Художник макс эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Все женщины в жизни этого немецкого художника были такими же необыкновенными, как и он сам.

Муза сюрреалистов, русская по происхождению Гала, французская аристократка и художница Мари-Берт Оранш, английская художница Леонора Каррингтон, знаменитая американская галеристка Пегги Гуггенхайм и дочь шведских эмигрантов, художница Доротея Таннинг… Макс Эрнст притягивал сильных, смелых, экстравагантных.
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Многие представительницы прекрасного пола были очарованы Эрнстом — отнюдь не записным красавцем. Но было в этом худощавом стройном мужчине что-то невероятное. Причудливый внутренний мир, мистическое напряжение образов и идей и сюрреализма, которые он выплескивал на свои полотна, стремление к свободе духа, наконец, пресловутое «харизма» — все это завораживало творческие натуры.Студент философского факультета Боннского университета, немец Макс Эрнст долго не мог решиться, какую дорогу в жизни избрать. Свое окончательное решение в пользу живописи молодой человек принял после выставки парижских художников, которую он посетил в Кельне. Макс Эрнст вступает в общество художников-модернистов левого толка «Молодой Рейнланд», дружит с художниками Августом Маке и Робером Делоне, французским поэтом-авангардистом Аполлинером и Хансом Арпом — художником и поэтом в одном флаконе. Впитывая все новейшие течения в искусстве, он ищет себя, свой стиль, свое личное направление.Окончание войны, в которой Германия понесла поражение, ознаменовалось знаменательным событием в жизни молодого и еще не определившегося с жизненным путем художника из пригорода Кельна: Макс Эрнст женился на Луизе Штраус — образованной и успешной женщине с образованием в области истории искусства.
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Выпускница Боннского университета, сокурсница Эрнста, Луиза Штраус в 1917 году защитила диссертацию, после чего ее приняли на должность научного сотрудника в музее Вальрафа-Рихарца. Луиза прекрасно знала художественный мир Кельна. В ее квартире образовался салон, в котором регулярно собирались художники-дадаисты. Как писала Луиза в своих мемуарах, «удобное расположение нашей квартиры способствовало тому, что мы стали душой общества молодых художников, строивших за бесконечными чаепитиями планы построения нового мира».В ходе подготовки к своей мюнхенской выставке, которая была запланирована на 1919 год, Эрнст увлекся коллажами. Его жена читала лекции, в которых провозглашала лучшей формой выражения пролетарской культуры. А накануне открытия «Первой международной ярмарки дада» в Берлине, 24 июня 1920 года, у Макса и Луизы родился сын Ханс-Ульрих. Эрнсты любили придумывать друг другу прозвища: отца семейства называли Дадамакс, младшего Эрнста дома называли Джимми, а чуть позже — Минимакс. Войны перекраивали Европу; перекраивал искусство и постепенно шел на спад.Летом 1921 года Эрнсты проводили отпуск в австрийском Тарренце в компании Тристана Тцары, Ханса Арпа и его жены Софи Тойбер-Арп (в будущем знаменитой художницы). Ждали приезда поэта Поля Элюара с его русской женой Еленой Дьяконовой, которая позже прославится на весь мир как жена и муза Сальватора Дали под именем Гала. Тогда встреча не состоялась — Эрнстам пришлось уехать раньше, у них заканчивалась виза.
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Осенью того же года Элюары приехали к Эрнстам в Кёльн. Теперь звезды сошлись: Элюар и Эрнст стали друг для друга источниками вдохновения — полноводными, бездонными, бурлящими. В марте 1922 года вышел поэтический сборник Элюара «Повторения», проиллюстрированный коллажами Макса Эрнста. Близкие отношения Эрнста и Элюаров превратились в любовный треугольник. Гала ничего не скрывала от Элюара, который на все нападки отвечал: «Я люблю Макса Эрнста намного больше, чем Гала».
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Луиза Штраус-Эрнст и ее сын Джимми. 1928 год (источник фото)

В этом странном трио царил абсолютный мир. Вот только Луиза Штраус не захотела мириться с таким положением вещей и оставила Эрнста в объятиях Гала, забрав с собой сына. Официально брак был расторгнут в 1926 году.

Мечту Эрнста о Париже, недосягаемую за неимением визы, осуществил его новый «духовный брат» Поль Элюар: он отдал Дадамаксу свой паспорт, получив перед этим дубликат взамен якобы утерянного. Так Эрнст приехал к Элюарам, которые к тому времени обосновались в пригороде Парижа, деревеньке Сен-Брис.Отец Элюара купил сыну и его жене имение рядом с собственным, пытаясь исключить Эрнста из семейного круга, но безуспешно. Эрнст расписывает весь дом Элюаров; на стенах — плоды его мятущегося ума и изображения Гала. Доведенный до отчаяния неразрешимыми противоречиями, Поль Элюар уезжает из дома в неизвестном направлении, а вскоре присылает весточку — он на Таити. Трио воссоединилось в Сайгоне, однако спустя некоторое время Элюары прибывают в Париж вдвоем. Эрнст приезжает позже, после путешествия по странам Юго-Восточной Азии. И обнаруживает, что за время его отсутствия канул в лету: родился .Осень 1925 года принесла Максу Эрнсту успех — он выставил свои новые работы в Галерее сюрреалистов. Весной 1926го — еще одна успешная выставка в Париже.
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
На фото — Жан Оранш, Мари-Берт Оранш и Макс Эрнст

Осенью того же года в одной из художественных галерей он повстречал юную дочь высокопоставленного чиновника, Мари-Берт Оранш. Их познакомил брат Мари-Берт, режиссер Жан Оранш (в будущем — трижды лауреат кинопремии «Сезар»), друживший со многими парижскими художниками. Красавица Мари-Берт, или, как ее называли, Ма-Бе, стала возлюбленной и женой Эрнста; их союз продлился десять лет.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Французская аристократка из древнего рода, воспитанница монастыря «Верных подруг Христовых», Мари-Берт была без ума от немецкого художника, чья популярность только начинала набирать обороты. Узнав о романе, отец Оранш обратился в полицию и обвинил Эрнста в совращении малолетней.

