Картина «покорение сибири ермаком», суриков, 1895

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья.

Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И.

Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Картина

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Картина

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске.

Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое.

Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Картина

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

Картина

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры — 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

Источник: https://www.syl.ru/article/319513/kartina-pokorenie-sibiri-ermakom-surikova

Описание Картины Покорение Сибири Ермаком Суриков Кратко

Картина

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Их атрибуты – лодки, с характерным для Сурикова историзмом правдивым переданы одежды воинов, знамена, оружие. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. Так достигается эмоциональный накал момента. (1632 – 1675) своей картиной на века.

Лица его людей полны решимости и смелости. Что, Суриков настолько живо и динамично изобразил битву, будто писал он картину непосредственно на месте битвы, кажется.

В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы.

А в 1887 году – расправу над старообрядчеством, в году 1881 Суриков описывает уничтожение стрелецкого сословия. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. И там и тут изображается судилище мировоззрений. На переднем плане изображены русские воины, они хорошо вооружены, действуют сообща.

Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. На одном из них изображение иконы. По мнению художника, Воюют они знаменами, со они воюют не только числом.

Войска же Кучума спустились с крутою берега навстречу русским людям, воодушевленные идеей расширения границ России и распространения христианства, что маловероятно в действительности.

Картина

Купить картину Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, Василий Суриков

Зритель ошеломлен этой невидальщиной. В толпе терялось». Боярыня Морозова.

Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете. Раскольницей и это уже вторая причина известности Морозовой боярыни – она становится сподвижницей Аввакума, следовательно и, противницей царя Алексея Михайловича. Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж.

Но представить, как это происходило в реальности, по ней трудно. И там и тут являются свидетели суда – люди, город, здания. Которые воспитала в Сибирь, нем Мужественные и сдержанные они были для Сурикова идеалами исторических типов.

Как и Василий Торгошин, Петр и Илья Суриковы, среди упоминаются участников Красноярского бунта 1695-1698 годов.

  1. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, Василий Суриков
  2. Презентация на тему: «Мастер исторической живописи – Василий Иванович Суриков»
  3. Современные художники: жанры, стили, направления

Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой. Уважительно и гуманно охарактеризованы Суриковым воины вражеского лагеря, с большой собранные правдивостью, Кучумом в подвластных ему племенах инородцы. Он с ними наравне, в центре событий.

В разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями, со сверкающими из под насупленных бровей глазами. Так как она была замужем за боярином Глебом Ивановичем Морозовым, Во-первых, приближённым царю к Алексею Михайловичу, богатейшим человеком.

И все они парадоксальным образом ей сочувствуют.

Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски.

Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Её веру и не всё-таки мне судить Морозову, какое есть, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом.

Иеговисток, Оно смахивает на некоторых лица современных женщин с горящими глазами – поборниц истинных религий – адвентисток, больных православием головного мозга, бабтисток. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. 1887.

Воины не боятся сражаться с татарами, хитрыми Под руководством такого отважного руководителя. Что Суриков аляповатое что-то скученность, нарисовал Такое ощущение, статичность, перегруженность.

Картина

Портрет П. Ф. Суриковой, матери художника. Вдалеке виднеется город именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Ну не понимает Суриков действий исторических лиц без толпы – вытащил на людей узкую московскую улицу.

человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции. Которое он писал в течение четырех лет,, связанных с тематикой много картины, путешествуя по местам.

Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым.

Которая видна только на переднем плане, Сражение происходит реки, посредине а дальше скрыта под человеческими массами. В основе которой лежит сложное движение, Самой художник композицией, как бы определил близкий исход боя. Зажатого глинистым склоном и беспорядочно вдоль его растянувшемуся, в очень разном по составу войске хана видны Кучума, уже признаки начинающейся паники.

Его люди мужественны и отважны, как и он сам. На картине изображена кульминация битвы обстрел – из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак.

Воображение его потрясено. » Сочинение по картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление художника о произошедшем.

Грязно-желтая вода и берег глинистый подчеркивают то, Серое небо, что война страшное событие.

Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим. От которых он унаследовал гордый, с Ермаком пришли Дона с его предки по отцовской линии, вольнолюбивый характер. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит.

И там и тут две правды: правда стрельцов и реформаторская правда Петра I правда патриарха Никона, церковного реформатора и правда раскольников. Ему удалось покорить неприступную Сибирь. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил.

Они, эти разные русские правды, схлестнулись друг с дружкой тогда не на жизнь, а на смерть. Толпа народу изображённая на картине. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники.

С ее суровой природой, Сибирь, хранящим традиции древних обычаев, с смелым ее вольнолюбивым народом, – место, где родился и вырос Суриков, – была очень близкой ему. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно.

Особое внимание Суриков уделяет проработке образов.

Художник, как всегда, выбрал решающий момент, апогей битвы, что дало возможность автору с максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент. Не очень мне нравится её лицо. Которая лишилась своих богатств и своего высокого положения ради веры из Лица толпы смотрят на эту женщину, ради принципов. На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник В. И.

«впечатление от картины так неожиданно и могуче – Репин о писал «Покорении Сибири Ермаком».

Схлестнулись тогда, чтобы сегодня мы знали только одну правду – Пётр I был великим русским царём, реформатором-императором, а старообрядцы, коих сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия.

», написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни».

Цветовыми и линейными повторами, Для создания впечатления тесной сплоченности и целенаправленности массы людей художник пользуется ритмами, определенными сходными психологическими характеристиками. Мое казачество более, чем 200 – летнее».

Решительный жест Ермака поддержан и акцентирован ритмически вторящими ему горизонталями ружейных стволов в руках казаков или почти одинаковыми поворотами фигур и голов, Например, слитностью и силуэтов жестов. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей.

Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов.

Страстный любитель музыки, его, Отец прекрасная вышивальщица, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай.

Но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна, После смерти супруга в 1662 году богатство всё наследует его сын от первого брака Иван.

В «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь двуперстное принимает знамение от раскольницы, в «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами. Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар.

Для тутошних мальчишек это развлечение, для женщин страх и новая тема для вечерних разговоров, для насмехающихся бояр Морозова сошла с ума, поселившись в собственном мирке.

Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве. Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, вот таким образом они и проигрывают.

Финальная битва армии с Ермака многочисленной ордой татарского хана Кучума – сюжет картины.

Мощным клином он врезается во вражеские ряды. Войска находятся в смятении, Они изображены на заднем плане, на ней отражена позиция художника, войска Ермака явно побеждают. Картина энергией пропитана боя.

Напористыми, Казаки изображены уверенными в себе, тогда как татары выглядят беспомощными и побежденными их позы выдают стремление идти конца, до на их лицах если не паника, то тревога. Такой ли она была на самом деле.

Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. Всё лицо мелко было.

Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей. Иначе решена правая часть картины. Он вместе со всеми идет в бой, Ермак ничем не отличается других, от как и его люди, он такой же. Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. Центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона, Именно в 1662 году она поселяет в своём протопопа доме Аввакума.

Читайте также:  Музей мадам тюссо в лондоне - купить билеты

«ведь сколько времени я его искал – До нас не дошли изображения Феодосии Прокопьевны Художник Морозовой долго искал подходящий типаж. Репин писал о «Покорении Сибири Ермаком» : «Впечатление от картины так неожиданно и могуче.

Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, вот таким образом они окутаны клубами дыма. На котором рваным силуэтом вырисовывается в скачущая смятении конница, Замыкающая это войско отвесная стена берега, ограничивает пространство и создает впечатление безысходности положения.

Именно реки служили в те давние времена в неосвоенной Сибири основными ориентирами и своего рода дорогами.

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/opisanie-kartiny-pokorenie-sibiri-ermakom-surikov-/

Покорение Сибири Ермаком

Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер картины 285 × 599 см.

Едва завершив «Взятие снежного городка», Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе со знаменитым атаманом.

С детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках, которые смогли победить несметную армию хана Кучума.

В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях, и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». Василий Иванович колесил по всему краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов, жизнь и быт которых почти не изменились с XVI века.

Побывал он и на Дону – родине своих далеких предков, чтобы зарисовать характерные черты донских казаков еще без примеси разноплеменной сибирской крови.

Каждый сантиметр огромной картины впитал в себя историческую достоверность, каждая ее деталь, будь то элемент одежды воинов хана Кучума, наконечники и оперение их стрел, пищали и казацкие сабли ермаковцев, лодки и весла обеих армий – все добывалось в долгих поисках по всей необъятной стране.

Картина

Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш.

Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами. Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными.

Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия.

Картина

Создавая эту большую горизонтальную картину, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие писались им дома, где из-за тесноты художник порой с трудом мог разглядеть их полностью.

Для этого приходилось отходить к дальней стене прихожей и смотреть сквозь открытые двустворчатые двери.

Теперь же закончить картину «Покорение Сибири Ермаком» в доме оказалось совершенно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции.

Хмурым холодным утром начала февраля 1895 года Василий Иванович следил, как свернутую картину заколачивают в ящик, чтобы отправить в Петербург на Двадцать третью выставку передвижников.

Странное гнетущее беспокойство не покидало мастера, и он не мог понять его причины…

В те же дни, 6 февраля, в далеком Красноярске заколачивали гроб с телом его матери Прасковьи Федоровны, о чем художник узнал только спустя три недели.

За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей.

В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца.

Совет Академии 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_pokorenie_sibiri_ermakom.html

Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком

Картина

Легендарная картина, которую писал Василий Иванович Суриков почти 4 года, известна всем. Она олицетворение освобождения России от татарского хана, начавшаяся по приказу Ивана Грозного с ханом Кучумом. Главный герой казачий атаман Ермак талантливый полководец и просто мужественный человек, выступал против этого хана.

Здесь мы видим поле боя, а именно сражение Ермака и его верных казаков с кучумовцами. Наш главный герой на полотне почти не виден, так как автор выделяет не только главного персонажа, но и его всю армию.

Его протянутая рука этот жест, который направляется на войско, говорит о его уверенности в победе. Очень остро и на высоком мастерстве показан пик сражения, а именно кульминация битвы.

Производится обстрел из пушек и оружий татарских войск, а они тем временем отвечаю стрельбой из луков.

Вся картина оформлена в мрачных и тяжелых тонах. Это и серое небо, и коричневые воды, и скользкий берег реки. Только красный кафтан одного из бойцов оттеняет весь этот мрак.

Это говорит нам о том, что казаки готовы драться не только до первой крови, но и до тех пор, пока смогут держать в руке оружие.

Все полотно заполнено войной и болью от потерь, даже не видно продолжения реки, всё завалено мертвыми солдатами.

Лица солдат отражают нам чувства и мысли, которые наполнены различными эмоциями. Главное что объединяет всех это воля к победе над врагом. На картине отчетливо видны отблески блестящих орудий и выстрелы, а так же темные пятна крови. Особое значение имеют лики Христа и фигура Георгия Победоносца на знаменах, говорящие, что победа достается с Божьей помощью.

Очень грамотно художником показаны татары, которые в панике убегают с поля боя. Увидев напористых и непобедимых казаков, им остается только одно сдаваться и бежать. Этот момент дает понять зрителю, что победа близка и дает нам ее прочувствовать и прожить.

Глядя на картину, сам невольно переносишься в те минуты сражения, став их непосредственным участником. Кажется, что слышны залпы орудий, крики сражающихся, свист стрел.

Потому что эта картина не только будоражит наши чувства, но и мысли. На особом уровне начинаешь понимать героизм наших предков, как они боролись за родные земли, как умирали и побеждали.

Ведь никто и никогда нам не расскажет о подвигах наших дедов как произведения искусных  мастеров своего дела.

Вариант 2

Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.

Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.

Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.

Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.

Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре.

Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор.

И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.

Вдали виднеется крепость хана, находящаяся в неминуемой опасности.

Хлопки оружейных выстрелов оглушают наблюдателей, пороховые газы наполняют прибрежный воздух и сжимают лёгкие своей резкостью, а эхо выстрелов заглушает крик людей, участвующих в битве. Зритель видит и слышит насколько сильно желание победы.

Описание настроения картины Покорение Сибири Ермаком

Картина

Популярные сегодня темы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/surikov/pokorenie-sibiri-ermakom-opisanie

Покорение Сибири Ермаком

  • Картина

Большие батально-исторические картины В.Сурикова были созданы в 90-х годах XIX века, то есть во второй половине жизни художника: «Покорение Сибири Ермаком» — в 1895 году, «Переход Суворова через Альпы» — в 1899 году.

От основных исторических картин В.

Сурикова 80-х годов — «Утро стрелецкой казни» (1881) и «Боярыня Морозова» (1887), раскрывающих противоречия переломных эпох русской истории и связанную с этими противоречиями трагедию народных масс Руси 16 века, последующие работы отличает отсутствие трагических черт в обрисовке национально-героических образов и оптимистическая народно-патриотическая направленность.

По времени первая из батально-исторических картин В.Сурикова — «Покорение Сибири Ермаком» — отделена от последней картины предыдущего десятилетия — «Боярыни Морозовой» — промежутком в восемь лет.

За эти годы художник пережил тяжелую личную трагедию — смерть жены в 1888 году, за которой последовал период душевной депрессии и упадка творческих сил. В поисках исцеления он едет в родную Сибирь и действительно находит там возрождение. Первой картиной, написанной им в годы нового подъема творческой энергии, была жанровая картина «Взятие снежного городка» (1891).

Тесная внешняя и внутренняя связь сюжета картины и его трактовки В.Суриковым с  батально-героической темой отмечалась уже современной художнику критикой.

Единственная бытовая картина В.Сурикова народно героична в большей степени, чем многие батальные картины того времени; звучный колорит картины так же чист, свеж, жизнерадостен и народен, как и ее сюжет.

В. С. Кеменов справедливо говорит, что во «Взятии снежного городка» В.Сурикова «есть черты эпического начала, дыхание эпической богатырской силы, и эта картина в силу своей эпичности является как бы предвестницей следующего грандиозного замысла Сурикова — картины «Покорение Сибири Ермаком».

Если сопоставить даже сюжеты обеих картин, мы увидим, что в первой картине потомки донских казаков — покорителей Сибири берут «играючи» снежный городок, а во второй картине далекие легендарные предки сибирских казаков во главе с Ермаком берут столицу Сибирского царства город Искер.

«Взятие снежного городка» — эта, быть может, самая жизнерадостная бытовая картина классического русского искусства, была лишь «разбегом», лишь «подступом» к созданию монументального народно-героического полотна на суровую, близкую художнику-сибиряку батально-историческую тему — «Покорение Сибири Ермаком».

