Краткая биография художника Творчество мастера Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова Экспертиза картин Продажа картин
Виктор Эльпидифорович Мусатов появился на свет в Саратове в 1870 году.
Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (происходит от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Возникла она из-за того, что Виктор обожал своего незаурядного дедушку Бориса и захотел подчеркнуть это в своей фамилии.
Родители Виктора были из числа бывших крепостных.
В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.
С шестилетнего возраста мальчик настолько увлекся рисованием, что с четырнадцати лет занимался только живописью. Ее азы он постигал у художника В.В. Коновалова и в Саратовском обществе любителей искусства, а также с большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Одной из ранних работ, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, является картина «Окно».
В 1890-х годах юноша много учился у профессиональных живописцев. Он обучался у Поленова в МУЖВЗ, а также в Академии художеств Санкт-Петербурга (покинул академию по состоянию здоровья) и позже в Париже в частной мастерской «Ателье Кормана» (там же учился Рерих).
Художник активно участвовал в выставках, среди которых были выставки столичного Общества любителей искусств, Московского товарищества художников, общества «Мир искусства». В 1904 году владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией персональных выставок в Берлине и Гамбурге.
Познакомившись с творчеством мастеров самых разных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. К числу известных картин относятся, например, такие: «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Весна».
В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.
У Виктора Эльпидифоровича была довольно трудная жизнь, которая рано оборвалась.
Еще в детстве он получил серьезную травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не в каждом климате мог проживать (по этой причине покинул Академию художеств Санкт-Петербурга).
Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.
Творчество мастера
Увлекшись импрессионизмом еще в раннем творческом периоде, Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности.
Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов и писателей. Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам.
Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.
В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.
Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы.
Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира.
Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902 г.
Основным мотивом художника стали старинные усадьбы и прогуливающиеся возле них девушки. Именно эта тема помогала ему выразить свою мечту о гармоничном мире, наполненном высокой поэзией.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.
Физически изображению усадеб из прошлого способствовало посещение ветшающей усадьбы в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник снова и снова возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего.
Смена столетий ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью быта, скукой и однообразием.
В этом смысле картины о прекрасных дамах в старинных платьях и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного.
Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой». В дальнейшие годы художник часто рисовал свои произведения с сестры или супруги.
Специально для этой картины для сестры сшили старинное платье, что помогло художнику выразить свою ностальгию по ушедшей эпохе.
Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 г.
Подлинный расцвет живописи Борисова-Мусатова произошел в начале двадцатого века, когда мастер достиг зрелости в работе, окончательно утвердился в живописной манере и выбранной тематике.
Именно в это время он создает такие значительные картины, как «Весна», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Реквием» и ряд других.
Удивительная легкость мазка в этих и других произведениях во многом объясняется тем, что художник использовал более подходящие для этого пастель, акварель или темперу, нежели масло.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903-1904 г.
Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова
Определим, сколько стоят картины Борисова-Мусатова в настоящее время. Заметим, что на аукционах они появляются весьма редко. Начнем с того, что рассмотрим несколько наиболее крупных уходов, состоявшихся в последние десятилетия.
В ноябре 2014 года на аукционе MacDougall`s появилась работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 году художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е.В.
Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 50-70 тыс. фунтов стерлингов и была продана в его рамках за 65 тыс. фунтов (102 тыс.
долларов).
В.Э. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г.
В 2004 году была продана картина «Пастухи со стадом ночью». В этой работе стадо еще менее детализировано, чем в картине «Дафнис и Хлоя», так как в обоих случаях животные призваны лишь отразить идею, но не заставить зрителей детально рассматривать их. С молотка работа ушла за 245 тыс. долларов.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Пастухи со стадом ночью». 1895 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Дафнис и Хлоя». 1901 г.
Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника.
В течение пяти лет до 1903 года Борисов-Мусатов жил в Саратове, где часто находил покой и умиротворение на старинных усадьбах, а в 1904 году создал ряд пастелей с прогуливающимися барышнями, проживая в подмосковной усадьбе Введенское.
