Китайский дворец-музей в ораниенбауме, санкт-петербург

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — это огромный парк и несколько замечательных дворцов и павильонов. Но есть один дворец, который выделяется среди всех построек комплекса.

Его внешнее изящество непременно притягивает взгляды посетителей парка, а внутреннее убранство поражает своим великолепием тех, кто попал сюда на экскурсию.

Конечно же, речь идёт о Китайском дворце знаменитого архитектора Антонио Ринальди.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Китайский дворец в Ораниенбауме
Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Передняя
Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Дворец относится к не получившему в России распространения стилю рококо

Как добраться

Дворцово-парковый ансамбль находится на территории города Ломоносова, который, в свою очередь, относится к Петродворцовому району Санкт-Петербурга. Доехать до Ломоносова можно на маршрутке от станции метро «Автово» или на электричке с Балтийского вокзала. Кроме обычных электропоездов здесь останавливаются комфортабельные «Ласточки».

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Гардеробная
Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Розовая гостиная
Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Плафон на потолке

При покупке билетов в Китайский дворец есть свои нюансы. Открыт он только летом и не работает в дождь или при большой влажности.

Для того чтобы попасть во дворец, сначала необходимо приобрести билет в парк (100 рублей для граждан РФ).

Далее уже в дворцовой кассе приобретается отдельный билет на посещение экспозиции (для наших соотечественников билет стоит 300 рублей). Все цены приведены на лето 2019 года.

Я не зря пишу про гражданство, для жителей других стран (кроме СНГ) посещение будет стоить значительно дороже, поэтому не забудьте захватить с собой паспорт на каждого посетителя. Если же у вас есть документы, удостоверяющие право на получение льгот, берите и их. Во всех кассах принимают карты.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Штофная опочивальня
Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Здесь когда-то располагалась кровать
Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Изделия из фарфора

В выходной день в кассу выстраивается большая очередь, будьте к этому готовы. Во дворец экскурсии пускают только группами, поэтому на входе также, возможно, нужно будет немного подождать. Поверьте, вы будете вознаграждены за своё терпение.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург
Будуар

Голубая гостиная

Зал муз

Немного истории

Дворец в стиле рококо был возведён на этом месте в 1762–1768 годах. Изначально здание являлось одноэтажным, но в середине XIX при участии архитектора Андрея Штакеншнейдера во дворце была застеклена галерея и надстроен второй этаж. Моим читателям этот мастер уже должен быть известен по статьям о дворце Белосельских-Белозерских и дворце «Коттедж» в Петергофе.

Лепнина

В зале муз представлено большое количество скульптур и барельефов

Стеклярусный кабинет

Китайский дворец не использовался для проживания — он являлся частью «собственной дачи» Екатерины II. Это означало, что дворец являлся личной резиденцией императрицы и сюда приглашались лишь избранные персоны. К тому же во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум почти не пострадал. Благодаря этому дворец дошёл до наших дней в поразительной степени сохранности.

К сожалению, фотография не может передать всё великолепие убранства

Каминные часы

Большой зал

Название же своё Китайский дворец получил благодаря тому, что в оформлении некоторых его залов использовались китайские мотивы (этот стиль получил название «шинуазри», или «китайщина»).

На первом этаже дворца расположено семнадцать залов, для посещения из них открыто только десять, остальные — на реконструкции. Наверное, самый необычный из доступных на сегодняшний день интерьеров — Стеклярусный кабинет. Стены его отделаны двенадцатью панно с вышивкой стеклярусом (стеклянными цилиндрами) и разноцветным шёлком.

Сервировка стола

Кабинет Павла

Небольшой садик во дворе

Заканчивается же экскурсия небольшой прогулкой по территории парка и посещением последнего из представленных на сегодняшний день интерьеров — кабинета императора Павла. Если же вы хотите продолжить прогулку по парку, рекомендую посетить дворец Петра III, расположенный не так далеко. Это здание — первая в нашей стране самостоятельная работа знаменитого Ринальди.