Влюбленные бежали и несколько месяцев были вынуждены скрываться; Эрнст слал отцу невесты письма, в которых умолял дать согласие на свадьбу. Пара вступила в брак в 1927 году и поселилась на юго-западной окраине Парижа. Через два года Макс Эрнст создал очередную графическую новеллу — «Женщина о 100 головах» с предисловием Андре Бретона.

На страницах книги — и Гала, и Мари-Берт, и «Лоплоп — главный среди птиц», один из любимых фантастических персонажей Эрнста.

Обаятельный и эрудированный, Макс Эрнст был своим в любой компании и не чурался скандалов. Так, в 1930 году вместе с женой Мари-Берт он снялся в фильме режиссера Луиса Бунюэля «Золотой век», признанный критикой «эротическим» и потому запрещенный властями. Постепенно к Эрнсту пришла известность, его работы стали покупать, а спустя некоторое время после дебюта в Нью-Йорке в 1931 году его признала и американская публика.Между тем эксцентрические выходки Мари-Берт, которые в начале семейной жизни забавляли Эрнста, постепенно становились ему невыносимы. В 1936 году брак Эрнста с Мари-Берт Оранш распался. Ма-Бе ударилась в католицизм, надеясь молитвами и паломничеством по святым местам вернуть своего любимого, но тщетно. Забегая вперед, заметим, что в 1940 году именно Ма-Бе станет последней женщиной в жизни художника Хаима Сутина.Эрнст оставался одиноким недолго: через год он повстречал молодую английскую художницу Леонору Каррингтон.
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Макс Эрнст, Леонора Каррингтон, Марсель Дюшан и Андре Бретон

Очарованная, восхищенная и влюбленная, Леонора оставила учебу в Лондонской академии живописи и переехала в Париж. «Я влюбилась в работы Макса до того, как полюбила их автора», — вспоминала позже Леонора. Увлеченная творчеством, чудная компания сюрреалистов помогала ей и Максу противостоять ужасам фашизма, который к тому времени стал расползаться по Европе.

Идиллию омрачали скандалы с Ма-Бе, которая все еще жила надеждой вернуть супруга. Не желая конфликтов, Макс и Леонора купили домик в Сен-Мартен-д'Ардеш, который украсили фресками и скульптурами. Оба много и плодотворно работали, а Леонора сделала первые шаги в литературе.
Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Началась Вторая мировая война, и Макса Эрнста, как германского подданного, упекли в лагерь, откуда его вытащил Поль Элюар благодаря своим связям в министерстве внутренних дел. У Леоноры Каррингтон, переживающей эти события в одиночестве, случился нервный срыв; друзья увезли ее в Испанию. Поле второго срыва отец настоял на лечении дочери в психиатрической клинике, откуда она сбежала в 1941 году. Попросив убежища в посольстве Мексики, Леонора нашла возможность уехать из Испании, заключив фиктивный брак, пересекла Атлантику и прибыла в Португалию, потом перебралась в США.Но вернемся к Эрнсту. После повторного ареста художник совершил два побега, и, наконец, при содействии своей бывшей жены Мари-Берт Оранш был выпущен как муж гражданки Франции; факт развода пришлось скрыть, и Ма-Бе согласилась на этот шаг. Дождавшись нужного корабля, Макс Эрнст уехал в США; там его ждал сын Джимми (мать Джимми, первая жена Эрнста, Леонора Штраус в 1944 году погибнет в лагере Освенцим). По прибытии Эрнста немедленно арестовали как шпиона страны, с которой Америка вела военные действия.Макса Эрнста из лап американской разведки спасла давняя почитательница таланта — та самая, которая незадолго перед этим скупила почти все его работы. Пегги Гуггенхайм, племянница американского промышленника и коллекционера Соломона Гуггенхайма, взяла ситуацию под контроль, и Эрнста освободили. Звезды сошлись и разошлись — Макс и Леонора встретились в Нью-Йорке и обменялись прощальными подарками: Леонора подарила Максу его «Роскошная птица» (работу в 2018 году приобрела Национальная галерея Шотландии), а взамен получила картину «Леонора в утреннем свете», которую хранила до конца жизни. Больше они никогда не виделись.

Леонора Каррингтон и ее муж, фотограф Чики Вейсс в день их свадьбы. Мехико Сити, 1946 год. Фото Кати Хорна

Свой побег от ужасов нацизма Леонора Каррингтон закончила в Мексике. Здесь она обрела семью, родила двоих сыновей и прожила долгую и плодотворную жизнь. Без Макса. Творчество Леоноры Каррингтон признано национальным достоянием Мексики.

Макс Эрнст и Пегги Гуггенхайм поженились в декабре 1941 года.Они поселились в особняке на Ист-Ривер, где у Эрнста была большая и удобная мастерская. Пегги была одной из богатейших женщин мира, она принимала участие в судьбах многих художников, бежавших от войны в Америку практически без гроша. Но, несмотря на творческую атмосферу, царившую в их доме, брак Пегги и Макса был достаточно быстротечным.

А в 1943 году Эрнст повстречал молодую художницу — да-да, опять молодую художницу! — Доротею Таннинг. Рассказывают, что Пегги отправила мужа оценить картину молодой художницы, дерзко и притягательно изобразившей себя на автопортрете. И вышло так, что Эрнст пленился оригиналом.Шведка по происхождению, Доротея приехала в Чикаго в 1930 году, чтобы учиться живописи. Несколько лет спустя, попав на выставку сюрреалистов и дадаистов, она влюбилась в новое искусство и погрузилась в него с головой. Переехав в Нью-Йорк, Доротея вошла в группу сюрреалистов Андре Бретона, а год спустя познакомилась с Максом Эрнстом. После романа, длившегося три года, Эрнст и Таннинг поженились в Голливуде.

Выиграв в конкурсе на написание картины на тему «Искушение Святого Антония» для голливудского кинофильма, Эрнст получил 2500 долларов, на которые в живописном аризонском городке Седона был куплен участок земли — вдали открывался роскошный вид на Большой Каньон. Вместе со своим помощником из числа почитателей Макс сам строил дом и мастерские. Из подручных средств художник соорудил скульптуру «Козерог», в честь которой ранчо назвали «Холм Козерога».

Макс и Доротея много путешествовали, собирали предметы искусства и быта индейцев, к ним часто приезжали друзья, погружаясь в атмосферу дома, построенного по вкусу хозяев, украшенного их собственными руками, окруженного фантастическими видами природы Аризоны. Здесь, на Холме Козерога, всегда царили творческая атмосфера, свобода и веселье. Здесь Эрнст закончил работу над своим эссе «По ту сторону живописи», которое опубликовал в 1948 году.

Мирное время вдохнуло в европейское искусство новую жизнь. В 1948 году пара приняла решение переехать во Францию. В 1953 году они перебрались в Париж, а два года спустя — в Турень. Супруги прожили вместе до самой кончины Эрнста в 1976 году.Похоронив мужа на кладбище Пер-Лашез, Доротея Таннинг вернулась домой, в США. Здесь она прожила долгие годы — написала роман, две книги стихов и мемуары, работала книжным иллюстратором и сценографом, открыла для себя графику и скульптуру.Доротея Таннинг оставила мир в возрасте 101 года. К ее столетию в 2010 году Музей Макса Эрнста (Брюль, Германия) подготовил экспозицию под названием «Happy Birthday Dorothea Tanning». Таким оказалось последнее поздравление Макса Эрнста.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в ИнстаграмеАртхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме Рита Лозинская. Главная иллюстрация: Макс Эрнст. «Леонора в утреннем свете» (1940). В публикации приведены фото из открытых источников.

Источник: https://artchive.ru/publications/3508~Sjurrealisticheskie_zheny_Maksa_Ernsta

Эрнст МаксКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Эрнст Макс (Ernst Max), немецкий живописец, график, мастер коллажа и фроттажа, один из наиболее ярких представителей сюрреализма. Родился 2 апреля 1891 года в городе Брюль в Германии. С 1909 он изучал философию в университете Бонна, но вскоре оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя искусству. Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных. Первые работы Эрнста были показаны в 1912 в галерее Фельдмана в Кельне. На выставке Sonderbund того же года в Кельне он познакомился с работами Поля Сезанна, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо и Винсента ван Гога, которые оказали влияние на формирование его творческих взглядов.

Читайте также:  Верещагин василий васильевич: картины, биография

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Плеяды или Приближение половой зрелости, 1920, частное собрание

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Целебес, 1921, Галерея Тейт, Лондон

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Царь Эдип, 1922, частная коллекция

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Кастор и Поллукс, 1923, частная коллекция

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Лес и черное солнце, 1927-1928, Фонд Пегги Гуггенхайм, Венеция

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Император Убу, 1923, Центр Помпиду, Париж

В 1913 году Эрнст предпринял поездку в Париж. Несмотря на участие в первой мировой войне, Эрнст продолжал писать картины и даже смог устроить выставку своих работ в Берлине в 1916 году. В 1919 году он создал свои первые коллажи и с Джохэйннсом Барджелдом основал движение кельнского дадаизма; к ним присоединились Жан Арп и другие художники.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

В 1921 в Париже прошла первая выставка работ Эрнста. В начале двадцатых годов ХХ века по приглашению Поля Элюара и Андре Бретона Эрнст становится участником движения французских сюрреалистов.

В конце двадцатых годов Эрнст работал с Миро в проектах для театральных, балетных постановок Сергея Дягилева. В 1930 художник сотрудничал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем в фильме «Андалузский пес». Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году.

В 1936 работы Эрнста были представлены в галерее дадаизма и сюрреализма в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Женщина, старик и цветок, 1924, Музей искусства, Нью-Йорк

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Людям это неведомо, 1923, Галерея Тейт, Лондон

Двое детей и соловей, 1924, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Сомнительная женщина, 1923, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия

Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями, 1926, Музей Людвига, Кельн

Зооморфическая пара, 1933, Собрание Пегги Гуггенхайм

В 1939 году художник был интернирован во Франции как немецкий подданный. Два года спустя Эрнст бежал в Соединенные Штаты с Пэгги Гуггенхайм, на которой он женился в начале 1942.

После развода с Пегги Гуггенхайм Эрнст женился на Дороти Таннинг, которая как художник также являлась представителем сюрреализма, и в 1953 году переселился во Францию.

Эрнст получил главный приз за оформление Биенале в Венеции в 1954 году, а в 1975 музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке представил практически полную ретроспективу работ художника. Макс Эрнст умер 1 апреля 1976 года в Париже.

Ангел очага или Триумф сюрреализма, 1937, частный фонд

Нимфа Эхо, 1936, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Одеяние невесты, 1940 год, Фонд Пегги Гуггенхайм, Венеция

Одинокие и супружеские деревья, 1940, Музей Тиссен-Борнемисца

Украденное зеркало, 1941, частное собрание

Наполеон в пустыне, 1941, Музей современного искусства, Нью-Йорк

Европа после дождя Второй мировой войны, 1940-1942, собрание Уодсворт, Коннетикут

Антипапа, 1941-1942, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция

Искушение святого Антония, 1945, Музей Вильгельм-Лембрюк, Дуйсбург

Сюрреализм и живопись, 1942, частное собрание

Око безмолвия, 1943–1944, Музей искусств, Сент Луис, Миссури

Французский сад, 1962, Центр Помпиду, Париж

Картины Макса Эрнста Часть 2 ►

Источник: http://smallbay.ru/ernst.html

«Руки на птицах»: Что нужно знать о выставке Макса Эрнста в Эрмитаже

Куратор Анастасия Чаладзе — о первой в России крупной выставке одного из основоположников сюрреализма

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

В 12-колонном зале Эрмитажа с 15 июня по 18 августа проходит выставка Макса Эрнста — одного из главных представителей художественной сцены первой половины ХХ века.

Выставка небольшая, состоит примерно из 50 произведений, включая серию графических листов из альбома «Естественная история», и не вполне ретроспективная: главный акцент сделан на творчестве Эрнста 1920-х годов, которые художник провел в Париже.

Тем не менее проект важен — во-первых, потому что это первая в России полноценная выставка Эрнста, во-вторых, она позволяет проследить процесс зарождения сюрреализма в европейском искусстве.

По просьбе The Village куратор проекта Анастасия Чаладзе рассказала, как устроен проект и что нужно знать о Максе Эрнсте.

КОГДА

15 июня — 18 августа

ГДЕ

Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

До сих пор Эрнста в России показывали очень мало. В 1995 году были выставки его книжной графики в Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина.

В 2005 году из Художественного собрания земли Северный Рейн привезли три работы, была выставка трех шедевров, но, пожалуй, все эти показы давали лишь фрагментарное представление о творчестве художника.

И вот выставка «Парижские годы» — это, можно сказать, первая попытка более емко показать хотя бы какую-то одну грань творчества Эрнста. Родилась эта идея совместно с нашими партнерами.

Некоторое время назад мы узнали о наследнике первого парижского дилера Эрнста Арама Мурадяна, который собирал его работы, был хорошим близким другом. И после смерти Мурадяна в 1974 году все работы некоторое время находились в хранилище, были запрятаны. Относительно недавно их нашел внук галериста и, можно сказать, спас, потому что хранились они в ненадлежащих условиях.

Мы захотели показать эту коллекцию, дополнив другими вещами — они тоже из частных собраний.

Все работы, представленные на выставке, небольшие, возможно, среди них нет каких-то очевидных шедевров, но в то же время это довольно трогательная история, если учесть, что коллекция предстает практически в первый раз.

До этого лишь отдельные работы появлялись на выставках, но такой масштабный показ собрания проходит, пожалуй, впервые — и впервые в России.

Выставка, как и следует из названия, посвящена французской художественной жизни Эрнста.

Мы взяли достаточно короткий период, 20-е годы, потому что этот промежуток интересен не только эволюцией в творчестве художника, но и ознаменован становлением новых парадигм европейского искусства в целом.

Это период перехода от дадаизма к сюрреализму. И мы можем порассуждать, был ли Эрнст катализатором, пособником этого перехода или он просто поймал волну и последовал общей тенденции.

Эрнст — немецкий и французский художник. Дадаист-сюрреалист, который прошел в своей жизни через несколько направлений.

Эрнст родился в небольшом городе Брюле в Германии в семье учителя школы для глухих детей, который был художником-любителем. Отец Эрнста очень любил классическую живопись и с детства прививал эту любовь детям. Маленький Эрнст брал уроки живописи у своего отца.

И как раз в детстве зародился его протест, бунтарство, которое он пронес через всю жизнь и через все творчество. Поскольку отец придерживался классического канона, он боготворил исключительно реалистическое искусство, и в его голове жила парадигма «Бог — творец, художник — творец».

Все эти консервативные установки, которые маленькому Эрнсту не нравились, предопределили его будущую художественную карьеру. Вот забавный случай из его биографии. Когда отец однажды писал сад, на картине он не воспроизвел одно из деревьев, потому что оно не подходило по композиции. И после того как картина была закончена, он пошел и вырубил это дерево.

Маленький Эрнст был просто поражен этим поступком, он возненавидел это реалистическое искусство, которое пытается вместить все в свои рамки, и впоследствии это отразится на его творчестве и сложных отношениях с отцом.

В 1910 году Эрнст поступил в Бонский университет, где он изучал литературу и философию, психологию, историю искусства. Эрнст никогда специально не занимался живописью, то есть он не был профессиональным живописцем.

Во время университетской учебы он знакомится с идеями Фрейда, в дальнейшем они оказали на него большое влияние. После учебы Эрнст уходит на фронт Первой мировой войны, откуда благополучно возвращается и заявляет, что он порывает с прошлой жизнью, после возвращения — это новый Макс Эрнст, новый человек.

Это настроение разделяли многие молодые интеллигенты, многие молодые художники его поколения. Потому что разрушающий, травмирующий опыт войны доказал, что вся картина мира, вся рациональность, воспеваемая техническим и научным прогрессом, — это все пустое и не оправдывает себя.

И все прежние эстетические каноны, связанные с буржуазным обществом, они тоже казались губительными и совершенно нежизнеспособными.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
«Лес и голубое солнце», 1927

В 1916 году в Швейцарии, в Цюрихе, зародилось движение дадаистов, которое по окончании войны распространилось на многие города Европы. Оно призывало художников отвергнуть наследие прошлого, разрушить традиционный язык искусства, прошлую эстетику. Дадаисты старались отказаться от роли художника как автора и позволяли создавать свои работы случаю.

В Германии было три эпицентра дадаизма — Берлин, Ганновер и Кельн. И вот в Кельне, где Макс Эрнст после войны жил, он стал одним из основоположников движения. В 1920 году проходит Кельнская дада-ярмарка, где Эрнст представляет свои работы, это были коллажи.

Вокруг этой выставки ходят легенды: по одной версии Эрнст предлагал публике уничтожить свои работы, оставив рядом с ними топор, а есть такая версия, что Эрнст поставил на выставке юную деву, которая декламировала какие-то вульгарные и пошлые стихи, чтобы создать диссонанс и шокировать посетителей.

И вот эти жесты Эрнста, достаточно современные, на самом деле, обратили внимание и парижских дадаистов на его творчество.  И в 1921 году состоялась первая выставка Эрнста в Париже, вызвавшая большой резонанс. Бретон, основоположник сюрреализма, как и многие другие, восторгался Эрнстом.

А год спустя Эрнст перебрался в Париж по поддельным документам Поля Элюара и некоторое время жил в его доме.

В это время — в начале 1920-х, до 1924 года, когда Андре Бретон сформулировал первый манифест сюрреализма — происходит процесс творческого поиска, так называемое движение в тумане, когда уже было очевидно, что дадаизм ничего нового не привнесет.

Художники постепенно в нем разочаровались, потому что он во многом стал тем, против чего восстал — очередным направлением в искусстве. Но при этом были попытки переосмыслить идеи дадаизма в ключе фрейдистской теории о бессознательном. Использовались разные практики: попытки расширения сознания, гипноз, автоматическое письмо.

Это было искусство, созданное при ограниченном и редуцированном контроле разума, без каких-то эстетических предубеждений.

На выставке будет работа «Осмотр лошади», на которой изображена Эйфелева башня. Она создана в 1923–1924 годах, и как раз ее мы хотим преподнести как иллюстрацию перехода к некому новому этапу в творчестве Эрнста. Это живописный коллаж, где присутствуют разные совершенно не связанные между собой сценки.

Там есть похоронная процессия, какие-то наваленные подарочные коробки, динозавр, который не совмещен по масштабу ни с чем, кроме человечка, который стоит с ним рядом, какой-то мужчина, что рассматривает гениталии лошади.

Вот эта абсурдность дадаистских коллажей у Эрнста в живописи приобретает какую-то целостность, гомогенность, для дада совершенно не характерную, но типичную для сюрреализма.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
«Осмотр лошади», 1923–1924

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
«Стена перед солнцем», 1931

Коллажи Эрнста вообще отличались от тех, что делали дадаисты. Потому что они пытались сделать коллаж нарочито абсурдным, нарочито фрагментированным, а он создавал целостные образы, как из сновидений.

Он старался минимизировать стыки между склейками, что придавало еще большую убедительность, магическую силу этим образам.

Часто Эрнст позднее воспроизводил свои коллажи в живописи и графике, и на выставке есть одна такая работа — это «Прекрасная садовница», рисунок с девушкой. Выполнен он после коллажа 1919–1920 годов и повторяет его.

То, что происходит в творчестве Эрнста с 1921 по 1924 год, пожалуй, можно назвать протосюрреалистической фазой, и художник продолжает работать над техникой коллажа, а также над включением коллажных принципов в живопись.

В своих мемуарах он пишет, что коллаж для него — не просто какая-то склейка, а встреча двух реальностей на каком-то новом уровне, благодаря которой образуется что-то новое, какой-то третий мир. По сути, это уже можно воспринимать как сюрреалистические образы.

Если мы вспомним полотна Дали или других сюрреалистов, то увидим, что и там отдельные элементы в большинстве своем вполне реальны, только их неожиданное совмещение заставляет нас чувствовать, что это сюр.

В 1925 году Эрнст изобрел технику фроттажа, в его биографии хорошо описан этот момент. Он утверждал, что это было некое наваждение, его сознание усилилось и расширилось. Он подложил под лист бумаги рельефную половую доску и начал натирать лист графитом.

И в получившемся рисунке обнаружил какие-то образы, которые якобы приходили к нему из бессознательного. В отличие от автоматических опытов Андре Массона и Хуана Миро, это в своем роде был чистый сюрреализм с метаморфозой перевоплощения.

Трехмерный предмет в своей плоской проекции приобрел новые качества, новые свойства, новые значения.

Позднее, в 1927 году, Эрнст изобрел еще и технику граттажа — это аналог фроттажа, но уже в живописи.

Под заранее окрашенные краской холсты он подкладывал рельефные предметы и после соскребал краску, обнаруживая рельефы.

Вообще, с техниками Эрнст экспериментировал на протяжении всей жизни, он был очень неординарным человеком, что отмечали его современники, возводившие его в ранг гения, и он в своих текстах этот образ поддерживал.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
«Море», 1927

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
Рыбристый лес, 1927

Частый мотив в работах Эрнста — лес. В его детских воспоминаниях есть эпизод, когда совсем маленьким отец взял его в лес, где он был поражен густотой листвы, ему казалось, что это все какая-то гигантская клетка, которая запирает в себе все живое. И в своих работах он это ощущение неоднократно передает.

Читайте также:  Озеро. русь, исаак ильич левитан

И мы понимаем, что мотив вертикальных полос навевает ему это воспоминание. Есть работа «Лес и голубое солнце», есть «Рыбристый лес». Все они посвящены теме власти природы.

Для Эрнста, как и для сюрреалистов вообще, была важна критика современного устройства мира, рациональной мысли, и они видели большую проблему в отрыве человека и природы.

Альбом «Естественная история» — это такая попытка перевернуть все с ног на голову и представить окружающий мир как совершенно непонятный человеку, будто мир не прошел сквозь многие века научного познания. Изображения в альбоме — это что-то, напоминающее растения и животных, но при этом они кажутся нам чем-то не очень понятным и не очень настоящим и рациональным.

Здесь можно провести определенную параллель с одним из посылов манифеста сюрреализма Бретона.

Художники на протяжении многих веков пытались подражать окружающему миру, а ключевой теоретик сюрреализма призывал искать вдохновение внутри себя, обращаться к бессознательному — внутренней модели.

После изобретения фроттажа Эрнст много экспериментировал с новой техникой, и в «Естественной истории» его фроттажи уже воспроизведены в технике коллотипии. В 1925 году он создал около 100 подобных работ, а в 1926-м 34 из них были отобраны и изданы.

Мир «Естественной истории» — удивительный, он идет в противовес научной модели. Названия не дают никакой разгадки, а предисловие Ханса Арпа — никакое не предисловие, а поток сознания, настраивающий нас на погружение в фантастический мир.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
«Молнии младше 14 лет», 1925

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин
«Руки на птицах», 1925

Еще одна работа Эрнста — «Похвала глупости» — повторяет название сатиры Эразма Роттердамского, опубликованной в XVI веке и содержащей критику традиций и ценностей современного ему европейского общества.

Кажется, что, подобно Эразму Роттердамскому, сперва дадаисты, а затем сюрреалисты также выступают с критикой современного общества, насмешливо препарируя уклад буржуазной жизни, рациональности и строгой научной классификации и так далее.

Более того, похвала глупости может прочитываться как похвала безумия, ведь сюрреалисты видели интерес в различных психических расстройствах. В таком ракурсе понятие глупости — это непосредственность восприятия жизни, радость и возможность творчества, которой человек в погоне за все рациональным себя лишает.

На работе изображены птицы, а птицы — главный мотив в творчестве Эрнста. Когда художнику было около 15 лет, у него умер его любимый дрессированный попугай, и в момент, когда Эрнст обнаружил труп птицы, в комнату вошел отец и сообщил, что у него родилась младшая сестра.

В сознании мальчика это объединилось в единую систему, круговорот жизни и смерти: девочка родилась и будто бы забрала душу птицы. Часто в работах Эрнста можно увидеть орнитоморфных созданий и его альтер эго — Лоплопа, верховное создание с телом человека и головой птицы.

На выставке будет работа «Руки на птицах», которая напоминает об этом эпизоде из детства. Руки словно бы забирают жизнь у птиц, оставляя их глазницы пустыми. Это некий смысловой коллаж, вдохновленный воспоминанием и заключающий в себе множество тем — свободы и заточения, жизни и смерти.

фотографии: Алексей Бронников / Государственный Эрмитаж

Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/353293-maks-ernst-v-ermitazhe

Макс Эрнст: жизнь и творчество художника

Макс Эрнст (нем. Max Ernst, 2 апреля 1891, Брюль, Германская империя — 1 апреля 1976, Париж) — немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.

Содержание

  • Биография Макса Эрнста
  • Творчество Эрнста
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Макса Эрнста
  • Библиография

Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891.

В 1908–1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете.

В 1919 в Кёльне участвовал в создании группы дадаистов – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности.

Умер Макс Эрнст в Париже 1 апреля 1976.

Творчество Эрнста

Надо сказать, что большое влияние на творчество Эрнста оказал Фрейд. Именно с Фрейда и началось увлечение живописью Макса. Особый интерес у будущего художника вызывала психология, он часто посещал лечебницы для душевнобольных и делал там наброски с обитателей этих домов.

После Первой Мировой войны в биографии Эрнста произошло увлечение движением дадаизма. Позже он стал одним из основателей сюрреализма. Эрнст развивал разнородные способы выражения своих фантастических, причудливых идей.

После того, как увлечение техникой коллажа стало утихать, в своей биографии Макс Эрнст начал работать в технике фроттажа. Он натирал черный мел на бумагу, получая таким образом разнообразные материалы, текстуры. Такие как, например, листья, дерево, ткани и другие интересные эффекты. Кроме того Эрнст был автором эссе «По ту сторону живописи».

Биография Макса Эрнста как художника отмечена благодаря его причудливым, сказочным пейзажам, а также другим работам, в которых выразилось его аллегорическое воображение.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Two Children are Threatened by a Nightingale

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

At the first clear word

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Paris dream

Работа «Two Children Are Threatened by a Nightingale» и несколько других полотен представлены в музее современных искусств Нью-Йорка.

Интересные факты из жизни художника

В 1934 году в Париже был опубликован роман в коллажах «Неделя доброты» (Une Semaine de Bonté), созданный немецким сюрреалистом Максом Эрнстом (Max Ernst). Эта книга — одно из самых загадочных произведений сюрреализма — состоит из пяти частей.

Художник работал над ней в 1933 году в течение трех недель, во время поездки с друзьями в Италию. В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты.

Основой для его работ в основном служили ксилографические иллюстрации к французской популярной литературе, которые в изобилии встречались в книгах и журналах конца XIX века.

Главными темами этих произведений были страстная любовь, страдания, преступления, последующие заточения и казни, ненависть и зависть богачей и бедняков.

Путешествовать в Италию Макс Эрнст отправился с полным чемоданом таких иллюстраций. Для того чтобы добиться нужного эффекта, он переворачивал фрагменты картинок «с ног на голову», помещал их в «подвешенном» состоянии или заставлял вращаться вокруг своей оси. C помощью такой техники он создал множество вызывающих, мистических и загадочных образов.

В «Неделе доброты» Макс Эрнст отказался от изображений смертных грехов.

Художник Макс Эрнст: жизнь дадаиста, список картин

Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами.

Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей).

Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери). В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами. В последней части объединены еще три дня недели.

Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Здесь есть и петухи, и персонажи с петушиными головами, и люди с лицами каменных изваяний далекого тихоокеанского острова. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Ее элемент, «зрение» воплощается в т.

н. «Трех видимых поэмах». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры.

Для книги «Неделя доброты» Макс Эрнст создал всего 182 коллажа, оригиналы которых впервые с 1936 года были объединены в общую экспозицию и показаны в Мадриде в 2009 году в фонде Mapfre.

Эта уникальная выставка была подготовлена в сотрудничестве с венским музеем Альбертина и музеем Макса Эрнста в городе Брюль.

Огромную помощь в ее подготовке оказал знаток творчества и друг художника Вернер Шпис (Werner Spies).

Библиография

  • Schnabelmax und Nachtigall: Texte und Bilder/ Hrsg. von Pierre Gallissaires. Hamburg: Ed. Nautilus, 2006
  • Диль Г. Макс Эрнст. М.: Слово, 1995
  • Макс Эрнст: Графика и книги. Собрание Люфтганзы. М.: 1995
  • Бишофф У. Макс Эрнст. М.: Арт-Родник; Taschen, 2005.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: coll.spb.ru, all-biography.ru, ru.wikipedia.org, dreamworlds.

ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Макс Эрнст: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Макс Эрнст: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/jernst-maks.html

Эксперименты Макса Эрнста (1891–1976)

Обожаю творчество Макса Эрнста!Кстати, в продолжении к предыдущей заметке стоит сказать, что Макс также, как и Ханна был деятелем движения дадаизм (ну и названьице, секта коллажистов прям). Более того, Макс был одним из основателей движения наравне с поэтами Хуго Баллем, Рихардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцара, и художниками Хансом Арпом, Марселем Янко. Макс Эрнст в 1920 г. вместе с Хансом Арпом основал в Кёльне группу дада.В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Le Rossignol chinois, 1920, Max Ernst — collage

Кроме того, в 1925 г Эрнст изобрел технику фроттажа и широко использовал её в своей графике и живописи.

«Фротта́ж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.«

Palermo, Max Ernst — фроттаж

Изучая творчество Макса Эрнста можно пополнить свой арсенал приемов как в графике, так и в живописи.

Законодатель мод также придумал технику граттажа, которую впоследствии активно использовал при создании своих сюрреалистических полотен.

«Граттаж (от фр.

gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или холста, залитых тушью или масляными красками.»

Забальзамированный лес, 1933, Max Ernst — граттаж

Однако мои любимые картины Эрнста выполнены им в технике декалькомания. И опять-таки! Макс был первым художником, который начал применять эту технику в масляной живописи.

Благодаря своим экспериментам с фактурами и масляными красками Эрнст добивался совершенно чумовых результатов — инопланетные пейзажи с его картин дадут фору «Аватару» и прочей фантастике с претензиями на оригинальность.

  • Europe After Rain, 1942, Max Ernst — decalcomania
  • The Eye of Silence. 1943/44

, Max Ernst — decalcomania

Чтобы вы могли убедиться в многогранности таланта Макса Эрнста предлагаю проследовать по ссылке на сайт Gallerix, где хранятся фотографии 240 его работ! Хочу заметить, что сайт этот замечательный, в его архиве есть работы множества известнейших художников. На досуге я с удовольствием пересматриваю содержимое этой виртуальной галереи.

Источник: https://rya-zya.livejournal.com/898.html

Макс Эрнст. Окончание

Сюрреализм и живопись. 1942

(Начало здесь) В начале двадцатых годов, переселившись в Париж, Макс Эрнст отходит от де Кирико и начинает создавать сюрреалистические образы, не существующие в природе, но выглядящие как вполне достоверные. Нереальные, но вполне достоверные образы помогали художнику всматриваться внутрь себя, во многом следуя алхимической философии, символику которой он постоянно использует в своих коллажах и картинах.

Читайте также:  Клятва горациев, жак луи давид, 1784

Химеры и скрытые фигуры

Макс Эрнст визуализирует свои травмы и комплексы, вынося их на поверхность в  образе чудовищ, в которых кроме всего прочего  при соединении несоединимого рождалась настоящая поэзия в духе поэтики Лотреамона. Все искусство художника  – это сны и сновидения (у Дали – бредовые состояния). В его снах наяву проявлялось невидимое, скрываемое от внешнего взгляда и табуируемое сознанием.

Мастер вводит в искусство квазинаучные образы и антропоморфные существа  — химеры, позволявшие  изживать собственные страхи и комплексы. Химера – это существо, состоящее из разных элементов, подобно тем, что  можно видеть на Соборе Парижской Богоматери.

Молодая химера 1921

Макс Эрнст сделал химеры главными героями своих картин-сновидений. Есть такая игра, с которой с детства знакомы все. На листочке бумаги один пишет какие-то слова, потом закрывает их, скручивая бумажку, второй пишет свое, не видя предыдущей записи, то же самое делает третий и т.д. Такая же игра только с рисованием («Изысканный Труп») часто практиковалась сюрреалистами.

В ней один рисует, например, голову, потом лист подворачивается; второй дорисовывает туловище, снова лист подворачивается; третий дорисовывается ноги и т.д..  В результате получается невиданное ранее существо – химера. Именно так рождались коллажи Макса Эрнста.

У художника есть несколько ключевых химер. Одна из часто повторяющихся – человек-птица, женщина-птица, люди-птицы. Птица в его работах – символ его личной биографии. Образ связан с детскими воспоминаниями. Макс очень любил птиц, у него была с ними, по его словам, интимно-мистическая связь

Птицы, рыбы-змеи и Пугало 1921.

Но есть и конкретный эпизод: однажды у него умерла любимая птичка — соловей. И именно  в этот момент в комнату вошел отец и сообщил, что у Макса родилась сестра. Для мальчика это было таким потрясением, что он невольно связал эти два события, уверенный в том, что душу птицы забрала его  новорожденная сестра.

Птицы, природа, особенно не тронутая цивилизацией, всегда волновали художника и были излюбленными темами.  В них есть то, что притягивало его в картинах  Гогена, писавшего первозданную природу, и в картинах Анри Руссо, примитивиста и самоучки, писавшего волшебные джунгли, в которых, впрочем, никогда не был.

В тот период, Макс Эрнст делает коллажи, используя вырезки из научных журналов,  иллюстраций к книгам Жюля Верна, технических энциклопедий, фотографиий и графических работ, внося в искусство квази-научную струю. Так появляются человеко-машины и киборги, в которых соединяются в единое целое человек, машина, механизмы, дома. Ярким примером такого коллажа является его «Император» (1923).

Император 1923

В центре картины башнеобразное существо с поднятыми вверх руками и головой. Башня, хоть и распространяет командный дух, его положение очень неустойчиво. Император похож на остановленный волчок, который вот-вот упадет на бок. Массивность башни с одной стороны и ее неустойчивое основание отражают внутренний конфликт императора, который находится в голой пустыне и полном одиночестве.

Рядом с императором —  коса, символ смерти. Император — это главнокомандующий, у которого нет ни устойчивости, ни авторитета.

 Другой любимый образ Макса Эрнста – забор,  за которым скрываются табуируемые  фигуры, невидимые глазу, но составляющие сущность внутреннего мира человека.

Суть забора хорошо передает русская пословица «Чужая душа – потемки». Мы слишком часто совершаем тактическую ошибку, доверяясь своему глазу.

У сюрреалистов был технический прием автоматического рисования, аналогичный автоматическому письму. Надо было рисовать очень быстро с закрытыми глазами, чтобы глаз не мог контролировать нарисованное. Прием позволял визуализировать сновидческие образы. Примером картины на тему забора у Макса Эрнста является коллаж с корявым названием «Дети, угрожаемые соловьем» (1924).

Дети, угрожаемые соловьем 1924

Здесь на переднем плане — красный деревянный забор, который открывается и можно увидеть то, что за ним скрывается, что недоступно и невидимо глазу. Первоначально картинка кажется идиллической, но чем больше вглядываешься в нее, тем становится страшнее. На фоне голубого неба разыгрывается сцена террора.

На крыше домика фигура, которая тянется к звонку, пытаясь подать предупреждающий сигнал. Во дворе видим сумасшедшую женщину в серо-белых цветах с ножом в руке. Она пытается с его помощью отбиться от соловья, который на нее вовсе не нападает. Вторая женщина, тоже в серо-белом, лежит наземле, похоже — в обмороке.

У Макса Эрнста есть два автобиографических эпизода, связанных с соловьем. Это, уже упоминавшаяся, история с рождением сестры, а второй – отроческая галлюцинация с сучком на деревянной панели, находившейся у его кровати.

Лоплоп представляет Лоплопа 1930

Сучок представился ему угрожающей головой птицы со страшным  глазом и острым клювом. В этом отразилось его восприятие воображаемого как образа, который может угрожать и терроризировать, что является универсальным явлением. Именно это и и изображает в данной картине художник, освобождаясь от детского страха.

Позднее у Макса Эрнста появится мифическое существо – птица Лоплоп, в которой он воплотил самого себя. Упомяну еще одну картину, 'Царь Эдип', написанную в то же время и на ту же тему — забора.

В ней художник ставит вопрос, следует ли доверять глазу, который скрывает то, что находится за этим забором, высвечивая лишь то, что хочет человек видеть.

В картине слепой человек (Царь Эдип был слепым) познает мир на ощупь и в его воображении он выглядит совсем иначе, чем если бы человек видел его глазами.

Сюрреализм и новые техники

Дерево. Выполнена в технике фроттажа.

В 1924 году дадаизм перестал существовать, а дадаисты влились в сюрреалистическое движение, объединившись вокруг Андре Бретона, написавшего манифест сюрреализма. Начинается период более методичного исследования бессознательного с выработкой особых техник.  Макс Эрнст изобрел четыре новых техники, с помощью которых он изображал скрытое бессознательное.

Сначала появилась техника фроттажа. Она многим известна как способ, когда под бумагу подкладывается дерево или монетка и натирается карандашом или грифелем.

На бумаге проступает образ, который потом художник обрабатывает и получает нечто совершенно новое, чем то с помощью чего он его получил.

Позднее Макс Эрнст раскроет секрет этого метода, изобразив дерево, с помощью которого он получал свои картины.

Затем он изобрел технику граттажа. В этом случае бумага или холст накладываются на предмет и краска втирается во все впадины. На холсте проявляются самые загадочные ландшафты, леса, моря, города. Граттаж позволял Максу Эрнсту окунуться в немецкую романтику волшебного леса, так характерную для Германии. В основном эти техники рождали таинственные образы природы, леса, деревьев.

Лес. 1927. Техника граттажа

Потом изобрел технику декалькомании, когда две поверхности, на которые нанесена краска, накладываются друг на друга. В результате получается совершенно фантастический цвет и богатая текстура. В этой технике выполнено несколько работ, например, 'Наряд невесты' (см. ниже).

В конце двадцатых годов Макс Эрнст выпускает книги с графическими коллажами. Одна из них «Женщина со 100 головами», в которых художник меняет головы женщин, в результате чего рождаются различные химеры. Так что книгу вполне можно было бы назвать  «Женщина без головы».

Наконец, уже будучи в эмиграции в США, он изобретает  еще один метод – разбрызгивания краски по холсту. Для этого он подвешивал банку с краской, в дне которой проделывал дырку, и раскачивал ее. При раскачивании она создавала разные фигуры.

Наряд невесты, выполненный в технике декалькомании. 1940

Так Макс Эрнст довел технику автоматического рисования до своего логического завершения. Позднее эту технику перенял Поллок. В двадцатые годы художником были написаны такие значимые для него картины, как «Пьета или Революция Night» и «Порка Богоматерью Младенца Христа с тремя свидетелями» (1926).

В них он аллегорически изображает сложные отношения, в которых были отец и сын, тем самым изживая еще один комплекс — вины перед отцом. Вторая картина вызвала настоящий скандал, поскольку, хоть и носила иронический характер, но явно имела антиклерикальную направленность.

Фашизм и война

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма. 1937

В тридцатые годы  появляются работы, отражающие реакцию художника на надвигающийся фашизм. Наиболее известная из них картина «Ангел домашнего очага» с параллельным саркастическим названием «Триумф сюрреализма». Картина — единственная на политическую тему, которой Эрнст откликнулся на поражение республиканцев в гражданской войне в Испании.

На ней изображен монстр, иронично названный «ангелом домашнего очага».  С корявыми когтистыми руками, острым хищным клювом, зубастой пастью,вытянутыми ногами и радостным выражением лица он похож на огненную хищную птицу, напоминающую танец огня в  домашнем очаге, только в данном случае — это жуткая пляска  смерти.

Фигура уродливая, из ее правой ноги рождается новое существо, как раковая опухоль захватывающая другие части тела. Так художник воспринимает фашизм, который постепенно захватывал всю Европу. Во время войны Макс Эрнст был дважды арестован как немецкий гражданин, и ему чудом, с помощью друзей, удалось эмигрировать вместе с другими авангардистами в Америку.

Там его приняли с восторгом и он оказал очень сильное влияние на американское искусство. В США Макс Эрнст закончил еще одну, очень важную, антивоенную работу

'Европа После дождя II'.

Европа после дождя II 1940-1942

Это — картина выжженной земли, в которую превращается Европа в результате военного Апокалипсиса. Война только-только начиналась, но художник уже предвидел все ее последствия. Этот образ послевоенной разрухи — один из самых сильных и позднее будет использован фантастами и кинематографистами. Равных ему по антивоенной направленности и силе интерпретации ужасов войны в мире нет.

Эпилог

В Америке Макс Эрнст наконец-то нашел единственную женщину, Доротею Таннинг, которая сделала его счастливым после трех неудачных браков и нескольких любовных историй.

Они поселились в уединенном месте в горах Аризоны, где художник спокойно работал в своем отшельничестве, наслаждаясь природой и уединением.

Здесь он своими руками построил дом, который украсил необычными скульптурами, сделанными из подручных материалов и мусора.

Праздник Бога 1948

В этот период его картины становятся мягче, цвет светлеет, на смену апокалиптическим сюжетам приходят умиротворяющие образы, грёзы и фантазии, вовсе не похожие на те, что рождались в ранний период его творчества. Можно сказать, что он достиг берега земли Обетованной и его алхимическая работа на протяжении шестидесяти лет увенчалась  успехом: он смог переплавить свои страхи и комплексы в золото и свет.

В середине пятидесятых годов Макс Эрнст с женой перебирается в Париж, где в 1976 году (ровно сорок лет назад), не дожив до своего восьмидесятипятилетия одного дня, он скончался.

Его прах покоится на  кладбище Пер-Лашез. Доротея Таннинг переживет супруга на 36 лет и умрет в Америке на сто втором году жизни. Его сын станет художником, как и внук.

Сын напишет прекрасные мемуары о своем отце и художнике Максе Эрнсте.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/maks-ernst-2/

Ссылка на основную публикацию