Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьене. Детство Ватто было несчастливое, отчасти из-за своего непростого характера, и в какой-то степени из-за отца. Его отец был обыкновенным плотником и не имел симпатии к художественным наклонностям сына, хотя позволил ему быть учеником городского художника Жак-Альбер Герена.
Когда Антуану исполнилось восемнадцать лет, в 1702 году, он ушел из дома и отправился в Париж, где устроился копировальщиком. Это была тяжёлая работа, за небольшую оплату, заработанных денег еле хватало на пропитание.
В 1703 благодаря знакомству с Клодом Жилло. Последний разглядел потенциал молодого художника и предложил ему статус ученика. В период с 1708 по 1709 Ватто обучался у Клода Одрана. Общение с этими художниками пробудило интерес к театру и декоративному искусству. Большое влияние на творчество оказали произведения Рубенса, которые Антуан изучал в Люксембургском дворце.
Работая с Одраном, юный Жан-Антуан понимает, что он должен реализоваться самостоятельно. Для этого он поступает в Академию художеств и пытается получить гран-при на конкурсе. Но, разочарованный вторым местом, которое заняла его работа, в 1709 году Ватто совершает поездку на родину в Валансьен, а в 1710 году, возвращается в Париж как творчески зрелый художник.
В 1717 году Антуан пишет одну из своих лучших работ — «Паломничество на остров Киферу». За эту работу он получает специальное звание «художника галантных празднеств». Не менее знаменита картина «Капризница», написанная в 1718 году. Сущность сцен картин художника раскрывается не только прямым сюжетом, а в основном тончайшей поэтичностью, которой они проникнуты.
В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом, в те времена это был смертный приговор. Болезнь отобразилась проявлением грусти в его работах. Некоторое время он пытался сопротивляться, даже посещает Великобританию в конце 1719 году, чтобы сменить климат. Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от болезни 18 июля 1721 года.
Портрет Ватто, работа художницы Розальбы Каррьеры (1721)
Смотрите так же: Jean Antoine Watteau (1684-1721) Drawings
Антуан Ватто. Заносчивый
Антуан Ватто. Царство амуров (13×17,8) (частная коллекция)
Антуан Ватто. Бивуак (1709-1710) (32 х 45) (Москва, ГМИИ им.Пушкина)
Антуан Ватто. Ворота Валансьенна (ок.1710) (33 х 40) (Нью-Йорк, Коллекция Фрик)
Антуан Ватто. Деревенский танец (1706-1710) (50 x 60) (Индианополис, Музей искусства)
Антуан Ватто. Птичье гнездо (ок.1710) (23 х 19) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)
Антуан Ватто. Скульптор (ок.1710) (22 х 21) (Орлеан, Музей искусств)
Антуан Ватто. Солдаты на привале (ок.1709) (32 x 42,5) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы)
Антуан Ватто. Актеры Французской комедии. Ок. 1712. Государственный Эрмитаж
Антуан Ватто. Кокетка (ок.1712) (19 х 24) (Труа, Музей искусств)
Антуан Ватто. Обольститель (ок.1712) (18 х 25) (Труа, Музей искусств)
Антуан Ватто. Счастливый Пьеро (ок.1712) (35 x 31) (Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы)
Антуан Ватто. Общество в парке (1712-1713) (47,2 x 56,9) (Мадрид, Прадо)
Антуан Ватто. Пейзаж с водопадом (1712-1713) (51.1 x 63.2) (частная коллекция)
Антуан Ватто. Четвёрка (ок.1713) (49,5 × 64.9) (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)
Антуан Ватто. Мечтательница (1712-1714) (23.4 х 17) (Чикаго, Институт искусств)
Антуан Ватто. Пейзаж с водопадом (ок.1714) (72 x 106) (С-Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. Военный роздых (1715) (21.5 x 33.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. Итальянские комедианты (ок.1715) (71 х 94) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Антуан Ватто. Любовная пара и менестрель с гитарой (1713-1715) (36.3 x 28.2) (частная коллекция)
Антуан Ватто. Меццетен (ок.1715) (24 х 17.5) (Шантильи, музей Конде)
Антуан Ватто. Осень (ок.1715) (48 х 41) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Перспективы (Вид между деревьями в парке Пьера Кроза) (ок.1715) (46.7 x 55.3) (Бостон, Музей изящ.искусств)
Антуан Ватто. Тяготы войны (1715) (21.5 x 33.5) (С.Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. Le Lorgneur (ок.1716) (32.4 x 24) (США, Ричмонд, Музей искусств)
Антуан Ватто. Две кузины (ок.1716) (30 х 36) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Затруднительное предложение (1715-1716) (65 х 84.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. Итальянская комедия (ок.1716) (37 x 48) (Берлин, Гос.музей)
Антуан Ватто. Купание Дианы (1715-1716) (80 х 101) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Нимфа фонтана (ок.1715-1716) (частная коллекция)
Антуан Ватто. Пастушки (ок.1716) (31 × 44) (Шантильи, Музей Конде)
Антуан Ватто. Савояр с сурком (1716) (40.5 x 32.5) (С-Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. Урок любви (ок.1716) (44 х 61) (Стокгольм, Нац. музей)
Антуан Ватто. Юпитер и Антиопа (ок.1715-1716) (73 х 107) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Юпитер и Антиопа (ок.1715-1716) (73 х 107) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Великолепный бал (1715-1717) (52.5 х 65.2) (Лондон, Dulwich Picture Gallery)
