1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Серова В.А. «Петр I»
Одна из самых вдохновенных картин Серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими.
Она была заказана Серову для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Он писал его в течение осени и зимы 1907 года.
Но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.
В центре композиции изображена фигура «престрашного царя» Петра Великого. С дубинкой в руке Петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «Санкт-Питербурха». Голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза передают то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.
Фигура царя – единственная, прописанная четко и отточено. Следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. Сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.
Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. На переднем плане – вода.
Первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город.
Но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.
Подготовка к изображению царя настолько увлекла Серова, что личность Петра I стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («Петр I в Монплезире», «Петр I верхом», «Спуск корабля Петром Великим», т.н. «Кубок большого орла» и др.).
Лучшие картины Серова В.А.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/serov-v-a/serov-v-a-petr-i/
Валентин Серов. Царская охота
Главная » Русские художники » Валентин Серов » Валентин Серов. Царская охота (9)
Обращаясь к образам петровской эпохи, Валентин Серов в письме к Бенуа заметил: «По-моему, только историю и можно иллюстрировать».
Художник получил заказ от издателя и книготорговца Иосифа Кнебеля на композицию «Петр I» для создания школьной серии «Картины по русской истории». Друг Серова В.Д.
Дервиз рассказывал, как тщательно Валентин Александрович собирал сведения о манерах, привычках, интересах, о повседневной жизни монарха. Картина небольших размеров, выполненная в графической технике гуаши обретает значимость масштабного полотна.
Валентин Серов. Петр I. 1907
Валентин Серов — Петр I
В быстром движении государя видна его могучая созидательная энергия. Фигура Петра выделяется на фоне беспокойного неба и контуров строящихся зданий. Он порывисто шагает во главе причудливой процессии иностранцев, сбиваемых ветром с ног. Взгляд его устремлен в будущее, чеканный шаг как будто отбивает живые «ритмы» Истории. Приходят на ум слова Пушкина:
…Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Изображенные на дальнем плане здания и Петропавловская крепость смотрятся как предвидение будущего великого города, ведь только спустя десятилетие после смерти монарха было завершено строительство Петропавловского собора с его знаменитым шпилем.
Валентин Серов. Петр I на псовой охоте. 1902
Тонкая стилизация под 18-й век видна в серии иллюстраций, выполненных Валентином Серовым к изданию «Из истории царских и императорских охот в России».
Это было роскошное четырехтомное издание, в его оформлении принимали участие Репин, Суриков, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Бенуа и другие. В 18-м веке при царском дворе и в среде аристократии разные виды охоты имели ритуальный характер.
На полотне «Петр I на псовой охоте» художник мастерски изобразил колорит старой охоты.
Валентин Серов. Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
Валентин Серов — Елизавета Петровна
На картине «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» фигуры Елизаветы и Петра изящны и грациозны, вихрем проносятся они мимо понуро стоящих крестьян. Вдали видна шатровая колоколенка, церковь с луковичной главкой. Императорский выезд на мгновение всполошил тихую деревеньку.
Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902
Валентин Серов — Екатерина II
На полотне «Выезд императрицы Екатерины II на соколиную охоту» Екатерина уже в преклонных годах. В сопровождении сокольников стареющая императрица совершает ритуальную охотничью прогулку.
Как школьник избегал Валентин Серов этого заказа, а после его выполнения считал, что лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-tsarskaya-ohota-9
Образ петра i в русской культуре
Образ Петра в отечественной культуре
Образ Петра I получил ярчайшее воплощение в отечественной литературе, скульптуре, театре, живописи, кино. Его неординарный облик был запечатлен художниками А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, В.И. Суриковым, В.А. Серовым.
Жизнь и деятельность Петра были описаны писателями в повестях и романах. Мир увидел такие произведения, как «Петр Первый» (А.Н. Толстой), «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого» (А.С. Пушкин), «Петр и Алексей» (Д.С.
Мережковский).
Память о великом государе хранят многочисленные памятники в Петербурге («Медный всадник» Э.М. Фальконе, бронзовая статуя Б.К. Растрелли, бронзовая сидячая скульптура в Петропаловской крепости, выполненная М.М.
Шемякиным), а также в Архангельске, Таганроге, Петродворце (М.М. Антокольский), Туле, Петрозаводске (И.Н. Шредер и И.А. Монигетти), Москве (З. Церетели).
Открыты мемориальные дома-музеи Петра I в таких городах, как Ленинград, Таллин, Переславль-Залесский, Вологда, Лиепая.
Образ Петра I не раз использовался в кинематографе.
Были сняты такие фильмы, как «Царевич Алексей» (1918), «Петр Первый» (1937), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Россия молодая» (1982), «Дмитрий Кантемир», «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора» (2000), «Петр Первый. Завещание» (2011).
Образ Петра в скульптуре
Петру Великому воздвигнуты памятники в разных уголках России и европейских стран. Наиболее известный памятник – «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга, отлитый из бронзы скульптором Э.М. Фальконе и открытый 7 (18) августа 1782 г.
По приказу императора Павла I в 1800 г. перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду Правнук». Петр I предстал в виде римского императора, сидящего на коне и сжимающего в правой руке жезл полководца.
В ознаменование 300-летия российского флота в 1997 г. был открыт памятник Петру I, воздвигнутый по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Автор – скульптор З.К. Церетели. Общая высота памятника составляет 98 метров, высота фигуры Петра – 18 м.
Российский скульптор М.М. Шемякин создал несколько памятников Петру Великому.
Один из них – памятник Петру I в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга (1991) – одна из главных достопримечательностей города, другой – памятник Петру Первому в Дептфорде (Лондоне) (2001).
Еще один памятник – «Царская прогулка» (2003) стоит в Стрельне близ Санкт-Петербурга и изображает императора, направляющегося к заливу вместе с супругой и охотничьими собаками.
Образ Петра в живописи
И.Н. Никитин – любимый художник Петра I – оставил миру портреты Петра. Однако перед зрителями престает не могущественный реформатор, а обычный человек, со свойственной ему усталостью, мягкостью. Картина «Петр I на смертном ложе» (1725) передает всю человечность императора.
Всемирно известно полотно русского художника Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Лейтмотив – Петр I, ломая прежний порядок, строит новое государство.
Художник-передвижник В.А. Серов посвятил образу российского императора несколько картин: «Петр I на псовой охоте» (1902), «Петр I» (1907). Изображая Петра, шагающего навстречу ветру, и его свиту, комично пригибающуюся под порывами воздушных масс, художник в картине «Петр I» показал всю мощь и величие российского императора.
Медный всадник. Скульптор Э.М. Фальконе
Бронзовая сидячая скульптура Петра I в Петропавловской крепости. Скульптор М.М. Шемякин
«Петр I на смертном ложе». Худ. И.Н. Никитин
Литература
- Зуев Н. «Медный всадник. Петербургская повесть» А.С. Пушкина // Литература в школе. 2017. № 4. С. 7 – 15; Махлина С.Т. Медный всадник – символ Петербурга / В сб.: Петербург на философской карте мира. Сер.: «Петербург в европейском пространстве науки и культуры». СПб., С. 24 – 33; Хуан Мин-Хун. Образ Петра I в русском искусстве // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2009. № 6. С. 85 – 88.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/obraz_pietra_i_v_russkoi_kulturie
Пётр настоящий | Русский мир
Валентин Серов. Пётр I. 1907. Картон, темпера. Третьяковская галерея
Грандиозную выставку* составят произведения из 18 российских и 5 зарубежных музеев, а также из частных коллекций. «Родина» представляет один из шедевров кисти мастера — историческую картину «Петр I».
В 1907 году издательство Кнебеля задумало выпустить серию наглядных школьных пособий — «Картины по русской истории».
К проекту, как сказали бы сейчас, привлекли выдающихся художников Серебряного века: Александра Бенуа, Ивана Билибина, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Мстислава Добужинского, Сергея Иванова, Дмитрия Кардовского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Владимира Чемберса, Валентина Серова…
Московский издатель и книготорговец Иосиф Николаевич Кнебель менее всего думал об извлечении прибыли. «Проработав свыше 25 лет с десятком всевозможных издателей, должен признаться, что среди них И.Н.
Кнебель был сверкающим исключением: не преследуя только коммерческие интересы и часто прямо вопреки им, он с увлечением отдавался идее, его захватившей, особенно в области популяризации искусства в широких кругах», — писал о Кнебеле художник, искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь.
Заказ на печать «Картин по русской истории», выпущенных тиражом 3500 экземпляров, Кнебель передал в первоклассную европейскую литографию.
Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61,0х83,0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории.
Даже второстепенные персонажи этих работ мирискусников поражают иконографической достоверностью. (В настоящее время полный комплект всех 50 выпусков «Картин по русской истории» есть только в одном месте — в отделе изобразительного искусства Государственного Исторического музея.
Оригиналы кнебелевских репродукций хранятся в разных музеях — в ГТГ, ГРМ, а также в Одессе, Симферополе, Ереване, Минске, Перми, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском и в музеях других городов, а также в коллекции семьи Кнебеля.)
Валентину Александровичу Серову издатель заказал картину, которая должна была изобразить царя Петра на постройке Петербурга.
ЦАРЬ БЕЗ ГЛЯНЦА
Выбор был точен: противоречивая фигура царя-преобразователя давно не давала покоя художнику. И он со свойственной ему основательностью взялся запечатлеть образ «настоящего» Петра, не приукрашенного и не припудренного. Академик Игорь Грабарь, автор первой монографии о Валентине Серове, записал и сохранил для нас слова живописца:
«Обидно… что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека.
В лице у него был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой.
Увидит его рабочий — хлоп в ноги! Петр тут же его дубиной по голове ошарашит: «Будешь знать, как кланяться, вместо того чтобы работать!» У того и дух вон. Идет дальше. А другой рабочий, не будь дурак, смекнул, что и виду не надо подавать, будто царя видишь, и не отрывается от дела. Петр дубиной укладывает и этого на месте: «Будешь знать, как царя не признавать».
Страшный человек…»
Валентин Серов. Петр I на работах. Строительство Петербурга. Эскиз картины. Гуашь. ГТГ. РИА Новости ria.ru
ТОН ПРАВДЫ
Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года.
Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой.
В итоге Серов стал непревзойденным знатоком петровской эпохи: мельчайшие детали его картины имеют убедительное документальное обоснование. Но, конечно же, суть картины «Петр I» не может быть сведена только к этому.
еров гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. По силе эстетического и эмоционального воздействия его полотно вполне соизмеримо с посвященной царю Петру прозой Пушкина: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами.
Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, — вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика[1]».
Картина Серова «Петр I» — это не только яркий пример удачного и запоминающегося изображения былого, это феномен воссоздания реальнейшей реальности, реальности в превосходной степени; это пример достижения Абсолюта — высшего эталона художественной правды, любое отклонение от которого рассматривается как отклонение от правды Истории.
В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того «тона правды», который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого «Война и мир».
В этом смысле и толстовская эпопея, и серовская картина стоят на недостижимой для других творцов высоте и до сей поры не имеют соперников.
Автопортрет художника Валентина Серова (1885 год). Государственная Третьяковская галерея. ТАСС
Современники о Валентине Серове
В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того «тона правды», который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого «Война и мир».
Проницательный и строгий к людям, Серов во время своих наблюдений всегда ставил людям отметки: одному тройку, другому двойку, редко кому четыре с минусом и очень часто единицы»
(И.Э. Грабарь)
«Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями»
(В.Я. Брюсов)
«Он своим наблюдательным, трезвым взглядом видел в каждом человеке, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру»
(М.К. Морозова)
«И, может быть, в нем жил не столько художник, как ни велик он был, сколько искатель истины»
(К.А. Коровин)
«Портрет Серова — это целая характеристика, плюс живопись почти старых мастеров — умная, простая, энергичная»
(М.В. Нестеров)
«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени»
(П.П. Чистяков)
«Все, чего я добивался, это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картине»
(В.А. Серов)
«Он носит свои собственные волосы…»
Что изучал художник, готовясь к работе
- «Посреди самого пылу войны Петр Великий думал об основании гавани, которая открыла бы ход торговле с северо-западною Европою и сообщение с образованностию. Но Петр Великий положил исполнить великое намерение и на острове, находящемся близ моря, на Неве, 16 мая заложил крепость С.-Петербург (одной рукою заложив крепость, а другой ее защищая. Иван Голиков)»2.
- «Между островы теми малый есть островец, на самом разсечении полуденныя и средния струи стоящий; тот островец судился быти угодный к новой крепости, понеже и мал собою, так что лишней на нем земли, кроме стен градских, не останется; и однак не так мал, чтоб не доволен был дать на себе места фортеции приличнаго, и вкруг себя глубину имеет корабельным шествиям подобающую…» (Феофан Прокопович)3.
- «Река постоянно была заполнена большими кораблями, привозившими всевозможные материалы» (Петербург в 1714 году. Мемуары П.Г. Брюса, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании)4.
- На груди царя — звезда ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Сам Петр I, учредивший первый и высший российский орден, был отмечен этой наградой лишь седьмым, за конкретный военный подвиг, совершенный в 1703 году, — взятие двух шведских боевых кораблей в устье Невы. За то же дело ордена был удостоен и соратник Петра — А.Д. Меншиков. Всего в петровское время орден получили 38 человек.
- «Он носит свои собственные волосы [без парика], что ему очень к лицу. А вообще он ходит в скромной одежде, не любит нарядов и излишнего числа прислуги. Он ненавидит праздность и любит тех, кто усердно занимается работой, в чем бы она не заключалась» (Описание новопостроенного на оконечности Восточного моря русского столичного города С.-Петербурга, в котором описывается его местоположение, возникновение и развитие… 1716-1717 гг.)5.
- «…Наконец пришел его величество царь в простом зеленом кафтане, сделанном наподобие тех, которые носят моряки в дурную погоду (перед тем же на нем был коричневый с серебряными пуговицами и петлицами); шляпу он почти никогда не надевает, приказывая носить ее за собою одному из своих денщиков»6. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки.
- «Крепостная церковь… самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Эта прекрасная церковь построена вся из камня и не в византийском, а в новом вкусе, внутри с крепкими сводами и колоннами, снаружи с великолепным портиком, находящимся под колокольнею. (Камер-юнкер Фридрих-Вильгельм7 Берхгольц. Дневник. 24 июля 1721 года).
- ЗАПРОС «РОДИНЫ»
- Открытие грандиозной ретроспективной выставки Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее фактически совпало по времени с началом нового учебного года и приходом в школы новых учебников истории. Возникает резонный вопрос:
- КОГДА РОССИЙСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ СОЗДАДУТ ДЛЯ НЫНЕШНИХ ШКОЛЬНИКОВ НОВЫЕ «КАРТИНКИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ?»
Источник: http://maxpark.com/community/5134/content/3770641
Петр I — Страница 6
Страница 6 из 6
В 1906 году издательство Кнебель заказало Серову картину из истории Петра Первого. Картина должна была изображать царя на постройке Петербурга.
Валентин Александрович принял заказ и сразу же с увлечением приступил к работе: его давно интересовала эта колоритная фигура русской истории. Художник копался в архивах Эрмитажа, перерисовал все предметы одежды Петра и его восковую маску, выполненную Растрелли и случайно открытую теперь художником Бенуа.
Усердно посещал лекции историка Ключевского, от которого узнал, что Петр I был полон противоречий, порой отвратительных: был груб, деспотичен, но искренен; был способен на самую невероятную жестокость и на самое высокое благородство. Образ Петра двоился в сознании Серова.
Как двоился некогда в сознании Пушкина, когда он писал:
Здесь будет город заложёнНазло надменному соседу!
Пушкин прекрасно знал, на скольких тысячах костей человеческих встал Петербург. Знал, что Петр-строитель и Петр-зверь были органически слиты в одном лице. Кресты, кресты вырастали на пустырях по вине того, «чьей волей роковой над морем город основался».
Работая над картиной, Серов думал: «Счастье каждого человека это и есть высшая цель, это и есть действительное благополучие всего общества, всей страны. Какое дело тем бедным, согнанным за тысячи верст мужикам, что ценой их жизней и страданий, ценой их рабьего труда покупается будущее величие империи; им и невдомек, что они «прорубают окно в Европу», что «все флаги в гости будут к нам».
Но вот он идет, Петр, город строить. Придворные едва поспевают за ним. Шквальный ветер, а царь, будто не замечает. Он не жалеет себя, перед его глазами Россия будущего: прекрасная, мощная, образованная!
Валентин Александрович решает показать Петра I живым, не приглаживая и не припудривая. Ему обидно, что «благодарные потомки» изображают монарха опереточным красавцем и героем. Какой же красавец, если был непомерного роста –– два метра пятнадцать сантиметров –– и на тонких ногах? Какой же герой, если устраивал пытки, на которых присутствовал и часто сам пытал?
Но Петр создал российский флот, победил могущественных шведов, упрочил позиции государства и провел великие реформы!
Да, страшный человек. Но и век был страшный.
В картине «Петр I» Серов оставляет Петра исключительно строителем. Города еще нет. Еще только корабли подвозят лес для свай и камень для домов. Еще на набережной, по которой шагает царь, пасутся коровы, а набережная –– это только земляной вал. Но царь уже видит свой будущий город: дворцы, сады, каналы, гранитные набережные и крепость. И это видение гонит его вперед.
«Воображаю, каким чудищем казался он иностранцам», –– говорил Серов художнику Грабарю.
То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.
Мировая история не знала фигуры, подобной Петру. Он не признавал частного интереса, не совпадающего с общим. Для дела набирал людей любого звания и происхождения, если были умны и усердны.
Сек головы высокопоставленным ворам и открыто говорил, что если в кунсткамере собрать не физических, а нравственных уродов, не хватило бы шкафов, а потому «пускай шляются во всенародной кунсткамере, между людьми они боле приметны».
К концу своего царствования Петр заботился о собирании и сохранении исторических памятников, спрашивая ученого Феофана Прокоповича: «Когда же мы увидим полную историю России?» Говорил, что «хорошо перенимать у французов науки и художества, но я бы хотел видеть это у себя».
Но понимал и то, что до предела напрягает народные силы, что торговля падает, а войска терпят страшную нужду.
Художественные критики не все поняли картину Серова «Петр I на строительстве Петербурга», как часто не понимали они и многих его картин. Раздавались голоса, обвинявшие автора в шаржировании образа Петра Великого.
Но Серов недаром вживался в этот образ. Напряженный ритм шествия передает силу и напор Петра, и вместе с тем дает ощутить бесчеловечное и страшное начало его движения, за которым не поспевают остальные.
Петр на картине не потерял своего величия и значимости, но был основательно отскоблен от двухвековых напластований восторгов. Через изображение эпизода истории Серов глубоко раскрыл и Петра I, и его эпоху.
Безупречно честный в жизни, Валентин Александрович был таким и в искусстве. Выясняя правду, добиваясь справедливости, он готов был идти до конца, ничего не боясь; он был суров и непреклонен. «Все равно», –– этого он никогда не знал. Своей работой и своей жизнью Серов возвышал и звание художника, и достоинство человека.
Источник: https://zapravdu.ru/rasskazy-o-khudozhnikakh/432-serov-valentin-aleksandrovich.html?start=5
Сочинение по картине Серова «Петр I»
Валентин Серов славился своими портретными зарисовками, но есть у него работы кардинально отличающиеся от всех предыдущих. В 1907 году он берется за монументальную картину «Петр I», она написана для серии «школьных картин», которую собирал издатель И.Н. Кнебель.
Художник согласился на эксперимент, так как его многие годы интересовала фигура этого русского самодержца. Результатом стала небольшая по размерам фреска, поражающая своей достоверностью.
Исторической основой послужила закладка города Санкт-Петербурга Петром I в 1703 году. Внимание Серова привлекла фигура самого царя, а также панорама будущей столицы. Размашистой походкой, целеустремленно и с горящим взором движется Петр в сопровождении своих помощников. Волосы треплет северный ветер, рука сжата в кулак, в левой – трость.
Одет царь с подобающим размахом: дорогой сюртук, добротная обувь, туго набитые всякими нужными вещами карманы, мало ли что может пригодиться в постройке города? Фигуру Петра не гнет сильный ветер, что говорит о крепости его помыслов. Зато его помощники не могут сопротивляться стихии, они согнулись, закутались в дорогие одежды, пытаются не отставать от своего руководителя. То, что погода неспокойная видно и по морю, покрывшемуся мелкой рябью.
На заднем плане уже заметны первые здания, построенные в городе. Уже видны шпили некоторых строений. Идет строительство судоходных верфей. Ведь Петр не случайно решил возвести город именно на Балтийском море. Это выгодный экономический и политический центр.
На переднем плане Серов изобразил сваю, одну из сотен тысяч, на которых возведен весь город Санкт-Петербург. Именно эта простая доска, по мнению художника, самая важная деталь. Она основа всего в этом суровом краю.
Несмотря на то, что Серов мастер изображения деталей, он боялся перегрузить картину ими. Задача стояла в построении четкой композиции. Поэтому выбраны не яркие оттенки, а приглушенный серый. Автор не захотел изобразить блеск уже выстроенного Петербурга, для него важным является факт строительства города на болоте, как из ничего может получиться столица огромного государства.
Валентин Серов хотел показать масштабность личности Петра I через его деяния, ведь именно эта картина доказывает, что один человек может влиять на историю всей страны.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-serova-petr-i.html