победный красный стяг. Его древко проникает вглубь и молнией бьет в темя Гитлера, скрывающегося в подземелье.
«Поверженный Берлин» вызывает в памяти другое произведение, оказавшееся пророческим: мы имеем в виду первый плакат Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где красный боец наносил удар по фашистской гадине, вторгшейся в пределы нашей Родины.
День Победы Кукрыниксы, говоря словами известной песни, «приближали, как могли». Сколько сделано рисунков, плакатов, листовок — более тысячи! Художники были солдатами, владевшими острым и эффективным оружием.
Оно было универсальным по своей природе: их произведения вдохновляли воинов армии и тружеников тыла, проникали на территорию, оккупированную врагом, заряжали верой и надеждой граждан порабощенных стран Европы.
Советское правительство по достоинству оценило работу художников — они были награждены орденом Отечественной войны I степени.
- Геополитика
- Великая Победа
Источник: https://cont.ws/post/86736
Художники-карикатуристы КуКрыНикСы
В 1932 году москвичи увидели
афиши первой выставки художника со странной фамилией – Кукрыниксы. Но, хотя
выставка была первой, уже многие знали, что Кукрыниксы – это Михаил Куприянов,
Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их творческое содружество началось в
середине 1920-х гг. в стенах ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических
мастерских). Началось со студенческой стенгазеты, выставки изопародий на
искусство тех лет, а затем продолжалось на страницах газет и журналов.
На художников обратил внимание
Максим Горький. Во вступительной статье к каталогу первой выставки Кукрыниксов
он назвал их «единосущной и нераздельной троицей». Знаком доверия писателя было
поручение молодым художникам выполнить иллюстрации к роману «Жизнь Клима
Самгина».
![]() |
Максим Горький на выставке Кукрыниксов в 1932 г |
Кукрыниксы – художники
чрезвычайно широкого диапазона, им подвластны станковая живопись, карикатура,
иллюстрация, плакатное искусство, скульптура, оформление спектаклей. Но
наибольшей популярностью пользуется сатирическая графика Кукрыниксов.
В 1930-е
годы чрезвычайно популярными были их карикатуры и юмористические рисунки-циклы
«Старая Москва», «Бытовые вредители», «Транспорт», «Горячая промывка».
Обращаясь к злободневной тематике, художники завоевали любовь советских
граждан.
И все же главное в творчестве
Кукрыниксов – политический плакат и политическая карикатура.
С необычайной силой раскрылся
публицистический талант Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. Плакат
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах уже 24 июня 1941
года.
Их плакаты и карикатуры военных лет – яркая страница советского
искусства. Они звали на борьбу, пробуждали ненависть к врагу. Рисунки
сопровождались лаконичным текстом или стихами. Авторами их были поэты С.
Маршак, Д. Бедный.
С темой Великой Отечественной
войны связаны наиболее значительные достижения Кукрыниксов в области
тематической живописи. Побывав на месте гибели Зои Космодемьянской, художники
пишут картину «Таня». Полотно «Бегство фашистов из Новгорода» также написано на
материале, собранном при посещении тех мест. Но самой известной их картиной
стала – «Конец. Последние дни ставки Гитлера».
![]() |
Таня |
Конец. Последние дни ставки Гитлера |
После войны Кукрыниксы работали в
области иллюстрации. Для многих поколений читателей созданные ими образы
неотделимы от литературных героев оформленных ими книг.
Иллюстрации к повестям Гоголя |
Иллюстрации к повести «Левша» |
На материале диафильма: Кукрыниксы. Политыко С. Художник-оформитель: Гиричева Ж. Редактор: Попович С. Студия Диафильм, 1985 г.
Источник: https://the-world-of-culture.blogspot.com/2018/11/blog-post_25.html
Кукрыниксы. Военные плакаты Великой Отечественной войны
6
- Опубликовал: Есения Котова
- Дата: 25-09-2014, 14:03
- Просмотров: 34499
Несмотря на то, что День Победы уже прошел, я все равно хочу обратить ваше внимание на сборник военных плакатов от творческого объединения с необычным названием «Кукрыниксы». Данное название является аббревиатурой, которая сложилась из фамилий его участников: художников Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Соколова Николая Александровича.
«Кукрыниксы» специализировались преимущественно на сатирических карикатурах, по совету Максима Горького с 1925 года они начали публиковаться в газетах «Правда» и «Крокодил», где и перешли на политическую карикатуру.
