Картина «иван грозный убивает сына», илья репин, 1885

Картина

Описание картины:

Иван Грозный убивает сына — Илья Ефимович Репин. 1885. Холст, масло. 199,5х254

   Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя, просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.
   Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.    Они противопоставлены друг другу — фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
   Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.

   Интересная деталь — рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить — в это верили славяне с незапамятных времен.

Другие картины Репина

Картина Портрет Константина Петровича Победоносцева

Картина Портрет матери

Картина Заседание Государственного совета

Картина Бурлаки на Волге

Картина Крестный ход в Курской губернии

Картина На дерновой скамье

Картина Мужичок из робких

Картина Не ждали

Картина Портрет Третьякова

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Портрет Мусоргского

Портрет Льва Толстого

Портрет Сурикова

Портрет Андреева

Портрет Протодиакона

Белорус

Актриса Пелагея Стрепетова

Дуэль

Лучший друг человека

По следу

Осенний букет

Абрамцево

Букет цветов

Портрет

Тайная вечеря

Арест пропагандиста

Яблоки и листья

Садко

Читающая девушка

Проводы новобранца

Славянские композиторы

Николай Мирликийский

Воскрешение дочери Иаира

Иов и его друзья

Отказ от исповеди

Какой простор

Приготовление к экзамену

Украинская хата

Дуэль Онегина и Ленского

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1349-kartina-ivan-groznyy-ubivaet-syna-ilya-repin.html

Картину «Иван Грозный убивает сына» предлагают спрятать от публики | Истина где-то рядом

Анна БалуеваКартину «Иван Грозный убивает сына» предлагают спрятать от публикиhttp://www.kp.ru/daily/26141.4/3031209/Картина Члены патриотического движения «Святая Русь» считают, что картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» искажает историю и оскорбляет правителя — царь царевича не убивал .Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» — и в слове «убивает» как раз и кроется проблема. Патриоты считают эту картину «клеветнической», извращающей историю и возводящей напраслину на царя, в действительности много сделавшего для России.«Черный миф» о Иоанне Васильевиче, проломившем череп царевичу, действительно очень давний и очень живучий — он фигурировал даже в школьных учебниках, хотя в дошедших до нашего времени документах того периода нет и намека на сыноубийство — этот позор Грозному, в самом деле очень вспыльчивому, приписали политические противники. На самом деле царевич Иоанн умер от тяжелой болезни. Но окончательно реабилитирован Иоанн Грозный был только в 1963 году, когда в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты гробницы — его и царевича Иоанна. При эксгумации подтвердилась версия отравления, но не мышьяком, а ртутью — ее количество в останках превышало совместимую с жизнью норму в 32 раза.

И все же Иван Грозный надолго останется в нашей ментальности как символ жестокости Русского Православного Самодержавия.

Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного. Для него сюжет картины был скорее метафорой.

Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя — в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» — «чувства были перегружены ужасами современности».

Да плюс к этому он, путешествуя по Европе, впечатлился боем быков — звериная жестокость, кровь, смерть — и прибыв домой тотчас же принялся писать свою злосчастную картину. Она и тогда, и сейчас вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение и может, поэтому у нее такая сложная судьба.

 Картина

Список фальшивых преступлений Ивана Грозного с энтузиазмом продолжили в интеренете — теперь он отнимает персики у девочки, написаной Серовым… nibler.ru.  

Александр III уже запрещал ее выставлять на публику. Третьякову предписывалось спрятать ее подальше и никому не показывать. Известен случай нападения маньяка, который разрезал картину ножом. У самого Репина атрофировалась рука, натурщик, ему позировавший в образе Грозного, умер. Проклятье, одним словом.

Картина Мы позвонили председателю «Святой Руси» и главе холдинга «Русское молоко» Василию Бойко-Великому, который написал два письма с требованием «запретить картину» — одно в Минкультуры, другое в Третьяковку:

— В других странах такое недопустимо! Это же дети смотрят — и верят! Я не видел, чтобы например, американцы ходили и восторгались пакостной картиной про Рузвельта или Вашингтона.

