Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Василий Григорьевич Перов (1833-1882) ~ Ботаник. 1874 Х. , м. 65. 5х79 ГТГ
Полный размер: 1584 х 1412 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Перова Василия Григорьевича»:
В ссудной кассе. 1867 Х. , м. 43, 2х37, 6 ГТГ
Вечер в Великую Субботу. 1873 Б. на к. , м. 20, 2х39, 1 ГТГ
Возвращение жниц с поля в Рязанской губернии. 1874 Х. , м. 25, 8х65 ГТГ
Возвращение крестьян с похорон зимою. Нач. 1880-х К. , м. 36х56, 7 ГТГ
Генерал, требующий лошадей. Эскиз картины Сцена на почтовой станции Рисунок карандашом. 1866 ГТГ
Гитарист-бобыль. (Эт. к к. того же названия из ГРМ). Рис. карандашом. ГТГ
Гитарист-бобыль. 1865 Д. , м. 31, 2х22 ГРМ
Голова Киргиза — каторжника. 1873 Х. , м. 64, 5х58, 5 ГРМ
Голова киргиза. Этюд для Суд Пугачева. Х. , м. 35. 5×27. 9 Н. Новгород
Голова киргиза. Этюд. 1870-е Иркутск
Голова киргиза. Этюд. Х. на к. , м. 32. 5х22. 6 ГТГ
Голова Пугачева. Этюд. Рис. 19, 1х17, 9 ГТГ
Количество просмотров: 122 Количество комментариев: 0
© Василий Григорьевич Перов (1833-1882)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/perov/3929/
Перов : Мир искусства
June 8, 2012
Среди художников-передвижников, отдавших свой талант служению «музе гнева и печали», особое место занимает Василий Григорьевич Перов (1833-1882). В.Г. Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Он был внебрачным сыном прокурора Г.К.
Криденера – человека просвещенного и свободомыслящего, принимавшего в своем доме ссыльных декабристов. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Получив основы грамоты сначала у матери, потом у заштатного дьячка, Перов был определен в 1846 году в Арзамасскую художественную школу А.В.
Ступина, по окончании которой поступил в Московское училище живописи и ваяния. Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И.М. Прянишниковыми И.И.
Шишкиным, занятия у педагогов, продолжавших традиции венециановской школы, увлечение произведениями Некрасова, Тургенева, Толстого – все это оказывало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого художника.
Годы учения оказались трудными для Перова: негде было жить, не было средств к существованию. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. Узнав о бедственном положении юноши, преподаватель Училища Е.Я. Васильев устроил его к себе на квартиру.
В 1856 году на долю Перова выпал первый успех: за рисунок «Головка мальчика» он получил Малую серебряную медаль, а за картину «Приезд станового на следствие» (1857, ГТГ) награжден Большой серебряной медалью. С самого начала творческого пути художник твердо избирает жанр бытовой живописи, продолжая традиции критического реализма, зачинателем которых был П.А. Федотов.
В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (ГТГ), принесшую ему известность.
В этой ранней работе проявились основные черты, свойственные дарованию художника – острая сатирическая направленность и меткость характеристик, ясность композиционного решения и мягкость, приглушенность колорита.
Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи.
В картине Перов представил безотрадную жизнь убогой русской деревни 60-х годов с нищетой и невежеством. Художник осуждает пьянство, дикость сельского духовенства. Но смысл картины не ограничивается антицерковной направленностью, ее значение глубже.
Перов обличает темные стороны российской действительности и выступает с критикой общественно-политического строя. Картина была выставлена в Петербурге и вызвала оживленный обмен мнениями.
Одни восторженно приветствовали ее, отмечали смелость художника, его художественное мастерство, другие, особенно представители официальных кругов и духовенства, негодовали. Вскоре картина была снята с выставки и запрещена для показа русской публике.
Павел Михайлович Третьяков, купивший ее для своей галереи, получил письмо от художника Худякова, который писал: «…Слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично…? Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий!»
Чаепитие в Мытищах
В 1862 году художник написал еще одно полотно – «Чаепитие в Мытищах» (ГТГ), – близкое по антиклерикальной направленности ранним произведениям. Смысл картины – в острой критике социального неравенства, в обличении лицемерия, тунеядства монахов. Поводом для ее создания явились личные впечатления художника от поездки в Мытищи, где он не раз наблюдал подобные сцены.
В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа, изучал полотна старых мастеров.
Но особенно много времени проводил в бедных парижских кварталах, посещал народные гуляния, ярмарки, бродил по окраинам города. Картины, выполненные им в эти годы, показывают быт парижских низов, уличных бродячих музыкантов, нищих, тряпичников, простых парижан.
Таковы полотна тех лет: «Слепой музыкант» (1863, ГТГ), «Савояр» (1863–1864, ГТГ), «Парижское гуляние» (1863, ГТГ), «Уличная сцена в Париже» (1863, ГТГ).
Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Не пробыв и двух лет за границей, художник обращается в Совет Академии художеств и просит разрешения на досрочное возвращение из заграничной командировки.
«… Живя за границею почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна, незнание характера и нравственной жизни народа, – писал он, – делают невозможным довести до конца ни одной из моих работ… посвятить же себя на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».
Перову разрешили вернуться на родину. Встреча с русской действительностью, с нищетой и горем, царившими в России после пресловутого «освобождения» от крепостного рабства, производит огромное впечатление на художника.
Главным мотивом его творчества становится теперь сочувствие народному горю, основными темами – жизнь трудового люда.
Но направленность искусства Перова остается прежней, новые его работы не утратили обличительной силы, гражданского пафоса.
К лучшим произведениям этих лет относятся «Проводы покойника» (1865, ГТГ), «Тройка» (1866, ГТГ), «Утопленница» (1867, ГТГ), «Последний кабак у заставы» (1868, ГТГ). Глубина содержания, яркость образов, сила эмоционального воздействия – отличают эти работы. Одной из самых волнующих является картина Перова «Проводы покойника».
…Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца.
«Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно которая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны – вот содержание этой картины», – писал В. В. Стасов.
От конкретных жизненных наблюдений Перов сумел подняться до глубокого обобщения горькой доли русского крестьянина. В картине нет ничего лишнего: продуманна композиция, огромное значение имеют ритмические повторы линий, придающие особую печальную напевность.
Унылый зимний пейзаж, серое, низко нависшее свинцовое небо усиливают настроение щемящей тоски, которым веет от полотна. Картина «Проводы покойника» пользовалась и пользуется большой популярностью. Перов выступил здесь подлинным «поэтом скорби», как назвал его художник М.В. Нестеров.
Еще большей силы эмоционального воздействия и художественного лаконизма достиг Перов в одной из наиболее значительных своих картин «Последний кабак у заставы». Глубокой тоской и одиночеством пронизано это произведение.
В создании настроения главное место принадлежит пейзажу. Где-то у горизонта, куда убегает дорога, светится лимонно-желтая полоса догорающей зимней зари. Резкими мрачными силуэтами выступают на ее фоне каменные столбы заставы, увенчанные двуглавыми орлами. Ни в одном из полотен Перов не достигал такой выразительности колорита, такой широты и свободы письма.
В картине «Тройка» Перов выступает против социальной несправедливости, обрекающей детей на нищенское, голодное существование.
Тема города еще сильнее прозвучала в картине «Утопленница». Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. В первоначальном эскизе к картине художник очень подробно и тщательно запечатлел все, что видел: толпу людей, полицейского, спрашивающего присутствующих, не опознает ли кто неизвестную.
В окончательном варианте осталось две фигуры – тело утопленницы и равнодушный ко всему полицейский. Холодный легкий туман поднимается с реки, и сквозь его дымку виден силуэт Московского Кремля. Начинается тихое раннее утро.
Поэзия пробуждающейся природы заставляет острее почувствовать трагедию рано оборвавшейся жизни.
Приезд гувернантки в купеческий дом
О тяжелой женской доле рассказал Перов в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ).
Изображен момент, когда скромная образованная девушка-гувернантка в смущении и робости предстала перед купеческой семьей, бесцеремонно и нагло рассматривающей ее.
По силе характеристики купеческих образов, сатирической остроте решения Перов близок к Островскому. И художник и драматург обличали страшный мир Тит Титычей и Кабаних.
В произведениях Перова второй половины XIX века русское искусство, по словам Стасова, выступило «… во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно произносило свой приговор над ее явлениями».
В 1869 году в Москве Перов принял участие в объединении группы художников, основавших впоследствии Товарищество передвижных выставок. В 1871 году в Петербурге открылась Первая передвижная выставка, на которой были две его картины – «Охотники на привале», «Рыболов» – и портреты А.Н. Островского и Е.П. Тимашевой.
С этого года художник прочно связал свою жизнь с Товариществом и в течение семи лет был членом Правления. В это же время начинается и напряженная педагогическая работа Перова в Московском училище живописи и ваяния, а также его литературная деятельность. Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как «Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре.
Фанни под № 30» и других, в которых художник повествует об истории создания многих своих картин.
В 70-х годах Перов все реже обращается к сюжетам, содержащим социальное обличение. В его творчестве начинают преобладать бытовые картины, где с мягким юмором изображаются характерные сценки из жизни русской провинции. Так, в это время им были написаны картины: «Птицелов» (1870, ГТГ), «Рыболов» (1871, ГТГ), «Охотники на привале» (1871, ГТГ), «Ботаник» (1874, ГТГ) и другие.
Интерес к человеку, всегда живший в искусстве Перова, нашел более полное и глубокое выражение в созданных им портретах современников. Это прежде всего крестьянские портреты. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром.
Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Таков «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ). Видно, что этот крестьянин прожил нелегкую, полную труда и унижения жизнь, но сохранил человеческое достоинство.
Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» (1870, ГТГ).
Созданные же Перовым в начале 70-х годов портреты выдающихся деятелей культуры могут быть поставлены в один ряд с лучшими работами И.Н. Крамского и И.Е. Репина. Портреты Перова отличаются удивительной простотой, искренностью и правдивостью. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту.
В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ). С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ).
Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ). В его фигуре – надломленность и внутренняя сила: ссутулившаяся спина, втянутая в плечи голова и крепкие большие нервные руки, цепко обхватившие колени.
Великолепно написана голова, тонкое, болезненно-изможденное, бледное лицо с высоким лбом, острыми темными глазами. Серовато-коричневая гамма, чуть оживленная красными искорками черного галстука, способствует выразительности, образному решению портрета.
«Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», – писал Крамской.
Есть в творчестве художника и иные портреты – сатирические, острые, обличительные. Художник неподкупной правдивости, Перов всегда оставался таким, даже выполняя официальные заказы. Так, создавая портрет купца И.С.
Камынина (1872, ГТГ), он не мог не выразить своего отношения к этому характерному представителю «темного царства»: в ярком индивидуальном образе раскрыть социально-типические черты, характерные для всего купеческого мира.
В последние годы жизни Перов работает очень много. Он обращается к новому для него жанру – историческому; задумывает трилогию о пугачевском восстании, но успевает выполнить только несколько эскизов к последней части трилогии «Суд Пугачева» (1875, ГРМ).
В эскизах остались и другие замыслы художника, например, «Осада Пскова» (1879), «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в Татарской орде» (1876), «Пытка боярыни Морозовой» и другие.
Последней работой художника было большое многофигурное полотно «Никита Пустосвят» (1881, ГРМ).
В.Г. Перов умер 10 июня 1882 года, когда ему было всего 48 лет. Значение Перова в истории русской живописи огромно. Он сумел сказать новое слово в различных жанрах. Но главным его призванием была бытовая живопись. Ей отдал Перов всю силу таланта, лучшие годы жизни. В рамках этого жанра он решал огромной важности социальные проблемы, выражал передовые идеи современности.
Мадонна Фиренце
«Купающаяся в ручье женщина»
«Пейзаж с замком Стен»
Святой Себастьян
«Похищение сабиянок»
«Венера» Веласкеса
«Лавки» Снейдерса
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Мастер женских полуфигур
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Творчество Артсена
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Нидерландская «Голгофа»
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Исцеление иерихонского слепца
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
Ночное кафе
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Едоки картофеля
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Портрет Томаса Мора
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
Юдифь
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Фрески Дионисия
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Гентский алтарь
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Тайны «Помолвки»
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Источник: http://ourarts.ru/?p=72
Сочинение по картине В.Г. Перова «Ботаник»
После остросоциальной тематики в своих работах Василий Григорьевича Перов пишет свое произведение «Ботаник». Наконец-то, после пережитых разочарований автор возвращается к прекрасной природе. Серию его картин этого периода называют «охотничьей серии». Картина «Ботаник» написанная в 1874 году становится продолжением этой серии.
На картине изображена фигура мужчины.
Он среднего роста. На нем черная шляпа и неброская одежда, белая рубашка и черные обычные штаны. Она подчеркивает его социальное положение. В руках он держит какую-то трость, а на спине виднеется коробка, уже доверху набита травами. Мужчина изображен в полусидячем виде. Он очень внимательно рассматривает какой-то вид растения.
Возможно, он ученый, учитель природознавства или просто интересуется редкими видами трав.
Одиночество мужчине в его долгой прогулке скрашивает верный друг – пес охотничьей породы. Так как Василий Перов любил охоту, то и любовь к этим животным он передает на полотне. Вид у собаки очень сосредоточен, она четко выполняет свою обязанность охранника.
Пока хозяин изучает интересное растение, он внимательно рассматривает территорию.
Также большое внимание автор определил окружающей природе. Он изобразил обыкновенное поле, но при этом так прорисовал каждую травинку и деревце, что, кажется, будто они живые. Все изображено в светло золотистых тонах, только, где нигде пробивается темно-зеленый.
На светлом небе проплывают пушистые тучки и пробиваются лучи заходящего солнца.
Картина наполнена простотой и легкостью. Красивый дневной пейзаж с неброскими фигурами человека и собаки навеивают воспоминания о деревне. Наделяют теплом и жизнерадостностью. Притягивает и окружает теплом.
Вы еще не знаете где можно посмотреть мультсериал Южный парк в отличном качестве? В таком случае следует обратиться по адресу http://www.southparkfan.ru/
Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/sochinenie-po-kartine-v-g-perova-botanik/
Описание картины Ботаник – Василий Перов
После остросоциальной тематики в своих работах Василий Григорьевича Перов пишет свое произведение “Ботаник”. Наконец-то, после пережитых разочарований автор возвращается к прекрасной природе. Серию его картин этого периода называют “охотничьей серии”.
Картина “Ботаник” написанная в 1874 году становится продолжением этой серии.
На картине изображена фигура мужчины. Он среднего роста. На нем черная шляпа и неброская одежда, белая рубашка и черные обычные штаны. Она подчеркивает его социальное положение. В руках он держит какую-то трость, а на спине виднеется коробка, уже доверху набита травами.
Мужчина изображен в полусидячем виде. Он очень внимательно рассматривает какой-то вид растения. Возможно, он ученый, учитель природознавства или просто интересуется редкими видами трав.
Одиночество мужчине в его долгой прогулке скрашивает верный друг – пес охотничьей породы. Так как Василий Перов любил охоту, то и любовь к этим животным он передает на полотне. Вид у собаки очень сосредоточен, она четко выполняет свою обязанность охранника.
Пока хозяин изучает интересное растение, он внимательно рассматривает территорию.
Также большое внимание автор определил окружающей природе. Он изобразил обыкновенное поле, но при этом так прорисовал каждую травинку и деревце, что, кажется, будто они живые. Все изображено в светло золотистых тонах, только, где нигде пробивается темно-зеленый.
На светлом небе проплывают пушистые тучки и пробиваются лучи заходящего солнца.
Картина наполнена простотой и легкостью. Красивый дневной пейзаж с неброскими фигурами человека и собаки навеивают воспоминания о деревне. Наделяют теплом и жизнерадостностью.
Притягивает и окружает теплом.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Охотники на привале – Василий Перов Василий Перов был заядлым охотником, поэтому тема охоты в его работах встречается очень часто. Такие полотна с говорящими названиями, как……
- Снятие с креста – Василий Перов Известный русский живописец Перов Василий Григорьевич считается основателем критического реализма. И хотя, большинство его картин относятся к бытовому жанру, последние……
- Утопленница – Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к……
- Первые христиане в Киеве – Василий Перов Перов Василий Григорьевич известный русский живописец. Считается основателем критического реализма. Большинство его картин относятся к бытовому жанру, но в последние……
- Старики-родители на могиле сына – Василий Перов В традиционном для себя русском реализме Василий Григорьевич Перов во второй половине ХІХ века заканчивает работу над картиной “Старики-родители на……
- Сельский крестный ход на пасхе – Василий Перов Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему “Сельский крестный ход……
- Суд Пугачева – Василий Перов Картина Перова была написана, видимо, под влиянием исторических событий. Пугачев известен как организатор восстания. Он хотел, чтобы крестьяне не были……
- Трапеза – Василий Перов Василий Григорьевич Перов – выдающийся мастер 1860-1870-х, темой творчества которого стало обличение несовершенств современного общества. В его живописи нашли отражение……
- Тройка. Ученики мастеровые везут воду – Василий Перов Картина Василия Перова “Тройка” имеет тривиальный для своего времени сюжет и непростую историю написания. Художнику было сложно найти натурщиков для……
- Портрет А. Н. Островского, писателя – Василий Перов Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А. Н. Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом……
- Шарманщик – Василий Перов Василий Перов – выдающийся живописец, его мастерство, вклад в развитие русского изобразительного искусства и отечественной культуры трудно переоценить. Он был……
- Дилетант – Василий Перов Картина “Дилетант” написана в сатирическом стиле. Но сатира бывает тоже разная. Эта картина, я думаю, показывает добрую сторону этого жанра…….
- Дети-сироты на кладбище – Василий Перов Пронзительная, по-настоящему трагичная работа. В дальнейшем Перов разовьет ее в своем творчестве, создав несколько работ составляющих сокровище русской живописи. Перед……
- Последний кабак у заставы – Василий Перов Все творчество Василия Перова неизменно связано с его внутренней моралью. По воспоминаниям близких ему людей, живописца волновало социальное неравенство, его……
- Проповедь в селе – Василий Перов Гениальность пера мастера Василия Перова заключалась не только в филигранном владении силой цвета, линии и других средств художественной выразительности, но……
- Рыболов – Василий Перов Эту картину художник нарисовал в 1871 году. Она отображает не событие, а действие. Произведение написано в ярких тонах, что придает……
- Проводы покойника – Василий Перов Картина “Проводы покойника” была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Искусствоведы относят это полотно к “скорбным” сюжетам из всего……
- Сцена у железной дороги – Василий Перов После появления в России, железная дорога долгое время была чудом для народа. Вот и здесь автор предлагает нам обычную для……
- Птицелов – Василий Перов Картина “Птицелов” была создана Василием Григорьевичем Перовым в 1870 году. Для написания полотна был использован холст и масло. Изображенная на……
- Голубятник – Василий Перов Ощущением счастья, молодости и свободы наполнена эта работа художника. Сюжет прост, легок и понятен, он лишен всяческих сложностей и глубинных……
Описание картины Ботаник – Василий Перов.
Источник: https://art.goldsoch.info/botanik-vasilij-perov/
Перов В.Г. Биография художника. Большой выбор картин и рисунков Перова
Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 4 января 1834 года. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу.
Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией.
Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса.
Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. Следующие годы он работал самостоятельно, живя у отца в имении.
В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище Василий под руководством С.К. Зарянко.
В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя.
Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику большую серебряную медаль. Эта картина стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова».
В 1860 году Перову была присуждена малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы».
Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861). С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства.
О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св.
Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».
После того, как «Сельский крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали — «Проповедь в селе» (1861). На этот раз картина была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины.
В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.
Осенью того же года Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские художников.
Наблюдая народную жизнь в столице Франции, художник создает такие яркие работы, как «Продавец песенников», «Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты.
Перов недолго пробыл в Париже. Испрашивая у академии разрешение на досрочное возвращение, он мотивировал это тем, что «незнание характера и нравственной жизни народа» делают невозможным окончание задуманных им картин. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Первая же картина, созданная после возвращения, — «Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма. «Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович. — Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки. У Перова — никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе.
Близка этой картине по духу «Тройка» (1866). К лучшим произведениям этого типа относятся также «Утопленница» (1867) и «Последний кабак у заставы» (1868).
Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру.
В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников. Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления.
В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени. Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России».
Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. Его «Фомушка-сыч» (1868) — одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. А его портреты? Этот «купец Камынин», сам Островский, Достоевский (1872), Погодин, — разве это не целая эпоха?
Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова — «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили появление знаменитых произведений Сурикова.
Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время.
Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 году, после тяжелой мучительной болезни, художник скончался.
Источник: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=425&op=bio
Владимир Леняшин. Василий Григорьевич Перов
Картины и этюды
Рисунки и наброски
Описание картин
Охотники на привале.
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля.
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского.
Последний кабак у заставы.
Приезд гувернантки в купеческий дом.
Проводы покойника.
Проповедь в селе.
Сельский крестный ход на Пасхе.
Странник.
«Тройка». Ученики мастеровые везут воду.
Христос в Гефсиманском саду.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.
Утопленица.
Описание картины Перова
Источник: http://design-kmv.ru/stati/perov-v-g.html