Картина «странник», перов, 1870

Василий Григорьевич Перов. Странник. 1859.

Картина

Странник:

1. Тот, кто странствует.

Сам Павел Петрович почувствовал некоторое приятное волнение и снисходительно улыбался, потрясая руки возвратившихся странников. (Тургенев. Отцы и дети.)

2. Человек, странствующий пешком на богомолье; паломник, пилигрим.

Сошелся [Ефим] дорогой с странником. Странник в скуфье, в подряснике и с длинными волосами, был и на Афоне и в другой раз идёт в Иерусалим. (Л. Толстой. Два старика.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984.

* * *

Василий Григорьевич Перов. Странник. 1869.

Картина

Василий Григорьевич Перов. Странник. 1870.

Картина

Василий Григорьевич Перов. Юродивая, окружённая странницами. 1872.

Картина

Василий Григорьевич Перов. Приём странника. 1874.

Картина

Василий Григорьевич Перов. Странница в поле. 1879.

Картина

Василий Иванович Суриков. Странник.

Картина

Василий Иванович Суриков. Странник. 1885.

Картина

Василий Иванович Суриков. Странник. 1886.

Картина

Василий Иванович Суриков. Женские фигуры, странник, юродивый. 1881-1887.

Картина

Илья Ефимович Репин. Странник. 1881.

Николай Константинович Рерих. Странник Светлого Града.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Источник: http://aria-art.ru/0/S/Stranniki/1.html

Перов картины

Картина

Перов Василий Григорьевич – великий русский художник, живописец. Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Настоящая фамилия Перова была Криденер, так как он был незаконным сыном некоего барона Г. К. Криденера. Фамилия или псевдоним Перов появилась уже позже – её дал будущему художнику учитель грамоты.

Учился живописи в художественной школе А. В. Ступина; в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых.

Известными картинами, которые были оценены по достоинству и до сих пор являются визитной карточкой этого мастера, являются: Охотники на привале, Рыболов, Птицелов, Тройка, Проводы покойника и многие другие в том числе и знаменитые портреты известных в ту пору людей – Достоевский, Тургенев и другие.

Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Несмотря на то, что прошло много лет, многие до сих пор могут провести аналогию между жизнью нашего прошлого и настоящего.

Многие его  картины очень переживательные, например Тройка, про которую можно написать отдельную книгу – история про бедного мальчика. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер.

Его мать, у которой не осталось никакой памяти о сыне, кроме  этой картины, практически каждый день ходила в Третьяковскую галерею, где висела Тройка и подолгу стояла у неё.

29 мая 1882 года художник Василий Григорьевич Перов скончался от чахотки. Произошло это в селе Кузьминки, которое сейчас является частью Москвы. Похоронен на Донском кладбище.

Картина

Блаженный

Картина

Ботаник

Картина

Чаепитие в Мытищах

Картина

Дети-сироты на кладбище

Картина

Дворник и барыни

Картина

Голубятник

Картина

Любитель

Картина

На железной дороге

Картина

Накануне девичника

Охотники на привале

Отпетый

Перов

Портрет драмматурга Островского

Портрет писателя Даля

Портрет писателя Достоевского

Последний кабак у заставы

Проводы покойника

Птицелов

Рыбная ловля

Рыболов

Сцена на могиле

Сельский крестный ход на Пасхе

Спящие дети

Странник

Тройка

Утопленница

Возвращение крестьян с похорон зимою

Для тех, кто любит хороший юмор, на сайте slonika.net вы найдёте очень много смешных и умилительных фото. Эти фото, шутки, анекдоты, демотиваторы обязательно подарят вам хорошее настроение на весь день.

???? Блинцов | 2012-02-4, 11:31 | ???? 1 405

Источник: https://art-assorty.ru/600-perov-kartiny.html

Перов Василий ГригорьевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily Grigorevich), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («Драматург А. Н. Островский», 1871; «Писатель Ф. М. Достоевский», 1872; «Историк М. П. Погодин», 1872, и других). Родился в Тобольске 21 декабря 1833 года (по старому стилю, по новому — 2 января 1834). Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок.