А ведь Грозный вдвое расширил территорию России, присоединил столько земель. Сибирь, например.

И мы потомки богатствами Сибири пользуемся, а царя, нам ее завещавшего не чтим, а наоборот, умиляемся над картиной его жестокости.

— Но картина — это не историческая фотография. Художник имеет право на вымысел. Это же метафора — не убий, подумай, каяться буде поздно.

— Если бы там был неизвестный человек, это еще можно стерпеть. А если ваш дед воевал, а его какой-то художник изобразил в эсэсовской форме убивающим пленных?

— Я бы возмутилась!

— Царь может и был решительным, но нигде нет свидетельств, что он занимался рукоприкладством — не царское это дело. Тут одна клквета подстегивает другую.

Грозный отказался принимать католичество — отсюда и религиозные противники, тонко поливающие его грязью. И не надо его сравнивать со Сталиным.

Грозный не был диктатором, за все полувековое царствование казнено было всего 4 тысячи людей. А Сталин убил десятки миллионов.

Картина …и душит красного коня с полотна Петрово-Водкина. nibler.ru.  

— И все же, кажется, лучше сопроводить картину соответствующими ми экскурсоводов — это эффективнее, чем просто убрать картину.

— Этого мало! Это искажение истории и клевета на царя, а не абстрация. Картина, к сожалению, написана талантливо и воздействует на умы и сердца людей до сих пор. Настолько, что людям плохо физически становится. И многие желают пройти этот зал быстрее, только чтобы не смотреть на этот ужас.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Боровский, искусствовед, «Русский музей»:

 — Я не могу серьезно относиться к таким выпадам. Если люди путают историческую фактуру и искусство — это мрачная неадекватность. Картина не обязана отражать достоверную реальность. Это азбучная истина.

Возьмите картину «Переход Суворова через Альпы» — понятно, что если так все и было, то армия осталась бы без штанов и без задниц.

А княжна Тараканова? Так ли она на самом деле жутко тонула? А любая картина на религиозную тематику? Кто может доказать, сколько в такой работе вымысла?

Монастырская трапеза — она отражает жизнь и или намеренное искажение религиозного быта? Я уже не говорю о таких картинах как «Аленушка» Васнецова — так ли она на самом деле сидела у пруда.

Смешно же! Или живопись на тему революции — ежу понятно, что одни реальные живые персонажи стирались, а другие дописывались в угоду политическим запросам.

А ведь ощущение документальности есть полное!

  • Наивное желание лакировать (изобразить Ивана Грозного благообразным старцем) — работает на руку безграмотности, в то время, как даже школьники, по-моему, понимают что есть живописное искусство, а что есть история и знак равенства здесь неуместен.
  • ПРЯМАЯ РЕЧЬ
  • «Имя Третьяковской галереи используют для самопиара»
  • Как «КП» сказали в Третьяковке, снимать картину Репина никто не собирается, мол, провисела она сто лет и еще провисит столько же.

— У людей, которые настаивают, чтобы мы сняли картину, — одна точка зрения. Но есть и другая, — говорит директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

— К сожалению, мы живем по закону шоу-бизнеса. Третьяковская галерея — известный и любимый многими музей.

Возникает заманчивый вариант, когда на фоне нашего бренда можно создать конфликт, и скандал становится способом самопиара в том числе.

Директор Третьяковки подчеркнула, что Илья Репин — великий художник. И сюжет его картины выражает философский трагический смысл российской истории. Но это художественное произведение, а не иллюстрация исторического факта.

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли равнять искусство с исторической правдой?

Картина История или искусство? Катерина МАРТИНОВИЧ.  

Юлий ГУСМАН, режиссер, телеведущий:

— Искусство и историческая правда ничего общего не имеют. Как вообще эту тему можно обсуждать?!

Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы:

— Любая фотография, а тем более картина, которая хранится столетиями, передает ситуацию времени. Вольнодумства в искусстве быть не должно! Только абсолютная историческая справедливость.

Александр ДЮКОВ, директор Фонда «Историческая память»:

— Если убирать из залов все, что так или иначе вызывает вопросы, придется убрать все — от Васнецова и картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы» до событий Великой Отечественной войны. Кто-то заявляет, что это якобы оскорбляет патриотические чувства россиян, а меня лично оскорбляют подобные инициативы!

Игорь БУТМАН, саксофонист:

— Строго говоря, искусство имеет право на ошибки, а художник имеет право на свое видение. По-моему, Илья Репин настолько гениальный художник, а его полотно настолько знаменито, что обсуждать всю эту ситуацию бессмысленно.

Читайте также:  Воронцовский дворец-музей в крыму, украина

Протоиерей Александр ШУМСКИЙ, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках:

— Конечно, нужно следовать исторической правде. В данном случае современные исследования говорят, что убийства не было. Но вины Репина никакой — он, как и все тогда, был под влиянием Карамзина. Однако прямое давление на министра культуры Мединского может привести к обратному результату. Может, и надо решать вопрос, но потоньше. А то какое-то ребячество…

Владимир ЛЕВКОВ, художник-маринист, Калининград:

— Искусство не зависит от «погодных условий». Оно идет от души и сердца, иначе не получается шедевров, которые выставляют в Третьяковке.

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

— Сегодня искусство не призвано воспитывать и восстанавливать историческую справедливость. Это творческий продукт.

Яна СОЛОВЬЕВА, дизайнер, Самара:

— Вмешиваться в творчество других вообще дело неблагодарное, каждый имеет право самовыражаться, как ему нравится. Кто-то фантазирует, кто-то следит за исторической достоверностью. Творцы и прагматики не должны мешать друг другу!

Клара Борисовна, читательница сайта KP.RU:

— А что следующее? «Три мушкетера» Дюма?

Источник: http://maxpark.com/community/5392/content/2437402

В воронеже хранится ещё один оригинал картины «иван грозный убивает сына»

Немногие знают, что художник Илья Репин написал две картины «Иван Грозный и сын его Иван» с одинаковым сюжетом. Одна из работ хранится в Третьяковской галерее, а вторая — в воронежском музее им. Крамского.

  • Картина

    На «воронежской» картине Репин открыл лицо Ивана Грозного, который полон раскаяния.Также художник добавил свидетеля-женщину (в кружке). На более раннем варианте её не было.

На всю Россию 25 мая прогремела новость о том, что житель Воронежа в Третьяковской галерее совершил покушение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Это произведение искусства известно на весь мир.

Но немногие знают, что Репин написал две работы с одинаковым сюжетом, посвящённые Грозному и его сыну. И одна из них хранится в Воронеже. Посетители зачастую считают, что в воронежском музее хранится эскиз знаменитого полотна.

На самом деде это авторское повторение картины, то есть второй вариант знаменитой работы.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (таково её полное название) хранится в Третьяковке. Как вспоминал Репин, работа над «Иваном Грозным» давалась ему тяжело.

Картина, законченная в 1885 году, была представлена на выставке передвижников. Работа вызвала недовольство императора Александра III, он запретил её к показу.

Но за неё вступились тогдашние деятели культуры, и запрет отменили.

Картину купил известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. А спустя почти четверть века, в 1909 году, банкир Павел Рябушинский заказал художнику авторское повторение знаменитой картины.

После революции картина Репина 1909 года из коллекции банкира была реквизирована и передана в Исторический музей. А в Воронеж в художественный музей полотно попало в 1926 году. В то время была распространена практика, когда из государственного музейного фонда произведения отправляли в провинциальные музеи, чтобы усилить их коллекции.

Сейчас «Иван Грозный» находится в постоянной экспозиции. О том, что это подлинная работа, говорит почти стёршаяся надпись «Илья Репин 1909 год».

Картина

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 1885 года. Третьяковская галерея

Картина

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 1909 года. Музей им. Крамского

3 главных отличия картин про Ивана Грозного

РАЗМЕРЫ. Историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее впечатляет размерами — 199,5 х 254 см. Авторское повторение 1909 года в 3 — 4 раза меньше.

КОЛОРИТ. Как отмечает искусствовед и учёный секретарь музея Наталья БАКИНА, четверть века — большой срок, поэтому и авторское повторение у Репина получилось иным.

— В картине 1909 года появились черты модерна, — говорит Наталья Бакина. — По колориту картина более красная. Эта работа как будто продолжает предыдущую картину и показывает лицо Грозного, который полон раскаяния и горя. Это, пожалуй, главное отличие от произведения из Третьяковской галереи. Возможно, поэтому картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.

ПОЯВИЛСЯ СВИДЕТЕЛЬ. Также в авторское повторение Репин добавил большей жанровости. В картине 1909 года появился свидетель — женщина, заставшая страшную сцену.

Кстати, Третьяковская галерея создала специальный раздел «Спасение шедевра», посвящённый восстановлению первой картины Репина про Ивана Грозного. В нём наглядно показывается, как идёт реставрация знаменитого полотна.

Источник: https://moe-online.ru/news/culture/1016837

Репин Иван Грозный убивает сына история картины

Картина «Иван Грозный и сын его Иван» почти у каждого наблюдателя вызывает массу эмоций, особенно чувствительным личностям от встречи с ней может стать плохо. В этом винят чрезмерную реалистичность изображённой крови и её количество.

Истории натурщиков тоже непростые: Мясоедов, который был царём, после сам чуть не убил своего сына, а Гаршин — царевич-Иван — повредился рассудком и наложил на себя руки. Судьба картины ещё более интересна: её пытался уничтожить Балашов, набросившийся на неё с ножом, также закончивший жизнь, будучи психически нездоровым. Сама работа Репина была восстановлена.

На первой выставке её увидел Александр III и запретил выставлять её на публике. Это могло быть связано с возможной исторической недостоверностью, а также с тем, что Иван был сыном Анастасии Романовой, брак которой с царём после поспособствовал политическому продвижению династии Романовых.

Известно, что Репин использовал в качестве источника Карамзина, точнее, его «Истории государства Российского», а Карамзин доверял Поссевино, который утверждал, что Иван Грозный поссорился с сыном из-за поведения его жены и убил наследника по этой же причине. Даже если эта версия правдива, Поссевино не мог быть свидетелем: он посетил Москву уже после того, как царевич был похоронен, его источником были слухи. Некоторые считают, что визитёр клеветал намеренно по политическим причинам.

  • Другой человек, Горсей, говорил, будто его осведомителем известно, что царь в самом деле совершил убийство, но не тем способом, что изображён Репиным: будто в реальности удар пришёлся в ухо, и юноша умер только через несколько дней.
  • Другие свидетельствовали, что царевича не было в Москве, и умер он в Александровской слободе от болезни или отравления сулемой.
  • Даже в двадцать первом веке споры продолжаются: в 2013 году религиозные активисты активно требовали признания сюжета картины клеветой и идеологическим преступлением против русского народа.

Считается, что Репин написал царя с сыном в расстроенных чувствах, что было вызвано взрывом бомбы, послужившим причиной смерти Александра II, а также концертом Римского-Корсакова, в частности, знакомством с сюитой «Антар».

По словам самого художника, на него оказала сильное влияние зрелище испанской корриды: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу…

И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену».

Картина Натурщики, которые позировали для картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына», сошли с ума, эту картину уничтожали и восстанавливали, а на первой же выставке русский царь запретил показывать её людям.

Источник: https://pl-galerie.ru/articles/repin/

И. Е. Репин Иван Грозный убивает своего сына

Иван Грозный убивает своего сына картина написана Ильей Репиным в 1885 году. Первоначальное название этой картины было такое: Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.

Сюжетом к этой драматическому произведению великого художника послужили исторически действительный факт 1581 года 16 ноября Иван Грозный убил своего сына.

Версий убийства было несколько: одна из них, как всегда это провокация бояр, пожизненно досаждавших Ивану 4-му, спор царевича с царем по поводу освобождения города Пскова от оккупировавших его Поляков и чисто семейно-бытовая сцена убийства.

Отрицательно отнесся к этому факту митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн по его утверждению царевич Иван умер в результате тягостной болезни и на самом деле в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве.

Хотя с другой стороны все знали, как легко без зазрения совести Царь Иван Грозный убивал своих подданных, особенно в минуты гнева. Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно.

Плотно изучив исторические данные, задачей Репина было, как можно правдивее показать всю глубину той трагедии главными участниками которой были царь Иван часто злоупотреблявший своей грозной властью самодержца Российского и его сын царевич Иван.

Для натуры интерьера дворцовой палаты, где произошло убийство, Репин выбрал одну из многих комнат в музее Дом боярина 18 века. Всю другую атрибутику упавшее царское кресло, одежду он написал с натуры в Оружейной палате, а в дворце Царского села он писал посох царя, который в картине находится на переднем плане.

3 года Репин продолжал нелегкую работу над этим полотном, часто приходилось переписывать, исправлять отдельные фрагменты, художник мягко передал бархатистость ковра ярко освещенный на переднем плане и уходящий в мало освещенную глубь палаты, добротно проработан шелковый кафтан царевича. Сам царь Иван по своему обычаю одет в монашеской черной одежде.

Самым выделяющимся фрагментом картины Иван Грозный убивает своего сына, это конечно испуганное лицо царя с выпученными глазами смотрящими в никуда, его взгляд страшен и безумен.

Он держит умирающего царевича за голову левой рукой, сквозь которую струится алая кровь, пытаясь, как бы заткнуть рукой рану на голове сына, куда секундами ранее с руки царя вонзился в голову царевича злополучный посох.

Царевич в предсмертном угасании и Иван это с сожалением понимает и клянет себя, как душегуба, тирана и убийцу собственного сына. Отчаяние Ивана было усилено еще тем, что Иван надеялся, именно царевич Иван должен был бы быть прямым наследником его трона, так как сын Федор не способен к управлению страны.

По окончании Репиным этой страшной картины она экспонировалась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в княжеском доме Юсуповых. Обычно для Репинских работ последовал поразительный для художника успех.

Но картина Иван Грозный убивает своего сына понравилась не всем своим пугающим драматизмом царской семьи.

При царском дворе некоторые влиятельные особы поговаривали о запрещении выставления этого произведения к всеобщему обозрению. И весной 1885 года в Москве картину таки снимают с экспозиции по приказу К. П.

Победоносцева, являвшийся обер-прокурором Святейшего Синода Петербурга и получивший одобрение на запрет картины от царя Александра 3. Картина

Иван Грозный убивает сына взволновала и мецената Третьякова, который не смотря на отрицательный подход царского двора к этому произведению решил купить ее, правда с указанием не выставлять ее прилюдно. Впоследствии трех лет проблему с выставкой этой картины помог решить художник Боголюбов А. П., который был почитаем при царском дворе.

Но картину ждало не хорошее будущее в 1913 году картина экспонировалась в Третьяковской галерее, где один из недовольных этим шедевром, некто иконописец Балашов Абрам писавший иконы для старообрядцев, в психической агонии нанес картине 3 удара ножом по лицам царя и царевича.

Реставрировать картину пришлось самому Илье Репину, а еще точнее это была заплата на которой заново была написана голова царя Ивана. Правда опять таки после отъезда Репина, возглавлявший в то время Галереей Третьякова художник Грабарь нагло решил стереть, недавно прописанные Репиным краски, вновь проработав испорченные участки картины акварелью и покрыл лаком.

Дополнительная информация Иван Грозный почему грозный ?

Источник: https://www.art-portrets.ru/ivan_groznyy.html

Православные требуют уничтожить картину Репина "Иван Грозный убивает сына"

Православные активисты во главе со знаменитым Василием Бойко-Великим потребовали убрать из Третьяковской галереи, а может и вообще уничтожить за антипатриотизм картину Репина «Иван Горзный убивает сына». Также активисты требуют разобраться с «антиправославной» картиной Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Группа людей, именующих себя православными, среди которых есть историки, священники и религиозные активисты, потребовали убрать из Третьяковской галереи, а даже лучше уничтожить, знаменитую картину И. Е. Репина 1885 года «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», известную в народе под названием «Иван Грозный убивает своего сына».

Активисты обращаются к министру культуры России Владимиру Мединскому и к директору Государственной Третьяковской галереи Ирине Лебедевой с фантастическим по содержанию письмом.

«В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц.

Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего, речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И. Е.

Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»  (1885 г.)», — сообщают активисты.

По мнению авторов письма, современной исторической наукой установлено, что Иван Грозный не убивал своего сына, на основании этого активисты считают, что и картины такой не должно быть, и уж, во всяком случае, ей не место в музее.

«Исторические исследования, проведенные в наши дни видными историками и церковными деятелями, с достоверностью установили, что никакого «сыноубийства» не было, а ложный слух был намеренно запущен врагами, с целью оклеветать благочестивого Царя Иоанна Васильевича Грозного. Отголоски этой клеветнической пропагандистской войны врагов России мы видим до сего дня на вызывающем отвращение лживом полотне, находящемся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи», — негодуют православные ревнители исторической чистоты.

Активистам, впрочем, не нравится не только картина с Иваном Грозным. Возмущает их и знаменитое полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1883).

За эту картину православные активисты обвиняют Репина в пренебрежительном отношении к русским православным традициям.

Они пока не требуют убрать из музея «Крестный ход в Курской губернии», но прямо намекают, что и этому «русофобскому полотну не место в музее».

  • «Если в картине «Крестный ход в Курской губернии» он выражает взгляд революционеров и русофобов на православную веру, русское духовенство, на традиции крестных ходов на Руси, то картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское Православное Самодержавие, на весь русский народ», — пишут авторы послания.
  • По мнению активистов, «перековавшийся» в изгнании Репин сегодня и сам «явно был бы благодарен тем, кто уничтожил бы эту клеветническую картину».
  • Православным ревнителям кажется, что картина Репина очень вредит детям, поскольку клевещет на историю России.
  • «Просим Вас, до окончательного разрешения вопроса по судьбе этой картины убрать ее из экспозиции Третьяковской галереи в запасники, чтобы она перестала оскорблять патриотические чувства русских людей, любящих и ценящих своих предков и выражающих им благодарность за создание великой могучей державы — Русского Православного Царства».
  • Среди подписавших это послание есть люди, в фамилии которых присутствует слово «Великий».
  • Это знаменитый председатель оргкомитета движения «Святая Русь» Василий Бойко-Великий, некая Анна Бойко-Великая, а также историк, профессор Санкт-Петербургского Университета Игорь Фроянов, митрофорный протоиерей Алексей Аверьянов, глава «Дома Русской Одежды» Валентина Аверьянова и другие граждане.

Блогосфера не оставила инициативу неравнодушных православных граждан без внимания и ответила россыпью искрометных комментариев и фотожаб, с которыми можно ознакомиться например здесь. Видео YouTube.

Источник: https://piter.tv/event/Pravoslavnie_trebuyut_ubrat_Repina_iz_Tret_yakovki_za_antipatriotizm/

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Ильи Репина  на натуральном  холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

  • Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
  • В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.
  • В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года — с октября 1876 по сентябрь 1877-го — жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название — «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», — признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику.

Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой.

Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры — в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено.

Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы.

Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ильи Репина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/repin-ilya/ivan-groznyy-ubivaet-syna

На картину Ильи Репина Иван Грозный убивает сына совершено нападение

Силами московской полиции в Третьяковской галерее был задержан мужчина, нанесший вред одному из музейных шедевров – картине, изображающей события 1581 года и написанной Ильёй Репиным: «Иван Грозный и его сын Иван» (по-другому картину называют «Иван Грозный убил сына».

Звонок в полицию поступил в пятницу вечером. Звонил охранник, сообщивший о повреждении, нанесенном картине одним из посетителей Государственной Третьяковской галереи. Стражи порядка прибыли по месту вызова и задержали вандала.

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» пострадала от рук вандала

Сотрудники правоохранительных органов по прибытии на место взяли под стражу гражданина, вооружившегося металлическим предметом, которым орудовал, разбивая стекло на картине и повреждая само полотно.

Против нарушителя за порчу, нанесенную культурной ценности, завели уголовное дело. Теперь мужчине грозит три года тюремного заключения. Из объяснений задержанного следует, что он не понимает, что на него напало от выпитых всего-навсего 100 граммов водки.

На видео записаны его показания: «В музей приехал посмотреть на картину. Было восемь часов вечера и, прежде чем уйти, зашёл в буфет и выпил водки 100 граммов, а вообще-то не увлекаюсь. Вот, видимо, и накрыло…».

По сообщению пресс-службы музея, в зале Репина уже было практически пусто, когда туда вломился посетитель, растолкав по дороге собравшихся для осмотра залов работников музея, выхватил одну из металлических стоек ограждения и стал наносить удары по картине.

Картина была застеклена для того, чтобы на поверхности полотна соблюдался постоянный режим влажности и температуры. Стекло было толстым, но ударов не выдержало.

В результате картина повреждена: порвалась ткань холста в трёх местах. Нанесен большой ущерб и авторской художественной раме.

Специалисты считают везением тот факт, что не задетыми оказались такие важные части изображения, как лица и руки изображённых фигур.

Вредителя передали в руки полиции и тут же вызвали главного хранителя музея, группу реставраторов, представителей службы безопасности и сотрудников из специализированной компании, предмет работы которой – произведения искусства.

Картину Ильи Репина, пострадавшую в Третьяковской галерее от рук вандала, спасут реставраторы

Как только было покончено с первичными оперативно-следственными мероприятиями, тут же за работу принялись реставраторы и провели всю неотложную аварийную работу: освободили холст от осколков стекла, демонтировали картину и раму, картину временно изъяли из числа предметов постоянной экспозиции. Какое-то время ей придётся побыть в реставрационной мастерской Третьяковской галереи, сообщили работники музея.

Картину «Иван Грозный убивает сына» музей приобрёл в 1885-м. Её купил у автора на передвижной выставке основатель галереи московский купец Павел Третьяков.

Работу над картиной художник начал в 1882 году, вдохновлённый произведениями Николая Андреевича Римского-Корсакова, а также находясь под впечатлением художественных произведений современных европейских художников. Работая над картиной, автор находился также под впечатлением гибели Александра II, а также казни, свершённой над народовольцами.

Картине уже однажды пришлось пострадать от рук душевнобольного Абрама Балашова. Он тогда порезал холст в трёх местах ножом. Реставрация оказалась очень сложной, но в ней участвовал и сам автор, Илья Репин, поэтому всё обошлось. С 1927 года картину поместили под стекло.

Это произведение искусства является одной из постоянных экспозиций музея, а по выставкам никогда не путешествует, потому что транспортировка картине противопоказана.

Источник: http://www.1rre.ru/103852-na-kartinu-ili-repina-v-tretyakovskoj-galeree-ivan-groznyj-i-syn-ego-ivan-16-noyabrya-1581-goda-soversheno-napadenie.html

«Иван Грозный убивает сына»: запрещенная и скандальная картина XIX века

Санкт-Петербург конца девятнадцатого столетия. Неожиданно в тридцатитрехлетнем возрасте трагически погибает Всеволод Гаршин. Григорий Мясоедов в состоянии аффекта чуть не убивает сына. Что объединяет писателя и художника?

Оказывается, недавно Илья Репин писал с них персонажей для будущего шедевра – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Что это, совпадение? Или возмездие? Про Репина и без этого ходила дурная слава…

События далекого 1885 года

Товарищество передвижников открывает традиционную ежегодную выставку. Случайность или мистика, но в 1885 году она становится тринадцатой по счету. Илья Репин заканчивает работу над Иваном Грозным и представляет ее зрителям. Первая реакция любителей живописи была единодушной: картина наводит ужас обилием крови и античеловеческим сюжетом детоубийства.

Приказом царя публичная демонстрация полотна была запрещена. Художник был обвинен в клевете на особу царского рода. А служители церкви говорили о сотрудничестве Репина с дьявольскими силами.

Тогда Павел Третьяков выкупил скандальное полотно для своей галереи. Но и в Третьяковке судьба картины не стала благополучнее. Несколько лет она хранилась в закрытом помещении и была недоступной для посетителей. А служащие проходили со страхом мимо закрытой двери.

Виновен ли Иван Грозный?

Что же такого изобразил Илья Репин? Почему произведение живописи нагнетало состояние ужаса?

На холсте высотой в два метра две мужские фигуры. Художник изобразил не момент убийства, а его последствия. Свершившийся факт. Царевич еще дышит, глаза его открыты, но смотрят в пустоту.

Царь Иван поддерживает безвольное тело сына, а правой рукой прижимает окровавленную голову наследника.

Кровь стекает из раны на виске, пальцы царя-убийцы перепачканы кровью, которая медленно стекает на нательный крест умирающего царевича.

Задний план полотна серый, мрачный, тускло освещенный. Слева – опрокинутое кресло. На полу – огромных размеров ярко-красный персидский ковер. Кажется, что он пропитывается кровью и расползается, заполняя все пространство кровавой массой.

На переднем плане – брошенный металлический жезл. Предмет, которым был нанесен удар. Как это произошло: случайно или преднамеренно? Что послужило причиной гнева Ивана Грозного? Истинная причина не ясна: то ли это была вспышка неконтролируемой ярости, то ли между отцом и сыном возникла ссора, то ли была на то иная, известная только им двоим драма.

Летописцы XVII столетия называли как разные даты кончины царевича, так и разные причины смерти. Репин взял сюжет из популярного в XIX веке издания Г.Карамзина «История государства Российского».

Художник проявил себя как истинный мастер и хороший психолог. Он схватил глубинную суть произошедшей трагедии: Иван Грозный осознает, что свершилось.

Глаза его горят не ненавистью, а кричат немой болью: «Что я натворил? На кого поднял руку?». Он осознает свой нечеловеческий поступок, но понимает, что не может отмотать время назад, изменить произошедшее.

Его безумные глаза пугают больше, чем обилие крови.

Сомнения и страсти

Позже в воспоминаниях Репин поделился душевными муками в процессе работы над картиной. Он говорил, что боялся подходить к холсту и браться за краски, чуя недоброе, но отступить от задуманного не мог. Вот и не сдержался: выплеснул на полотно обуревавшие им страсти.

Близость с персонажами полотна пагубно сказалась на натурщиках. Мясоедов, позирующий для царя, не находил душевной близости с сыном. Говорили, он даже пытался убить его.

После этого инцидента мальчик был взят на воспитание в семью близких друзей. Трагично сложилась судьба Всеволода Гаршина, с которого Репин писал царевича. В апреле 1988 года жизнь писателя оборвалась.

Причина – самоубийство.

Прошло время

Страшное событие обрушилось на полотно в 1913 году. Впервые в России свершился акт вандализма.

В зале Третьяковской галереи начинающий иконописец в истерике набросился на Ивана Грозного с ножом в руках. Полотну были нанесены серьезные повреждения.

Реставраторы сумели залечить раны на холсте, но душа юноши осталась покалеченной. Абрам Балашов, так звали юношу, оказался в клинике для душевнобольных.

На этом давление на зрителей царя Ивана Грозного не закончилось. В мае 2018 года картине был нанесен повторный ущерб. Хулиган разбил защитное стекло и нанес несколько зловещих ударов.

В прессе писали, что злоумышленник возражал против художественной трактовки исторических событий. Но ведь Илья Репин не хронограф, а творец, имеющий право на художественное воплощение своих идей и представлений. К тому же, что греха таить, делал он это хорошо. Мастерски.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: https://enciklopediya-tehniki.ru/ivan-groznyy-ubivaet-syna-zapreschennaya-i-skandalnaya-kartina-xix-veka.html

Ссылка на основную публикацию