Тема «Покорение Сибири Ермаком» заинтересовала В.Сурикова не только потому, что он был сибиряком и вел свой род от донских казаков, пришедших в Сибирь с Ермаком. Он понял эту тему, как художник — историк народных масс, как художник — поэт героических дел русского народа.

А. М. Горький сказал о покорении Сибири русским народом: «Он, этот народ, без помощи государства захватил и присоединил к Москве огромную Сибирь, руками Ермака и понизовой вольницы,  беглой от  бояр…  Этим народом  сделано много дела, у него большая история…

» Так же понял значение похода Ермака и В.Суриков.

Тема «Покорение Сибири Ермаком» была для него новым вариантом его основной неизменной темы о народе, как действенной силе истории, о русском национальном характере, выковывавшемся и закалявшемся в исторических испытаниях.

После распада Золотой Орды на отдельные ханства-улусы, явившегося следствием разгрома монголо-татар Димитрием Донским на Куликовом поле, а затем после падения Казани Сибирское ханство оставалось последним оплотом монголо-татарской силы на Востоке. Хотя сибирский хан Едигер в 1555 году признал себя «данником» московского царя Ивана IV, но убивший Едигера и захвативший власть Кучум перебил московских послов и отказался платить дань. Примечательно, что Кучум считал себя потомком Чингисхана, точнее — Шейбани, внука Чингисхана и брата Батыя. Не надо забывать, что и в русском народе еще свежа была память о тяжком монголо-татарском иге. С приходом к власти Кучума хищнические набеги на русское Приуралье возобновились с новой силой. Поход Ермака в 1581—1582 годах за Урал в Сибирское царство был прежде всего ответом на эти набеги «кучумлян».

Иван Грозный, занятый длительной и тяжелой Ливонской войной, не мог выделить достаточно войск для защиты восточных границ Руси и потому разрешил владельцам огромных земель и промыслов в Приуралье «великопермским властелинам» купцам Строгановым охранять границы своих владений при помощи наемной военной силы.

Атаман «понизовой вольницы» Ермак Тимофеевич, «полевавший» дотоле на Волге, нападая на купеческие караваны, а иногда посягая и на «государеву казну», ушел от высланных против него царских войск в Пермскую землю и поступил со своей дружиной на службу к Строгановым.

Строгановы, заинтересованные как в охране своих границ, так и в приобретении новых земель, оказали Ермаку материальную помощь, но, в сущности, поход против огромного Сибирского царства был предпринят Ермаком за свой страх и риск и, во всяком случае, без помощи государства.

В победе небольшой дружины Ермака над полчищами Кучума существенную роль сыграло не только огнестрельное оружие, которого не было у противника, но и то, что царство Кучума было «лоскутным», включавшим в себя множество сибирских племен, не спаянных внутренним единством и не заинтересованных в сохранении власти завоевателя — Кучума.

Однако окончание повода Ермака было лишь началом длительного и трудного процесса закрепления за Русью и освоения огромных просторов Сибири.

Хотя Иван Грозный обласкал посланца Ермака Ивана Кольцо, принял сибирское царство «под свою высокую руку» и послал в Сибирь воеводу Волховского, но и это войско и казаки очутились в трудном положении, а сам Ермак погиб в одной из стычек с «кучумлянами», попав в засаДуиГутонув в Иртыше: его увлек на дно тяжелый панцырь, подарок паря. Но народы Сибирского царства все же вошли в состав Руси и связали свою судьбу с ее великой судьбой.

Читайте также:  6 фестиваль джаза в казанском изобразительном музее » музеи мира и картины известных художников

Русский народ видит в Ермаке одного из национальных героев, полководца, вышедшего из народа и способного вести народную рать на воинский подвиг, к победе, О Ермаке сложено много народных легенд, сказов и песен,  сохранившихся до нашего времени, так же как до наших дней многие деревни, поселки и урочища Сибири носят имя Ермака. Картина В.Сурикова изображает решающий бой дружины Ермака с полчищами Кучума в октябре 1582 года на берегу Иртыша, близ города  Искера.

В народном сказе «Как Ермак взял Сибирь»,   записанном   в   Сибири,   об   этом   бое говорится: И тут у них стала баталия великая Со теми татарами котовскими; Татары в них бьют со крутой горы, Стрелы летят, как часты дожди, А казакам взять не можно их. И была баталия целой день, Прибили казаки тех татар не мало число. И тому татары дивовалися, Каковы русски люди крепкие, Что ни едино убить не могут их: Каленых стрел в них, как в снопики, налеплено, Только казаки все невредимы стоят; тому татары дивуются наипаче того… В Кунгурской летописи XVII века есть описание боя, близкое к тому, что изображено на картине. Суриков по этому поводу говорил: «А я ведь летописи и не читал. Она сама (то есть картина.— В. С.) мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я потом уж (по окончании картины) Кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие…»

Картина прежде всего поражает грандиозностью, «массовостью» изображенного на ней действия. Это — самая многофигурная из всех исторических композиций В.Сурикова.

В «Утре стрелецкой казни» и «Боярыне Морозовой» — несколько десятков действующих лиц, воспринимаемых как большая толпа; в «Покорение Сибири Ермаком» — действующих лиц, по счету, не менее сотни, а по впечатлению — их тысячи, людское множество.

