Колосс (паника), франсиско де гойя

Знаменитая картина «Колосс» испанского художника эпохи Просвещения Франсиско Гойи убрана из экспозиции. Эксперты склоняются к мысли о том, что это фальшивка

  • Колосс (Паника), Франсиско де ГойяФрансиско Гойя. Колосс. Прадо. Мадрид

Знаменитая картина «Колосс» испанского художника эпохи Просвещения Франсиско Гойи убрана из экспозиции. Эксперты склоняются к мысли о том, что это фальшивка. Новость уже провоцирует крупный скандал.

Выставка, которая 15 апреля открылась в мадридском музее Прадо, приурочена к 200-летней годовщине восстания в Мадриде, положившего начало войне испанцев против французских захватчиков 1808–1814.

Экспозиция включает в себя 200 картин, рисунков и гравюр, объединенных темой войны испанцев против французских завоевателей, пишет газета The Independent.

Многие из этих работ находятся в частных собраниях и прежде никогда не выставлялись.

Однако картина «Колосс», хранящаяся в музее последние 80 лет, к удивлению многих, оказалось исключена из каталога выставки. Всему виной сомнения музейных экспертов, которые в последнее время все с большей уверенностью считают полотно подделкой, объясняет директор Прадо Мигель Зугаза.

Глава музея пообещал в ближайшие месяцы опубликовать результаты последних искусствоведческих изысканий, согласно которым картину следует считать фальшивкой. Сенсационная информация появится в вестнике музея и, соответственно, в первую очередь будет доступна экспертному сообществу.

Полотно написано в темных тонах и считалось одним из шедевров мастера, живописующего ужасы войны, свидетелем которых художник был сам. В картине над гористым пейзажем возвышается мужская обнаженная фигура. Кулаки Колосса сжаты, а глаза закрыты. Внизу же, на равнине, художник изобразил в панике бегущих людей.

Полотно, которое французский поэт Шарль Бодлер назвал «чудовищной правдой», написано в 1808 году или немного позднее. Именно тогда армия Наполеона Бонапарта вторглась в пределы Пиренейского полуострова и ужасы войны обрушились на испанцев, которые не приняли французского ставленника на своем королевском престоле.

Определенные сомнения у специалистов были и раньше, но, если теперь искусствоведам действительно удастся доказать поддельность шедевра, новость произведет эффект разорвавшейся бомбы, пишет издание.

Первые сомнения в подлинности сразу двух картин Гойи появились у эксперта Джульетты Уилсон-Барро, которая была в числе организаторов нынешней выставки. Искусствовед поставила под сомнение авторство Гойи в картинах «Колосс» и «Доярка из Бордо».

Эти сомнения, основанные на технике мазка художника, Уилсон-Барро высказала еще в апреле 2001 года. Причем в отношении «Колосса» сомнения эксперта уже тогда разделили и другие специалисты, в том числе главный эксперт по живописи Гойи в музее Прадо Мануела Мена.

Однако директор Фернандо Чека отверг тогда эти сомнения как безосновательные. Год спустя профессор по истории живописи Найджел Глендиннинг из Лондонского университета опубликовал исследование, защищающее подлинность картины. На этом публичная дискуссия была приостановлена.

Как теперь оказалось, втайне она не прекращалась вплоть до настоящего времени, когда скептики одержали ощутимую победу.

Впрочем, профессор Глендиннинг считает несправедливым решение музейной администрации без объяснения причин удалить картину из публичного показа. «Если музейщикам не нравится эта картина, они должны нам сказать почему», — добавляет искусствовед.

По мнению Глендиннинга, можно было представить картину обособленно и поделиться с публикой своими сомнениями, но лишить людей возможности видеть известную картину — это есть проявление неуважения.

Профессор выступил с лекцией, в которой настаивал на подлинности картины. По его мнению, композиция картины, где все движется от центра к периферии, характерна именно для кисти мастера.

В этом Глендиннинг проводит особенно четкие аналогии с полотном «Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта-дель-Соль».

Профессор видит в «Колоссе» такую же внутреннюю динамику и хаос, которые так характерны и для других работ художника.

Кроме того, сюжет «Колосса» перекликается с патриотическими стихами Хуана Баутисты Арриазы, которые были анонимно изданы именно в 1808 году и были на устах многих испанцев. По мнению эксперта, творчество поэта сказалось на замысле художника.

Плохое качество холста, который использовал художник, профессор объясняет военным лихолетьем, когда сложно было достать добротный материал, а также тем, что картина участвовала в выставках.

В любом случае, Глендиннинг призвал своих оппонентов опираться на факты, а не на беспочвенные предположения.