Антуан Ватто. Влюблённая (между 1715 и 1717) (24 × 17.5) (Шантильи, музей Конде)
Антуан Ватто. Концерт (1717) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Антуан Ватто. Общество в парке (ок.1716-1717) (33 х 47) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу (1-й вариант). 1717. Лувр, Париж
Антуан Ватто. Праздник любви (ок.1717) (61 x 75) (Дрезденская галерея)
Антуан Ватто. Равнодушный (случайный любовник) (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Чувствительность (ок.1717) (26 х 19) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Туалет (1718) (46 x 39) (Лондон, Собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Галантный Арлекин (1716-1718) (34 х 26) (Лондон, собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Гитарист и молодая дама с нотной тетрадью (возможно, 1718) (24.3 x 18.4) (Мадрид, Прадо)
Антуан Ватто. Деревенские забавы (1718) (88 х 125) (Лондон, собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Итальянская серенада (1718) (Стокгольм, Нац. музей)
Антуан Ватто. Капризница (ок.1718) (42 х 34) (С.Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. На Елисейских полях (ок.1718) (32 х 41) (Лондон, собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Оплошность (неосторожная игра) (ок.1716-1718) (40 х 31) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу (2-й вариант) (Ок. 1718) Дворец Шарлоттенбург, Берлин
Антуан Ватто. Пастушки (1717-1719) (56 x 81) (Берлин, Дворец Шарлоттенбург)
Антуан Ватто. Прелести жизни (ок.1718) (65 × 93) (Лондон, собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Спокойная любовь (ок.1718) (56 х 81) (Берлин, Дворец Шрлоттенбург)
Антуан Ватто. Танец (1716-1718) (97 х 116) (Берлин, Гос.музей)
Антуан Ватто. Венецианский фестиваль (1718-1719) (56 x 46) (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии)
Антуан Ватто. Жиль (Пьеро). 184,5х149,5 см. (1719) Лувр, Париж
Антуан Ватто. Святое Семейство (1719) (117 х 98) (С-Петербург, Эрмитаж)
Антуан Ватто. Тревожная любовь (1719) (Мадрид, Палаццо Реал)
Антуан Ватто. Урок музыки (1719) (Лондон, собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Радости любви (1718-1719) (60 х 75) (Дрезденская галерея)
Антуан Ватто. The Scale of Love (ок 1720)
Антуан Ватто. Итальянские комедианты (ок.1720) (63.8 х 76.2) (Вашингтон, Нац. галерея)
Антуан Ватто. Счастливый возраст, золотой возраст (1716-1720) (Форт-Уорт, Худ. музей Кимбелл)
Антуан Ватто. Меццетен (1718-1720) (55.2 x 43.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Антуан Ватто. Общество на открытом воздухе (между 1718 и 1720) (111 х 163) (Берлин, Гос.музей)
Антуан Ватто. Перед охотой (1720) (124 х 187) (Лондон, собрание Уоллеса)
Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. (1721) Дворец Шарлоттенбург, Берлин
Антуан Ватто. Пастораль (1718-1721) (48.6 х 64.5) (Чикаго, Институт искусств)
Антуан Ватто. Суд Париса (ок.1718-1721) (47 х 31) (Париж, Лувр)
Антуан Ватто. Францияские комедианты (1720-1721) (57 х 73) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Антуан Ватто. Венера разоружает Амура (47 х 38) (Шантильи, музей Конде)
Антуан Ватто. Гадалка (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)
Антуан Ватто. Кухарка (53 x 44) (Страсбург, Музей искусств)
Антуан Ватто. Общество на открытом воздухе (Сан-Франциско, Музей изящ.искусств)
Антуан Ватто. Церера (лето) (Вашингтон, Национальная галерея)
Антуан Ватто. Союз Комедии и Музыки (64.7 x 54) (частная коллекция)
Памятник Антуану Ватто (1896). Люксембургский сад, Париж
_____________________________
Источник: https://pendaldal.blogspot.com/2016/08/jean-antoine-watteau-1684-1721-paintings.html
Жан Антуан Ватто — Художники
- Художники
«Творчество — это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника… это независимость от авторитетов и всякой выгоды» — так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
Знаменитый художник Делакруа сказал: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс — бог!» В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в «Письмах русского путешественника»: «Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
- Художники
«Творчество — это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника… это независимость от авторитетов и всякой выгоды» — так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
Знаменитый художник Делакруа сказал: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс — бог!» В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в «Письмах русского путешественника»: «Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. «Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, — оно…
Основатель собственного абстрактного стиля — супрематизма — Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным — 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: «Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…
Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: «Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству». «Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…