Картина

Приезд станового на следствие, 1857, Третьяковская галерея

Картина

На могиле, 1859, Третьяковская галерея

Картина

Проповедь в селе, 1861, Третьяковская галерея

Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у Сергея Константиновича Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 годах в Париже (как пенсионер Академии художеств).

Василий Григорьевич Перов испытал особое влияние творчества Павла Андреевича Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.

Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Картина

Сельский крестный ход на Пасхе, 1861, Третьяковская галерея

Картина

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862, ГТГ

Картина

Христос в Гефсиманском саду, 1878, Третьяковская галерея

Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.

Картина

В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка.

Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе – Третьяковская галерея, Москва); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.

Картина

Проводы покойника, 1865, Третьяковская галерея

Картина

Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866, ГТГ

Тройка. Ученики-мастеровые везут воду, 1866, ГТГ

Сила символико-психологического обобщения – и соответственно параллели с прозой Достоевского, – еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе – 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада.

На железной дороге, 1868, ГТГ

Последний кабак у заставы, ГТГ

Странник, 1870, ГТГ

Перов внес также большой вклад в искусство портрета.

Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба – 1872; все – Третьяковская галерея).

Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, – в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С.

Камынин (1872; оба – там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).

Первые христиане в Киеве, ГРМ

Охотники на привале, 1871, ГТГ

Рыболов, 1871, ГТГ

Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все – Третьяковская галерея).

Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь –если говорить о литературных параллелях – приближается к Н. С. Лескову.

Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

Драматург Островский Александр Николаевич, 1871, ГТГ

Писатель Достоевский Федор Михайлович, 1872, ГТГ

Отпетый, 1873, Государственный Исторический музей, Москва

В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант – 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят.

Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П.

Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).

Птицелов, 1870, Третьяковская галерея

Никита Пустосвят. Спор о вере, 1881, Третьяковская галерея

Монастырская трапеза, 1876, Русский музей

Василий Перов Картины продолжение ►

Источник: http://smallbay.ru/perov.html

Василий григорьевич перов — живописец, один из родоначальников жанровой картины | сообщество любителей литературы

  •                     ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ — ЖИВОПИСЕЦ,
  •                     ОДИН ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ ЖАНРОВОЙ КАРТИНЫ

                              «Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он…» (Ботин Б. Н.)

Картина

                             Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу… С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» (Государственная Третьяковская Галерея).

            Полотно написано в 1865 г., в эпоху подъема демократического движения в России. Одним из первых среди русских художников Перов воспринял эстетику революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А.

Добролюбова, выдвинувших перед искусством задачу общественного служения, обосновавших его право на вынесение «приговора жизни». Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма.

Читайте также:  Улица берлина, георг гросс, 1931

Произошло это не случайно. 

               Родился Перов в Тобольске в семье провинциального прокурора, человека либерального и свободомыслящего. Будучи добрачным ребенком барона Г. К.

фон Кридинера, получил фамилию своего крестного отца — Васильев, позже художник переменил ее на прозвище, данное в детстве за успехи в чистописании.

Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у М. И. Скотти и С. К. Зарянко.

               18-летним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и демократическая атмосфера этого учебного заведения окончательно сформировала художественные взгляды и общественную позицию молодого живописца. С едким сарказмом бичует он безнравственность и ханжество духовенства в своих ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862).

               Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866).

Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества. Эта картина — одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно.

Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения.

              Но позже отказался от этой идеи и пошел по пути поэтизации образов, придав им черты миловидности и выражение страдания.

В картине «Утопленница» (1867) скупыми живописными средствами и точно найденным композиционным решением художник придал заурядному эпизоду из «полицейской хроники» характер высокой человеческой трагедии.

В 1870-е художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов.

