Картина завтрак, диего де сильва веласкес

Диего Веласкес – художник-индивидуалист испанской эпохи барокко, придворный живописец Филиппа IV, воссоздававший исторические сцены, писавший портреты монархов, известных персон и простолюдинов.

Его работы стали образцом для импрессионистов и художников-реалистов и были воссозданы в творчестве Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

Полотна Веласкеса хранятся в собраниях крупнейших музеев мира, в 1999 и 2014 годах на экраны вышли документальные фильмы, посвященные мастерству признанного гения.

Детство и юность

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в Севилье в семье Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, которые крестили сына в местной церкви Святого Петра 6 июня 1599 года, через несколько дней или недель после появления на свет.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесПортрет Диего Веласкеса

В детстве мальчик получил хорошую подготовку в области языков и философии, параллельно увлекаясь изящными искусствами. Учиться рисованию Диего начал в студии Франсиско де Эрреры, прогрессивного художника, игнорировавшего влияние итальянской школы.

Когда Веласкесу исполнилось 12 лет, он перешел под начало Франсиско Пачеко. Учитель поверил в талант начинающего мастера и вывел его в свет. В 17-летнем возрасте Диего стал самостоятельным художником, присоединился к корпорации живописцев Севильи, мечтая о карьере при дворе короля.

Живопись

В начале творческой биографии Веласкес прославился изображением бытовых сцен из жизни простолюдинов. «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола», «Завтрак» были написаны в жанре bodegones, что в переводе с испанского означало «харчевня, трактир».

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Завтрак»

Весной 1622 года Диего поехал в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке, который представил молодого художника королевскому министру, герцогу Оливаресу. Придворный вельможа заказал Веласкесу собственный портрет, написав который Диего удостоился аудиенции у короля и получил похвалу монарха.

В 1623 году Диего приказали поселиться в Мадриде, пообещав, что другие художники никогда не будут писать Филиппа IV. Первый портрет испанского величества Веласкес создал в 1623-м. После этого он начал придворную карьеру, получая 20 дукатов в месяц, медицинское обслуживание, жилье и плату за картины, которые он будет рисовать.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Старуха, жарящая яйца»

В 1627 году Веласкес стал победителем в конкурсе испанских живописцев, устроенном королем, темой которого было изгнание мавров.

Картина погибла при пожаре в Мадридском Алькасаре в 1734 году, по описанию современников, на ней был изображен Филипп III, показывающий дубинкой в сторону на толпы мужчин и женщин, гонимых солдатами.

В качестве награды Диего получил должность камергера, а через год стал придворным художником его величества короля Испании, заменив умершего Джеймса Морана.

В 1629 году с разрешения монарха Веласкес уехал в Италию на полтора года. Хотя его первый визит на родину Микеланджело исследователи признали важной вехой в развитии индивидуального стиля, сохранилось мало информации о том, с кем встречался художник, что видел и какие инновации надеялся внести в свою живопись.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса»

Вернувшись в Испанию, Веласкес начал создавать портреты королевской семьи и окружения Филиппа IV.

Наиболее известными являются картины «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса», где юный наследник изображен в одеянии фельдмаршала на гарцующем коне, изображения королевы Елизаветы Бурбонской и поэта Франсиско де Кеведо, а также несколько портретов герцога Оливареса, в которых художник выразил благодарность своему благодетелю.

Выполняя обязанности придворного живописца, Веласкес постоянно и внимательно следил за Филиппом IV, он написал более 40 его портретов. Часто следуя за монархом в путешествиях, он присутствовал при завоевании Лериды. Именно тогда художник нарисовал конный портрет, на котором король предстал в образе великого полководца, возглавлявшего войска, чего на самом деле никогда не было.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Портрет Филиппа IV»

Веласкес также написал некоторое количество шутов и карликов при дворе Филиппа, к которым относился с уважением и сочувствием.

На картине «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» умное лицо и солидный фолиант с чернильной бутылкой и ручкой рядом с персонажем показывают, что королевский слуга мудрее и образованнее многих придворных вельмож.

Другими работами художника на эту тему являются произведения «Пабло Де Вальядолид», «Франсиско Лескано», «Дон Хуан де Калабасас».

К 1630-м годам относится величайшая из картин Веласкеса религиозного направления «Христос на кресте», изображающая спасителя сразу после смерти. В конце 1640-х годов Филипп доверил придворному живописцу основание академии искусств в Мадриде. Богатая картинами Испания нуждалась в скульптуре, и Веласкесу поручили еще раз посетить Италию, чтобы сделать приобретения.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Христос на кресте»

В 1649 году художник побывал в Генуе, Милане и Венеции, чтобы купить работы Тициана, Тинторетто и Веронезе. Прибыв в Ватикан, Веласкес получил заказ на портрет Папы Иннокентия X и выполнил его в новом смелом и резком стиле, получившем название manera abreviada (техника быстрого письма).

Картина показала такую беспощадность в выражении лица понтифика, что некоторые приближенные боялись гнева главы римской католической церкви. Вопреки ожиданиям, Иннокентию понравилась работа, он повесил ее комнате перед своим кабинетом.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X»

В 1651 году по желанию Филиппа Веласкес вернулся в Испанию, организовал и каталогизировал картины и скульптуры, привезенные из Италии, и приступил к созданию своих самых знаменитых произведений.

Почерпнув вдохновение в произведениях итальянских живописцев, Веласкес закончил картину «Венера с зеркалом», изображающую римскую богиню любви, красоты и плодородия, томно лежащую на кровати, спиной к зрителю.

Она смотрит в зеркало, удерживаемое Купидоном.

Складки простыней повторяют физическую форму богини и подчеркивают широкие изгибы ее тела. Художник использовал оттенки красного, белого и серого цветов в фигуре Венеры на переднем плане композиции. Эти краски контрастируют с темными шелками, на которых лежит богиня, и с коричневым цветом стены за ее отражением.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом»

Интересен тот факт, что «Венера с зеркалом» подверглась нападению вандалов в 1914 году. Суфражистка Мэри Ричардсон вошла в Национальную галерею Лондона и атаковала полотно Веласкеса мясным тесаком, оставив порезы между плечами центральной фигуры.

К 1655 году искусствоведы относят другую знаменитую картину Веласкеса «Пряхи», где, по мнению некоторых исследователей, изображены женщины-работницы в гобеленовой мастерской.

По другой версии, считающейся правильной трактовкой произведения, художник нарисовал сюжет из басни Овидия о смертной Арахне, которая осмелилась бросить вызов богине Афине на конкурсе ткачества.

В этой работе Веласкес использовал многослойную композицию жанра bodegones, характерную для его ранних работ.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесКартина Диего Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне»

«Пряхи» были созданы по заказу придворного охотника дона Педро де Арсе и вошли в королевскую коллекцию. Полотно выжило в пожаре 1734 года, но получило значительные повреждения по краям.

В процессе реставрации недостающие элементы были добавлены и сохранились до настоящего времени.

Однако в музее Прадо экспонируется только уцелевшая часть картины, а восстановленные элементы, не принадлежащие кисти Веласкеса, закрыты рамкой.

Последние портреты королевских отроков Веласкеса, нарисованные незадолго до смерти, входят в число лучших картин испанского мастера. В «Инфанте Маргарите Терезе в синем платье» индивидуальный стиль автора достиг апогея: мерцающие пятна цвета на широких живописных поверхностях производят почти импрессионистический эффект трехмерного пространства.

Личная жизнь

23 апреля 1618 года Диего Веласкес женился на дочери своего учителя Франсиско Пачеки — Хуане. У художника и его жены было двое детей. Младшая дочь, Игнасия, умерла в младенчестве, а старшая Франциска устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за будущего придворного художника Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо, который продолжил традиции своего великого тестя.

Смерть

В июне 1660 года Веласкесу выпала честь оформлять испанский павильон и всю живописную экспозицию церемонии бракосочетания принцессы Марии Терезии с королем Франции Людовиком XIV, которая прошла на острове Фазанов, на реке Бидасоа.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесАвтопортрет Диего Веласкеса

Это мероприятие подорвало здоровье придворного живописца. После возвращения в Мадрид у него поднялась температура. Чувствуя приближение конца, Веласкес подписал завещание, назначив единоличными исполнителями последней воли и наследниками жену и своего друга, хранителя королевских записей.

6 августа 1660 года художник скончался. Причиной смерти стала лихорадка. Через 8 дней после того, как Веласкес был предан земле, умерла его жена Хуана. Их могилы находились в церкви Сан-Хуан Баутиста, которую разрушили французы в 1811 году. Где сейчас находится захоронение художника, неизвестно.

Картины

  • 1618-1619 — «Завтрак»
  • 1619 — «Поклонение волхвов»
  • 1628 — «Триумф Вакха, или Пьяницы»
  • 1631 — «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом»
  • 1632 — «Распятый Христос»
  • 1638 — «Портрет графа Оливареса»
  • 1637-1639 — «Дон Хуан де Калабасас»
  • 1647-1651 — «Венера с зеркалом»
  • 1650 — «Портрет папы Иннокентия X»
  • 1653-1655 — «Портрет Филиппа IV»
  • 1656 — «Менины»
  • 1657 — «Пряхи, или Миф об Арахне»

Источник: https://24smi.org/celebrity/5073-diego-velaskes.html

Диего де Сильва Веласкес (1599-1660)

Типичным караваджистом был в раннем творчестве испанский художник Веласкес, хотя и не побывавший молодым в Италии.

Веласкес учился сначала у крупного мастера Эрреры, потом у крепкого среднего профессионала Пачеко, очень внимательного педагога, помогавшего своему даровитому ученику нетолько усвоить основы ремесла, но и устроившем его карьеру, сделав двадцатилетнего юношу придворным живописцем короля Испании.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Испания в XVII веке достигла последней вершины своего могущества. Америка была испанской и обильные золотом караваны испанских галеонов везли, казалось, нескончаемые потоки заокеанских богатств.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Велось обширное строительство монастырей, церквей, дворцов — испанские государи считали себя главой и опорой всего католического мира, защищавшими чистоту веры от протестантских ересей, распространявшихся на севере Европы.

Воинственная и религиозная нация испанцев создала особую культуру, отличающуюся аскетизмом и суровостью, напряженностью религиозных переживаний, героическим презрением к земной жизни и ее увеселениям.

Этот стиль усвоил и строитель Эскориала Филипп Второй, хотя и происходящий из австрийского дома Габсбургов, но ставший самым «испанистым» изо всех мадридских государей.

Изобразительное искусство Испании было сугубо религиозным вплоть до XVII века. Создавались алтарные образа, изображающие деву Марию, страдания святых мучеников, таинства святого духа.

Переселившийся из Италии Эль Греко разделил эту тенденцию, лишь чуть добавив светских жанров — портрета и по одному пейзажу и мифологической картине, тогда как в Италии уже давно были распространены античные сюжеты.

Читайте также:  Купчиха за чаем, 1918, кустодиев - описание картины

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Специализировался на алтарных образах Сурбаран, один из трех великих испанских художников XVII века. Персонажи Сурбарана — словно застывшие деревянные статуи, освещенные контрастным караваджистским светом.

Хотя Сурбаран никогда не покидал Испанию, признаки караваджизма в его творчестве налицо. Объяснить это можно как идеей, витавшей в воздухе Европы, так и собственными истоками испанской культуры.

Например, было распространено изготовление деревянных статуй для процессий по церковным празднествам.

Выносили статую девы Марии, которая изготавливалась с максимальным натурализмом, рельефно и с настоящими волосами, одевалась в подлинные облачения из шелка и холста, раскрашивалась в телесный цвет. Этот иллюзионизм был свойствен испанскому восприятию — события священной истории мыслились как подлинные и требовали самого жизненного, даже натуралистического воплощения.

Картина Завтрак, Диего де Сильва ВеласкесДругой выдающийся испанец XVII века — Рибера — жил и работал только в Италии, где и обучился караваджистским приемам, оказавшимся столь близкими испанской духу, и стал одним из самых ярких мастеров школы Караваджо. Рибера с еще большим, чем Караваджо, мастерством писал морщинистую кожу святых старцев («Святой Иероним»), с еще большей изощренностью передавал эффекты освещения, выхватывающего мучеников из мрака («Святой Себастьян и Ирина»), с еще большим натурализмом изображал сцены мучений. Рибера также использовал возможности караваджизма для передачи острой характерности натуры; он избирает своими персонажами не только старцев или благообразных юношей, как Караваджо, но начинает писать уродцев, нищих, калек. Таков его «Хромоножка», не страдающий, однако,от своей ущербности, а насмешливый и уверенный в себе — не телесные качества определяют достоинство человека, а его духовная сила, крепость в вере, — словно бы говорит этой картиной испанец.

Католические средневековые настроения в искусстве XVII века, особенно испанском, звучат с предельной исступленностью.

Так, традиционные поучения о тщете земных усилий, «memento mori» и «vanitas», в испанском искусстве нашли своего ярчайшего выразителя в лице живописца Вальдес Леаля.

Этот художник использовал иллюзионистические эффекты караваджизма не для прославления земных радостей и красоты видимого мира, а напротив, чтобы со всей наглядностью потрясающей иллюзии доказать бренность земного, плоти и земных усилий — его излюбленный жанр — изображение разлагающихся человеческих останков, облаченных в одеяния высших церковных и государственных иерархов — кардиналов, пап, императоров и королей. Это сиятельные трупы в коронах и митрах, изъеденные червями, почерневшие, сверкающие оскалом черепа из-под полусгнивших волокон лица.

В такой типично испанской атмосфере формируется светлое искусство Веласкеса.

В отличие от Сурбарана, он служит придворным художником и тем самым освобождается от заказов церкви и потому в его творчестве значительно сильнее звучат светские мотивы, мифологические и просто внецерковные сюжеты.

Пачеко учил его работать с натуры и наука пошла впрок. Шестнадцатилетний Веласкес пишет вполне профессиональную, мастерскую картину «Завтрак» (Эрмитаж), относящуюся к жанру «бодегонес» — сцена в харчевне.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

За столом сидят бедно одетые люди, — старик, юноша и мальчик за трапезой (возможно, картина символизирует три возраста человеческой жизни).

На покрытом белой скатертью столе — хлеб, луковица, кусок сыра на тарелке и нож; графин вина в руках у мальчишки; на стене, резко отделенной от переднего плана сумраком, висит шпага и воротник — это нищие бродяги, но вполне возможно — мелкие дворяне, обедневшие идальго, каких было множество даже в богатейшей Испании XVII века. Это типично караваджистская картина, со всеми признаками — тенебросо, «подвальным» освещением, глубоким рельефом, натурализмом деталей, остротой характеристик персонажей. Молодой Веласкес пишет целый ряд таких полотен, словно воскрешая персонажей «Дон Кихота» Сервантеса — «Водонос», «Приготовление яичницы». Подобно Караваджо, обращается и к библейским сюжетам — «Христос у Марфы и Марии», где сцена с Христом — в глубине картины, в оконном проеме, а на первом плане — тот же «бодегон» с двумя служанками. Готовящими пищу, с натюрмортом на кухонном столе. Венцом этого караваджистского периода, последним бодегоном Веласкеса, уже придворного живописца, стала картина «Вакх», — мифологическая по сюжету и бодегонес по характеру.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Вакх.

Юный бог винопития, награждает венком победителя — самого стойкого пьянчугу, а сидящие вокруг персонажи, судя по сизым носам, красным глазам и небритым физиономиям, — тоже участники состязания и претенденты на лавры, — приветствуют победителя, подбадривая его смехом и солеными шутками. Изображение Вакха настолько близко юношам Караваджо, что заставляет считать верным предположение о самом тесном знакомстве Веласкеса с творчеством итальянского предшественника, возможно, по гравюрам или по хранящимся в мадридской картинной галерее Прадо полотнам.

Статус придворного художника обязывал Веласкеса писать портреты членов королевской семьи, вельмож и влиятельных придворных. Его кисти принадлежат многочисленные парадные изображения Филиппа Четвертого, его детей — инфант и инфантов, конные и камерные портреты фактического правителя Испании — могущественного графа-герцога Оливареса, один из которых находится в Эрмитаже.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

В этих портретах Веласкес отходит от ранней караваджистской манеры, точнее на ее основе совершенствует качество живописи.

Добиваясь не просто схематичного, контрастного разделения набольшой свет и большую тень, характерных для караваджизма, но тонких светотеневых градаций, — восстанавливая в правах леонардовское сфумато, но с новым качеством: он пишет воздушную перспективу не только тоном, но и цветом; это делает Веласкеса одним из самых выдающихся колористов (то есть мастеров цветовой организации живописи) всех времен.

Благодаря придворному заказу, Веласкес создает историческую картину на современный сюжет — «Сдача Бреды», свободную от библейской или античной мифологии.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Испанский полководец Альба, победивший защитников нидерландского города Бреды, получает от побежденной стороны в лице Вильгельма Оранского ключи от города — символ победы испанского оружия.

В центре — испанский и нидерландский представители, занятые передачей ключа; по сторонам — войска с лесом копий, образующих сложный ритм композиции. Воины на переднем плане написаны так же объемно и натурально, как персонажи его ранних бодегонов.

Вдали — пейзаж с видом Бреды; этот пейзаж заставляет вспомнить нидерландский «космический пейзаж», голубые дали Брейгеля, столь же космически бесконечный альпийский пейзаж фона «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.

Но в отличие от нидерландских и итальянских художников, Веласкес не противопоставляет резко голубые дали и коричнево-землистый передний план, а связывает, обволакивает все единым голубоватым колоритом, воздухом, сфумато, решенным в цвете, создавая новое цветовое единство, неведомое его предшественникам.

Веласкес даже первым в Европе написал пейзажные живописные этюды с натуры — два скромных «нашлепка» во дворе Эскориала с серебристо-оливковой зеленью и фигурками стражников, бродящих вдоль дворцовых стен с балюстрадами. В этих этюдах он сумел передать воздушную среду, объединяющую все предметы.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Пишет Веласкес и мифологические картины: «Венера», «Марс», «Кузница Вулкана». Часто это портрет позирующей модели или группы натурщиков, заставляющий вспомнить его ранние работы, но решенный уже в новой, богатой оттенками цветовой гамме.

Венера, любующаяся собой в зеркало, повернута к зрителю спиной, линия бедра и спины создают игру противоположно направленных выпуклых кривых; по всей плоскости перекликаются мягкие голубые, розовые, оливковые, серые, фиолетовые оттенки; лицо Венеры обращено к зрителю через отражение в зеркале.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Спутник Венеры — воинственный Марс, написанный явно также с натурщика — почти пародиен; это полураздетый, с карнавальным оружием бравый солдат с по-кошачьи топорщащимися усами, позирующий художнику.

Налицо снижение мифологического сюжета, а зачем его возвышать, спрашивается, католическому художнику? В глазах католика языческая мифология достойна презрения и осмеяния.

После почтительного изучения античности в эпоху Возрождения в XVII веке появляются пародии на греческую и латинскую классику, в которых античные боги ведут себя подобно обитателям современных кабаков, — нищим бродягам и пьяницам, сводникам и шулерам, — тот же бодегон в литературе на мифологический сюжет. Веласкес, однако, не переходит грани, отделяющейвысокое искусство от пародии, лишь намекая на возможное непочтительное истолкование образа.

Так же двойственно, как и его мифологические картины, портретное наследие художника.

Наряду с многочисленными заказными портретами сильных мира сего Веласкес пишет людей самых ничтожных и убогих — кретинов и уродов, исполняющих должности придворных шутов, в портретах, построенных как парадные или представительные камерные портреты вельмож и государей. Две параллельные серии портретов, которые как будто пересекаются, меняются местами в искривленном мире испанского двора, как линии в геометрии Лобачевского.

Портрет папы Иннокентия Десятого, который написал Веласкес в Риме, выполняя поручения испанского двора о закупке картин для королевской галереи Прадо, соединяет в себе качества парадного портрета вельможи, властелина мира и натуралистического изображения «низовой модели» со всеми ее внешними и внутренними особенностями, уродливыми чертами и пороками, отработанного школой Караваджо. Этот портрет поразил совей убедительностью и проницательностью настолько, что папа воскликнул: «Слишком похоже!»; но будучи тонким ценителем искусства, принял работу и хотел заплатить художнику огромную сумму, от которой однако гордый испанец отказался, пояснив, что получает жалование у своего короля.

Заключительным аккордом творческого пути великого живописца стали две картины, подытоживающие все его творчество, — «Пряхи» и «Менины».

«Пряхи» завершают линию бодегонеса, разыгранного через мифологический сюжет, в данном случае — почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия миф об Арахне. Искусная пряха Арахна настолько возгордилась своим мастерством, что вызвала на состязание богиню Афину и победила ее; в наказание за дерзость богиня превратила ее в паука.

На первом плане — мастерицы, реалистически сделанные, как учил его Пачеко, но в тонкой цветовой гамме, чего достиг уже сам Веласкес; вертится колесо прялки, переданное двумя мазками блика и тени, что создает иллюзию и колеса и движения — это восхищало художников XIX века, добивавшихся предельного натурализма в передаче иллюзии жизни. На втором плане, в светлой глубине — сотканный мастерицами ковер, изображающий с поразительной жизненностью сюжет мифа о состязании Афины с девушкой Арахной, настолько реально, что кажется — не театральное ли представление разыгрывается на втором плане, которое изобразил Веласкес как реальное, а вовсе не ковер?

Читайте также:  Музей гарри поттера в лондоне, англия

Другое заключительное полотно — «Менины», то есть статс-дамы, фрейлины, сопровождающие инфанту, — групповой портрет, решенный как сложная и многоплановая картина.

В сущности, и последний его бодегон — «Вакх» — тоже можно считать групповым портретом, картинно решенным с привязкой к мифологическому сюжету; и последнее произведение художника изображает маленькую инфанту, позирующую придворному художнику, и окружающих ее менин — фрейлину, подающую ей бокал воды, и толстую карлицу с выпяченной губой, и любимую собаку, и, наконец, самого художника у полотна — автопортрет Веласкеса, пишущего огромное полотно; в глубине, на затененном втором плане — дворцовый зал с картинами на стенах среди которых узнаются Рубенс, Йорданс, итальянские мастера; но важнее другое — среди картин висит зеркало, в котором отражается король Филипп, не то позирующий Веласкесу, не то пришедший посмотреть за ходом работы живописца. Художник в одном ряду и со служанками, менинами, шутами, карлицами и даже придворной собакой, но и с инфантой; его картины — словно зеркало, на котором отражается испанский двор со всеми его достоинствами и пороками; а художник — режиссер и хозяин этого таинственного мира, хотя и приравненный к «дворцовому брадобрею» и последнему шуту…

Прямых учеников и преемников у Веласкеса не было; испанское искусство также деградировало после него, как снижалось и политическое значение Испании во второй половине XVII-XVIII веков; младший современник художника Мурильо впадал в слащавость и декоративизм, архитектор и живописец Алонсо Кано не достиг совершенства живописи Веласкеса, другие художники отдавались стандартным академическим или барочным приемам живописи.

Источник: https://worldpilgrim.ru/articles/diego-de-silva-velaskes-1599-1660-

Художник Диего Родригес де Сильва и Веласкес (Diego Velazquez)

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Христос в доме Марфы и Марии

Художник Диего Родригес де Сильва и Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) — знаменитый испанский живописец, дипломат и придворный художник эпохи барокко, которому при жизни общался с могущественными государями и государственными деятелями Европы , а его картины стали настоящей гордостью испанского искусства.

Однако, мировую известность творчество Diego Rodríguez de Silva y Velázquez получило во времена французского импрессионизма, в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Автопортрет

Мане однажды назвал Диего Родригеса де Сильва и Веласкеса величайшим художником из когда-либо живших и творивших на земле, а Пабло Пикассо и Сальвадор Дали написали целую серию интерпретаций величайших полотен Веласкеса.

Художник Диего Родригес де Сильва и Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) родился в июне 1599 года в Севилье, в семье обедневшего португальского дворянина (по другой версии – крещенного еврея) Хуана де Сильва. Его мать – уроженка Севильи Жеронима Веласкес.

С детства Диего увлекался живописью и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики известному испанскому художнику Франсиско Эррере Старшему. Однако, обучение длилось всего один год – у учителя был слишком вспыльчивый характер и Веласкес покинул студию.

Потом были годы обучения у Франциско Пачеко, который стал не только учителем, но и близким другом, а впоследствии и тестем художника. Пачеко был не только хорошо воспитан и прекрасно образован – он обладал самыми обширными связями среди художников Испании, знати и сановного духовенства Севильи.

Именно Франциско Пачеко дал рекомендации отправившемуся в столичный Мадрид Диего Родригесу де Сильва и Веласкесу. В Мадриде молодой художник написал несколько портретов испанских аристократов, был рекомендован самому королю Филиппу IV, написал портрет монарха и был назначен придворным художником, с обязанностью писать портреты короля и его родственников.

В 1629 (или 1630. Дата точно не известна) Diego Rodríguez de Silva y Velázquez посетил Италию, где для придворного художника испанского короля были открыты двери самых известных галерей и музеев.

Вскоре Веласкес стал хранителем королевского гардероба и гофмейстером, а некоторое время спустя был назначен смотрителем работ и  королевским камердинером. В этот же период были написаны работы, которые впоследствии составили славу художнику.

Потом было десятилетие, когда художник практически не писал – был сильно занят на придворной службе.

В 1648 – 1651 году художник во второй раз посетил Италию. Эта поездка была осуществлена по приказу короля для приобретения произведений искусства в королевский музей, и для найма мастеров, которые должны были расписать дворец испанского монарха. Веласкес был принят Папой Иннокентием Х, портрет которого он написал.

Мадрид встретил Диего Родригеса де Сильва и Веласкеса повышением в должности до главного администратора двора. Именно согласно этой должности художник должен был устроить брак между испанской инфантой Марией Терезией и французским королём Людовиком XIV.

Свадьба, как мы знаем, состоялась, но подготовка брака и организация свадебных торжеств подорвали здоровье уже не молодого Diego Rodríguez de Silva y Velázquez – по возвращению из Франции в Мадрид художник слёг с лихорадкой и вскоре,6 августа 1660 года, скончался.

Картины художника Диего Родригеса де Сильва и Веласкеса (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez)

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Старуха, готовящая яичницу

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Пряхи

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Три музыканта

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Завтрак

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Сдача Бреды

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Пьяница или Триумф Вакха

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Венера с зеркалом

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес

Портрет короля Филиппа IV

Водонос из Севильи

Менины

Инфанта Маргарита Австрийская

Филипп IV Испанский

Портрет папа Иннокентия Х

Дама с веером

Портрет Хуана Франсиско Пиментеля

Швея

Портрет инфанты Маргариты

Коронование Девы Марии

Завтрак

Непорочное зачатие

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-diego-rodriguez-de-silva-y-velazquez-diego-rodriges-de-silva-i-velaskes.html

«Завтраки» Диего Веласкеса: еда как символ

Диего Веласкес, чье творчество пришлось на «золотой век» испанской живописи, был придворным художником Филиппа IV и любимым мастером жестокого, но щедрого графа Оливареса, в руках которого более 20 лет была фактически сосредоточена власть. Именно поэтому творчество художника носит светский характер, что совсем не характерно для его ярких современников, например, Мурильо и Сурбарана, создававших картины преимущественно религиозного характера.

В испанской литературе того времени был очень популярен плутовской роман, возникший в пику средневековому рыцарскому роману.

Плут и мошенник, от лица которого чаще всего ведется повествование, – это рыцарь не только без страха и упрека, но и без каких-либо моральных принципов.

Тем не менее и читатели, и зрители проникались к нему симпатией, хотя жертвами его проделок становились не только чиновники, алчные купцы и самодовольные аристократы, но и добропорядочные обыватели.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес Диего Веласкес. Завтрак. ГЭ, Петербург

Этот жанр был настолько популярен, что большое число исследователей склонно интерпретировать работу Веласкеса, которому на тот момент не было и 20 лет, как иллюстрацию к одному из эпизодов такого романа. Эта картина носит название «Завтрак»: три человека сидят в харчевне за накрытым скатертью столом.

На нем нехитрая еда: два граната, хлеб, вино, тарелка с мидиями, в руках старика – корень пастернака, забытого овоща, который теперь даже на рынке не всегда можно найти в отличие от имбиря или маргеланской редьки. Отдаленно он напоминает белую морковь и, хотя очень полезен, за свой резкий запах не очень любим.

Некоторые исследователи, правда, полагают, что это мог бы быть кальмар или каракатица, но в Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится более поздний вариант «Завтрака», близкий по своей композиции с эрмитажной работой. Вместо юноши в центре – молодая девушка с кувшином вина.

Она наполняет им бокал, за которым тянется старик, увлеченный беседой, в то время как корень пастернака в забвении лежит у края стола.

Эти работы имели отношение и к еще одному жанру – «бодегону», что в переводе означает «таверна» или «трактир». Такие произведения украшали стены кабачков или зазывали посетителей внутрь, обещая радушный прием, вкусную еду и приятную компанию.

Тем не менее, герои этой картины, мальчик, держащий вино, и юноша, сидящий справа в желтом кафтане, больше похожи на искусных шарлатанов, которые решили поживиться за счет почтенного идальго.

Он, не желая запачкать за завтраком свой белоснежный воротник, повесил его вместе со шляпой на крюк, и уже готов был попробовать дары моря, когда за его стол, накрытый на одного человека, подсели молодые люди. И вот уже графин вина у смеющегося мальчугана, и вряд ли молодые люди собираются за это вино платить.

Картина Завтрак, Диего де Сильва Веласкес Диего Веласкес. Завтрак. МИИ, Будапешт

Но есть у этой работы, на первый взгляд довольно прозаичной, и более интересная трактовка.

Стол, накрытый на одного, три персонажа разных возрастов, еда, имеющая символическое значение: вино – Кровь Христова, хлеб – его Тело, гранаты как традиционный символ воскресения.

При желании можно действительно отнестись к работе Веласкеса как к изображению Троицы, особенно учитывая то, что на более поздней работе вместо мидий на картине художник изображает рыбу, которая стала символом Иисуса Христа еще у первых христиан.

Художник, который часто играет со зрителем, то оставляя зашифрованные послания на полотне, то строя композицию так, что ее можно читать по-разному и поражаться многоплановости работы, вполне может использовать символическое значение обыденных вещей.

Еда как неотъемлемая часть жизни становится инструментом в его руках, позволяющим не только продемонстрировать свое мастерство рисовальщика или усадить героев за накрытый стол, выстроив композицию будущего шедевра, но и почувствовать себя тем самым трикстером, плутом, и если не обвести нас вокруг пальца, то заставить поломать голову за бокалом вина.

Любовь Лебедева

Источник: https://allcafe.ru/reviews/excursions/zavtraki-diego-velaskes/

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Описание картины Диего Веласкеса «Завтрак»

Диего Веласкес один из самых любимых художников мира, а кроме того являлся таковым и для короля, которому верно служил вплоть до самой смерти. Рисуя портреты придворных, внешний лоск и обстановку огромных палацев, художник никогда не забывал о простом народе, который никогда не мог себе позволить такую роскошь. Поэтому изредка в творчестве художника проявлялось его желание сделать что-то для этого народа, даже если это будет всего лишь картина. Хотя минимализировать в этом случае нельзя, так как это не просто картина, а картина –Самого Веласкеса.

Двое юношей, сидят за столом, застеленном белой скатертью и беседуют со стариком, которого они, по-видимому, пригласили к своему завтраку – это первый план картины. Художник искусно изобразил выражение лиц пирующих, молодые люди улыбаются и произносят тосты, что можно понять из того, что кубки наполнены и подняты, а официант стоит в ожидании позади, чтобы их наполнить вновь.

Читайте также:  Девочка с лейкой, пьер огюст ренуар - описание

Старик же смотрит на них, словно с какого-то отдаления, так, как смотрит старость на живую бьющую ключом молодость.

Фигуры на первом плане высвечены и зрителю их хорошо видно, все остальное же затемнено, и даже неясно, что там, на заднем плане, толи это на самом деле фигура официанта, толи нагромождение вещей.

Свет падает только на фигуры спереди, и согласно задумке художника происходит контраст света и тьмы, молодости и старости.

Согласно предположениям исследователей, изображая одного из молодых юношей, художник придал ему черты своего собственного лица.

Написана картина «Завтрак» была примерно в 1617 году, и полностью соответствует всем канонам испанской живописи того времени, так как все предметы насыщенны строгостью и пропорциональностью, начиная от изображения натюрморта, и заканчивая выписыванием лиц присутствующих.

(5 votes, average: 3.20

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-diego-velaskesa-zavtrak/

Диего Веласкес

Diego Velazquez /1599—1660/.Александр_Ш_Крылов все записи автора Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.

Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»).

В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

«Завтрак» 1617 

«Христос в доме Марфы и Марии» 1618

«Непорочное зачатие» 1618

«Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)» 1618

«Поклонение волхвов» 1619

«Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте» 1620

«Mother Jeronima de la Fuente» фрагмент

«Чудо в Эммаусе» 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

«Первый министр герцог де Оливарес»»Филипп IV» 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций.

Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати.

Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

«Продавец воды в Севилье» 1623″Филипп IV на охоте» 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г.

художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг.

с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности.

При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.

Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства.

В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица.

Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов.

Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.

Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

«Сдача Бреды» 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св.

Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий.

Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.

В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе).

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.

В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.

Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.

На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.В 1660 г.

Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался.

Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании.

Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

«Конный портрет принца Балтазара»»Бахус» 1629″Граф Ольварес на коне» 1634″Портрет инфанты Маргариты» 1660″Конный портрет Филиппа IV»»Don Balthasar Carlos «»Белая лошадь»»Infanta Marguarite Therese» 1654″Аллегорический портрет Филиппа IV»

  • Любимые картины Веласкеса
  • «Дама с веером» 1640

«Миф об Арахне (Пряхи)» 1657″Венера перед зеркалом» 1644-48

  1. «Филипп IV Испанский» 1652-53

«Margaretha as a child Sun»»Молодая дама»»Francisco Bandres De Abarca»»Prince Baltasar Carlos as a Hunter» 1635-36″Автопортрет» 1643″Св. Антоний»»Инфанта Мария Австрийская»»Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) «»Святые Антоний и Павел»»Коронация девы Марии» 1645″Коронация девы Марии» (Фрагмент) 1645″Кардинал Камилло Асталли»»Семья Филиппа IV (Las Meninas)»»Искушение святого Фомы Аквинского»»Карлик с собакой» 1650″Демокрит» 1628-29″Набросок головы Аполлона» 1630″Вилла Медичи, павильон Ариадны» 1630″Инфанта Маргарита Мария»»Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом» 1645″Портрет Марии Луизы»»Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра»»Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса»Христос на кресте» 1632″Распятие «»Портрет поэта Луиса де Гонгора»»Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV» 1631-32″Хуан-де-Парейя» 1650″Королева Изабелла Бурбон на коне» 1634″Папа Иннокентий X» 1650″Портрет короля Филиппа IV»»Шут»

«Эзоп»

«Филипп IV» 1631-32″Голова смеющегося мальчика»»Святой Павел»»Королева Австрии дона Марианна» 1652-53″Кузница Вулкана» 1630″Святой Томас»»Portrait of Archbishop Fernando de Valdes»»Франческо Д`Эсте, герцог Модены»»Инфанта Мария Тереза»»Инфанта Мария Тереса» 1651-52″Портрет клерика» «Три музыканта (или музыкального трио)»»Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад» 1630″Вышивальщица» 1640″Мужской портрет» «Дон Хуан Франсиско Пиментель»»Марс, бог войны 1640″Меркурий и Аргус» ок.1659″Портрет Филиппа IV» (фрагмент) 1657-60            http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post192199075/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43893989666

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector