Картины и портреты В.Г.Перова.
Перов Василий Григорьевич
(23.12.1833 Тобольск – 29.05.1882, с.Кузьминки близ Москвы)
Живописец, рисовальщик; жанрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты. Педагог.
Происхождение: Добрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г.К.фон Криденера (Крюденера). Некоторое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Фамилия Перов пошла от прозвища, данного мальчику за красивый почерк.
1846 – Окончил Арзамасское уездное училище и начал самостоятельно заниматься рисунком.
1846 – 1849 – обучение в АШЖС А.В.Ступина. Педагоги А.Н.Мокрицкий, М.И.Скотти и С.К.Зарянко. Существенное влияние на формирование творческой личности Перова оказали картины Федотова.
1851 – «Автопортрет»
1853 – переезд в Москву. Поступление в МУЖВ.
1856 – малая серебряная медаль за портрет брата, Н.Г.Криденера.
1857 – большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие». Показан произвол царских властей в деревне.
Однако, еще не вполне владея реалистическим мастерством, художник не сумел раскрыть тему с должной убедительностью.
Герой – молодой крестьянин, приговоренный к наказанию розгами, — явно идеализирован и близок по трактовке к образам крестьян у академических живописцев. Отрицательные персонажи удались лучше.
1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину «Первый чин» («Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы»). По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П.А.Федотова.
В самом выборе сюжета, трактовке образа главного героя нетрудно обнаржуить воздействие картины Федотова «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик».
Перова роднят с Федотовым сатирическая заостренность, обличительная направленность творчества, художественный прием развернутого повествования. В.В.Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова.
1860 – переезд в Петербург
1861 – Большая золотая медаль за картину «Проповедь в селе» и право заграничного пенсионерства. Написана вместо задуманной картины «Сельский крестный ход на Пасху».
Обособленность фигур, локальность цвета говорят о не преодоленном до конца влиянии академической системы; внимание к фактуре предметов идет от Зарянко.
Но содержание картины, смелость обличения духовенства обнаруживают в Перове художника-демократа.
1861 – «Сельский крестный ход на Пасхе». Эскиз программы на большую серебряную медаль был отвергнут академическим советом за «непристойность» в изображении духовных лиц. После готовую картину немедленно сняли с постоянной выставки ОПХ и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати.
Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления. Ее антиклерикальная сущность совершенно очевидна. Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни.
Стремясь к предельной обобщенности, типизации явления, художник отказывается от передачи местных особенностей в костюмах, намеченных в эскизе и раннем варианте картины, находящимся в КМРИ. Картина является рассказом, где Перов подробно повествует о людях их быте, окружающей природе. Поиски новых средств видны и в колорите.
В раннем варианте он строился на сочетании ярких локальных пятен одежд и серенького пейзажа. В картине ГТГ изменена тональность, достигнуто большее единство колорита, в котором преобладают неяркие, приглушенные тона, серо-коричневая красочная гамма.
Однако и здесь, при всей «вещественности» и конкретности цвета, отдельные фигуры и предметы еще недостаточно колористически связаны друг с другом и пейзажным фоном .
1862 – «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». В основу легла увиденная Перовым сцена отдыха монахов по пути в Троице-Сергиеву Лавру. Солдат-инвалид – один из первых положительны образов Перова.
1862 – работа «Дилетант»
С весны 1863 жил и работал в Париже. Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. В картинах того периода ощущаются пристальное внимание художника к чувствам простого человека, умение передать национальное своеобразие типов и характеров.
Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве.
Художник овладевает живописным тоном, придающим его работам глубокую эмоционально-психологическую выразительность, в них исчезают жесткость контуров, изолированность фигур и предметов, свойственные ранним произведениям.
- 1863 – «Шарманщик», «Уличная сцена в Париже».
- 1863-1864 – «Савояр». Серо-зеленая красочная гамма этюда подчеркивает неприютность окружающей среды; «Слепой музыкант»
- 1864 – «Парижские тряпичники», «Парижская шарманщица»
Осень 1864 – посещение Италии. Возвращение в Россию. Поселился в Москве в доме дяди жены Ф.Ф.Резанова. Начал большую картину «Монастырская трапеза».
1865 – жанровые картины «Проводы покойника» (является одним из значительнейших произведений русского искусства 60-х годов. Художник сознательно ограничил палитру серыми и желто-коричневыми оттенками красок, объединенных общим тоном.
Этот строгий колорит определяет эмоциональный строй картины, передает ощущение неразрывной связи людей и природы, как бы проникнутых единым настроением. Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения.
Избранный художником мотив зимних сумерек позволил ему, не выписывая деталей пейзажа, сосредоточить все внимание на крестьянке и ее детях); «Очередная у бассейна». Премии ОПХ и МОЛХ.
1866 – «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Центральная фигура была написана с двенадцатилетнего мальчика-нищего, тогда уже больного и вскоре умершего.
В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко.
В законченном варианте образы детей более поэтичны и трогательны, но быть может, несколько сентиментальны), «Приезд гувернантки в купеческий дом» ( явное сходство с персонажами пьес Островского.
Подобно Федотову, Перов использует изображение открытых дверей, в данном случае как своеобразное обрамление для семейного купеческого портрета. Благодаря контрастному построению образов, которому подчинена композиция, наглядным становится социальный конфликт). Звание академика живописи ИАХ.
1867 – «Утопленница» (процесс работы над картиной описан Перовым в его рассказе 1880 года «На натуре. Фанни под № 30». Действие происходит на фоне Московского Кремля. Убрав излишние подробности, которые были в эскизе (ГТГ), Перов придал сюжету драматическую напряженность. Картина выдержана в серебристо-серых и синеватых тонах), «Учитель рисования».
1868 – «Последний кабак у заставы». Одна из лучших картин. Написана картина в не свойственной ранее Перову манере. Чистота цвета и легкость письма составляют ее отличительные живописные особенности. Эмоциональность пейзажа является средством истолкования события и человеческих переживаний.
1868 – «Сцена у железной дороги». Первая премия на конкурсе МОЛХ.
1869 – «Портрет В.В.Безсонова»
1870 – звание профессора живописи ИАХ за картины «Птицелов» (в картине сказалось тонкое понимание художником скромной русской природы, людей, живущих в близости с ней, что заставляет вспомнить страницы тургеневских «Записок охотника». Большим размером картин «охотничьего» цикла Перов утверждал значимость обычных явлений народной жизни) и «Странник».
1870 – стал одним из учредителей ТПВХ, вошёл в состав правления от московских художников.
1871 – «Охотники на привале», «Рыболов» (показаны редкие счастливые минуты в жизни простых людей, их радость от общения с природой), портреты А.Н.Островского и Е.П.Тимашевой. Показаны на I передвижной выставке в Петербурге.
В 1870-е характер творчества художника заметно меняется. На смену резко сатирической обличительной направленности приходит мягкий юмор ( «Ботаник», 1874) и даже мажорное восприятие жизни («Голубятник», 1874).
1870 – «Спящие дети». Присутствует сентиментальная нотка, вообще свойственная детским образам художника.
1874 – картина «Старики-родители навещают сыновнюю могилу». Сюжет навеян финальной сценой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (позднее художник разрезал ее на две композиции «Старичок» и «Старушка»).
Для искусства В.Г.Перова 1870-х характерны параллели с творчеством Тургенева, как в предыдущем десятилетии – с поэзией Н.А.Некрасова, пьесами А.Н.Островского и произведениями Ф.М.Достоевского.
1865 – «Гитарист-бобыль»
1867 – «Учитель рисования»
1868 – портрет-тип «Фомушка-сыч». Художник дает погрудное изображение, фиксирует внимание на лице. Темная одежда и фон подчеркивают желтизну старческой кожи. Серо-коричневую гамму лишь немного оживляет красный цвет шейного платка.
1870 – портрет-тип «Странник». Тип скитальца-правдоискателя стал чрезвычайно распространенным в литературе и искусстве 70-х годов.
В 1870-е жанр портрета переживал кризис. Высокие классические традиции изжили себя, новые ещё не сложились. На ход процесса влияло распространение дагерротипа. Именно в это время по заказу П.М.Третьякова Перов выполнил галерею образов выдающихся русских «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и учёной части»:
1869 – портреты В.В.Безсонова, А.Ф.Писемского
1871 – портрет А.Н.Островского. Внимание художника сосредоточивается на лице и руках, их выразительность – главное достоинство портрета.
Жест лежащей на коленях руки, как бы обращенной к собеседнику, легкий наклон всей фигуры вперед рождают ощущение особой жизненности. Перов совершенно по-разному пишет лицо, фон и одежду.
Сочетание внешней простоты и внутреннего богатства, высокого интеллекта, подчеркнутых обобщенностью форм, строгой выразительностью силуэта, придает портрету монументальность.
1872 – портреты А.Н.Майкова, И.С.Тургенева, В.И.Даля, М.П.Погодина, Ф.М.Достоевского (писатель показан целиком погруженным в свои мучительные думы. Прекрасно найдены поза и жест сцепленных у колен рук. Тонкие, нервные, с напряженными венами, узловатыми пальцами, они играют огромную роль в характеристике портретируемого.
Тонкое письмо позволяет художнику передать всю выразительность лица, его болезненную бледность. Великолепно вылеплена голова писателя. Колорит портрета строится на градациях серого и коричневого тонов, оживляемых красными полосками черного галстука.
По глубине психологического анализа, живописному мастерству портрет Достоевского – лучшее, что создано Перовым в этом жанре живописи); С.Т.Аксакова
и др.
В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Работа продолжалась с 1873 по 1879. Однако замысле не был осуществлен. Появились лишь эскизы и вариант картины «Суд Пугачева» (1875).
В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года(ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками.
В работе над этой темой Перов в какой-то мере использовал текст «Капитанской дочки» Пушкина, но не передал богатство и глубину пушкинской повести, народный характер восстания; бледным получился и образ Пугачева.
Начав с изображения восстания, художник закончил показом столкновения двух сильных характеров – Пугачева и помещицы, защищающей дочь, переведя, таким образом, идею картины из плана социального в план морально-психологический.
- Незавершенными остались и другие произведения на исторические сюжеты:
- 1876 – «Михаил Тверской в Татарской орде»
- 1879 – «Осада Пскова», «Пимен и Григорий»
1880-1881 – большое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Сложная тема раскола истолкована как ожесточенное столкновение двух религиозных партий, доходящее до драки их вожаков.
За исключением Никиты Пустосвята и одного из раскольников образы в картине маловыразительны и статичны, особенно царевны Софьи и ее окружения.
В построении композиции преобладают условные академические приемы.
1880 – «Первые христиане в Киеве»
1881 – на выставке в МОЛХ показана картина «Плач Ярославны».
Учениками Перова в МУЖВЗ были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, М.В.Нестеров, В.С.Смирнов, А.П.Рябушкин, В.Н.Бакшеев и др.