В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: «…Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬБлистательному, самобытному художнику XIX — начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…
- БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВИ.Е. Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». «Большой русский художник — и с русской душой», — сказал о нем другой известный живописец — М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: «Кустодиев — художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…
- Тинторетто (настоящее имя — Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто — «маленький красильщик». Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…
- Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…
«Жан Антуан Ватто»
Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: «Ватто — великий поэт восемнадцатого века. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом… Ватто словно вновь возрождает красоту. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер, и не средневековое очарование строгости и твердости. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в маленьком северофранцузском городке Валансьенне. Его отец Жан Филипп Ватто был кровельщиком и плотником. Первые уроки живописного ремесла мальчик получил от местного престарелого живописца Жерэна. Однако учеба длилась недолго: скряга отец не захотел платить шесть турских ливров в год за учебу.
Около 1700 года Антуан ушел из родного города в Париж, сопровождая театрального художника Метейе. Он нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал массовое изготовление и выгодный сбыт дешевых религиозных картинок. За тупую и изнурительную работу Ватто получал ничтожную плату и «тарелку супу ежедневно».
Антуану повезло встретиться с Жаном Мариэттом, торговцем картин и знатоком живописи. В доме Мариэттов он встретил своего первого настоящего учителя — Клода Жилло. У него молодой художник научился любить театр, которому впоследствии посвятил большую часть своего творчества.
Первая самостоятельная картина Ватто написана по мольеровским мотивам — это «Сатира на врачей». Она имеет и второе весьма характерное название, раскрывающее ее содержание: «Что я вам сделал, проклятые убийцы?»
В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Вместе с учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями, приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Мечтая попасть в Рим, Ватто поступает в Академию художеств. Но на конкурсе в Академии он получил лишь вторую премию, и в 1709 году он вернулся в Валансьенн, где взял в ученики Жана-Батиста Патера.
Ватто возвращается в Париж в 1710 году уже как крупный, творчески зрелый мастер. Основная тематика, которой он в это время посвящает свои произведения, — военная.
«В его очень небольших, подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, краткий отдых солдат, опять переход под дождем и ветром, усталую толпу новобранцев, — пишет И.С.
«Жан Антуан Ватто»
Немилова. — «Тягости войны» и «Военный роздых» относятся к числу лучших картин этой серии. В первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, внезапного вихря, гонящего клочья облаков, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Беспокойство пронизывает всю картину. Вторая сцена рисует настроение диаметрально противоположное: люди, измученные военной жизнью, наслаждаются отдыхом, одни блаженно растянулись под деревьями, другие закусывают в палатке маркитантки.
Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки».
Военные сцены выдвинули Ватто в число художников, пользующихся успехом. Особенным спросом картины пользовались у участников фламандских походов.
По приезде из Валансьенна Ватто поселился у торговца рамами и картинами Пьера Сируа, через него он познакомился с Пьером Кроза, королевским казначеем, миллионером и тонким знатоком искусства.
Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его новом особняке.
Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, скульптур, рисунков, резных камней, там мог работать, не думая о хлебе насущном.
Одновременно с военной тематикой в творчество Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актеров. Художник сам создает мизансцены, декорации заменяет пейзажным фоном.
Иногда это одинокая фигура музыканта, певца или танцора на фоне пейзажа: «Финетта», «Безразличный» (обе — 1716-1717), иногда — несколько артистов или друзей художника в театральных костюмах: «В одежде Мецетена» (1710-е годы), «Актеры итальянской комедии» (около 1712).
Живя у Кроза, художник мог наблюдать театральные постановки на лоне природы, модные в то время в столице развлечения вельмож, концерты, пантомимы, маскарады Этими впечатлениями навеяны самые поэтические произведения Ватто — «Галантные празднества».
Как отмечает Н.Л.
Мальцева: «Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур.
В картине «Общество в парке» нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению.
В пейзаже царит задумчивая тишина, и персонажам Ватто не свойственны бурные проявления чувств. Сосредоточенные в себе, они движутся в замедленном ритме, по едва заметным полуулыбкам, взглядам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях».
В 1717 году Ватто году пишет одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу». За нее в том же году художник получил от Королевской академии специально для него придуманное звание «художника галантных празднеств».
Образ произведения чрезвычайно музыкален. Кажется, в композиции картины исполняется какой-то медленный танец, в ритме которого дамы и кавалеры движутся по склону холма к ладье, которая должна доставить их на Киферу.
Каждый жест, поворот головы, выражение лиц передают тончайшие оттенки переживаний. Художник не стремится к индивидуализации образов, его герои и героини внешне похожи. Лирик по преимуществу, он ставит своей задачей воссоздать мир эмоций, показать их зарождение и развитие, их тончайшие нюансы.
К 1718 году относится великолепная картина Ватто — «Капризница», чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита.
В конце 1719 года Ватто едет в Англию. Здесь он вновь пишет театр — картину «Итальянские актеры», одну из последних своих театральных композиций. Актеры стоят перед зрителями, будто прощаясь с ними, словно отдавая последний поклон после последнего акта живописной пьесы художника.
«Итальянские актеры» были куплены у Ватто лечившим его доктором Мидом, художник сгорал от чахотки. Лечение не помогло. Ватто вернулся в Париж летом 1720 года безнадежно больным.
Зная, что скоро умрет, он словно собрал в последнем напряжении все свои душевные силы. В последний год жизни он создал свои самые значительные картины: «Жилля», «Портрет скульптора Патера», «Вывеску Жерсена» и свои самые лучшие рисунки.
Одиночество, печаль, неудовлетворенность с особенной силой воплощены художником в образе «Жилля» (около 1720). Напряженно-неподвижная поза, безвольно опущенные руки, бледное лицо, грустный взгляд убедительно раскрывают состояние его души, в которой живут одиночество, печаль, неудовлетворенность.
Итальянский искусствовед Г.
Фосси считает, что «Жилль» — одна из самых загадочных картин всей мировой живописи: кто этот юноша в маске, с кукольным взглядом, с висящими, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями? И что за люди сидят у его ног, на что смотрят они, над чем смеются и чему удивляются, притаившись за поросшим травой пригорком, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя? А осел? А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры, изображенные Ватто в сценах «на природе»?»
- Блестящий финал творчества Ватто — «Вывеска Жерсена».
- Ее счастливый владелец удостоверил, что «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье, или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше».
- За семь коротких сеансов художник создал настоящий шедевр!
- Впервые в живописи Ватто мир искусства отделился от мира реального, и реальные люди из плоти и крови впервые показаны в прямом взаимодействии с выдуманным, живописным миром.
«Все соединилось в этой причудливой картине, где привычные границы жанров разрушены с той же царственной уверенностью, что и сама передняя стена жерсеновской лавки, — пишет Ю.М.
Герман. — Обыденный труд упаковщиков, нежность влюбленных, невзначай входящих в магазин, смешное кокетство любителей, гордых своей причастностью к профессиональным тайнам, трогательное внимание к искусству тех, кто и в самом деле способен им восхищаться.
При этом все в картине кажется настолько естественным, настолько само собою происходящим, что трудно увидеть за этой простотой безошибочный и совершенный композиционный расчет.
Ничего случайного нет в этой работе Ватто. И даже собака на мостовой помогает уравновесить картину, поскольку правая группа глубже левой и кажется потому легче».
Близкие друзья пытались помочь безнадежно больному художнику, устроив его в прекрасном доме в окрестностях Парижа. Там он и умер 18 июля 1721 года. «Он кончил свою жизнь с кистью в руках», — написал о нем один из друзей.
- Люди и биографий — Художники
- «Творчество — это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника… это независимость от авторитетов и всякой выгоды» — так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Знаменитый художник Делакруа сказал: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс — бог!» В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в «Письмах русского путешественника»: «Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем… Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…
Источник: http://the100.ru/painter/jean-antoine-watteau.html
Антуан Ватто картины
Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau) — великий французский художник. Считается одним из основоположников стиля рококо.
Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен, Франция. Около 1702 года переехал в Париж. Долгое время работал, как копист картин.
Обучался у таких художников, как Клод Жилло и Клод Одран. Большое влияние на его живопись оказало творчество Питера Пауля Рубенса.
Вначале своей карьеры он писал картины батального жанра, однако затем стал всё больше уделять внимание жанровым сценам.
Работы Антуана Ватто проникнуты особым настроением, театральной игрой, ироничностью и лирикой. Характерными элементами для картин Ватто являются выразительность поз и жестов, нежные сочетания цветов. В отличие от парадно-официального искусства, которое было наиболее востребовано в XVIII веке, его картины были довольно простыми и от того необычайно очаровательными.
Исследователи творчества Антуана Ватто подчёркивают несомненное влияния искусства Рубенса на стиль художника. Особое колористическое чувство делают его картины сказочными и чарующими.
Рассматривая картины Ватто, можно удивиться тому, насколько легка и свободна его живопись. Кисть художника одновременно воздушна и энергична. Чёткие образы окружает особая атмосфера, которая способствует созерцанию.
Выдающийся колорист был способен передать настроение, эмоциональность и трепетное волнение.
Великий французский художник Антуан Ватто умер 18 июля 1721 года в городе Ножан-сюр-Марн, Франция.
Несмотря на то, что основной творческий период Ватто охватывает всего 10-12 лет, он успел создать множество потрясающих шедевров, которые сегодня находятся в самых известных музеях мира — Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Национальном музее Швеции, Музее изящных искусств в Бостоне, Дрезденской галерее, Лондонской национальной галерее, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Лувре и других.
Являетесь жителем Калмыкии и хотите знать о своём регионе всё? Предприятия Республики Калмыкия с описаниями, адресами и контактами на Vcom. Заходите, чтобы ознакомиться подробнее или добавить свою организацию.
Картины Антуана Ватто
Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
Актеры Французской комедии
Актеры Французской комедии
Арлекин и Коломбина
Венецианский праздник
Вывеска лавки Жерсена
Жиль
Затруднительное положение
Итальянские комедианты
Капризница
Любовная песня
Любовь на итальянской сцене
Общество в парке
Паломничество на остров Киферу
Савояр с сурком
Урок любви
???? Блинцов | 2015-09-13, 12:32 | ???? 1 245
Источник: https://art-assorty.ru/9224-antuan-vatto-kartiny.html
Музей Гетти купил картину, приписываемую Жану-Антуану Ватто
Лос-анджелесский музей не разглашает, сколько он заплатил за полотно XVIII века «Итальянские комедианты», но, по некоторым данным, стоимость картины составляет до 2 миллионов долларов
ЖАН-АНТУАН ВАТТО (?)Итальянские комедиантыИсточник: latimes.com
Музей Гетти в Лос-Анджелесе объявил в четверг о приобретении малоизвестного полотна XVIII века «Итальянские комедианты», приписываемого рядом экспертов авторству величайшего французского живописца Жана-Антуана Ватто (Jean-Antoine Watteau).
Старший куратор отдела живописи Гетти Скотт Шефер (Scott Schaefer) рассказал, что перед приобретением работы у лондонского дилера музей проконсультировался практически со всеми ведущими специалистами по творчеству Ватто, каждому из которых картину показывали лично.
Семеро экспертов считают, что это либо работа одного Ватто, либо неоконченная картина, которую дописывал кто-то из его учеников — предположительно Жан-Батист Патер (Патеру атрибутировали эту работу в течение ХХ века).
Сомневаются в авторстве Ватто трое уважаемых экспертов, хотя они и не сообщают, кто, по их мнению, ее написал.
Картина довольно большая (примерно 120 х 90), что необычно для Ватто, чьи картины, продаваемые на аукционах, обычно меньше. Гетти не раскрывает сумму сделки, но из-за неопределенности с авторством стоит предполагать, что цена была приемлемая.
В последний раз картину «Итальянские комедианты» выставляли в парижском музее в 1929 году.
В прошлом апреле она «всплыла» на торгах произведениями из коллекции Поля-Луи Вейера (французского офицера времен Первой мировой войны, заработавшего себе состояние в авиационной и банковской отраслях).
Вейер был другом и наставником основателя лос-анджелесского музея Жана-Поля Гетти. Аукционный дом Gros & Delettrez назвал «Комедиантов» в своем каталоге работой около 1720 года «французской школы… круга Антуана Ватто».
Газета Herald Tribune написала, что сумма сделки составила 1,56 миллиона евро (около 2 миллионов долларов), что оказалось в 20 раз выше верхнего эстимейта. Самой дорогой работой Ватто сейчас является картина «Сюрприз», которую на лондонском аукционе 2008 года купили за 24,4 миллиона долларов.
Антуан Ватто не раз обращался к теме актеров комедии дель арте. Картина Ватто с тем же названием «Итальянские комедианты» есть в коллекции Вашингтонской национальной галереи. Она была написана в 1719–1720, во время поездки художника в Англию для лечения туберкулеза.
Картина из вашингтонского музея, скорее всего, была подарком английскому врачу. Куратор Гетти Шефер утверждает, что и их «Итальянские комедианты» были написаны во время той же поездки.
Некая не идентифицированная картина Ватто с таким названием упомянута в аукционном каталоге 1726 года.
Одним из доказательств в пользу авторства французского гения служит рисунок Пьеро, который бесспорно приписывается Ватто и практически полностью совпадает с изображением фигуры Пьеро на картине, купленной Гетти.
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источники: latimes.com, artinvestment.ru
Комментарий редакции: Справедливости ради стоит отметить, что с екатерининских времен в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится картина Антуана Ватто, довольно долгое время, до 1960-х годов носившая то же название — «Актеры итальянской комедии». После атрибуции И. С.
Немиловой не только сама картина, датируемая 1711–1712 годами, получила новое название — «Актеры Французской комедии», но и трое из пяти изображенных на ней персонажей обрели имена. Более того, И. С.
Немилова сделала вывод, что «перед нами определенно групповой портрет актеров, но не итальянской, а Французской комедии, притом, по всей вероятности, участников одной пьесы — “Три кузины” Данкура».
В этой связи картина, приобретенная музеем Гетти, интересна тем, что содержит элемент, присутствующий в Эрмитажной картине, — юношу в берете, изображенного в характерной позе. Любопытен сам факт, повторения художником своей же композиционной находки — позы и костюма человека в берете — в работе «Итальянские комедианты» спустя 8 лет, если принять на веру, что атрибуция Гетти верна.
Мария Кузнецова, AI
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Источник: https://artinvestment.ru/news/artnews/20120319_getty_watteau.html
Антуан Ватто – биография и картины художника в жанре Рококо – Art Challenge
Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто— французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства.
Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен в семье плотника. В раннем возрасте Ватто был учеником художника Жак-Альбер Герена. Ватто приехал в Париж в 1702 году из северной Франции, из Валансьена.
С 1703 по 1708 год Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии.
От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство — московская картина Сатира на врачей.
В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определённых выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок — более свежим и легким.
В 1717 году Ватто было присвоено звание академика. В 1719-1720 художник посещает Англию. В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом. Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от туберкулёза 18 июля 1721 года. За свои 36 лет он оставил потомкам около двадцати тысяч картин.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.
Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.
Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто— французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства.
Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен в семье плотника. В раннем возрасте Ватто был учеником художника Жак-Альбер Герена. Ватто приехал в Париж в 1702 году из северной Франции, из Валансьена.
С 1703 по 1708 год Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии.
От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство — московская картина Сатира на врачей.
В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определённых выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок — более свежим и легким.
В 1717 году Ватто было присвоено звание академика. В 1719-1720 художник посещает Англию. В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом. Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от туберкулёза 18 июля 1721 года. За свои 36 лет он оставил потомкам около двадцати тысяч картин.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.
Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/64.html
Искусство Рококо — Жан-Антуан Ватто
24.07.2018
Культура 18 в. получает в наследие от предыдущего столетия особое эстетическое сознание, в котором художественный вкус важнее многих других качеств человека. Ларошфуко так заметил по этому поводу: «Французы более обижаются, когда порицают их вкус, нежели ум».
Высокоразвитый вкус с точки зрения 18 столетия — характеристика высокообразованного и утонченного человека..
Он прежде всего предполагал умение отличить прекрасное в природе и искусстве, знание того, по каким законам возможно искусственное воссоздание природы, но и умение глубоко наслаждаться художественным произведением.
Искусство должно быть похоже на природу, и наоборот. Вкус — это соединение данных противоположностей: в произведении искусства возникает иллюзия жизненности, но человек со вкусом это понимает, кроме того, он знает, как это сделано, и получает как бы двойное наслаждение: с одной стороны, от естественного, с другой — от искусственного.
Там, где есть вкус, — там наблюдается сопряжение этих двух вещей. Знание и наслаждение — противоречивые стремления — стали для культуры рококо основополагающими факторами. Художник и зритель понимают и идут навстречу друг другу.
Если для барочных эффектов необходима вся гамма эмоциональных состояний — от радости до трагедии, то для наслаждающегося рококо — лишь изысканно тонких, изящных. Для художественного языка рококо слово «изящный» — ключевое.
Оно характеризует «красоту очертаний предметов, их соразмерность, отточенность формы, изысканность, элегантность внешнего вида, грациозность движений». О величественном, прекрасно-возвышенном, как это было в искусстве барокко, уже не идет речи.
Даже в самой манере выдающихся мастеров рококо заметна виртуозная легкость и тонкость исполнения, точно найденная мера между изысканностью и простотой, формой и масштабом образа. Не случайно именно в эпоху рококо утверждает себя балетный театр с его вниманием к милым миниатюрным движениям и явлениям, какими могли быть природные, тонкие и изысканные орхидеи, бабочки, аквариумные рыбки, тонкоствольные деревья, восточная экзотика.
Современники называли рококо «стилем Людовика XV», отмечая тем самым эпоху его возникновения. Время правления Людовика XV во Франции — 1715—1774 годы.
Слово «рококо» произошло от французского «рокайль», т. е. искусственный грот, раковина; хрупкая, тонко расчлененная асимметричная природная форма. Французский резчик и ювелир Жан Мондон-младший в 1736 г.
в «Первой книге форм рокайль и картейль», которая дала гравюрные образцы этого стиля, употребляет слово «рокайль». Но термин стал названием стиля только во 2-й пол. 19 в.
, когда швейцарский историк культуры Яков Буркхард связал его с категорией изящного и распространил на ряд явлений искусства.
Выдающимся мастером рококо во Франции был Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Художник прошел довольно тяжелую жизненную школу и умер молодым в Ножан-на-Марне от туберкулеза легких, мучившего его с ранних лет. Сын кровельщика из местечка Валансьен на границе Фландрии и Франции, в 1702 г. он приезжает в Париж. Начинает свою карьеру со службы в гравюрной лавке, с 1704 г.
берет уроки у театрального художника Жилло, а затем у монументалиста Одрана (1708 г.). Чрезвычайно тонкий, музыкально чувствующий мир художник обладает обостренной реакцией на окружающую его среду.
Сначала со своими учителями, а затем самостоятельно он работает над декорировкой интерьеров домов французской знати (отели Пульпри, Шовлен, Косее), «китайскими мотивами» (шину-азери), что было новым в то время, украшает деревянные панели королевского кабинета в замке Ла-Мюэт (1708—1710). В 1712 г. расписывает столовую банкира и коллекционера Кроза.
Этот же год для Ватто был ознаменован принятием в Королевскую академию живописи. В 1717 г. он получает звание академика «галантных празднеств» — титул, специально придуманный для него. Он признается как мастер особого жанра пасторали, в котором «театральные ассоциации сочетаются с впечатлением от живой природы, теплого воздуха, серебристого света».
Пейзажный фон, фигуры, очень близкие итальянской комедии масок, изящные и грациозные, тонкий колорит, насыщенный светом, — вот признаки художественной манеры Ватто. Картины мастера не датированы. «Праздник любви» изображает парк со статуей Афродиты и группами любезных дам и кавалеров.
Элегическое настроение звучит хрупкой мелодией нежных трепетных созвучий зеленых и голубых, розовых и жемчужно-серых, лиловых и красных тонов — сложенные мелкими мазками, они «вибрируют» на поверхности картины. Наслаждение, создаваемое «звучащей под сурдинку» музыкой форм, красок, не поддается описанию. Позднее, может быть, именно это Делакруа определит как «область неопределенных и меланхолических чувствований».
Иронически печальны, полны неприметного очарования портретные образы: «Савояр», «Мецетен», «Финетт».
Одна из лучших работ Ватто — «Отплытие на остров Киферу». Она принесла ему звание академика. Образ произведения чрезвычайно музыкален.
Кажется, в композиции картины исполняется какой-то медленный танец, в ритме которого дамы и кавалеры движутся по склону холма к ладье, которая должна доставить их на Киферу — остров любви, где, по преданию, родилась Афродита.
Движение асимметрично, от правого края картины с фигурой богини и высокими деревьями парка в центр композиции. Действие растоплено в золотистом мареве; мягкий, рассеянный свет струится сквозь кроны деревьев. Деревья, природа наделены такой же степенью одушевленности, трепетности, как и фигуры людей.
Особое очеловечивание природы скажется в действительной любви культуры рококо к паркам и садам. Но грусть и ирония Ватто, понимающего несбыточность, иллюзию единства природы и искусства (культуры), присутствуют в настроении его картин («Общество в парке», «Затруднительное предложение »).
Великий философ 18 в. Дидро назвал это явление «парадоксом актера». Тезис «Мир — театр, и люди в нем — актеры» для 18 в. приобретает иной смысл.
Театр — это идеальный образец (искусство тоже) для подражания, в актере нет своего собственного содержания — он каждый раз перевоплощается в самые разные индивидуальности, он должен быть абсолютно пустым, чтобы быть чем-то наполненным; с другой стороны, рядом с искусством — театром есть стихия жизни, которая вливается в эту искусственную систему. Руссо считал, что подлинно великие произведения рождаются при столкновении стихии жизни и театра — искусства.
Произведения Ватто представляют как раз это столкновение. В творчестве художника «театральная тема» заявлена довольно громко.
Как рассказывают биографы (а после смерти мастера о нем вышли сразу две книги почитателей, покро- вителей и друзей: Жана де Жюльена — директора красильной мануфактуры и Франсуа Жерсена — торговца картинами), художник досадовал на себя, был недоволен сделанным, метался от сюжета к сюжету. Это очень хорошо напоминает рассказы Руссо о себе в его знаменитой «Исповеди».
«Итальянские комедианты», «Жиль» определяются исследователями как написанные Ватто после 1717 г. «Жиль» изображает актера в белой одежде на фоне деревьев и неба. На втором плане — группа актеров, которые тянут за веревку осла. Фигура Жиля обращена прямо к зрителям — удивительная игра чувств на лице этого человека, лицедея, тонко чувствующего театральный зал и жизненную стихию.
Колорит картины более холодный, голубоватый в отличие от золотистого в «Отплытии на остров Киферу». Миниатюрная живопись удивляет совершенством технического исполнения. «Изумительной» назвал технику Ватто Делакруа, считая, что в ней «соединились Франция и Венеция».
Последнюю картину — вывеску для антикварной лавки своего биографа и друга Жерсена — Ватто, обычно недовольный собой, очень ценил.
Произведение представляет интерьер художественной лавки: кто-то рассматривает картины, слуги укладывают в ящик купленные вещи, небольшая группа людей беседует.
Акценты в картине расставлены равномерно, в ней можно увидеть еще один вариант «галантной сцены», а можно обратить внимание на милую естественность группы, занятой разглядыванием собачки и дружеской беседой.
Тут вспоминается случай, рассказанный о современнике Ватто — художнике Шардене. Ему надоела болтовня человека, который хвастался своим умением хорошо писать картины. «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — спросил Шарден у бахвала. «А чем же?» — возразил удивленный собеседник. «Пользуются красками, но пишут чувствами», — ответил маэстро.
- Савояр с сурком (1715)
- Диана у ручья (1716)
- Юпитер и Антиопа
Антиопа — царица амазонок. Она дочь фиванского царя Никтея, родила от Юпитера близнецов — Зета и Амфиона. Царь Никтей разгневался от поступка Антиопы и она бежала от отцовского гнева в Сикион, где вышла замуж за царя Эпопея. На картине художник изобразил сцену любовного свидания Антиопы с Юпитером. Она устала от любви, но Юпитер будит ее.
- Праздник любви (1717)
- Перед нами флиртующие пары, среди них особенно хороша пара на первом плане — юная дама как бы нехотя слушает своего поклонника, она видна в профиль, и этот тонкий профиль, этот своенравный поворот изящной белокурой головы, этот взгляд искоса из-под опущенных ресниц полны живой прелести.
- Любовная гамма (1717)
- Итальянская комедия
- Общество на открытом воздухе (1716)
- Пасторальные танцы (1720)
- Галантные празднества (1717)
- Любительница приключений (1717)
- Ухажер в глуши (1710)
- Общество в парке (1716)
- Жиль в костюме Пьеро (1719)
Щемящий меланхолический мотив звучит в картине «Жиль». Это один из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в круглой шляпе и с круглой пелериной — возвышается во весь рост на фоне неба, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых.
Фигура Жиля, странно бездействующая, с повисшими руками и остановившимся взглядом, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один. Не видно, что он от этого страдает. Он просто один и все.
В этом ощущении, в этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве человека, запертого в самого себя, как в клетку.
- Затруднительное предложение
- Серенада
- Квартет (1719)
- Сцена французской комедии (1720)
- Церера (Лето) 1715
- Танец (1718)
- Паломничество на Киферу (1719)
Одно из самых больших своих произведений. Кавалеры и дамы отправляются на остров любви; как будто на наших глазах любовь зарождается, движения полны неуверенности, взгляды — сомнений, затем затем любовное чувство растет.
Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом: колеблющимся, мерцающим, переливающимся один в другой, гаммой золотистых оттенков, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев; светом, разбивающимся на блики. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
- Радости бала (1719)
- Радости любви
Чудесен лихой гитарист в белом наряде и голубых чулках: как он старается пленить своей игрой недоверчивую красавицу, одетую в золотистый шелк! А тут же, в стороне от веселого общества, отвернувшись от него, некто одинокий и меланхоличный скучающим взором смотрит на мраморную наготу статуи. Ему не хватало дамы?..Нет, это что-то другое, глубже. Как умеет Ватто выразить в своих будто фарфоровых фигурках живые чувства и эту внезапно среди хрупкого веселья охватывающую душевную усталость и печаль.
- Одевание (1717)
- Застенчивый любовник (1718)
- Лавка Жерсена (1718)
Источник: https://8-poster.ru/onenews/1563