В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические агитационные плакаты, на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистского режима. Благодаря этим плакатам «Кукрыниксы» стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы.
За военные плакаты «Кукрыниксы» были удостоены Государственной (1942) и Ленинской премий СССР (1965).
- Плакат: Все врут календари
- Бумага, тушь, гуашь. 41,7 х 29,7
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 29174)
- Год выпуска: 1942
Плакат: Все линии прерваны
Бумага, тушь, гуашь. 31,5 х 28,8
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (инв. 8032)
Год выпуска: 1944
- Плакат: Правда
- Бумага, акварель, гуашь. 30,4 х 24,3
- Государственный художественный музей Молдавской ССР (инв. 1059)
- Год выпуска: 1944
- Плакат: Били мы врага копьем
- Год выпуска: 1941
- БИЛИ МЫ ВРАГА КОПЬЕМ,
- БИЛИ МЫ ВРАГА РУЖЬЕМ,
- И ТЕПЕРЬ СТАЛЬНЫМ ОРУЖЬЕМ БЬЕМ ВРАГА, ГДЕ ОБНАРУЖИМ!
Плакат. 1941 Хромолит. 91 х 59
Собственность художников
Автор стихов В. Катаев
- Плакат: Ни сесть, ни слезть
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 41,1 х 29,5
- Год выпуска: 1943
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 29179)
Плакат: Окно ТАСС №1027: Два котла. Пустой котел в Берлине …и русский котел под Минском
- Трафарет, тушь, гуашь. 174,5 х 85,5
- Год выпуска: 1944
- Собственность художников
- Плакат: Ты сидишь у камина
- Бумага, акварель, гуашь. 33,7 х 30,8
- Год выпуска: 1943
- Государственный Русский музей (инв. РС-868)
Гитлер: — Брр! …Холодно!
Подкинь угля в камин.
Геббельс: — К сожалению, могу
подкинуть только вот эту бумагу.
- Плакат: Окно ТАСС №899: На приеме у бесноватого главнокомандующего
- Год выпуска: 1944
- Бумага на фанере, гуашь. 169 х 86
- Собственность художников
- Плакат: Новогодное гадание
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 42 х 29,7
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 29175)
- Плакат: Фашистская унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла
- Год выпуска: 1942
- Бумага, акварель, тушь. 30,5 х 28,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25839)
Гитлер, стремясь взвалить ответственность за поражение под Москвой на отдельных высших военачальников, уволил в отставку командующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича и ряд других генералов и, будучи верховным главнокомандующим, принял на себя также командование сухопутными войсками германской армии.
- Плакат: У ворот восточной Пруссии
- Год выпуска: 1944
- Бумага, тушь, гуашь. 41 х 29,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 29181)
- Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака
- Плакат: Окно ТАСС №897: Туда и обратно
- Год выпуска: 1944
- Холст на фанере, бумага, тушь, гуашь. 97 х 103
- Собственность художников
Плакат: Окно ТАСС №1119: Последний номер программы
Год выпуска: 1944
«Окно ТАСС». 1944 Бумага, гуашь. 159 х 87
Государственный Исторический музей (инв. И ш.лит. 26433)
- Плакат: Смертельный номер, или нарушенное равновесие
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, гуашь. 33 х 26
- Государственный Русский музей (инв. РС-699)
Падение режима Муссолини в июле 1943 г. и последовавший за ним выход Италии из войны нанесли тяжелый удар по внешнеполитическим позициям фашистского блока, положив начало его распаду.
- Плакат: Окно ТАСС №993: Три года войны
- Год выпуска: 1944
- Бумага на холсте, гуашь. 122 х 126
- Собственность художников
- Плакат: Куриная слепота
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 34 х 25,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25826)
- Плакат: Ефрейтор хвастает
- Год выпуска: 1944
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 27 х 26,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 26438)
- Плакат: Последний крик парижской моды
- Год выпуска: 1944
- Бумага, гуашь. 85 х 61,5
- Министерство культуры СССР (инв. 83527)
Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.
- Плакат: Окно ТАСС №640: Превращение фрицев
- Год выпуска: 1942
- Бумага на холсте, гуашь. 165 х 125
- Собственность художников
- Плакат: Хотел отведать каши
- Год выпуска: 1941
- Упаковка для концентрата. 1941
- Бумага, тушь, гуашь. 26,5 х 27,2
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25855)
Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:
Хотел отведать каши Владетельный барон.