Главные работы:
«Автопортрет » (1851, КМРИ)
«Приезд станового на следствие» (1857, ГТГ)
«Первый чин» (1860, Посольство Исламской республики Иран, Москва)
«Проповедь в селе» (1861, ГТГ)
«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ)
«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862, ГТГ)
«Савояр» (1863-1864, ГТГ)
«Парижские тряпичники» (1864, ГРМ)
«Гитарист-бобыль» (1865, ГРМ)
- «Проводы покойника» (1865, ГТГ)
- «Трапеза» (1865-1876, ГРМ)
- «»Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (1866, ГТГ);
- «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ)
- «Утопленница» (1867, ГТГ)
- «Последний кабак у заставы» (1868, ГТГ)
- «Сцена у железной дороги» (1868, ГТГ)
- «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ)
- «Девочка с кувшином» (1869, ГРМ)
«Портрет А.Ф.Писемского» (1869, Ивановский ОХМ)
«Портрет В.В.Безсонова» (1869, ГТГ)
«Портрет И.М.Прянишникова» (вторая половина 1860-х, ГТГ)
- «Странник» (1879, ГТГ)
- «Птицелов» (1879, ГТГ)
- «Спящие дети» (1879, ГТГ);
- «Автопортрет» (1879, ГТГ)
- «Охотники на привале» (1871, ГТГ; повторение 1877 — ГРМ)
«Портрет А.Н.Островского» (1871, ГТГ)
«Портрет И.С.Тургенева» (1872, ГРМ)
«Портрет Ф.М.Достоевского» (1872, ГТГ)
«Портрет А.Н.Майкова» (1872, ГТГ)
«Портрет М.П.Погодина» (1872, ГТГ)
«Портрет В.И.Даля» (1872, ГТГ)
«Портрет купца И.С.Камынина» (1872, ГТГ)
- «Отпетый» (1873, ГИМ)
- «Голубятник» (1824, ГТГ)
- «Ботаник» (1824, ГТГ)
«Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881, ГТГ).
_________________________________________________
Литература:
Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 768 с.: ил. Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.
История русского искусства. Том второй. Книга первая. — Москва: Изобразительное искусство, 1980.
Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.
Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/kartiny_i_portrety_v_g_perova/14-1-0-87
Картина Савояр
Действительно, название картины не всем понятно, так как не все знают значение слова «савояр», а именно так художник назвал свою картину. Картина известна также под названиями «Мальчик-савояр с сурком» и «Шарманщик с сурком». Картина Константина Маковского Савояр: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер «Савояр», художника Василия Перова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Картина французского художника Антуана Ватто (Watteau Antoine 1684-1721) «Савояр с сурком».
Описание картины Савояр, Перов, 1864
Она располагается прямо у подножья Альп. Поначалу я вскользь обмолвился, что Савойя — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтско-норманнского (приморского) типа. Как-то в весенний солнечный день художник оказался у Тверской заставы. Художник изображает бродячего музыканта из провинции Савойя, с кларнетом и ученым сурком.
Здесь впоследствии часто бывали Репин, Левитан, Чехов. Значит, к тому же времени относится и этюд ее, а «перекрывающий» его набросок «Пряхи» естественно не может быть более ранним. Он завел со старушкой разговор, спросил, между прочим: откуда они и куда идут.
С ним и средства этого заработка: флейта и ящик, на котором сидит ученый сурок, умеющий гадать, вытаскивая записочки со «счастьем».
Савойя — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа, — отчасти, наследовавшее некоторые владения (и традиции) королевства Арагон.
Описание картины Василия Перова «Савояр»
Как раз к этим временам относится общеевропейская известность слова «Савояр» — в узком историческом смысле понимаемом как уличный мальчик-певец (впрочем, не обязательно мальчик и не обязательно певец), говоря шире, бродячий музыкант родом из Савойи, этого несчастного края (повторяю для тех, кто не понял с первого раза), в последние времена разорённого постоянными войнами, набегами, аннексиями и оккупациями. Значит сегодня заработать парочке бедолаг не удалось. Рококо. Он одет в достаточно скромную, но удобную для него одежду, ведь вся его работа в движении. Тогда старушка стала просить, нельзя ли хоть посмотреть на нее. ПроизведениеСавояр Василий ПеровДата создания: 1864 г. Перед вами совсем юный бродяга. И только во второй половине XIX века (1860 год) оно, наконец, было в последний (ли. ) раз разделено между более крупными государствами Европы: Италией и Францией, чтобы не произносить ещё одного, несравненно более грубого слова.
Савояр – слово французского происхождения. Несмотря на некоторую неточность этого утверждения (с точки зрения неких записных профессионалов от служанки политики), она — в основе своей (и в принципе) верна.
На мальчике рваная одежда, стоптанные башмаки. Подошел ближе к мальчику и невольно был поражен тем типом, который искал. И что я узрел вчера. Василий Григорьевич обдумывал, как бы начать с ней объяснение.
Картина была написана с натуры именно в том месте, которое на ней изображено. Буше часто обращался к новому жанру – пасторали. Но, как часто бывает у Ватто, очаровательная фривольность картины омрачена оттенком меланхолии – женская фигура в центре с сожалением оглядывается назад, как бы намекая на быстротечность наслаждения.
В руках сломанная флейта – результат столкновения с конкурентами по уличным развлечениям. Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Родители не перечили, только матери все казалось, что художество занятие не мужское, картинами не прокормишься. Отправились вместе.
Описание картины «Савояр», Перов, 1864
Родился в Тобольске, где Криденер служил прокурором. Оборванные ребятишки, отданные по сиротству в подмастерья, было уже типичной московской картиной.
Лет семьдесят я гнул спину и претерпевал всякого рода несправедливость и оскорбления. Парная к «Пряхе» картина «Савояр» выполнена одновременно с ней, т. е. в период расцвета творчества художника.
Мощная мостовая и высокий тротуар подчеркивают хрупкость и беззащитность савояра.
Голова мальчика слишком большая для его тела, что говорит о постоянном недоедании. В более широком смысле «савояр» стал естественным наследником (и почти синонимом) других бродячих певцов из близких к Савойе краёв той же страны (света), примерно таким же способом разорённых и разграбленных оккупантами — в разные времена человеческой истории.
Описание картины «Савояр с сурком»
Кто же не помнит чеховскую «Попрыгунью», где автор вывел Кувшинникова под фамилией Дымов. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, его бедность.
К тому моменту сама по себе территория «малой Савойи» уже стала до крайности бедным, почти нищим краем, многократно разорённым войнами и интервенциями население с завидной регулярно голодало и зимой многие жители отправлялись на заработки во Францию, Швейцарию и другие страны Европы, где часто нищенствовали или бродяжничали. Голытьба уважала его и любила.
Стала отказываться, ссылаясь на то, что им некогда, что «списывать с человека» — это великий грех, а, кроме того, она слыхала, что от этого люди не только чахнут, но даже и умирают. Заметил, что старушка думала так же, хотя и не говорила.
В некоторые (трудные) времена метрополия переносилась на остров Сардиния или другие итальянские территории (в конце концов, савойская династия стала правящей в новой Италии, хотя и ненадолго, как известно). Ватто Антуан 1684-1721.
Тогда уже по необходимости, он сразу высказал ей, что хочет написать с мальчика портрет. В образе рассказчика художник вывел Дмитрия Павловича Кувшинникова.
Здесь, в Европе, он убедился, что бедным живётся нисколько не лучше, чем в России.
Автор картины Савояр, 5 букв, сканворд
Вот таким образом его костюм говорит о многодневных путешествиях и отсутствии у него дома. В мастерской Перов показал ей картину, растолковал, в чем дело, но старушка перепугалась. Эта же головка постоянно встречается в произведениях Ватто 1715—1716 годов. Вот тем и занимался, что зарабатывал на хлеб различными артистическими выступлениями. Шляпа для денежек. Чем больше-тем лучше.
В руках сломанная флейта (конкуренты были всегда, а мир жесток), к шее прижавшийся сурок (учёный-натасканный на определённы действия, вызывающие весёлое настроение у публики). С флейтами выступали в основном швейцарские савояры. На шее выцветший платок-без него это не Артист. Это совсем юный мальчик-артист. Дейсвие однозначно-Европа, возможно что-то граничещее с Щвейцарией. Грустная картина.
Такого мальчика Василий Григорьевич изобразил на картине «Савояр». Берлин. Сурок с выпавшей шерсткой на шее и голове — тоже от голода — приткнулся к его плечу. Здесь, в Европе, он убедился, что бедным живется нисколько не лучше, чем в России.
Художники / Живопись / Ракутов Сергей Эдуардович / Картины художника / савояр
Несколько раз эти попытки увенчивались успехом, наиболее известная из которых случилась в 1794 году, когда войска революционной Франции оккупировали «департамент Монблан» и удерживали его двадцать лет, вплоть до поражения коротышки-Наполеона и его окончательной ссылки. Именно она постоянно зарилась, точила зубы и пыталась захватить эту территорию (для себя буферную — в частности, на пути в Швейцарию западную Италию). Жизнь в Европе стала его тяготить.
— Возьмите, сударь, возвратите его господину благодетелю. Холст, масло. Перов ответил, что посмотреть она может и велел явиться на другой день. уехал в Париж. Франция.
Его наряд теплого коричневого цвета, почти такого же, как и трава под его ногами. Снова нужно вступать в это рабство, видеть и слышать, как издеваются над полумертвым.
Центральная фигура в искусстве рококо – Франсуа Буше (1703–1770), директор Академии, придворный художник короля, создатель многочисленных картин, рисунков, гравюр, художник, оформлявший спектакли иллюстрировавший книги, автор плафонов, декоративных панно, картонов, по которым ткали гобелены, моделей для изготовления фарфоровых изделий. Держава не слишком большая (по сути, буферная между двумя-тремя беспокойными империями) и не слишком богатая, к тому же имевшая вокруг себя соседей (несравненно более крупных и сильных), Савойя постоянно жила в постоянном режиме угроз, войн и политического лавирования, сопровождавшихся переменным успехом. Все три героя картины — известные московские врачи, страстные охотники и друзья Перова.
Отдельные территории и города то входили в состав королевства, то отбирались обратно. Так вот, савояры – это прежде всего жители этой местности.
Вообще, савояры-это жители французской области Савойя. Это здесь зародилась мода на бродячих артистов.
Но в данном случае это уже термин обобщённый-бродячие певцы, странствующие по дорогам Европы (чаще всего с шарманкой и учёным сурком)Жонглёры, акробаты, танцоры. Савояр с сурком 1716. Старушка пришла в недоумение и не решалась брать.
К концу XVIII века савояры присоединились к числу безусловно исторических профессий, в целом обрисованных (слегка понятными) понятиями: трубадур, трувер или, на худой конец, миннезингер.
Картина савояр: поиск слов по маске и определению
И сама тема и трактовка фигуры на фоне пейзажа навеяны Ватто фламандским искусством. Мимо шли богомольцы на поклонение московским чудотворцам: в весеннюю пору народ во множестве тянулся к монастырям, отыскивая помощи или ответа на свои сомнения.
Во все века существования Савойи как самостоятельного государства, её самым надёжным и верным врагом была, конечно, «великая» Франция.
На ярмарках, в гостиницах, на шумных торговых улицах мальчики из горной Швейцарии (Савойи) попрошайничали или водили на поводке дрессированных сурков, которые умели вынимать из коробки «счастливый билетик» и танцевать.
Истрепанные штанишки, стоптанные башмачки. Старушка шла медленно, немного прихрамывая. как в песне. — Мне, сударь, как вам известно, восемьдесят четыре года.
130 x 192 см. Французская живопись XV – XVIII веков. Кисть набирала уверенность и Перов решил поступать в Московское Училище живописи. Старушка ничего не поняла, но все-таки согласилась посмотреть мастерскую художника.
Его внимание привлек мальчик, флейтист, выступающий для публики со своим инструментом и ручным сурком. С карандашом и красками он не расставался. Не придумав ничего лучше, предложил денег. Но интересовала и жизнь простого народа.
Контраст между конкретной трактовкой внешнего облика мальчика, фигура которого написана широкими, густыми мазками теплого коричневого тона и эскизностью исполнения пейзажа, выдержанного в светлых холодных тонах, создает впечатление одиночества человека в мире, похожем на театральную декорацию.
Созданные в расчете на вкусы знати с ее жаждой наслаждений и стремлением уйти от реальности в мир фантазии и условных чувств, произведения, выполненные в этом стиле, манерные и игривые, порой откровенно эротичные, с прихотливым изяществом и нежными идиллическими красками, быстро приобрели огромную популярность.
«Савояр», несмотря на совершенство исполнения, долго считался одним из самых ранних, почти ученических произведений Ватто (1706—1708 гг. ).
Описание картины Жана Антуана Ватто «Савояр с сурком»
— Таким образом, оставим лишние разговоры.
В лиричной картине «Савояр с сурком» изображен улыбающийся и, казалось бы, не сетующий на судьбу бродячий музыкант в старенькой одежде, одиноко стоящий в ясное холодное утро на пустынной площади захолустного городка.
Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби. По дороге он знакомился с музеями Берлина, Дрездена, бывал в мастерских художников.
Шел я к нему с любовью и надеждой, а вышел с тоской и отчаянием. В руках у савояра флейта, рядом – шляпа, в которую он собирает свои скромные гонорары. рядом упала шляпа. Художник вызвался показать им место ночлега.
Я его молил о помощи, а он насмехался надо мной. Но прежде всего его интересовала жизнь простого народа.
На ярмарках, в гостиницах, на шумных торговых улицах мальчики из горной Савойи — департамента на юго- востоке Франции — попрошайничали, пели играли на дудочках или водили на поводке дрессированных сурков, которые умели вынимать из коробки «счастливый билетик» и танцевать. Есть на юго-востоке Франции историческая область – Савойя. С большим живописным мастерством написаны фигуры, пейзаж, фрукты, бокалы с вином.
— Барский полез за пазуху, вынул письмо Щукина и отдал Перову.
Это мнение обосновывалось тем, что следы воздействия фламандской живописи, заметные в картине, были, якобы, характерны только для раннего периода творчества художника и, кроме того, принадлежностью «Савояра» и, ныне утраченной, парной ему картины «Пряха» К. Одрану — учителю Ватто. В этих произведениях ярко проявился декоративный дар Буше.
«Охотники» полюбились совершенному большинству зрителей своим добродушием и строгой поэзией осеннего пейзажа (в изображении которого принял участие А. К. Саврасов). Шляпа, предназначенная больше для сбора гонорара, пуста. У самой заставы Перов заметил старушку с мальчиком.
Вероятно, художник использовал рисунки, выполненные с натуры. Среди жанровых работ, представленных Василием Григорьевичем Перовым на Первой передвижной выставке, наибольший успех имели «Охотники на привале». Были мы с вами у него и вы изволили видеть, что это за благодетель и что за человек. То и дело на глаза попадались голодные люди.
Это и понятно. Василий Григорьевич написал об этом несколько картин и стал настойчиво просить высшее академическое начальство «уволить от чужих краев», разрешить вернуться домой. Дворец Шарлоттенбург.
Автор картины Савояр 5 букв сканворд
Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/kartina-savoyar/
Описание картины Василия Перова «Савояр»
Перов приехал в Париж, уже будучи художником с вполне оформившейся индивидуальностью. После нашумевших в России обличительных картин «некритическое» изображение быта было для него просто невозможным. Но «незнание нравственной жизни народа» (как выразился Перов в другом письме) не дает возможности ответить на самый главный для критического реалиста вопрос: «В чем зло?». В России это было понятно, в Париже — нет. Вряд ли Перов имел возможность наблюдать там что-либо похожее на «зло» российской действительности — скажем, католических священников, потягивающих шампанское, или взяточников-чиновников, совершающих неправедный суд. Поэтому вполне оконченными оказались лишь этюды, где изображалось, так сказать, максимально доступное для художника в Париже зло, точнее, его жертвы — городская беднота, странствующие музыканты, клошары.
Самым знаменитым из этих этюдов стал «Савояр» — мальчик в рваной одежде и дырявых ботинках, заснувший прямо на парижской мостовой. К его плечу прильнула обезьянка, с которой савояр, видимо, дает представления, а у его ног лежит большая широкополая шляпа, в которую зрители кидают монеты.
В Савояре Перов нашел тему, которая в дальнейшем станет в его творчестве одной из главенствующих, — несчастное, нищее детство. Ребенок — самое беззащитное перед окружающим злом существо, и сюжетам, где именно дети показаны как жертвы этого зла, особенно свойственно затрагивать за живое, вызывать боль, скорбь и жалость.
Исчерпав для себя возможности создания в Париже жанровой картины, Перов в июле 1864 года, не проведя за границей и двух лет, обратился в Совет Академии с просьбой вернуться в Россию: «…посвятить же себя на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и сельской жизни нашего отечества», — писал он. Примечательно, что здесь звучит понятие полезности» искусства, ставшее в 1860-е годы мерилом художественной ценности.
- Год написания картины: 1863-1864.
- Размеры картины: 40,5 х 32,2 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: портрет.
- Стиль: реализм.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/perov-vasilij/savoyar/
Перов Василий (Perov Vasily)
Имя: Перов Василий (Perov Vasily)
Годы жизни: 1833-1882 годы
Направление: Реализм
Биография: Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Отец Василия, Григорий Карлович Криденер был прокурором, владел несколькими иностранными языками, увлекался искусством. Так как в момент рождения ребенка родители не состояли в официальном браке, и мальчик не имел права носить фамилию своего отца, то ее дали по крестному отцу — Васильев. Маленького Василия мать научила читать и писать очень рано. Продолжал обучение мальчик у местного дьячка, который за успехи в чистописании дал ему прозвище Перов. Впоследствии это прозвище было принято художником как фамилия.
Интерес к живописи возник у Перова в возрасте девяти лет. Когда семья жила под Арзамасом, в дом однажды пригласили местного художника подправить старый портрет отца. Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием. Родители Василия поощряли его увлечение.
Проучившись три года уездном училище Арзамаса, в 1846 году Перов поступил в известную художественную школу А.В. Ступина. Однако художественную школу Перов так и не закончил: поссорившись с товарищами, он уехал в деревню к своим родителям и в школе больше не появлялся. Тем не менее занятие живописью юноша не бросил.
Живя в деревне, молодой художник пишет картину «Распятие», которую он подарил ближайшему селу. В 1851 году Перов пишет автопортрет, портреты родителей.
В 1853 году художник отправляется в Москву, где поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, Среди его преподавателей в Училище были Е.Я. Васильев, А.Н. Мокрицкий и С.К. Зарянко. Через некоторое время из-за тяжелого материального положения Перов едва не бросает училище.
В трудную минуту ему помог Егор Яковлевич Васильев. Не падать духом юному художнику помогала также дружба с соучениками, знаменитым русским пейзажистом И.И. Шишкиным и выдающимся жанристом И.М. Прянишниковым, с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу.
Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться.
В декабре 1856 года Василий Григорьевич был удостоен Второй серебряной медали за работу «Голова мальчика». В 1857 году художник пишет картины «Бабушка и внучек» и «Приезд станового на следствие». Последняя работа была отмечена советом Академии Большой серебряной медалью. Сдедующее произведение Перова «Первый чин», написанное в 1860 году, было отмечено Малой золотой медалью.
Для конкурса на Большую золотую медаль художник в Совет Академии представил эскиз картины «Сельский крестный ход на Пасхе». Однако Совет отверг его, причиной своего решения указав «непристойность изображения особ духовного сословия». Тогда Перов представляет эскиз другого сюжета — «Проповедь в селе».
В пояснительной записке к эскизу художник написал, что священника изобразит не в ризе, а в рясе. Совет, полностью не разобравшись в его содержании, утвердил эскиз. Осенью 1861 года, когда картина была закончена, Перову присуждают Большую золотую медаль, а вместе с ней художник получает право на поездку в Европу в качестве пенсионера.
Совет Академии художеств так и не понял обличительность сюжета картины: в ней Перов показывает ироничность восприятия проповеди различными слоями народа.
Через некоторое время художник заканчивает работу над задуманной ранее картине «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Эта картина, антицерковная и антикрепостническая по своему содержанию, положила начало новому направлению критического реализма.
Выставленная в помещении Общества поощрения художников в Петербурге, она имела большой общественный резонанс. Власти сняли картину с постоянной экспозиции, запретили воспроизводить в печати. Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике.
В 1862 году Перов пишет картину «Чаепитие в Мытищах». В ней художник продолжает тему обличения духовенства.
В начале 1863 года Василий Григорьевич отправляется в заграничную командировку. Перов сначала посещает Германию, а затем Францию. За полтора года, проведенных в Париже, художник пишет небольшие этюды, наиболее характерный из которых — «Слепой музыкант» (1864).
Из наиболее известных произведений этого периода отметим картину «Савояр» (1863-64), графический лист «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), ряд набросков и эскизов: «Парижские тряпичники», «Шарманщица на бульваре в Париже», «Праздник в окрестностях Парижа», «Уличная сцена в Париже», «Продавец песен», «Шарманщик», «Итальянец, продающий статуэтки».
В 1864 году Перов досрочно возвращается в Москву из заграничной командировки. Художник посчитал, что не может писать идейные картины, не зная жизни страны.