В отличие от К. Сомова, который также любил обращаться к теме старины, Борисов-Мусатов не пытался тщательно прописать лица, наряды дам или окружающую их обстановку. Но ему отлично удалось передать настроение дня, то спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку.
После создания картину у художника приобрел В.Э. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе ее выставили с эстимейтом 200-300 тыс. фунтов стерлингов, а продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов).
В.Э Борисов-Мусатов. «Последний день». 1903 г.
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Борисова-Мусатова. Если посмотреть данные аукционных продаж, то можно встретить и небольшие по цене уходы, размером до десяти тысяч долларов. В следующем разделе мы поговорим о том, как определить цену конкретного полотна, как и где продать картину Борисова-Мусатова.
Экспертиза картин Борисова-Мусатова
Перед продажей желательно оценить картину Борисова-Мусатова, чтобы цена не оказалась чрезмерно высокой или низкой. Наилучшим образом с этой задачей справится эксперт, который сможет изучить полотно в лаборатории и провести информационное исследование по своим базам. Для проведения экспертизы картины Борисова-Мусатова рекомендуем обратиться в Центр научной экспертизы им. Бенуа.
Продажа картин Борисова-Мусатова
Выясним также, где и как продать картину Борисова-Мусатова. Это можно сделать на специальных аукционах, с помощью выставок и им подобных мероприятий, а также в специализированных магазинах.
Но мы предлагаем вам более простой способ, при котором картину не нужно заранее никуда вести и где-то хранить.
Если вас устроят наши условия продажи, мы опубликуем материалы о картине на своем сайте антикварной живописи.
Чтобы оценить картину Борисова-Мусатова у нашего партнера или обсудить с нами нюансы продажи, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-v-e-borisova-musatova/
Картины художника Борисова-Мусатова
«Весна» 1901
Факты биографии Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), — известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .
С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников, 1904 — член Союза русских художников. Борисов-Мусатов выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и «Мира искусства».
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.
Творчество Борисова-Мусатова
В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый «декоративный пленэризм»).
В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.
Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.
В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез.
Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ).
Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в неком потустороннем царстве сна.
В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.
Наследие
Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-04), «Куст орешника» (пастель, 1905), «Кавалер, читающий стихи » (1899).
Влияние творчества Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза«, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Современники о художнике
«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминает И. Грабарь о своём близком друге
«Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет».
- «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый.
- «Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
- Автопортрет
«Автопортрет с сестрой» 1898
«Гобелен» 1901
«Осенний мотив» 1899
«Водоём» 1902
«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
«Дама в голубом» 1902
«Окно»
«Натюрморт. Цветы» 1902
- Куст орешника
- «Колокольчики» 1903
- Женщина на солнце
- В ожидании гостей
- «Женщина в голубом» 1905
- За вышиванием
- «Кавалер, читающий стихи» 1899
- Майские цветы
- «Парк погружается в тень» 1904
- «Прогулка при закате» 1903
- «Реквием» 1905
- Прогулка
- «Осенний мотив» 1901
- «На балконе»
- Молебен на станции железной дороги
- Капуста и ветлы
- Девушка с агавой
- Девушка на балконе
- Девушка в ожерелье
- Девушка в желтой шали
- Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901
- Дама в кресле-качалке
- «Призраки» 1903
- «Изумрудное ожерелье»
- «Агава» 1897
- «Мотив без слов» 1900
- «Гармония» 1900
- «Дама в голубом» 1904
- «Розы и сережки» 1901
- «Цветы» 1894
- Сон божества
Info: |
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы! |
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html
Художник
он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом,
а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты
Создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник.
Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника — у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя рисования — сначала Ф.А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В.В.
Коновалов — обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления.
В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего — сцены домашнего быта), пишет картину «Окно» (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно, изображая уголок сада с окном своего дома.
В августе 1890 года молодой художник уезжает в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия там его не удовлетворяют, через год Борисов-Мусатов переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова.
Лето Борисов-Мусатов обычно проводил в Саратове, где много работал над этюдами, в основном — пейзажными. Его успехи в работе на пленэре отразились в картине «Майские цветы» (1894, ГРМ). В этом солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры.
Осенью 1895 года Борисов-Мусатов уезжает в Париж. Чтобы совершенствовать художественное образование, он поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где восхищается Боттичелли. Среди французов ему больше других близок Пюви де Шаванн.
Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.
Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном он находит в искусстве неповторимый самобытный путь.
Началом творческого пути художника явился «Автопортрет с сестрой» (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Необычно композиционное построение картины — центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Живописно вещь решена по-новому. В ней обобщены цвет и форма. Особенно в пейзаже дальнего плана, имеющем сходство с декорацией. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. В его произведениях нет исторической конкретности, «это просто красивая эпоха», как говорил сам художник.
Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: «Осенний мотив» (1899, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева), «Мотив без слов» (1900, ГТГ), «Гармония» (1900, Москва, собрание А.В. Гордона). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Содержание этих работ в какой-то степени навеяно летними поездками в имение Слепцовку, где он гостил у своего крестного — управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: «Весна» (1898 — 1901, ГРМ), «Гобелен» (1901, ГТГ), «Водоем» (1902, ГТГ), «Изумрудное ожерелье» (1903-1904, ГТГ) и другие. Началом нового творческого этапа явилась картина «Весна», давно задуманная, но завершенная только в 1901 году. В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красной шали.
Летом 1901 года Борисов-Мусатов посещает Зубриловку — поместье князей Прозоровских-Голицыных.
С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине «Гобелен».
Среди декоративных растений парка две женские фигуры, — застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. И пейзаж, и фигуры написаны очень обобщенно, плоскостно, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, краски мягкие, приглушенные — все это создает некоторое ощущение призрачности, красивого миража.
В то же время декоративность, тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена.
На выставке Московского товарищества художников, в которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.
Вершиной творчества мастера явилась картина «Водоем» (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине «Водоем» все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художника выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.
В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно «Изумрудное ожерелье» (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Природа и человек так органично слиты, что возникает ощущение особой естественности, первозданности бытия. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: «Прогулка при закате» (1903, ГРМ) — ясное, спокойное по настроению произведение — и «Призраки» (1903, ГТГ) — мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Зубриловский парк с женскими тенями превращается у художника в туманное мистичное видение: вибрирующие, тающие очертания, блеклые, потухающие краски.
Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества «Мир искусства». В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги, и оказалась неудачной, но второй цикл — заказ для частного дома — представляет большой интерес. Четыре эскиза — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества» (ГТГ) — объединены общим названием «Времена года». Содержание передано в аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, небыли осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: «На балконе. Таруса» (1905, ГТГ), «Куст орешника»(1905, ГТГ), «Осенняя песнь» (1905, ГТГ); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.
В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение — большую акварель «Реквием» (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович — жены известного писателя. «Реквием» звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.
Волею судьбы, это был реквием и самому автору. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер. Он похоронен в Тарусе на высоком берегу, над Окой.
Федорова Н.А.
Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
Источник: http://radmuseumart.ru/branches/borisov-musatov/creator.php
«Водоем» Борисова-Мусатова — История одного шедевра:
Сюжет
Полотно было написано в 1902 году. Художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.
Для Борисова-Мусатова было характерно смешение деталей из разных эпох. Таким образом он вырывал героев из привычного, реального контекста, погружая их в мир грез.
Кружево деревьев переплетается с кружевом одежд. Совершенно декоративное по своей стилистике, полотно при этом поражает своей глубиной. Художник достигает этого за счет изображения неба на глади пруда. И хотя мы понимаем, что видим лишь край берега и отражение на поверхности воды, нас переполняет чувство свободы, воздушности, кажется, что на картине много неба, света.
Контекст
Картина писалась с натуры в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной Зубриловка. Художник переживал один из самых счастливых периодов: Елена Александрова после 7 лет раздумий согласилась стать его женой.
Призраки, 1903. (wikipedia.org)
Несколько позднее они все вместе еще раз будут работать в Зубриловке, на этот раз уже над осенним сюжетом.
Из воспоминаний сестры Елены: «Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами… Он (Борисов-Мусатов — прим. ред.
) лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года.
Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра.
Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья.
Современное состояние усадьбы в Зубриловке. (wikipedia.org)
При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу. Погром начался с винного подвала, из которого выкатывались бочки одна за другой и тут же распивались. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк.
Покончив с флигелем, толпа ринулась на главный дом и точно таким же образом подожгла и его, а пока огонь разгорался, начала грабить, частью молотками и ломами разбивать в мелкие куски всю мебель, бронзу, фарфор и разрывать в клочки все картины и портреты, уничтожая всё без разбора, что попадалось ей в глаза, в каком-то бессмысленном, беспощадном исступлении… Вскоре покончили и с домом — рухнули его крыша, полы и потолки и своею тяжестью пробили своды нижнего этажа. Начался погром другого флигеля, оранжерей, сараев и конюшен, а когда и от них ничего не осталось, толпа бросилась на больницу и только тут была остановлена слишком поздно подоспевшими войсками. Так же долго дымилось и тлело в окрестных деревнях награбленное добро, которое крестьяне из опасения обыска тщательно сжигали…».
Волга, 1894. (wikipedia.org)
Судьба художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в мещанской семье. В три года он неудачно упал со скамьи и ударился спиной, из-за полученной травмы у него начал развиваться горб, с которым художник и прожил свои 35 лет. Его главной моделью была сестра Елена. Не столько потому, что нищета не позволяла платить натурщикам, но и из-за духовного родства.
Автопортрет с сестрой, 1898. (wikipedia.org)
После обучения в студии Саратовского общества изящных искусств Борисов-Мусатов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургскую Академию художеств.
Позднее ему удалось побывать в Париже и совершить несколько путешествий. Однако проблемы со здоровьем и стесненные средства заставили его вернуться в Саратов.
После смерти отца в 1900 году семья оказалась на грани нищеты.
Пруд, 1900. (wikipedia.org)
Последние дни художника прошли в Тарусе, где он гостил с семьей в имении Цветаевых. Его дело продолжит объединение символистов «Голубая роза», которое сформируется в 1907 году.
Источник: https://diletant.media/articles/43737736/
Описание картины Виктора Борисова-Мусатов «Водоем»
Описание картины Виктора Борисова-Мусатов «Водоем»
Полотно «Водоем» было написано Виктором Борисовым-Мусатовым в 1902-1903 гг.
Написанием картины автор занялся в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной в усадьбе Зубриловка. Борисовым-Мусатовым были изображены его сестра и Елена Владимировна Александрова. Картина написана вскоре после того, как Елена дала согласие стать невестой художника. В рисунке все детали демонстрируют воспеваемую его автором женственность.
Многим зрителям, в особенности увидевшим картину в оригинале, она показалась не совсем реальной, в ней видели что-то сказочное и отстраненное от времени. Видимо, хотя полотно писалось целиком и полностью с натуры, эта особая атмосфера объясняется духовным состоянием художника во время его творчества. Изображение передает его видение мира: поэтическое и возвышенное.
В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний план. Фигуры в картине дополняют друг друга: водоем, выходящий за пределы полотна, имеет овальную форму, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь.
В отличии от всего вокруг, спокойного и утонченного, она вся в извилистых складках, которые добавляют динамики картине, как, например, небольшая рябь делает живее тихий морской пейзаж.
Вообще, отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной глади деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой.
Героини находятся рядом с прудом, на переднем плане картины. И несмотря на то, что водоем изображен совсем рядом, он может показаться безмятежным небом, которое буквально нависает над барышнями.
И вот это уже совершенно иной пейзаж, в котором дамы стоят на небольшом холме, за которым может быть что угодно. Но скорее всего – лес, некоторые деревья из которого устремились в самое небо.
Таким образом, художник-символист смог создать пейзаж, предстающий в совершенно разных вариантах, зависящих от фантазии зрителя.
(7 votes, average: 4.43
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-borisova-musatov-vodoem/
Водоем
Описание картины Виктора Борисова-Мусатов «Водоем»
Картина была написана в конце тысяча девятьсот второго начала тысяча девятьсот третьего года. Автор писал это полотно полностью с натуры.
Здесь изображено имение княгини Прозоровой-Галициной, а главными героинями являются сестра художника и невеста Елена Владимировна Александрова. Шедевр появился через несколько дней после официальной помолвки Борисова-Мусатова и Александровой.
Автор сделал все возможное, чтобы максимально точно передать черты лица и грацию своей возлюбленной.
Многие наблюдатели, которые видели картину в оригинале, признаются, что картина пропитана нежностью и женственностью.
Порой кажется, что полотно является порталом, через которое можно попасть в настоящую сказку и создается такое впечатление, что над изображением время не властно.
Ведь с момента написания картины прошло уже больше ста лет! Этих девушек давно уже нет в живых, поменялась эпоха, поколения сменяли друг друга, а они все также смотрят на нас своими лучезарными и чистыми глазами.
Также, особый антураж изображению придала неудержимая фантазия художника. Ведь в момент написания портрета автор испытывал чувство эйфории от неожиданно нахлынувшего счастья.
Ведь скоро у него появится своя собственная семья. Если вы ранее интересовались биографией Борисова-Мусатова, то вы точно знаете, что он был не только знаменитым художником, но и талантливым поэтом символистом.
Сохранилось много стихотворений, написанных художником.
На изображении отсутствует задний план, что позволяет максимально сосредоточиться на чертах лица и одежде главных героинь. Мы можем провести аналогию между прудом, который находится сзади и юбкой одной из барышень. Пруд чистый и, видимо, очень глубокий, а на юбке много складок, и благодаря своему темно-синему цвету, она тоже кажется бездонной…
Картина Борисова-Мусатова «Водоем» создавалась в самое счастливое для него время. Женщина, которую он любил много лет, его будущая жена, художница Елена Александрова ответила ему «да». Замысел картины возник в Зубриловке – любимом художником имении княгини Прозоровой-Голицыной. Он провел там лето вместе с самыми близкими людьми – сестрой Леной и будущей женой.
Перед нами две девушки: на берегу сидит невеста художника, рядом стоит его сестра. Спокойна и неподвижна гладь озера – искусственного водоема, купальни, на тот момент представлявшей собой чудо гидротехники.
Водоем сделан в форме идеального овала, Борисов-Мусатов вообще тяготел к этой геометрической форме.
Овал повторяется и в складках платья сидящей девушки, а сами складки напоминают волны и контрастируют с гладью воды.
Вертикальные отражения деревьев вступают в ритмическую перекличку с фигурой стоящей девушки. Художник удивительно играет планами изображений: девушки написаны как бы вблизи, а водоем мы видим словно сверху. За счет этого при общем взгляде не картину получается, что водоем словно поставлен вертикально и в буквальном смысле является зеркалом.
Но отражаются в нем не девушки, а пейзаж. Его мы, собственно, видим исключительно в отражении. Линией горизонта художник вообще пренебрег, использовав вместо нее это отражение. Таким образом, зритель лишен оснований особо верить в «мир реальный», мир отражений его затмевает.
Может даже возникнуть ощущение, что перед нами подводный мир, а не надводный.
Глубокие синие тона платья сидящей героини перекликаются с отражением неба в воде, а светлые белые кружевные накидки – с отраженными облаками. Поэтическому настрою картины соответствует большой размер холста.
Особые выражения лиц, вообще свойственные женщинам на картинах Борисова-Мусатова, создают ощущение некой отстраненности от обыденной жизни, возвышенности. Сидящая девушка вопрошающим взором смотрит вдаль, лицо стоящей опущено и словно скрыто в туманной неге. Гармония и абсолютная красота.
Прекрасное мгновение не нужно призывать остановиться, оно и так замерло на этом холсте.
Примечательно, что в этой картине нет явных отсылок к старине, которые мы видим в других работах (1, 2) Борисов-Мусатов уже не нуждается в таких внешних атрибутах, как парики, камзолы и кринолины, чтобы открывать дверь в мир «красивой эпохи» и Вечной женственности (цель исканий символистов). Обходя эти внешние атрибуты, он словно без вступлений погружается сам и погружает зрителя сразу в поэтику былого, поэтику грёз. При чем тут, право, кринолин…
Полнота счастья, полнота бытия и поэзия жизни отражены в этом водоеме. А сам водоем словно отражается в героинях полотна.
Одна из ведущих идей философии Борисова-Мучатова – обреченность Красоты, если нет тех, кто ее способен отразить.
Здесь перед нами три бесконечности, взаимно отражающие друг друга, образующие круговое триединство: глубина водоема, бесконечность неба и красота человека, Вечная женственность.
Никому Борисов-Мусатов не признавался, что за картину задумал – только эти две женщины и знали о ней. Из письма будущей супруге: «Эту картину я напишу или сейчас, или никогда… Ведь после начнется другая жизнь.
Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины… была твоим свадебным подарком».
Насчет славы он верно предчувствовал: эта картина решительно изменила отношение к нему и критиков, и зрителей, и собратьев-художников.
Когда он показал картину друзьям, еще до официального представления ее на выставке, они долго молчали, ошалевшие, изумленные, завороженные представившимся им зрелищем. Наконец кто-то не выдержал: «Как хорошо… Боже, как хорошо…». Публика же увидела «Водоем» в начале 1903 года на выставке Московского товарищества художников.
Всем было очевидно, что эта работа – особое явление в русской живописи. Ее сразу же приобрела семья московских коллекционеров – Владимир и Генриетта Гиршманы. В 1917-м году они эту картину вместе со множеством других передали на временную, как тогда казалось, передержку, в собрание Третьяковской галереи.
Когда Гершманы уехали, «Водоем» так и остался в собрании Третьяковки, где находится и поныне.
Алена Эсаулова
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Vodoem/
Виктор борисов мусатов
В. Борисов-Мусатов «Цветы»
Творчество любого художника искусствоведы относят к определённому стилю или направлению.
Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Но вот друг художника, скульптор А.
Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвеева приводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос)… Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому».
Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
В. Борисов-Мусатов «У реки»
Ну что ж, с такими определениями творчества Борисова-Мусатова невозможно не считаться, но зритель всегда сам определяет для себя место в своём сердце и уме, где находится то или иное произведение искусства. Для меня, например, картины Борисова-Мусатова сродни музыке, они «поют», излучают нежную мелодию, и этим похожи на романсы.
Биография В. Борисова-Мусатова (1870-1905)
В. Борисов-Мусатов «Автопортрет»
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове в семье железнодорожного служащего Э.Б. Мусатова. Первую часть своей фамилии (Борисов) художник добавил по имени своего деда, Бориса Александровича Мусатова, который, говорят, был незаурядным человеком и оказал большое влияние на становление личности будущего художника.
Художественные способности проявились у мальчика рано.
Он учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии художеств в Петербурге, где его учителем был Павел Петрович Чистяков – русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. Следует сказать, что учениками Чистякова были и многие другие известные русские художники: М. Врубель, В. Васнецов, В. Поленов, В. Серов, В. Суриков и др.
Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона.
К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества. Причиной тому была детская травма позвоночника, после которой он тяжело болел всю жизнь.
А жизнь его протекала в основном в Саратове или саратовских имениях Слепцовка и Зубриловка. С 1903 г. художник живёт в Подольске, а затем в Тарусе. Здесь он и скончался в 1905 г. и похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. В 1910 г. на его могиле был установлен памятник работы его друга скульптора А. Т. Матвеева.
Могила В.Борисова-Мусатова в Тарусе
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова
Хотелось бы немного сказать об имении Зубриловка Саратовской губернии, которое так вдохновляло художника.
Имение Зубриловка Балашовского уезда принадлежало князю Сергею Фёдоровичу Голицыну. Он построил роскошный каменный дом с двумя флигелями и церковь напротив дома, разбил парк с водоёмами, цветниками и оранжереями.
Архитектуру дома и парка связывают с именем Кваренги. Когда при Павле I князь Голицын попал в немилость, и в 1797 г. его вместе с сыновьями сослали в имение Зубриловка, с ними приехал в качестве учителя детей и секретаря И.А. Крылов. В Зубриловке не раз бывал и Г.Р.
Державин, а также будущий декабрист К. Рылеев.
В. Борисов-Мусатов «Зубриловка»
В 1899 г. художник В. Борисов-Мусатов написал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо с просьбой посмотреть старинное имение. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 г.
Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой).
Его сестра Елена вспоминала: «Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
В. Борисов-Мусатов «Призраки» (1903). Южный фасад дворца в усадьбе Зубриловка
Осенью 1905 г.
Под сенью Борисова-Мусатова. Елена Александрова и Марианна Борисова-Мусатова
Саратовская губерния оказалась в центре крестьянских волнений. Зубриловка стала одной из первых жертв обозлённых крестьян. Был учинён погром и пожар усадьбы, после которого она уже не восстанавливалась.
В. Борисов-Мусатов «Водоём» (1902)
В. Борисов-Мусатов «Водоём» (1902). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина считается одной из самых известных полотен художника. Она была написана летом 1902 г. в Зубриловке.
Это был самый счастливый период в жизни художника: критики заметили его картины и хорошо отзывались о них, картины также пользовались успехом у зрителей, а девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж.
Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову художник изобразил на картине в синем платье, сидящей на берегу. Стоящая в розовом платье девушка – его сестра.
Конечно, следует понимать, что в данном случае написаны не портреты конкретных людей, переданы лишь образы двух молодых девушек.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины.
Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо… Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайной…Никакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы.
Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате.
«Как хорошо… Боже, как хорошо!» – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
В. Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой» (1898)
В. Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой» (1898). Холст, масло. 143х177. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Образы на картине находятся как бы вне времени. Четырнадцатилетняя Елена – воплощение хрупкой женственности.
Художник будто намеренно обрезает «кадр», оттесняя себя от погружённой в собственные мысли девушки, но это только сиюминутное движение. Между ними ощущается взаимопонимание и глубокая внутренняя связь.
Ничего не хочется выражать словами, глядя на эту картину, просто надо смотреть на неё и дышать ароматом природы и внутренней гармонии.
Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно».
В. Борисов-Мусатов «Окно» (1886)
В. Борисов-Мусатов «Окно» (1886), Государственная Третьяковская галерея
Эта картина является не только одной из первых, но и задающей дальнейший тон его творчества: уголки парка и женские фигуры, загадочные и немного грустные; всегда окутанный тайной пейзаж и недосказанность…
Картины художника привлекают возможностью размышлять над сюжетом, дополнять его мысленно и фантазировать. Борисов-Мусатов и не скрывал своей поэтичности и мечтательности, в 1905 г. он пишет А. Бенуа из Тарусы: «Живу в мире грёз и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов».
Художник любил акварель, темперу или пастель, добивался особой, «тающей» легкости мазка.
В. Борисов-Мусатов «Колокольчики» (1903). Гуашь, акварель, бумага. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Последней картиной Борисова-Мусатова был «Реквием». Он написал полотно в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены его близкого друга. Здесь уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают не только реальные люди, но и те, кто когда-то был ей дорог, но которых уже нет, а есть только их воплотившиеся души…
В. Борисов-Мусатов «Реквием» (1905). Акварель, бумага. 52,7 x 76 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Многое из задуманного художник не успел совершить, но и то творческое наследие, которое он оставил, радует зрителей и помогает хотя бы чуть-чуть стать лучше и добрее.
Творчество Борисова-Мусатова можно сравнить и с поэзией, и с лирической прозой, особенно с произведениями И. Бунина и А. Чехова, которые так же, как и он, предчувствовали приближающиеся роковые и катастрофические потрясения в стране. Возможно, именно поэтому его творчество воспринимают иногда как лирический реквием, посвященный старой России.
Источник: https://kanal21.ru/viktor-borisov-musatov/