Теперь на грядке нашей Пугает он ворон.
- Плакат: Есть на Волге утес
- Год выпуска: 1942
- Бумага, тушь, гуашь, литографский карандаш. 37,5 х 32
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25822)
- Плакат: После Туниса
- Год выпуска: 1943
- Бумага на фанере, гуашь. 135 х 86
- Собственность художников
После поражения итальянских войск в Африке и утраты всех колониальных владений глубокий политический и экономический кризис, который переживала фашистская Италия с конца 1942 г., достиг апогея. В конце весны 1943 г. режим Муссолини стоял на пороге краха.
- Плакат: Расплачиваться придется водителю этой машины
- Год выпуска: 1944
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 33,3 х 33,5
- Государственный Русский музей (инв. РС-696)
- Плакат: Окно ТАСС №733: Тучный Дуче
- «Окно ТАСС». 1943
- Бумага на холсте, гуашь. 153 х 120
- Собственность художников
Плакат: Где тонко, там и врется. Эластичный вылет из Харькова.
- Год выпуска: 1943
- Бумага, тушь, гуашь. 27,8 х 28
- Государственный Русский музей (инв. РС-1916)
- «Германское информационное бюро сообщило, что Харьков включен в систему эластичной обороны».
- (Из газет)
- Плакат: Дело преступной шайки
- Год выпуска: 1942
- Бумага, гуашь, тушь, литографский карандаш. 28 х 25,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25868)
- Плакат: Окно ТАСС №778: Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось
- Год выпуска: 1943
- Картон на фанере, гуашь. 159 х 99,5
- Собственность художников
Плакат: Потеряла я колечко… (а в колечке 22 дивизии)
Год выпуска: 1943
Бумага, тушь, гуашь. 37 х 32
Государственная Третьяковская галерея (инв. 25821)
В ходе Сталинградской битвы советские войска в декабре 1942 г. окружили в районе Сталинграда 22 дивизии противника (330 тысяч человек) и ликвидировали эту группировку. 31 января — 2 февраля 1943 г. остатки 6-й немецко-фашистской армии во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом сдались в плен.
- Плакат: Скорбная помощь
- Год выпуска: 1942
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 30 х 26,4
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25850)
После поражения немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер начал смещать генералов и фельдмаршалов с занимаемых ими постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования.
- Плакат: Громовой удар
- Год выпуска: 1944
- Бумага на холсте, гуашь. 190 х 112
- Собственность художников
6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.
- Плакат: История с географией
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 28,5 х 29,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25867)
- Плакат: Гиммлер
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, гуашь. 88 х 64
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25771)
- Плакат: Нахлебники (болгарский хлеб)
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 26,4 х 25,8
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25844)
Важную роль в увеличении военно-экономических ресурсов фашистской Германии играл военно-экономический потенциал ее союзников и сателлитов. Рассматривая Болгарию как аграрно-сырьевой придаток третьего рейха, нацисты взяли под контроль ее экономику и во все возрастающих масштабах вывозили продовольствие из этой страны.
- Плакат: Убийца по совместительству
- Год выпуска: 1943
- Бумага, тушь, гуашь. 84 х 64
- Министерство культуры СССР (инв. 80032)
«Министром внутренних дел и генеральным уполномоченным по германской администрации назначен Гиммлер с оставлением его в должности руководителя СС и начальника германской полиции».
(Из газет)
- Плакат: Проект памятника Муссолини
- Год выпуска: 1943
- Бумага, тушь, гуашь. 40,6 х 33
- Государственный Русский музей (инв. РС-687)
Плакат: Красная армия шельму метит. Годовой итог.
- Год выпуска: 1944
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 32 х 29
- Государственный Русский музей (инв. РС-694)
- Плакат: Прошло всего несколько месяцев
- Год выпуска: 1942
- Бумага, акварель, тушь. 25,5 х 26,3
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25817)
- Плакат: С головы до пяток
- Год выпуска: 1944
- Бумага, акварель, тушь, гуашь. 32,3 х 31
- Государственный Русский музей (инв. РС-691)
- Плакат: Пиковое положение
- Год выпуска: 1944
- Бумага, акварель, тушь. 27 х 25,3
- Государственный Русский музей (инв. РС-690)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Битая карта Картежный плут и шулер ловкий,
Играл он черной мастью пик.