                  Пронзительно-проницательными глазами всматривается в мир драматург А. Н. Островский (1871). Мучительны раздумья о жизни, о человеческом страдании писателя Ф. М. Достоевского (1872).

В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени. Были среди работ художника и жанровые сценки, герои которых ловят птиц, охотятся, рассказывают друг другу байки («Птицелов», 1870).

В последние годы Перов обратился к исторической теме: он задумал триптих о Емельяне Пугачеве, обдумывал сюжеты из Евангелия и русского фольклора.

              Многим планам художника не суждено было сбыться. Перов умер в 1882 году от скоротечной чахотки. Все перечисленные картины Перова хранятся в Москве, в Третьяковской галерее.

Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства.

Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов. 

Картина

Тройка. Ученики мастеровые везут воду, 1866

Картина

Охотники на привале, 1871

Картина

Птицелов, 1870

Картина

Сельский крестный ход на Пасхе, 1861

Картина

Старики-родители на могиле сына

Картина

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862

Источник: https://maxpark.com/community/5487/content/4934726

Живописец Перов: история его самых известных картин

Великий русский живописец всю жизнь носил не свою фамилию

Каждый раз, когда оказываешься в Третьяковской галерее и стоишь перед знакомым с детства полотном, возникает такое чувство, что в эту самую минуту всемирно известный шедевр принадлежит исключительно тебе. Ничто не мешает зависнуть перед ним, рассматривая каждый мазок и каждый штрих.

Полотна Василия Перова из тех, от которых уходить не хочется. «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале»… — картинка в твоем букваре и классика, которой люди восхищаются много лет.

21 декабря исполняется 185 лет со дня рождения художника. Мы выбрали пять его самых узнаваемых работ – у каждой из них своя история.

Картина Нажмите на фото для увеличения

  • Холст, масло, 51,5 x 65,8 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина, на которую без слез не взглянешь. Второе ее название – «Ученики-мастеровые везут воду». В центре Перов изобразил девятилетнего сына странницы – «тетушки Марьи». Мать долго не соглашалась, чтобы «барин» писал ее Васю, боясь, что после этого он зачахнет.

И как чувствовала беду. Через четыре года мальчик сгорел от оспы. Марья, встретив художника, попросила разрешения взглянуть на полотно с Васенькой – тот привел ее в Третьяковку.

«Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол», — вспоминал живописец. Он оставил убитую горе мать одну, и она целый час молилась, стоя на коленях перед изображением сына.

2. Самая страшная

Картина Нажмите на фото для увеличения

«Утопленница» (1867)

  • Холст, масло, 68х106 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выловленное из вод Невы безжизненное тело – как иллюстрация к криминальной хронике. Добиться полной достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки.

Мертвая лежала на дощатом полу, под которым был лед, чтобы тела дольше не разлагались. Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал.

Провожатый, взвалив труп на плечо, как мешок с овсом, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил со всего размаха ношу на пол. И художник, вглядевшись в заострившиеся черты, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни – он писал с нее богородицу.

Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась.

Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения.

В действительности Фанни не утопилась, а умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж – на руке было дешевое обручальное колечко. Но судя по картине, складывается полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до самоубийства.

3. Самая недооцененная

Картина Нажмите на фото для увеличения

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

  • Холст, масло 44 x 53,3 см
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картину часто ругали за сухость колорита.

Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, отмечал: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении…

Тона этой картины неприятно режут глаза». А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно.

«Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят», — писал он.

Интересно, что, высмеивая нравы московского купечества, Перов тесно общался с Павлом Михайловичем Третьяковым — главным меценатом Товарищества передвижных художественных выставок, который тоже вышел из купеческой семьи.

4. Самая скандальная

Картина Нажмите на фото для увеличения

«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861)

  • Холост, масло, 71,5 x 89 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

За это творение художника чуть не отправили на Соловки – так хлестко священников и их паству еще не изображали. Пьяная процессия с иконами и хоругвями не видит, куда бредет.