Если кратко, в целом:

  • прекрасные парадные интерьеры;
  • нужно быть готовым к очередям в кассы и на вход, дворец весьма популярен;
  • на территории парка расположено сразу несколько дворцов и павильонов, скучать здесь точно не придётся.

Источник: https://4traveler.ru/jorneys/kitayskiy-dvorec-v-oranienbaume

Китайский дворец в Ораниенбауме

0 348

Китайский дворец расположен в пригороде Петербурга – городе Ломоносове. Это невероятно красивое здание является одним из главных объектов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Ломоносов входит в черту Северной столицы, из центра города до места назначения примерно 40 километров, поэтому для осмотра Китайского дворца и других туристических объектов Ораниенбаума лучше всего подойдет выходной день.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Китайский дворец находится в юго-западной части парка. Здание построил в 1762-1768 годах знаменитый итальянский архитектор А. Ринальди.

Отличительными чертами дворца стали обилие резьбы, позолоты, тяжелой лепнины и сложных декоративных конструкций. Ринальди использовал в оформлении здания статуи известных деятелей и героев мифов.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Фундамент дворца архитектор водрузил на гранитную террасу, приподнимающую дворец над общим рельефом. Перед входом разбиты небольшие садики, окруженные красивыми коваными решетками.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Северный фасад дворца украшен статуями, большими окнами, закругленными сверху. Спальня императрицы Екатерины II, которая и основала Китайский дворец, расположена на втором этаже, окна покоев выходят на озеро.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Главная отличительная особенность Китайского дворца – его сохранность. Здание дошло до нас в неизменном виде, практически не пострадав в революционные и военные годы. Во времена блокады лишь один снаряд незначительно разрушил покои на верхнем этаже.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Туристов интересует, почему у дворца такое название: на китайские строения он совсем не похож. В 18-ом веке большое распространение получил стиль chinoiserie, что в переводе с французского означает «китайский». Ринальди был сторонником этого стиля, но полностью отказаться от рококо он не мог. В итоге, дворец стал комбинацией стилей.

Основным элементом внутреннего убранства дворца стали плафоны, изготовленные художниками Д. Маджотто, Ф. Цуньо, Г. Дициани. Плафоны придают дворцу особую нарядность и праздничность.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Самое красивое помещение в здании – Зал муз. Знаменитый живописец С. Торелли изобразил на стенах девять Муз. На потолке – изящная лепнина, напоминающая облака. В центре композиции — крупный плафон «Торжество Венеры», изображающий богиню любви в окружении нимф.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

В Стеклярусном кабинете почти в первозданном виде сохранилась отделка 1760-х годов. Стены украшены двенадцатью огромными стеклярусными панно в золотых рамах, соединяющихся в единую композицию: сказочный лес с жар-птицами.

Над созданием панно трудились лучшие российские золотошвеи: работа заняла два года. Живописную основу под стеклярус создал художник С. Бароцци. Детали панно были изготовлены на фабрике в Усть-Рудице – предместье Ораниенбаума.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

В Большом кабинете основное место занимает плафон «Союз Европы и Азии». Кроме того, здесь можно увидеть панно, выполненное из кусочков драгоценных пород древесины, в раме из кости моржа. Художник С. Бароцци изобразил сценки из жизни простых китайцев.

Портретный зал украшен двадцатью картинами П. Ротари, гармонично вписанными в дворцовый интерьер.

Туристам стоит обратить внимание на уникальные полы Китайского дворца. Группа талантливых столяров изготовила невероятно красивый паркет по чертежам Ринальди.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

  • Китайский дворец абсолютно уникален: нигде в мире не найти здания, столь органично сочетающего различные стили 18-го века с оригинальными идеями русских, итальянских и немецких мастеров.
  • Видео:
  • Как добраться:

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/kitajskij-dvorec-v-oranienbaume/

Дом-легенда: Китайский дворец в Ораниенбауме

25 мая 2019

25 мая в Петергофе открывается для посещения после зимнего сезона Китайский дворец, который искусствовед И. Э. Грабарь называл «подлинным чудом, полным чудес XVIII века»

За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ораниенбаум.