Войну он начал с пикировки,
А под конец, зайдя в тупик,
Попал он в положенье «пик»!
- Плакат: Окно ТАСС №929: Урок немцам
- Год выпуска: 1944
- Трафарет, бумага на холсте, гуашь. 133 х 117
- Собственность художников
- Плакат: Геббельс
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, гуашь. 88 х 64
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25772)
- Плакат: Гитлер
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, гуашь. 88 х 64
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25774)
Плакат: Гиммлеровский Фольксштурм
Год выпуска: 1944
Листовка для войск противника. 1944 Оттиск. 19 х 12,8
Местонахождение оригинала не установлено
«Каждый дом в городе, каждую деревню, каждый двор, каждый куст будут защищать мужчины, мальчики, старики…»
(Из выступления рейхсфюрера СС Гиммлера) На листовке написано: … будет применено самое мощное чудо- оружие Германской империи — ее народное ополчение …»
Рисунок, напечатанный в газете, сопровождался стихотворной подписью С. Маршака:
У Гитлера слабеют нервы:
Он увидал свои резервы!
- Плакат: Паразит на паразите (руки по вшам)
- Год выпуска: 1942
- Бумага, тушь, гуашь. 33 х 32
- Министерство культуры СССР (инв. 90907)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Сверкая глазами, полковник-барон
Скомандовал: «Руки по швам!»
Но видя, что чешется весь батальон
— Скомандовал: «Руки по вшам!»
- Плакат: У самого синего моря (привет из Туниса)
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, тушь, карандаш. 28 х 25,5
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25827)
Итало-немецкая группа «Африка» капитулировала в Тунисе в мае 1943 г. перед союзными британскими, американскими и французскими войсками. Успеху союзников способствовала общая военно-политическая обстановка, сложившаяся в результате победоносной Сталинградской битвы.
- Плакат: Окно ТАСС №956: Смертельная забота
- Год выпуска: 1944
- Трафарет, бумага, гуашь. 160 х 85
Государственный Исторический музей (инв. И Ш хр. лит. 26488)
Плакат: Подлую тварь — на фонарь!
Год выпуска: 1942
«Окно ТАСС». 1942 Бумага на фанере, гуашь. 233 х 112
Собственность художников
В сентябре 1942 г. возглавляемое Лавалем правительство Виши ввело обязательную трудовую повинность для снабжения немецкой промышленности рабочей силой: все французы в возрасте от 19 до 50 лет могли быть направлены на работу в Германию. За время пребывания Лаваля у власти (до августа 1944 г.) на принудительные работы в Германию было отправлено 750 тыс. французов.
- Плакат: Муссолини
- Год выпуска: 1943
- Бумага, акварель, гуашь. 88 х 64
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 25770)
Муссолини Бенито — глава фашистских партии и правительства в Италии (1922-1943). В 1940 г. Муссолини втянул Италию во вторую мировую войну на стороне фашистской Германии. В апреле 1945 г. захвачен итальянскими партизанами и казнен.
Плакат: Окно ТАСС №812: Таганрог — советский
Год выпуска: 1943
«Окно ТАСС». 1943 Трафарет, бумага, гуашь. 144 х 115
Государственный Исторический музей (инв. И ш хр. лит. 26573)
Сгинул немец в Таганроге
Не унес оттуда ноги
- Плакат: Испанский нейтрал итенор
- Год выпуска: 1944
- Бумага, тушь, литографский карандаш. 34 х 31
- Государственная Третьяковская галерея (инв. 26443)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
«Я здесь пою!» — выводит томный Франко. «Тра-та-та-там!» — гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.
Источник: http://kotindom.ru/art/11-kukryniksy-voennye-plakatyvelikoy-otechestvennoy-voyny.html
Книга: Мастера и шедевры. Том 3
солидарности людей, в их общей ненависти к фашизму и борьбе за его разгром. Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», — писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент.
«Конец. Последние дни гитлеровской ставки».
Крах. Провал. Тупик… В зловещей мгле бункера, озаренной мертвенным светом, мечутся персонажи кровавой трагедии.
Вознесенные к власти, они явили все сгустки пороков рода людского. Все сходило им под грохот маршей, под топот парадов.
Все казалось покоряюще величественным в призрачном блеске успеха, достигнутого ценою позора целой нации…
Берлин. Май 1945 года.
