Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова «Витязь на распутье»
Описание слайда:
Урок русского языка по теме: «Былинная живопись. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» Подготовка к сочинению-описанию.
2 слайд Описание слайда:
Цели урока: продолжать формировать интерес к былинной живописи, ее героям; способствовать эмоционально — нравственному сопереживанию художественному образу, его настроению; развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление, умение общаться по поводу увиденного.
3 слайд Описание слайда:
Обратить внимание на рисунок, передающий состояние раздумья витязя, — поза, особенности старинной одежды русского богатыря, вооружения, внешний вид и изображение его коня.
Рассмотреть характерные детали окружающей среды, обогащающее понимание сюжета картины: предупреждающие, устрашающие, зловещие – черепа человека и коня, огромные камни, напоминающие черепа великанов, черные зловещие вороны, тревожный закат.
4 слайд Описание слайда:
Обогатить речь архаизмами и историзмами : “витязь”, “богатырь”, “доспехи”, “шлем”, “кольчуга”, “копье”, “колчан со стрелами”, “булава”, “щит”, “сбруя коня”, “булатный меч”, “распутье”, “алатырь- камень”.
5 слайд Описание слайда:
В.М.Васнецов. Витязь на распутье. (1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
6 слайд Описание слайда:
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии.
Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).
В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. Член мамонтовского кружка в Абрамцеве.
В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.
7 слайд Описание слайда:
«Иван — Царевич на Сером волке»
8 слайд Описание слайда:
«Три царевны подземного царства»
9 слайд Описание слайда:
«Алёнушка»
10 слайд Описание слайда:
У этой работы, созданной по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники», — долгая история. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов.
Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием «Витязь» на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.
В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нем былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С.
Мамонтова, который у же приобрел к тому времени его работы «Ковер-самолет» и «Бой скифов со славянами», новую версию картину. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, «прониклась» монументальностью.
11 слайд Описание слайда:
Новый вариант (но не последний, известны еще две законченные картины с таким же названием) и стал «каноническим». Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера.
Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную «фантастику» и совершенно реалистические детали.
Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи — в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В.
Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: «Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
12 слайд Описание слайда:
Перед вами картина на сюжет былин Древней Руси, тогда в ней жили отважные, могучие богатыри, защитники Отечества. Художник Виктор Михайлович Васнецов назвал свое произведение “ Витязь на распутье”. Как вы думаете, кто же такой витязь? Так в древности называли богатыря. Храброго воина. Что такое распутье? От слова — “путь”, “ дорога”.
А распутье – это несколько дорог “ перепутались” в одной точке – перекресток. Стоять на распутье – значит находиться в состоянии раздумья, сомнения, нерешительности. Вспомните былину “Три поездки Ильи Муромца” .
Выехал как- то Илья Муромец из города Мурома, из села Карачарова и в чистом поле увидел алатырь — камень ( большой камень на перекрестке дорог).
13 слайд Описание слайда:
И от камня лежат три дороженьки. И на нем было написано: “По первой дороженьке ехать — убитым быть, По другой дороженьке ехать — женатым быть, По третьей дороженьке ехать — богатым быть”. Художник В.М. Васнецов любил русские былины и написал несколько картин на их темы.
Вот эта картина о русском витязе, который, подобно Илье Муромцу, остановился перед огромным камнем на перепутье дорог, а на камне высечены пророческие слова: Как прямо ехати – Живу не бывати, Нет пути ни проезжему, Ни прохожему, ни пролетному.
Направо ехати – женату быти, Налево — богату быти.
14 слайд Описание слайда:
Читает эти слова витязь и раздумывает: куда же ехать? Какую дорогу выбрать, а может, и судьбу? Боевой мощный конь тоже вроде призадумался, низко склонив голову. Таинственны и зловещи краски окружающей природы.
Холодные тона: блекло- зеленые, зеленовато – бурые, зеленые и светлые тона гаснут в свете вечерней зари. Мы видим также ярко — желтые, лиловые, серые, черные, фиолетово- синие. Тёплые тона:оранжевые, красновато — оранжевые – отблески закатного солнца; красное копье, белый конь.
Эти контрастные цвета создают настроение тревожности, опасности, предостережения. Цветовое противопоставление здесь — светлая фигура витязя на темном фоне окружающей природы. Посмотрим, на что указывает огромное красное копье всадника. На череп человека и лошади — зловещие знаки опасности.
