Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.
Детство и юность
О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.
Портрет Алексея Саврасова
Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку.
Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело.
Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.
Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности.
Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало.
Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).
Алексей Саврасов
Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.
Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.
Карл Рабус
Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.
Живопись
Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:
«Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».
В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.
Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»
Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.
«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.
Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.
В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:
«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре». Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»
Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).
В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».
Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»
70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции.
Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге».
Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.
Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».
Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»
В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал
« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»
В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.
Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.
Личная жизнь
В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.
Портрет Алексея Саврасова
В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний.
Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой.
С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.
Смерть
Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.
Могила Алексея Саврасова
На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:
«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Могила находится на Ваганьковском кладбище.
Картины
- 1850 – «Камень в лесу у Разлива»
- 1852 – «Рассвет в степи»
- 1854 – «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
- 1859 – «Пейзаж с рекой и рыбаком»
- 1862 – «Швейцарский вид»
- 1869 – «Лосиный остров в Сокольниках»
- 1871 – «Бурлаки на Волге»
- 1871 – «Грачи прилетели»
- 1871 – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
- 1873 – «Просёлок»
- 1875 – «Радуга»
- 1884 – «Кутузовская изба в Филях»
Источник: https://24smi.org/celebrity/29786-aleksei-savrasov.html
Художник Алексей Саврасов. Почему автор знаменитой картины «Грачи прилетели» закончил свои дни в полной нищете?
Алексей Саврасов, родившийся 12 (24 по н.с.) мая 1830 года в небогатой московской купеческой семье, с детства увлекся рисованием. Он самоучкой освоил живопись акварелью и гуашью, пробовал писать маслом. Стремление юноши «учиться на художника» вызвало решительное сопротивление отца, видевшего в Алексее продолжателя семейного торгового дела.
Несколько лет, проведенных вне стен училища, когда Саврасов, хоть и урывками, занимался самостоятельно, не прошли даром.
Алексей практически сразу же выделился среди товарищей по учебе не по годам зрелым отношением к живописи и несомненным талантом.
На него обратили внимание и меценаты, которых всегда хватало в Москве, выделив в 1849 году средства для поездки Саврасова на Украину, откуда Алексей Кондратьевич привез несколько хороших картин и массу этюдов.
На молодого пейзажиста обратили внимание и представителей императорской семьи.
Президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна, приобретя в 1854 году одну из его картин, пригласила художника пожить в ее загородном дворце под Ораниенбаумом, чтобы отобразить самобытную местную природу.
Здесь Саврасовым был написан цикл картин, за который Совет Академии художеств присвоил ему звание академика, что было для того времени событием весьма редким. Дело в том, что высокое звание получил живописец, не являвшийся выпускником академии, которому всего-то было 24 года.
Несмотря на педагогическую и общественную деятельность Саврасов продолжал много писать, его картины стали выставляться не только в России, но и за границей.
Он и сам в шестидесятые годы нашел возможность дважды побывать в Европе, посетив крупнейшие галереи и художественные музеи ряда стран, познакомившись с молодыми художниками, которые, как и он, искали новые пути в живописном отображении природы.
Видимо, Саврасов и сам заражался задором своих учеников. В 60−70 годы им написано много прекрасных работ. Наиболее известной из них стала «Грачи прилетели», первые этюды к которой художник написал в деревне Молвитино на родине легендарного Ивана Сусанина.
В конце 1871 года картина была представлена на первой выставке Товарищества передвижников, среди соучредителей которого был и Саврасов. Небольшая по размерам, всего 62×48,5 см, она не затерялась среди работ других пейзажистов.
А сразу же вызвала интерес и собратьев по живописи, и зрителей. Иван Николаевич Крамской так отозвался об этой картине: «Пейзаж Саврасова „Грачи прилетели“ есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин.
Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».
Ситуация усугубилась в 1882 году, когда Саврасов был уволен из училища и лишился казенной квартиры. Жена от художника ушла, а он стал все ниже и ниже опускаться на дно.
Саврасов пытался бороться с судьбой, у него появилась гражданская жена, родилось двое детей. К сожалению, победить пагубную привычку он уже не смог. Но не зря на Руси говорят, что талант не пропьешь.
В минуты просветлений он продолжал писать.
Естественно, что большинство картин в это время создавались Алексеем Кондратьевичем не по вдохновению, а для заработка. Но и в них чувствовалась рука мастера.
1894 году архитектор Александр Померанцев, отправивший в Академию художеств докладную записку с просьбой оказать помощь остро нуждающемуся Саврасову, отмечал: «Не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти … бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках».
Дочь художника Вера, бывшие друзья и ученики всячески пытались помочь Саврасову, но результата добиться не смогли. 26 сентября (8 октября по н.с.) 1897 года Алексей Кондратьевич скончался в московской больнице для бедных. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/36838/
Описание картины Алексея Саврасова «Камень в лесу у разлива»
Описание картины Алексея Саврасова «Камень в лесу у разлива»
«Камень в лесу у разлива» является ранней работой А.К.Саврасова. Несмотря на отсутствие опыта, картина узнаваема, художник уже в ранних работах использовал свой индивидуальный стиль. Картина яркая и запоминающаяся.
На полотне изображен огромный камень, очень необычный и редкого большого размера. Такой валун настоящая вершина для юных следопытов.
На нем стоят два мальчика, видно, что они устали забираться на валун, один мальчик не отпускает ветку, он боится упасть. Ребята чувствуют себя покорителями вершин, взобраться на такую высоту не каждый взрослый осмелится.
Такой поступок навсегда останется в памяти. Для художника это тоже была своеобразная вершина его творческого пути.
Валун символизирует первые победы, он покорил первую высоту. Пусть она под силу обычным деревенским мальчишкам, но она сдалась, покорилась. Такая победа приносит вдохновение и уверенность в себе.
Камень зарос мхом, что говорит о его долголетии. Возможно, он символизирует старые проблемы, которые человек не может преодолеть. Картина дает надежду, показывает, что нет ничего невозможного.
Художник доносит, что главная в жизни это победа над самим собой, своими комплексами и страхами.
Пестрые цвета придают изображению реальности. Лес играет разными оттенками, он не просто фон для главного героя камня, он обнимает валун. Огромная вершина уже давно стала частью леса. Внизу художник использовал более темные тона, что указывает на густоту леса. Видимо мальчишки забрели в глушь, куда редко кто ходит. Это настоящее приключение для ребят.
Мальчик на камне смело снял шляпу и держит ее в руке, он хочет почувствовать дух свободы и ощутить высоту. Ветер развивает его волосы, что еще больше указывает на величие валуна. Чистое небо говорит о хорошем дне и придает теплое настроение картине, ощущается победа над огромным камнем.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-savrasova-kamen-v-lesu-u-razliva/
Читать онлайн "Саврасов" автора Скоробогачева Екатерина Александровна — RuLit — Страница 140
- 1844 — Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния.
- 1845 — вынужден уйти из училища из-за болезни матери.
- 1846 — смерть Прасковьи Никифоровны Саврасовой.
1848 — Саврасов вновь принят в Московское училище живописи и ваяния, в головной класс. Продолжает обучение у К. И. Рабуса.
1849 — поездка Саврасова на юг России (в Харьков, Киев, Одессу, Крым) для исполнения «видов с натуры».
1850 — А. К. Саврасов окончил Московское училище живописи и ваяния со званием неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива». Оставлен при училище для совершенствования в мастерстве «на правах свободного художника».
1851 — первое участие в ученической выставке Московского училища живописи и ваяния.
1852 — вторая поездка в южные губернии России.
1854 — поездка в С.-Петербург по приглашению президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны. В течение нескольких месяцев работал в окрестностях С.-Петербурга, в том числе в Сергиевке — на даче Марии Николаевны. За картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» удостоен звания академика.
1854–1857 — работал в окрестностях Москвы: в Кунцеве, Архангельском, Мазилове.
1857 — после смерти К. И. Рабуса возглавил пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. Женился на Софье Карловне Герц, сестре своего друга по училищу Константина Герца и искусствоведа Карла Герца — первого преподавателя истории искусства в Московском университете.
1858 — П. М. Третьяков приобрел у А. К. Саврасова его картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).
1860 — организация в Москве Общества любителей художеств.
1861 — Саврасов избран в состав Комитета Московского общества любителей художеств; участие в первой выставке Общества. По поручению Общества руководил перевозкой из С.-Петербурга в Москву картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».
1862 — поездка на Всемирную выставку в Лондоне, посещение Франции, Дании, Швейцарии и Германии. Получил звание коллежского асессора.
1863 — награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.
1865 — создание шести декоративных панно с видами Греции, Кавказа, Крыма, Малороссии и Великороссии для новогоднего праздника в здании Благородного собрания, по заказу председателя МОЛХа графа А. С. Уварова.
1866 — получил звание надворного советника. За картину «Зима», представленную на постоянной выставке МОЛХа, удостоен второй премии.
1867 — поездка на Всемирную выставку в Париже. Посетил Швейцарию.
1868 — награжден орденом Святой Анны 3-й степени, Обществом поощрения художников присуждена вторая премия за пейзаж «Осенний вид из окрестностей Москвы».
1869 — участвовал в создании Товарищества передвижных художественных выставок. Совместно с В. В. Пукиревым издал альбом «Курс рисования» (автор пейзажного раздела). Написал картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».
1870 — получил первую премию на конкурсе МОЛХа за картину «Лосиный остров в Сокольниках» (1869). Участвовал в подписании устава ТПХВ. В конце года взял длительный отпуск и вместе с семьей на полгода уехал в Ярославль.
1870–1875 — регулярно пишет с натуры на волжских берегах, создавая этюды и эскизы многих известных картин, видов городов Ярославля и Юрьевца Костромской губернии, Нижнего Новгорода, сел Городец, Болгары под Казанью.
1871 — поездка в село Молвитино Буйского уезда Костромской губернии, где написал этюд к картине «Грачи прилетели».
За картину «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» получил вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге. За картину «Волга под Юрьевцем» получил первую премию МОЛХа.
На Первой выставке ТПХВ экспонировал картины «Грачи прилетели» и «Дорога в лесу».
1872 — избран в правление ТПХВ вместе с В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским. Путешествие по Волге в летние месяцы.
1873 — избран кассиром и распорядителем Московского отделения ТПХВ.
1876 — начинает развиваться болезнь глаз.
1877 — в мастерскую пейзажа, возглавляемую А. К. Саврасовым, поступил И. И. Левитан.
Источник: https://www.rulit.me/books/savrasov-read-574423-140.html
Читать онлайн Саврасов страница 9. Большая и бесплатная библиотека
В Киеве остановились в захудалой гостинице с дешевыми номерами. На другой день пошли осматривать город. Побывали на шумном грязноватом Подоле, поднялись в старый запущенный городской сад, раскинувшийся на взгорье, круто обрывавшемся к Днепру.
Какой вид открывался сверху! Какой простор, какие дали! Подивились красоте Киево-Софийского кафедрального собора. Древний собор с его тринадцатью куполами, несмотря на всю свою монументальность, выглядел легким, изящным, гармоничным сооружением.
Посмотрели внутри Софии Киевской на мраморный саркофаг Ярослава Мудрого, на многоцветные, поражающие богатством и разнообразием красок и оттенков мозаики.
Небольшой карандашный эскиз Киево-Печерской лавры — вот единственное, что сохранилось от этой поездки. Об остальных мы можем судить лишь по свидетельствам современников и по названию некоторых работ — «Вид Харькова с Холодной горы», «Колодец на Гончаровке», «Мельница на Днепре в Кременчуге»…
Путешествие по Украине продолжалось. Трое художников поехали в Николаев, а оттуда в Одессу. Южная степь, плоская и ровная, как стол, выжженная солнцем, была золотисто-ржавого цвета.
Скрипучий тарантас, подпрыгивая на выбоинах и ухабах, тащился через пересыпь — перешеек между морем и двумя лиманами. Места довольно унылые. И все же есть какое-то своеобразие и в этой безжизненной просоленной земле, в застывших, похожих на желе, лиманах, в степных просторах, удивительно высоком небе, струящемся воздухе, в смутном мареве, где скрываются степные дали.
Скоро слева увидели вдалеке залив, гавань, мачты кораблей, расположенный на возвышенности город. Одесса! Огненный шар солнца все ближе и ближе клонился к черте морского горизонта. Саврасов с друзьями подъехали к Херсонской таможне.
Их вещи не осматривали — ведь они въезжали в город, да, по правде говоря, и осматривать-то было нечего: что может быть у этих юнцов в изрядно поношенной одежде? Скромные пожитки.
На городской окраине высились громадные, в четыре этажа, здания, таких даже в Москве не встретишь.
— Це велики дома для пшеницы. Гарни дома… — заметил возница в барашковой шапке, показывая кнутовищем на склады.
Уже совсем вечерело, когда остановились у маленькой гостиницы. Только расположились в мрачноватой комнате с крашеными полами, как что-то довольно сильно бухнуло.
— Что это? — спросил Алексей, выйдя в коридор, у дремавшего на стуле лакея.
— Заревая пушка, — ответил тот. — Как девять часов, так она и бьет. В самый аккурат…
Наутро Одесса изумила их своей по-южному шумной, красочной жизнью.
Алексей с интересом приглядывался к одесской публике. Такой разноликой, такой яркой, такой характерной толпы, как в Одессе, наверно, нигде не встретишь. Саврасов пожалел даже, что он пейзажист, а не художник-жанрист.
Вот идет одесский франт в соломенной фуражке, с кисточкой наверху, в небрежно повязанном шелковом галстуке, в зеленых панталонах. Он победоносно поглядывает по сторонам, подмигивая встречающимся ему хорошеньким женщинам. У него темные бакенбарды, слащавые черносливины глаз.
А вот меняла-еврей с библейской бородой, в длиннополом сюртуке. Загулявший матрос в широких штанах. Тощий музыкант с футляром для скрипки. Негоциант грек с печальными, как у всех греков, глазами. Какая-то модисточка с мило вздернутым носиком.
Молодая женщина, с утра набеленная и нарумяненная, с вихляющей походкой. Купец в полотняной поддевке и скрипучих сапогах. Высунувшаяся из окна женская головка в папильотках…
Быстро пролетели дни, проведенные в Одессе. Путешествие близилось к концу. Из Одессы пейзажисты поехали в Крым.
И там, поработав над этюдами среди кипарисов и кедров живописного побережья, простились, наконец с Черным морем и отправились в обратный путь на север. Алексей Саврасов уже соскучился по дорогой и близкой его сердцу средней полосе России.
Его тянуло домой, хотелось поскорее увидеть подмосковные деревеньки, леса и поля, зеленые берега тихих речек, березы родимого края.
Загорелым, возмужавшим, полным впечатлений вернулся он в Москву. Осенью работы, выполненные им, а также Зыковым и Дубровиным во время поездки на Украину, были выставлены в зале училища.
Картину Саврасова «Вид Харькова с Холодной горы» приобрел московский обер-полицмейстер И. Д.
Лужин, член Художественного совета училища, большой любитель искусств, меценат, покровительствовавший и помогавший молодым художникам.
В училище, как и по всей Москве, много говорили тогда о «строгостях» в университете. Правительство, напуганное народными восстаниями и революциями 1848-1849 годов во Франции, Италии, Испании, Чехии, Венгрии и других странах, поставило целью не допустить распространения в России возникших в Западной Европе опасных и вредных идей.
Принятые царем неотложные меры коснулись прежде всего университетов — этих рассадников русского свободомыслия. Был ограничен прием студентов, прекращено преподавание философии, оказывавшей «пагубное» воздействие на умы, курс логики и психологии поручено вести профессорам богословия. Усилилась слежка за студентами. Им запрещалось посещать кондитерские, так как они читали там газеты.
Вменялось в обязанность непременно носить форму, треугольную шляпу и шпагу.
— Попечителем университета назначен генерал, — сказал Костя Герц Саврасову. — Не хватает только, чтобы он заставил студентов маршировать и стоять в карауле…
В Москву приехал из Петербурга министр просвещения князь П, А. Ширинский-Шихматов. Император поручил ему искоренить крамольный дух среди учащейся молодежи.
Министр занялся университетом, обстановка в других учебных заведениях, в том числе в училище живописи и ваяния, не внушала властям особого беспокойства.
Ширинский-Шихматов развернул бурную деятельность, присутствовал на лекциях, давал указания профессорам, сам проверял их благонамеренность, сажал студентов в карцер…
— Хорошо, что Карла нет в Москве, — заметил Костя. — Его возмутило бы то, что творится сейчас в университете…
Молодой академик
В один из вечеров поздней осени 1850 года к крыльцу бывшего особняка Юшкова с ярко освещенными окнами подъезжали экипажи. Солидные господа входили в училище, раздевались в вестибюле и не спеша поднимались по лестнице.
Постепенно заполнялся большой двусветный зал на втором этаже. Здесь, в актовом зале, на торжественном собрании Художественного общества, воспитанникам, окончившим училище, должны были вручить аттестаты. Алексей Саврасов и Саша Воробьев сидели рядом.
Вместе с другими выпускниками они получили от академии звание неклассного художника: Саша — за акварели «Странник» и портрет с натуры. Алексей — за картину «Вид Московского Кремля при луне» и два этюда.
Из этих трех вещей, над которыми Саврасов, вернувшись из поездки по Украине, работал около года, сохранился лишь одни этюд — «Камень в лесу у Разлива», написанный в имении И. Д. Лужина, вблизи Влахернского монастыря.
С большой любовью и старанием изобразил художник вид подмосковной природы, потаенный уголок леса: огромный, покрытый мхом камень, протекающий возле него ручей, деревья.
Все тщательно выписано — стволы березы и других деревьев, их ажурная тонкая листва, неровная поверхность древнего валуна, расположенного в центре композиции, трава, папоротники, прячущиеся под ними грибы… От этого этюда с его темноватым колоритом веет некоторой условностью. Но картину оживляют, вносят в нее светлое начало фигуры двух мальчиков, залезших на камень. В этих мальчуганах (один — господский сынок, другой — из крестьян) есть что-то венециановское, и они своим присутствием как бы связывают несколько мрачновато-романтический пейзаж с реальной жизнью.
После торжественного собрания соученики поздравляют Саврасова. В небольшом круглом зале с белыми колоннами к нему подходит Костя. Герц, который окончит училище лишь через год, дружески обнимает и говорит:
— Ты давно не был у нас. Сестры спрашивали о тебе. И Софи велела непременно привести тебя к нам. Придешь?
- — Конечно…
- Алексею приятно узнать, что одна из барышень, миловидная Софья, не забыла о нем, помнит и хочет его снова увидеть.
- Карл Иванович Рабус, веселый, сияющий, в новом, по случаю праздничного вечера, сюртуке, сказал ему несколько приятных фраз, заметив, что Алексей его лучший ученик, что он гордится им и ждет от него многого. И тут же не преминул повторить то, что уже говаривал не раз:
— Работайте! Ни дня без рисунка. Пусть это будет небольшой набросок, неважно. Работать надо постоянно, систематически. Только неустанный труд принесет успех и признание. И больше, голубчик, пишите с натуры. Следуйте природе, учитесь у нее. Она наш великий наставник…
Легко и радостно на душе у Саврасова. Саша Воробьев тоже в приподнятом настроении. Они художники! Даже как-то не верится, что все позади…
— Теперь не надо больше ходить на занятия, и у нас будет достаточно времени для работы, — говорит Саша. — Что ты будешь писать?
— Хочу сделать виды Москвы зимой, — отвечает Саврасов. — Заснеженные улицы, снег на крышах, сугробы… И днем, когда солнце, и ночью, когда луна и ее бледный свет лежит на снегу… Летом буду писать этюды в Кунцеве или еще где-нибудь. А ты?
— Мое дело — портреты. Странники, богомольцы, нищие, девушки, дети, богачи, бедняки, светские дамы, горничные… И маскарадные фигуры… И многое другое. Хочешь, напишу твой портрет?
— Что надумал!
— Обязательно напишу! Вот увидишь…
— Ты мастер. У тебя здорово получается. Живо и правдиво. Мне нравятся твои акварели. Завидую тебе, Саша. Ты уже нашел себя, нашел свой путь, ты знаешь, что и как надо делать. А я все еще не ведаю, все еще ищу чего-то…
- Саврасов замолчал, но тут же заговорил снова:
- — Ты помнишь картины Федотова?
- — Разумеется, помню.
Источник: https://dom-knig.com/read_181338-9
«Не забудь живописца Саврасова…»
Исполнилось 180 лет со дня рождения русского живописца А.К. Саврасова, чья удивительная, тонкая и трогательная картина «Грачи прилетели» (1871 г.) знакома нам с детства. Современные художественные снобы считают ее обыденной, однако, на мой взгляд, это полотно является шедевром русского искусства, значение которого выходит за рамки собственно живописи. А все творчество Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897) видится нам выдающимся.
В связи со знаменитой картиной советский поэт фронтовой плеяды Давид Самойлов написал в 1960-х (то есть спустя столетие) замечательное стихотворение, где есть такие строки: «А все же «Грачи прилетели» – / Хорошая очень картина…»
Конечно, хорошая. Столь хорошая, что ее называют визитной карточкой не только самого Саврасова, но и вообще русского лирически-философского пейзажа.
Иными словами, эта картина задевает некие русские космические струны, которые невозможно рационально описать, зато можно дать намек на них – например, языком искусства. За полтора века картина по-прежнему воспринимается весьма свежо, дышит пронзительной русской грустью и надеждой.
Автор оставил несколько версий этого полотна, самая из удачных находится теперь в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
Александр Бенуа, человек весьма критичный, в своей книге «История русской живописи» (1901 г.
) в очерке об этой картине Саврасова написал высоко и образно: «»Грачи прилетели» – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима.
Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни».
Мало кто знает, что написана эта знаменитая картина была в селе Молвитино Костромской губернии (на реке Шача, в 62 км к северо-востоку от Костромы, теперь на трассе Кострома – Буй), с XVII в.
принадлежавшем боярскому роду Салтыковых, а в 1939 г.
переименованном в Сусанино, поскольку в нескольких километрах от него, в деревне Деревеньки (которая уже не существует) родился знаменитый герой Отечества крестьянин Иван Осипович Сусанин.
Воскресенская церковь XVII в., изображенная на картине Саврасова «Грачи прилетели», является главной достопримечательностью поселка Cусанино. Сейчас в церкви – музей И. Сусанина.
Нам показалось интересным узнать, как сегодня выглядит увековеченный живописцем храм – и целую серию чудесных снимков, сделанных в разное время года, мне прислал для большого фотоальбома «Храмы великой России» (Москва, Эксмо, 2010) житель Сусанино Сергей Берегов – доброхот, любитель своего дивного края.
Искусствоведы верно указывают, что «созвучие интимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова и присуще всем его лучшим произведениям.
Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер. Сложно найти картины более скромные и убогие по сюжетам, чем весны Саврасова.
Но от них веет таким очарованием, такой Родиной, такой нежной близостью и любовью, что оторваться невозможно».
Яркий ученик Саврасова К.А. Коровин, которого справедливо называют первым русским импрессионистом, вспоминал: «Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты.
Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой – его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались… Саврасов, этот был отдельно.
Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора – такие бывают.
Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то – все как-то не про то – про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают…»
Разумеется, и до Саврасова Россия видела-перевидела выдающихся мастеров пейзажа. Но справедливо отмечено, что их произведения более походили на копии и аллюзии итальянских, французских и иных пейзажей, тогда как неформулируемый дух русскости не был явлен в такой полноте даже в их лучших полотнах.
И именно Саврасов «первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля». Художник И. Крамской писал: «»Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин.
Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»»…
Напомним, что Саврасов родился 12 мая по ст. ст. 1830 г. в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке в Москве, и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, за Яузой. Детские годы мальчик провел в Замоскворечье – на Якиманке, на ул.
Пятницкой, у Калужской заставы.
К 12-летнему возрасту Алексей самоучкой овладел кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде «Извержения Везувия» или «Бури на море» (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по низким ценам торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.
Но поступив в 1844 г. в Московское училище живописи и ваяния, он, по-видимому, из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учебу. И только в 1848 г.
, благодаря помощи соучеников – Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом.
В 1848 г. молодой живописец был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, представивший лучшие эскизы. А в 1849 г. по совету Рабуса и на средства мецената И.В.
Лихачева он совершил поездку на Украину, и в результате критики заговорили о живописце как о надежде русского искусства.
А еще через год Совет Московского художественного общества присвоил Саврасову звание художника – за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) и «Камень в лесу у Разлива» (1850, ГТГ).
Утверждают, что его работа того периода «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости художнику традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения «тихие и беспорывные, как русская природа» (как сказал Гоголь о «деревенских» стихотворениях Пушкина).
Позднее, создав немалое количество полотен и широко утвердившись как мастер, в качестве главы московской школы пейзажной живописи Саврасов выступил в числе 23 художников с инициативой организации Товарищества передвижных выставок, сразу прогремевшего на всю Россию.
Искусствоведы сетуют-де, «к сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался «автором одной картины»». Хотя, и до и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ – «Проселок», «Радуга», «Зима», «Распутица», «Оттепель», «Рожь», «Закат над болотом», «Домик в провинции. Весна».
Это и верно, и не совсем. Для тех, кто любит русское, кто любит русскую живопись, не остались в стороне от сердца многие полотна Алексея Кондратьевича.
Из биографии живописца узнаем, что личная драма художника, случившаяся с ним в последние десятилетия XIX в., во многом отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Разрыв с женой С.К.
Герц, ранняя смерть нескольких детей, отход от педагогической деятельности, от друзей и охлаждение со стороны публики привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и «развитию алкоголизма до размеров непреодолимого недуга». Он до последних своих дней оставался одиноким, неудержимо опускался на дно, попал в кабалу к мелким торговцам.
Жил годами в абсолютной нищете и умер в больнице для бедных, если не сказать погиб, тяжело больным – 26 сентября (8 октября) 1897 г., в 67 лет – в Москве же, где и родился.
Среди немногих, провожавших его в последний путь, был пейзажист И.И. Левитан, коему принадлежат скрижальные слова: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта».
Вослед Исааку Ильичу Левитану, благодарному и чрезвычайно одаренному ученику Саврасова, пошлю свое стихотворение марта сего года:
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»
Кто толкует про крах человечества, кто куёт себе «счастья ключи»… Только вновь — на гнездовья Отечества по весне прилетают грачи. Всё возможно для русского — Палехи, и Федоскино, и Хохлома, и молоховы всполохи памяти, где кровавой слюны бахрома.
Можно дыбить судьбину хитровую, стыдный сор выносить из избы… Только всё ж колокольню шатровую — средь берёз, в облаках — не избыть. Вспомни церковку ту, Воскресенскую, меж грачиных пронзительных гнёзд, синеву Богородцеву женскую, что сочится на землю из звёзд.
Вспомни тёмные маковки медные, тени веток на талом снегу. И крестьянские хижины бедные не затри в замутнённом мозгу.
Отдыхай, прозревай или ратничай — поднимай над горбушкой ржаной за помин Алексея Кондратьича русской водки стакан крыжаной! Помрачившийся классово, расово, мой народ, заплутавший, как тать, не забудь живописца Саврасова,
- что учил Левитана писать.
- http://rusedin.ru/2010/06/05/ne-zabud-zhivopistsa-savrasova/
Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/iyun/07/ne_zabud_zhivopisca_savrasova/