- Мрачное подземелье рейхсканцелярии, выстроенной в дни, когда сапог фюрера подмял под себя Европу…
- Стратегия Чингисханов, проникнутая коварством, вспоенная кровью миллионов, тактика ужаса и блефа рухнула, похоронив под обломками своих творцов.
- Конец… Все перекосилось в этом крысином загоне.
- Грозный грохот советских орудий достиг забетонированной дыры, ямы с убранством из роскошных картин, драпировок, мебели.
- Вот истинное лицо этого капкана, созданного руками «завоевателей мира»…
- В этом неумолимая диалектика истории, не прощающая никогда фальшь и ложь громоподобных, но временных побед злодеев и лжецов, в какие бы наряды они ни рядились…
- Время, неумолимое время отсчитывало мгновения бытия.
- В картине «Конец» царит миг тишины…
- Может быть, только отдаленный рокот канонады создает тот немолчный гут рока, от которого не уйти.
- Но в этой тугой и душной атмосфере подполья, ямы, волчьего логова явственно слышу бой часов, отсчитывающих оставшиеся минуты жизни рейха…
- Вернемся к последней из четырех картин центрального зала выставки Академии художеств СССР.
Вс. Мейерхольд.
«Обвинение»…
Нюрнбергский процесс. Развязка.
Позорный финал мирового фашизма.
Огромный зал темен. Лишь бледное мерцание большого полотна-экрана озаряет сотни зрителей. Но не пришедших сюда живых людей, свидетелей зверств, участников победоносной войны, показывают нам в своей картине художники, нет, их образный круг сужен до предела: жертвы и палачи — вот смысл композиции…
- В кровавом мраке шевелятся чудовищные лики вождей нацизма. Резкий свет ламп выхватывает из тьмы зловещие маски — и рядом, в голубом мареве, трупы невинно убитых, их тысячи… тысячи…
- Сотни людей ежедневно проходили по залам выставки художников Кукрыниксов…
- Гигантский полувековой труд мастеров поражал воображение зрителей. Перед ними как бы разворачивалась история жизни нашей планеты, освещенная светлым умом и горящим сердцем художников…
- В их работах живет пылкая любовь к Родине, непримиримая ненависть к ее врагам…
- Мы побывали с вами лишь в одном зале огромной выставки Кукрыниксов, на которой были экспонированы сотни других полотен и чудесных иллюстраций к произведениям классиков мировой, русской, советской литературы, боевые политические карикатуры и плакаты — шедевры сатиры, известные самому широкому зрителю, выходящие в свет миллионными тиражами.
Кроме этих графических листов в экспозиции были представлены превосходные рисунки и живопись — Крылова, Куприянова и Ник. Соколова в отдельности.
- И мы сразу разгадали тайну этой удивительной троицы художников, жертвующих во имя достижения общей цели своим личным дарованием.
- Да, это содружество — поистине явление новое, небывалое, и оно останется в истории искусств как уникальное — Кукры-никсы…
- Сурова была Москва зимой сорок первого года.
Неповторима графика прифронтового города. Колючие перекрестья железных надолб.
Иллюстрация к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»
Странные пятна светомаскировки на домах.
Сверкающие белизной сугробы, и исчерченный дочерна следами танков, боевых машин, тысячами тысяч солдатских сапог снег мостовых.
Яркие голоса «Окон ТАСС» в витринах и на стенах зданий. Все это, как и фиолетовые огоньки затемнения и мерцающие клинки прожекторов, сливалось в одну незабываемую картину огромного города-героя, борющегося с врагом.
24 июня 1941 года, на третий день после коварного нападения гитлеровцев, Москва увидела плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».
Богатырь в краснозвездном шлеме разил алым штыком зловещего маньяка, предательски сбросившего бумажную маску миротворца.
Художники ясно и четко обозначили лицо врага — фашизм.
Москвичи, все советские люди сразу узнали почерк этого первого плаката, созданного в дни Великой Отечественной войны. Острый, беспощадный, бескомпромиссный язык авторов был широко известен.
27 июня 1941 года были организованы и начали действовать «Окна ТАСС», возродившие славную традицию «Окон РОСТА» времен гражданской войны.
Лучшие, талантливейшие художники и поэты той поры участвовали в их создании. Одними из самых энергичных и активных сотрудников этих мастерских были Кукрыниксы. Плакаты, которые они творили, иногда дублировали карикатуры, публиковавшиеся в «Правде».
