«искушение святого антония», иероним босх — описание картины

 Alexander Louis Leloir — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Dominicus van Wijnen — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

John Charles Dollman — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Vallin — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Lucas van Leyden — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Антоний принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения. Для большего уединения святой поселился вдалеке от селения, в гробнице. В определенные дни его друг приносил ему скудную пищу.

«Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле; и, как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли».

Микеланджело — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Стефано ди Джованни Сассетта — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Искушение святого Антония

Едва Антоний оправился от ударов, как дьявол созвал своих бесов и сказал им:

«смотрите, ни духом блуда, ни ударами не усмирили мы его; напротив того, отваживается он противиться нам. Нападем же на него иным образом». А диавол не затрудняется в способах изъявить свою злобу.

Так и теперь ночью демоны производят такой гром, что, по-видимому, все то место пришло в колебание, и как бы разорив четыре стены Антониева жилища, вторгаются, преобразившись в зверей и пресмыкающихся. Все место мгновенно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, волков. Каждый из этих призраков действует соответственно наружному своему виду.

Лев, готовясь напасть, рыкает; вол хочет, по-видимому, бодать; змея не перестает извиваться: волк напрягает силы броситься. И все эти привидения производят страшный шум, обнаруживают лютую ярость.

Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душою, лежит без трепета, и, хотя стонет от телесной боли, однако же, трезвясь умом и как бы посмеваясь, говорит: «ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было прети и одному из вас. поелику Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством.

Но и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в бессловесных». И еще с дерзновением присовокупляет: «если можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте. А если не можете, то для чего мятетесь напрасно? Нам печатию и стеною ограждения служит вера в Господа нашего». Так демоны, после многих покушений, скрежетали только зубами на Антония; потому что более себя самих, нежели его, подвергали посмеянию».

Сальвадор Дали — Искушение святого Антония

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Herman Saftleven — Искушение святого Антония

«Господь же не забыл при сем Антониева подвига, и пришел на помощь к подвижнику. Возведя взор, видит Антоний, что кровля над ним как бы раскрылась, и нисходит к нему луч света.

Демоны внезапно стали невидимы; телесная боль мгновенно прекратилась; жилище его оказалось ни в чем неповрежденным.

И ощутив эту помощь, воздохнув свободнее, чувствуя облегчение от страданий, обращается он с молитвою к явившемуся видению, и говорит: «где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» И был к нему голос: «здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и поелику устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду». Услышав это, Антоний восстает, и начинает молиться, и столько укрепляется, что чувствует в теле своем более сил, нежели сколько имел их прежде. Было же ему тогда около тридцати пяти лет».

Annibale Carracci — Искушение святого Антония

Приобретя духовный опыт в борьбе с дьяволом, преподобный задумал уйти в глубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное огороженное строение и поселился в нем, заложив камнями вход.

Тот же верный друг приносил ему дважды в год хлеб, а вода имелась внутри ограды. В полном молчании принимал преподобный приносимую пищу. Спустя 20 лет уединения в Фиваидской пустыне к Антонию проникли его почитатели. Пустыня наполнилась иноками — учениками Антония.

Во время гонения на христиан в 311 году Антоний покинул пустыню и пришел в Александрию, где поддержал христианское учение, после чего вновь удалился в пустыню. Потом Антоний еще раз пришел в Александрию, чтобы защитить христианство от арианской ереси.

Антоний умер в возрасте 105-ти лет, из которых 85 лет провел в отшельничестве.

Основной источник — «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах».

Кто это такой?

Св. Антоний Великий был отшельником, христианским святым. Родился в Верхнем Египте в богатой семье. После того как умерли его родители, он раздарил свое имущество беднякам, а сам отправился в египетскую пустыню, где много лет существовал в полном одиночестве, предаваясь молитвам и размышлениям. Его считают основателем монашеского образа жизни.

Однажды в Европе случилась ужасная эпидемия рожистого воспаления, больные вымаливали лекарства, произнося имя Антония, поэтому болезнь назвали «антонов огонь».

Обычно отшельника изображают бородатым стариком, одетым в монашескую рясу и плащ. В руке он держит старый костыль с Т-образной ручкой и колокол.

Рядом всегда свинья, так как в средневековые времена монахи-антонианцы откармливали этих животных, а сало использовали как лекарство против болезни «антонов огонь».

Иногда колокольчик изображают на шее у свиньи, потому что у животных, принадлежавших приходам братьев, было право пастись на особых пастбищах, по колокольчику отличали их от других.

Соблазны

Как и многие другие отшельники, святой Антоний периодически видел галлюцинации — это возникало вследствие аскетического образа жизни в суровой пустыне. Жизнь без достаточного количества воды, еды и общения приводит к помутнению рассудка. В изобразительном искусстве художники проецировали в своих картинах искушение святого Антония в двух формах:

  1. Святой, которого одолевают ужасные демоны.
  2. Видения с эротическим уклоном.

Демоны соблазняют отшельника в его жилище, иногда они изображены в облике монстров и диких зверей, терзающие плоть человека. Но как только появляется божественный свет, вся нечистая сила исчезает во тьме и искушение святого Антония прекращается.

Художников всегда сильно волновала эта распутная соблазнительная тема. В ранней ренессансной живописи в этом сюжете женщины изображались в одежде, но с рогами, что напоминало о их демоническом происхождении.

В XVI веке женщин уже начинают рисовать обнаженными. В картинах отшельник ведет жестокую борьбу против своей плоти и плотских желаний, он пытается прогнать своих страстных соблазнительниц крестом или молитвой.

Как появилась картина Сальвадора Дали?

Картина Сальвадора Дали появилась на свет благодаря художественному конкурсу, объявленному Альбертом Левиным, продюсером из Америки.

Ему для фильма по знаменитой новелле Ги Де Мопассана «Милый друг» требовался вдохновляющий образ искушаемого святого.

В этом проекте участвовали 11 художников из разных стран, а в жюри вошли двое известных людей: Марсель Дюшан (культовый художник) и Альфред Барр (первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке).

Победителем был объявлен Макс Эрнст, сюрреалист, который в годы войны, как и Сальвадор Дали, эмигрировал из Европы в США.

Роман «Милый друг», для которого понадобилась картина «Искушение святого Антония», описывает судьбу человека, ловеласа из высшего общества.

Он обладал уникальной способностью обольщать людей, но, увы, кроме этого у него больше ничего в жизни не было.

Вообще Ги Де Мопассан славится своим великолепным мастерством описывать человеческие пороки, его герои всегда находятся в ореоле таинственной смеси соблазнительного и демонического.

Потрясающее полотно

Картина «Искушение святого Антония» (Сальвадор Дали) выставлена в Бельгийском королевском музее изящных искусств, находящемся в Брюсселе.

Сюжет этого живописного полотна заключается в изображении странных существ, которых посылает дьявол, и они являются к Святому Антонию. Сальвадор Дали мастерски обрисовал двух зловещих демонов в одной прекрасной обнаженной женщине.

За основу художник взял каноничный сюжет и воссоздал странный мир, наполненный таинственными символами и многочисленными аллюзиями. Разгадать его замысел удается далеко не каждому.

В углу картины расположился святой аскет, он защищается самодельным деревянным крестом. Крест символизирует непоколебимую веру. Чудовища нависают над святым, как бы стремясь вытеснить его за пределы картины. Животные несут грехи на тоненьких паучьих лапках. Если Антоний хоть на секунду поддастся соблазну, лапки сломаются и грехи упадут прямо на него.

Описание картины «Искушение святого Антония»

Полотно изображает в последовательности идущих животных: сначала лошадь (она представляет силу, иногда является символом сладострастия), далее идет слон, на спине которого расположена золотая чаша похоти, а в ней обнаженная женщина, опасно балансирующая на хрупкой подставке, что подчеркивает эротический характер общей композиции. угие слоны несут на себе необычные предметы: обелиск и венецианскую постройку в стиле Палладио. Разглядывая картину «Искушение святого Антония» Дали, можно увидеть, что вдалеке идет еще один слон, он несет высокую башню — символ мирского и духовного порядка.

Читайте также:  Музей коммунизма в праге, чехия

Сальвадор Дали преподнес классический библейский сюжет в уникальном и своеобразном стиле. Именно этим отличается картина «Искушение святого Антония». Оригинальный размер полотна — 151х113 см, материал – холст и масло, жанр – сюрреализм.

Как утверждают многие эксперты и исследователи, именно с этой картины начинается новая ветвь в творчестве великого художника. В его творениях соединяются три элемента: классическая живопись, спиритуализм и атомная эра.

Краткая биография Сальвадора Дали

Родился 11 мая 1904 года. Еще с раннего детства начал проявляться эксцентричный характер Сальвадора Дали, он часто капризничал и устраивал истерики. Начал рисовать с 4-х лет, а в 10 появилась его первая картина, на которой был изображен импрессионистский пейзаж. Мальчик целыми днями рисовал в выделенной ему для этих целей комнате.

В 1925 году, когда Сальвадору был 21 год, прошла его первая выставка, состоявшая из 27 полотен и 5 рисунков. Однако известность начала приходить к нему только в 1930 году. В картинах преобладали темы разрушения, смерти, тления и (из-за влияния книг Фрейда) сексуальные переживания человека.

В 1959 году начала проявляться любовь ценителей искусства к гениальному великому художнику, его полотна скупали за огромные деньги. Многие миллионеры считали необходимым иметь в своих коллекциях картины Дали.

В 1973 году был открыт Музей Дали в Фигуэрасе. Он и по сей день приводит в неописуемый восторг всех посетителей. Там же Сальвадора и похоронили в 1989 году, в самом центре здания под неотмеченной ничем плитой.

«Искушение святого Антония» художника Босха

Неизменно вспоминают Сальвадора Дали, когда говорят об Иерониме Босхе. К творчеству этого художника многие относятся неоднозначно, и многим его картины откровенно не нравятся. Но все же большинство соглашается, что полотна Босха обладают невероятной и притягательной силой.

Художник Иероним Босх любил изображать в своих творениях святого Антония Великого. Одной из лучших его работ считается триптих «Искушение св. Антония».

Босх изобразил в картине людской род, который погряз в грехах и своей глупости, бесконечное разнообразие адских мук, ожидающих каждого человека, присоединены также Страсти Христовы и искушение его плоти.

Но непоколебимая вера помогает противостоять сильному натиску врагов.

О том, как и почему был создан этот необычный триптих, написано мало. В 1523 году его купил португальский гуманист Дамьяо де Гоиш. В картине «Искушение св. Антония» Босх соединил все творческие мотивы, которыми пользовался.

Описание триптиха

Триптих, который написал Босх («Искушение святого Антония»), буквально кишит неправдоподобными фантастическими существами. Сюжет можно разобрать на отдельные моменты:

  • Женщина, которая держит Чашу причастия, – это ведьма с алхимическим эликсиром жизни, сваренным при помощи черной магии.
  • Черная, белая и красные женщины – это олицетворение трансформации элементов в алхимическом процессе. Кувшин и стакан наполнены бесовским эликсиром.
  • Существо, держащее в руках яйцо, — это выкидыш, или иначе — человек из пробирки. В руках у него камень, способный превращать металл в золото.
  • Сова – это единственный светлый момент в картине, которую создал Босх. «Искушение святого Антония» — очень необычное полотно. Сова помогает в засвидетельствовании действий алхимиков, она служит Божьим Оком.
  • На левой створке изображен целый легион демонов, поражают фантазию их разнообразие и изощренность.
  • Вся правая створка заполнена различными персонифицированными искушениями.

Книга Гюстава Флобера

Святого Антония любили не только рисовать. О нем любили писать. Например, Гюстав Флобер отождествлял себя с отшельником, но не в аспекте образа жизни, а в аспекте внутреннего душевного состояния.

Писателя Гюстава Флобера образ святого Антония сопровождал практически 30 лет. Книга была написана в двух вариантах, первый вышел в 1849 году, а второй — в 1856-м.

Непосредственным импульсом для создания произведения «Искушение святого Антония» Флоберу послужила картина Брейгеля Младшего (Адского). На ней изображены не физические мучения Антония, а диалог со смертными грехами среди бесконечного шествия чудовищ и древних богов.

Некоторые критики не сомневаются, что в драме Флобер описал свои собственные искушения. Это одержимость желаниями, выражающаяся в трагическом свете с романтической напряженностью.

Описание картины Босха «Искушение Святого Антония»

Источник: https://superfb.site/iskusstvo-i-razvlecheniya/iskusstvo/opisanie-kartiny-bosha-iskushenie-svyatogo-antoniya.html

История одного шедевра. Триптих «Искушение святого Антония», Иероним Босх — Ёптель

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

15051506г.г. Дерево, масло. Размер: 131,5 × 225 см. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса.

Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами.

Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония.

В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, сотворением Зла в этом мире, который весь искушение.

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей.

Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, данная сцена изображена выше, на фоне неба.

Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход главное, о чем Босх хочет здесь сказать.

Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.

На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений.

На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире сладострастия.

Сатана в образе обнаженной женщины царицы бесов под «шатром Венеры» персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.

Центральная часть триптиха посвящена победе Св.

Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю.

Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.

Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого.

Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре.

Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».

Справа большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох символ первородного греха).

Слева рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка безголовая утка и лодочка-скорлупка.

Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик дырой между сухих плавников

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению.

В 1523 г.

триптих был приобретён португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш, и в настоящее время находится в постоянной экспозиции Национального музея старинного искусства (Museu Nacional de Arte Antiga) в Лиссабоне.

Читайте также:  Портрет доньи терезы луизы де суреда, франсиско де гойя

Существует около 20 копий триптиха полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная (датируемая 1520-30 гг.) находится в брюссельском Музее старинного искусства.

О других шедеврах по тегу

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины «Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины «Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины «Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Источник

Источник: https://yoptel.ru/istoriya_odnogo_shedevra_triptih_iskushenie_svyatogo_antoniya_ieronim_bosh.html

Искушение Святого Антония

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Алтарь «Искушение святого Антония» – одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века: зафиксировано шесть копий всего алтаря, пять – центральной его части, и одно – боковых створок.

Подкрасочные рисунки на оригинале красноречиво свидетельствуют об особой интенсивности творческого процесса – художник, как это принято говорить, «вложил в свою работу душу». Этот триптих Иеронима Босха, одно из важнейших его произведений, полон злых насмешек над священнослужителями.

Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса.

Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом.

Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха известно достаточно мало. В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.

К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов – Мира, Плоти, Дьявола.

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Фантазия Босха питалась, видимо, изображениями на геммах и монетах эпохи Александра Великого.

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

Центральная сцена – совершение черной мессы – одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера.

Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношерстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в черном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь – символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе – явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображенный на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями.

А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки. Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывет безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/article/bosch012.html

Искушение святого Антония в живописи

avdy_sanСВЯТОЙ АНТОНИЙ, которого часто называют Антонием Великим, святой отшельник, живший в III — IV веках (251 — 356 гг.). Антоний родился в Верхнем Египте, после смерти своих родителей он раздал все имущество бедным и удалился в егитетскую пустыню, где долгие годы пребывал в полнейшем уединении. Обчно он считается основателем монашеского образа жизни.

    Обычно Антония изображают бородатым старцем; на нем монашеский плащ и ряса, как у аббата монашеского ордена. Он держит жезл с Т-образной ручкой, наподобие костыля.

Как и многие другие отшельники, Святой Антоний был подвержен галлюцинациям, что было следствием его аскетического образа жизни в пустыне. В изобразительном искусстве изображения этих искушений получили две формы:    — Святой, одолеваемый демонами;    — Эротические видения Святого Антония.

    Демоны атакуют Антония в его келье и даже поднимают его ввысь; иногда они принимают облик диких зверей и монстров, терзающих его плоть. Демоны исчезают, как только Бог является ему в ярком свете.    Естественно, искушение Святого Антония, благодаря присутствию в нем темы распутства, сильно разжигало фантазию художников.

В ранней ренессансной живописи женщины, изображавшиеся в этом сюжете, обычно одеты, при этом у них могли быть рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI века они чаще всего изображаются обнаженными. Антоний прогоняет их, как правило, крестным знамением или молитвой.

    Предлагаю вашему вниманию подборку наиболее интересных работ на этот сюжет.

«Искушение Святого Антония»(Иероним Босх)

  • «Искушение Святого Антония»(Алтарь Святого Антония, триптих,
  • Иероним Босх)

«Искушение Святого Антония»(Джус ван Краесберг)

«Искушение святого Антония», Иероним Босх — описание картины

«Искушение Святого Антония»(Макс Эрнст)

«Искушение Святого Антония»(Фелисьен Ропс)

«Искушение Святого Антония»(Сальватор Роса)

«Искушение Святого Антония»(Ловис Коринт)

«Искушение Святого Антония»(Микеланджело Буанароти ?)

«Искушение Святого Антония»(Поль Сезанн)

  1. «Искушение Святого Антония»(Паоло Веронезе)
  2. «Искушение Святого Антония»(Поль Деларош)
  3. «Искушение Святого Антония»(Джованни Баттиста Тьеполо)
  4. «Искушение Святого Антония»(Джон Доллман)
  5. «Искушение Святого Антония»(Александр Луи Лелоир)
  6. «Искушение Святого Антония»(Вилленс де Кок)

Оригинал взят у sergeyurich

Источник: https://avdy-san.livejournal.com/407278.html

Описание картины Иеронима Босха «Искушение святого Антония»

В свою работу «Искушение святого Антония» Босх вложил душу. Его известный триптих – одно из самых лучших полотен художника. Основой для написания стал сюжет литературы Средневековья о том, как св. Антоний поддался страшным искушениям в египетской пустыне. Оригинал картины хранится в Государственном музее Лиссабона. В Португалии полотно оказалось в 1523 году: тогда его приобрел Дамьяо де Гоиш известный португальский гуманист. Имеет полотно и несколько копий (их около 20).

Этот шедевр европейской живописи, созданный Босхом, имеет несколько составляющих. Так, в центральной части триптиха изображено само «Искушение св. Антония», на левой ставне – «Полёт и падение…», на правой – «Видения …». На створках наружных изображены эпизоды о Страстях Христовых.

Фантастическими персонажами переполнена центральная часть триптиха. Так, белая птица претворилась в настоящий корабль с крыльями, поднявшийся в небо. Вероятнее всего, выдумки Босха исходили из граффити на монетах эпохи Александра Македонского.

В центре полотна совершается обряд черной мессы, что свидетельствует о противоречивых настроях и смущении самого мастера кисти. Здесь женщины-священники правят святотатственную службу.

Они в окружении смешанной толпы: следом за калекой к грешному причастию спешит играющее на мандолине существо, одетое в черный плащ, у которого на голове сова и рыло кабана.

В здешних обстоятельствах сова символизирует ложь, хотя в других источниках она – символ светлых сил, так называемый Божий глаз, следящий за действиями участников алхимического процесса.

Из большущего плода красного цвета выходят монстры. Их главарь – бес – играет на арфе. На дальнем плане изображен колдун в цилиндре, который управляет поступками группы бесов. Внизу полотна художник изобразил плывущую утку без головы, на шее которой есть маленькое окно, откуда выглядывает бес.

Главный персонаж левой ставни – сам св. Антоний. Он упал с неба и антониты поднимают его. Вверху створки Святой сложил в молитве руки, не обращая внимания на своих мучителей.

На правой створке Антоний представлен зрителю, как рыцарь твердой веры, который победил злые силы.

Великий художник Босх считал, что алхимики – настоящие еретики. Мастер кисти очень старался открыть взору зрителя, насколько неправильное интерпретирование Библии у алхимиков с их еретическими мыслями.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ieronima-bosxa-iskushenie-svyatogo-antoniya/

Иероним Босх Искушение Святого Антония. Триптих: Описание произведения

Триптих «Искушение Святого Антония» хранится в крупнейшей галерее Португалии – Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Это одна из важнейших работ, в которой находит отражение мировоззрение Босха. С присущей ему страстью художник создает впечатляющую картину борьбы человека со злом, искушениями, грехом и самим дьяволом.

Святой Антоний, с точки зрения многих специалистов по Босху, оказывается не только персонификацией борьбы любого христианина с многочисленными испытаниями, выпадающими на его долю, но и проекцией собственного «я» художника.

В последней трети жизни Босх снова и снова обращается к образу Святого Антония.

Он пишет его чаще, чем какого бы то ни было другого святого. Более ранняя работа «Искушение св. Антония» (1490-е) представлена в Прадо (правда, нидерландские исследователи, вопреки устоявшейся атрибуции, считают, что картина была написана не Босхом, а его неизвестными последователями в 1530-40-е гг.).

В Берлинской картинной галерее можно видеть рисунок на эту же тему, предположительно принадлежащий Босху. Есть несколько образцов рисунков и в Лувре (1, 2). Начало 2016 года принесло сенсацию: небольшая (38 на 26 см) картина «Искушение св.

Антония» из художественного музея Нельсона-Аткинса в Канзас Сити была повышена в статусе: ранее она считалась подражанием, но теперь появились научные основания считать её подлинником Босха.

Для подобного интереса к личности Антония должны быть личные причины. И они у Босха, несомненно, были: Антонисом звали его отца, а семейная церковь ван Акенов (такова была настоящая фамилия художника) в городе Хертогенбосе носила имя Святого Антония.

Как и в остальных триптихах Босха, внешние створки в «Искушении Святого Антония» выполнены в монохромной технике гризайли. Левая створка получила название «Взятие Христа под стражу в Гесфиманском саду», правая – «Несение креста».

Читайте также:  «ингеборг», арбо петер николай — описание картины

Евангельские эпизоды написаны на фоне традиционного для Босха голландского пейзажа со скалами, одинокими деревьями, высоким небом и тщательно прописанными дальними планами.

Почему живописной биографии Святого Антония, которую зритель увидит, когда створки триптиха будут раскрыты, предпосланы сюжеты из земной жизни Иисуса? Потому что для Святого Антония (а в идеале и для каждого христианина) Христос является мерой всех вещей.

Всё, что будет претерпевать внутри триптиха Святой Антоний, обусловлено верой в Христа и Ему посвящено. «Бог терпел – и нам велел», – такова в кратком изложении центральная идея триптиха.

Таким образом, внешние створки показывают небесный абсолют, а внутренние – сложную историю земного следования этому абсолюту.

Источники сюжета

Святой Антоний (его еще называют Антоний Великий и преподобный Антоний) – египетский христианский подвижник и пустнынник III-IV веков н.э. Считается, что с него начинается отшельническое монашество. По-видимому, Босх берёт за основу «Жизнеописание св.

Антония», написанное Афанасием Великим, где рассказывается, как Антоний в совсем молодых летах удалился в пустыню, дабы там предаваться христианской аскезе и молитвам.

В 1478-м году на родине Босха в Нидерландах вышел перевод «Золотой Легенды» Иакова Варагинского – популярнейшего в средние века сочинения, изобилующего красочными подробностями из житий различных святых. Особенно ярко у Иакова описывались искушения Святого Антония на небе и на земле. Нет сомнений, что Босх был знаком с этой книгой.

До потомков дошли и сочинения самого Антония Великого. В основном это поучения монахам и правила жизни. Антонию принадлежит афоризм «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение – и никто не обретёт спасения». Эти слова подвижника – оптимальный эпиграф для триптиха Иеронима Босха.

Левая створка

В житиях Антония рассказывается, как Сатана, раздражённый необыкновенным благочестием святого, насылает на него легион бесов. Демоны схватили святого, который молился в пещере, и истязали его, пока монах не упал замертво.

В нижней части левой створки у Босха мы видим, как трое друзей в одеждах, характерных для монашеского ордена антонитов, ведут под руки вконец обессилевшего святого – в последний момент им удалось вырвать его из власти бесов.

Кстати, по мнению некоторых исследователей, в одном из тех людей, кто поддерживает Антония, можно узнать самого художника.

Вся эта фигурная группа ступает на хрупкий мост из прогнивших досок. В других работах Босха (например, в «Блудном сыне» из музея в Роттердаме) мост – символ превратностей человеческой жизни. Под мостом укромно расположились демоны.

Один из них ведёт некую переписку – возможно, готовит заговор или составляет донос. Внешне он похож на Александра VI, который был римским Папой в период с 1492 по 1503-й и многими считался Антихристом. Босх не однажды критиковал церковь за распущенность («Корабль дураков» и др.

), но главу католиков в виде демона он показывает впервые.

С двух сторон от псевдо-Папы располагаются демоны-птицы. Большая цапля, стоящая на яйце, пожирает собственных едва проклюнувшихся птенцов. Зад птицы «повторяет цвет и форму головного убора «папы», – отмечает Линда Харрис, – очевидно, что это еще один «комплимент» в адрес Римской католической церкви».

Еще один демон в виде птицы одет в красную кардинальскую сутану, а на его голове – воронка (подобная встречается на голове монаха в «Извлечении камня глупости»), по-видимому, символизирующая самозванство и профанацию истины. Этот демон-клирик стоит на коньках.

Возможно, так художник указывает на его происхождение: в средневековых представлениях об устройстве преисподней (нашедших отражение, в частности, в «Божественной комедии» Данте) нижний круг ада представляет собой ледяное озеро Коцит.

На зажатом в ключе бумажном листе написано слово «лень», так что коньки могут олицетворять еще и праздность.

В средней части левой створки изображается хижина, образованная из сращённых между собой тела великана и холма, покрытого зеленью. Левая нога человека перебинтована, что должно символизировать грех сладострастия. Само тело образует из себя бордель, в окне которого можно разглядеть женщину.

Вход в хижину расположен аккурат между ног великана. Несколько бесов в церковных одеяниях направляются как раз туда. Эта аллегория Босха вполне прозрачна.У левого края створки – еще два сложно синтезированных демона, один из которых – это рыба на колесах и с хвостом скорпиона (рыба – христианский символ крещения).

На её спине располагается шпиль собора. Большая рыба пытается проглотить рыбу поменьше. Возможно, здесь зашифрованы церковные «слияния и поглощения» или борьба официальной церкви с ересями.

Верхняя треть створки посвящена искушению Антония в небе.

Бесы, принявшие форму зверей и чудовищных рыб, терзают святого, который не выходит из медитативного состояния и не перестаёт возносить молитвы к небу.

Правая створка

Темой правой створки триптиха являются плотские искушения, которым дьявол подвергает Святого Антония.

Грех чревоугодия находит воплощение в непристойной трапезе, где основание стола образуют обнажённые человеческие тела. Антураж (кувшин или ночной горшок, надетый вместо обуви, трубадур со странным музыкальным орудием) напоминает о «Саде земных наслаждений». Правее изображено дырявое чрево – человеческий живот на ножках в красном колпаке, пронзённый большим кинжалом.

Об искушении грехом любострастия (прелюбодеяния) житийная литература сообщает, что после мучений Антония на земле и на небе дьявол явился к нему в женском обличье. Святой повстречал прекрасную царицу, когда та купалась в реке.

Она привлекла Антония своим великодушием и щедростью и привезла ослеплённого её набожностью святого в свою столицу. Полёт на демонической рыбе над городскими строениями, башнями и мельницей показывает самый опасный момент, когда Антоний вот-вот готов поддаться искушению.

Святой осознал, с кем имеет дело, только, когда царица попыталась его соблазнить. У Босха она стоит обнажённая в воде, под деревом с топорщащимися сухими сучьями в окружении демонов-придворных, прикрывая рукой «срамное место».

(Похожий сюжет Босх разрабатывал и в плохо сохранившейся работе «Святые отшельники»).

Еще одно напоминание о дьяволе – плывущий в фарватере реки дракон. Ему противостоит маленькая человеческая фигурка с палкой или пикой в руке. Поскольку такое же орудие мы видим в руках самого Антония на переднем плане, можно заключить, что в реке Босх нарисовал поединок самого святого отшельника с Сатаной.

Центральная часть

В центральной части триптиха концентрация монстров на квадратный сантиметр площади достигает апогея. «Со всем богатством вымысла изображая сложный облик разнообразных демонов, вьющихся вокруг святого, Босх превзошёл самого себя», – уверен Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между адом и раем».

Ближе к левому краю белёсый деревянный обрубок превращается в торс и руки женщины в высоком остроконечном чепце, чьё туловище трансформируется в чешуйчатый хвост ящерицы. Держа на руках ребёнка, женщина торжественно восседает на исполинской крысе.

Кувшин на лошадиных ногах несёт на спине странного демона с чертополохом на голове (чертополох – символ первородного греха). Чуть ниже по реке плывёт, растопырив руки, человек, находящийся внутри полупрозрачной рыбины.

Переведя взгляд влево, мы обнаружим демона с лошадиным черепом, играющего на лютне и сидящего на гусе с головой овцы, но в человеческих башмаках. Духи тьмы в облике птиц, людей и животных извергаются из гигантской красной ягоды – традиционного символа порока.

Повыше неё еще один древесноголовый монстр ведёт под уздцы странный гибрид дракона, лошади и жареной птицы, впереди вышагивают собаки-броненосцы, песьеголовец с совой (символом тьмы и птицей дьявола) на голове.

Ни одна из земных стихий у Босха не свободна от чудовищ. Демонами так и кишат вода, суша и поднебесье. Куда же устремляются эти дьявольские полчища? Очевидно, что «пунктом назначения» для всех них служит разрушенная гробница в центре композиции.

Внутри неё запечатлено явление Христа, указывающего на собственное распятие. Ереси, магия, алхимия – признаки всех перечисленных явлений обнаруживаются в центральной части триптиха. Вокруг коленопреклонённого Антония разыгрывается дьявольская месса.

Женщина в замысловатом головном уборе протягивает монахине чашу с причастием. Рядом за столом игроки бросают кости, искушая судьбу. В воздухе парят ведьмы, в глубине картины полыхает подожжённая ими деревня. Кстати, передача эффектов освещения в этой работе выдаёт в Босхе настоящего новатора.

«Цветовая гамма настолько гармонична и богата, – пишет Вальтер Бозинг, – что все эти изменчивые, даже самые омерзительные образы визуально прекрасны: триптих относится к числу тех произведений Босха, которые сохранились лучше всего, а недавно проведённая расчистка выявила всё колористическое богатство этой картины, где блистающие красные и зелёные тона чередуются с тонко модулированными переходами синевато-зелёных и коричневых».

Фигура Святого Антония расположена на пересечении диагоналей картины. Отвернувшись от всего, что совершается вокруг, он смотрит на зрителя и благословляет его. Жест Антония повторяет жест Христа, стоящего неподалёку.

Спокойный и обнадёживающий взгляд сближает Антония с Христом в картинах Босха «Несение креста» (Мадрид) и «Коронование терновым венцом» (Лондон).

И это показывает, что святой стоек в своём выборе, несмотря на все дьявольские козни.

Если боковые створки показывали Антония в минуты мучений и искушений, то центральная часть триптиха знаменует его торжество.

Анна Вчерашняя

Источник: https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/391105~Iskushenie_Svjatogo_Antonija_Triptikh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector