Никола Пуссе́н (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Николя Пуссена
- Библиография
Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели.
Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров.
Очень помогли ему оттачивать технику — посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.
В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран.
Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты Да Винчи и Микеланджело, подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками.
Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.
Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами.
Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.
В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.
Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в эго творчестве.
Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры.
Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти.
Зима (Потоп) 1664
Осень (Дары земли обетованной) 1664
Весна (Земной Рай) 1664
Лето (Руфь и Вооз) 1664
Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.
Умер художник осенью 1665 года в Риме.
ТВОРЧЕСТВО
Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.
Он является основателем такого стиля живописи как классицизм.
Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма.
Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи.
Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.
Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»).
Искания Пуссена прошли сложный путь.
Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Германик — мужественный и доблестный полководец, надежда римлян — был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия.
Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Но не личное горе, а гражданственный пафос — служение родине и долгу — составляет образный смысл этого полотна. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей.
Все действующие лица расположены подобно рельефу.
Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности.
Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. 1627). При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен.
В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона.
Избиение младенцев 1629
Снятие со креста 1630
Плач над телом Христа 1629
Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами.
Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни.
Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия, изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры.
Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения.
Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов, из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа Эхо.
Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.
Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.
Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти.
В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной.
Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти.
Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии…» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце.
В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.
Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи.
Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма.
Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало.
Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.
Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.
Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества. Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.
Интересные факты из жизни художника
Его отец был ветераном армии короля Генриха IV.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Пуссен, Никола // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- Cambry, «Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin» (П., VII)
- Gaul de St-Germain, «Vie de N. Poussin, consideré comme chef de l’école française» (П., 1806)
- H. Bouchit, «N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d’une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu» (П., 1858)
- Poillon, «Nicolas Poussin, étude biographique» (2 изд., Лилль, 1875)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, muzei-mira.
com, art-catalog.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Николя Пуссен: картины художника
Николя Пуссен — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николя Пуссен: жизнь и творчество художника
3 (60%) 4 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/pussen-nikolja.html
Никола Пуссен картины
Никола Пуссен (Nicolas Poussin) — великий французский художник, известен как мастер живописи в стиле классицизм. Писал картины в историческом и мифологическом жанрах. Никола Пуссен родился в 1594 году в городе Лез-Андели в Нормандии. Стал увлекаться живописью ещё в юношестве.
Получил первоначальное художественное образование в Нормандии. После того, как ему исполнилось 18 лет, отправился в Париж, где продолжил изучать искусство живописи. Здесь его учителями были такие художники, как Фердинанд Ван Элле, Кетен Варен, Жорж Лаллеман.
Часто посещал Лувр, где копировал картины знаменитых художников, перенимал манеру письма, изучал тонкости и секреты живописного мастерства.
Искусство Николы Пуссена разделяют на первый и второй парижский периоды, а также на первый и второй итальянский периоды. Первый парижский период художника проходил с 1612 по 1623 годы. Это период изучения и становления художника. Единственными сохранившимися произведениями данного периода Пуссена являются рисунки пером и кистью к поэме Марино.
С 1623 по 1640 года начинается первый итальянский или первый римский период. Отправившись в 1623 году в Италию, он остаётся здесь на всю жизнь, лишь на два года возвратившись в Париж по указу короля Франции. Второй парижский период 1640-1642 гг.
закончился так скоро, потому что против его живописи, так отличавшейся от принятой во Франции, выступили многие местные художники, а также придворные. В результате враждебности к своей персоне, он был вынужден вернуться в Италию.
Второй итальянский период 1643-1665 — последняя часть жизни художника.
Великий художник, который внёс неоценимый вклад в развитие классицизма, умер 19 ноября 1665 года. В настоящее время его картины находятся в самых крупных музеях мира, в том числе в парижском Лувре, московском Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и петербургском Эрмитаже.
Автопортрет
Вдохновение поэта
Великодушие Сципиона
Венера показывает Энею оружие
Марк Фурий Камилл отпускает детей Фалерии с предавшим их учителем
Мидас и Бахус
Нарцисс и Эхо
Парнас
Пастухи Аркадии
Поклонение золотому тельцу
Похищение сабинянок
Рождение Вакха
Спящая Венера и пастухи
Танец под музыку времени
Танкред и Эрминия
Триумф Вакха
Триумф Нептуна
Царство Флоры
Чума в Ашдоде
Любите заниматься творчеством и хотите создать собственное произведение для украшения или в подарок? Обратите внимание, что осуществить это вполне возможно, если купить картину по номерам. В «Art-Market» вы сможете найти большой выбор, а также картины стразами, скретч-картины и многое другое.
