«Нарцисс» — картина великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Написана в 1819 году. Холст, масло. Размеры: 162 х 209,5 см. Представлена в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
Картина «Нарцисс» является одной из ранних работ Брюллова, которая была написана во время обучения в Императорской Академии художеств.
На картине представлен мифологический Нарцисс, который в полулежачем положении смотрит на своё отражение в воде. Сама фигура Нарцисса в истории живописи далеко не редкая.
Многие великие художники обращались к этому персонажу, так как трагичность и эмоциональная красота данной истории по-настоящему впечатляет и трогает до глубины души.
История Нарцисса известна практически всем. Больше того, само имя мифологического персонажа стало нарицательным и даже послужило названием термину «нарциссизм», который означает самовлюблённость и завышенную самооценку. Согласно древнегреческой мифологии, Нарцисс был прекрасным юношей.
Прорицатель Тиресий сказал ему, что он проживёт долго, если не увидит своего отражения. Однажды в него влюбилась нимфа Эхо, но Нарцисс отверг притязания нимфы. Его любви добивались многие женщины, но ко всем он был холоден. Тогда отвергнутые попросили богиню правосудия Немесиду наказать гордого юношу.
Во время охоты Нарцисс посмотрел в реку, впервые увидел своё отражение и тут же влюбился в самого себя. Не в силах расстаться со своим отражением, он находился на берегу до тех пор, пока не умер от голода и страданий.
Когда пришли за его телом, то обнаружили, что самого Нарцисса нет, но на том самом месте вырос цветок, который и назвали нарциссом.
На своей картине К. П. Брюллов изобразил полулежащего Нарцисса, который смотрит вниз — на своё отражение. На заднем плане, чуть выше фигуры мужчины, мы можем увидеть улетающего прочь Амура (Эрот, Купидон) с луком. Этой фигурой Брюллов показал месть Немесиды, подославшей к нему Амура, который стреляет в сердца людей стрелами любви.
Картина «Нарцисс» Брюллов
Хотите, чтобы ваш дом был чистым, опрятным и вызывал зависть у всех гостей? Этого добиться вам поможет клининговая компания Чистюля. Уборка всех видов от профессионалов с большим опытом.
???? Блинцов | 2017-05-26, 12:46 | ???? 429
Источник: https://art-assorty.ru/14249-narciss-bryullov.html
Описание картины Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду»
В 1819 Брюлловым исполнена в качестве учебной программы, то есть на заданный Академией сюжет, картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». Вместе с умением передать пластику обнаженной фигуры в ее статуарном совершенстве в ней найдены способы оживотворения самой поэзии мифа о прекрасном юноше, завороженном собственной красотой.
Светотеневая партитура с оглядкой одновременно на живопись Корреджо и Караваджо — мягкий золотистый свет, окутывающий фигуру Нарцисса на фоне затененного «пейзажного интерьера», — своего рода самостоятельное творческое наитие ученика.
Брюллов понял, почувствовал возможности, таящиеся в найденном приеме, и можно сказать, что Нарцисс стал первообразом той изобразительной темы, которая многообразно варьирована в световых эффектах его будущих картин.
Сама идея оживления
классики, превращения учебных слепков из гипсового класса в чувственно прельстительную, но обязательно, как того требовал академический кодекс, «благородную» красоту, это легкое веяние романтического вкуса в атмосфере академической студии стало первым опытом того «симбиоза антизма с романтизмом» (выражение Николая Надеждина), венцом которого станет впоследствии «Последний день Помпеи».
Любопытно, что картина девятнадцатилетнего ученика была куплена Андреем Ивановым — одним из учителей Брюллова, отцом Александра Иванова, и украшала его мастерскую, пока в 1842 году не была приобретена Академией для своего музея. Кстати, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам.
Автопортрет в образе Нарцисса! Что это — догадка о себе, указание на знаемую за собой черту характера и предостережение себе же: «посеешь характер — пожнешь судьбу»? Нарциссизм, самовлюбленность, утопание и гибель в объятиях аполлонической красоты собственного лица, то есть эстетизм как род самоубийства — какое странное в свете будущей судьбы художника пророчество.