Крестьяне с полузакрытыми глазами, одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Дьячок, метнувшийся спасти символ Пасхи. Рядом баба с иконой, у которой утрачен лик. Тут же нищий, несущий икону вверх ногами.

Хозяйка дома выплескивает из кувшина воду на лежащего под крыльцом мужика, которому, видно, уже все равно.

Живописец запечатлел момент «славления» на Святой неделе. Священники, не получавшие плату за свою службу, обходили крестьянские дворы, где исполняли церковные песнопения и молитвы, за что получали нехитрое подношение. Со съестным у бедняков было туго — чаще батюшке предлагали выпить. После таких «пожертвований» священники едва стояли на ногах.

Представленную на выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге картину удалили как «бездуховную», запретили воспроизводить в печати, а купившему полотно Павлу Третьякову рекомендовали не показывать ее посетителям.

5. Самая недостоверная

Картина Нажмите на фото для увеличения

«Охотники на привале» (1871)

  • Холст, масло. 119 x 183
  • Государственная Третьяковская галерея

Увлеченных охотничьими байками персонажей художник писал со своих знакомых. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников послужил прототип доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова.

Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором бывали Перов, Левитан, Репин, Чехов и другие художники и писатели. В какой-то момент между Софьей Петровной и Исааком Левитаном, который был младше ее на десять лет, разгорелся роман. Парочка уединялась на этюдах.

А досталось за это Чехову, попрыгунья которого получилась уж очень похожей на Софочку. Левитан вызвал писателя на дуэль, но по счастью друзьям удалось ее расстроить.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших товарищей, — 26-летний Николай Нагорнов — будущий член московской городской управы.

Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова в области этого дела – он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности в изображении.

Тушка зайца-русака, например, странным образом не повреждена — по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Не понятно, как героям удалось разом порешить лесную птицу и зайца – обитателя полей.

Случайным выглядит рожок на картине — его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье – и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола.

Напился до чертиков в 13 лет

«Говорящая» фамилия у будущего художника появилась случайно.

Читайте также:  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна оньисанти), джотто — описание

Вообще-то он Васильев, но и это не по рождению – внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия (Григория) Карловича Криденера записали на крестившего его дьячка.

Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив первого мужа. Некоторое время родители Василия жили не венчанными и хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул.

И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе – тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией.

Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины одной из барышень. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик в совершенно пьяном виде.

Перов чудом не был отчислен, а матушка, Акулина Ивановна, взяла отпрыска под особый контроль.

О личной жизни художника известно не много. В 1862-м он женился на племяннице профессора Ленинградской консерватории Петра Рязанова Елене Шейнс. Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли.

В живых остался только младший сын Владимир – он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги живописец женился снова.

Детей в браке не было, но он они появлялись на его полотнах – и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев.

Штрихи к его портрету

  • 21 декабря 1833 г. (3 января 1834 г.) Родился в Тобольске.
  • 1842-1846 гг. Жил с родителями в имении Саблуково Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Самостоятельно занимался рисованием.
  • 1846-1849 Учился в арзамасской школе живописи Александра Ступина.
  • 1852 Переехал с матерью в Москву.
  • 1853-1862 Обучался в Московском училище живописи и ваяния.
  • 1861 Получил большую золотую медаль Академии художеств за картину «Проповедь в селе» с предоставлением содержания для совершенствования за границей.
  • 1863-1864 Набивал руку в Берлине, Дрездене, затем в Париже.
  • 1864 В августе получил разрешение на досрочное возвращение в Россию. Осенью, посетив Италию, приехал в Москву.
  • 1866 За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» получил звание академика.
  • 1867 Участвовал во Всемирной выставке в Париже, где были представлены картины «Первый чин» («Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы»), «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница».
  • 1870 Стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины «Птицелов» и «Странник».
  • 1871 Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
  • 1872 Вступил в брак с Елизаветой Егоровной Другановой. Написал портрет Достоевского.
  • 1873 На Всемирной выставке в Вене представил полотна «Охотники на привале» и «Рыболов».
  • 1874 Начал работать над картиной о восстании Пугачева.
  • 1878 Вышел из Товарищества передвижных художественных выставок. Принял участие во Всемирной выставке в Париже («Портрет Достоевского», «Птицелов», «Странник»).
  • 1881 Работал над картиной «Никита Пустосвят».
  • 29 мая (10 июня) 1882 г. Скончался от тифа и воспаления легких в Кузьминках. Похоронен в Даниловом монастыре в Москве.