???? Блинцов | 2015-08-21, 11:16 | ???? 962
Источник: https://art-assorty.ru/9088-nikola-pussen-kartiny.html
Пуссен Никола
Данная картина является одной из самых популярных работ французского художника Николы Пуссена. Подобный религиозный сюжет множество раз дублировался другими мастерами, так как библейские истории овеяны ореолом аллегорий и иносказаний, а это является […]
Яркая, красочная картина Николы Пуссена «Вакханалия», запоминающаяся своими образами, написанная в романтическо-мифологическом стиле, находится сейчас в Лондонской картинной галереи. Главные герои этой чудесной живописи – молодые, беззаботные существа, которым чужд физический труд. […]
Яркая и живая картина «Парнас» изображает богов, поэтов, нимф и других героев греческой мифологии и истории. Это очень характерная работа Пуссена, которая сочетает в себе все особенности его художественного стиля. Сюжет полотна […]
Картина под названием Нарцисс и эхо, созданная художником Пуссеном, вызывает у тех, кто на нее смотрит, достаточно противоречивые, а иногда и отталкивающие друг друга эмоции. Но в конечном итоге эта работа заставляет […]
Как утверждают римские историки, в Риме проживали одни только мужчины. Племена, живущие по соседству, не хотели отдавать своих дочерей за обычных бедняков. Тогда один из основателей Рима – легендарный Ромул, придумывает хитроумный […]
Картина написана основателем такого направления в живописи, как классицизм, в 1649 году. Никола Пуссен славился своим умением раскрывать темы современной для него эпохи, нередко обращаясь к темам античной мифологии. Он пытался показать […]
Французский художник Пуссен часто обращался к темам мифологии. В Риме была написана выдающаяся работа с философским названием «Танец под музыку времени». Приблизительное время создания грандиозного полотна – 1638 г. Античные мифы легли […]
Имя Никола Пуссена не зря прочно закреплено с понятием «классицизм». Именно этот французский художник был основоположником, главным представителем живописи данного направления, и все его картины являются ярким воплощением классики и монументальности живописи. […]
Никола Пуссен – представитель французского классицизма 17 века. С раннего детства он любил рисовать. Его любовь к библейским сюжетам пошла от местного живописца Варена, который написал в алтарь местного храма несколько картин. […]
Никола Пуссен своей работой демонстрирует нам последние минуты Германика – римского полководца и будущего императора. Будучи сыном Тиберия, он имел высокое влияние, а также все возможности, чтобы в скором времени сменить своего […]
Источник: https://opisanie-kartin.com/pussen-nikola/
Пуссен НиколаКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился у К. Варена и других французских художников; с 1624 года Пуссен избрал постоянным местом жительства – Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.
Похищение сабинянок, 1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Рождение Венеры, 1636, Музей искусств, Филадельфия
Танкред и Эрминия, 1629-1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Разрушение Титусом храма Соломона 1635, Музей истории искусства, Вена
Парнас, 1630-1631, Музей Прадо, Мадрид
Пастухи в Аркадии, 1637-1638, Лувр, Париж
С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).
Ганнибал, пересекающий Альпы на слонах, 1626, частная коллекция
Гелиос, Фаэтон с Сатурном и четыре сезона, 1635, Музей, Берлин
Праздник Агонии (Танец к Янусу), 1635, Собрание Уоллеса, Лондон
Поклонение золотому тельцу, 1634, Национальная галерея, Лондон
Мидас и Бахус, 1624-1625 годы, Старая Пинакотека, Мюнхен
Вдохновение эпического поэта, 1629, Лувр, Париж
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.
Пейзаж с вдовой Фокиона, 1648, Галерея Уокера, Ливерпуль
Подвиги Ринальдо, 1633, Метрополитен-музей
Царство Флоры, 1631, Картинная галерея, Дрезден
Триумф Флоры, 1631, Музей Лувр, Париж
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1648, Лувр, Париж
Смерть Германика, 1627, Институт искусств, Миннеаполис
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).