- Год написания картины: 1819.
- Размеры картины: 162 х 209,5 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: мифологическая живопись.
- Стиль: Неоклассицизм.
- Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/bryullov-karl/narciss-smotryasshij-v-vodu/
Нарцисс Брюллов
«нарцисс» – картина великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Причем на всех этапах обучения Брюллов проявлял блестящие способности, создавая ученические шедевры такого уровня мастерства, за которые впору было присваивать звания академика: например, картина «Нарцисс» (1819) вполне подходит под такое определение. Оформить репродукцию Брюллова Ивана «Нарцисс» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
Эта новизна вызвала неудовольствие Общества.
«Художник имеет право иногда отступить от условной красоты форм, я решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй» – ответил ему Брюллов.
И он решил попробовать написать фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, для этого Карл пошел в Строгановский сад на Черной речке. Тем не менее, за эту работу ему присвоили малую золотую медаль.
Ему показалось, что он ждал её всю жизнь, что она – его «парная душа».
Художник отправился в Турцию вместе со своим бывшим учеником Г. Г. Гагариным на парусном военном бриге «Фемистокл». Боги превратили его в цветок, который стал называться нарциссом. Прорицатель Тиресий сказал ему, что он проживёт долго, если не увидит своего отражения. 25 янв.
Это изображение может не быть в общественном достоянии в этих странах, где, к тому же, не применяется правило более короткого срока.
По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. Автопортрет в образе Нарцисса. В классе Андрея Иванова в 1819 году для живописцев была поставлена задача написать мужскую фигуру полулежащего юноши, наклонившегося над водой.
- Описание картины Карла Брюллова «Нарцисс смотрящий в воду»
- Описание картины «Нарцисс, смотрящийся в воду»
- Карл Павлович Брюллов Нарцисс, смотрящий в воду
- Карл Павлович Брюллов «Нарцисс, смотрящий в воду», 1819
- Сочинение-описание картины Брюллова «Нарцисс смотрящий в воду»
Юлия Павловна Самойлова (1803-1879) познакомилась с Брюлловым в 1827 году в Италии и с тех пор была связана с ним многолетней дружбой.
Между тем, по его мнению, модель, выбранная художником, была «более приятных, нежели изящных соразмерностей». Самойлова во всеуслышанье гордо ответила: «Ездят не в Славянку, а к графине Самойловой» Таков был характер этой женщины. О ней никто не вспоминал, пока имя художника не стало известным.
Николай I однажды высказал недовольство съездами её друзей в «Графскую Славянку» имение под Петербургом. Иванову. Да и можно ли глядеть без смеха на этот прелестный, забавный рисунок.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Карл Брюллов: последние новости
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Картина Нарцисс – Брюллов Карл Павлович
За эту картину в 1819 году Брюллов получил золотую медаль второго достоинства. Она выходила за рамки задания. Он решил изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа. Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. Нарцисс (греч.
Вскоре после смерти Пушкина, которую Брюллов считал «невосполнимой потерей», художник сделал эскиз памятника Пушкину, а позднее написал картину маслом на сюжет «Бахчисарайского фонтана». Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы.
Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие.
подробнее), россиянами, воевавшими на Восточном фронте Второй мировой войны (известной в России как «Великая Отечественная война»), а также посмертно реабилитированными жертвами репрессий в СССР (см. Тогда отвергнутые попросили богиню правосудия Немесиду наказать гордого юношу.
Произведение Брюллова было «назначено к продаже» и отправлено в академическую лавку, где его купил какой-то чиновник. Юношей Нарцисс часто охотился в лесах.
Командиром «Фемистокла» незадолго до того стал молодой капитан-лейтенант Владимир Алексеевич Корнилов, ученик адмирала М. П. Лазарева, будущий герой обороны Севастополя.
«Все, кажется, были счастливы: если же они не были таковыми, то, по крайней мере, они мне таковыми показались, так как я, может быть, в сию минуту слишком счастлив». Но художник не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии.
Драма чувств Заремы и Марии в картине показана в тени, на втором плане.
Все в Петербурге ждали Карла, многие ценители желали иметь хотя бы копию с какой-нибудь его вещицы, Андрей Иванович из упрямства соглашался копировать одного «Нарцисса», которого продолжал почитать совершеннейшим созданием Брюлло. Здесь произошли его встречи с патриархом московских живописцев В. А. Тропининым, с Е. И.
Маковским – основателем московского Художественного класса, со скульптором И. П. Витали, с А. С. Пушкиным, с директором московских театров историческим писателем и драматургом М. Н. Загоскиным, с А. А. Перовским известным в литературе под псевдонимом Антоний Погорельский.
Брюллову не хотелось, чтобы его работа выглядела как стандартный натурный этюд.
Тогда Иванов подарил работу своего знаменитого ученика музею Академии художеств (в 1923 г. из АХ поступила в собрание ГРМ). Очевидные достоинства картины «Нарцисс» не позволяли лишить художника награды.
В его альбомах встречается множество акварелей и карандашных рисунков «турчанок», которых Брюллов подчас наделял чертами знакомых людей. Накануне свадьбы Эмилия всё рассказала Брюллову.
К ней он возвращался не раз и в ученические годы.
В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию.
Как и у многих других растений этого семейства, цветки у нарцисса имеют сильный дурманяще-сладкий запах. Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения.
Нарцисс, красивый юноша из Фестии или Лакедемона, был сыном нимфы Лейриопы и Кефисса.
Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Москвичи восхищались той простотой «Светланы», которую они находили и в тропининских девушках. «Целью художества вообще должно быть изображение натуры в изящнейшем виде», – заметил в письме Брюллову секретарь Общества.
На квартире у Перовского Брюллов некоторое время жил и работал, для него он написал «Светлану». Изображению быта итальянского народа посвящены многочисленные акварели Брюллова.
Художник почти дословно изобразил сцену из седьмой песни «Освобождённого Иерусалима» – появление перед группой пастухов царевны Эрминии, заблудившейся в лесу.
Пушкин и Жуковский посетили квартиру Брюллова, где Пушкин просил художника подарить понравившийся ему акварельный рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне».
В январе 1836 года Москва радушно встретила прославленного автора «Последнего дня Помпеи», вернувшегося на родину. Смирнский полицейместер, спящий посреди улицы на ковре и подушке, такая комическая фигура, что на нее нельзя глядеть равнодушно. К тому же прекрасная музыкантша. Однажды в него влюбилась нимфа Эхо, но Нарцисс отверг притязания нимфы.
«Только женщиной могло увенчаться мироздание», – говорил он о Самойловой. «Сын Отечества» писал, что в ней «обнаруживается действие ума, воображение и игра кисти, водимые рукой вкуса».
Сюжет из третьей книги Метаморфоз Овидия. Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока).
Впоследствии картина «Нарцисс» попала к А. И.
Брюллов в этом не был исключением. подробнее). В 1819 году в классе Андрея Иванова была «поставлена» в качестве задавший для живописцев мужская фигура – полулежащий юноша, как бы наклонившийся над водой.
Действительно, Эмилия была натурой богатой, незаурядной. Его матери было предсказано, что он будет жить до старости, если не увидит своего лица. Но Брюллов не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии. При этом сложный ракурс не помешал художнику передать ощущение легкого, воздушного полета.
Как повествует Овидий: Воду он пьет, а меж тем — захвачен лица красотою. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»).
и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа.
Чем это может являться – догадка о себе, быть может, указание на черту собственного характера, которую он замечал за собой и написанное им себе же предупреждение о том, что «посеянный» характер вырастет в твою судьбу.
Особенно привлекал художника образ «турчанки». Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину Нарцисс.
Верный высоким классическим образцам, Брюллов придал Нарциссу позу «Умирающего галла», слепок с которого хранился в академическом музее.
Отставной профессор Андрей Иванович Иванов копировал брюлловского «Нарцисса». Она видит старца, плетущего корзину и трёх пастырей, поющих под звуки свирели. Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз. Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения.
Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии. Ведь другого ты не нарисуешь для меня отдай мне этот». Сам художник удивительно точно называл их – «национальные сцены» Поэтическая трактовка жизни в Италии как «рая земного бытия» была свойственна всей русской культуре того времени. Согласно древнегреческой мифологии, Нарцисс был прекрасным юношей.
Государь, заглядывая в академию, любил сиживать перед «Помпеей» и желал видеть ее творца академическим профессором Оленин рассчитывал, что явление Брюллова вольет горячую кровь в дряхлеющий академический организм, следовало только наблюдать за тем, чтобы сия порция свежей крови не кружила голову, не учащала биения сердца, не вызывала непредвиденных желаний.
Карла Брюллова за эту работу наградили второй золотой медалью Академии художеств. В этом можно уловить романтические веяния, проступающее желание самоанализа, самопознания – желание все постигать через собственное «я», что будет свойственно Брюллову на протяжении всей его творческой жизни.
Художник считал её воплощением идеала женственности и красоты. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя».
Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. В то же время художник начал и работу над сюжетом «Бахчисарайский фонтан», которая продлилась вплоть до отъезда за границу в 1849 году. Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину Нарцисс. Примечателен сюжет рельефа, на который опирается Оленин.
Последняя их встреча произошла за два дня до роковой дуэли.
Его любви добивались многие женщины, но ко всем он был холоден. Художник встретился с юным, прелестным существом – Эмилией Тим. Свадьба состоялась. В то время Брюллова интересовала тема «Клеобис и Битон» (сохранилось множество набросков в его альбомах).
Алексей Николаевич приказал вице-президенту, конференц-секретарю и некоторым из профессоров составить подробнейший «Порядок приема», согласно которому академия будет чествовать Карла Брюллова. Мечтал Федор Павлович узнать секрет и наладить производство цветных стекол для витражей. Сошлись они вместе и Карл Павлович (Брюлов) угощал их своею портфелью и альбомами. Работу похвалили в печати.
Когда Брюллов показал «Нарцисса» на просмотре наряду с этюдами других учеников класса, преподаватели были в изумлении и не знали, как оценить эту картину. 1819Холст, масло.
, 162 x 209Государственный Русский музей» (1819, Русский музей).
Заказы он имел важные: по приказу государя строил обсерваторию на Пулковской горе, на Невском же проспекте возводил лютеранскую церковь и это не считая частных заказов, оформления интерьеров и проектирования памятников.
Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.
Копия не задавалась и Андрей Иванович, оберегая любимую картину от недостойного повторения, снял с мольберта и прислонил лицом к стене чуть только измазанный холст, «Нарцисса» же бережно унес в гостиную и повесил на гвоздь, навсегда для него предназначенный.
Алексею Николаевичу Оленину, президенту академии, шел восьмой десяток, однако он по-прежнему был скор в мыслях, делах и походке.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/narciss-bryullov/
Сюжет мифа «Эхо и Нарцисс» в творчестве великих художников
Древнегреческий миф о Нарциссе и нимфе Эхо лег в основу сюжета картин разных авторов. Он привлекал живописцев возможностью выразить на полотне сложные чувства героев.
«Нарцисс и Эхо», фреска из Помпей (45–79 н. э.)
Сын речного бога был красивым самовлюбленным юношей. Однажды, увлекшись охотой, он заблудился в лесу. Здесь его и повстречала нимфа Эхо.
Александр Кабанель, «Эхо», 1887
Она влюбилась в прекрасного Нарцисса, но не имела возможности заговорить с ним. На нее было наложено проклятье богиней Герой. Нимфа не могла вступить в разговор с кем-либо, а лишь повторяла слова, произнесенные другими.
«Нарцисс у ручья» картина Караваджо (1597-99, Palazzo Barbarini)
Нарцисс ищет дорогу. Юноша кричит, а Эхо вторит ему. Но когда он наконец увидел нимфу, то отверг ее чувства. Разгневанная богиня любви Афродита жестоко наказала его: он увидел в ручье свое отражение и влюбился в него. Бесконечно взирая на водную гладь, он умирает и превращается в прекрасный цветок.
Джон Уильям Уотерхаус
Английский художник родился в 1844 году. Считается одним из самых дорогих живописцев не только в Британии, но и во всем мире. Создавал работы в русле прерафаэлитизма. Данное направление в живописи выступало против подражания классическим образцам. Сюжеты автор черпал в мифологии.
«Эхо и Нарцисс» Джон Уильям Уотерхаус, 1903
Картина «Эхо и Нарцисс» создана в 1903 году. Главный персонаж возлегает у ручья, он не в силах оторваться от своего отражения в темной воде. Его красивое тело обрамляет красный хитон. Нимфа с печалью взирает на возлюбленного.
В ее взгляде смирение, покорность обстоятельствам. Полуобнаженная фигура, красивое лицо с несколько неправильными чертами — все напоминает обычную земную женщину.
То же можно сказать и о Нарциссе, его образ лишен классических условностей и наделен чертами обычного человека.
Плачидо Констанци
Большинство работ итальянского художника 18 века написаны на историческую и мифологическую тематику. Также он создавал фрески для храмов, занимался портретной живописью.
П.Костанци «Нарцисс и Эхо»
На картине «Нарцисс и Эхо» на переднем плане в центре изображен главный герой. Он только что завершил охоту. Уставший и разгоряченный погоней за зверем, присел отдохнуть. Одной рукой опираясь на камень, другой держась за копье, он смотрит на воду и видит свое отражение. Тело юноши облачено в полуспущенный синий хитон, подчеркивающий гармонию и красоту тела.
Нимфе отведена второстепенная роль. Ее фигура располагается на заднем плане. В позе угадывается осторожность, она понимает, что Нарцисс не желает ее видеть. Вместе с тем ей хочется помочь любимому, именно поэтому она подалась вперед, протянув к нему руку.
Никола Пуссен
Французский художник 19 века, являвшийся основоположником живописи классицизма, большую часть жизни находился в Риме. Здесь его называли (на итальянский манер) Никколо Пуссино. Пользовался покровительством французского короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Получил титул первого королевского живописца.
Художник увлекался лепкой из воска. Фигурки были необходимы, чтобы правильно изобразить тени на картинах. Он драпировал восковые образцы в ткани, расставлял на доске. Мастер имел обыкновение обращаться несколько раз к одному и тому же сюжету. Миф о самовлюбленном сыне речного бога обыгрывается в трех полотнах.
Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»
В 1629 году он создает картину «Эхо и Нарцисс». Произведение строго следует нормам классицизма: главные персонажи образуют треугольник. Для Пуссена характерно раскрытие смысла сцены через жесты участников. Лица завуалированы даже на переднем плане.
Композиционный центр полотна — безжизненная фигура главного героя, говорящая о конце его мучений. Созерцательная поза нимфы передает чувства ярче, чем это могло бы донести выражение лица. Внимание путти, удерживающего факел, также обращено на Нарцисса.
Разнонаправленные световые потоки освещают каждого персонажа.
Никола Пуссен «Эхо, нимфы и Нарцисс»
В 1635 году Никола Пуссен пишет картину «Эхо, нимфы и Нарцисс». Критики обвиняли художника в перенасыщенности полотна героями. К Нарциссу привлекается внимание с помощью зональных ярких пятен. В их роли выступают туника и накидка, находящаяся в стороне.
Две обнаженные нимфы выделены с помощью света. Они не сопереживают герою, равнодушно взирая на его муки. Несколько в отдалении схематичная фигура Эхо, выражающая глубочайшую скорбь. Мрачный пейзаж придает полотну тревожность и неизбежность печального конца.
Рождение Вакха и смерть Нарцисса. 1657
В 1650 году, уже больной художник, вновь использует полюбившийся миф в картине «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Она имеет двойной сюжет.
Центр полотна посвящен Меркурию, принесшему новорожденного Вакха нимфам на воспитание. В правом нижнем углу изображен мертвый Нарцисс, рядом с ним рыдающая Эхо. Она опирается на камень, в который вскоре превратится.
Нимфы, расположившись рядом с пещерой, увитой плющом, не замечают горе, постигшее Эхо.
Картина наполнена аллегориями. В новорожденном Вакхе олицетворяется зарождающаяся жизнь, а в Нарциссе — смерть и последующее возрождение, ведь из его тела вырастут прекрасные цветы. Художник объединил в одном сюжете безмятежность бытия и неизбежность смерти.
Бенджамин Уэст
Англо-американский художник-самоучка родился в Америке в 1738 году в семье трактирщика, где уже без него было девять детей. В детстве он общался с индейцами, которые научили его делать краски из береговой глины. Ее смешивали в горшке с медвежьим салом. Со временем, совершенствуя свои умения и талант, достиг небывалых высот. Переехав в Англию, стал королевским живописцем Георга III.
Картину «Нарцисс и Эхо» написал в 1805 году. Действие полотна происходит ночью. Для фона художник использовал преимущественно черно-коричневые краски. Это позволило вызвать у зрителей чувство тревоги, указать на необычность происходящего.
Бенджамин Уэст «Нарцисс и Эхо»
Центральное место отведено главному герою. Привлекает внимание необычайная грусть на лице. Многочисленные путти плещутся в воде, тянут к нему руки. Нимфа на заднем плане, ее взор обращен к возлюбленному. С темным фоном контрастирует белизна фигур действующих лиц. Цветовая монотонность разрушается развевающимися красными накидками героев.
Сюжет мифа «Эхо и Нарцисс» использовали в своих работах Соломон Йозеф, Ричард Бастер, Зинаида Серебрякова и ряд других авторов.
- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во ВКонтакте!
- E-mail для связи с редакцией: kott.media@yandex.ru
- Литература: wikipedia.org
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/599eaad01410c3c2c165fca3/5ac2a767168a91ffeae45476
Нарцисс, смотрящий в воду
Картина написана Карлом Брюлловым в 1819 году, маслом на холсте. Размер произведения – 162 х 209,5(см).
На данный момент находится в санкт-петербуржском Государственном Русском музее.
Данная картина является одной из ранних работ К.Брюллова, которая была написана еще во время учёбы в Академии художеств. В классе Андрея Иванова в 1819 году для живописцев была «поставлена» задача написать мужскую фигуру полулежащего юноши, наклонившегося над водой.
Академия в обычае своем предлагала такие тематические постановки: к примеру, натурщик, упавший на спину, мог изображать собою убитого Авеля, либо Икара, разбившегося в падении, и тому подобное.
Сам преподаватель, вероятно, предложил трактовать натурщика как Нарцисса, смотрящегося в воду.
Однако Брюллов не был удовлетворен тем, что у него получилось увидеть изобразить в Академии. И он решил попробовать написать фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, для этого Карл пошел в Строгановский сад на Черной речке.
Густые заросли сада населили воображение художника мифологическими образами, внимательные к деталям глаза художника заметили много живых деталей: мягкие лучи солнца, с трудом пробивающиеся сквозь листву, листок, томно упавший на поверхность воды, но резко обозначивший ее гладь.
Таким образом, обычный академический этюд с натурщика постепенно перерождался в законченную картину «Нарцисс».
Теперь произведение уже было наполнено глубоким смыслом, в нем была заключена и раскрыта тема общения человека и природы, тема, которая станет одной из главных в творчестве художника. Карла Брюллова за эту работу наградили второй золотой медалью Академии художеств.
Присмотритесь и Вы заметите, что голова Нарцисса подозрительно напоминает нам черты самого Брюллова, которые хорошо известные по многочисленным автопортретам, написанным Карлом.
Автопортрет в образе Нарцисса! Чем это может являться — догадка о себе, быть может, указание на черту собственного характера, которую он замечал за собой, и написанное им себе же предупреждение о том, что «посеянный» характер вырастет в твою судьбу? А быть может, это просто черты лица, навеянные ему вдохновением, возможно, это сходство является всего лишь надуманным ценителями творчества Карла Брюллова, которые желают придать картине еще больше смысла, видеть большую глубину, чем заключено в произведении на самом деле.
Обсудить на форуме
Источник: https://art-on-web.ru/brullov_karl/pictures/1481
Нарцисс — это я
Елена КНЯЗЕВА
Сальвадор Дали. Метаморфоза Нарцисса. 1936–1937. Галерея Тейт, Лондон
Меня ничуть не удивляет, когда мои друзья, недруги и публика в целом утверждают, что они не понимают образов, возникающих в моем воображении, которые я перевожу на язык своих картин.
Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их? Но тот факт, что сам я в момент письма не понимаю смысла своих картин, не значит, что они вообще лишены смысла: напротив, смысл их так глубок, сложен, многозначен и непроизволен, что ускользает от простого анализа и определения с помощью логической интуиции.
Чтобы объяснить и перевести на общепринятый язык мои картины, их необходимо подвергнуть специальному анализу, причем со строжайшей научной точностью и предельной объективностью.
С. Дали. Покорение иррационального
Истории о перевоплощениях людей в растения, известные с давних пор, повествуют о том, что древние люди, язычники, не выделяли себя, как мы сейчас, из мира природы. Например, финикийский бог Адонис, рожденный от Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, погиб на охоте, и из капель его крови выросли розы.
Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта), из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Такие романтичные мифологические истории, подходящие для представлений, вдохновляли художников, скульпторов, музыкантов и литераторов всех времен.
Самая большая иконография — у древнегреческого Нарцисса: сказания; «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. Навек застыв, как дивное изображение из паросского мрамора, он не наглядится на все, что находит в себе прелестного»); оперы Скарлатти, Глюка; драма Кальдерона; картины Караваджо, Пуссена, Брюллова; скульптура Челлини, композиция В.
Муница («Искусство» № 2/2009) и др. Причина этой популярности в многоплановости мифа о Нарциссе, что предоставляет широкое поле для экспериментов в искусстве, психологии, культурологии и искусствоведении. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. — одурманивать, ошеломлять).
С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
Карл Брюллов. Нарцисс, смотрящий в воду. 1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Во второй четверти ХХ в. Сальвадор Дали создал интереснейшую картину на сюжет древнегреческого мифа, где попытался изобразить историю Нарцисса в движении: жизнь — смерть — возрождение (а как же иначе в ХХ веке!).
Картине сопутствовала поэма Дали «Метаморфозы Нарцисса.
Параноидальная тема (и в то же время инструкция по восприятию метаморфоз Нарцисса, запечатленных на моем полотне)», в которой художник предложил поэтическую методику, помогающую воспринимать сложные образы картины.
Если, отойдя чуть подальше, какое-то время глядеть пристально — рассеянным взглядом, гипнотическая недвижная фигура Нарцисса потихоньку начнет исчезать — и в итоге исчезнет.
Настанет момент истины мифа, когда фигура Нарцисса примет очертанья руки, выплывшей из собственной призрачной тени, сжимая в пальцах яйцо, клубенечек, семя, из которого новый Нарцисс — на сей раз цветок — родится.
Рядом — та же рука, каменеющая известняковой глыбой,
ископаемая окаменелость, в которой — тоже цветок.
С. Дали
В отличие от предшественников, Дали создает живописный образ героя с двойным изображением, и этим заявляет о своем «методе параноидально-критической деятельности», характерной особенностью которого являются ассоциативные связи и постоянное обновление навязчивых идей путем повторения и умножения изображения (на задних планах картины есть еще фигуры героя).
Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась… новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью — качествами, присущими всякой системе». Поэтому в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Возможно, таким непростым путем художник Дали возвращается к классическому наследию, по крайней мере в формальном плане.
«Приемы жизнеподобного искусства с их гнусно-навязчивой и неотразимой убедительностью, — пишет Дали, — ловкая имитация внешнего правдоподобия, обстоятельная повествовательность всем осточертевшего академизма могут стать ступенями на пути восхождения мысли к новым откровениям конкретной иррациональности, ибо по мере того, как образы конкретной иррациональности сближаются с образами физической реальности, средства их передачи сближаются с приемами великой реалистической живописи Веласкеса или Вермера Делфтского, наша цель — реалистически изображать иррациональную мысль по неведомым законам воображения».
Поэму «Метаморфозы Нарцисса…» можно назвать поэтическим манифестом нового сюрреализма, созданного Сальвадором Дали и обращенного не только в загадочный мир подсознания, но и к памятникам многовековой культуры человечества.
Геометрия духа — симметрия, заворожившая душу снами, что рождены корнями и оттого всесильны. Это они, оплетая сердце, Сушат мозг, свивая пергамент извилин. Это они готовят — и скоро! — Великое Таинство Метафорфозы.
Ждать недолго — твоя голова канет в омут, и по воле богов, воле сна и страсти ты — человек! – станешь стеблем, цветком, Нарциссом. И когда голова твоя рухнет, канет, взорвется, расколется и разлетится, снова, снова и снова родится цветок — Нарцисс.
Знаешь, Гала (а впрочем, конечно, знаешь), Это — я.
Да, Нарцисс — это я.
С. Дали
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200901414
Нарцисс
«Нарцисс, смотрящий в воду» — картина написана в 1819 году на заданный Академией сюжет. Легенда о Нарциссе – классический миф Древней Греции. Нарцисс – сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы – вырос таким красивым, что ни одну женщину не считал достойной себя.
Нимфа Эхо, влюбившаяся в Нарцисса и отвергнутая им, высохла от горя так, что от нее остался только голос. В конце концов Немезида – богиня правосудия – решила наказать Нарцисса за гордыню. Нарцисс наклонился над источником и увидел свое отражение, и влюбился в него.
Влюбился так, что не смог оторваться от отражения и умер от любви к себе. По другой версии Нарцисс тосковал об умершей сестре-близнеце, и принял свое отражение за ее лицо. В результате так и умер над источником от горя.
Есть еще вариант, в котором Нарцисс кончает с собой, а из капель его крови вырастают прекрасные цветы – нарциссы.
Классический миф, весьма благодарный сюжет с точки зрения Академии. К тому же, существовали картины признанных мастеров, на которые мог ориентироваться молодой художник. Но «Нарцисс» Брюллова не похож ни на Нарцисса Никола Пуссена («Эхо и Нарцисс», 1628-1630 гг.), ни на Нарцисса Микеланджело Караваджо («Нарцисс», 1598-1599 гг.).
Нарцисс Пуссена – спящий, утомленный Нарцисс, которым любуется влюбленная нимфа. Это полотно – описание безнадежной, безответной любви. Нарцисс Караваджо – Нарцисс одетый, в нем нет ничего от Древней Греции, в нем не ощущается дыхания Олимпа.
Это – обычный итальянский (отнюдь не греческий) юноша, молодой человек, который впервые увидел свое отражение.
Эти картины великолепны, но если у Пуссена еще чувствуется дыхание Эллады, то у Караваджо его нет вовсе, осталась только буква легенды. Молодой Брюллов смог сохранить и дух, и букву древнего мифа Греции. Его Нарцисс действительно влюблен, он любуется пластикой своего обнаженного тела, склонившегося над источником. Он улыбается своему отражению, жестикулирует – беседует с ним.
Для этого Нарцисса отражение вовсе не мертво, оно – больше, чем жизнь, оно – сам смысл его существования. Лукавый Амур улетает, насмешливо оглядываясь на свою жертву, но Нарцисс не замечает ничего, кроме своей единственной любви там, в источнике. Этот Нарцисс похож на греческие статуи, даже его опущенные вниз глаза (он смотрит в источник) напоминают слепые глаза мраморных изваяний.
Это полотно – обещание художника, заявка на будущие полотна. Оно еще несколько излишне классично, излишне академично, чуть излишне следует образцам. Но при этом оно самобытно и своеобразно.
И глядя на Нарцисса Брюллова, можно поверить, что капли крови вот этого юноши могли стать прекрасными цветами. Уже здесь начинается тема единения природы и человека, которая прошла через все творчество Брюллова, затронув даже парадные портреты своим дыханием.
Капли крови художника стали картинами, и одна из них – «Нарцисс, смотрящий в воду».
Источник: http://super-vostok135.narod.ru/images/top1/page5.html