Фриденсрайх хундертвассер: картины, биография

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку. Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».  Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография Австрийский архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер за свои 72 года жизни изменил представление о классической красоте в архитектуре. Создавая неповторимые картины и здания Хундертвассер разрабатывал  внешний вид государственных флагов, гербов, монет и почтовых марок.Он создавал дизайн телефонных карточек, жетонов для казино и плакатов, делал иллюстрации к библии, разработал дизайн Боинга 757

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биографияФриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография Фриденсрайх Хундертвассер / Friedensreich Hundertwasser 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия

сайт Фонда Хундертвассера: http://www.hundertwasser.at/index_en.php

Школа жизни. Хундертвассер

Будущий противник монохромности, классических образов архитектуры с прямыми углами и параллельными линиями занимался в школе Монтессори, известной тем, что дети получают знания о мире не совсем привычным формой — вместо математики и физики, языков и др.

наук первые несколько лет в школе дети изучают мир вокруг: выходят на улицу и смотрят на природу, познавая растения и животных вокруг себя, сравнивают цвета и формы,  дети начинают  пробовать жизнь вокруг на ощупь — от  уроков лепки и рисования, до уроков кулинарии, где они смешивают вкусы.

Возможно, именно школа с таким подходом к обучению создала талантливого художника и архитектора, ценителя природы с любовью к  ярким цветам и необычным ощущением цвета и формы. Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Мир сложится так, что это было единственны учебным заведением в жизни Хундертвассера — в Венской академии изящных искусств, Фриденсрайх провел совсем немного времени, заменив школьные парты и учебники с лекциями на путешествия, изучая мир на практике. Так началось его путешествие в поисках своего стиля и идеального образа.

Энергия творчества. Художественный стиль Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Так сформировался неповторимый художественный стиль Хундертвассера, так же можно проследить влияние творчества Эгона Шиле и Густава Климта на работы Хундертвассера, это прослеживается во многих графических и архитектурных образах, а архитектурные проекты Хундертвассера сравнивают с проектами Гауди.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

По проекту Хундертвассер строилсиь дома и виллы по всему миру: Австрия, Италия, Норвегия, Новая Зеландия, некоторые из домов так ни разу и не увидели своего автора.  “Regentag” — корабль и плавучий дом  Хундертвассера — это единственный дом, который был всегда с ним.

На этом судне, ранее служившим транспортным судном ля перевозки соли художник пересек практически весь мир. Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Путешествуя, меняя страны и города в свей жизни Хундертвассер на протяжении жизни несколько раз изменял и свое имя — с реального имени Фридерик Штовассер на Капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока новое выбранное имя Фриденсрайх Хундертвассер нестало известным на весь мир и закрепилось за ним окончательно.

Архитектрура Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер создал свой архитектурный стиль уникальный и странный он следует за повторением живых, природных образов ( можно сказать что это пример делать отсылку в сторону бионической архитектруы) свою архитектурную концепцию, изложив её в нескольких манифестах. Разумеется, эта концепция была воплощена и во многих его проектах.

Например, дом в Новой Зеландии, похожий на нору животного под землей — здание сверху покрывает трава со множеством световых окон. Крыша дома, переходящая в холм,на которую   забираются животные. Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо.

Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.

Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.

Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене.

Его архитектурное творчество тесно связано с его экологическим самосознанием: постройки австрийского художника определяют органические формы, преобладание кривых линий (прямые он называл «орудием Дьявола»). Растения обычно включены в проект: крыши зданий покрыты дерном, а деревья растут прямо в жилых комнатах, их кроны высовываются в окна.

Хундертвассер не считал традиционную архитектуру искусством и призывал дать людям, живущим в доме, право определять его внешний вид. Главным критерием проектирования зданий у него был минимальный вред экологии, восстановление природы там, где её невозможно сохранить в процессе строительства, использование только природных материалов.  

Австрия Архитектура цвета Хундертвассер

Источник: https://probauhaus.ru/hundertwasser/

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…

В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Отныне и по сей день он известен миру как Фриденсрайх Хундертвассер.

  • Антонио Гауди — испанский архитектор, известный причудливыми формами зданий, яркими красками, тесной работой с мозаикой и скульптурой.
  • Эгон Шиле — австрийский живописец и график, оставивший след в истории изобразительного искусства своими красочными экспрессионистскими произведениями.
  • Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Хундертвассер очень много путешествует. Марокко, Тунис, Германия, Япония, США, Израиль, Новая Зеландия, Уганда, Судан и так далее… И граней у его таланта не меньше, чем посещенных мест. Он создавал и преображал рестораны, больницы, мусоросжигательный завод, церковь, музей, даже общественный туалет — и это только архитектура.

