Какие бывают музеи

Евгения Климкович

Здравствуйте, дорогие ребята! И вам, уважаемые взрослые, тоже большой и теплый привет!

Наверное, каждый из вас хоть раз был в музее. Ежедневно по всему миру тысячи туристов выстраиваются в длинные очереди, чтобы увидеть произведения науки и искусства, побывать на различных выставках и потом обменяться своими впечатлениями об увиденном.

Многие из культурных достопримечательностей слывут своей известностью по всей планете. Знаете ли вы такие – те, куда хотел бы попасть любой путешественник?

Какие бывают музеи

Предлагаю вспомнить самые знаменитые музеи мира, разбросанные по разным странам, чтобы, когда соберетесь в далёкий путь, вы смогли запланировать их посещение в своей экскурсионной программе. Ну а прямо сейчас, чтобы вы смогли интересно и увлекательно рассказать о них в классе.

Итак, топ-десятка известнейших из известных, по мнению блога «ШколаЛа».

Парижский Лувр

Какие бывают музеи

Некогда бывший средневековой крепостью, а потом местом проживания французских королей, он открылся для посетителей в 1793 году. 160106 квадратных метров занимаемой общей площади, более 400 тысяч представленных экспонатов – всё это о великом и завораживающем Лувре!

Какие бывают музеи

Его расположенная в центре стеклянная пирамида ежегодно привлекает около 9,5 миллионов посетителей и становится объектом для фотоснимков, как один из символов Парижа. Это место, где находится одна из мировых художественных загадок – картина да Винчи «Мона Лиза».

Какие бывают музеи

Сегодня в Лувре семь огромных отделов, детально осмотреть выставочные экспонаты в которых можно, как говорят, только за неделю, не меньше. Здесь присутствуют:

  • отдел прикладного искусства;
  • залы живописи, графики и скульптуры;
  • искусство Древнего Египта и Древнего Востока;
  • исламский и греческий отделы;
  • римский зал;
  • и культура этрусской империи.

Музеи Ватикана в Риме

Какие бывают музеи

В выставочном комплексе 1400 залов и расположены в них 50 000 объектов. Готовьтесь пройти около 7 километров, чтобы осмотреть все представленные экспонаты.

Какие бывают музеи

Сердцем ватиканского музея считается Сикстинская капелла — памятник эпохи Возрождения, стены которой были расписаны рукой Микеланджело. Дойти до нее можно, только преодолев весь музейный коридор.

Какие бывают музеи

Начали строить итальянский музей ещё в 4 веке — тогда были заложены первые камни церкви святого Петра, только в 9-м появились стены, а к 13-му веку они выстроились в папскую ватиканскую резиденцию. Ежегодно около 5 миллионов посетителей приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть собранные римскими католиками за несколько веков сокровища.

Британский музей в Лондоне

Какие бывают музеи

У открывшегося в 1759 году выставочного центра достаточно непростая история, а в характеристике присутствуют тёмные пятна. Его именуют не только музеем всех цивилизаций, но и хранилищем украденных шедевров.

Какие бывают музеи

Это место, где находятся предметы культуры Египта, Греции, Рима, Азии и Африки, а также средневековой Европы. Только вот многие из 8 миллионов экспонатов появись в Британском музее далеко нечестным путём. Так, древнеегипетский Розеттский камень, впрочем как и некоторые другие достояния из Египта, приехал сюда, будучи отобранным у армии Наполеона.

Какие бывают музеи

Из Греции по странному разрешению турецкого правителя были вывезены в Лондон драгоценные скульптурные экспозиции.

Кстати, вход в Британский музей абсолютно бесплатный.

Японский Национальный музей в Токио

  • Посвящённый природе и науке, отличается он тем, что в нём вместе с чудесами техники находятся чучела животных, найденные останки динозавров и их макеты.

Здесь на крыше шестиэтажного здания вы найдёте ботанический сад с солнечными зонтиками, автоматически раскрывающимися при приближении. Тут есть «зал леса», где можно побродить среди богатого растительного мира.

  1. В глобальной галерее сможете проследить за эволюцией всего живого на Земле и ознакомиться с современными технологиями, а в японской узнать исторические факты про страну восходящего солнца.
  2. А ещё этот музей входит в список знаменитых мест, потому что посетители могут на минутку стать учёными и лично провести ряд экспериментов.

Американский Метрополитен

Этот музей находится в Нью-Йорке и по праву входит в число самых знаменитых. Посудите сами: тут собраны артефакты эпохи палеолита, которые соседствуют с современными экспонатами из области поп-арта, есть предметы культуры Африки, Востока и Европы, живопись от 12 до 19 века, музыкальные инструменты, оружие и одежда народов пяти континентов.

Появился музей благодаря группе предпринимателей, общественных деятелей и художников, которые подарили ему свои коллекции, а они пополнились двумя миллионами выставочных предметов. В общем, здесь есть, что посмотреть!

Площадь культурного достояния Америки разделена роскошными переходами и лестницами, объединяющими постройки разных времён с высокими колоннами, фонтанами и витражами. Причём его название ничего общего с подземным транспортом не имеет, а образовано от слова «метрополис», то есть «большой город».

Мадридский музей Прадо

Испанский культурный центр живописи собрал под одной крышей более 7600 картин, 1000 скульптур, 8000 рисунков, 1300 предметов искусства. Получил он своё название благодаря одноимённому парку, в котором находится.

  • Хоть здесь и нет изящных интерьеров и позолоченных лестниц, зато в музее собрано огромное количество коллекций живописи разных европейских школ: испанской, итальянской, германской, британской, большая часть из которых была собрана церковью и представителями королевской семьи.
  • К слову, здесь есть копия находящейся в Лувре «Моны Лизы», нарисованная учеником Леонардо да Винчи.

Рейксмузеум в Амстердаме

Главный государственный музей Голландии расположен в старинном дворце с башнями и рельефными скульптурами и разделён на 200 залов, где находятся многие шедевры голландского и мирового искусства. Здание из красного кирпича стоит на набережной канала и протягивается на целый квартал.

  1. Основным шедевром амстердамского музея является картина Рембрандта «Ночной дозор».

Имеются и холсты художников Золотого века. А ещё выставочные залы изобилуют разными антикварными вещицами от старинной мебели до фарфоровой посуды.

Питерский Эрмитаж

Россия тоже может по праву войти в список и похвастаться музейным достоянием, известным по всему миру. Русский культурный гигант славится самой большой в мире коллекцией картин. Здесь можно познакомиться с историей от каменного века до современности, а Золотая комната – отдельная история, ведь там собраны драгоценности российской империи и не только!

Берёт своё начало Эрмитаж с коллекции императрицы  Екатерины II и, расширившись впоследствии, представляет сегодня музейный комплекс из шести зданий, где представлены более 3 миллионов экспонатов.

Каирский музей

  • Этот объект культуры до недавнего времени был известен своей полной коллекцией египетского искусства, в котором собраны тысячи сокровищ из гробниц Тутанхамона.
  • До произошедшей революции в Египте в каирском музее было более 120 000 древних экспонатов, среди которых монументальные скульптуры Сфинкса древнего периода, гробницы и мумии египетских фараонов, украшения цариц.
  • Остаётся только надеяться, что египетская нация сможет сохранить своё достояние.

Археологический музей в Афинах

  1. Это крупнейший культурный центр Греции, в котором находятся экспонаты разных эпох, а вот коллекции керамики и скульптуры – в списке самых богатых в мире.
  2. Разнообразные коллекции музея включают в себя находки аж 6800 года до нашей эры, среди которых – глиняные, каменные и костяные сосуды, оружие, украшения и инструменты.

Разные музейные интересности

Сегодня мы с вами составили список из десяти знаменитых музеев мира, находящихся в разных странах, которые у всех на слуху. А ведь есть в мире и такие музеи, о которых мало кто знает, но о которых стоило бы узнать, потому что они ну очень необычные. На видео ниже представлены некоторые из них.

А еще:

  1. В Стокгольме есть музей, построенный вокруг корабля, и, как ни странно звучит, широко известный благодаря своей бестолковости. За свою недолгую историю мореплавания он проплыл всего лишь милю и затонул, был поднят со дна моря и стал центром экспозиций, которые достаются с морских глубин.
  2. В Нидерландах есть музей-тело человека, куда посетители попадают через колено и путешествуют внутри организма, выходя через мозг. Там есть всё: и органы, и артерии, и звуковое и обонятельное сопровождения деятельности, происходящей внутри нас. Кто хочет узнать о себе изнутри, добро пожаловать!
  3. Самый вкусный музей находится в Кёльне. Это центр истории шоколада, где можно узнать, откуда пришли какао-бобы, как делают шоколад и даже готовят блюда из сладкого десерта!
  • Надеюсь представленная в статье информация поможет вам при разработке ваших исследовательских проектов.
  • Удачи в учебе!
  • Евгения Климкович.

Источник: http://shkolala.ru/proekty/iskusstvo/samyie-znamenityie-muzei-mira/

Художественные музеи России: список, описание и интересные факты :

Россия – страна огромная и многоликая. В культуре страны переплелись традиции, обряды и привычки многочисленных народов, проживающих на ее территории. Огромное влияние на развитие эстетических ценностей оказали предметы искусства и быта других государств. Сегодня эти исторически важные экспонаты являются частью коллекций многочисленных художественных музеев России.

Общая информация

Художественный музей – это одно из направлений искусствоведческой деятельности. Коллекции таких учреждений представляют, прежде всего, культурную ценность. Это предметы изобразительного и прикладного искусства. Художественный музей направлен на удовлетворение эстетической и познавательной потребности человека.

Интересной особенностью такого типа музея является то, что часто он создается для хранения и демонстрации предметов современного искусства, представляя только культурную ценность. Позже они начинают приобретать ценность историческую.

Какие бывают музеи

Художественные музеи могут быть разных форм и направлений. Они могут занимать небольшие площади или охватывать огромные территории, располагаться в зданиях или под открытым небом, хранить как подлинники, так и копии предметов искусства.

Формирование художественных музеев в России

Первые коллекции предметов, имеющие культурную ценность, начали появляться в России в монастырях (собрания икон) и в домах бояр в 17-м веке. Знать собирала коллекции живописи, украшений, оружия. Естественно, такие коллекции были частными и не предназначались для демонстрации публике.

Также в 17-м веке начинают формироваться самые известные художественные музеи России: Оружейная палата, Эрмитаж, Третьяковская галерея. Наибольший вклад в развитие музейного дела в России внес реформатор Петр Первый. Именно он повелел «явственно за стеклы» поместить регалии царской семьи.

Долгое время художественные музеи России носили «дворцовый характер». Коллекции размещались в имениях знатных семей в качестве части дворцового интерьера. Для широкой публики эти собрания ценностей стали доступными во второй половине 19-го века.

С этого времени список художественных музеев России стал расширяться. Кроме столичных музеев, стали открываться публичные собрания ценностей в провинциальных городах. Основную их часть составляют художественные музеи, организованные при учебных заведениях.

Всего в начале 20-го века, на закате Российской империи, насчитывалось около 20 художественных коллекций, доступных к просмотру.

В эпоху Советского Союза развитию музейного дела уделялось достаточно много и времени, и сил. Причиной тому стала национализация частных собраний знатных родов. И уже к концу 20-го столетия в России насчитывалось более 350 художественных музеев.

Какие бывают музеи

Краткий список художественных музеев России

Россия – это огромная страна, богатая своей историей, культурой и ценностями. Естественно, ведущие художественные музеи России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Однако не следует забывать и о других городах, в которых хранятся экспонаты, пользующиеся огромной популярностью у посетителей:

  1. Уникальные памятники русского зодчества в Суздале и Архангельске. Глядя на впечатляющие деревянные сооружения, сложно представить, что при их строительстве не использовалось ни единого гвоздя.
  2. Областной музей изобразительных искусств в Ростове-на-Дону располагает работами не только русских мастеров. Среди шести тысяч экспонатов содержатся творения художников и скульпторов европейских государств, а также Японии и Китая. Этот художественный музей России – пример того, как важно приобщать к искусству подрастающее поколение. В нем уже более 25 лет существует Детская художественная галерея.
  3. Воронцовский дворец в Крыму – место уникальное и незабываемое. На посещение этого дворцово-паркового ансамбля следует выделить не меньше двух дней. Кажется, каждый сантиметр великолепного пейзажного парка, каждая ступенька диабазовой лестницы, каждый элемент английского интерьера, сохраненного в первозданном виде, завораживает и является прекрасным творением рук великих мастеров.
  4. Областной музей янтаря в Калининграде представляет коллекцию из 15 тысяч украшений. Здесь собраны янтарные предметы от эпохи неолита до современности. А расположен музей в старинной крепостной башне 19-го века.
  5. Музеи ивановского ситца и вологодского кружева наглядно демонстрируют публике текстильные произведения искусства, которые стали символами этих городов.

Это лишь малая толика художественных музеев России, которые играют важнейшую роль в сохранении и развитии культурного облика страны.

Какие бывают музеи

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из старейших и известнейших художественных музеев в России и мире. Он обладает самой крупной коллекцией, сосредоточенной в одном здании. Это более 3 миллионов экземпляров.

Читайте также:  Воронцовский дворец-музей в крыму, украина

Чтобы пройти все залы Эрмитажа посетителю потребуется около 12 с половиной часов. Причем все это время следует идти, не делая остановок. А чтобы увидеть и изучить каждый экспонат, потребуется пройти 24 км.

И займет такая «прогулка» 11 лет! Эрмитаж входит в тройку самых известных и ценных музеев мира.

Особый интерес представляют необычные сотрудники музея. Дело в том, что в Эрмитаже проживает около 70 котов. Впервые они были впущены во дворец по повелению императрицы Елизаветы с целью избавления от крыс, портящих стены здания.

Самый именитый художественный музей России название свое получил от французского слова ermitage, что означает «келья». Это связано с тем, что изначально экспонаты хранились в отдельных уединенных местах.

Какие бывают музеи

Государственная Третьяковская галерея

В середине 19-го века посещение Эрмитажа вдохновило 20-летнего Павла Третьякова создать собственную коллекцию живописи. Так началась история Третьяковки. Коллекция, носившая первоначально частный характер, была подарена в конце 19-го столетия Москве и ее жителям.

Сегодня самая обширная картинная галерея России занимает 8 зданий, в коллекции ее более 100 тысяч полотен.

Среди экспонатов – две версии «Черного квадрата» Малевича, картина «Богатыри» Васнецова, которую автор рисовал целых 27 лет. Чтобы заполучить портрет А.П. Чехова, Третьяков направил художника Браза в Ниццу, где тогда находился писатель. Антону Павловичу этот портрет, кстати, не понравился. По его мнению, выражение лица у него на портрете «такое, точно я нанюхался хрену».

Какие бывают музеи

Государственный Русский музей

Идея создания музея русского национального искусства принадлежала Александру Третьему с целью поддержания в народе патриотических чувств. Музейный комплекс включает в себя 5 зданий на улицах Санкт-Петербурга. Каждое из них является памятником архитектуры.

Главное здание – Михайловский или Инженерный замок. На его месте когда-то располагался храм Михаила Архангела, замок принадлежал Павлу Первому, а в конце 19-го века там размещался корпус инженерного училища. Название замка уникально по многим причинам.

Во-первых, в истории русской архитектуры редким случаем является то, что название светскому сооружению дано не по имени собственника и не по территориальной принадлежности, а в честь святого. Во-вторых, среди множества дворцов это сооружение было названо замком. Связано это с тем, что император Павел Первый принадлежал Мальтийскому ордену.

На сегодняшний день в этом художественном музее России содержится более 411 тысяч экспонатов, посвященных русской культуре.

Какие бывают музеи

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Первоначально этот музей создавался для студентов, интересующихся скульптурой. Особый интерес представляет стиль, в котором выполнено здание. Увидев античные колонны, можно предположить, что это классицизм.

Однако это мнение меняется при входе в здание, в котором обнаруживается стеклянный потолок.

Дело в том, что в музее не планировалось искусственное освещение, он должен был работать только в светлое время суток, так как экспозиции сначала составляли только скульптуры, которые лучше осматривались при дневном свете.

С 1949 года коллекция музея не демонстрировалась, так как под сводами здания размещалась выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных государств. Эта экспозиция была закрыта только после смерти лидера.

Одним из самых ценных экспонатов музея считается клад Приама, найденный во время раскопок древней Трои. Этот клад долгое время считался утерянным. На самом деле во время Великой Отечественной войны он был вывезен в Советский Союз из Германии и до 1993 года хранился в запасниках пушкинского музея.

Какие бывают музеи

Оружейная палата

Бывшее казнохранилище сегодня является крупнейшей сокровищницей России. Большинство экспонатов – это творения кремлевских мастеров.

Именно здесь хранятся знаменитая шапка Мономаха, трон Ивана Грозного и другие уникальные предметы, сыгравшие важную роль в истории государства.

В 9 залах музея продемонстрированы серебряные и золотые изделия, государственные регалии, предметы вооружения, драгоценные ткани и светские костюмы разных эпох.

Источник: https://www.syl.ru/article/357390/hudojestvennyie-muzei-rossii-spisok-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Занятие " Какие бывают музеи?"

  • 1.Организационный момент
  • Постановка темы урока
  • 2.Основной этап
  • 2.1 Рассказ учителя о первом музее
  • 2.2 Экскурсия №1
  • Музей- сокровищница Кремля «Оружейная палата»
  • Экскурсия №2
  • Музей Палеонтологии
  • Древние животные динозавры
  • Практическая работа в парах
  • Фильм
  • Просмотр фильма
  • Физминутка
  • Экскурсия №3
  • Политехниче-ский музей
  • Экскурсия №4
  • Музей Космонавтики
  • в Калуге
  • Заключение
  • -Здравствуйте, ребята!
  • Мы продолжаем с вами знакомиться с культурно-просветительными учреждениями.
  • Вспомните, какие учреждения культуры вы знаете?
  • (библиотеки, театры, музеи).
  • — Сегодня мы с вами совершим путешествие сразу в несколько музеев, и узнаем много интересного и попробуем ответить на вопрос «Для чего нужно посещать музеи?»
  • — Ребята, а кто из вас был в музее и что там особенно запомнил? (ответы детей)
  • — А кто из вас знает, что означает слово «музей»?
МУЗЕЙ –(от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

-Первый русский музей был создан Петром I почти 300 лет назад Петербурге — это Кунсткамера – собрание диковинок для всеобщего обозрения (показ портрета Петра, Кунсткамеры)

-С того момента прошло много лет и теперь только в России насчитывают более двух с половиной тысяч музеев. Что же интересного можно увидеть в музее?

  1. Об этом и пойдет наш разговор.
  2. -Вам было дано задание, подготовить в группах рассказ об одном из музеев.
  3. -Итак, мы отправимся с вами на первую экскурсию.

Нас встречает в музее всегда экскурсовод. Кто это?

  • ( человек, который рассказывает об экспонатах музея)
  • (экскурсовод)-ведет экскурсию.
  • -Что вы можете сказать про эти слова?(родственные)
  • Правильно.
  • А как надо вести себя в музее?
  • — Итак, слово экскурсоводам первого стола.
  • (музей- сокровищница Кремля в Москве «Оружейная палата»)

1 ученик: Оружейная палата- это музей- сокровищница. В нем собраны царские драгоценные предметы. Это один из интереснейших музеев мира. Музей состоит из 9 залов и расположен на 2 этаже.

2 ученик: На первом этаже вы увидите древнерусскую одежду и роскошные царские наряды тех времен. Платья расшиты золотыми и серебряными нитями и украшены жемчугом и изумрудными пуговицами. Такие наряды поражали иностранцев. Какие бывают музеи

3 ученик: Также вы увидите несколько царских карет, которые поражают нас своей роскошью.

Какие бывают музеи

4ученик: Какой же царь без трона и государственных атрибутов власти (скипетр и держава)

И конечно же знаменитая Шапка Мономаха. Вес ее 700 грамм. Ее одевали один раз в жизни – во время венчания на царство.

Какие бывают музеи

— А как вы думаете для чего нужны были другие шапки?

(для других торжественных моментов каждый царь имел свою шапку-венец). А также вы увидите царскую посуду и много ещё удивительно красивых предметов.

Ждём вас в нашем музее.

-Итак, слово экскурсоводам из второй группы.

— Они приглашают нас в музей Палеонтологии. Он расположен в г.Москве.

  1. — Кто-нибудь из вас знает что обозначает слово «палеонтология»?
  2. Палеонтология — наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид.
  3. Эта наука изучает историю происхождения жизни на земле.

1 ученик: Палеонтологический музей по праву считается одним из крупнейших музеев мира. Шесть залов музея последовательно показывают историю жизни на Земле и знакомят с различными группами вымерших организмов.

2 ученик: Подмосковный зал рассказывает об истории московского региона. Здесь показаны животные, которые обитали на территории Московской области в разные геологические эпохи.

3 ученик: В музее так же можно увидеть экспонаты разнообразных древних млекопитающих. Среди них – гигантский безрогий носорог, большерогий олень (вес рогов которого составляет 40 кг), пещерные медведи.

— Ребята, а как вы думаете, какие животные самые древние и которые жили много миллионов лет назад? (динозавры).

— А теперь давайте с вами проведем маленькую практическую работу (работа в парах).

Задание: перед вами лежит конверт. Ваша задача собрать все пазлы и определить ,что за животное у вас получилось.

  • ( учащиеся складывают изображения различных динозавров)
  • Приложение №1
  • -Кто из вас знает,как они назывались?
  • (ответы детей)
  • — А теперь,ребята, давайте с вами перенесемся в музей Палеонтологии, чтобы своими глазами увидеть самых древних животных.
  • (Смотрим фильм. )
  • А теперь, ребята обратимся с вами к экскурсоводам номер три.
  • Данная группа расскажет про Политехнический музей.
  • _ Как вы думаете, что мы увидим в политехническом музее?
  • -1 ученик: Политехнический музей – это главный музей истории науки и техники нашей страны.
  • Мы предлагаем вам загадки:
  • 2 ученик: Живёт в нём вся Вселенная, А вещь обыкновенная. ( телевизор)
  • 3 ученик: Стоит красивый сундучок, Его не тронешь – он молчок.
  • Но стоит ручку повертеть

, Он будет говорить и петь ( радиоприемник)

  1. 4 ученик: Через поле и лесок подаётся голосок.  Он бежит по проводам — 
  2. Скажешь здесь, а слышно там. ( телефон)
  3. 1 ученик : Делит, множит, прибавляет
  4. Он считать нам помогает ( калькулятор)
  5. ( На доске ученики прикрепляют картинки данных предметов)
  6. Приложение №2

— Такими вы видите эти предметы каждый день. А теперь мы предлагаем вам посмотреть в нашем музее, с чего всё начиналось.

1ученик: Небывалый интерес вызовет осмотр экспозиции «Транспорт», где представлены старинные велосипеды, автомобили, мотоциклы.

2ученик: Данный музей состоит из 61 зала, включая компьютерный класс. На экскурсии вы увидите первую счетную машинку, первую атомную бомбу , первого робота Сепульку и даже черный ящик.

  1. Ученик: Также вы можете познакомиться с работой различных электростанций, а также сможете сами опробовать запустить один из них (лампочка, фен, блендер).

Приходите к нам в музей, здесь много интересного и познавательного.

-А теперь познакомимся с экскурсоводами четвертой группой.

1 ученик: Мы приглашаем вас в особый музей — музей Космонавтики . Он находится в Калуге на родине основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.

2 ученик: Сколько неизведанного и загадочного хранит в себе слово « космос». Давайте с вами проведем маленькую викторину и проверим , что вы знаете о космосе .

Викторина:

  1. Почему день космонавтики отмечается именно 12 апреля? ( день полета первого человека в космос)

  2. Сколько минут продолжался полет Ю.А.Гагарина? (108мин)

  3. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой первый полёт Юрий Гагарин? (Восток)

  4. Как звали собаку, которая первая полетела в космос?

  5. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (Циолковский)

  • 3ученик: Добро пожаловать в наш музей Космонавтики.
  • Здесь вы увидите настоящий метеорит весом 42 кг.
  • Точную копию первого в мире искусственного спутника Земли.
  • А также луноход и точную копию ракеты «Восток».

Какие бывают музеи

4ученик: Вы сможете увидеть настоящий костюм космонавта и узнаете, как питаются в космосе наши космонавты.

Какие бывают музеи

— Вот и завершилось наше увлекательное путешествие

в мир музеев.

-В каких же музеях мы сегодня побывали? Что вам особенно понравилось? Для чего создаются музеи?

  1. -Ребята, скажите для чего нужно посещать музеи?
  2. ( ответы детей)
  3. -В какой музей вам захотелось поехать?
  4. В нашем городе тоже есть свой краеведческий музей, в котором обязательно нужно побывать и больше узнать о нашем городе.

Источник: https://multiurok.ru/files/zaniatiie-kakiie-byvaiut-muziei.html

Какие бывают музеи

Какие бывают музеи

   В зависимости от развития науки, культура и производство, постоянно выделялись и новые дисциплины, сферы культуры и отрасли, что, безусловно, оставляло след и на их классификации, а именно увеличению количества профильных групп. Так какие бывают музеи? Музеи делятся на конкретные, большие группы, которые также можно разделить на подгруппы в связи с определенным профилем. Исходя из подобных классификаций, можно выделить несколько групп музеев.

   Музеи, в которых часто можно встретить задокументированную историю человечества за все периоды его существования – от давних времен до нашего времени, историю отдельной нации или эпохи, или же специализированные на археологических раскопках, нумизматике и так далее, относят в группу исторических музеев. Как известно, в 80-е — 90-е года минувшего столетия на территории бывшего Советского Союза насчитывалось около трехсот исторических музее и двухсот их филиалов. Даже сегодня чаще всего можно встретить именно исторические музеи – эта группа самая распространенная.

   На территории России находится примерно 120 музеев с военно-исторической направленностью, 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этнографических, а также архитектурных музеев. Больше половины групп музеев, относящихся к профилю «исторические», объединены с аналогичными музеями во всем мире (Международная ассоциация музеев военной истории и оружия при ЮНЕСКО или Организация городов Всемирного наследия OWHC).

Читайте также:  Преферанс, васнецов, 1879

   В художественных музеях вы сможете найти разные коллекции, документацию истории развития искусства. Главная цель таких музеев это удовлетворение эстетических потребностей человека.

На территории РФ в 90-ых годах находилось около 350 подобных музеев.

Основными подгруппами выделяют музеи национального и зарубежного творчества, изобразительного искусства (без четко выраженной национальной наклонности), архитектурные, музеи скульптуры, ДПИ (декоративно-прикладное искусство), мемориальные музеи.

   Встретить творчество и исторические сведения, как про национальных, так и про зарубежных писателей и их произведения вы сможете в музеях литературного профиля. В последнем десятилетии прошлого века в Российской Федерации их насчитывалось около 150.

В знаменитом Литературном музее Москвы, Вы сможете найти самое большое на территории нашей страны собрание работ по истории зарубежной и русской литературы – более 650 тыс.

книг, как написанных от руки, так и первопечатных, архивы, фонды известнейших творцов отечественной литературы, фотографии, памятные и мемориальные вещи, аудиозаписи и видеозаписи. Кроме того, музей насчитывает 10 филиалов.

   Если возникла необходимость, ознакомится с историей музыкальных произведений, то вам необходимо обратится в музей музыкального искусства. Эта группа объединила в себе как музеи истории музыки, так и музыкальной культуры. Часто можно встретить мемориальные комплексы известных композиторов.

Крупнейшим на территории РФ является Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки расположенный в Москве. Насчитывается около 770 тыс. произведений в основном фонде и 2 тыс. в дополнительном научном фонде. Тут вам доступны архивы композиторов, некоторые рукописи, костюмы и декорации, муз. инструменты, аудиозаписи и ноты.

Также вам доступно 5 филиалов этого музея.

   Любителям театра доступна целая ветка музеев – музеи театрального искусства. Кроме основной задачи, документации истории театра, этот профиль делится на подгруппы.

Одни из них посвящены национальному театру, другие зарубежному; есть театры, собирающие сведения про историю этого вида искусства по всему миру.

На территории РСФСР таких музеев было больше шестидесяти, а также был создан международный центр координирующий деятельность этой ветки – Ассоциация театральных музеев и библиотек. Под её началом разработан справочник под названием «Театральные коллекции мира».

   Таким образом, мы ознакомились с тем, какие есть музеи, по какому принципу они делятся на группы и подгруппы и какой направление искусства является основным в том или ином музее. Надеемся, наша статья была доступной и информативной, а Вы, смогли почерпнуть для себя много нового.

Источник: https://muzei-mira.com/article/1063-kakie-byvayut-muzei.html

Классификация музеев (стр. 1 из 6)

Введение

Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д. Также существует понятие, классификации музеев, с особенностью которой, я познакомлюсь в ходе проведения курсовой работы.

  • Цель моей работы – узнать что такое классификация музеев, ее принципы и узнать какие типы музеев бывают, в чем их особенность и отличие друг от друга.
  • Задачи:
  • 1.Узнать сущность понятия и историю музееведения
  • 2.Познакомиться с культурно-образовательной деятельностью музеев
  • 3.Узнать, в чем особенность классификации музеев, ее функция и принципы
  • 4. Изучить основные группы музеев
  • Глава
    I
    . Музееведение как научная дисциплина

1.1.
Развитие и сущность понятия «Музееведение»

В русскоязычной литературе, как правило, употребляются в качестве равнозначных термины «музееведение» и «музеология». В последнее десятилетие ХХ в.

как реакция на социализацию музея и усиление теоретического направления в музееведении наметилась тенденция разделять понятия «музееведение» и «музеология», что находит отражение, главным образом, в разделении образовательных стандартов двух специальностей.

Разница между музееведением и музеологией как научными дисциплинами не прослеживается, так как в рамках теоретического музееведения реализуется системный подход и исследуется и обсуждается весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия. Постановка и решение проблем в широком социаль-культурном контексте обусловило утвердившуюся на рубеже 20 и 21 вв. тенденцию относить музееведение к культурологическим дисциплинам. Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля.

  1. Как научная дисциплина музееведение имеет свой объект, предмет, метод, язык и структуру.
  2. Объект музееведения — музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.
  3. Предмет музееведения — объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.

Музееведение пользуется методами, заимствованными из арсенала различных гуманитарных и естественных наук (методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии; рентгенография, спектрография и др.

методы естественных наук; методы полевого исследования, непосредственного наблюдения; экспериментальные методы, в т.ч. исторический эксперимент; метод моделирования и др.).

В то же время, будучи интегрированы в структуру музееведения и приспособлены к решению его задач, эти методы выступают в совокупности, не свойственной другим наукам и, таким образом, приобретают новое качество.

Музееведение как формирующаяся научная дисциплина находится в стадии выработки собственного языка.

В арсенале музееведческого понятийного аппарата сегодня присутствуют термины, заимствованные из других областей знания; термины заимствованные, но адаптированные к исследовательским задачам музееведения и приобретшие в контексте музееведения значение, отличное от изначального; наконец, собственные музееведческие термины, не встречавшиеся в языке других наук. Однако в настоящее время необходима корректировка и унификация понятийного аппарата на новом уровне. Таким образом, можно определить место музееведения в системе наук как общественной (гуманитарной) науки, находящейся в тесных взаимоотношениях с другими общественными, а также естественными и техническими науками. На данном этапе развития музееведение заимствует у них некоторые методы, элементы понятийного аппарата (языка), адаптируя их для решения своих собственных задач. (8, 368)

1.2.
История музееведения

Первой попыткой сформулировать некую «музейную теорию» исследователи считают книгу Й.Д. Майора «Ничего не предрешающие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях» (Киль, 1674).

За ней следует ряд научных трудов, обобщивших уже существовавший к этому времени опыт научного описания, хранения и использования музейных предметов и коллекций: И.Д. Моллера «О кунсткамерах и натуркамерах, 1704; Л.К.

Штурма «Публичные кабинеты редкостей и естественнонаучных предметов» 1704, М.Б. Валентини «Музей музеев» 1704, 1712, 1714 и др.

В XVIII в. К. Найкель (псевдоним К.Ф.

Енкеля) в работе «Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или раритет-камеры» (Мюнхен, 1727) ввел в обращение термин «музеография» и предложил первый опыт классификации музеев. В конце XIX в. доктор Й.Г.

Грассе вводит в обращение термин музеология в статье «Музеология как наука» (Дрезден, 1883). в которой был обозначен исследовательский потенциал этой области знания и сделана попытка утвердить ее как новую научную дисциплину.

В России характерной особенностью развития музееведческой мысли уже на раннем этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов.

Первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, впервые появляются в первой половине XIX в., их авторами были Ф.П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П.П.

Свиньин.

В конце XIX века складывается учение философа-утописта, русского космиста Н.Ф. Федорова — единственного философа, в учении которого значительное место уделено концепции музея. Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея. Актуальные проблемы и пути развития музеев обсуждались на Археологических съездах XIX- начала ХХ вв.

, на Предварительном музейном съезде и 1-й Всероссийской музейной конференции .Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф.И.

Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулировавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., предложившего оригинальную классификацию музеев и принципы построения музейной сети.

Состояние советского музейного дела после I Всероссийского музейного съезда не способствовало развитию музееведческой теории, к тому же ряд крупнейших ее представителей был незаконно репрессирован или отстранен от дел (Ф.И. Шмит, Н.И. Романов).

Новый этап развития музееведческой мысли в СССР был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем — НИИ культуры, ныне — Российский институт культурологи). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 г. книга «Основы советского музееведения» впервые представила музееведение в качестве цельной системы знаний.

Современный этап становления музееведения как научной дисциплины начинается в 1960-е гг. и связан с деятельностью ученых из СССР и стран Восточной Европы. 1950-80-е гг.

ознаменовались международными дискуссиями по вопросу о правомочности признания музееведения в качестве самостоятельной научной дисциплины. Особенно важными были дискуссии 1964 г. в ГДР и 1965 г. — в ЧССР. Результатом дискуссии в ГДР 1964 г.

становятся «Тезисы», в которых обосновывается необходимость выделения музееведения в рамках документальных дисциплин. Эта позиция находит дальнейшую разработку в работе И. Ян «Музееведение как научная и учебная дисциплина».

ЧССР стала первой страной, где впервые музееведение было внесено в государственный реестр научных дисциплин. Однако в 1971 г. на симпозиуме ИКОМ в Германии исследователи не пришли к единой точке зрения по проблемам понимания музееведения.

Среди зарубежных музееведов, участвовавших в разработке представлений о музееведении как научной дисциплине, необходимо назвать имена И. Бенеша, И. Неуступны, А. Грегоровой (ЧССР), В. Хербста, И. Аве, К. Шрайнера (ГДР), В.Глузинского, З. Жигульского (Польша), З. Странского (ЧССР), А.М. Разгона (СССР).

В 1977 в рамках ИКОМ создан «Международный комитет по музеологии», осуществляющий координацию теоретических исследований.

На протяжении 1980-х годов основной задачей была инвентаризация и первичная унификация понятийного аппарата музееведения, призванная обеспечить взаимопонимание между исследователями разных стран. С 1976 по 1986 гг.

шла напряженная работа над музеологическим словарем, результатом которой стал 20-язычный глоссарий. Своеобразным подведением итогов работы музеологов восточной Европы становится в 1988 г. учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля» — совместная работа ученых СССР и ГДР.

В странах Западной Европы преобладает эмпирический подход к музееведению. Многие музееведы Запада (а в восточной Европе — И. Неуступны) не склонны признавать музеологию наукой. Однако в отдельных странах разрабатываются и теоретические направления (К.

Хадсон, Лейстерская школа и исследования Льюиса в Англии, разработки теории музейной коммуникации канадца Д. Камерона, публикации французского музееведа Ж.-А.Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и по теоретическому обоснованию экомузеологии. В 1983 г.

на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне оформляется в качестве самостоятельного движения «Новая музеология», основные лозунги которой — интеграция музея в окружающую среду, социализация музея.

Именно на Западе все настойчивее в последние годы звучат требования к музею не просто регистрировать прошлое, но использовать его, чтобы влиять на сегодняшний и завтрашний день конкретного сообщества (концепции «музея-форума» Д. Камерона, «музея без границ», музейной коммуникации).

Источник: https://mirznanii.com/a/133671/klassifikatsiya-muzeev

Классификация музеев

Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация.

Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями.

Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные, исторические художественные, архитектурные литературные, театральные, музыкальные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.

  • Исторические музеи делятся на:
  • · Общеисторические музеи (широкого профиля); например, Государственный Исторический музей в Москве;
  • · Археологические музеи; например, археологический музей заповедник «Танаис»;
  • · Этнографические музеи; например, Российский этнографический музей в Петербурге;
  • · Военно-исторические музеи; например, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в Москве;
  • · Музеи политической истории; например, Музей политической истории в Петербурге;
  • · Музеи истории религии; например, Музей истории религии в Петербурге;
  • · Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например Музей городского быта «Старый Владимир»;
Читайте также:  Описание картин ван гога, краткая биография художника

· Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; например, Музей Г. К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;

· Прочие исторические музеи; например, Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX-XX вв. в Петербурге.

Художественные музеи делятся на:

· Музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве;

· Музеи декоративно-прикладного искусства; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

· Музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;

· Монографические; например, Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Вологодской области;

· Прочие художественные музеи.

Естественнонаучные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические и прочие музеи.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля.

Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественнонаучную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края.

В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще больше усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений.

В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями.

Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х годах положило начало возникновению подводной археологии.

Хотя остатки древних судов и прежде поднимались на поверхность водолазами, только изобретение автономного аппарата для дыхания позволило археологам вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше.

Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин.

Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII века, а также Бодрумский музей подводной археологии (Турция), в собрании которого – предметы, найденные в ходе раскопок пяти кораблей, затонувших между 1600г.до н.э. и 1025г.н.э.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающие с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы, прежде всего, на специалистов.

Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для проведения научных изысканий в космосе. В музейной экспозиции представлены коллекции метеоритов и лунных образцов, а также приборы – инструменты дистанционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.

К самому распространенному типу относятся научно-просветительские музеи.

Они также занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы, прежде всего, на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях.

В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.

Главное назначение учебных музеев обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей лесоводства им. Г.Ф.

Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища.

Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания — в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования.

Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов.

В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения.

Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников, например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и «мемориальные музеи», создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х — начале 1960-х гг.

относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл.

Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие.

Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республиканские, краевые, областные, районные музеи.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ.

Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи.

Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить Зоологический музей Московского университета им. М. В.

Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования, Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург).

Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».

Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX —XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г.

лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г.

в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи.

Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность.

Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети: за последние два десятилетия около 200 общественных музеев получили статус государственных учреждений.

В начале 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев.

Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам — музеи А.А.

Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около 1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей — Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.

Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции.

Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 14147; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s51234t1.html

Ссылка на основную публикацию