Другие эксперты выказывали недовольство по поводу того, как ведется сама дискуссия. По их мнению, нужно было бы поставить в известность экспертное сообщество, провести открытые дебаты и сообщить дату публикации новых выводов специалистов. А «подковерными» дебатами можно только оскандалиться и вызвать недоверие к живописи вообще.

Добавим, что в отсутствие «Колосса» шедевром выставки стала картина «Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта-дель-Соль», изображающая восставших против французских оккупантов жителей Мадрида.

Полотно сильно пострадало и было порвано в нескольких местах во время неудачной эвакуации в Барселону (провинция Валенсия) в 1938 году, когда в годы гражданской войны столица оказалось под ударом войск генерала Франко, поднявшего фашистский мятеж.

Лишь после нескольких месяцев кропотливой работы реставраторам удалось восстановить картину, опираясь на эскизы и копии шедевра. Полотно было написано в 1814 году.

Источник: http://www.newsru.com

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Источник: https://artinvestment.ru/news/artnews/20080418_koloss.html

Книга: Музей Прадо

Художник сформировался под влиянием Веласкеса, работы которого копировал; испытал влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка, от которых перенял объемность форм, непринужденность рисунка, яркость красок, золотистое освещение. Благодаря своему происхождению мастер хорошо понимал закулисную структуру и психологию королевского двора.

С 1669 он являлся придворным художником, с 1671 — личным живописцем короля.

По тематике это полотно, заказанное живописцу самим Карлом II, напоминает работы из серии «Карлики» Диего Веласкеса. Тучная вследствие заболевания девочка запечатлена художником в узорчатом платье. Существует изображение Евгении в виде Бахуса — без одежды, с надетым на голову венком.

Ребенка, прозванного монстром, показывали на ярмарках.

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) Обнаженная маха 1795–1800. Холст масло. 98×191

Франсиско Гойя — испанский художник, гравер, чье свободолюбивое искусство отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, остротой характеристики, социально направленным гротеском.

Великий живописец художественно и энциклопедично отразил жизнь своей страны. Влияние Гойи, одного из наиболее ярких мастеров эпохи романтизма, на художественную культуру имеет общеевропейское значение.

В образе махи — испанской горожанки XVIII–XIX веков, художник вопреки строгим академическим канонам воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха — женщина, смысл жизни которой — любовь.

Обольстительные, темпераментные махи олицетворили испанское понимание привлекательности.

Кисть гениального художника навеки сохранила для потомков молодость, живое очарование, таинственную чувственность соблазнительной натурщицы.

Гойя не только создал образ новой Венеры современного ему общества, но и удивительно тонко почувствовал изменения художественного стиля на грани эпох.

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес Одетая маха. Около 1800–1807. Холст, масло. 95×190

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде 1814. Холст масло. 268×347

Произведения художника, посвященные восстанию 1808 в Мадриде, которое ему довелось пережить, разительно отличаются от исторических картин романтиков. Они характеризуют живописца-патриота, призывающего к борьбе, как гуманиста, осуждающего войну.

Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Палачей живописец представил как безликую массу, а осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки, — композиционный центр произведения.

Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Полотно пронизано страстью личного переживания, темный пейзаж усиливает ощущение неминуемой трагедии.

Художник не только запечатлел страшное историческое событие, но также показал нравственность и героизм испанского народа.

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) Колосс (Паника) 1810–1825.Холст масло. 116×105

В полотне «Колосс» Гойя создал аллегорию на начавшуюся в 1808 войну с Францией. Общество было напугано кровопролитием. В центре композиции — огромных размеров фигура, свирепо сжавшая кулаки.

Этот рушащий все на своем пути гигант олицетворяет собой жестокость войны, несущей разорение и смерть. Появление Колосса, шествующего по землям, касаясь темных небес, вызывает всеобщую панику.

Вид разоренной и сожженной французскими войсками Сарагосы, родного города художника, поразил живописца.

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) Сатурн, пожирающий своих детей 1820–1823. Холст, масло, перенесено с дерева. 143,5×81,4

Переживая тяжелый жизненный период, художник, живя в одиночестве за городом, расписал маслом стены своего дома. «Сатурн, пожирающий своих детей» поражает зрителя.

В ней воплощена идея противостояния прошлого и будущего, полотно символизирует неумолимое, ненасытное время, уничтожающее свои же творения.

Из темноты фона выхвачено светом гигантское тело обезумевшего бога, в исступлении пожирающего собственного ребенка.

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) Семейство Карла IV 1800.Холст масло. 280×336

«Короли без ума от Гойи», — писал живописец другу. В этих словах нет преувеличения, но как мастер добился королевской любви, ведь его портреты поражают своей неприкрытой правдой?! Художник, разоблачая портретируемых, представлял их почти гротескно.

На огромном полотне изображены царственные особы в роскошных костюмах, блистающих драгоценностями и регалиями, но их лица отражают удручающую духовную пустоту.

Скучные, невыразительные физиономии разодетых короля и королевы иллюстрируют высказывание французского романиста Теофила Готье о том, что они напоминают «булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею». Ни один член семьи не ускользнул от проницательного взгляда художника.

Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева — старший сын короля, будущий наследник Фердинанд VII. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, представлена в центре картины, а король стоит в стороне, весь его облик выражает покорность супруге, как и было в реальности.

За спиной короля — другие, менее влиятельные родственники. Возможно, подражая «Менинам» Веласкеса, живописец изобразил на заднем плане себя, работающим над большим полотном.

Лишь Гойя, свободолюбивый, осознающий масштаб своего таланта, мог отважиться написать столь беспощадный портрет королевских персон.

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Луис Мелендес (1716–1780) Натюрморт с куропатками и посудой Последняя треть XVIII века. Холст, масло. 62,x41,6

Мелендес верен своим идеалам и работает в лучших традициях жанра. Композиция «Натюрморт с куропатками и посудой» построена весьма мастерски, колористическое решение холста очень гармонично.

Читайте также:  Огюст роден: скульптуры, их фото и описание

Крупное, но при этом детальное живописание занимает почти все пространство полотна.

Оставленные небрежно среди дичи и овощей окаймленные насыщенно-синим тарелки становятся предметом, провожающим зрителя в перспективу

Источник: https://litvek.com/br/345968?p=8

Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель — 1805 Картины Гойи

Октябрь 17, 2012

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Портрет Исабель де Лобо-и-Порсель

1805; 82х54,6 смНациональная галерея, Лондон

В 1805 году Гойя выставляет в Академии Сан Фернандо несколько портретов, которые явились свидетельством того, что в этот период художника больше всего интересуют душевные переживания человека и разного рода индивидуальные психологические нюансы.

Свое внимание мастер сосредотачивает на изображении лиц и, особенно, глаз, более всего способных, по его мнению, выразить внутреннее состояние портретируемого.

Открыто восхищается художник яркой внешностью, темпераментом и полнотой ощущения жизни в портрете Исабели де Лобо-и-Порсель.

Видя ее смелый взгляд, энергичную свободную позу, глубокую внутреннюю силу и уверенность, невольно вспоминаешь испанок-героинь, которые сражались наравне с мужчинами во время народно-освободительной войны (герильи). По мнению Гойи, Исабель вполне могла стать одной из них.

Лицо девушки кажется каким-то особенным, просветленным — этого эффекта мастеру удается достичь благодаря следующему приему: при помощи тонкой кисточки маленькие мазки белого и красного цветов наносятся на нос и левую щеку, в уголки губ и на подбородок…

Как считают некоторые исследователи, в образе доньи Исабели Гойя раскрыл собственные представления о вечной молодости и женственности, ее изображение было для него аллегорическим воплощением родной Испании…

Колосс — 1808-1812

Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

Колосс

1808-1812; 116х105 смПрадо, Мадрид

В картине «Колосс» воображение зрителя потрясает зловеще поднимающаяся из-за горизонта огромная фигура. Создается впечатление, что от грохочущих шагов гиганта содрогается земля. Толпа испуганных людей и животных в ужасе обращается в бегство. Атмосфера всеобщей паники захватывает зрителя: нам самим невольно хочется скрыться, исчезнуть, чтобы избежать ужасов кровопролития.

Полотно по духу и настроению близко серии драматических и обличающих гравюр Гойи под названием «Десастрес де ла герра» («Бедствия войны»)… Чудовище пытается настигнуть кого-то, кто находится вне поля нашего зрения. Возможно. Наполеона — так, по крайней мере, считает большинство специалистов.

С другой стороны, мало кто из них соглашается признать состоятельной версию о том, что сам гигант является аллегорическим представлением испанского короля. Скорее всего, Гойя видел в этом великане символ величия и мощи испанского народа, своими героическими действиями заставившего Наполеона бежать…

(1746-1828) Франсиско Гойя

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/030-goya/portret-isabel.php

Колосс, или Паника

14.05.2017
Колосс (Паника), Франсиско де Гойя

1808-1810. Холст, масло. 116 105 см Музей Прадо, Мадрид, Испания Франсиско Гойя (Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес)

1746, фуэнтетодос, близ Сарагосы, Арагон — 1828, Бордо

Это великан !

