228×141 см
Государственная Третьяковская галерея , Москва
«Неуте́шное го́ре»
— картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи . Размер картины — 228 × 141 см .
Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .
Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .
В окончательном варианте картины художник чрезывычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .
Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта). |
Карандашный набросок картины
Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .
Примечания
Ссылки
- «Неутешное горе» в базе данных Третьяковской галереи
Wikimedia Foundation
. 2010
.
- Неустрашимый Удан
- Неф (коммуна)
Смотреть что такое «Неутешное горе» в других словарях:
- неутешное
— неутешное горе неутешное рыдание … Словарь русской идиоматики
горе
— 1. го/ре я; ср. см. тж. горе 2., горе 3., горюшко 1) Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть горе. Причинить, принести кому л. горе. Сочувствовать чьему л. горю. Неутешное горе … Словарь многих выражений
горе
— безмерное горе безнадежное горе безутешное горе безысходное горе беспросветное горе большое горе великое горе глубокое горе лютое горе настоящее горе невыразимое горе неизбывное горе неисходное горе неодолимое горе … … Словарь русской идиоматики
Горе
— (общеслав. от «gorje» – то, что жжёт, мучает) переживание беды, тяжёлого несчастья, утраты жизненно важных ценностей в виде глубокой печали, скорби, глубокого душевного страдания, не приводящее, однако, к социальной дезадаптации и психическому… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
горе
— я, только ед., с. 1) Душевное страдание, скорбь, тяжелые переживания. Неутешное горе. Не поддаваться горю. Делиться горем. Убитый горем. Синонимы: го/рести, скорбь Антонимы … Популярный словарь русского языка
горе
— безнадежное (Мельн. Печерский); безысходное (Фруг); вездесущее (Фофанов); глубокое (Рылеев, Трифонов); горемычное (Кольцов); горькое (Гиляровский); горинское горе (Фед. Давыдов); жгучее (Надсон); злое (Дрожжин, Розенгейм); лютое (К.Р);… … Словарь эпитетов
горе
— I. ГОРЕ я; ср. 1. Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть г. Причинить, принести кому л. г. Сочувствовать чьему л. горю. Неутешное г. Своё, собственное г. Убитый горем. Поседеть от горя. С горя заболеть,… … Энциклопедический словарь
Крамской, Иван Николаевич
— художник, род. 27 мая 1837 г., ум. 25 марта 1887 г. «Я родился, писал И. Н. Крамской в своей автобиографии, в уездном городке Острогожске, Воронежской губ., в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей, приписанным к местному мещанству.… … Большая биографическая энциклопедия
Крамской
— (Иван Николаевич) известный живописец (1837 1887). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя… …
Крамской Иван Николаевич
— известный живописец (1837 87). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Крамской , Т. И. Курочкина , Альбом посвящен творчеству выдающегося русского художника И. Н. Крамского (1837 — 1887). Организатор Петербургской артели художников, один из основателей Товарищества предвижных… Категория: Русские художники
Серия: Русские живописцы XIX века
Издатель:
- Иван Крамской — Неутешное горе.
- Год создания: 1884
- Холст, масло.
- Оригинальный размер: 228 × 141 см
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»
Данная картина была написана Иваном Николаевичем Крамским в сложный, для него, период жизни.
В то время в его семье случилось ужасное событие – утрата двух маленьких сыновей. Иван Крамской очень страдал. И, как истинный художник, смог передать свои чувства на картине.
Главная героиня картины – женщина, которая одета в траурное платье. Женщина не двигается, а просто стоит. Главная героиня – это женщина средних лет. Ее волосы уже успела тронуть седина. Она нервно сжимает в своих руках кружевной платочек, который приблизила к губам.
Может показаться, что женщина спокойна и уже смирилась с горем, но это не так. Она чувствует себя несчастной. Но ее горе находится не на грани безумия. Это осознанное горе.
Эмоции героини картины очень точно переданы в ее печальном, полном боли, взгляде. Стоит вам обратить внимание на ее взгляд, как вы тут же почувствуете холод, которым он пропитан.
Невозможно не сопереживать героине данного полотна.
В ее позе, взгляде – во всем прослеживается безысходность. Женщина никак не может разыскать выход из сложившегося положения. Она стоит и безмолвно горюет возле гроба своего дитя. Для матери нет ничего хуже, чем похороны собственного ребенка.
Очень тяжело точно рассказать о том, что чувствует героиня картины. Женщина статична и все вокруг словно остановилось в неведении. Может показаться, что весь мир замер в ожидании чего-то неведомого. Все звуки смолкли, и женщина осталась наедине с тишиной и своими мыслями.
Гроб дитя изображен в самом краю картины. Единственное яркое пятно во всем полотне – это яркий и красочный траурный венок. А, стоящий на полу возле гроба цветок в горшке словно маленький символ жизни, веры и надежды на то, что страдания рано или поздно закончатся и жизнь обязательно продолжит идти размеренным ходом.
- Ключевые слова: неутешное горе крамской
- Крамской Иван«Неутешное горе» 1884
- холст, масло 228х141 см
- Картина написана под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году.
- На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной.
Крамской работал над картиной около четырёх лет, сделав несколько предварительных вариантов. Из письма: «я остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики».
Когда картина была готова, Крамской отдал её в дар Павлу Третьякову. Третьяков взял картину в свою коллекцию, но все же заставил художника принять за неё деньги.
Иван Николаевич Крамской вошел в отечественную живопись как новатор, реформатор и популяризатор.
Краткая биография
Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске в семье писаря.
Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.
В 1857 году Крамской поступает в не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил «бунт четырнадцати» и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.
В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.
И. Н. Крамской: характеристика творчества
Основным жанром, в котором работал И. Н. Крамской был портрет, порою стоящий на грани с бытовым жанром. Художника интересовали в его персонажах черты человека-гражданина, с богатством и достоинством его внутреннего мира, с его чувствами и переживаниями, надеждами и стремлениями. Крамской был мастером психологической характеристики.
Преданный своему делу и обладавший огромной тягой к живописи, трудолюбием и неуемной работоспособностью, И. Н. Крамской ушел из жизни за мольбертом, работая над портретом доктора Рауфхуса. Прожил он всего полвека, но оставил потомкам богатое художественное наследие. Многие из полотен мастера хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
История создания самого драматичного полотна
Семейная жизнь Крамского была трагичной. Очень быстро он потерял двух младших сыновей. В результате трагических переживаний художника и было им написано драматичное полотно. «Неутешное горе» Крамского, по словам И. Е. Репина, была «живой действительностью». Источники утверждают, что в чертах главной героини просматриваются черты жены автора Софьи Николаевны.
Для «Неутешного горя» Крамской очень долго выбирал композиционное решение. Он нарисовал несколько его вариантов, но остановился на самом простом и лаконичном. В целом работа продолжалась четыре года.
Полотно Крамского «Неутешное горе»: описание
Большую часть холста занимает в рост выполненная фигура скорбящей женщины в траурном платье, с платком в руке, которым она прикрывает рот. Слез уже нет, но взгляд устремлен в одну точку. Фигура словно застыла в своей скульптурности. Есть что-то схожее с изображением матери на полотне Крамского и монументом Матери-Родины, скорбящей о своих сынах.
У ног женщины рассыпаны, будто возложены к монументу, цветы. Каждый из них является не просто цветком — символом. символизирует огромную всепоглощающую любовь, желтые нарциссы — символы смерти в юношеском возрасте, но одновременно и возрождения.
Нарциссы еще символизируют возможность безумия, к которому, по мифологии, может привести долгое вдыхание их аромата, а также обманутые надежды. Зеленые стебли распустившихся и еще не пустивших бутоны растений символизируют вечную жизнь.
Продолжая описание картины Крамского «Неутешное горе», необходимо обратить внимание на то, что женщина стоит возле коробки с цветами и венком, готовой, видимо, для церемонии похорон. Венок круглой формы также означает вечность и бессмертие.
А вплетенные в него розовые, белые и светло-желтые розы — нежность, непорочность и чистоту, заботу любящей женщины — в данном случае матери.
Героиня находится в простой бытовой обстановке, что еще более подчеркивает реальность происходящего. Она стоит на самом краю картины, едва не ступая за ее пределы в сторону пустоты и пугающей неизвестности.
Такая же черная пустота зияет и за спиной матери — на заднем плане за портьерой.
Символ душевной опустошенности, тьмы, заполнившей сердце женщины, невидение позитивного будущего — только черное горе, боль и тоска после трагедии ожидают ее впереди!
Колорит полотна Крамского «Неутешное горе», как и ее настроение, мрачная. Использованы цвета коричневой и серой гаммы.
Полотно Крамского «Неутешное горе» — одно из самых драматически насыщенных произведений мастера.
И. Н. Крамской.Неутешное горе.1884г
Эта картина одна из самых знаменитых в творчестве художника.Она рассказывает о горе матери, которая потеряла ребенка. Трагический сюжет картины был близок художнику, который в 70-е гг. за короткий срок потерял двух своих сыновей.
Работал над картиной Крамской мучительно и очень долго. Вероятно, поэтому картина получилась, по словам Репина, «точно живая действительность». «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству.»
В главной героине картины угадываются черты жены художника. Картина кажется очень простой в исполнении. Единственная героиня полотна – мать умершего ребенка. На полотне мы не видим ни бурного выражения материнских страданий, ни сочувствующих родственников.
Мать стоит одна – она кажется потерянной и как будто окаменевшей от горя. Ее облик полон трагизма и – одновременно – удивительного достоинства. Кажется, ее взгляд устремлен внутрь самой себя.
Волос, вчера гладко причесанных, сегодня, кажется, не касалась расческа. Женщина только что надела траурное платье. Глаза полны бесконечной тоски, они опухли, но слез уже нет.
Смятый платок, мокрый от слез, женщина прижимает к губам.
Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском: «Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота.
Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей»
В этой работе «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень.
Внешние атрибуты горя – яркие венки, цветы, приготовленные к погребению, и желтоватый отблеск свечей из-за приотворенной двери в соседнюю комнату. Картины в богатых рамах, портьеры, ковры и книги – все эти вещи, свидетельствующие о достатке семьи, отнесены Крамским на задний план, как несущественные.
Большая картина, висящая на стене, вполне конкретна — перед нами фрагмент «Черного моря» Айвазовского. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», — признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.
Яркий венок, положенный на гроб, резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в работе.
В этой глубоко личной картине Крамской рассказывает, как много сил надо человеку, чтобы продолжать жить после большого горя. Художнику удалось добиться в картине ощущения глубокого трагизма и удивительной психологической убедительности и при этом избежать почти неминуемых в таком сюжете внешних мелодраматических эффектов.
Http://maxpark.com/community/6782/content/970175
Рецензии
это гениальная картина. соль в том, что в лице героини нет горя, вообще ничего нет кроме взгляда вникуда, потому что всё, на что может наткнуться взгляд стало бессмысленным.
это то самое состояние человека, когда исчез смысл, все прочные стены рухнули, все законы перестали работать, ничто не важно больше.
великий шедевр, ни у кого больше не видел такого понимания ключевых событий в человеческой душе, только у Крамского.
Источник: https://tehnoinstrument.ru/sosudy/neuteshnoe-gore-opisanie-kartiny-kramskogo-opisanie-kartiny.html
Крамской Картина Неутешное Горе
В трех главных картинах Крамского 1880-х годов «Лунная ночь, Неизвестная и Неутешное горе выражение общечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов. Картина Ивана Крамского 171Неутешное горе187 изображает женщину, облаченную в траур. Большое сочувствие и сожаление вызывает картина известного художника Крамского Ивана Николаевича «Неутешное горе».
Неутешное горе (1884) последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей.
Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»
С любовью вспоминает Крамской серенькую обстановку, в которой протекло его детство. Федор, Второй сын, где и сам получил образование, служил учителем приготовительных в классах Острогожского уездного училища.
При этом сама героиня старела и как бы постепенно «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба.
Редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, Сила интеллекта, дали основание утверждать, которым был наделен Крамской, что Крамской сделал более искусства, для чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу.
Помогающей лучше уяснить сюжетную основу в картины, третьяковском полотне художник много внимания уделил внешней обстановке. К их числу относится находящаяся в Третьяковской галерее картина «Неутешное горе». С каким наслаждением он подолгу наблюдал свинцово-бурые волны ее в половодье, какая это река.
» была – восклицает Иван Николаевич в своей автобиографии и описывает. Раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, Крамской безбоязненно всматривался в человека и есть действительное искусство в его настоящем и значении высший его род, что по убеждению художника.
Раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, Крамской безбоязненно всматривался в человека и есть действительное искусство в его значении настоящем и высший его род, что по убеждению художника.
Где росла большая, При хатке разведен был сад игравшая немалую роль в детских воспоминаниях густая художника, вишня с раздвоенным стволом. Крамской работал над ней около четырех лет.
Одиноко сидит отрешенная от всего, окаменевшая от горя женщина. Редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, Сила интеллекта, дали основание утверждать, которым был наделен Крамской, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, он что был художественным деятелем по преимуществу.
В своей автобиографии он упоминает еще о двух сестрах, рано умерших. Картина Неутешное горе – о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить. Создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры – над которым в начале 1870-х работал годов В. Г.
Перов, Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, прежде всего писателей, а в 1880-е годы И. Е. Репин.
Художник Иван Крамской иего картина «Неутешное горе»
Неутешное горе (1884) – последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей. Происхождения он был далеко не знатного.
Уже в этом возрасте начинали вырабатываться в ребенке те особенности характера, Как видно, та воля, твердая которыми отмечена вся последующая деятельность Крамского, та ни перед чем не отступающая решимость, которая заставляла его идти навстречу каким угодно трудностям, если к этому призывали чувство долга и требования логики.
Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. Как правило, эти произведения серьезные по содержанию, подлинно гуманистические. Ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то время же не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя, Быть может.
При всех неприятных свойствах своего характера он к тому же еще сильно пил. О том, Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, чего стоит человеку жить совести по при совершенной невозможности для него поступать иначе.
Крамской передал в позе, Тонкий психолог, взгляде самые сокровенные душевные в движения, чертах лица. Создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры над – которым в начале 1870-х годов работал В. Г.
Перов, Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, прежде всего писателей, а в 1880-е годы – И. Е. Репин. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом.
Дома было скучно. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, – писал коллекционер ее автору, – зная наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее. », писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому. В письме-ответе В. М.
Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу.
Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при совершенной невозможности для него поступать иначе.
Крамской вспоминает бедняка-соседа по левую сторону, Описывая далее свою родную улицу, главным у образом, которого хатка была еще хуже его собственной и который удивлял его, тем, что, будучи стар имел совсем маленькую бородку.
Иван Николаевич Крамской 8212 Неутешное горе
Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути.
Видно уже из признания самого художника, Как мало значил он для ребенка, что сначала он точно не замечал отца, говорившего, а с тех пор как заметил, все воспоминания о нем сосредоточиваются, главным образом, на его сборах утренних на службу, во время которых он неизменно журил мать, возившуюся у печки с ухватом или кочергой. Иван Николаевич был младшим из трех братьев. Отец и в то суровое, как всякому известно, время казался человеком крайне крутого нрава.
Что это единственная работа 1880-х художника годов, Любопытно, купленная у него П. Третьяковым. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение.
Неизвестная и Неутешное горе – выражение общечеловеческого связано оказывается с воплощением женских образов, в трех главных картинах Крамского 1880-х годов – Лунная ночь. «Ах. Соседями с правой стороны были братья Крупченко, большие любители музыки.
Неизвестная как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и его одновременно недостижимость.
Павлу Михайловичу не казались надуманными все те обвинения, 1880-е годы – не самая лучшая пора их дружбы в это отношения время между Крамским и Третьяковым не заладились видимо, что бросали в лицо Крамскому его бывшие друзья-передвижники.
Глубже основной картины, в этом отношении вариант музея Русского в определенной мере психологичнее. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской 1860-1870-х живописи годов.
Отец получал десять рублей в месяц жалованья и имел большие доходы от записей в гильдию, что давало от иногда шестидесяти до семидесяти рублей в месяц – по словам самого Крамского, Однако материальной нужды семья, кроме того, не терпела.
Родился он 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). Крамской пишет тишину высказывания материнского горя.
На -ой выставке передвижников к своей картине
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную второй культуру половины Х1Х века.
Впоследствии, вспоминая эту пору своей жизни и время экзаменов, он говорит в письме к жене: «Помню живо то страшное время, когда выходишь на экзамен – кровь в виски стучит, руки дрожат, язык не слушается и то, что хорошо знаешь, – точно не знаешь, а тут очки, строгие лица учителей Помню, как, бывало, у меня кулачонки сжимались от самолюбия и я твердо решался выдержать и не осрамиться». Из этого маленького школьника со сжимавшимися под влиянием внутреннего решения кулачками уже складывался человек, всю жизнь свою твердивший себе и другим: «Вперед без оглядки, – были люди, которым было еще труднее. » Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути.
Умер ребенок. После смерти Николая Федоровича место его в думе занял старший сын Михаил и, по примеру отца, до конца дней своих оставался в должности письмоводителя. Оттуда часто доносились звуки хорового пения, скрипки и флейты. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.
Не предполагавшийся для публичного показа портрет Третьяковской основателя галереи, Свидетельством того остался камерный, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность, в котором за внешней замкнутостью.
А при доме был прекрасный сад, Напротив Крамских жили какие-то богатые люди их дом выходил на улицу пятью окнами, спускавшийся до реки, – предмет маленького восхищения Вани. Тринадцати лет кончил он курс, по собственным его.
Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Здесь же главное внимание обращено на изображение человека, его переживания.
Так как я искренне сочувствовал материнскому горю, Это не самообольщение, наконец, я искал долго чистой формы и остановился, на этой форме потому, что 2-х больше лет это форма не возбуждала во мне критики. » И. Н.
Крамской работал преимущественно в области портрета. Состоявшая из пяти Вся человек, семья, выходившей тремя окнами на улицу, ютилась в небольшой собственной хатке.
Одна из примечательных картин этого периода – картина
У этого учителя-дилетанта Крамской научился читать Псалтырь и Часослов, отлично понимать титлы и словотитлы и первым годом изображенным им на печке, был 1844-й, причем особенно тщательно выводилась нравящаяся цифра «4».
Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.
Который, Первыми уроками грамоты будущий обязан художник был одному из братьев-музыкантов, учил их по методе аз, собрав у себя семь-восемь девочек и мальчиков, буки, веди и так далее.
Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. «Вперед без оглядки, – были люди, которым было еще труднее.
» Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века, Из этого маленького школьника со сжимавшимися под влиянием внутреннего решения кулачками складывался уже человек – всю жизнь свою твердивший себе и другим.
По словам самого Ивана Николаевича, Дед его, кажется, был так войсковой называемый житель и служил, волостным писарем где-то на Украине отец, Николай Федорович, в молодых еще годах поступил на службу в Острогожскую городскую думу столоначальником и, приписавшись в острогожские мещане, женился на девице Настасье Ивановне Бреусовой, старинного казацкого рода.
Что хотел запечатлеть ситуацию драматическую нравственного выбора, в письме-ответе В. М. Гаршину Крамской пишет о том, когда приходится решать пойти ли направо или налево, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу. На службе Николай Федорович оставался до самой своей смерти, случившейся, когда сыну Ивану было всего двенадцать лет от роду.
- Кто хорошо знает английский помогите пожалуйста перевести текст срочно надо но только не через переводчик
- Сочинение: Иван Николаевич Крамской
- Иван Николаевич Крамской – (реферат)
- Мир искусства и его главная страница
- Товарищества передвижных художественных выставок
Софьи Николаевны, Не случайно в героине главной полотна без труда читаются черты жены Крамского. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Как видно, будучи дошкольником, лучшие часы свои Крамской провел на улице. Было создано несколько вариантов картины, один из которых воспроизведен здесь. Эти слова невозможно понимать прямолинейно.
Эти слова невозможно понимать прямолинейно. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов.
Которую он сохранил и в зрелом возрасте в это же время и обнаружились зачатки любви к пейзажу, Тут впервые зародилась в душе его любовь к музыке.
рассказам – с разными отличиями, похвальными листами и отметкой «пять» по всем предметам, первым учеником, как свидетельствовал выданный ему из училища аттестат.
- портрет своей жены Софьи Крамской
- , однако самым впечатляющих из всех портретов, написанных в то время был овальный
- (1871) привлекает много внимания, в то время как большим событием на второй выставке стало его немалое полотно
- Тем же летом он писал русскому коллекционеру: Я делаю все возможное, чтобы нарисовать
Особенно восхищала Ваню флейта. Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. С которым его связывала в ту пору духовная близость, Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской – портретист во многом обязан П. М.
Третьякову, общность эстетических жизненных и взглядов. Занявших видное место в наследии передвижников, Им также было написано несколько жанровых тематических и картин.
Которая вызвала долго не утихав- шую полемику, На Передвижной 2-ой выставке в 1873 году появилась картина Крамского Христос в пустыне.
Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
«Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, отвечал собирателю Крамской, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Тем не менее, «Неутешным горем» Третьяков заинтересовался (хотя, по некоторым свидетельствам, оно ему и не слишком нравилось). Не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, Свидетельством того остался камерный, строгостью облика живет сердечное тепло подлинная и одухотворенность, в котором за внешней замкнутостью.
Крамской не помнил, – он поступил в Острогожское уездное училище, Вслед за тем, – но когда именно, где сразу занял первого место ученика. С которым его связывала в ту пору духовная близость, Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской портретист многом во обязан П. М.
Третьякову, общность эстетических и жизненных взглядов. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. В нем печаль, Лицо женщины едва видно в слабом свете сумерек, сгустившихся отчаяние, безысходность.
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского Христос в пустыне, которая вызвала долго не утихав- шую полемику.
В эти ранние детские годы, Уже тогда игра солнечных лучей на поверхности замерзших лужиц, поражали ребенка переливы света на деревьях, длинные тени, ложившиеся на дорогу от тонких стволов берез, легкая пробегавшая рябь, по поверхности его любимой речки от внезапно подувшего ветерка Когда возникла у него любовь к живописи, Крамской в точности не помнил, но уже семи лет он рисовал все, что ему попадалось и из глины, которую брал у себя в погребе, лепил казаков наподобие тех, которых видел скачущими во весь опор по улице, – что очень ему нравилось и даже возбуждало невинное чувство зависти.
- В селе Козлова Засека Крамской нарисовал
- Портрет Некрасова во время Последних песен
- » (1883), его скрытая стихийная сила («
- » (1874), но и рефлексирующий психологический типаж в крестьянской среде («
- Специальной творческой задачей, привлекавшей Крамского на протяжении всей жизни, была проблема ночного освещения таинственного, преображающего все вокруг («
Теплой украинской ночи один из братьев наигрывал в саду, Иной раз вечером или среди тихой, худенький Ваня с умными серыми глазками, а носивший маленький, в своей детской груди сердце, уже тогда открытое для всего прекрасного и высокого, для света и добра, подолгу слушал, затаив дыхание и на другой день с раннего утра забирался на свою любимую вишню и там старался подражать на гребенке очаровавшим его звукам. Неясность сюжета Неизвестной (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Художник-мыслитель, художник-психолог, подаривший русскому искусству «Христа в пустыне» и «Неутешное горе», честный боец за идею свободного национального искусства, написавший на своем знамени многозначительные слова: «Вперед без оглядки. » – Иван Николаевич Крамской провел свое детство в убогой обстановке. «Вперед без оглядки. » – Иван Николаевич Крамской провел свое детство в убогой обстановке – художник-психолог, Художник-мыслитель, честный боец за свободного идею национального искусства, подаривший русскому искусству «Христа в пустыне» и «Неутешное горе», написавший на своем знамени многозначительные слова.
Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом.
Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201602/kramskoy-kartina-neuteshnoe-gore/
Описание картины Крамского «Неутешное горе. Особенная картина крамского неутешное горе Описание картины Крамского «Неутешное горе»
Какая семья обошлась без потери близкого родственника? Кто не знает, как тяжело хоронить родного человека, зная, что больше его не увидишь, не дотронешься, не поговоришь с ним? Особенное горе матери, оно ни с чем не сравнится, нет утешения женщине ни в чем.
Куда бы она ни посмотрела, что бы ни увидела, все ей напоминает о ее малыше.Некуда ей деваться от страшной тоски за своим ребенком.Мучают мысли как о днях, проведенных с ним, так и о его возможном будущем, которого ни он, ни она уже не увидят.Это все надрывает сердце.
На картине Крамского именно этот момент и изображен.
Что придает картине еще больший трагизм? Как она действует на зрителя?
Как пугающе выглядит эта еще не старая женщина.Даже глядя на нее сердце не выдерживает того напряжения, которое просто рвет ее на части.Сразу оживают те дни, когда и сам переживал нечто подобное.И все же, с горем матери ничто не сравнится.
Автор картины лаконично описал все те моменты, которые показывают глубину этого чувства.И сам портрет безутешной женщины явное доказательство этого.Она как затухшая свеча, не только не лучится, озаряя все вокруг, но и изнутри погасла.Нет ни одного лучика, который раскрывал бы ее.
Она вся как замуровалась в этом потоке горечи.Глаза замерли страхом и безразличием.«Как жить теперь», — казалось бы думает она.И нет ответа этим тягостным мыслям.Цвет кожи и волос показывают в каких адских страданиях прошли ее последние дни.
Стройная, красивая, не знавшая большой беды до сего момента, какой контраст той жизни, которая ее теперь ждет.
Даже когда на смену придут спокойные дни, она никогда не забудет своей потери.
Находясь в середине картины, женщина является сама олицетворением горя.Все, что окружает ее, только усугубляет это впечатление.Я заметил, как Крамской точно выписал все, что придает этому печальному моменту истины.
Маленький гробик ярко контрастирует с живыми цветами, которые стоят рядом.
Роскошная обстановка, великолепные картины на стенах, красивое платье героини, изысканной работы платок в ее руках такие маленькие и незначительные моменты по сравнению с чувствами матери, потерявшей ребенка.
Все кажется пустым, если сердце вырвано из груди.
Иван Крамской
Неутешное горе
. 1884
Холст , масло . 228 × 141 см
Государственная Третьяковская галерея , Москва
(инв. 679 )
«Неуте́шное го́ре»
— картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 679). Размер картины — 228 × 141 см .
История и описание
[ |
]
Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .
Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .
В окончательном варианте картины художник чрезвычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .
Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта). |
Карандашный набросок картины
Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .
В поэме «Москва — Петушки » картина «Неутешное горе» преследует главного героя в пьяном бреду: так, в вагоне электрички «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».
Примечания
[ |
]
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук
, Л. И. Иовлева
. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. — С. 316. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X . - Крамской Иван Николаевич — Неутешное горе
(неопр.) (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 29 сентября 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.
- Крамской Иван Николаевич — Неутешное горе, 1884
(неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 29 сентября 2012.
- Иван Крамской — Неутешное горе.
- Год создания: 1884
- Холст, масло.
- Оригинальный размер: 228 × 141 см
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»
Данная картина была написана Иваном Николаевичем Крамским в сложный, для него, период жизни. В то время в его семье случилось ужасное событие – утрата двух маленьких сыновей.
Иван Крамской очень страдал. И, как истинный художник, смог передать свои чувства на картине.
Главная героиня картины – женщина, которая одета в траурное платье. Женщина не двигается, а просто стоит. Главная героиня – это женщина средних лет. Ее волосы уже успела тронуть седина. Она нервно сжимает в своих руках кружевной платочек, который приблизила к губам.
Может показаться, что женщина спокойна и уже смирилась с горем, но это не так. Она чувствует себя несчастной. Но ее горе находится не на грани безумия. Это осознанное горе.
Эмоции героини картины очень точно переданы в ее печальном, полном боли, взгляде. Стоит вам обратить внимание на ее взгляд, как вы тут же почувствуете холод, которым он пропитан.
Невозможно не сопереживать героине данного полотна.
В ее позе, взгляде – во всем прослеживается безысходность. Женщина никак не может разыскать выход из сложившегося положения. Она стоит и безмолвно горюет возле гроба своего дитя. Для матери нет ничего хуже, чем похороны собственного ребенка.
Очень тяжело точно рассказать о том, что чувствует героиня картины. Женщина статична и все вокруг словно остановилось в неведении. Может показаться, что весь мир замер в ожидании чего-то неведомого. Все звуки смолкли, и женщина осталась наедине с тишиной и своими мыслями.
Гроб дитя изображен в самом краю картины. Единственное яркое пятно во всем полотне – это яркий и красочный траурный венок. А, стоящий на полу возле гроба цветок в горшке словно маленький символ жизни, веры и надежды на то, что страдания рано или поздно закончатся и жизнь обязательно продолжит идти размеренным ходом.
- Ключевые слова: неутешное горе крамской
- Крамской Иван«Неутешное горе» 1884
- холст, масло 228х141 см
- Картина написана под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника — смерти его младшего сына Марка в 1876 году.
- На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье — в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной.
Крамской работал над картиной около четырёх лет, сделав несколько предварительных вариантов. Из письма: «я остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики».
Когда картина была готова, Крамской отдал её в дар Павлу Третьякову. Третьяков взял картину в свою коллекцию, но все же заставил художника принять за неё деньги.
ИВАН КРАМСКОЙ. НЕУТЕШНОЕ ГОРЕ.
Илья Репин.Портрет художника И.Н.Крамского. 1882
«Неутешное горе» Крамской писал четыре года. Сохранилось множество набросков и этюдов. Один из них хранится в Русском музее, другой — в Музее латышского и русского искусства в Риге. На одной из картин Иван Николаевич изобразил женщину, опустившуюся на пол в изнеможении от слез.
На другой — женщину, которая держится за портьеру, скрывающую детский гроб.
Исследователи творчества Крамского отмечают, что в правом верхнем углу художник неслучайно изобразил фрагмент картины Айвазовского «Черное море», картины, которую он называл «одной из самых грандиозных».
В этом видят символизм, что после бури всегда наступает штиль.
Иван Крамской. Неутешное горе. 1884 г.Третьяковская Галерея, Москва.
В короткий срок он потерял двух сыновей, эти трагические события подтолкнули его к созданию картины. Когда работа была завершена, художник понял, что изобразил столь неподдельное и действительно неутешное горе, что покупателя найти трудно — свою гостиную таким полотном вряд ли кто-то пожелает украсить.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что эта форма не возбуждала во мне критики…» — рассуждал художник.
Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» — писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. Деньги Крамскому были очень кстати.
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» — писал Третьяков.
«Если картина эта не будет продана, я ее самым спокойным образом поворачиваю к стене и забываю о ней, я свое дело сделал».
Иван Николаевич Крамской. Неутешное горе. Эскиз.
«Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота.
Взгляд женщины притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него.
В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)» — писал критик Владимир Порудоминский. «Это не картина, а реальная действительность» — восхищался Репин изображенной глубиной чувств.
Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Она упоминается в поэме «Москва-Петушки» и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».
У стола стоит мать, одна… Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле — ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье — последнее, которое она наденет на своего ребенка.
Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. На полу у двери — отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги…
В этой картине «стоит» мертвая тишина.
Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень.
Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх.
Неутешное горе. Эскиз
В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.
Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма.
Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К.
Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия.
Источник: https://axtor.ru/opisanie-kartiny-kramskogo-neuteshnoe-gore-osobennaya-kartina-kramskogo/
Иван Крамской. Неутешное горе
В феврале 1884 года открылась двенадцатая передвижная выставка. Крамской дал на выставку картину «Неутешное горе» — о горе матери, потерявшей ребенка. Мысль написать такую картину возникла у него давно, спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.
Ни одна картина Крамского не имеет такого количества подготовительного материала — вариантов, эскизов, этюдов, зарисовок. В них художник идет ко все большей строгости отбора художественных средств. В одном из первых вариантов (Государственный Русский музей) изображена молодая женщина с остановившимся, помертвевшим взором, в изнеможении от слез опустившаяся на пол.
Вариант, находящийся в Музее латышского и русского искусства в Риге, отличается большей строгостью холодных тонов, более скупой повествовательностью. Гроб перенесен в глубину холста, он скрыт портьерой, за которую судорожно ухватилась женщина в глубоком трауре.
Однако чрезмерная откровенность слишком явно выраженного страдания была чужда Крамскому, он ищет выражения сдержанного, целомудренного чувства, которое не выносится на люди, для которого чужой взгляд оскорбителен.
В окончательном варианте (1884, Государственная Третьяковская галерея) вся сила выразительности сосредоточена на лице и фигуре стоящей женщины.
У стола стоит мать, одна… Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле — ящик с цветами, цветы на полу. Детское кружевное платье — последнее, которое она наденет на своего ребенка. Дверь в соседнюю комнату приоткрыта.
На полу у двери — отражение красноватого света: это горят восковые свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ребенок, а кругом все осталось по-старому: ковер на полу, по стенам картины, на столе альбом с фотографиями, книги…
В этой картине «стоит» мертвая тишина.
Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. Яркий венок резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним — этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в картине. Символичен красный цветок в горшке, тянущийся вверх. В нем есть странная ненадежность, подсказывающая нам, насколько хрупка человеческая жизнь.
Мать словно наедине со своим горем, и ее сдержанность придает облику черты подлинного величия, трагизма. Общечеловеческий смысл образа подчеркивается деталью, которую легко прочитывали современники: в правом верхнем углу композиции художник помещает срезанный рамой фрагмент картины И. К.
Айвазовского Черное море, в которой сам Крамской видел воплощение человеческих раздумий о первоосновах бытия. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», — признавался Крамской.
Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.
Это — одна из лучших картин Крамского. На современников она произвела потрясающее впечатление и до сих пор нельзя смотреть на нее без волнения. Ведь недаром Репин говорил, что «это не картина, а реальная действительность».
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», — писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, — отвечал собирателю Крамской, — это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…»
Быстрое официальное такси в москве представлено по адресу http://taxida.ru
Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/ivan-kramskoy-neuteshnoe-gore/