В списке творений есть и картины, и японские гравюры, и марки, и государственные флаги, и монеты, и иллюстрации к Библии, даже плакат ХХ Олимпийских игр… К 2000 году Хундертвассер создал почти 40 архитектурных проектов (часть была реализована уже после смерти создателя) и множество произведений другого плана.

Такая конкретная дата объясняется, увы, просто. 19 февраля 2000 года Фриденсрайх Хундертвассер умер от сердечного приступа на борту круизного лайнера «Queen Elizabeth II». Похоронен великий архитектор в Саду Счастливых Мертвецов в своем поместье в Новой Зеландии — в полной гармонии с природой и в полном соответствии с мировоззрением.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Мировоззрение Фриденсрайха Хундертвассера — ключ к пониманию его творчества.

К счастью, этот ключ не спрятан ни в яйце, ни в утке: на протяжении своей деятельности эксцентричный архитектор многократно выступал с манифестами.

Перфомансы и пламенные речи о важности экологии, вредоносности ядерной энергии, необходимости жизни в гармонии с природой неразрывно связаны с физически воплощенным наследием Хундертвассера.

Один из элементов, повсеместно встречающихся в творениях художника, — спираль. Она может найтись где угодно: от фасада многоэтажного здания до почтовой марки. Первая спираль была нарисована в 1953 году. Затем Хундертвассер писал о ней: «Спираль — это символ жизни и смерти.

Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь. Это мое убеждение, имеющее религиозную подоснову. И ученые подтверждают, что жизнь должна где-то начинаться и что развитие от безжизненной материи происходило в форме спирали».

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно.

Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека (к примеру, в концлагерях, унесших жизни множества родственников архитектора — с ними он ассоциировал строгость и симметрию).

Каждый дом должен, во-первых, иметь хотя бы что-то общее с природой — к примеру, иметь специально оставленные места для роста деревьев или особое покрытие крыши, где может расти трава.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Во-вторых, очень важны окна, не меньше, чем глаза у человека: они создают «выражение» дома, придают ему индивидуальность. А значит, окна непременно должны быть разными, отличающимися друг от друга. И по зданиям, созданным Хундертвассером, это прекрасно видно: на фасаде может вовсе не быть двух одинаковых окон.

В 1967 году Хундертвассер представил публике манифест «Право на третью кожу», где утверждал, что у человека есть три кожи: собственная, одежда и стены дома. Как одежда, так и строительство за века преобразились, далеко отошли от природы и нужно их вернуть. Кроме содержания, выступление прославилось тем, что художник вместе с двумя молодыми ассистентками выступал обнаженным.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых зданиях-коробках. Дом должен быть уютным, безопасным, полным радости и обязательно полностью подходящим своему владельцу. А значит, прекрасно, если каждый жилец украсит свой кусочек фасада, и дом станет куда веселее.

Все эти теории нашли свое воплощение. Если Хундертвассер брался за преображение уже существующих строений, их стены получали невероятные окрасы, мозаичные вставки, надстроенные купола, растущие прямо из стен деревья и так далее; нередко создавалась иллюзия, что прямых линий в доме не было изначально: даже оконные проемы преображались под воздействием буйного гения австрийского архитектора.

А в зданиях, созданных по его проекту, это могло оказаться не фокусом, а реальностью — «танцевать» способны даже стены и этажи! Дома могут быть похожи на сказочные дворцы.

Одной из причуд Хундертвассера были разные носки. Конечно, люди часто замечали это, и спрашивали: «Почему вы носите разные носки?!» Ответ архитектора был неизменен: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983–1986 годах; официальное его название «Дом Хундертвассера-Кравины», но редко кто называет его иначе, чем «Дом Хундертвассера».

Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению).

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера — одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения.

Хундертвассер вписал свое имя в историю архитектуры и живописи ярко, радостно, естественно. Его творения оригинальны и неповторимы, одновременно сказочны и романтичны. Закончим же его собственными словами: «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности».

Читайте также:  Музей мадам тюссо в лондоне - купить билеты

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Источник: http://barlette.ru/journal/article/887.html

Великий Хундертвассер: нелинейная архитектура Вены

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorariumв Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

  • Почему люди не надевают короны?
    Потому что они слишком трусливы для того,
  • чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биографияФриденсрайх Хундертвассер: картины, биография
Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника.

Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру.

В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы».

Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней.

В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Вездесущий образ улитки

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г.  он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем Марокко и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома.

И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий, 
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли)   художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.


У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.


У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

  1. Сложно объяснить, как я добился успеха!
    Точно не силой и даже не размышлениями,
    Не умом, и необязательно интуицией,
  2. Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался.

Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов.

Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография
жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Брюссель, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

Справка
Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria.
Количество жильцов — около 200 человек.
Площадь квартир — от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.

  • Количество посаженных на территории деревьев — 250
  • Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.
  • Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка.

И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах.

Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя.

Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство.

Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное — как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами.

Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее.

Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Венский дом искусств

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау  (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню.

Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался).

Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти.

 В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге  (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы.

Читайте также:  Святой бенедикт, ганс мемлинг, 1487

Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.

Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища.

И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию,  да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

«Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни».

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!

Источник: http://tatlm.ru/avstriya/velikij-xundertvasser-arxitektura-veny.html

Фриденсрайх Хундертвассер – прямая линия погубит человечество

Фриденсрайх Хундертвассер

австрийский архитектор и живописец.

; 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия)

…зачем строить дом с разными окнами и кривыми поламиФриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Больше всего Хундертвассер любил волнистые линии и спирали.

Любовь эта была настолько серьезной, что однажды он устроил в Гамбурге художественную акцию «Бесконечная линия» — и когда публика собралась, он и два его помощника начали вести на стенах плавные линии, прямо от пола.

Через несколько часов они продолжали этим заниматься, народ заскучал и стал расходиться, а администрация забеспокоилась. Но линии продолжали заполнять стены.

Работали художники несколько суток без перерыва, даже ночами, а когда им отключили свет в надежде все это прекратить, стали рисовать при свечах. Наконец терпение властей закончилось, и им запретили продолжать перформанс.

Хундертвассер так рассердился, что ему не дали довести линии до центра потолка, где они должны были превратиться в его любимую спираль, что оставил должность приглашенного преподавателя в Высшей школе искусств Гамбурга и покинул город.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

С учебными заведениями у Хундертвассера вообще были отношения сложные. Не уважал он их. Поступив в Венскую школу искусств в 1948 году, он проучился три месяца и ушел, посчитав, что там его ничему не научат.

Отправился путешествовать, оказался в Париже, начал учебу уже в парижской Школе искусств — но бросил и ее, выдержав там всего один день.

Когда же, став признанным мастером, начал преподавать сам в той самой Венской школе искусств, на первом же уроке шокировал студентов, заявив им, что если они в душе художники, учить их не нужно, а если не художники — невозможно. После чего велел им убираться и заняться настоящим делом вместо слушаний лекций.

Но знаменит он был не благодаря своим эксцентричным выходкам, хотя незамеченными они не оставались — о двух его демонстрациях в обнаженном виде в 1967 и 1968 годах говорят до сих пор. Кстати, снимал одежду он не ради эпатажа, а потому что считал, что нужно быть ближе к природе, и даже завещал похоронить себя без одежды.

Ходят слухи, что была и третья акция, где он предстал голым перед мэром Вены, защищая проект придуманного им дома. Но если учесть, что мэром была женщина и проект потом быстро утвердили, это похоже на анекдот.

Именно этот проект сделал его знаменитым архитектором. Стал он им в 55 лет, когда в 1983 году был заложен первый камень фундамента знаменитого многоквартирного дома Хундертвассера в Вене.

Когда дом был готов, от жильцов не было отбоя, хотя арендная плата была чуть ли не самой высокой в Вене.

Желающих поселиться там немало и сейчас, хотя многие не выдерживают больше двух-трех лет — жильцам досаждают неровные полы и почти полное отсутствие углов, что затрудняет планировку интерьеров. И вдобавок постоянные толпы туристов вокруг.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

И все-таки дом, законченный в 1986 году, получился настолько удивительным, что число архитектурных заказов у художника стало расти очень быстро. Он оформляет в своем постепенно становящемся узнаваемым стиле промышленные здания, санатории, водонапорные башни, музеи, учебные заведения, винодельни и даже церковь.

Рядом с «домом Хундертвассера» в Вене возникает Венский дом искусств — тоже по его проекту. Ему заказывают преображать даже мусоросжигательные заводы — и он это делает, превращая их в радостные разноцветные строения.

Особая его гордость — общественный туалет в городке Кавакава в Новой Зеландии, неподалеку от которого Хундертвассер купил огромное поместье и проводил большую часть времени. Местные жители его обожают — благодаря ему и перестроенному им туалету в городе появились туристы.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

И внутри там тоже интересно:

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Что же это был за художник, и почему его творения не оставляют равнодушными никого, вызывая или упреки в безвкусице, или восхищение и любовь?

Факты биографии Хундертвассера полностью приводить мы не будем, это не самое интересное. Основное — родился он в Вене в 1928 году, и звали его тогда Фридрих Штовассер. После ухода из Венской Школы искусств он отправляется путешествовать и меняет свое имя на более звучное Фриденсрайх Хундертвассер — что можно перевести как «богатство мира и сто вод».

Рисовать он начал очень рано, в 6 лет. К юношескому возрасту начал оформляться его стиль, на который сначала очень повлияли австрийские экспрессионисты Эгон Шиле и Вальтер Кампманн. Картины молодой Хундертвассер рисовал такие:

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

И они нравились, он быстро стал успешным художником: первая выставка прошла в Вене в 1952 году, когда ему было всего 24 года.

На следующий год он рисует свою первую спираль, и это становится его любимой темой.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биографияФриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Почему именно спираль? В том самом 1953 году, когда Хундертвассер изобразил спираль, он впервые произнес: «Прямая линия ведет к гибели человечества». Потом он повторял это неоднократно в манифестах, интервью, текстах и выступлениях.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Яростная нелюбовь к прямым линиям и прославила его на весь мир — еще до того, как стать архитектором, он стал признанным мастером. Выставки Хундертвассера успешны, а круг его художественных интересов поразительно широк — он разрабатывает дизайн монет, делает эскизы почтовых марок и даже флагов.

  • Чайный сервиз:
  • Создает теорию «трансавтоматизма», где смешивается сюрреализм со свободным, природным самовыражением художественного видения.
  • Когда же по его проектам начали возводиться или перестраиваться здания, они немедленно становились достопримечательностями. Представлять и рисовать их он начал еще до того, как ему разрешили их строить:

Кроме своей художественной работы, Фриденсрайх стал всемирно известным борцом за экологию. Он выступает с манифестами, устраивает акции, сажает деревья, расхаживает голым — и все это с призывами вернуться к натуральной жизни.

Однажды он даже демонстративно съел упаковку от сыра, когда боролся за уменьшение пластика в магазинах.

Его ненависть к прямым линиям как раз и выросла из его любви к природе — как он считал, именно прямые линии разрушили рай. Природа жива именно потому, что все контуры там естественны и разнообразны, поэтому людям так хорошо на воле и тяжело в городах с их прямоугольными зданиями.

Поэтому в созданных им строениях прямого нет почти ничего — плавные волнистые линии, ассиметричные окна и даже неровные полы. Окна он считал особенно важными, говоря, что в доме они главнее стен, и при этом в домах нет одинаковых окон — все они чем-то отличаются друг от друга.

В его проектах над окнами или даже из самих окон растут деревья. Вокруг дома тоже, и на балконах, и на крышах.

Его часто сравнивают с Гауди. Он действительно восхищался испанским мастером и явно что-то от него взял, кроме прихотливых форм — например, использовал много разноцветной мозаики, что превращало его строения в сказочные домики.

Но если Гауди считается гением, то о Хундертвассере спорят до сих пор — многие подозревают его в излишней эксцентричности и дурном вкусе. Он действительно был эксцентричен — например, всегда носил носки разного цвета, считая, что от однообразия устают глаза.

Но несмотря на все упреки, его здания по-прежнему собирают толпы любопытных и восхищенных зрителей.

Работал он всегда очень много и сразу во многих направлениях. Но последние его планы не сбылись — в 2000 году он скоропостижно умирает на борту яхты в океане. Было ему 72 года. Похоронен он рядом со своим поместьем в Новой Зеландии, как он и завещал — под тюльпановым деревом и без одежды.

  1. А здания по его проектам остались, и продолжают строиться до сих пор, даже после его смерти.
  2. Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия):
  3. Мусоросжигательный завод в Австрии:И в Токио:
  4. Придорожный ресторан, Австрия:
  5. Дом искусств в Вене:
  6. Он же, внутри:
  7. Винодельня «Дон Кихот» в Калифорнии:
  8. Крытый рынок, Австрия:
  9. Жилой комплекс Дождевая башня, Австрия:Детский игровой дом, Япония:
  10. Церковь Святой Варвары, Австрия:
  11. Подробнее:

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/535426.html

Фриденсрайх Хундертвассер, художник, картины

Признанный мастер новой волны, которая полностью отличалась от императорского классического стиля и архитектуры. Родился Хундертвассер в 1928 году в столице Австрии, чтобы он не попал под антисемитическую чистку по еврейской линии матери в 1937 году, она крестила его по католической вере.

Читайте также:  «красный ленин», энди уорхол — описание картины

После войны в 1948 Фридрих начал заниматься активно художественным творчеством и посещал академию искусств, где познакомился с Э.Шиле, который показал художнику новое направление стиля модерн.

В архитектуре Хундертвассер придерживался постоянно своего внутреннего стиля идеального сооружения для жилья – природная нора, укрытая травой и в которой много разнообразных несимметричных окон.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Фридрих Хундерсвассер

Дом Хундертвассера

Дом Хундертвассера — что же это был за проект? Эту идею он многократно воплотил в реальность, показав как может существовать проект в общей архитектурной картине городов и поселков,  это хорошо видно даже в жилом доме Хундертвассера в Вене.

Он хотел принести людям многообразие и разносторонность в архитектуре, а также цветовой гамме и озеленении. Он носил разные цветные носки наперекор паре одинаковых и полностью перевернул понимание однотонности и монотонности.

В 1999 году его проект зеленой цитадели заставил задуматься многих над внедрением зеленых насаждений в архитектуре.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Дом Хундертвассера

Картины Хундертвассера

Кто хоть раз видел картины Хундертвассера, тот не останется равнодушным. Только посмотрев на какую-либо работу, Вы сможете оценить всю её яркость и красочность. Его картины обладают всеми цветами радуги. Так же они выделяются своей геометричностью.

Некоторые могут подумать, взглянув на картину, что пред ними полотна выполненные в стиле абстракционизма. Можем Вам с уверенностью сказать – это не так. Каждая картина Хундертвассера имеет свою концепцию. Сам Хундертвассер, как личность, довольно неординарен.

И вся эта неординарность прекрасно была передана в его картинах. Идя по улице в носках разного цвета, на вопрос: «Почему у Вас носки разного цвета»? Он отвечал: «А почему у Вас одинаковые носки»? Вот таким был Фридрих Хундертвассер.

 В 2000 на переходе в новое тысячелетие Фридрих Хундертвассер тихо умер, когда был в Новой Зеландии, где его мечты про идеальный дом полностью осуществились.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Картины Фридриха Хундерсвассера

Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография

Картины Фридриха Хундерсвассера

Источник: https://austria-time.ru/fridensrajx-xundertvasser/

Фриденсрайх Хундертвассер: жизнь и творчество художника

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя — Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и живописец.

Содержание

  • Биография Фриденсрайха Хундертвассера
  • Творчество Хундертвассера
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Фриденсрайха Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу с экспериментальной системой Монтессори, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивающей творческие способности.

Если имя определяет судьбу, то в нем знаково все, от предрождественского дня рождения, намекающего на праздник и подарок, до даты смерти в 2000-м, когда заговорили о тысячелетиях и эпохах. Дитя мира, баловень судьбы, придумавший свое имя в 1949-м, после путешествия-странствия по Европе, когда холокост еще дышит в спину леденящим холодом, но так хочется мира и так хочется жить.

Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

Многочисленные поездки мастера привели его также в Новую Зеландию. К этой стране он испытывал особое пристрастие, она стала его второй родиной.

Творчество Хундертвассера

Хундертвассер — настоящий мультиталант, истинный мастер XX века, который проявил себя как художник, архитектор и эколог, а своими выдающимися манифестами во всем мире сделал себе имя.

Жизнерадостные творения Фриденсрайха Хундертвассера постоянно и у всех рождают только сказочно — кулинарные ассоциации: карамельный домик, магазин детских сладостей, стены из печенья, а крыша — леденец, — приторно сладкие восторженные эпитеты бывшего голодного и конформистского соцлагеря. Хотя, возможно этого и добивался художник, желая быть именованным «волшебником растительности или чем-то в этом роде».

За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии.

Он говорил, что «Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон». Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон.

Во главу угла Хундертвассер ставил землю и все на ней произрастающее: траву, цветы, деревья.

Поэтому он считал, что человек, как порождение земли, должен жить в гармонии с природой, а не находиться в вечной конфронтации с ней. У природы нет прямых линий и углов.

Поэтому признанных мэтров архитектуры (Ле Корбюзье, Гропиуса, ван дер Роэ) он признавал врагами гуманизма и восхищался барселонским отшельником Антонио Гауди.

Как художник Хундертвассер бесконечно декоративен. Если посмотреть его работы, то повторение найти просто невозможно. Кажется, что любое состояние, психическое или физическое, имеет у него свой собственный, уникальный мотив.

Этим он потрясающе интересен. Декоративность Хундертвассера не может оставить равнодушным, у него свой путь, свой пульс, парение, оторванность от реальности и в то же время связь с ней.

Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.

Интересные факты из жизни художника

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов.

Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома).

Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.

Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.

Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.

Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки.

И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, knowledge.allbest.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Фриденсрайх Хундертвассер: картины художника

Фриденсрайх Хундертвассер — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фриденсрайх Хундертвассер: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/hundertvasser-fridensrajh.html

Фриденсрайх Хундертвассер — Биография художника, известные произведения, выставки

Фриденсрайх Хундертвассер ( нем. Friedensreich Regentag Dunkelbunt Hundertwasser, 15 декабря 1928, Вена, Австрия – 19 февраля 2000, лайнер «Куин Элизабет 2», Тихий океан) – австрийский архитектор и художник, создавший и оформивший множество очень необычных зданий по всему миру.

При рождении получил имя Фридрих Штовассер, однако в течение жизни использовал разные имена и прославился как Фриденсрайх Хундертвассер. Впервые талант юного Фридриха был замечен, когда он учился в школе Монтессори в Вене. Мальчик очень рано лишился отца, а его мать Эльза была еврейкой, и им чудом удалось избежать преследований со стороны нацистского режима.

Довольно иронично то, что в 1945 году Фридрих поступил в венскую Академию изящных искусств, ту самую, в которую в свое время так и не смог поступить Адольф Гитлер.Впрочем, в академии Хундертвассер проучился всего несколько месяцев, после чего отправился путешествовать по Европе и Азии.

В определенном смысле Хундертвассер провел в путешествиях всю свою жизнь, и даже умер на океанском лайнере, который направлялся из Новой Зеландии в Европу.

Первая известность пришла к Хундертвассеру в начале 1950-х, когда в Вене открылась его первая персональная выставка. Однако примерно в то же время он понял, что его основное призвание – архитектура.

За это десятилетие он осуществил несколько крупных архитектурных проектов, в том числе и знаменитый Дом Хундертвассера в Вене. При этом он продолжал много путешествовать и брался за заказы по всему миру. В начале 70-х Хундертвассер купил несколько зданий в Новой Зеландии, где и прожил до конца жизни.

Он был страстным и убежденным защитником природы, выступал против ядерных технологий и загрязнения окружающей среды, участвовал в демонстрациях и даже читал лекции голым. Хундертвассер говорил: «Мы – гости природы. Ведите себя соответственно».

Особенности творчества Фриденсрайха Хундертвассера: на протяжении всей своей творческой карьеры он выступал за то, что люди, даже живя в многоквартирных домах, должны иметь право обустраивать жилье по-своему. То есть, украшать свой дом, красить, используя любые цвета или узоры, или даже соскабливать штукатурку, чтобы обнажить кирпичную кладку.

Хундертвассер был убежден, что наши дома – это третий слой нашей «кожи» (первые два – собственно, эпидермис и одежда), и в каждом из них человек должен чувствовать себя комфортно.

Он часто говорил, что в современном мире нас окружает слишком много неестественно прямых линий, и поэтому в своих архитектурных проектах чаще всего использовал формы, близкие к природным. Впервые Хундертвассер зачитал свой манифест об отказе от прямых линий и традиционного архитектурного дизайна еще в 1958 году.

Как в архитектуре, так и в живописи, любимой формой Хундертвассера была спираль. Кроме того, он часто использовал причудливые линии, по большей части вдохновляясь работами венских сецессионистов, в частности, Густава Климта.

Знаменитые работы Фриденсрайха Хундертвассера: Дом Хундертвассера, Лесная спираль, Зеленая цитадель Магдебурга, Maishima Sludge Center, Общественный туалет в Кавакава.

Евгения Сидельникова.

Вся лента Посмотреть 32 работы художника

Источник: https://artchive.ru/hundertwasser

Ссылка на основную публикацию