Источник: https://www.eg.ru/culture/683596-jivopisec-perov-samye-izvestnye-kartiny-055962/

Перов В.Г

Картина

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет

 Василий Григорьевич Перов прожил нелёгкую жизнь, полную потерь, сомнений и разочарований.

Художник был признан лидером русской живописи, но в конце своего пути столкнулся с охлаждением публики и непониманием бывших единомышленников. О частной жизни художника известно немногое.

Он был очень закрытым человеком и не оставил после себя дневников, манифестов и статей, его редкие письма отличались лаконизмом.

Родился Василий Григорьевич Перов 23 декабря 1833 года в Сибири, в семье губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера. Он появился на свет незаконнорожденным, до брака, — его родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца — Васильев. Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов — за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией. Отец Перова был образованным человеком, общался в Сибири с ссыльными декабристами, исповедовал передовые идеи. Поколесив по России, Криденер обосновался в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Окончив в Арзамасе уездное училище, Перов поступил в местную художественную школу академика А.В. Ступина. В стенах школы, культивировавшей строгий рисунок, подросток провёл три года. Престарелый Ступин уже тогда разглядел в своём воспитаннике искру Божью. «Васенька не пропадёт, — говорил он его матери, — у него талант, из него выйдет художник.» Ещё три года Перов занимался самостоятельно, затем переехал в Москву и начал обучение в московском училище живописи и ваяния. Обучение длилось до 1862 года. К тому времени отец Перова разорился, и молодой человек остался без поддержки, ему негде было жить, он почти голодал, из-за отсутствия верхней одежды в морозы пропускал занятия. Юношу тайно приютила пожилая женщина, служившая в женском приюте. Но всё разрешилось в тот день, когда преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову бесплатно квартиру и стол у себя. Этому человеку художник оставался благодарен всю жизнь. К тому времени он был обладателем нескольких медалей. В 1857 году Большой серебряной медали была удостоена картина «Приезд станового на следствие», а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Перова громко заговорили. В молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова. Женившись в 1862 году на Е.Э. Шейнс, Перов уехал с молодой женой за границу усовершенствовать, по его собственным словам, «техническую сторону». Он посетил Берлин, Дрезден, жил в Париже, но не прошло и двух лет, как художник засобирался домой. За границей он чувствовал себя неуютно и мотивировал своё решение тем, что стремится «изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества». Эти разработки в скором времени принесли ему славу. Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи, а в 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» — звания профессора. В конце 1860-х годов в жизнь Перова ворвалась трагедия — он потерял жену, а следом двоих старших детей. Необычным образом это отозвалось в творчестве — художник, забыв про скорбные сюжеты, устремился на поиски «отрадного» в жизни. В 1872 году он вновь женился — на Е.Е. Другановой. Перов принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников. Тот же Крамской заявил, что после репинских «Бурлаков» о Перове говорить вообще невозможно. Отдушиной для мастера стало преподавание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом Перов оказался блестящим. «В школе, — вспоминал М.В. Нестеров, — всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем — Алексеем Саврасовым. Они даже писали в тандеме — это, в частности, касается перовских «Охотников на привале». Между тем жизнь клонилась к концу. С 1874 года Перова «ела» злая чахотка, он угасал на глазах. Тот же Нестеров удивлялся: «Как случилось, что Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком?» 29 мая 1882 года художник умер в Кузьминках под Москвой. Похоронили его при большом скоплении народа на кладбище московского Данилова монастыря.

*   *   *

Галерея (82 изображения)

  • *   *   *
  •  Историко-биографический фильм «Путь славы и скорби Василия Перова» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
  • Год выпуска: 2010

Продолжительность: 00:26:12Формат: aviРазмер: 183 Мб

Режиссер: Г. Иванова

 Фильм о великом художнике Василии Григорьевиче Перове.

 Лучшие его картины знакомы с детства многим поколениям русских людей. Они иногда пробуждают улыбку, а чаще глубокую печаль. Художник сердечно переживал, создавая свои полотна, и его волнение всегда передается зрителю.  Он с честью прошел свой путь славы и скорби.

Скачать для ознакомления: Путь славы и скорби Василия Перова

Источник: http://gorenka.org/index.php/perov-v-g

Описание картины Василия Перова «Странник»

Описание картины Василия Перова «Странник»

Картина была создана Перовым в 1870 году. Художественное произведение «Странник» является первым касанием данной темы. Картина имела большое личное значение для своего мастера. Перов писал образ с человека, которому хотел помочь, а когда тот отказался и предпочел нищенскую жизнь, очень обиделся на него.

В создании образа странника Перов отталкивался от христианской темы. Его герой не стыдится нищенского существования и сохраняет чувство достоинства. Старик довольно ухоженный хоть и носит поношенную одежду.

Изображенный на картине человек проявляет практичность. У него при себе имеется все необходимое для путешествий – котомка, жестяная кружка, зонт. Странник пронзает своим взглядом, наполненным мудростью и жизненным опытом.

Герой смотрит на нас с полотна довольно сурово.

При создании произведения Перов опирался на свое представление о странничестве, при этом создал в нем высокую нравственность. Кажется, как будто герой взывает нас обратиться к своей совести.

Фигуру старца автор поместил в мрачное пространство с отсутствием источников освещения. Но, не смотря на это, свет все же присутствует в произведении. Создается впечатление, что свет идет от самого странника.

Перов добавил блики света в седую бороду и темные волосы, морщинистый лоб, впалые щеки, озарив весь стан героя каким-то внутренним свечением. При этом нет даже намека на отблески в фоне картины.

Пространство вокруг старца не принимает идущий от него свет, создавая контраст в игре тьмы и света на полотне.

Перов уделил акцент рельефу плоскости. Он приподнял воротник, сделал складки одежды острыми, а перепады объемов резкими. Благодаря этим приемам взгляд постоянно останавливается на отдельных частях и не скользит по полотну ровно.

Перов показывает нам странничество не как бродяжничество, а как образ жизни человека.

(4 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-strannik/

Сочинения по картинам Перова

Василий Перов. Странник.
1870. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Читайте также:  Отдых в испании в декабре: фестивали, цены, туры и фото

В иконостас «лучших людей русских» включаются не только писатели и другие представители русской интеллигенции, но и портреты крестьян.

Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова — «Странник».

В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.

Вскоре по завершении работы над «Последним кабаком у заставы» Перов обращается к образу странника. Пребывая, в отличие от монахов, в миру, странник удаляется от него внутренне, поднимаясь над его суетностью и страстями.

Бремя тяжкое, мало кому посильное и избираемое не столько по своей воле, сколько по промыслу Божию.

И потому странничество — это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6, 9).

Но нищета не самоцель, а средство смирения, так как «ничто так не смиряет,— писал Иоанн Лествичник, — как пребывание в нищете и пропитание подаянием». Само же смирение есть не что иное, как самоотречение от собственной воли и «обнищание в отношении ко злу», утверждал Игнатий Брянчанинов.

Именно такие люди и являют собой пример нищих духом, а само странничество есть зримое воплощение духовной нищеты, вобравшей в себя, по слову Иоанна Лествичника, «недерзновенный нрав, неведомую премудрость, утаиваемую жизнь… хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины».

Поднять столь сложную и весьма актуальную тему тогда, в атмосфере все разраставшегося процесса расцерковления общественного сознания, оказалось делом трудным.

Перовского «Странника» можно считать вообще одним из первых, если не самым первым прикосновением изобразительного искусства к данной теме. И дело здесь даже не в самом освоении темы, а в ее интерпретации.

Перов в трактовке образа, несмотря на его некоторую противоречивость, отталкивался все же от христианских посылов. Его герой в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. Правда, независимость эта даже несколько утрирована.

Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой, и большой жестяной кружкой, и даже зонтом от дождя и зноя. Как говорится, все свое ношу при себе. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой.

Это несоответствие отразилось и в пластической трактовке его фигуры. Художник активно рельефит плоскость: то приподнятым воротником, то острыми складками одежды на груди, то резкими перепадами объемов на рукавах.

Плоскость холста как бы вскрывается, взламывается художником, и потому глаз не скользит по ней ровно и мягко, а все время цепляется за пластические формы, соотносящиеся друг с другом в несколько хаотическом, суетном ритме.

Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Вместо них— суровый укор. Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся, и сам осквернится».

Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы. Но при всем том связывал сам образ странника все же с человеком, стоящим на необычайной нравственной высоте, с которой открываются и природа зла, и его масштаб.

Потому и взирает перовский герой взглядом, словно пронизывающим душу, взывая к человеческому стыду и совести. Потому и помещена фигура старика в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине.

Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. И потому можно сказать, что фигура самого странника — словно столп света, вырывающегося из теневого плена.

Сосредоточенный исключительно на фигуре странника свет по мере своего восхождения становится все ярче, все острее.

Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, по впалым щекам, глубоким впадинам глазниц, высокому, морщинистому лбу, темным с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. При этом никаких рефлексов, никакого светового отблеска в фоне.

Окружающее пространство не воспринимает света, идущего от фигуры странника, и тем резче этот контраст между ними, тем непримиримее противостояние мрака, заполнившего собою все, и света, источником и носителем которого является сам странник.

Эта картина имела для мастера огромное значение — и не только художественное, но и сугубо личное. Чем глубже проникал он в процессе работы над ней в мир странничества, тем больше укреплялся в своей вере, тем большую духовную опору обретало и его искусство. В значительной мере отсюда поиск людей, тем и моделей, общение с которыми обогащает не столько интеллектуально, сколько духовно.

Марина Владимировна Петрова

Источник:  http://www.tanais.info/art/perov31more.html

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/strannik-opisanie-kartiny-perova.html

Описание картины Странник – Василий Перов

Странник на Руси – воплощение библейских “нищих духом”, коим обещано “Царствие Небесное”. К людям этой породы всегда относились с уважением, некоторым даже страхом. После реформы 1861 года, подобных странников стало очень много.

Среди них были те, кто выбирал полную свободу, даже при абсолютной нищете.

С картины смотрит старик в старой, залатанной одежде, лаптях. В руках у него посох, а за спиной вещевой мешок со всем его имуществом. Сразу бросается в глаза, что окладистая седая борода ухожена, волосы аккуратно причесаны.

Одежда, пускай и сильно поношенная, но чистая. Взгляд героя полон достоинства, мудрости и беспросветной печали. А поза его говорит о независимости и уверенности в себе, несмотря ни на что.

Художник особое внимание уделил и рукам своего героя. За плечами героя видна долгая и тяжелая жизнь, которая не принесла ему счастья, достатка, радости. Но стремление насладиться свободой и быть зависимым только от самого себя, пересилила все соблазны материального порядка.

Художник выбирает темный, нейтральный фон, позволяющий зрителю сосредоточиться на фигуре героя, его удивительном взгляде.

Известно, что мастер писал портрет со старика, в жизни которого он хотел принять участие, устроить его в приют. Мастер был поражен, когда странник, оскорбленный одним из содержателей приюта, отказался поселиться в нем и предпочел и дальше влачить нелегкое существование и перебиваться случайными заработками.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Плач Ярославны – Василий Перов Одна из последних работ великого художника несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря……
  2. Портрет А. Н. Островского, писателя – Василий Перов Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А. Н. Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом……
  3. Утопленница – Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к……
  4. Гитарист – бобыль – Василий Перов Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой……
  5. Право господина – Василий Поленов По окончании Академии художеств Поленов видел себя историческим живописцем и поначалу много работал в этом направлении. В Париже он написал……
  6. С дипломом – Василий Максимов Что требовалось от девушки в XIX веке? Быть смиренной, иметь хорошие манеры и минимум знаний, полученных от нанятых для домашнего……
  7. Северо-западный проход – Джон Эверетт Миллес Эта картина – поистине дань уважения художника славному прошлому его родины. Миллес впервые показал полотно зрителям с сопровождающей его надписью:……
  8. Круги в круге – Василий Кандинский Картина “Круги в круге” демонстрирует особый стиль Кандинского начала 1920-х годов, когда он начал преподавать в Баухаус в Веймаре. Он……
  9. Портрет композитора Кара Караева – Таир Салахов В портрете выдающегося азербайджанского композитора Кара Караева художник стремился показать нелегкий процесс рождения музыки. Сосредоточенная поза, закрытая с точки зрения……
  10. Подавление индийского восстания англичанами – Василий Верещагин За две поездки в Индию, Верещагин успел написать ряд картин, посвящая их, культуре, природе и быте ее народов. Верещагин реалистично……
  11. Июльская ночь – Станислав Жуковский Картина впечатляет. Художник запечатлел июльскую ночь. На первый взгляд, пейзаж ничем не примечательный. Но живописцу удалось подметить в повседневности некую……
  12. Больная – Василий Поленов Картина была задумана Поленовым в 1873 году под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, приехавшей за границу……
  13. Верхом на смерти – Жан-Мишель Баския Одна из знаковых работ Жана-Мишель Баския, написанная в 1988 году. На картине нет замысловатого текста, характерного для этого периода творчества……
  14. Аякс защищает тело Патрокла – Михаил Козловский В маленькой скульптурной группе, созданной на сюжет одного из сказаний о Троянской войне, проступают черты монументальности. Скульптора-классициста увлекает тема героя,……
  15. Лебеди, отраженные в слонах – Сальвадор Дали Лебеди и три засохших дерева, отражаясь в воде, принимают облик слонов, причем, если повернуть картину вверх ногами, слоны превращаются в……
  16. Первый Вселенский Никейский собор – Василий Суриков Четыре огромные композиции, созданные Суриковым для московского храма Христа Спасителя, стали, вообще говоря, результатом недоразумения. Оканчивая Академию художеств, молодой художник……
  17. Над городом – Марк Шагал Работы известного художника-авангардиста Марка Шагала трудно спутать с работами других авторов, гротескность и символичность выделяет их в живописи начала 20……
  18. Неопределенность поэта – Джорджо де Кирико В работах периода начала 19 века у де Кирико довольно часто встречаются изображения бананов. Выбор этих образов имеет сексуальную подоплеку,……
  19. Композиция IХ – Василий Кандинский “Композиция IX” выделяется среди остальных абстрактных композиций художника и некоторые критики склонны причислить ее к сюрреалистическим полотнам. Однако Кандинский отрицал……
  20. Неравный брак – Василий Пукирев После появления произведения живописи “Неравный брак” на академвыставке о художнике Пукиреве заговорила вся Россия. Эта успешная работа привлекла внимание общественности……

Описание картины Странник – Василий Перов.

Источник: https://art.goldsoch.info/strannik-vasilij-perov/

Ссылка на основную публикацию