На его гербе изображено «померанцевое дерево» — так переводится с немецкого название города.

В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургЗал муз. Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum.

С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III.

Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны.

По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение»

Именно там и началась история Китайского дворца.

Как вспоминала Екатерина II, «мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы.

По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургДети из семейства Мекленбург-Стрелицких на лужайке перед южным фасадом Китайского дворца, вторая половина XIX века.

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургГолубая гостиная. В 1863 году художник А. Бейдеман выполнил большие живописные панно для стен этого зала.

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение Собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургФрагмент Стеклярусного кабинета.

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме

Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами.

Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж.

Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургПередняя. Реставрация живописного плафона.

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века.

Читайте также:  Фреска крещение христа, пьетро перуджино

Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе».

Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургПарадная анфилада. Вид в сторону Зала муз. У окна Стеклярусного кабинета — стол с мозаичной поверхностью, напоминающий о бывшем названии этого помещения — «Мозаичный покой».

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургСтеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме.

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургФрагмент южного фасада. Собственный садик. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме.

Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, в прошлом — Розовая гостиная и Гардеробная. А прошлым летом к 250-летию Китайского дворца были открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-ПетербургЗал муз. Фрагмент падуги c фигурой Аполлона.

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Телефон:+7 (495) 633-5-633Факс:+7 (495) 633-57-95E-mail:elledecor@hspub.ru

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Источник: https://www.elledecoration.ru/interior/houses/dom-legenda-kitayskiy-dvorets-v-oranienbaume/

Китайский дворец (Санкт-Петербург, Ораниенбаум): часы работы, отзывы :

Сегодня Санкт-Петербург известен всему миру благодаря великолепным историческим, культурным и архитектурным памятникам. Многие из них несколько веков назад были построены вовсе не в черте города.

Шикарные окрестности Северной столицы у туристов вызывают огромный интерес. Сегодня вы узнаете о Китайском дворце в Ломоносове.

Часы работы ансамбля, его адрес, исторические сведения и прочая полезная информации — все это будет представлено в статье.

Город Ломоносов, или, как его называли раньше, Ораниенбаум, расположился в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Именно в этом месте находится прекрасный музей-заповедник, где хранятся архитектурные шедевры, принадлежащие к XVIII веку. Отправляйтесь на экскурсию в Ораниенбаум и Китайский дворец вместе с нами.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Исторические сведения

На берегу Финского залива когда-то бывал ближайший помощник Петра Великого – Александр Данилович Меньшиков. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление.

Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад.

Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку.

Таким образом, все его имущество, а также дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме были переданы государству.

Спустя много лет, а именно в 1743 году, дочь Петра, императрица Елизавета, подарила этот дворец своему племяннику, который чуть позже прославился на весь мир как император Петр III.

Новый владелец отдал распоряжение построить ансамбль под названием «Петерштадт». В его состав вошли дворец, а также крепость.

С приходом к власти Екатерины Великой в пригороде стартовал очередной этап строительства. Государыня отдала приказ возвести в этом месте летнюю резиденцию. Затем в этих землях появился еще и прекрасный дворец под названием «Собственная дача».

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Дворец князя Меньшикова

Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков. Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим.

Все дело в том, что монументальным дворец выглядит благодаря расположению на возвышенности. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. От фасада вниз идут террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу.

Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.

Петр III приложил руку к дворцовому интерьеру. Так, Восточный павильон накопил в своем интерьере две сотни предметов японского и китайского фарфора. Поэтому данную резиденцию стали называть Китайским дворцом в Ораниенбауме.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Несколько слов о самом дворце

Начнем с того, что эту прекрасную резиденцию строили 6 лет. Она была возведена в 1768 году по проекту известного зодчего XVIII века Антонио Ринальди.

Середина этого века является самым важным периодом в возведении Китайского дворца Екатерины Великой. Ринальди (итальянец по происхождению) был приглашен в Россию князем К. Разумовским. Здесь зодчий прожил много лет.

В своих мемуарах он писал, что на русской земле он обрел вторую Родину.

Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества. Этот дворец уникален. Поэтому заслуживает особого изучения.

Название Китайский дворец условно. Архитектура здания не имеет ничего общего с Китаем. Однако в некоторых комнатах имеются декоративные китайские элементы, которые можно свободно трактовать. В период XVIII века во дворце была собрана большая коллекция китайского фарфор, часть предметов коллекции сохранилась и сегодня.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Архитектурные элементы дворца

Китайский дворец (СПб) средний по размеру, имеет немного вытянутое здание. Внешне напоминает летний павильон в парке. Сегодня он окружен невысокими панелями из каменных плит, а также красивой декоративной решеткой из чугуна.

Перед фасадом здания разбиты маленькие партерные садики. Они уместно вписались в общую композицию постройки и по замыслу зодчего Ринальди стали неотъемлемым элементом дворца. Данную роль играют также и огромные старинные дубы, которые были посажены еще при постройке здания.

Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Центральная часть дворца завышена. Его лицевая сторона украшена пилястрами, а двери и окна обрамляет лепнина.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Перестройка XIX века

По замыслу князя Меньшикова и Екатерины Великой, Китайский дворец был одноэтажным. Центральная часть на втором этаже имела одно или два помещения, которые не имели декора. Но в середине XIX века облик здания меняется.

Появляется второй этаж. Перестройка проходит под руководством А. Штакеншнейдера. Спустя некоторое время к восточной части здания он добавляет пристройку в виде одной комнаты. Это Большая антикамера, примыкающая к залу Муз.

Пройдет еще несколько лет и в 1853 году Л. Бонштедт пристроит к западному крылу здание – ещё одну комнату, а также реконструирует центральную часть южного фасада. Так появится застекленная галерея.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Внутренняя архитектура дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Каждая комната имела свое предназначение.

Надо отметить, что все дворцы того периода строились именно по этому принципу. Для дворца характерны симметричность и композиционная уравновешенность. Интерьеры, то есть комнаты, расположились по одной оси. Этот принцип постройки называют анфиладной системой. Она присуща Екатерининскому дворцу, Петергофу и другим императорским резиденциям.

По задумке архитектора, центром симметрии является Большой зал, высота которого достигает 8,5 метра. Эти парадные залы имеют еще одно название – итальянские. Они выполняют организующую функцию планировки резиденции.

Слева и справа от Большого зала находятся Голубая и Сиреневая гостиные, а также есть два кабинета – Стеклярусный и Малый китайский. С одной стороны анфилада ограничена залом Муз, а с другой – Большим китайским кабинетом.

Особенности элементов архитектуры дворца

Китайский дворец в Ломоносове возводился в период, когда отечественное зодчество находилась на этапе перехода от одной манеры к другой. Те декоративные приемы, которые использовали в середине XVIII века, перестали быть востребованными, а складывающийся классицизм еще не сформировался в искусстве архитектуры.

Таким образом, лицевая сторона фасада дворца стала ярким примером данного периода. Изначально планировалось придать ей декоративности и пышности. Однако эти качества уступили свое место лаконичности и простоте художественной отделки.

Ведь для классицизма характерны строгость и простота. Китайский дворец возводили искусные мастера тех времен: лепщики и позолотчики, мозаичисты и паркетчики, мраморщики, а также резчики по дереву и другие талантливые ремесленники.

Дворец в советские годы

После революции (в 1917 году) Китайский дворец превратился в музей. Он был открыт для всех желающих. В эти годы появилась возможность провести научную обоснованную реставрацию, а также начать грамотное хранение художественных ценностей дворца. В период с 1925 по 1933 гг. художники проводили масштабную работу по восстановлению декоративной живописи.

Уникальный паркет

Снимки китайского дворца часто встречаются в глянцевых журналах России. Но его шикарное убранство волнует исследователей русского искусства даже за рубежом. Именно поэтому мы вам расскажем, в чем заключается уникальность паркетного пола музея.