У входа в мастерские «Окон ТАСС» не прекращался поток автомашин, мотоциклов, приходящих прямо с фронта.
Заснеженные, забрызганные дорожной грязью большие грузовики, крытые брезентом, и юркие «эмки» круто тормозили на Кузнецком. Из них выскакивали люди в полушубках, в серых шинелях, в ватниках.
Хлопали двери. И через миг люди уже разглядывали и обсуждали новые, свежие, еще только оттрафареченные тиражные оттиски, пахнущие масляной краской боевые антифашистские плакаты. Это тоже было оружие действенное, и художники, поэты, делавшие эти сатирические листы, чувствовали живую связь с фронтом и отдавали все силы для общего святого дела.
Кукрыниксы в ту пору не знали покоя, они работали страстно, одержимо.
- Губителям природы. Из серии,Бытовые вредители»
- Вот что рассказывал Самуил Яковлевич Маршак:
- — С замечательными художниками Кукрыниксами по-настоящему нас сблизила война. В эти суровые
Источник: https://litvek.com/br/172829?p=61
Победа на картинах художников
Великая отечественная война продолжалась 1418 дней, и каждый день, каждый час, каждая минута — приближали 9 мая 1945 года, день окончательного разгрома фашистской Германии.
Как увидели этот день художники?
Освобождение оккупированных городов
Победа приближалась сводками, в которых, после разгрома фашистов на Курской дуге, едва не каждый день сообщалось об освобождении новых населенных пунктов.
С 1943 по 1944 годы была освобождена большая часть Советского Союза и началось освобождение Европы.
В. Волков «Освобождение Минска. 3 июля 1944 года» Е. Козанов, А. Орловский «В освобожденной Праге» 1957 г. И. Петров «Освобождение Софии»
Берлинская наступательная операция
Бои за Берлин продолжались 23 дня, с 16 апреля по 8 мая 1945 года.
К.А. Васильев «В небе над Берлином»
Несмотря на то, что победа была уже близка, досталась она нелегкой ценой. Немецкое командование не желало капитулировать, чем лишь увеличило число потерь с обеих сторон.
Кукрыниксы, М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов «Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии» 1947 г. — 1948 г.
Только 25-го числа удалось замкнуть кольцо вокруг города и начать штурм.
Диарама «Штурм Берлина». Сибирский В.М. «Победа». Моисеенко Е.Е.
Бои за Рейхстаг продолжались пять дней, с 28 апреля по 2 мая.
П.Логинов и В.Панфилов. Знамя Победы над рейхстагом (фрагмент картины)»Победа». Кривоногов П.А.Г. Мелихов «День Победы в Берлине» 1960 г.
Акт о капитуляции Германии
- Был подписан седьмого мая во Франции, в Реймсе.
- В ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина состоялось повторное подписание акта о капитуляции.
- Он вступил в силу девятого мая ровно через час и одну минуту после полуночи по Советскому времени.
«Капитуляция». Кривоногов П.А.
Парад Победы
Состоялся лишь 24 июня, через месяц с небольшим после разгрома последней из группировок фашистских войск, продолжавших сопротивление после подписания капитуляции. А девятого мая Победу в Москве возвестил праздничный салют.
Б.Иогансон. Праздник Победы.И.Белоглазова. Салют Победы.
24 июня в Москве лил дождь, и потому не было ни запланированного показа военно-воздушных сил, ни демонстрации трудящихся. По Красной площади прошли лишь победоносные войска, бросившие к подножию мавзолея знамена повергнутого врага.
К.Антонов. Победители
Парад принимал Маршал Жуков, командовал парадом Рокоссовский
«Парад Победы». Присекин С.Н.
Эхо войны
Но еще долго шли с фронта домой солдаты
В. Н. Костецкий «Возвращение» 1945 г. — 1947 г.
и ждали дома тех, кому не суждено было вернуться…
«Товарищи». Тарелкин Б.И.
Победа в ретро открытках
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c51b22e46553600ac1eb673/5cd323805631d800b31349ca
КУКРЫНИКСЫ: «КОНЕЦ» | homsk
В общагах и сейчас чего только не случается: от бурных романов и дружбы на всю жизнь до уголовщины с поножовщиной. А тогда вполне в духе времени, когда одной из главных составляющих жизни советского человека был провозглашен коллективизм, у троих начинающих живописцев случился творческий союз.