Воспитание Бахуса, 1630, Музей Конде, Франция
Вакханалия у статуи Пана, 1633, Национальная галерея, Лондон
Марс и Венера, 1630, Музей искусств, Бостон
Аполлон и Дафна, 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен
Эхо и Нарцисс, 1628-1630, Лувр, Париж
Селена и Эндимион, 1628-1630, Институт искусств, Детройт
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, – все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Источник: http://smallbay.ru/poussin.html
Художник Никола Пуссен. Описание картин и биография основателя французского классицизма
В 1594 году в Нормандии родился знаменитый художник Никола Пуссен, биографию которого мы и вспомним в этой статье. Живописец был признанным мастером ритмичной композиции, ценившим локальный цвет. Впрочем, мы сегодня вспомним и описание картин Николы Пуссена.
***
Отец нашего героя был ветераном королевской армии, а потому мог обеспечить сыну довольно неплохое образование. В родных краях Пуссен познакомился с азами художественного творчества, а продолжил постигать его тонкости после совершеннолетия, уехав в столицу Франции.
В Париже первым его учителем стал Фердинанд Ван Элле, знаменитый портретист того времени. Впоследствии Пуссена обучали Кентен Варен, известный своими мастерскими росписями церквей, и Жорж Лаллеман, исторический живописец. В это же время Пуссен часто посещал Лувр, где копировал картины великих итальянских мастеров.
***
Художник Никола Пуссен. Биография первых лет творчества.
К 1624 году Никола Пуссен был уже хорошо известным художником, в это время он решил отправиться в Италию. Во время жизни в Риме он подружился с поэтом Марино, творчество которого навсегда привило Пуссену любовь к итальянским стихам и интерес к их изучению.
На творчество великого французского художника огромное влияние оказали работы Рафаэля и Тициана, Карраччи и Микеланджело, научные труды Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера. В Италии Пуссен сделал сотни зарисовок и ручных обмеров античных скульптур, занялся математикой и анатомией, и все это впоследствии нашло отражение в его живописи.
В начале 1626 года Никола Пуссен пишет на заказ картину «Разрушение Иерусалима», правда она была утрачена. Но спустя десять лет художник создал вторую версию полотна, которая теперь хранится в венском Музее истории искусств.
Описание картины Никола Пуссена «Смерть Германика» не уместить и в цикл статей. Для справки же достаточно сказать, что в 1627 году из-под кисти Пуссена выходит это знаменитое полотно, сюжетом для которой стал трактат Тацита, древнеримского историка.
На холсте изображено прощание легионеров с погибающим полководцем. Уже несколько веков это художественное творение входит в число образцов классицизма.
К 35-40 годам Пуссен стал намного реже писать картины с религиозными сюжетами. В это время он обратился к мифологии и литературным мотивам, тогда же им написаны известнейшие полотна «Нарцисс и Эхо», «Селена и Эндимион», серия «Освобожденный Иерусалим».
В 1632 году Никола Пуссен стал членом Академии Святого Луки, а через шесть лет его пригласил в Париж сам кардинал Ришелье, чтобы украсить галерею Лувра.
Всеобщее признание и популярность Пуссена заинтриговали и короля Людовика XIII, который в 1640 году заказал художнику написание картин для собственных капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене. После того, как работа была выполнена, в биографии художника Никола Пуссена произошёл крутой поворот – он получает звание первого живописца монарха.
Спустя два года художник возвратился в Рим и жил там до скончания своих дней. Главными сюжетами творчества теперь были добродетель и доблесть различных библейских и античных персонажей.
Если говорить об описании картин Никола Пуссена, то стоит отметить, что он рисовал великодушных героев, способных на самопожертвование, он воспевал совершенство и абсолютные идеалы долга, патриотизма, духовной чистоты.
В конце 1640-го года художник создал цикл работ «Семь таинств», которые был заказом Кассиано дель-Поццо. В этих картинах Никола Пуссен очень тонко подошел к раскрытию глубочайшего смысла главных догм христианства. До начала 1650-х годов Пуссен творил очень плодотворно. В это время написаны картины «Суд Соломона», «Элиазар и Ревекка», «Экстаз Святого Павла», «Пейзаж с Диогеном» и другие.