Картина называется «Колосс», то есть «гигант» или «великан». Он больше горы и, конечно, необычайно силен: достаточно взглянуть на его огромные, мощные мускулы.

Как его зовут?

У него нет имени. Никто не знает, кто он. По сжатым кулакам видно, что он разъярен, но неизвестно , что вызвал о его ярость и на кого обращен его гнев.

Откуда он взялся?

Догадаться трудно. Может быть, вырвался из недр земли, а может, свалился с неба. Над горизонтом поднимается только его торс — значит, он далеко от нас . Но он такой громадный, что кажется, будто он совсем рядом.

Он повернет назад?

Пока, во всяком случае, он двигается вперед. Неизвестно, куда он направляется, видно только, что он шагает. Это не бесплотное видение: от его тяжелой поступи в небе клубятся тучи и содрогается земля .

Все спасаются бегством Других персонажей трудно разглядеть по отдельности: он и слишком мелкие, их слишком много , но ясно , что все застигнуты врасплох и пытаются спастись — в повозках, на телегах, верхом, пешком.. .

Люди в страхе бегут кто куда, разбегается скот . В общем, спасайся кто может!

Почему только ослик никуда не бежит?

Осел , ка к известно, упрямое животное . И серый ослик в нижней части картины не исключение : все торопятся спастись , а он застыл на месте . Может быть, он просто окаменел от страха: кругом крики, вопли, конский топот, а осел стоит , как вкопанный.

Люди смогут спастись?

Великан способен одним движением раздавить десятки людей. Вид у него угрожающий; неизвестно, чего от него ожидать. Силы явно неравны, это понятно. Если ему придет в голову напасть, людям несдобровать.

А может, люди убегают не от него?

Вполне возможно. Ведь ничем не подтверждается, что гнев великана направлен против них. Людей могло повергнуть в паник у что-то совсем другое, чего мы не видим .

Можно даже предположить, что великан не зря повернулся в ту сторону, откуда он и бегут, и готов защитить их от опасности, которая кроется где-то позади . Если все бегут в нашу сторону, это еще не значит, что их гонит страх перед великаном.

Может быть, как раз он-то и преграждает путь невидимой опасности.

Чего боятся эти люди?

Они спасают свою жизнь и бегут, побросав все (или почти всё) своё добро и забыв обо всем на свете. Не отдельные люди, а целые толпы в панике покинули свои дома и превратились в поток беженцев. Похожие картины постоянно показывают в новостях по телевизору.. . Мы видим, как люди из последних сил пытаются уцелеть, спасаясь от войны или от стихийных бедствий.

Почему Гойя не показал настоящую войну?

Художники, которые изображают войну, предпочитают батальные сцены — сражения, героев и победы. А Гойя показал то, что в живописи можно увидеть не часто: не войну как таковую, а её последствия для простых людей.

Эти люд и ни с кем не воюют, они даже не знают, из-за чего все началось. Стряслась беда, им грозит гибель. Как и мы, зрители, эти люди не вполне разбираются в ситуации. Колосс такой огромный, что толком его и не разглядеть; он нависает над ними, как черная туча.

И люди понимают только одно: надо бежать, бежать что есть духу, бежать куда глаз а глядят.. .

Зачем Гойя нарисовал какое-то вымышленное существо?

Сказочная фигура великана может символизировать войну или другую опасность, которая пугает людей. А может быть, как уже говорилось, он явился спасти их от какого-то врага.

Наконец, его можно рассматривать как воплощение самого страха, который лишает людей самообладания и сводит с ума . Вот почему картина имеет второе название — «Паника» .

В любом из трех случаев в картине Гойи отразилась некая идея или ощущение, которые рационально объяснить нельзя. Символом этого и является таинственный гигант .

Художник не старался выписывать детали

Верно: он работал в манере, которая может показаться грубой, накладывая краски пятнами, мазками, видными невооруженным глазом. Движения его кисти торопливы, как бегство перепуганных людей. Медлить нельзя, раздумывать некогда.

Нервозность живописи передает уязвимость людей. Он и безымянны, это безлика я толпа, их судьбы мы никогда не узнаем. Что касается великана, то он, как и тучи вокруг, написан еще более крупным и мазками .

Мощные движения кисти соответствуют его гигантским размерам.

Не хотел ли Гойя изобразить какое-то конкретное событие?

Возможно, Гойя имел в виду вторжение Наполеона в Испанию (1808). Правда, неясно, что именно олицетворяет в картине великан : угрозу испанскому народу со стороны Франции или патриотический порыв самих испанцев, вставших на защит у страны.. . Но даже если он и отразил конкретные собы­тия, то сделал он это без какой-либо привязки к историческим фактам.