Черные птицы на камне- это черные вороны. Один прямо летит на богатыря, мы слышим их карканье и чувствуем приближение беды.
15 слайд Описание слайда:
Полотно представляет вытянутый по горизонтали прямоугольник с высокой линией горизонта, что позволило художнику показать бескрайность русских просторов, беспредельность земли, по которой можно долго- долго ехать и не встретить ни одного человека, ни какого жилья.
А тут перед тобой перекресток – пересечение нескольких дорог, да еще такое зловещее предостережение…И куда ехать? Какую выбрать дорогу? И что там ждет – жизнь или смерть? Витязь совсем один, ему не у кого спросить совета. Надо самому определяться.
Вот почему он стоит в раздумье.
16 слайд Описание слайда:
Фигура всадника изображена на переднем плане, она вырастает над линией горизонта, становится огромной, величественной, значимой. Такому воину не страшны никакие темные силы. Победно выглядит и мощная фигура белого боевого коня — друга и соратника воина. Он – как символ чистоты, веры в победу. Посмотрите, какой интересный сюжет придумал художник! Вам нравится эта картина?
17 слайд Описание слайда:
Домашнее задание: написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Воспользуйтесь опорными конспектами урока и упр.№ 148, 149.
18 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Общая информация
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.
); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
- Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
- Подать заявку
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-po-kartine-vasnecova-vityaz-na-raspute-3102120.html
Васнецов В.М. «Витязь на распутье». Описание картины
1878 г. 79 x 147 см. The Museum of Russian Art
Описание картины Васнецова В.М. «Витязь на распутье»
Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.
На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне.
Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой.
«Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать!».
Мрачное настроение картине добавляет характерный фон.
Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.
Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой.
Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины.
От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.
Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них.
Ошибка ли это? Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей – копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность – намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего.
При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.
Лучшие картины Васнецова В.М.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-vityaz-na-raspute/
Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс
На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.
Каково же содержание надписи, от которой вооруженный воин понуро склонил голову? Видно, что его настроение передалось и боевому коню, гривастая голова которого тоже склонилась к земле.
На камне старославянскими буквами выведено, что впереди дороги нет, и всякого на этом пути ожидает верная погибель. Верность надписи подтверждают и разбросанные вокруг человеческие кости и белый череп, отшлифованный степными ветрами и дождями. Они создают мрачную атмосферу картины, в воздухе словно витает запах смерти.
Всадник хорошо защищен от врага шлемом, кольчугой и щитом, висящим за широкой спиной. Зеленые сапоги позволяют ногам удобно фиксироваться в стремени.
В арсенале вооружения булава, колчан со стрелами и длинное пехотное копье, не предназначенное для всадников. Возникает мысль, что копье взято с расчетом на то, что в бою верный конь может пасть и тогда придется сражаться на земле. Видимо, присутствует легкий ветерок, потому что роскошный хвост лошади слегка колышется.
Грустная и мрачная картина вокруг наводит на размышления: почему воин один, почему едет по бездорожью, почему он так удручен? Природа как будто грустит вместе с воином, выделяются темные тона картины. Вокруг всадника поле, увенчанное несколькими огромными валунами.
Сгущаются сумерки, солнце медленно приближается к линии горизонта, мечутся зловещие птицы, а одинокий всадник не может сдвинуться с места, кажется, что силы и воля уже покинули его. Рядом с ним нет его боевых товарищей, а он сам понимает, что, скорее всего его постигнет именно та участь, которая высечена на камне.
Сочинение описание по картине Витязь на распутье Васнецова 4, 5 класс
Васнецов интереовался русскими сказками и былинами. Он мечтал написать картину с двадцатилетнего возраста. И вот его мечта сбылась. Витязь — это русский богатырь из былинного эпоса.
На переднем плане картины изображен богатырь, собирающийся на бой с врагами, которые часто нападали на русские земли. Можно предположить, что это знаменитый Илья Муромец. Он восседает на могучем белом коне. У коня длинная грива и длинный хвост.
По-всей видимости, это владимирский тяжеловоз. У него мощные копыта. Только кони этой породы могут выдержать тяжесть богатырского веса. Богатырь сам мужчина не из хилых, Бог его силушкой не обидел.
Он явно едет на битву с врагом, поэтому в полном облачении — кольчуга, за спиной круглый тяжёлый щит, на голове железный шлем с меховым хвостиком. В левой руке он держит длинное острое копьё. Также с левой стороны виден большой лук.
С правой стороны к седлу пристроен колчан со стрелами. Имеется и мощная булава. Она висит на поясе, с правой стороны. На коне красивая широкая сбруя.
На пути богатыря попались огромный серый камень с надписью, выполняющий роль дорожного указателя. Вдали, на пространстве до самого горизонта, видны камни различных размеров. Это явно дело не человеческих рук. Без специальных приспособлений и мощной техники так живописно разбросать камни невозможно.
Былины по времени написания относятся к существованию древней Руси. Судя по полнейшему отсутствию леса, можно предположить, что это северные широты нашей Родины, болотистая равнина. И разбросанные валуны — следы ледника, который пришёл на территорию Руси с севера, и притащил с собой огромные камни.
Местность совершенно безлюдна. Нет ни людей, ни животных. И только на заднем и переднем плане видно чёрное вороньё. Возле камня-указателя лежат кости коня и человеческий череп. Какой-то богатырь умирал здесь раненный вместе с верным конём. Вороньё сделало своё черное дело, и теперь сидит в ожидании следующего пира.
Прочитав надпись на камне, богатырь в полной задумчивости склонил свою голову. В ожидании решения богатыря, конь тоже опустил голову. От этого камня дороги расходятся в разные стороны и надо определиться и выбрать свою. Идти придётся вперёд, и принять бой с пока неизвестным противником.
Картина написана в мрачных, серых тонах, при полном отсутствие солнца. Это ещё больше усиливает тревогу и неопределённость. По серому небу ветер гонит свинцовые тучи.
Описание 3
Это довольно мрачная картина, пронизанная безысходностью, обреченностью. Для ее написания художник использовал блеклые, неяркие краски, чтобы это подчеркнуть.
Главный герой полотна – богатырь, который ехал на своем белом коне и теперь остановился перед камнем с надписью. Их художник изобразил на переднем плане. Витязь одет в кольчугу и шлем, металлическая защита слегка поблескивает в лучах заходящего солнца. Его крепкую спину прикрывает мощный щит.
Богатырь во всеоружии: за спиной висит колчан, полный стрел с белыми перьями на концах, с пояса свисает тяжелая булава. В руке он держит копье. Его красное древко – единственное, что есть яркого на картине. Богатырь его опустил, что только подчеркивает некоторую растерянность путника.
Витязь внимательно смотрит на камень с предупреждающей надписью и раздумывает, как поступить.
Верный конь с красивой белой, развевающейся на ветру гривой притомился в пути. Пока хозяин думает, он опустил голову и отдыхает. Кажется, что он спит. А думы у богатыря невеселые, ведь камень не оставляет никакой надежды. Какую бы дорогу не выбрал путник, добра ему не будет.
Серая, отполированная степными ветрами глыба с надписью у основания поросла черным мхом. Возле нее лежит желтый, обглоданный человеческий череп и кости коня – путников, которые также читали надписи на камне. Пустые глазницы смотрят прямо на богатыря.
Также кости разбросаны и по всему огромному полю, поросшему сизыми и бурыми травами, которые слегка колышет ветер.
Огромные каменные валуны видны и на дальнем плане картины. Слева как раз между двумя древними глыбами проходит узкая серая тропа, которая также ведет к погибели.
Возле камня справа, почерневшего у основания, сидит большой ворон, еще одна черная птица подняла крылья и надрывно каркает. Третий ворон кружит над степью.
Эти птицы делают окружающую обстановку еще более зловещей, пугающей. Три черных птицы и три дороги, ведущие к смерти.
Не предвещает ничего хорошего и опускающийся на степь вечер. Солнце уже садится, оно окашивает последними лучами горизонт в золотистый и оранжевый цвет. Над ним сгущаются темные тучи. Путнику нужно принимать решение, пока совсем не стемнело. Иначе вместе солнцем угаснет и его жизнь.
4, 5, 6 класс
Описание настроения картины Витязь на распутье
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Герасимова Полдень. Теплый дождь
Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, рисовал он в основном в стиле социалистический реализм. Поэтому все его картины получались действительно, будто ожившие холсты. - Серебрякова
Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути - Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс
В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой. - Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описание
Васнецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики. - Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце от первого лица 9 класс
Когда я была маленькой, всегда любила ездить в село к бабушке. Только там я могла увидеть красивые просторы, особенно зимой, когда всё вокруг покрыто снегом. Это белое полотно всегда напоминало мне о картине «Мороз и солнце»
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/vityaz-na-raspute-6-klass
Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»
План
- В.М.Васнецов
- Витязь
- Небо
- Моё впечатление
Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!
Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати».
Но куда же ехать, если не сюда? Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть.
Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.
Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.
Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.
Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел.
Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.
Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.
Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.
Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть.
Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь.
Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.
Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути.
Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году.
По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.
Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога — туда, где не быть живому.
Тревожное состояние героя усиливает голый череп у камня и коршун, кружащийся в поисках добычи. Беду предвещает он усталому путнику. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Куда идти витязю? Куда направиться? Ведь и дороги-то никакой нет. Все быльем поросло. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо — смерть.
Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.
На этой странице искали :
- сочинение по картине витязь на распутье
- сочинение по картине васнецова витязь на распутье
- сочинение витязь на распутье
- витязь на распутье сочинение
- сочинение на тему витязь на распутье
Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/vasnecov/po-kartine-419
Сочинение по картине «Витязь на распутье» Васнецова
Центральное место на картине занимает мужественный витязь, который стоит перед камнем. Видно, что на потемневшем от времени камне есть какая-то надпись. Как утверждал сам Васнецов, что на камне написаны слова из былины о том, что будет, если поедешь налево, направо или прямо. Автор утверждал, что для того, чтобы было видна давность этого камня, он решил оставить лишь обрывки этой фразы, а остальное он просто спрятал под многовековой пылью и мхом.
Сюжет картины прост: героический былинный богатырь оказался в просторном и широком поле. Он слез со своего верного коня и стоит перед древним камнем, читая надпись.
Но все вокруг стало недобрым: черное и какое-то зловещее небо, черные птицы, которых на этом поле оказалось очень много. Как-то тревожно становиться, когда смотришь на эту картину.
Камень этот в изображении художника становится символом его судьбы, которая жестокая и неотвратимая. Какую бы сторону он сейчас не выбрал бы, обязательно путь этот будет тяжел и трагичен.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Чтобы передать это трагическое и тревожное чувство, автор картины использовал лишь только темные цвета. Страх и ужас овладевает, когда внимательно всматриваешься в то, чем усыпано поле за камнем: черепа и кости, которые как раз и привлекают ворон.
От камня уходить темная дорога, которая ведет неизвестно куда. Перед отважным воином, богатырем стоит важный и серьезный вопрос о выборе своей жизни и дальнейшей судьбе.
Герой васнецовского полотна просто замер на месте, пытаясь определиться с тем, куда пойти и что потерять.
Богатырь просто согнулся перед этим камнем Судьбы, никак не понимая, что же все-таки ему выбрать. В бою этому смелому воину все ясно и понятно: надо убивать врагов и защищать родную землю.
Но сейчас он задумчив, он даже низко склонил свою голову над этим камнем. Лица героя картины зритель не видит, так как Илья Муромца стоит спиной и можно увидеть его лишь только сбоку.
Но сама фигура мощная и сильная, которая показывает мужество, решительность и силу главного героя.
На картине можно заметить, что богатырь в любую минуту готов вступить в бой, поэтому он так хорошо вооружен. У него есть большое копье с железным наконечником, мощная и очень тяжелая булава, колчан, в котором много стрел, щит, который сможет защитить Илью Муромца от ударов неприятеля. Такой сильный и мужественный конь белого цвета стоит рядом.
Он помог своему хозяину уже во многих боях, спас ему жизнь. Но Илья Муромец понимает, что иногда одной силы мало, ведь какие-то потусторонние силы могут разрушить жизнь даже самого сильного человека. Конь стоит рядом с хозяином спокойно, он чувствует настроение своего наездника, его задумчивость.
Он, как обычно, верно ждет, когда же тот примет решение.
Не выделяется среди всего этого и задний план васнецовской картины, который также темен и мрачен. Видно, что кругом тянутся болотистые места неприглядного цвета. Они местами серые, кое-где бурые и даже немного зеленые. И эта цветовая гамма навеивает грусть и печаль.
Автор картины пытался показать свои сюжетом, что все люди беспомощны перед теми ударами судьбы, которые она преподносит.
И неважно, насколько смел и бесстрашен этот человек, но если он оказывается на распутье, где решается его судьба, то даже былинный герой, который победил во многих битвах и сражениях, может оказаться уязвимым и долго стоять, задумавшись, решая свою судьбу. От того решения, которое будет принято, зависеть и то, как сложиться дальнейшая жизнь. А это очень важно.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/sochinenie-po-kartine-vitjaz-na-raspute-vasnecov.html
Витязь на распутье: Виктор Васнецов
Этo была первая картина, в которой Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) предстал перед публикой и собратьями — художниками в новом свете. Все, что он раньше делал в живописи, носило отпечаток несамостоятельности, даровитой вторичности, скорее метаний, нежели обретений, и в общем совсем не удовлетворяло его.
Человек по натуре упорный, знающий себе цену, но слишком погруженный в себя, а поэтому довольно робкий и неуверенный в делах и общении, Васнецов, вероятно, не столько искал себя в первый период своего творчества, сколько не решался раскрыть свою настоящую сущность — сущность художника-мечтателя, пламенного ревнителя русской старины. Друг и ученик Крамского, приятель Рeпина, он понимал, конечно, что живопись его друзей-передвижников зиждется на безусловном предпочтении будущего перед прошлым, и дело тут не в сюжетах отдельных картин, а в образе мыслей, характере устремлений. Но едва ли в начале пути он осмелился высказать, что, по его мнению, духовные сокровища русской старины отнюдь не исчерпаны, не освоены живописью, да и в будущем они должны занять свое место, и стало быть, неправильно забывать о них…
Впоследствии, когда Васнецов прославился именно в качестве создателя «русско-волшебных» картин, многие пытались установить происхождение его необыкновенной живописи. «В 60-х годах(ХIХ в. — В. А.
), — писал, например, Стасов,- явился у нас Шварц (автор картин из боярского быта.- В. A.), 20 лет спустя, в 80-х,- Суриков и В. М.
Васнецов , которые показали своими (немногими, к сожалению, и на слишком редких интервалах появляющимися) созданиями: что исторический дух у русских в живописи — есть и может великолепно проявляться».
Но это писалось, что называется, задним числом (и, кстати сказать, между Шварцем, Суриковым и Васнецовым общего мало), а когда в середине шестидесятых годов молодой вятич прибыл из родного села в столицу учиться рисовать, он не только не мог обнаружить свои склонности — куца там! — но и просто сохранить себя, выдержать натиск действительности. В 1901 году биограф Васнецова, писатель В. Л. Кигн (Дедлов) так рассказывал о начальном периоде его петербургского житья: «Душа полна жизни, а сапоги в дырах. Художник пламенел стремлением к красоте, а нужда заставляла чертить карты для географических магазинов и рисовать карикатуры для юмористических журнальцев. О картах Васнецов вспоминает без особого содрогания, но где именно помещал он карикатуры, ни за что не хочет открыть…» Картина, знакомая по биографиям многих русских художников…
Короче говоря, до конца семидесятых годов Васнецов, постепенно совершенствуясь с точки зрения формального мастерства, работал в области жанра, писал картины в стиле Федотова и Маковского, побывал за границей, вступил в Товарищество передвижников и уже приобрел себе имя.
Двa события подвигнули его на попытку заговорить наконец в живописи собственным голосом: во-первых, русско-турецкая война, вызвавшая патриотический подъем в обществе и усилившая у русских сознание своих славянских корней, а во-вторых, переезд в Москву: за десять лет жизни в Петербурге он так и не сумел полюбить его и привыкнуть к нему.
«Решительный и сознательный переход из жанра,- писал он в позднейшем письме к Стасову,- совершился в Москве золотоглавой, конечно.
Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным…»
Правда, в том же письме Васнецов писал, что сделался в живописи «историком, несколько на фантастический лад» без резкого «перелома или какой-либо переходной борьбы», «несколько из картин последующего периода, московского, были задуманы мною еще в петербургский период, например: «После побоища из «Слова о полку Игореве», «Богатыри»… «Витязь на распутье»… Однако «перелом», конечно, произошел, и довольно резкий, хотя, наверное, не будет ошибкой понять его в смысле запоздалого прихода художника к самому себе.
Действительно, еще с 1871 года образ витязя на распутье постоянно занимал воображение Васнецова, чему свидетельство — множество подготовительных набросков и проб, сохранившихся в его альбомах. Сюжет подсказала ему былина
«Илья Муромец и разбойники»:
Наехал он на три дороженьки,
Три дороженьки он, три росстани.
На тех росстанях лежит там бел горюч камень.
А на камени том подпись подписана:
«На леву ехати — богатому быть,
На праву ехати — женату быть,
Как прямо ехати — живу не бывати,-
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
И раздумался старый Илья Муромец,
Илья Муромец, сын Иванович:
- Да в которую дороженьку будет ехати?
- Первый вариант «Витязя на распутье», написанный в 1878 году, судя по плохой фотографии, был намного слабее, чем второй, окончательный вариант, относящийся к 1882 году, а ныне хранящийся в Русском музее.
Скифская, половецкая, печенегская дикая бескрайняя степь буйно поросла сочными травами; желтые лишайники облепили вековые валуны; черная птица — вещунья несчастья резко выделяется на фоне сероватого неба, еле заметно подсвеченного зарей, череп и кости напоминают о смерти.
И в этой степи, из которой едва ли выбрался благополучно хотя бы один заезжий чужак, задумался, понурив голову в шлеме, былинный богатырь Илья Муромец.
Жутью веет от каждой детали картины, опасен бескрайний степной простор, и трудно, почти невозможно пояснить, каким чудом Васнецов создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, и вместе с тем решение принято. Он уже выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.
Видимо, нравственный пафос, одушевлявший Васнецова, заключается в том, что зловещее предсказание на камне не имеет над витязем обязательной силы; он развеет колдовские чары степи, подчинит ее своей воле и не остановится, пока не добьется своего, скольких бы опасностей ни пришлось избегнуть, скольких врагов победить, каких бы ужасов ни встретить лицом к лицу…
Известно, каким горячим патриотом был Васнецов, как свято верил он в силу и мощь простого русского человека, и вот прочтите его собственные слова о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости.
«Я,- сказал Васнецов,- хотел… показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов вселенной. Мы — поэты, а без поэзии, без мечты, нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди — витязи на распутье — никогда не боятся того, что сулит нам будущее».
К этому трудно что-либо добавить.
В. АЛЕКСЕЕВ
Журнал «Семья и школа»
Источник: http://mapania.ru/vityaz-na-raspute-viktor-vasnecov/
Ренессанс
Главная => Художники России => Васнецов В.М. => Список картин Васнецова
Картина написана в 1878 году. Холст, масло. 79×147.
Место нахождения: Серпуховский историко-художественный музей.
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
- Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
- Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
« На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. »
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину «Витязь на распутье» оказался переломным в жизни художника.
Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера.
Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции «Витязя». В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года.
Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями.
Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа.
Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.
Источник: https://renesans.ru/russian_artist/vasnecov/pictures/vityz-na-rasputie.shtml
Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова
Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался.
Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.
История создания
Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.
Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.
В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.
Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.
Описание и анализ
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника.
Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован.
В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.
C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере.
Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек.
Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно.
Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником.
Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко.
Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию.
Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.
Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-vityaz-na-raspute/
Картина Васнецова Витязь на распутье
Картина Васнецова Витязь на распутье — положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.
Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.
Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Публика уже знала Васнецова, ведь его картины и раньше пользовались популярностью.
Но «Витязь на распутье» был чем-то другим. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но«витязь» был одобрен.
В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию.
На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?
Но вся атмосфера просто кричит о том, что проблемы неизбежны. Присмотревшись, можно прочесть пол устершиеся, заросшие мхом руны, переведя которые на современную речь можно прочитать: «Кто прямо поедет, жизнь потеряет. Не пройдешь, не проедешь, не пролетишь».
Саму местность, открывшуюся взору, можно назвать не иначе, как полем смерти. Земля, кое-где поросшая травой, устлана камнями и костьми давно умерших людей и зверей. А на горизонте нет ни единого живого существа, кроме нескольких воронов – вестников близкой смерти.
Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.
Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.
Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/vasnetsov-vityaz-na-rasputye.html