С началом 1650-х годов в работах Николы Пуссена существенно усилил свои позиции этико-философский пафос. Он все активнее использовал в своем творчестве античные мотивы, уподоблял героев Библии персонажам многовековой классической древности. Особенно четко это прослеживается в картине «Отдых на пути в Египет», а также неоконченном полотне «Аполлон и Дафна».
В это же время живописец рисует автопортрет, на котором представляет себя в образе творца-мыслителя. Вместе с ним на холсте изображен профиль Музы, символизирующий сильное влияние античности над душой Пуссена.
***
Художник Никола Пуссен. Биография последних лет жизни.
Последние 15 лет жизни, до 1665 года, Никола Пуссен очень часто писал пейзажи, и хотя в работах по-прежнему было много образов героев из мифологии и литературы, теперь они изображались очень маленькими, были почти незаметны на фоне величественных гор и могучих деревьев.
Летом 1660 года в его творчестве появилась серия пейзажей «Четыре времени года». Описание картин Николы Пуссена из этого цикла должно непременно включать рассказ о сценах из Библии, повествующих об истории человечества.
Эти пейзажные полотна автора отличается чередование планов, которое мастерски подчеркивалось переходами тени и света, создавая удивительное ощущение полноты пространства, простора и глубины.
Все это придавало картинам особую мощь и энергетику.
Каждое полотно серии демонстрирует зрителю авторское восприятие идеалов, в них сосредоточены жажда гармонии и красоты, стремление познать их законы, размышления о жизни каждого отдельного человека и ее связи с общечеловеческими добродетелями.
***
Творчество Николы Пуссена. Описание картин мастера в целом.
Наследие нашего героя внесло огромный вклад в развитие живописи и заняло почетно место в истории. Он стал основателем классицизма в художественном искусстве.
И хотя художники Франции и до него были знакомы с особенностями и стилем итальянского Ренессанса, но они черпали вдохновение в работах мастеров барокко и караваджизма.
А Пуссен оказался первым французским живописцем, который во многом воспринял классические традиции и стиль величайших творцов — Леонардо да Винчи и Рафаэля.
С помощью библейской и мифологической тематик Пуссен мог поразительно полно раскрывать темы современного ему века. С помощью своего таланта, кистью и красками, он воспевал совершенную личность, демонстрировал доблести и принципы высокой морали.
Все это позволило творчеству Пуссена стать образцом для французской Академии живописи и скульптуры, которой были разработаны главные эстетические нормы, формальные каноны и обязательные правила изобразительного искусства, впоследствии названные академизмом.
Источник: http://vsenichego.ru/?p=5238
Никола Пуссен (1594–1665)
Никола Пуссен
(1594–1665)
Несмотря на то что в Италии Пуссен был очень популярным и регулярно получал заказы, на его родине, во Франции, придворные художники высказывались о его работах отрицательно.
А сам Пуссен, вынужденный жить при французском дворе, тосковал по солнечной Италии и писал красноречивые письма жене, в которых упрекал себя в том, что сам надел себе на шею петлю и желает вырваться из-под власти «этих животных», вернуться в свою мастерскую и заняться настоящим искусством.
Французский художник Никола Пуссен родился в Нормандии, недалеко от города Лез-Андели. Его отец был военным, семья жила небогато. О детстве и юношестве Никола сохранилось довольно мало сведений. Предполагают, что его первым учителем стал Кантен Варен — странствующий художник, приехавший в ту местность, где жил Пуссен.
Варен не жил долго на одном и том же месте — вскоре он отправился в Париж. Никола, заинтересовавшись рисованием, в возрасте восемнадцати лет тайно оставил родной дом и отправился вслед за своим учителем. В Париже он не добился успеха и вскоре покинул его. Лишь через несколько лет художник вернулся и прожил в столице некоторое время.
Пуссен интересовался не только живописью: он изучал математику и анатомию, читал произведения античных писателей, а также восхищался творениями мастеров эпохи Возрождения. Так как у Никола не было возможности поехать в Италию, он знакомился с произведениями Рафаэля, Тициана и других художников по гравюрам.
Живя в Париже, Пуссен учился живописи в мастерских Ж. Лаллемана и Ф. Элле. Юноша оказался талантливым учеником и быстро усваивал все уроки. Довольно скоро Никола начал писать свои картины, которые характеризовали его уже как сложившегося мастера.
Популярность Пуссена с каждым годом увеличивалась, и в конце 10-х годов XVII века (Никола не исполнилось еще и двадцати пяти лет) он уже выполнял заказы для Люксембургского дворца в Париже.
Вскоре художник получил заказ на создание большого алтарного образа «Успение Богоматери».
Примерно в это же время Пуссен познакомился с итальянским поэтом, кавалером Марино, чьи поэмы были в то время очень популярными. По просьбе Марино художник выполнил иллюстрации к поэме Овидия «Метаморфозы», а затем к его собственной поэме «Адонис».
Благодаря удачным заказам Пуссен довольно скоро мог накопить денег для осуществления своей мечты — поездки в Италию. В 1624 году он покинул Париж, в котором уже успел прославиться, и отправился в Рим.
Приехав в столицу Италии, Пуссен получил возможность познакомиться с работами знаменитых художников, которые уже знал по гравюрам. Однако он не просто ходил по соборам и галереям, восхищаясь и зарисовывая увиденное.
Время, проведенное в Риме, он использовал для того, чтобы пополнить свое образование.
Пуссен тщательно осматривал и обмерял статуи, внимательно читал работы Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера (сохранились иллюстрации художника к одному из списков работ да Винчи).
В свободное время Пуссен интересовался наукой, много читал. Благодаря его всестороннему образованию за ним закрепилась слава эрудита и художника-философа. Сильное влияние на формирование личности Пуссена оказал его друг и заказчик Кассиано дель Поццо.
Н. Пуссен. «Ринальдо и Армида», 1625–1627, ГМИИ, Москва
Сюжеты для своих картин Пуссен довольно часто брал из литературы. Например, мотивом для создания полотна «Ринальдо и Армида» (1625–1627, ГМИИ, Москва) послужила поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
На переднем плане изображен спящий Ринальдо, предводитель крестоносцев. Над ним склонилась с намерением его убить злая волшебница Армида. Однако Ринальдо так красив, что Армида не может выполнить задуманное.
Эта работа написана в традициях популярного в то время стиля барокко: введены дополнительные персонажи, например в правой части полотна мастер изобразил речного бога, усыпившего Ринальдо шумом воды, а в левой — амуров, играющих с доспехами.
В 1626–1627 годах художник создал историческое полотно «Смерть Германика» (Институт искусств, Миннеаполис). Пуссен превосходно передал образ мужественного полководца, надежду римлян, отравленного по приказу завистливого императора Тиберия, не доверявшего никому.
Германик лежит в постели, вокруг которой столпились воины. Чувствуется их растерянность из-за случившегося и в то же время решительность, желание наказать виновных в смерти полководца.
Произведения принесли Пуссену успех, и вскоре он получил почетный заказ на выполнение алтарного образа для собора Св. Петра. В 1628 году художник закончил картину «Мученичество св. Эразма» (Ватиканская пинакотека, Рим), а вскоре после этого — «Снятие с креста» (ок. 1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Оба эти полотна ближе всего к барочным традициям.
Затем мастер вернулся к творчеству Тассо и написал картину «Танкред и Эрминия» (1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Перед зрителем предстает раненый Танкред, лежащий на земле. Его старается поддержать друг, Вафрин, к ним спешит Эрминия.
Она только что сошла с коня и быстрым движением руки отрезает мечом прядь своих волос, чтобы перевязать рану любимого.
В 30-е годы Пуссеном были написаны и другие произведения, наиболее известным из которых является работа «Аркадские пастухи» (между 1632 и 1635, собрание герцога Девонширского, Чезуорт; вариант 1650, Лувр, Париж).
В это же время художник выполнил заказ кардинала Ришелье и создал серию вакханалий для украшения его дворца. Из этих картин сохранилась только одна — «Триумф Нептуна и Амфитриты» (Музей искусства, Филадельфия).