Тесно сгрудившаяся на своих ладьях дружина Ермака, как бы обрезанная рамой картины, вырастает в воображении зрителя в многочисленный отряд, а разноплеменное войско  Кучума,   теснящееся   на   узкой  прибрежной  полосе  под крутым обрывом, воспринимается, как несметное человеческое скопище, лучше всего определяемое древним татарским словом   «тьма». Пейзаж картины — мутные воды Иртыша на первом плане, уходящий вглубь крутой глинистый берег, город с его башнями в туманной дали, сумрачное осеннее небо — также грандиозен и стихиен.

И.Репин писал об этом произведении В.Сурикова: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное; и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено…

Изображен момент решительного натиска казаков, когда их ладьи, образующие подобие клина, готовы врезаться в прижатое к крутизне берега человеческое месиво — «кучумлян». Два войска отделены друг от друга лишь узкой полосой воды да дымом выстрелов казацких ружей и пушки на носу атаманского струга. Помещая дружину Ермака на первом плане слева, а войско Кучума отодвигая на второй и дальний план справа, художник привлекает внимание зрителя прежде всего к казацким ладьям. Здесь — богатырские, устремленные вперед фигуры, суровые лица, огненные взгляды, решительные жесты. И при этом — никакой беспокойной суетливости, грозное спокойствие, сдержанная напряженность, четкость движений, уверенность в своих силах. Некоторые фигуры особо выделены художником, хотя и слиты с общей массой. Таковы два пожилых казака в лодке на переднем плане: красивый бородач в шапке с желтым верхом, заряжающий ружье, и его сосед слева с густыми усами и выбивающимися из-под шапки волосами, держащий ружье обеими руками. В их обликах есть что-то типично казацкое, почти бытовое и вместе с тем что-то эпическое, былинно-богатырское. Таковы, в сущности, все персонажи в дружине Ермака. Сам Ермак помещен художником на втором плане под стягом; на голове его шишак, рука протянута вперед, в сторону врага. Лицо, повернутое в профиль, выражает сосредоточенную решимость, волю к победе. Рядом с атаманом стоит его любимый есаул, горячий и смелый Иван Кольцо. Ермак показан в гуще своих боевых товарищей, так что видна лишь верхняя часть его фигуры, и выделен только шишаком и жестом руки, но этот жест говорит о воле полководца, вдохновляющего и ведущего за собой массу бойцов. Такого образа полководца мы не найдем ни в одной батальной картине какого-либо художника.

Стяг с образом «Спаса» (обычным для боевых знамен в древней Руси), под которым стоит Ермак, написан Суриковым с хранящегося в Оружейной палате исторического знамени государева полка, бывшего с Иваном Грозным под Казанью; по преданию, навершие этого знамени было у Димитрия Донского на Куликовом поле.  Это обстоятельство подтверждает, что Суриков понимал поход Ермака как завершение многовековой борьбы Руси с татарами.

Переходя к рассмотрению войска Кучума, зритель видит, что эта, по выражению И.Репина, «копошащаяся масса» совсем не безлична, что художник подошел к изображению противников дружины Ермака с неослабным вниманием и глубокой проникновенностью.

Известно, что В.

Суриков не только пристально изучал типы сибирских и донских казаков,   совершив  в  поисках  натуры  для  сподвижников  Ермака  поездку на Дон, но и объездил различные края Сибири для зарисовок и этюдов типов сибирских народов, входивших некогда в «лоскутное» царство Кучума: татар, вогулов, остяков, хакассов и др. Есть этюды даже для беспокойно-мечущихся всадников дальнего плана.

Присматриваясь к «копошащейся массе» кучумлян, замечаешь, что есть большое различие в трактовке художником татарских воинов и воинов иных мелких племен: татары защищаются с мрачной ожесточенностью (например, стреляющий из лука воин с круглым медным щитом), тогда как лица данников Кучума выражают растерянность, страх и изумление. В.Суриков глубоко понял трагедию мелких сибирских племен, насильно втянутых Кучумом в борьбу с неведомыми им людьми, поражающими своих врагов громом и огнем. Художником не забыт даже потрясающий бубном шаман, пытающийся заклясть грозного противника.

При этом, изображая типы сибирских племен, В.Суриков любуется своеобразием их национального облика и узорочьем их одежд из оленьего меха. Известны его слова о красоте человеческого лица: «Пусть нос курносый, пусть скулы,— а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти…»

Общее же впечатление от массы кучумлян — начинающееся смятение. Битва в разгаре, но близится перелом. В сущности он уже наступил: почти в центре картины изображены два воина Кучума, повернувшиеся спиной к наступающему противнику. В гуще обороняющихся их выделяют желтые пятна кафтанов. Смятение ярко выражено и в силуэтной группе татарских всадников на верху крутого берега: это Кучум со свитой, наблюдающие за боем. Некоторые в этой группе подняли к небу руки, другие мчатся к городу. В Кунгурской летописи, написанной простым, народным, казачьим языком, не похожим на обычный «летописный», о результате боя за Искер сказано кратко и крепко: «Ермак сбил с куреня царя Кучума».

В картине В.Сурикова нет ни одного убитого, хотя «стрелы летят как часты дожди». В первоначальных эскизах была первопланная фигура раненого казака, но потом художник убрал ее. Однако этой «условности» зритель не замечает, ибо, несмотря на отсутствие крови и мертвых тел, ожесточенность боя «не на живот, а на смерть» передана художником с непревзойденной силой.

Колорит «Покорения Сибири Ермаком» — свинцово-серые и золотисто-коричневые краски сибирской осени — сурово правдив и былинно-эпичен, органически спаян с изображенной драмой. На этом сумрачном фоне выделяются более яркие, но все же приглушенные пятна: красный кафтан лежащего в лодке казака, напоминающий цветом кровь, желтый верх шапки сидящего в лодке казака, медно-красный щит татарского стрелка, желтые кафтаны повернувшихся в панике спиной татарских воинов…

Прекрасно сказал о картине В.Сурикова М.В.Нестеров, видевший ее еще до показа на 23-й выставке передвижников: « .. .смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной…

чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь, если не участником, то свидетелем огромной человеческой   драмы,  именуемой   «Покорение Сибири»…  Минуя живопись, показавшуюся мне с первого момента крепкой, густой, звучной, захваченной из существа действия, вытекающей из необходимости, я прежде всего вижу самую драму, в которой люди…

отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния. Вглядываюсь, вижу Ермака. Вон он там, на втором, на третьем плане; его «воля», непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности… Впечатление растет, охватывая меня, как сама жизнь, но без ее ненужных случайностей, фотографических подробностей. Тут все главное, необходимое.

Чем больше я смотрел на «Ермака», тем значительнее он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все, чувства.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/surikov_vasiliy_ivanovich_1848/pokorenie_sibiri_ermakom/

Чем современна картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Из цикла «Урал – картина маслом»

02.10.2019 21:58

С детства Василий Суриков слышал рассказы о Ермаке и его помощниках, которые смогли победить армию хана Кучума.

Картина Картина Сурикова. Ермак. Фрагмент

Композиция картины построена так, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков. Кажется, сами плывут в соседней лодке. Кипят под пулями воды Иртыша.

Работая над этой огромной картиной, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, она располагалась в одной из башен Исторического музея.

Все предыдущие картины художник писал дома, это, конечно, не позволяло ему ощутить масштаб и разглядеть их полностью.

Еще до открытия выставки передвижников в 1895 году царь Николай II посетил ее вместе с царицей. Царская чета приобрела новую работу Сурикова за 40 тысяч рублей. В это время как раз праздновались 300-летие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что своей картиной Суриков попал, что называется, в коньюнктуру. Как видим, в этом нет ничего плохого.

О походе Ермака в Сибирь: «Отряд Ермака поднялся по реке Чусовой и до Тагильского перевала в Уральских горах. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. У них не было времени и сил разровнять каменистый путь, вследствие чего они не могли волочить суда по земле, используя катки».

И еще: «Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в районе современного города Туринск (Свердловская область), где воины татарского князя обстреляли струги Ермака из луков.

Здесь Ермак при помощи пушек разогнал конницу мурзы Епанчи. Затем казаки без боя заняли небольшой городок.

На месте современной Тюмени было взято множество сокровищ: серебро, золото и драгоценные сибирские меха».

Кучум решил встретить казаков недалеко от места слияния Тобола и Иртыша у Чувашского мыса. Хан собрал почти 15 тысяч человек. В решающей битве были с Кучумом наемники, князьки с личными дружинами.

Как известно, поход войска Ермака в Сибирь проходил через уральский водораздел. По некоторым сведениям, в сентябре 1581 года (по другим данным – летом 1582 года). В составе вооруженного формирования было более 500 казаков и 300 «ополченцев» от Строгановых. Рать Ермака тронулась вверх по реке Чусовой на стругах.

Много версий есть по поводу этого похода, многое неизвестно и вряд ли будет когда-то известно, но факт остается фактом – Ермак начал дело присоединения Сибири к Российскому государству.

И никто после уже не смог в народном сознании занять это место. А происходило все на границе Урала и нынешней Сибири. Об этом стоит помнить, стоя перед картиной о Ермаке.

Сибирь сейчас становится гарантом стратегической и экономической безопасности страны. Конкуренты и противники России заинтересованы в отделении её от страны. Прибегают к разным способам дискредитации истории присоединения Сибири, умаления роли открывателей Сибири, в частности, Ермака.

Противоречивые легенды вокруг похода Ермака дискредитируют не столько его имя, сколько его миссию – привести Сибирь в состав России.

Недруги России стараются дискредитировать легитимность миссии Ермака и её результаты. Предполагается, что потеря легитимности миссии Ермака грозит потерей общего правового контекста.

Поэтому даже за очевидное приходится бороться. Ермак, память о нём, должны сыграть здесь важную роль. Потому что Ермак ведёт за собой память народа, который освоил Сибирь путём огромных усилий.

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Холст, масло. 285х599

Покорение Сибири — одна из славных и великих страниц истории Отечества. Ключевую роль в этом сыграл талантливый полководец, отважный и мужественный человек Ермак Тимофеевич. Художник для своей монументальной работы об этом походе выбрал батальный жанр, чтобы полнее и ярче рассказать о личности покорителя, а также о величии подвига русских казаков.

Перед зрителем предстает битва казачьего войска с ратью сибирского хана Кучума. Художник в картине обошелся без ярких красок. Основные цвета работы — серый и коричневый. Пороховой дым наполняет воздух, зритель словно слышит звуки выстрелов, свист сибирских стрел. Вдали виднеется крепость хана Кучума. Кажется, что еще одна атака, и крепость падет.

Читайте также:  Биография и картины сандро боттичелли

Источник: https://lentachel.ru/news/2019/10/02/chem-sovremenna-kartina-surikova-pokorenie-sibiri-ermakom-iz-tsikla-ural-kartina-maslom.html

Картина Покорение сибири Ермаком Суриков В. 1895 г

Картина Покорение Сибири Ермаком 1895 год.

Суриков будучи сам родом из Сибири, очень страстно уважал свою родину, художник отличался от многих других художников некой закрытостью духа и обладал крепким сибирским характером и вполне вероятно далекие предки возможно тоже были казаками. Он любил свою родину и казаков и их обычаи и изучал прошлое Сибири и исторические эпизоды русской истории происходившие в далеком таежном крае.

В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума.

Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс враждующего народа, С левого фланга картины разношерстно разодетые донские казаки с христианскими православными флагами и регалиями, часть казаков по своему статусу хорошо экипирована, защищенные от стрел, мечей и копий нательными куяками и юшманами, дополняют эту экипировку блестящие металлические шлемы, многие русские воины из палят из ружей, матерятся с озлоблением глядят в сторону противника. Среди них атаман Ермак повелительным жестом руки указывает казакам расположение на верху прибрежного косогора наблюдающего за битвой хана Кучума с его князьями.

Напротив русских казаков, полчища не менее отважных и хитрых татар держащих круглые щиты с ихними эмблемами, вооруженные татарскими изогнутыми мечами, метко стреляющие из своих луков, их стрелы летят на казачков и не долетая падают в воду втыкаясь в дно реки еще секунда и кому то из казаков вопьется татарская стрела, слышны душераздирающие крики и стоны.

В этой битве Ермак придумал план победы, и надеялся, что он обязательно сработает ведь казаков по численности было намного меньше и только великой хитростью атамана можно было предрешить исход событий данной битвы. Собственно все так и вышло Ермак вошел в историю России, как победитель и покоритель необъятной Сибири.

В честь данного события царь Иван Грозный простил Ермаку все прошлые грехи, и принял его очень ласково, за Сибирь многих казаков наградил и дал в подмогу дополнительно 300 воинов во главе с князем Семеном Болховским, правда помощь эта была не совсем своевременна.

Татары хитростью и обманом выманивали атаманов со товарищами и убивали и брали в плен.

Сам Ермак возвращавшийся из разведки останавливался для ночевки на одном из островов реки Иртыш, но его нахождение было известно татарам по тайному донесению.

И когда ночью татары неожиданно напали на пристанище Ермака, он пытался бежать, прыгнул в реку, но неудачно и под весом тяжелой брони не смог плыть и утонул

  • Работать над детализированной картиной Покорение Сибири Ермаком Сурикову пришлось много, им написано много характерных образов героев произведения, казаков, татаров, остяков, множество этюдов, выискивал различные ружья, щиты, луки со стрелами, кольчуги со шлемами, православные штандарты, одежду татар, лодки и многочисленные детали необходимые к картине, делал зарисовки в разных композициях и решал какие использовать потом в работе, в которой Суриков чрезвычайно глубоко продемонстрировал эпизод тех массовых и трагических событий в истории России.
  • Картина была продемонстрирована на передвижной выставке в 1895 году получила много различных положительных откликов общественности, картина была по нраву и царской чете, которые тоже ценили те исторические события и готовились к трехсотлетнему юбилею покорения Сибири, соответственно царем работа была выкуплена за 40 тысяч рублей, в этом же году академии художеств Василию Сурикову за данное произведение было присвоено почетное звание академика.
  • Сегодня картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер 285 см на 599 см

Источник: https://www.art-portrets.ru/pokorenie-sibiri-ermakom.html

Сочинение-описание по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Художник писал картину 4 года. Тема картины – начало освобождения России от татаро-монгольского владычества. По приказу царя Ивана Грозного казачий атаман Ермак отправился расширять границы и отвоевать у хана Кучума Сибирь.

На картине изображен момент атаки казаков на татар. Дело происходит на мелководье. Одни казаки сидят в лодках, самые нетерпеливые стоят по колено в воде и стреляют. Казаки настроены решительно – прижали татар к высокому берегу и добивают. Русских не остановило то обстоятельство, что из воды атаковать сложнее. Это завершающий момент битвы.

Картина выполнена в тёмных тонах. Нет ни солнца, на сером небе повисли свинцовые тучи. И вода в реке серая, холодная. И серый берег. И одежда у казаков серого, зелёного, коричневого цветов. Не на парад же собрались – такая одежда практичная и немаркая. Только у одного из них красный кафтан. Татары отчаянно сопротивляются, но у них нет шансов – они прижаты к высокому берегу.

И даже конница на берегу их не спасёт. Тем более, что она удаляется с поля боя. В воде она будет бессмысленна. Казаки просто расстреляют и людей, и лошадей из ружий. Итак, уже весь берег завален мертвыми людьми. Конница устремляется к стоящей на берегу крепости – видны высокие сторожевые башни.

У казаков огнестрельное оружие, на боку у каждого сабля, сзади топор. У татар луки и стрелы. Над казаками развеваются знамёна с изображением Христа и Георгия Победоносца. Это значит – « с нами Бог и небесная сила». У татар нет ни знамён, ни стягов. Они не знают, что это такое.

Ближняя к нам лодка с казаками, которая находится в левом нижнем углу картины. Всё чётко прописано – одежда, амуниция, даже видно выражение лица казаков. Художник изобразил, как старательно они прицеливаются, и пули летят точно в цель.

Когда кончатся пули, в ход пойдут сабли и топоры. А если дело дойдёт до рукопашной схватки, то у татар нет шансов. Русские дерутся до последнего вздоха, казаки подобрались сильные не только телом, но и духом. И настроены решительно.

Казак в центре картины, указывающий рукой вперёд, и есть атаман Ермак. Это крупный мужчина. На голове железный шлем в виде луковки, как у древних русских витязей. Вокруг него сгрудились его казаки. Он руководит боем. Видно, что победа по праву достанется казакам.

2 вариант сочинения

Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.

Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.

Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири.

Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя.

Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.

Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд.

Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща. Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом.

Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.

Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат.

Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца.

Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь.

Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.

8 класс

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/surikov/pokorenie-sibiri-ermakom

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком. Описание картины. Шедевры русской живописи


Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком.

1895. Холст, масло. 285 x 599.

Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др.

В 1891 году Суриков возвращается в Москву. «Необычайную силу духа я из Сибири привез», — отмечает он. Художник принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком»

Этюды для картины Суриков писал на р. Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.

«Две стихии встречаются» — эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков.

Цельность, сплоченность — отличительная черта казацкого войска. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев».

Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков,

Суриков замечает: «Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано…»

Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. По определению Нестерова, живопись Сурикова — «крепкая, густая, звучная, захваченная из существа действия, вытекающая по необходимости».


Картины свои Суриков писал годами. Проносился слух, что он пишет такую-то картину, и мы с нетерпением ждали ее на выставке.


При мне появилась его большая картина «Ермак». Как и все его произведения, она подавила меня своим суровым величием, мощью и жизненной правдой.

Верилось, что так оно и должно было быть, как рассказано в картине, но краски казались черными и скучными. Впоследствии я увидел эту картину в музее, и странное дело: она убила здесь все картины своим колоритом.

У Сурикова не было заметно красок, картина его отливала особым, необыкновенно тонким и правдивым перламутром.


Я. Д. Минченков. «Воспоминания о передвижниках»

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова.

Я ведь со страшной жадностью к знаниям приехал в Петербург. В Академии классов не пропускал. А на улицах всегда группировку людей наблюдал. Приду домой и сейчас зарисую, как они комбинируются в натуре. Ведь этого никогда не выдумаешь. Случайность приучился ценить. Страшно я ракурсы любил. Всегда старался дать все в ракурсах.

Они очень большую красоту композиции придают. Даже смеялись товарищи надо мной. Но рисунок у меня был нестрогий — всегда подчинялся колоритным задачам. Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался — думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты лица сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, — а все сгармонировано.

Это вот и есть то, что греки дали,- сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти… После смерти жены я „Исцеление слепорожденного» написал. Лично для себя написал. Не выставлял. А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся… Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез… В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас.

Сибирь западная — плоская, а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинистые — розово-красные. И Красноярск — отсюда имя; про нас говорят: „Краснояры сердцем яры». В 1891 году начал я „Покорение Сибири» писать. По всей Сибири ездил — материалы собирал. По Оби этюды делал.

К 95-му году кончил и выставил… Толстой, когда „Ермака» увидел, — говорит: „Это потому, что Вы поверили, оно и производит впечатление». А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, — вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие.

И теперь ведь, как на пароходе едешь, — вдруг всадник на обрыв выскочит: дым, значит, увидал. Любопытство.

В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины — угадывание. Если только сам дух времени соблюден — в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку — противно даже».


Максимилиан Волошин. «Суриков — материалы для биографии»

Источник: http://www.tanais.info/art/surikov6more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector