- Лотрек мастер гротеска: несколько стремительных, точных штрихов и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ.
«Иветг Гильбер, поющая «Linger, longer, loo» это набросок к одной из литографий и, наверное, самый лучший из ее портретов. Здесь техника Тулуз-Лотрека становится мощной и одновременно гармоничной и простой. Нескольких взмахов кисти оказывается достаточно, чтобы передать самую суть певицы. Факт, что рисунок выполняется на картоне, тоже играет важную роль. Используя разведенные краски, Лотрек рисует портрет, а после высыхания картона выливает на него содержащееся в краске масло — и на поверхности остаются только очертания. Эта техника приводит к иллюзии реального присутствия модели, которую ощущает зритель, рассматривающий картину. Глаза, как будто ослепленные светом рампы, и движение подведенных помадой тонких губ как бы погружают зрителя в атмосферу популярной английской песенки «Linger, longer, loo».
Мастер увековечил представителей парижского мира развлечений. У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом.
Знаменитая Ля Гулю «Танец в «Мулен-Руж» «Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж».
Среди этих любимых персонажей особое место занимает певица Иветт Гильбер (1867–1944), звезда Монмартра, с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках
Биографы мастера нередко именуют 1894 «годом Иветт Гильбер», так как знакомство с этой интереснейшей представительницей мира «полуактеров» и работа над ее образом стали определяющими для деятельности мастера в этот период.
На несколько месяцев певица оказалась главным объектом внимания Лотрека. Она стала одной из самых любимых его моделей, для чего, как будет сказано ниже, были серьезные творческие основания. Она вдохновила его на создание отличных рисунков, живописных композиций и литографий. Лотрек запечатлел ее даже в не свойственном ему материале — керамике.
Она пользовалась огромным успехом и завоевала внимание даже самой взыскательной публики.
Иветт Гильбер совершенно покорила его, и он ходил за ней по пятам.
Как всякий раз, когда он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с «профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы».
Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир.
С Иветт Гильбер это было сделать легко, она была его «типажом». Она привлекала его в первую очередь своей внешностью.
Она сознательно превращала себя в некий гротеск; не только не скрывая, но, подчеркивая и обыгрывая те особенности своей внешности, которые по понятиям и вкусам ее времени могли казаться почти безобразием.
Она сумела извлечь пользу и определенный эффект из всех своих характерных недостатков — худобы, бледности, плоской груди, маленькой головы на длинной шее, которую она произвольно умела то укоротить, то непомерно вытянуть.
Слишком большой рот певица еще увеличивала губной помадой, а костлявые плечи и выступающие ключицы смело обнажала и даже подчеркивала, одеваясь в светлое — белое или бирюзово-зеленое — и очень открытое платье. Черные банты, топорщившиеся на плечах, и черные перчатки, доходившие почти до плеч, завершали это экстравагантное одеяние.
Чем бы не работал Лотрек – углем, кистью, литографским карандашом, — он проникал в душу своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос. Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие, выступает как узурпатор.
«Певица Иветт Гильбер», которая еще называется «Иветт Гильбер поет английскую песенку «Linger longer, Loo» написана в 1894г. Выполнена: темпера, масло, картон. Размер: 56 х 41см. Которая хранится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина г. Москвы.
Персонаж Тулуз-Лотрека схвачен в определённый, острый и краткий момент: как раз предварительная выработка портретной формулы позволяет ограничиваться лишь минимальным.
Таким образом, мгновенность наблюдения, кратковременность состояния модели и сама манера литографии получают полное единство: они не требуют сосредоточенности и длительности восприятия, они мимолётны и рассчитаны на кратковременное восприятие на ходу, но в то же время отличается особенной сложностью и изощрённостью композиции.
И в этом нет никакого противоречия. Он работает яркими локальными цветовыми и пятнами. Но ведущим формирующим элементом всегда оказывается линия, определяющая предельную выразительность контуров, причём художник очень тонко использует созвучие этих контуров, линий, силуэтов.
Его портрет – всегда символ, почти знаки модели, а не насмешка над ней.
Его деформации вытекают из условий деятельности и характеров его персонажей: монмартрские «звёзды», главные герои его афиш, чтобы не померкнуть в глазах требовательной и пресыщенной публики и как-то выделиться среди своих собратьев вынуждены были прибегать к различным ухищрениям.
Отсюда экстравагантность их манеры исполнения, облика, грима, причёсок, туалетов, которые должны были врезаться в память зрителей.
Так и на литографии «Певица Иветт Гильбер» он использовал богатый декоративный эффект сопоставления модной ярко-рыжей окраски волос с холодными голубоватыми, серыми, зелёными тонами с чёрным пятном. Таким образом, искусственная «характерность» и «гротескность» его персонажа, отработанная во многом ей самой, совпала с тем, что искал Лотрек, и помогла ему найти особенно выразительные средства индивидуальной характеристики.
Иветт Гильбер, которая была главным объектом внимания Лотрека, оказала огромное влияние на его творчество. Она была его «типажом». И в первую очередь певица привлекала его своей оригинальной внешностью. Он очень много работал над ее образом. Как результат его творчества был выпущен альбом, в которые вошло шестнадцать литографий с ее изображением.
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43743696013/Tuluz-Lotrek-i-ego-Ivett-Gilber
Читать
Annotation
Книга о великом пианисте написана в жанре очень личных воспоминаний. Книга по-настоящему захватывает и оставляет впечатление соприкосновения с внутренним миром гения — эффект, которого удается достичь далеко не каждому мемуаристу. Автор — Юрий Олегович (Альбертович)Борисов — режиссёр театра и кино, журналист, писатель. Сын великого русского актёра Олега Ивановича Борисова.
- Юрий Борисов
- Знак Рихтера
- По направлению к Рихтеру: 1979-1983
- I. «Венский карнавал»
- II. Дух протеста
- III. «Танец Пака»
- IV. Человек и рояль
- V. Я играю на похоронах
- VI. Аполлон и муза Ша-Ю-Као
- VII. Дремлющие святыни
- VIII. Пейзаж с пятью домами
- IX. Взгляд из-под вуали
X. Уничтожить свои записи!
- XI. «Мимолетность» № 21
- XII. Пустая комната
- XIII. Дама пик
XIV. Белый или рыжий клоун?
- XV. «Скиталец»
- XVI. Я проглотил колокол
- XVII. Семь обрядов
- XVIII. «Хорошо темперированный клавир (Том № 2)»
- XIX. «Четыре строгих напева»
- По направлению к Рихтеру: 1992
- XX. «Вид Дельфта»
- Разные мысли о музыке (Последняя глава)
- Бах
- О прелюдии и фуге c-moll № 2 (1-й том «Хорошо темперированного клавира»)
- О прелюдии и фуге es-moll № 8 (1-й том «Хорошо темперированного клавира»)
- О прелюдии и фуге e-moll № 10 (1-й том «Хорошо темперированного клавира»)
- О прелюдии и фуге h-moll № 24 (1-й том «Хорошо темперированного клавира»)
- О фантазии и фуге a-moll (BWV 904)
- Моцарт
- О сонате F-dur К. 533/494
Об опере «Cosi fan tutte». KV. 588
- Бетховен
- О финале сонаты F-dur № 6, op. 10 № 2
- О финале сонаты E-dur № 9, op. 14 № 1
- О финале сонаты d-moll № 17, op. 31 № 2
- О «багатели» h-moll, op. 126 № 4
- Шуберт
О финале сонаты a-moll (op. 143 D.784)
- Об Allegretto c-moll
- О музыкальном моменте As-dur (D.780 № 6)
- Шуман
О «Пестрых листках», ор. 99 (записано Я. И. Мильштейном) [209]
- О «Симфонических этюдах», ор. 13
- О пьесе Einfach из цикла «Ночные пьесы», ор. 23
- Брамс
- О «Вариациях на тему Паганини», ор. 35
- О рапсодии g-moll, op. 79 N-2
- Об интермеццо e-moll, op. 119 № 2
- Об интермеццо C-dur, op. 119 № 3
- Лист
- О «Мефисто-вальсе» № 1 и сонате h-moll
- Об этюдах «Eroica» и «Wilde Jagd»
- Шопен
О четырех балладах (g-moll, op. 23, F-dur, op. 38, As-dur, op. 47, f-moll, op. 52)
- Об этюде es-moll, op. 10 № 6
- О мазурках Шопена
- О ноктюрне e-moll, op. 72 № 1
- Франк
- О «Прелюдии, хорале и фуге»
- О квинтете f-moll
- P. Штраус
- Об опере «Саломея»
- Дебюсси
О прелюдии «Танец Пака». Первая тетрадь (записано в 1992 г.)
- Равель
- О концерте для левой руки D-dur и пьесе «Лодка в океане» из цикла «Зеркала»
- О пьесе «Ночные бабочки» из цикла «Зеркала»
- Пуленк
- О хореографическом концерте «Утренняя серенада» для ф-но и 18 инструментов
- Чайковский
- О пьесе «Un poco di Chopin» («Немного Шопена»), ор. 72 № 15
О романсе f-moll, op. 5 и пьесе «Menuetto — scherzoso», op. 51 № 3
- О Пятой симфонии e-moll, op. 64
- Рахманинов
- О прелюдии fis-moll, op. 23 № 1
- О прелюдии g-moll, op. 23 № 5
- О прелюдии F-dur, op. 32 № 7
- Об этюде — картине d-moll, op. 33 № 5
- Об этюде — картине fis-moll, op. 39 № 3
- Скрябин
- О прелюдии a-moll, op. 11 № 2
- О прелюдии G-dur, op. 11 № 3
- О прелюдии b-moll, op. 11 № 16
- О прелюдии H-dur, op. 37 № 3
- О прелюдии a-moll, op. 51 № 2
- О прелюдии ор. 74 № 1
- Прокофьев
- О «Танце», ор. 32 № 1
- О «Легенде», ор. 12 № 6
- О пьесе «Мысль», ор. 62 № 3
- Хиндемит
- О второй части Lebhaft сонаты № 2 (1936)
- Об интерлюдии и фуге in Fis из цикла «Ludus tonalis»
- Шостакович
- О прелюдии и фуге F-dur № 23
- Стравинский
- Об опере «Похождения повесы»
- notes
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- 171
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
- 177
- 178
- 179
- 180
- 181
- 182
- 183
- 184
- 185
- 186
- 187
- 188
- 189
- 190
- 191
- 192
- 193
- 194
- 195
- 196
- 197
- 198
- 199
- 200
- 201
- 202
- 203
- 204
- 205
- 206
- 207
- 208
- 209
- 210
- 211
- 212
- 213
- 214
- 215
- 216
- 217
- 218
- 219
- 220
- 221
- 222
- 223
- 224
- 225
- 226
- 227
- 228
- 229
- 230
- 231
- 232
- 233
- 234
- 235
- 236
- 237
- 238
- Юрий Борисов
- ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РИХТЕРУ
- Знак Рихтера
- Светлому дню 20 марта 1915 года
Кажется, что отрываешься от неудобного кресла, поднимаешься над застывшими головами.
Сверху бросили лестницу. Тянешься к ней, тебя кто-то пробует подсадить. Что-то защелкало в ухе — наверное, от высоты.
Как акробат, как Пак у Шекспира (или Дебюсси?..), ты пролетаешь над залом и оказываешься на сцене, прямо у ножки рояля…
Рассказывал папа, что когда первый раз слушал Рихтера, в аудитории Школы-Студии МХАТ стояли на подоконниках. Места оста вались только на сцене. Он опоздал минут на двадцать и виновато развел руками: «Что-то с часами…» Попросил помочь передвинуть рояль и случайно наехал колесиком на папин ботинок.
Бросил пиджак на пол и сразу же заиграл… В дневнике Борисова осталась такая запись: «…занял место поближе, у ножки рояля… Я оказался во власти странной галлюцинации: все туловище Рихтера оставалось как прежде, а сердце и мозг были прозрачны. Мозговые оболочки… шевелились в такт музыки.
Губы нашептывали: «Теперь я буду повелевать!»
Он повелевал на каждом концерте. На шубертовском вечере 78-го года было то ли окисление крови, то ли разрежение воздуха. Мой сосед схватился за голову.
И у всех что-то началось с головой: у одного мерцало, у другого — замерзали слезы. В финале G-dur'ной сонаты Рихтер слезы растопил, усадил всех на черное крыло и перенес к себе на колени.
Все пришло в равновесие — «ты был равен духу, которого созерцал».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=147820&p=38
Тулуз-Лотрек — рекламист
Многие Лотрека называли «художником предельных контрастов», привлекающим внимание предельной экспрессией. Он сочетал в своих работах, казалось бы, трудно сочетаемые цвета: бежевый и светло — серый, чёрный и светло — коричневый.
Тулуз-Лотрек воспринимал цвет как в необычайном богатстве тонких, изысканных оттенков, так и в диссонирующей броскости контрастов (в «Мулен Руж»), созданных, как правило, эффектами искусственного света.
Дневному свету он предпочитал искусственный — газовое освещение, своеобразные эстетические методы которого открыл до него Дега. Холодный, но резкий голубовато-зеленый свет присутствует на многих рекламных рисунках художника, преображая, а иногда и «съедая» живые краски натуры, превращая лица в маски.
Его влияние усиливает искусственность зрелища, но в то же время добавляет определённую притягательность.
Драматично-терпким бывает у Лотрека сочетание ярких едких пятен с более светлыми и холодными или же контраст ярких пятен чистого цвета, вспыхивающих на темном фоне. Цвет для Лотрека — это своего рода драгоценная субстанция, источник некоей автономной, чаще всего не связанной с сюжетом красоты, в каких-то случаях внешне облагораживающей сюжет.
Завоевывающая себе самостоятельность жизнь формальных элементов, открываясь восприятию зрителя, постепенно становится компонентом образного содержания произведения.
Такое содержание оказывается шире и глубже лежащей в его основе фабулы, богаче в смысловых оттенках.
С искусством великих постимпрессионистов у Лотрека была и иного рода связь — пусть неявная, хотя и принципиальная с точки зрения смутно намечающегося перелома в мироощущении эпохи.
Тулуз-Лотрек являл своим творчеством наступление эпохи модернизма.
Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик, 1895
Анализ лучших произведений художника
«Мулен Руж»
Плакат «Мулен Руж» появился на свет после долгих творческих исканий художника. Многочисленные наброски, эскизы, акварели дают нам понять, насколько увлеченно и скрупулёзно прорабатывал Лотрек каждую деталь и композиционное решение плаката.
Конечная работа произвела настоящий фурор: прохожие пытались расшифровать подпись Лотрека, толпились возле экипажей, на которых были наклеены афиши. Дальше появился ещё плакат на ту же тему: «Ла Гулю с сестрой в «Мулен Руж».
А вот что говорит об этом плакате биограф Лотрека: «Группа зрителей у него решена большой сплошной черной массой, контур ее — искусная арабеска, четко вырисовываются цилиндры и женские шляпки с перьями. На переднем плане — Ля Гулю в розовой блузке и белой юбке. Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы.
На ней сконцентрирован весь свет, она олицетворяет собой танец, является основной характерной для кадрили фигурой»5. После этого плаката Лотрек стал получать заказы регулярно, причем он работал не только над плакатами, но и над малыми рекламными жанрами — открытками, театральными программками и т.п.
«Джейн Авриль»
Другой знаменитостью артистического Парижа, которую запечатлел Тулуз-Лотрек была Джейн Авриль выступавшая как в «Мулен Руж», так и на других сценах. Ее звали также Ла Меленит — она совершенно не была похожа на других танцовщиц и именно этим очень привлекла художника.
Пожалуй, Лотрек еще никогда до этого не достигал в своих плакатах подобной воздушности и легкости. Этот плакат выполнен в японском стиле, на котором изображена танцовщица с грустным лицом. Ногой в черном чулке она вскинула свои нижние юбки. На переднем плане художник изобразил большой гриф контрабаса, на редкость одухотворенный — можно было подумать, что в него вдохнули жизнь.
«Певица Иветт Гильбер»
Литография Тулуз-Лотрека «Певица Иветт Гильбер», которая ещё имеет название «Иветт Гильбер поет английскую песенку «Linger longer, Loo» была написана в 1894 г. Выполнена: темпера, масло, картон. Размер: 56 х 41 см.
Иветт Гильбер, которая была одним из главных объектов почитаний Лотрека, очень сильно повлияла на его творчество. Она была его «типажом». Оригинальная внешность больше всего привлекала в ней художника. Он очень много работал над ее образом.
На литографии «Певица Иветт Гильбер» Лотрек воспользовался богатым декоративным эффектом сопоставления модной ярко-рыжей окраски волос с холодными голубоватыми, серыми, зелёными тонами с чёрным пятном.
Благодаря этому, искусственная «характерность» и «гротескность» его персонажа, отработанная во многом ей самой, совпала с тем, что хотел найти художник, и помогла ему отыскать особенно выразительные средства индивидуальной характеристики.
Инновации
Главный вклад Тулуз-Лотрека в развитие рекламной деятельности — это расширение позиций эстетического, новое понимание человека и человечности через плакаты и афиши.
Рекламная деятельность художника представляет собой очередной акт самопознания и самоосознания людей в мире быстро меняющихся социальных и нравственных ориентиров и ценностей человечества, в мире, теряющем привычные принципы — как научные, духовные, так и пространственно-временные.
В его творениях находит отражение проблематика искусства: человек и мир, человек и общество, но изображается таким образом, что заставляет говорить о нем как о мастере принципиально нового калибра, сумевшем выразить и подчеркнуть не только свое сугубо субъективное восприятие явлений и тендеций современности, но и трагично-смутные предощущения будущего. Тулуз-Лотрек принадлежал к выдающемуся кругу художников-постимпрессионистов, определивших направления европейского искусства XX века. Ими являлись П. Сезанн, В. Ван Гог, Гоген. Но наряду с ними творили и другие мастера, значительные и полузабытые. Нельзя понять своеобразие Лотрека вне общекультурного пути. В последние десятилетия 19 столетия художественная жизнь Франции имела под собой весьма разнообразную картину. Поступательно сдавало позиции официальное салонно-академическое искусство. Зато успешно и небезрезультатно в это время работали постимпрессионисты — именно с них на рубеже 60-70-х годов получило начало радикальное обновление искусства. В 80-е годы общество заговорило о неоимпрессионизме (Ж. Сера, П. Синьяк). Затем появилась группа «Наби» (П. Серюзье, Э. Бернар, М. Дени, П. Боннар и др.), идущая по пути символизма. Все больший размах брал на себя «арнуво» («стиль модерн» по принятой у нас терминологии) — особенно в плакате, декоративном искусстве. Весомую роль в повседневной жизни выполняли в ту пору камерные, «прикладные» разновидности графики: оформление книжной продукции, песенных сборников, нот — и, наконец, «изобразительная журналистика» — незыблемый элемент прессы тех лет, демонстрирующий динамичный, беспокойный ритм общественного бытия. Разумеется, большая часть из этих течений, направлений, групп, сфер рекламного и художественного творчества не смотря на внешнюю, порой и программную несхожесть, обнаруживали все же известные точки соприкосновения. На разном уровне наблюдаются не только общие стилевые черты, но и новые подходы к произведению искусства, и в первую очередь к живописи и графике.
Источник: https://studbooks.net/825065/marketing/tuluz_lotrek_reklamist
В третьяковской галерее открылась уникальная выставка тулуз-лотрека
- 18 февраля 2008
- Компания: Государственная Третьяковская галерея
- Тулуз-Лотрек Парижские удовольствия Графика Выставка открыта с 19 февраля по 4 мая 2008
Выставка произведений знаменитого художника Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901) – одно из главных событий текущего выставочного сезона Третьяковской галереи.
Она посвящена одной стороне его творчества – графике и открывает московской публике Лотрека как выдающегося литографа, ведущую фигуру в истории этого вида гравюры, мастера, определившего пути становления европейского плаката XX века.
Выставка продолжает ряд проектов, организованных музеем совместно с французскими партнерами, и предваряет обширную культурную программу грядущего года России во Франции и Франции в России.
Произведения легендарного хроникера жизни монмартрской богемы не случайны в Третьяковской галерее. Впервые его работа появилась в стенах музея еще в начале XX века.
Произведение «Иветт Гильбер поет песенку «Linger, longer, loo» принадлежало собранию Галереи с 1910 по 1925 год, куда поступило по завещанию одного из первых коллекционеров современного французского искусства в России Михаила Абрамовича Морозова.
Работы Тулуз-Лотрека, чье творчество мало представлено в российских собраниях, неизменно вызывают интерес у отечественной публики. Среди наиболее популярных у зрителей экспонатов выставки «Шедевры музея Орсе», прошедшей в Галерее в юбилейном 2006 году, были картины Тулуз-Лотрека.
Показ его наследия актуален и в связи с интересом к истории рекламного плаката, поискам параллелей и истоков русской театральной афиши. Уникальная возможность продемонстрировать графическое творчество Тулуз-Лотрека представилась благодаря давним партнерским отношениям Третьяковской галереи и Фонда Пьера Джанадды (Швейцария).
В начале 1990-х годов Фонд провел реставрацию собрания печатной графики Тулуз-Лотрека из коллекции Жака Дусе (1853–1929), знаменитого парижского кутюрье, коллекционера, знатока гравюры и мецената.
Дусе стремился собрать для своей библиотеки по искусству и археологии, ныне хранящейся в парижском Национальном институте истории искусства, наиболее полное наследие ведущих художников-графиков. Среди них насчитывается свыше 220 литографий Тулуз-Лотрека (из созданных 368). После кончины Дусе эта коллекция долгое время пребывала в забвении. Фонд Пьера Джанадды, осуществивший реставрацию, заново «открыл» это собрание и содействовал организации проекта в Москве.
Выставка в Третьяковской галерее представляет наиболее плодотворный период творчества художника – с 1890 по 1900 год. Это время, когда Тулуз-Лотрек уже сложился как художник-летописец блестящих и тайных сторон жизни Парижа – столицы искусств, развлечений и удовольствий, когда оттачивалось мастерство Лотрека – уникального литографа.
Эстамп занимает особое место в творчестве художника. Лотрек собирал офорты Гойи, изучал японскую цветную ксилографию, незадолго до этого открытую европейцами. В области литографии он проявил дар художника-экспериментатора, изобретателя авторских техник.
Вдохновленный японской гравюрой, в тиражной графике он достигал эффекта работы акварелью, пастелью («Эльза по прозвищу Венка», 1897), карандашом, тонких цветовых соотношений, каллиграфической выразительности линии, силуэта.
Тем самым Лотрек сломал представление о литографии как дешевом массовом продукте, достигая в тиражных произведениях качества уникальной авторской работы.
Художник был своим в среде богемы и маргиналов, хотя, родившись в фамильном замке в Альби, Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, сын графа Альфонса и графини Адели, должен был вращаться в высших слоях общества.
Фатальные обстоятельства появления на свет от супругов-кузенов и травмы сделали его инвалидом и лишили возможности вести образ жизни, предназначенный ему от рождения. Уже в отрочестве отдушиной для Лотрека стали занятия рисунком и живописью.
Его отец и дядя, художники-любители, способствовали увлечению Анри, предоставили возможность брать уроки у художника-анималиста Рене Пренсто, который поддержал Лотрека и дал рекомендации для последующего обучения в студии портретиста Л.Бонна. С 1882 года Лотрек посещал мастерскую академического живописца Ф.Кормона, где познакомился с Ван Гогом.
В эти годы он ненадолго увлекся импрессионизмом, приятельствовал с художниками пост-импрессионистами, с Полем Гогеном. В 1884 году Лотрек обосновался на Монмартре в доме по соседству с мастерской Эдгара Дега, чьи работы оказали значительное влияние на молодого живописца.
С конца 1880-х годов Лотрек – завсегдатай кабаре, баров, цирков, кафешантанов, театров, публичных домов – создавал антологию ночной жизни Монмартра, запечатлевая ее главных действующих лиц – певцов, танцовщиц, антрепренеров. Он внимательно исследовал эту жизнь и как участник, и как сторонний наблюдатель.
Друг и издатель Лотрека Таде Натансон сравнивал его с ловчей птицей: «Лотрек все время наблюдает, его лапка готова тут же выхватить нужное» – выразительные жесты, позы, силуэты, создавая тем самым характерные и острые образы. Растущая индустрия развлечений Парижа для привлечения публики начала использовать рекламу.
В 1891 году Лотрек создал первую заказанную афишу, сразу же принесшую ему успех, – «Мулен Руж». Ла Гулю». Он выполнил ее для открывшегося кабаре «Мулен Руж». Здесь же выступали «звезды» – Джейн Авриль, клоунесса Ша-Ю-Као, которые также стали моделями художника. Впоследствии Лотрек изготовил около тридцати афиш для различных кабаре, театров.
Он сумел разработать новый пластический язык – лаконичный, броский, яркий, способный привлечь и остановить беглый взгляд уличной публики.
На выставке представлены театральные афиши, афиши к изданиям («Королева радости», 1892), иллюстрации к книгам («Утомленный Эрос», 1898), к песням из репертуара друзей Лотрека («Твои уста», 1893).
Неожиданным выбором мотивов внимание публики привлекут такие произведения, как «Приглашение на чашку молока», 1897; «Загородная прогулка», 1897; «Автомобилист», 1898; «Жокей», 1899; «Собака и попугай», 1899.
В экспозицию включено пять листов, приоткрывающих творческую «кухню» художника, – вариации работы над композицией «Лой Фюллер» (1893), в которых Лотрек, меняя соотношения цвета, нанося дополнительные краски на готовые оттиски, пытается наиболее полно отобразить магию «символистского» танца американской артистки.
Для воссоздания особой атмосферы жизни парижской богемы «belle epoque» стенам залов придан винно-красный оттенок; привычное пространство изменено выгородками, которые делят выставку по тематическому принципу. В экспозицию включены: этюд темперой на картоне из собрания ГМИИ им. А.С.
Пушкина, уникальный карандашный автопортрет художника из собрания Леонарда Джанадды (Швейцария), выполненный на оборотной стороне афиши «Диван Жапоне», и более 80 произведений печатной графики из коллекции библиотеки Национального института истории искусства Франции.
Последние пресс-релизы
22 июля 2015
«День студента»: МАКСимальная открытость будущему
- Впервые в «День студента», который пройдет на МАКС-2015 28 августа, учащиеся ВУЗов смогут посетить авиационно-космический салон бесплатно.
- 18 мая 2015
- К 70-летию Победы во 2-й мировой войне открылась выставка, посвященная советским летчикам, которые находились с секретной миссией в Шотландии 1943-44 гг.
- 15 мая 2015
Психолог по образованию Татьяна Медведева всегда выбирает неоднозначно трактуемые темы для своих проектов. В этот раз Медведева изобразила известных личностей в глубокой старости.
12 мая 2015
Выставка в честь 150-летия «Алисы в стране чудес» открывается в Москве
Выставка, посвященная юбилею знаменитой книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», откроется 29 мая в особняке Салтыковых-Чертковых.
30 апреля 2015
В детском магазине открылась выставка
В «Центральном Детском Магазине на Лубянке» открылась выставка «Военная форма России за последние 600 лет»
25 февраля 2015
Олдтаймер-Галерея откроется в начале марта
23-е крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей, антиквариата и стиля давно ушедших времён, посвящённое 70-летию Великой Победы.
Источник: http://pr.utro.ru/culture/mus/2008/02/18/200770.shtml