В картине Гойи заключена обобщенная правда о всякой войне, о любой грозящей людям катастрофе, где бы и в какую бы эпоху она ни происходила. Почему в сюжете картины так сложно разобраться? Если бы Гойя хотел написать абсолютно понятную картину, он сделал бы это без труда.

Неясность сюжет а отнюдь не говорит о слабости художника: на ­ против, это одна из самых сильных его сторон. Гойя рисует действительность как нечто непостижимое. Любой человек в какой-то момент может оказаться в ситуации, с которой он не в силах справиться. И персонажи Гойи, охваченные смятением, повинуются не разуму, а инстинкту самосохранения . Чувство побеждает рассудок.

И они, и мы сами одинаково не в состоянии понять, кто этот великан — друг ил и враг. Вне сомнений только одно: страх.

Гойя знаменит именно такими «страшилками»?

В молодости Гойя не раз выполнял картоны (полномасштабные подготовительные рисунки) для шпалер по заказу королевской семьи, и это были как правило жизнерадостные, беззаботные сцены из повседневной жизни. Кроме того, он прославился как портретист.

Но одна из главных движущих сил его творчества — тот драматизм, который мы видим в «Колоссе». Гойя одним из первых воплотил на полотне нечто абстрактное, лишенное формы — например, страх.

Конечно, и до него художники вводили в свои картины тех, кого нельзя увидеть — богов, ангелов или демонов, — и следовали сложившимся традициям их изображения. Но такое существо, как колосс, — единственное в своем роде. Это олицетворенный страх, который не поддается описанию.

Образы Гойи рождаются из тайных глубин человеческой души; их смысл не укладывается в рамки реальной действительности. Гойя изображал то, что словами передать нельзя. 

Источник: https://8-poster.ru/onenews/1283/

Картина «Колосс»

Дата создания: 1808–1812 годы. Тип: Картина маслом на холсте. Жанр: мифологическая живопись. Движение: Романтизм.

Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид.

Колосс Гойи

Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом.

Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа. Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо.

Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.

В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.

Анализ картины

Колосс (с испанского можно перевести как «Гигант»), один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек.

Читайте также:  Квадраты с концентрическими кругами, кандинский, 1913

Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере. Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз.

Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.

Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте.

Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них.

Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.

Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.

Техника

Техника, используемая Гойей в «Колоссе» подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома («черных картин»), однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.

Основным источником вдохновения послужила поэма «Пиренейское пророчество», Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.

Одна из иллюстраций к подвигам Геркулеса. Сурбарано.

Авторство

В июне 2008 года года у главы музея Прадо (Мадрид) возникло мнение о том, что «Колосс» — работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.

Картина «Колосс» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)

Источник: https://artrue.ru/style/romanticism/goya/kartina-koloss.html

The Colossus (painting)

The ColossusSpanish: El ColosoArtistFrancisco de Goya[1][2]Year1808-1812MediumOil on canvasDimensions116 cm × 105 cm (46 in × 41 in)LocationMuseo del Prado, Madrid

The Colossus (also known as The Giant), is known in Spanish as El Coloso and also El Gigante (The Giant), El Pánico (The Panic) and La Tormenta (The Storm).[3] It is a painting traditionally attributed to Francisco de Goya that shows a giant in the centre of the canvas walking towards the left hand side of the picture. Mountains obscure his legs up to his thighs and clouds surround his body; the giant appears to be adopting an aggressive posture as he is holding one of his fists up at shoulder height. A dark valley containing a crowd of people and herds of cattle fleeing in all directions occupies the lower third of the painting.

The painting became the property of Goya's son, Javier Goya, in 1812.[4] The painting was later owned by Pedro Fernández Durán, who bequeathed his collection to Madrid's Museo del Prado, where it has been kept since 1931.

History of the painting

The Giant, also called The Colossus (unnumbered print, 1814-1818). Burnished aquatint etching by Francisco de Goya, the bottom part of the print, where the title would have been inserted, has been cropped.[5]

The painting became part of the Museo del Prado's collection in 1931, when it was donated by the estate of Pedro Fernández Durán. The first documented attribution of the painting to Goya dates from 1946 when Francisco Javier Sánchez Cantón published the inventory of the estate of Josefa Bayeu, Goya's wife, on her death in 1812. The inventory describes a painting of «a giant» with the same measurements as The Colossus, which was identified with an X (Xavier Goya) and the number 18.[6]

The painting was passed into the ownership of Miguel Fernández Durán Fernández de Pinedo y Bizarrón, Marquis of Perales, as he left it to his great-grandson, Pedro Fernández Durán on his death in 1833.

[clarification needed] The painting is listed in the notarised estate of Paula Bernaldo de Quirós (Marchioness of Perales and Tolosa and mother of Pedro Fernández Durán) on her death in 1877.

[clarification needed] At this time the painting was described as «A prophetic allegory of the misfortunes that took place during the War of Independence, Goya original, measuring 1.15 by 1.[0]3 (global measurement units) ( having a value of one thousand five hundred pesetas».[6]

More recently, the questions raised regarding the authorship of The Colossus and its absence from the Prado's exhibition Goya in wartime have focussed attention on, among other matters, Goya's etching of the same theme, which was included in the same exhibition (exhibition catalogue number 28). In an article entitled «Artistic technique as a research method relating to Goya's 'The Colossus'» (in the journal Goya № 324) Jesusa Vega established the relationship between the etching known as The Giant (of which there is second copy in the Spanish National Library in Madrid) and The Colossus in these words: «the giant, moves from resistance / defence, proud and erect, to slumped melancholy, reflecting the mood of many Spaniards, a collective feeling shared by its creator».[5] If the painting is attributed as being painted between 1808—the start of the Peninsular War—and 1812—when the painting is recorded as being among the goods divided between Goya and his son Javier—then the print should be dated as originating after the end of the war due to the technique and materials used in the series of etchings The Disasters of War.

Drawing with the title Gran Coloso dormido (Large sleeping Giant) in Goya's handwriting. Lithographic pencil, Album G-3 or First Burdeos Album (1824–1828), former Gerstenberg collection, Berlin, and Hermitage Museum (Saint Petersburg).

Analysis

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Colossus_(painting)

Описание картины Колосс – Франсиско де Гойя

Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом.

Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа.

Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо.

Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.

В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.

Колосс, один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек. Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере.

Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз.

Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.

Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте. Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них.

Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.

Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.

Техника, используемая Гойей в “Колоссе” подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома, однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.

Основным источником вдохновения послужила поэма “Пиренейское пророчество”, Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.

В июне 2008 года года у главы музея Прадо возникло мнение о том, что “Колосс” – работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Женщина с веером – Франсиско де Гойя В 1786 году Гойя становится придворным художником. Франсиско Гойя был великолепным, тонким портретистом. В то время как во Франции в……
  2. Портрет Франсиско Байеу – Франсиско де Гойя Франсиско Байеу был шурином Гойи. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал……
  3. Герцогиня Альба в черном – Франсиско де Гойя Хотя этот портрет был написан Гойей вскоре после смерти мужа герцогини Алъбы, ее черный наряд скорее романтичен, нежели траурен. Такое……
  4. Художник Франсиско Гойя – Лопес Портана Винсент Лопес Портана, модный портретист, занявший после Гойи пост Первого придворного живописца, написал портрет своего восьмидесятилетнего предшественника по приказу короля……
  5. Гравюры “Капричос” “Диспаратес” (Бессмыслица) – Франсиско де Гойя Около 1820 г. Гойя создает свою последнюю серию гравюр – серию притч, снов под названием “Диспаратес” . 21 лист сложных,……
  6. Игра в жмурки – Франсиско де Гойя В 1774 году Гойя начинает работать на королевской мануфактуре гобеленов – живописец расписывает картон, который выступает как эскиз для будущего……
  7. Портрет cемьи Карла IV – Франсиско де Гойя Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. Предварительно Гойя сделал эскизы отдельных членов семьи, а затем приступил……
  8. Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана – Франсиско де Гойя “Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана” написан в начале 80-х годов XVIII века. Женская фигура передана темным силуэтом платья……
  9. Портрет Марии-Терезы де Бурбон-и-Валлабрига на коне – Франсиско де Гойя Один из самых загадочных Испанских художников, Франсиско Гойя много работал при королевском дворе, где написал и этот Портрет Марии-Терезы де……
  10. Маха обнаженная – Франсиско де Гойя Кто эта сладострастная женщина, одетая в просвечивающие одежды, более подходящие для гарема, – на одной картине, и женщина, бесстыдно выставляющая……
  11. Полет ведьм – Франсиско де Гойя Еще одна работа для герцога Осуна подобно серии Капричос изображает сцены колдовства. Три фигуры в шляпах схватили в воздухе обнаженного……
  12. Сатурн, пожирающий своего сына – Франсиско де Гойя “Сатурн, пожирающий своего сына” – один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии “черных картин”. Эти фрески……
  13. Гравюры – “Капричос” (Капризы) – Франсиско де Гойя В конце 18-го века Гойя создает бессмертную серию гравюр “Капричос” – капризы. Серия включает 80 листов, пронумерованных, снабженных подписями. В……
  14. Праздник святого Исидра (Ромерия) – Франсиско де Гойя Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Она изображала ромерию – народное празднество в честь……
  15. Махи на балконе – Франсиско де Гойя К образу Махи, девушки из самой гущи жизни, типичной испанки, Франсиско Гойя, в живописи которого соединялись реализм и терпкий вкус……
  16. Мария-Луиза – Франсиско де Гойя Жена безвольного Карла IV, напротив, слыла сильной и властолюбивой женщиной. Чего не скажешь о высокой морали. Именно в эпоху Карла……
  17. Соломенная кукла – Франсиско де Гойя Это один из последних и самых известных картонов Гойи, созданных им для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара. Картоны помогли художнику получить……
  18. Портрет актрисы Антонии Сарате – Франсиско де Гойя Испанский живописец и гравер Франсиско де Гойя – один из первых и наиболее ярких мастеров искусства эпохи романтизма. Будучи придворным……
  19. Зонтик – Франсиско де Гойя Это полотно было создано в так называемую эпоху гобеленов – время, когда Гойя написал более 60 образцов для выполнения ковров…….
  20. Маха одетая – Франсиско де Гойя Картины были написаны, видимо, специально для кабинета во дворце премьер – министра Испании Мануэля Годоя, который украшали изображения обнаженной натуры…….
Читайте также:  «архитектурная фантазия», франческо гварди — описание картины

Источник: https://art.goldsoch.info/koloss-fransisko-de-gojya/

Капричос Гойи. Неудобная правда о пороках общества

  • Капричос Франсиско Гойи – это 80 гравюр.
  • 80 пороков, суеверий, грехов общества.

Глупость. Тщеславие. Разврат. Обман. Клевета.

Время идёт. Но ничего не меняется. Поэтому многие гравюры Капричос актуальны и сейчас.

Почему Гойя решил создать Капричос?

Он был придворным художником. Писал портреты королей и аристократов. И вдруг такое.

Мерзкие, порочные лица. Проститутки. Ведьмы. Мошенники.

Действительно, разница между его заказными портретами и гравюрами Капричос просто огромна. Как выразился об этом художник Максим Кантор, «вообразите писателя, который переходит с фельетонного жаргона на стиль высокой трагедии».

Талант Гойи был очень многогранен. Нужно написать отпрыска аристократов? Пожалуйста. Очень милое личико. Тщательно выписаное.

Но однажды нужно сказать правду о людях. О том, что они творят. И это будет совсем другой стиль. Это будут резкие линии. Беспощадные образы.

Франсиско Гойя. Слева: Портрет дона Мануэля Осорио Манрике де Суньига. 1788 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Гравюра Капричос “Тут ничего нельзя поделать”. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Как же публика отреагировала на его гравюры? Удивительно, но… никак.

Покупатели заходили в книжную лавку. Молча и без понимания просматривали страницу за страницей. И уходили. За 4 года было продано лишь 27 альбомов из 300. Почему?

Потому что люди не были готовы к такому. До Гойи в Испании никто ничего подобного не создавал. И не удивительно. Абсолютная монархия в сочетании со свирепой инквизицией у кого угодно отобьёт желание что-либо обличать.

Гойя же решил сказать правду. Его современникам эта правда оказалась не нужна. А вот на последующие поколения эти работы оказали колоссальное влияние. У Делакруа, Дали, Мане были все гравюры Гойи. Они учили их говорить правду.

Какие же пороки обличал Гойя? Вот лишь несколько гравюр из его Капричос.

1. Корысть

Гравюра 14. Какая жертва!

Франсиско Гойя. Капричос. Какая жертва! 1797-1799 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.

Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.

Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.

2. Обман и коварство

Гравюра 19. Все погибнут

Франсиско Гойя. Капричос 19. Все погибнут. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история о женском коварстве. Наверху изображена приманка в виде девушки-птицы. Она привлекает птиц-мужчин. Те, что попадутся, будут ощипаны коварными дамами.

Это, конечно, аллегория. И палку ощипанному мужчине вставляют, чтобы выскребсти его изнутри. Не в прямом смысле, конечно. Скорее всего, Гойя имел в виду, что такая любовница не только обдерет до последней нитки, но и душу всю вытрясет.

Разделавшись с одним несчастным, она вернётся к охоте. На ее приманку попадётся очередной простак. И самое удивительное, он слепо пойдёт на погибель. Не восприняв урока своего предшественника.

Чтобы вы не подумали, что Гойя сексист, взгляните на другую гравюру (21). На ней уже ощипывают птичку женского рода. А делают это лживые и алчные сеньоры.

Франсиско Гойя. Капричос. Как ее ощипывают! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

3. Осуждение

Гравюра 24. Тут ничего нельзя поделать

Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко. Но могли неугодной женщине сильно попортить жизнь. Заточить на много лет в тюрьму. Или провести полуголую по улицам. Что собственно и показано на данной гравюре.

На несчастной позорный колпак. На шее хомут. Грудь огалена. Посмотрите на лица в толпе. Люди злорадствуют.

Хотя сейчас ведьм уже не сжигают и даже в колпаке по улицам не возят, эта сцена актуальна. “Публичные порки” любили во все времена. Осуждение других – частое явление. Потому что людям хочется видеть того, кто якобы хуже. Очерняя других, мы якобы обеляем себя.

4. Тщеславие и Лесть

Гравюра 41. Точь-в-точь

Франсиско Гойя. Капричос. Точь-в-точь. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

На нескольких гравюрах Гойи главным героем является осел. В 18-19 веках это животное также олицетворяло глупость. Так что мастер лишь подчёркивает, что тщеславие – от глупости нашей. Лесть же хороша лишь для ушей глупого.

Осел так тщеславен, что хочет увековечить себя. Мартышка же готова льстит за хорошую плату. Подчёркивая образ заказчика благородным париком.

Удивительно, что Гойя по сути высмеивает свой же труд и труд своих коллег. Портретистов. Он сам был придворным художником и создал немало портретов.

Правда льстецом его назвать нельзя. Он не преукрашивал внешность даже короля с королевой. Об этом читайте в статье о семейном портрете короля Карла IV  “Женщина без лица”.

5. Социальная несправедливость

Гравюра 42. Ты, которому невмоготу

Франсиско Гойя. Капричос. Ты, которому невмоготу. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Два осла оседлали мужчин. У одного из них даже шпора виднеется. Пожалуй, самая красноречивая гравюра Гойи о социальной несправедливости.

Бедным трудягам приходится тащить на себе всю тяжесть общества. И их спины гнуться от непосильной ноши. А на поверку оказывается, что на их спинах не благородные достойные граждане, а ослы. Которые по сути сами верховые животные. Вот такая социальная несправедливость.

6. Жизнь с уснувшим разумом

Гравюра 43. Сон разума рождает чудовищ

Франсиско Гойя. Капричос. Сон разума порождает чудовищ. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Это самая известная гравюра из Капричос Гойи. Вот как мастер сам прокомментировал ее: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”.

Эту гравюру Гойя задумывал поместить в самом начале альбома. Но по каким-то причинам передумал.

На самом деле, гравюра показывает, в чем корень всех бед человека. И она логично бы смотрелась в самом начале. Отключая свой разум, нами начинает управлять наша глупость. Наши эмоции. Наши страхи. А от этого происходят все несчастья и пороки человеческие.

7. Зависимость от чужой воли

Гравюра 50. Хомячки

Франсиско Гойя. Капричос. Хомячки. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя показывает людей, готовых жить чужим умом. Они – марионетки. Они физически и ментально зависят от чужой воли.

Потому что не хотят ничего слышать. Их уши под замком. Они не хотят ничего делать. Их руки безвольно висят. Они не хотят видеть правду. Их глаза закрыты. Они лишь рты открыли. Чтобы в них вложили то, что угодно властьдержащим.

Эту гравюру Гойя назвал “Шиншиллы”. Но принято переводить ее “Хомячки”. Так как именно так называют подобных людей в наши дни.

Кстати, никого вам этот гойевский образ не напоминает? Конечно, Франкенштейна. И неспроста. Именно эти “хомячки” когда-то и стали прообразом знаменитого монстра в фильме 1931 года.

8. Глупая наивность

Капричос 52. Чего не сделает портной!

Франсиско Гойя. Капричос. Что не сделает портной! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Люди преклонились перед грозным монахом-проповедником. Но этот образ мнимый. На самом деле перед ними умело сшитый портным балахон монаха. А под ним ничего, кроме… трухлявого дерева.

Так Гойя обличает людскую наивность. Насколько легко люди “клюют” на внешние атрибуты. Не видя настоящей сути.

Так люди следуют за лже-пророками. Так попадают в лапы бесчисленных мошенников. В общем, идут на поводу своей собственной глупости.

***

Так если в Испании была цензура, как же гравюры Гойи сохранились? Почему их не сожгли прилюдно на костре? Более того, все непроданные альбомы были выкуплены королём Испании Карлом IV.

Может быть несколько причин. Обычный обыватель не понял. А значит не увидел опасности. Мог и авторитет Гойи сыграть свою роль. К тому моменту он уже был очень уважаемым придворным художником. Самое главное, что его труд дошёл до нас.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/goya-kaprichos/

Ссылка на основную публикацию