Василий Григорьевич, как и многие молодые, образованные люди, напитавшиеся духом национально-освободительного движения, жаждал вырваться из пошлого, заскорузлого, подавляющего мещанского быта, составляющим элементом которого была Церковь. Перов был не против веры, а против бюрократического института, где процветали взяточничество, тщеславие и корыстолюбие. По возвращении в Россию художник еще одно антицерковное произведение — «Монастырская трапеза».
1870-е годы – период расцвета творчества Перова. В своих новых картинах художник выражает драматические коллизии, которыми была переполнена современная социальная действительность.
Среди лучших произведений этого периода — картины «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866).
Особенностью творчества Василия Григорьевича является то, что он писал рассказы о жизни героев своих картин. Картины с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже.
В 1866 году Перов получает звание академика. В 1870 году художник пишет картину «Птицелов», за которую ему присваивают звание профессора.
В 1870 году художника постигло большое личное горе: от эпидемии гибнет его семья.
В 1870-х годах Василий Григорьевич обращается к портретному жанру. Художник пишет портреты представителей русской интеллигенции: филолога В.И. Даля, врача и писателя В.В. Бессонова, поэта А.Н. Майкова, писателя А.Н. Островского, историка и литератора М.
Н. Погодина, писателя И.С. Тургенева. Портрет русского писателя Ф.М. Достоевского Крамской назвал одним из лучших портретов русской школы живописи. Некоторые портреты, написанные Перовым в этот период, носили жанровый характер: «Фомушка-сыч», «Странник».
Большую популярность завоевала жанровая картина «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Это полотно вместе с «Птицеловом» экспонировалось на Венской международной выставке в 1873 году.
В 1870 году Перов стал одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого художник был до 1877 года, когда в результате творческих и идейных разногласий он покинул его ряды.
С 1871 года Перов преподает в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные в будущем художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, братья Коровины.
Художник Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 1882 года от туберкулеза. Похоронен он на Даниловском кладбище.
art19.info
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=938
Описание картины Василия Перова «Савояр»
Описание картины Василия Перова «Савояр»
1864; холст, масло; 40,5х32,2; Третьяковская галерея.
Картина была написана во время поездки Василия Григорьевича по Европе. Долгое время художник не мог найти вдохновения, выбрать подходящий сюжет для своего нового произведения.
Он искал его в привычных для себя образах: разглядывал сцены уличной жизни, изучал характеры обитателей городов, уличных артистов и лицедеев. Его внимание привлек мальчик, флейтист, выступающий для публики со своим инструментом и ручным сурком.
Выразительная внешность ребенка-бродяги послужила толчком для начала работы над произведением.
Полотно запечатлело саму жизнь, во всей ее неприглядной истине: маленький для своих лет, истощенный и осунувшийся мальчик со взрослым, умудренным опытом лицом старичка. На его челе, не прояснившемся даже в момент отдыха, можно прочесть повесть нелегкой судьбы.
С особенным старанием выписан наряд бродяги, состоящий из оборванных штанишек, старого, не по размеру, сюртука, стоптанных башмачков и неожиданно почти щеголеватого шейного платка. В руках у савояра флейта, рядом – шляпа, в которую он собирает свои скромные гонорары.
На плече мальчика примостился его верный спутник, единственное живое создание, которое разделяет его обездоленную жизнь.
Особенное внимание Серов уделил деталям, которые создают всю глубину трагического образа маленького нищего артиста. Шляпа для сбора монет пуста, значит, сегодня мальчику не удастся накормить себя и своего помощника.
На фоне неприступных каменных стен, твердых серых и холодных, фигурка ребенка выглядит особенно уязвимо и трогательно.
Весь фон, на котором изображен уличный музыкант со своим нехитрым скарбом, только подчеркивает уязвимость дитя и безразличие большого мира к судьбе малых сих.
(No Ratings Yet) ← Описание картины Николая Рериха «Голубиная книга»Описание картины Жана-Оноре Фрагонара «Купальщицы» → Картина Прачка
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-savoyar/
Читать
Екатерина Алленова
Василий Перов
- Белый город — Москва, 2001
- ISBN 5-7793-0373-8
- © Белый город, 2001
- Автор текста Екатерина Алленова
- Издательство «Белый город»
- Директор К. Чеченев
- Директор издательства А. Астахов
- Коммерческий директор Ю. Сергей
- Главный редактор Н. Астахова
- Ответственный редактор Н. Надольская
Редактор Н. Борисовская Верстка: Е. Сыроквашина
Корректор А. Новгородова Подготовка: О. Маленкова
В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым
Вступление. Эпоха
- Первая жанровая картина Перова Приезд станового на следствие появилась на выставке Академии художеств в 1858 году. И в том же году Некрасов написал знаменитое стихотворение Размышления у парадного подъезда:
- Назови мне такую обитель,
- Я такого угла не видал,
- Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…
Но если русская литература в конце 1850-х годов уже обрела своего «поэта скорби», то русской живописи это еще предстояло. После смерти в 1852 году Карла Брюллова живописцы словно потеряли почву под ногами. Брюлловские подражатели не шли ни в какое сравнение со своим кумиром, и их творения окончательно дискредитировали и без того уже порядком надоевшую академическую живопись.
Для нового поколения художников близким оказался бытовой жанр, существовавший в 1850-е годы в варианте «бытописания» или сентиментального рассказа, — «собрание типов, милых, правдивых и ничего вдаль и вглубь не смеющих затронуть», как пренебрежительно заметил знаменитый критик Владимир Стасов.
Картина Перова Приезд станового на следствие, при всей ее наивности, как раз затронула «вдаль и вглубь» актуальные современные проблемы и поэтому получила широкий общественный резонанс.