Все дело в том, что 772 квадратных метра площади дворца были выложены паркетом, который собрали как из отечественных, так и заморских пород дерева. В их число входят розовое, лимонное, черное, красное дерево, а также самшит, амарант, палисандр, персидский орех и многие другие виды. В некоторых залах исследователи насчитывают более 15 видов.

Паркет Китайского дворца очень ценится, так как по своему замыслу и манере выполнения в нашей стране ему нет равных. Оказывается, деревянные планки приклеивали на отдельные щиты в форме различных узоров. Затем мелкие детали к орнаменту выжигали либо вырезали. Каждая комната имела свой интерьер, поэтому рисунок паркета привязывался к общей концепции помещения.

Китайский дворец-музей в Ораниенбауме, Санкт-Петербург

Нижний сад дворца

А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца.

В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее.

Читайте также:  Шулер с бубновым тузом, жорж де латур

По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора.

Координаты и режим работы Китайского дворца в Ораниенбауме

  • Адрес: город Ломоносов, Верхний парк 7.
  • Кассы работают в режиме: с 10:30 до 17:00 ч.
  • Время посещения комплекса: 10:30 — 18:00 ч.
  • Стоимость билета для взрослых – 500 рублей.
  • Стоимость билета для школьников и студентов – 300 рублей.
  • Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий лиц.
  • Помните, что двери дворца для посетителей открыты только в сухой и солнечный день.

В заключение

Мы с вами познакомились с одной из прекраснейших резиденций, которая была возведена в период правления Петра Великого, то есть более трехсот лет назад. Достопримечательности Ораниенбаума поражают всех и каждого. Они удивляют посетителей не только красотой и масштабностью, а также тем, что хранят в своих стенах дух прошлых эпох.

Источник: https://www.syl.ru/article/330999/kitayskiy-dvorets-sankt-peterburg-oranienbaum-chasyi-rabotyi-otzyivyi

Китайский дворец

Дата постройки: конец 1750-х — 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II.

Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица.

Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И.

Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно «Монплезиру», именовался «Голландским домиком». Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты.

Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла.

Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.

Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек.

Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов.

Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры.

Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра.

Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева.

По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

Источник: https://peterhofmuseum.ru/objects/oranienbaum/kitayskiy_dvorets

Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название «Китайский» появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга, которые были разрушены во время ВОВ). Возможно, именно поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

  • Открыт с 25 мая
  • С 10:30 до 18:00
  • Индивидуальные посетители допускаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 16:45
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Музей может быть закрыт при повышенной влажности или во время дождя.
  • Для граждан России
    • взрослые — 300 руб.
    • дети до 16 лет — бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры — 200 руб.
  • Для граждан СНГ
    • взрослые — 300 руб.
    • дети до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые — 500 руб.
    • дети до 16 лет — бесплатно

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 — 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером — итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном — покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская — комната для дежурства придворной дамы).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них — красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей.

Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже, а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал муз

За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой.  Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная

Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал

Большой зал – это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады.

Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика.

Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.

Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг — паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли),

Китайский дворец – из истории

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Читайте также:  Пон-дю-гар. римский акведук через реку гар - юбер робер

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф — парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат.

Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха.

Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры — в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения — его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20389.htm

Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец в Ораниенбауме по праву можно назвать великим. Его так назвали, потому что в 18 веке, во время царствования Екатерины Второй, в европейских странах архитектура и искусство Китая приобретали все большую популярность. В стиле шинуазри украсили несколько дворцовых залов. А также искусство Поднебесной столь же охотно интерпретировали художники тех времен.

Особенную историческую ценность представляет внутреннее убранство 18 века. Посетить и полюбоваться китайскими шедеврами можно только в летний период. В остальные времена года он закрыт для посещения, так как холодный и сырой климат неблагоприятно воздействует на интерьеры дворца.

Возводили дворец на протяжении 6 лет (с 1762 по 1768 годы) в Верхнем парке. Изначально строили его как одноэтажное сооружение. Украшение фасада и палат было поручено одному из известнейших архитекторов из Италии – Антонио Ринальди.

Дворец является ярким представителем стиля рококо. Несмотря на популярность в те года богатого и торжественного барокко. Китайский дворец в Ораниенбауме служил для неформальных встреч и свободного времяпрепровождения императрицы и ее приближенных.

Фасад сооружения оформлен в сдержанных тонах. Но при этом отличается утонченностью и изысканностью. По внешнему оформлению здание больше походило на летнюю резиденцию, чем на дворец. Впрочем, внутренний интерьер поражал своим великолепием и живописностью.

Интерьер

Всего во дворце 17 комнат. В них проводили танцевальные вечера и торжества. При этом все залы декорированы индивидуально и не были похожи на другие. Для устройства помещений использовали лепнину, зеркала и позолоту.

Ряд парадных комнат, который составляет основную осевую линию сооружения, включает в себя Зал Муз, Голубую и Сиреневую комнату для приема гостей. А также Стеклярусный кабинет, Большой зал, Малый и Большой китайские кабинеты.

На пересечении с анфиладой расположились 2 крыла. С востока располагаются палаты Великого князя Павла Петровича, которые представляет собой Розовую гостиную, Штофную опочивальню и кабинет. С запада расположились палаты Императрицы: Китайская опочивальня, Зал с портретами, Туалетная комната. А также Камерюнгферское помещение, где дежурили придворные.

Украшения, для внутреннего обустройства дворца в восточных мотивах, доставили прямиком из Поднебесной. В резиденции можно лицезреть полотна и фарфоровые наборы 18 века, которые были завезены с восточных и европейских стран. А также меблировку, оформленную позолотой, изготовленную мастерами по резьбе и позолотчиками из России по эскизам Ринальди.

Особенно интересна паркетная доска, которая отличается разнообразными этюдами и цветовым решением. Изначально на полу красовался мрамор, но в 1770 году его поменяли на паркетную доску. Доски изготавливались более чем из 20 видов деревьев, среди которых – красное, черное и коричневое дерево.

Залы Китайского дворца

В 1850 году к дворцу пристроили Большую Антикамеру, которая служила вестибюлем. Экскурсионный маршрут по дворцовым залам начинается с прихожей.

В вестибюле расположился экран и, пока формируется группа, можно увидеть кино про исторические факты дворцовой жизни.

Рядом со входом в зал Муз можно лицезреть торшеры из чугуна, изготовленные в 19 веке во французской столице, которые ранее украшали крыльцо входной группы Антикамеры.

Зал муз

Пройдя Антикамеру, вы попадаете в Зал муз, именуемый по-иному Живописной галереей. Его стены расписал живописец С. Торелли из Италии. На них красуются Аполлон в окружении амуров и девяти прекрасных муз. На лепном потолке можно лицезреть богиню Венеру и ее спутниц — граций.

Стеклярусный кабинет

Декорирован Стеклярусный кабинет необычно и оригинально. В роли украшений выступают 12 панно, расшитые стеклярусом (удлиненными бусинами, по форме напоминающие трубочку).

На фоне изображения сказочной природы из стекляруса вышиты необычные растения и птички из ворсистых ниток. Каждое панно обрамлено в резную рамку, покрытую золотом.

Сейчас не найти такого оформления как у Стеклярусного кабинета.

Голубая гостиная

Изначально стены зала были декорированы шелковой тканью голубого оттенка. Именно по этой причине зал назвали голубым. Спустя годы видавшую виды шелковую ткань сменили на полотна художника А. Бейдемана из Питера, которые писались с 1862 по 1868 год.

Розовая гостиная

Лепной потолок украшает изображение Дианы, который написал живописец Г. Дицциани из Венеции. Также в гостиной можно лицезреть 2 панно с ликами амуров. Несколько раньше на ее стенах висели репрезентативный и камерный портрет императрицы Екатерины Второй. Согласно историям, в этой гостиной частенько проводил время за играми сын императрицы — Павел.

Гардеробная

В те далекие времена комнату декорировала роскошная мебель и великолепные картины. Сегодня в нем можно лицезреть лишь камин и стены, которые окрашены в нежно-голубой оттенок и отделаны резьбой и рельефным декором.

Большой зал

Большой зал является главной дворцовой комнатой, по-другому его именуют Приемный или Овальный из-за геометрии, которая напоминает овал. Он находится в центральной части главной парадной анфилады.

Его основное предназначение было для встречи посетителей. Следовательно, он был оформлен строго, но в то же время торжественно. Высота потолка равняется 8,5 метров. Он декорирован разноцветным искусственным мрамором, картинами, лепниной и мозаикой.

Колонны придают помещению отчасти классический вид.

Передняя

Изначально комната использовалась в качестве вестибюля. В нее с центральной двери заходили приезжающие. Комнату отличало весьма интересное напольное покрытие. Пол, устланный паркетной доской, по внешнему виду схожий с ковром. Внутренний интерьер, на котором изображен «Аполлон и искусство», декорировал С. Торелли.

Историческая справка

Китайский дворец в Ораниенбауме считался летней резиденцией императрицы. Также он являлся часть комплексной постройки «Собственная дача».

Изначально сооружение было значительно меньше, и его именовали Домиком Екатерины II или Голландским домиком (по подобию Монплезира в Петергофе).

По плану эта постройка должна была быть уединенным помещением в укромном месте и, следовательно, ее не должны были видеть издали. Парковая зона и тротуары, ведущие к дворцу, расположены так, что он полностью окутан зеленью. Поэтому, перед приезжими он появлялся неожиданно.

Чаще всего императрица приезжала во дворец в сопровождении титулованных гостей. Приезжие рассматривали залы и приходили в восторг от их великолепного оформления.

Однако само здание не было достаточно пригодным для постоянного проживания: жилые помещения находились достаточно низко из-за чего там ощущалась сырость. Камины изготовили из искусственного мрамора, что не позволяло их достаточно сильно прогревать.

Китайский дворец некомфортен для постоянного нахождения там, а использовали его для неофициальных встреч. Как правило, после посещения этого места и переговоров, приезжие отправлялись в Петергоф – парадный дом. Для ночевки использовали комнаты в Меншиковском дворце. Императорские спальни так же не были комфортными для проживания, поэтому и в них не ночевали. Красота требует жертв!

Время перемен

В середине 19 века дворец подвергся изменениям: достроили еще один этаж и галерею, соединяющую боковые части. Внутри он так же обновился, однако эти преобразования не повлияли на самобытный и уникальный стиль.

В 1922 году из Китайского дворца сделали музей, доступный всем гражданам. Боевые действия не коснулись этого строения, поэтому с началом мирных времен его открыли первым из пригородов Петербурга. В 2009 году запустили большую восстановительную программу. Повторить самобытный стиль внутри и снаружи позволили документы и картины, оставшиеся с 1901 года.

А. Ринальди возвел дворец фактически на земле, из-за чего на него негативно влияла повышенная влажность. Чтобы решить эту проблему, и продлить жизнь залам и декору в них, при восстановительных работах было установлено отопление.

Также во всех готовых залах сделали особые сенсоры, контролирующие температуру и влажность. Сейчас погода не влияет на внутреннее обустройство, поскольку эти меры позволяют всегда держать приемлемую влажность и температурный режим.

Императорский дворец в Питере — единичное строение, говорящее о манере рококо в России. Архитектор Александр Бенуа приравнивал декорации и детали к работам Гайдана и Моцарта. Екатерина II именовала резиденцию как «шкатулка драгоценностей».

Подводя итоги, можно сказать, что Китайский дворец по праву является жемчужиной Ораниенбаума. Натуральная подлинность выделяет это наследие среди всех императорских домов и возводит многоликий пригород Питера уникальным.

Источник: https://kudavgorode.ru/spb/stati/kitajskij-dvorec-v-oranienbaume/

Ссылка на основную публикацию