Точнее, сначала в 1922 году работать вместе начали Куприянов и Крылов, а позднее к ним присоединился и Соколов, который приехал в Москву в 1924 году.
Как раз с 1924 года они и стали подписывать свои совместные работы причудливым псевдонимом Кукрыниксы, который, впрочем, расшифровывается очень просто:
КУКРЫНИК СЫ.
Кто знает, как бы сложилась их творческая жизнь, если бы не это почти случайное знакомство. Все трое изначально позиционировали себя как пейзажисты, и впоследствии иногда работали и по отдельности именно в этом жанре. Почему они начали сотрудничать с периодикой и рисовать карикатуры, понять просто.
Ребята вели полуголодное студенческое существование, а в газетах, в принципе, платили и иногда очень неплохо. Ждать, пока доходы начнут приносить пейзажные штудии, было выше всяких сил, поэтому молодые пейзажисты пересилили себя и занялись производством «изопародий».
Возможно, к мотивам, побудившим их начать работать в соответствующем жанре, примешивалось и чисто юношеское желание изменить социальную жизнь в стране к лучшему, обращая внимание на недостатки.
Юмору, а особенно сатире, в те времена вообще придавалось исключительное значение, соответственно процветал и жанр газетной карикатуры.
Работы Кукрыниксов на политические и злободневные темы охотно печатали в «Правде» и «Крокодиле», помимо этого они занимались иллюстрациями русской классики, делали актуальные зарисовки, присутствуя на различных значимых мероприятиях своего времени, например, на 1-ом съезде советских писателей, работали они и в жанре плаката.
Каким-то образом им удалось выработать свой особый стиль, так что в их художественном трио все участники были равны, каждый по максимуму раскрывал свое дарование, и при этом получалось цельное и достаточно гармоничное художественное произведение (насколько это возможно в избранном ими жанре).
Их звездный час настал с началом Великой Отечественной войны, поскольку их карикатуры сопровождали каждое движение немцев и каждый успех наших войск. Их карикатуры, представляя фашистских лидеров в самом нелепом виде и в самых идиотских ситуациях, также становились настоящим оружием Победы, потому что они уничтожали страх перед врагом, учили смеяться над фашистами и их приспешниками.
Но самим художникам этот марафон дался нелегко. Пожалуй, не было в нашей стране людей, которые лучше, чем Кукрыниксы изучили бы внешность вождей третьего рейха.
Когда закончилась война, художники говорили, что именно они теперь счастливее всех в Советском Союзе, поскольку им больше не нужно рисовать мерзкие физиономии Гитлера и прочих нацистских лидеров.
Впрочем, здесь они немного поторопились, поскольку их ждала еще работа на Нюрнбергском процессе, где имопять пришлось рисовать те же самые малосимпатичные лица.
Между прочим, практически во всех карикатурах Кукрыниксов военного времени присутствует нацистская символика.
И даже с учетом весьма сурового отношения к любым идеологических вольностям в то время, когда за анекдот можно было угодить за решетку, никому и в голову не пришло обвинять Кукрыниксов или кого-то из их коллег по цеху в пропаганде фашизма, тем более что фашисты на их рисунках получались исключительно омерзительными.
Гораздо менее известны совместные станковые работы Кукрыниксов. А они действительно написали в соавторстве несколько больших полотен, в основном на темы связанные с войной. Это, например, «Таня» (1942), «Правда» (1950-54), «Бегство фашистов из Новгорода» (1946) и «Конец. (Последние дни гитлеровской ставки в подземелье Рейхсканцелярии)» (1947-48).
Вероятно, задумав картину «Конец» Кукрыниксы хотели окончательно закрыть для себя тему Гитлера и краха нацизма. Художники были в Берлине в мае 1945 года, затем у них было еще несколько командировок, в том числе и на Нюрнбергский процесс.
Они дружили с тогда еще генерал-полковником В.И.
Чуйковым, который был в то время командующим 8-й гвардейской армии, заставившей капитулировать Берлинский гарнизон, и, вероятно, своими глазами видели и разгромленное после ожесточенных боев здание рейхсканцелярии и бункер фюрера, находившийся в ее дворе.
Можно даже с определенной долей уверенности предположить, что художники имели представление о тех людях, кто находился рядом с Гитлером в последние часы его жизни.
Без сомнения, Кукрыниксы могли бы изобразить подлинных приближенных Гитлера.
Однако они предпочли сделать обобщенные образы своих героев, и в конечном итоге не стали банальными хроникерами и реконструкторами недавних исторических событий, а смогли заложить в свою картину более общий и глубокий смысл.
Вообще, о том, как менялся замысел картины, можно судить по нескольким сохранившимся общим композиционным наброскам.
На первом из эскизов присутствуют не менее десяти персонажей, очень плотно скомпонованных в достаточно ограниченном пространстве.
Между прочим, этот рисунок свидетельствует о том, что художники были в бункере Гитлера и имели представление о том, сколько народу там размещалось.
В дальнейших эскизах Кукрыниксы постепенно сокращали количество персонажей, пока их не осталось четверо, и композиция не стала гораздо более лаконичной, а герои полотна не приобрели более отчетливую индивидуальность. Вообще, художники с большой изобретательностью отнеслись к этой своей работе, для создания дополнительной достоверности полотна даже сами переодевались в немецкие мундиры, гримировались и позировали друг другу.
В первых эскизах центром композиции оказывался Гитлер, входящий в приоткрытую сейфовую дверь одного из помещений бункера. Художники перепробовали множество вариантов такого построения картины, и, в конце концов, отказались от него.
В окончательном варианте центр композиции занимает фигура немолодого немецкого генерала, с застывшим белым лицом и невидящими глазами. Зрителю сразу становится ясно, что этот человек оцепенел от ужаса. И только потом мы поднимает взгляд вверх, по диагонали, которую составляет рука фюрера, до его лица.
Причем никто из персонажей полотна уже не смотрит на своего вождя, не бросается к нему с нацистским приветствием, даже не обращает внимания на его появление в помещении.
В этом и проявился новый смысл полотна, поскольку ясно, что власть фюрера уже не распространяется даже на пределы его личного убежища, он уже никому не нужен, и каждый из его бывших соратников теперь будет сам за себя.
Конечно десятки, если не сотни карикатурных изображений Гитлера, которые довелось исполнить Кукрыниксам, не прошли для них бесследно. Они не пишут портрет фюрера, хотя и не делают из него очередную карикатуру.
Но, поскольку художники изображали не просто врага, а врага поверженного, трагикомизм, и даже некоторый гротеск представленного образа вполне уместны в данном случае.
Безумный взгляд Гитлера обращен вверх, туда, где в данный момент грохочет советская артиллерия и идут бои с уже очевидным финалом.
Двое оставшихся героев полотна, молодой фашист, очевидно пытавшийся заглушить свой страх перед будущим крахом рейха алкоголем, и гораздо более зловещий офицер в шинели и фуражке, сдвинуты к правому краю полотна. Парень в расстегнутой рубашке и небрежно наброшенном мундире с неестественно закинутой вбок головой кажется уже мертвецом.
Его фигура – самое светлое пятно картины, выдержанной в целом в мрачных коричнево-зеленых тонах. Офицер в фуражке, надвинутой на лоб, так что его лицо полностью скрыто от зрителя смотрит вбок. Он явно почти не пил, перед ним стоит недопитая рюмка, он сосредоточен и что-то замышляет.
Вполне возможно, что этот человек сможет в конечном итоге выбраться из бункера живым и невредимым, а спустя какое-то время окажется в Аргентине или Бразилии.
Некоторые исследователи утверждали, что в образе этого немецкого офицера, вероятно, эсесовца, художники намекали на некоторые реваншистские планы, которые уже тогда начинали зреть у недобитых нацистов.
Но, скорее всего, этому персонажу сейчас не до таких глобальных мыслей. Он решает текущую задачу: выжить любой ценой.
О желании всех героев сбежать свидетельствует и добротный чемодан, перетянутый ремнями, который вынесен художниками в самый центр полотна, на авансцену.
Конечно, картина в целом очень декларативна, да и от карикатуристов трудно было бы ждать глубокого и утонченного психологизма.
Но все-таки они смогли очень точно и тонко понять и перенести на холст ту атмосферу, которая существовала в ближайшем окружении Гитлера в последние дни его жизни, когда от провозглашенного тысячелетнего рейха осталась только маленькая группа людей, прячущихся словно крысы в вонючем подземелье.
Источник: https://homsk.com/martin/kukryniksy-konets