Приезд станового на следствие. 1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина изображает суд над деревенским парнем,скорее всего, порубщиком леса. Его только что ввели в избу, а писарь с подвязанной щекой уже записывает показания, но приговор ясен и так — мужичок у двери готовит розги, рядом пригорюнилась крестьянская девушка.
Становому подносят водку и закуску, а у его стула стоит корзинка с яйцами — очевидно, подарок грозному судье, что должно характеризовать его как взяточника. Фигура провинившегося крестьянина в белоснежной, хотя и рваной рубахе, была написана с Иллариона Прянишникова, товарища Перова по Московскому училищу живописи.
Эта фигура менее всего устраивала критиков — в ней усматривали сентиментальную идеализацию, находящуюся в противоречии с прозаизмом изображаемого житейского случая.
Умоляющий жест подсудимого тем более трогателен, что его руки связаны тоненькой веревочкой,которую ничего не стоит разорвать, а староста держит его за локоть некрепко и даже как будто нежно, так что кротость юноши, не имеющего воли даже просто сделать энергичное движение, действительно провоцирует на благородное негодование по поводу «забитости» крестьянства и размышления на тему «ты проснешься ль, исполненный сил?» (Некрасов).
Картина Приезд станового на следствие дала повод Стасову произнести знаменитую фразу о том, что Перов стал прямым наследником Павла Федотова и «поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том самом месте, где он ее уронил». В интерпретации Стасова Федотов предстает гневным обличителем, автором прежде всего двух картин «с тенденцией» — Свежий кавалер и Сватовство майора. Именно обличительную идею и увидел Стасов в картине Перова
Приезд станового. То, что это была ученическая работа, с точки зрения живописного мастерства совершено несопоставимая с произведениями выдающегося художника, каким был Федотов, Стасова ничуть не смутило, и он обнаружил здесь необычайно сильно схваченные типы и характеры.
Столь преувеличенная характеристика достаточно скромной работы означает только одно: критик увидел здесь то, что ему желательно было увидеть, и, следовательно, достаточно было обозначить в станковой картине некую актуальную проблему, чтобы картина обрела достоинство и ценность.
Перов удостоился похвалы за удачно найденный сюжет, получил Большую серебряную медаль от Академии художеств.
Автопортрет. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Словно решив удостовериться в том, что содержательная сторона картины более актуальна, нежели ее живописная ценность, Перов после Станового пишет картину Первый чин (сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы), парафразу федотовского Свежего кавалера, но без федотовского юмора, сухую и скучноватую, где постановочная режиссура (в академических традициях) сочетается с прозаичностью происходящего — сын дьячка репетирует перед зеркалом амбициозную начальственную поступь и позу, примеряя новый мундир, а домашние умиляются превращению родного существа в чиновника. И вновь — благосклонность критики («Сколько правды!», «Родство с русской почвой, знание сословных типов»), Малая золотая медаль Академии, и вновь недостатки живописи и композиции,неизобретательность постановочной режиссуры остались почти незамеченными.
Получалось, что Перов «на правильном пути». Критическая тенденция в живописи набирала силу, и вскоре появились Привал арестантов Якоби (1861), Неравный брак Пукирева (1863), Шутники Прянишникова (1866). В 1860-е годы, эпоху в истории искусства, которая получила название «критического реализма», Перову суждена была роль знаменосца.
Он принадлежал к поколению художников, о котором Достоевский позднее, в 1876 году, писал: «Но хуже всего, что чем дальше, тем больше воцаряется “прямолинейность”: стало, например, заметно теряться чутье к применению, к иносказанию, к аллегории… Народились мрачные тупицы, лбы нахмурились и заострились, — и все прямо и прямо, все к прямой линии и в одну точку».
Но прежде суда и следствия необходим сам факт, событие, образующее «состав преступления» и повод к «судебному разбирательству», иначе говоря то, что называется актуальный сюжет.
И здесь следует отметить, что в выборе жизненных сюжетов Перов не знал себе равных, так же, как и в умении «откомментировать» эти сюжеты или же выдержать многозначительную паузу, оставив зрителя один на один с «правдой жизни».
То, что в свидетельских показаниях или, например, в литературном произведении возможно в виде последовательного изложения чередующихся эпизодов, в живописи сосредоточено в одном конкретном моменте.
Отсюда специфическая концентрация изобразительных мотивов в картинах Перова, дабы вместить в один представленный в картине момент причину и следствие происходящего, стремление не только показать, но и объяснить то, что показывается.
Это приводит, в частности, к обилию действующих лиц и нагромождению подробностей, комментирующих событие по принципу драматургических «авторских ремарок», что в то же время делает картины Перова занимательными и любопытными, интересными для рассматривания.
Вместо «сухого указания на предмет» изобразительное повествование, которое, к тому же, зритель всегда может «досочинить» в соответствии со своими взглядами и жизненным опытом — так, как сочинял образы «бездушных душителей» Стасов, глядя на картины Перова.
Эту особенность перовских картин в качестве их основного достоинства и одновременно главного недостатка отмечал Александр Бенуа: «Его картины приковывают зрителя своей серьезностью, заставляют его прочесть себя от начала до конца, и зритель отходит от них, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается по прочтении меткого и тонкого психологического анализа, — наслаждение, в сущности, нехудожественного порядка… Публика, наловчившаяся в те времена все понимать с полуслова, считывала самые замысловатые вещи с картин и оставалась за то несказанно благодарной художникам».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=4