Популярность художника быстро росла, вскоре о нем уже было известно во Франции. Мастер получил приглашение вернуться на родину, но оттягивал поездку насколько мог. Наконец ему вручили письмо от короля Людовика XIII, который повелевал немедленно подчиниться приказу.
Осенью 1640 года Пуссен прибыл во Францию и был назначен, согласно королевскому указу, руководителем всеми художественными работами, проводимыми в королевских дворцах.
В Париже его встретили довольно холодно — придворным художникам не нравились его картины, они завидовали его успеху и принялись плести против Никола интриги. Сам Пуссен в свою очередь пытался найти возможность вернуться в Италию.
В одном из писем он сообщал: «…если я останусь в этой стране, мне придется превратиться в пачкуна, подобно другим, находящимся здесь».
Через два года Пуссен заявляет, что якобы получил письмо, из которого узнал, что его жена тяжело больна. Под этим предлогом он возвращается в Италию и до конца жизни остается в этой стране, где его всегда так тепло принимали.
Среди полотен, написанных во Франции, наиболее удачными считаются «Время спасает Истину от Зависти и Раздора» (1642, Музей, Лилль) и «Чудо св. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр, Париж).
Последующие композиции Пуссена уже выполнены в стиле классицизма. Одной из наиболее интересных работ считается «Великодушие Сципиона» (1643, ГМИИ, Москва).
В ее основу легла легенда о римском военачальнике, завоевателе Карфагена Сципионе Африканском, который по праву победителя получил в собственность пленную девушку Лукрецию.
Однако он совершает благородный поступок, который поражает не только его приближенных, но и побежденных карфагенян, — римлянин, хоть и любит прекрасную пленницу, возвращает ее жениху.
Мастер разместил фигуры на полотне в один ряд, как на античном рельефе. Благодаря этому можно разглядеть позу, жест и выражение лица каждого участника этого события — Сципиона, сидящего на троне, жениха, почтительно склонившегося перед ним, стоящей между ними Лукреции и др.
В конце жизни Пуссен увлекся новыми жанрами — пейзажем и портретом («Пейзаж с Полифемом», 1649, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Пейзаж с Геркулесом», 1649, ГМИИ, Москва; «Автопортрет», 1650, Лувр, Париж).
Пейзаж так увлек художника, что он внес его элементы в очередную историческую картину — «Похороны Фокиона», 1648, Лувр, Париж). Герой Фокион был несправедливо казнен своими согражданами. Его останки запретили хоронить на родине.
Н. Пуссен. «Великодушие Сципиона», 1643, ГМИИ, Москва
На картине Пуссен изобразил слуг, выносящих на носилках тело Фокиона из города.
В этой работе впервые появляется противопоставление героя окружающей его природе — несмотря на его смерть, жизнь продолжается, по дороге медленно движется повозка, запряженная волами, скачет всадник, пастух пасет стадо.
Последней работой художника стала серия пейзажей под общим названием «Времена года». Наиболее интересны полотна «Весна» и «Зима». На первой Пуссен изобразил Адама и Еву в цветущем раю, на второй — Всемирный потоп.
Картина «Зима» стала его последней работой. Осенью Никола Пуссен умер. Его творчество оказало значительное влияние на итальянских и французских художников второй половины XVII и XVIII века.
В XVII веке Испания, в отличие от таких европейских стран, как Голландия и Англия, являлась отсталым и реакционным государством.
Католическая церковь все еще сохраняла свое влияние на искусство.
Испанские художники продолжали писать картины, в основе которых лежали религиозные сюжеты, хотя некоторые из них, как, например, Сурбаран, обращались в отдельных работах к исторической тематике.
И, тем не менее, именно испанский мастер — Диего Веласкес, создав свое знаменитое полотно «Осада Бреды», — сделал важный шаг на пути развития исторического жанра.
Следующая глава
Источник: https://design.wikireading.ru/13731
Никола Пуссен: картины, биография художника
Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен. Он родился в Нормандии близ городка ле Анделис в семье военного. Первые уроки живописи Пуссен получил у заезжего фламандского художника-маньериста Варена. Восемнадцати лет Пуссен отправился искать ючастья в Париж. Благодаря (покровительству художника Ж. Куртуа ему удалось получить доступ к королевкжим художественным собраниям.
Однажды Пуссен познакомился с проживавшим в ту пору в Париже итальянским поэтом Дж. Б. Марино и сделал иллюстрации к его поэме «Адонис». Рекомендации Марино помогли молодому художнику поехать в 1624 году в Италию и обосноваться в Риме.
Здесь Пуссен с увлечением продолжил изучение античного наследия. Античное искусство стало для него образцом в его творческой деятельности.
Наряду с ним он также высоко ценил искусство Рафаэля и Тициана, работы современных ему художников болонсксй школы.
В 20-е—30-е годы Пуссен создает много полотен. Сюжеты для них он черпает из античной мифологии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность человека, мужественного и прекрасного, величие его благородных и героических поступков.
Наиболее значительным произведением Пуссена, таким, как «Ринальдо и Армида» (1625—1627), «Смерть Германи- ка», «Танкред и Эрминия» (1625—1627), «Снятие с креста» (ок. 1630 г.), «Царство Флоры» (ок. 1628 г.), «Вакханалия» (1636), «Аркадские пастухи»* (1638) и др., присущи черты, характерные для всего направления классицизма.
В 1640 году широкая известность Пуссена побудила кардинала Ришелье вызвать художника в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него появилась партия противников.
Она состояла из художников, ранее трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговал против Пуссена пользовавшийся покровительством королевы, живописец С. Bye. В 1642 году Пуссен навсегда покинул Францию.
Однако, живя в Риме, он продолжал работать на французских заказчиков: кардиналов Ришелье и Мазарини, мецената Шанелу.
В поздний период своего творчества Пуссен значительное внимание уделял пейзажу. Полный величия и мощи образ природы создан художником в картинах «Пейзаж с Полифемом» (1648), «Пейзаж с Геркулесом» (1648).
В классически простом и строгом «Автопортрете» (1650) Пуссен изобразил себя в виде ученого с книгой.
До конца жизни Пуссен продолжал упорно работать. В 1657 году он писал одному из своих друзей и заказчиков: «Говорят, что лебедь поет наиболее нежно накануне своей смерти; я постараюсь, подражая ему, сделать лучшее, чем когда-либо, произведение, и, возможно, это будет последняя служба Вам».
Эту творческую мечту художнику удалось выполнить. Он создал серию «Четыре времени года». В этой серии, подводящей итоги жизненного опыта и многолетних философских раздумий гениального художника, особое место занял завершающий пейзаж «Зима» («Потоп»).
Пуссен работал над ним больным, полупарализованным, по его собственному выражению «нащупывающим конец жизни кончиком своего пальца». Он изобразил на полотне полную трагического пафоса картину смерти всего человечества, гибели всего живого на земле.
Однако в этой картине не было безвольного примирения с неизбежностью смерти, а звучал страстный крик протеста претив торжества стихии и хаоса над разумом.
Искусство Пуссена легло в основу теории и практики всего академизма и классицизма. Множество художников видели в нем свой идеал.
Картины Пуссена
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1437-pussen.html
Французский художник Николя Пуссен
АвтопортретВеликодушие Сципиона
Триумф Флоры
Никола Пуссен (Poussin) (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 века. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 году приехал в Париж.Танкред и ЭрминияИз ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-1624, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 года Пуссен — в Венеции, а с весны 1624 года поселился в Риме.Пейзаж с ПолифемомСтараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко («Мученичество свыше Эразма», около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден; «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж; «Ринальдо и Армида»,Воображаемый пейзажМузей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три — около 1625-1627; «Царство Флоры», около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; «Танкред и Эрминия»). Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х годов. («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637-1639; обе — в Лувре, Париж).Моисей высекает воду из скалыЦарящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640-1642 годах Никола Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641-1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.Рождение Вакха
Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака
Христос и неверная женаСмерть Сапфиры (Сепфоры)Отдых на пути в ЕгипетМидас и ВакхМладенца Юпитера вскармливают молоком козы АмалфеиНарцисс и ЭхоОплакивание ХристаОрфей и ЭвридикаСв. ЦецилияСвятое семейство на лестницеТайная вечеряПоклонение золотому тельцуТриумф Нептуна (Вакханалия Ришельё)Вакханалия перед изваянием ПанаРинальдо и АрмидаКрещениеПан и СирингаПохищение сабинянокПейзаж с евангелистом МатфеемАвтопортретАркадские пастухи (Et in Arcadia ego)Святое семействоПоследнее помазаниеМор в АзотеМоисей высекает воду из скалыПереход через Чермное мореАкид и ГалатеяЭхо и НарциссВдохновение поэтаСмерть ГерманикаЯвление Девы Марии ИаковуВакханалия с лютнисткойЦитата сообщения ЯННА_КОТПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Николя Пуссен
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43877517193/prev
Пуссен Никола (Nicolas Poussin)
Репродукции картин Никола Пуссена по доступным ценам в СПб
Мастерская «Арт Ария» предлагает своим клиентам натуральные и реалистичные репродукции картин Никола Пуссена в Санкт-Петербурге. Вас приятно удивит качество выполненной работы, поскольку мы используем уникальную технология объемного мазка. В результате получается высококачественная картина, которую не стыдно презентовать друзьям и коллегам.
Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — французский художник, известность которому принес «Вечный город». Биография мастера полностью посвящена его творчеству, а вот о личной жизни живописца известно мало. Критики не могут с точностью назвать дату его рождения. Единственное, о чем они с уверенностью говорят, — это то, что гений кисти родился в начале июля 1594 года в Андели, Нормандия.
Становление мастера
Событие, которое стало знаменующим в жизни Никола Пуссена, произошло в 1612 году. В Андели, где в то время проживал будущий художник, приехал Кантен Варен, которому было поручено создать алтарный образ. Именно он стал примером для юноши. И в возрасте восемнадцати лет будущий классик живописи отправился в Париж.
Дальнейшие двенадцать лет его жизни овеяны тайной. Вновь на страницах истории Никола Пуссен появляется в 1622 году, когда ему был сделан заказ на серию картин о жизни святых Франциска Ксаверия и Игнатия Лойолы.
Картины произвели впечатления на итальянского поэта Джованни Батиста Марино, который поручил художнику создать серию картин на мифологическую тему.
Именно этот заказ помог Никола Пуссену осуществить свою мечту, и в марте 1524 года он прибывает в Рим.
Римский расцвет
Марино продолжает покровительствовать Никола Пуссену и в Риме. Он знакомит молодого мастера с кардиналом Барберини, который в 1626 году заказывает полотно «Смерть Германика» (1626-28), ставшее первой признанной работой живописца. А вот картина «Мученичество святого Эразма» (1628-29) была холодно принята римской коллегией, что и подвигло Пуссена отказать от монументальных работ.
Там же, в Риме, Никола Пуссен женится на Анне-Марии Дюже в 1630 году. Это бракосочетание ознаменовало десятилетие плодотворной и успешной работы.
Картины Никола Пуссена – «Вдохновение поэта» (1630-35), «Ринальдо и Артемида» (1630), «Танец под музыку времени» (1638-40), «Царство флоры» (1631) – высоко оцениваются публикой и критиками.
Его слава настолько возросла, что им заинтересовался сам кардинал Ришелье. И в декабре 1640 года Пуссен вынужден вернуться на родину.
Для Никола Пуссена парижский период (1640-42) был очень тяжелый. Фактически творил он тогда мало, больше работал управляющим по окончательной отделке Длинной галереи в Лувре. Да и атмосфера интриг не давала спокойно писать. А потому Пуссен бежит из Парижа в Рим в сентябре 1642 года.
Рим снова вернул ему страсть творения. Картины Никола Пуссена, созданные им до середины 50 годов, поражают насыщенностью цветами и эмоциями. «Пепел Фокиона» (1648), «Рукоположение» (1647), «Пейзаж с человеком, умершим от укуса змеи» (1648), «Святое Семейство» (1655) – стали академическими картинами классицизма.
Начиная с середины 50-х годов, мастер не может писать. У него с ужасающей быстротой прогрессирует болезнь Паркинсона, при которой дрожат руки. Никола Пуссен с трудом удерживает кисть в руках. Но больше всего его подкосила смерть в 1664 году любимой жены. Он продержался всего год и 19 ноября 1665 года покинул мир.
Популярные художники
В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы — посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор — ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.
Источник: http://www.ArtAriya.ru/pussen-n/