Сикстинская капелла
Микеланджело Буонарроти. Дельфийская сивилла. 1509. Фрагмент росписи плафона
Сандро Боттичелли (1445–1510) Сцены из жизни Моисея (Юность Моисея) 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Флорентийский живописец Сандро Боттичелли был среди тех, кого папа Сикст IV пригласил расписывать капеллу. На южной стене художники выполнили фрески со сценами из жизни Моисея, описанными в библейской книге Исход, и две из этих композиций принадлежат кисти Боттичелли. Как было принято в эпоху кватроченто, живописец объединил в пространстве одной настенной «картины» сразу несколько событий.
Справа изображено, как Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея; чуть выше — опасаясь гнева фараона, он бежит в землю Мадиамскую; левее — защищает дочерей священника Иофора от пастухов, пытавшихся отогнать их овец от водопоя; внизу в центре — поит этих овец, а девушки смотрят на него с удивлением; выше — пася овец у своего тестя Иофора, увидев горящий куст и захотев посмотреть на него, Моисей слышит глас Божий, что место, на котором он стоит, священно, и снимает, как сказал ему Господь, свою обувь; в левом верхнем углу — на горе Хорив перед горящим терновым кустом он слушает Бога, который приказывает ему увести народ Израиля из Египта, где евреи пребывали в рабстве; и наконец внизу слева показано, как Моисей ведет своих соплеменников прочь из земли фараоновой.
Моисей представлен здесь и защитником, и смиренным помощником, и молящимся, и предводителем народа. Изображение персонажа в разных ипостасях в пределах одной картины или фрески помогало художнику кватроченто раскрыть его внутренний мир.
Это был прием, к которому уже не прибегали мастера следующего столетия, если только они не находились под влиянием искусства Раннего Возрождения.
А Боттичелли показывает Моисея гневным и смиренным, выполняющим самую простую работу и беседующим с Богом, и тем самым помогает понять сложную натуру своего героя.
Сцены размещены в таком порядке, что композиция образует зигзаги — вверх, вниз, опять вверх и снова вниз, что вносит в нее разнообразие.
Смысловыми акцентами служат изображения Моисея в желтом плаще, а в центре оказывается сцена у колодца с двумя девушками на первом плане.
Боттичелли, создавший в своих работах особый тип женской красоты, не мог отказать себе в удовольствии нарисовать юных прелестных созданий, похожих на два белых цветка.
Сандро Боттичелли (1445–1510) Наказание Корея, Дафана и Авирона 1481–1482. Фреска. 348,5×570
К сюжету, на который была создана эта находящаяся на той же стене, что и предыдущая, фреска, Боттичелли обратился первым из ренессансных художников.
События, изображенные здесь, описаны в ветхозаветной книге Числа и рассказывают о том, как «начальники общества», двести пятьдесят именитых мужей, которыми предводительствовали Корей, Дафан и Авирон, решились вопрошать Моисея, освободившего их по повелению Бога из египетского рабства, почему он и его брат Аарон поставлены выше всего народа Израиля. «Моисей, услышав это, пал на лице свое, И сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Числа, 16:4–5). После этого Моисей велел каждому завтра принести кадильницу и воскурить ее.
В центре композиции художник изобразил, как восставшие наказаны Богом за дерзость — разлетаются кадильницы, которые они принесли «пред лице Господне», а сами дерзнувшие в ужасе падают наземь.
Слева жилища зачинщиков вместе с ними и их домочадцами проваливаются сквозь землю, а справа толпятся те двести пятьдесят человек, которые тоже пошли против божественной воли и вот-вот будут истреблены.
Боттичелли соединяет древние и современные ему реалии, например одеяния Моисея и тех персонажей, которые наряжены по моде XV века, а первосвященник Аарон представлен в папской тиаре.
Художник перенес действие в Рим, запечатлев на заднем плане в центре арку Константина, символизирующую здесь торжество высшего, божественного закона. Справа изображены античные руины, которые должны напоминать о сокрушении непокорных.
Разделенная на три сцены композиция выглядит одним целым. Этому способствует не только единый пейзаж, в который помещено все изображение, но и эмоциональная волна.
Она пробегает от левого края фрески через центр и несколько гаснет в группе людей справа, но, будучи подхваченной Моисеем с печатью праведного гнева на челе, воздевающим руки, вспыхивает вновь.
Сложный ритм, которому подчинено настроение картины, становящийся то сильнее, то слабее, — одна из особенностей, отличающих живопись Боттичелли.
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа 1481–1482. Фреска. 348,5×570
В числе нескольких мастеров, приглашенных папой римским расписывать Сикстинскую капеллу, был и Пьетро Перуджино.
На северной стене, живописный фриз которой посвящен сценам из жизни Христа, сохранились две фрески этого художника (три работы находились на алтарной стене, но были уничтожены по приказу папы Павла III, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело).
Одна из них — «Крещение», в работе над ней Перуджино помогал кто-то из его учеников, возможно, Пинтуриккьо, написавший некоторые фигуры и пейзаж.
Перуджино изобразил Христа, стоящего в воде, Иоанна Крестителя — на камне, а вверху — Бога Отца с ангелами. Живопись главы умбрийской художественной школы отличалась мягкостью и гармонией, красивыми позами и жестами персонажей, плавной, круглящейся композицией картин.
Например, все второстепенные участники изображенной сцены — те, кто смотрит на крещение Христово и внимает вдали проповедям Иисуса и Иоанна, — хотя и стоят в разнообразных, непринужденных позах, образуют расходящиеся влево и вправо дуги.
Тонкий рисунок тел, драпировок, реки Иордан и гор сочетается с мягкими, насыщенными и глубокими цветами, которыми написана фреска: желтым, красным, голубым, оливковым.
Действие у Перуджино разворачивается на фоне итальянского пейзажа, а некоторые персонажи сцены выглядят современниками художника, поскольку одеты по тогдашней моде. Отсюда возникает ощущение, что представленное событие живописец ощущал как вневременное.
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Вторая из написанных Перуджино в Сикстинской капелле композиций воссоздает эпизод, приведенный в Евангелии от Матфея. Иисус спросил учеников, за кого они Его почитают, Петр сказал, что за Христа, Сына Божьего, и услышал в ответ: «…и Я говорю тебе: ты — Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного…» (Матфей, 16:18–19).
Художник приближает сцену с Петром, вставшим перед Христом на колени и принимающим ключи в окружении апостолов, к переднему краю фрески. Величественность фигур подчеркнута огромной площадью за ними, ее резко уходящей вдаль перспективой и изображенным на заднем плане храмом, поднимающимся до небес и символизирующим Церковь Христову.
Вдали голубеют мягко стелющиеся горы, и эти распахивающиеся дали усиливают масштабность происходящего события. По сторонам от храма помещены триумфальные арки — символы торжества божественного закона.
Они изображены в разных ракурсах: одна — увиденной справа, другая — слева, и создается впечатление выгнутого на дальнем плане пространства, а вся композиция, в которой фигуры впереди расположены на манер фриза, напоминает живописную панораму.
- Цвета одежд, в которые облачены участники главной сцены и персонажи вдали — голубые, желтые, сиреневые, травянисто-зеленые, красные, — и цвет церковного купола создают богатую колористическую гамму, которая сочетается с серыми тонами остальной архитектуры, написанной почти что в технике гризайли.
- Композиция данной работы была повторена Перуджино в его картине «Обручение Марии» и в одноименной работе его ученика Рафаэля.
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Источник: https://dom-knig.com/read_188614-5
Фреска икона. Фрески в соборах, монастырях, церквях
«Крещение Христа». Фреска Сикстинской капеллы.
Фреску «Крещение Христа» выполнил в 1482 году итальянский живописец эпохи Возрождения Пьетро Перуджино. Она находится в Сикстинской капелле (церковь в Ватикане), в Риме. Размер фрески 540 см. х 335 см. На фреске изображены: Христос, Иоанн креститель, голубь, как символ Святого духа, Бог в светящемся облаке, херувимы и серафимы, два ангела, толпа людей, река Иордан, пейзаж Рима, триумфальная арка, Колизей, римский Пантеон.
Фреска «Крещение Руси».
Фреска была выполнена в 1895, 1896 годах, Васнецовым, во Владимирском соборе, в Киеве. На фреске показано крещение киевлян в водах Днепра.
КИЕВСКИЕ ФРЕСКИ. ФРЕСКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ.
В нескольких частях Софийского собора сохранились фрески 17-го – 18-го веков. Фрески существенно пострадали при реставрации в 19-ом веке, изначальная живость цвета большей части фресок Софийского собора не сохранилась. Имена мастеров-художников неизвестны.
Фреска Архангел.
Фреска «Сошествие Христа в ад».
«Апостол Павел» фрагмент фрески бокового алтаря Петра и Павла.
Фреска «Семья Ярослава Мудрого» (фрагмент).
ФРЕСКА ДИОНИСИЯ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ.
На фреске изображен Святитель Николай Чудотворец. Она находится в России, в селе Ферапонтово, в соборе Рождества Богородицы, относящегося к Ферапонтову монастырю. Фреска выполнена известным московским иконописцем Дионисием, в 1502-ом году.
ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор на Городке). Россия, город Звенигород. Сохранились только некоторые фрагменты древнерусской живописи. Они были обнаружены в 1918 году. Предположительно, принадлежат рукам одного из мастеров рублевской школы.
ФРЕСКИ ФЕОФАНА ГРЕКА В ЦЕРКВИ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ.
Данные фрески находятся в России, в городе Великий Новгород, в Церкви Спаса Преображения. Они выполнены в 1378 году, Феофаном Греком — выдающимся византийским мастером монументальной росписи. Церковь Спаса Преображение это единственное место в мире, где сохранились его монументальные работы. На фото ниже: фрески купола и восточной стены придела Святой Троицы.
Фреска «Вознесение». Мирожский монастырь.
Фреска «Вознесение» находится в куполе Спасо-Преображенского собора, входящего в Мирожский монастырский комплекс, в городе Псков, в России.
Троица. Фреска Мазаччо.
Фреска выполнена примерно в 1427-ом году, выдающимся итальянским живописцем Мазаччо. Она находится в Италии, во Флоренции, в церкви Санта Мария Новелла.
По центру фрески изображен распятый Иисус Христос, которого поддерживает Бог. По сторонам от них: святой Иоанн и Дева Мария, по краям: донатор и его жена.
Внизу: саркофаг с останками Адама, на котором надпись, которая переводится как «помни, что смертен».
Фреска. Спасо-Преображенский собор.
Фреска из Спасо-Преображенского собора изображающая апостола. Спасо-Преображенский собор находится в России, в городе Переславль. Фрески в соборе были счищены и сейчас внутренние стены собора просто белые. Этот сохранившийся фрагмент перевезен в Государственный исторический музей в Москве.
Фреска «Преподобный Павел Фивейский».
Фреска (коптская икона) находится в Александрийской церкви, в городе Александрия в Египте.
Фреска «Богородица с младенцем». Рим.
Фреска «Богородица с Младенцем» находится в Базилике святого Климента, в церкви которая находится в Риме.
Фрески Будды (Безеклик).
Происхождение фресок – местность Безеклик, Китай, буддийский пещерный монастырь. Данные фрески не находятся под защитой ЮНЕСКО и их сохранность под угрозой.
Фреска Будды из пещеры Могао.
- Фреска находится в Китае, в пещере Могао, одной из наибольших пещер, относящихся к комплексу Цяньфодун.
- Фреска «Белый ангел».
- Церковь Вознесения, Монастырь Милешева, в Сербии.
Фреска «Воскресение Христа».
Фреска была выполнена темперой, итальянским художником Раннего Возрождения, Пьеро делла Франческа, примерно в 1460 году. Ее размер 200 см. х 225 см. Фреска находится в художественном музее Борго-Сансеполькро, в Тоскане, в Италии.
Фрески церкви Девы Марии.
Данные фрески находятся в Риме, в церкви Девы Марии (Санта-Мария-Антиква). Период их появления около 565 – 578 гг. Фрески находятся в аварийном состоянии и находятся под внимательным наблюдением реставраторов. Церковь Санта-Мария-Антиква открыта для посетителей не всегда.
Поделись в соц. сетях:
Рекомендуем к прочтению:
«Сотворение Адама» картина фреска Микеланджело.
«Страшный суд» картина фреска Микеланджело. Описание.
Фреска: древние фрески. Фото, картины, картинки.
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article/fresco/icon.htm
Фрески на стенах Сикстинской капеллы
Дом, и мир прекрасный вокруг
Группа флорентийских художников вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы.
Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио.
Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.
- СЕВЕРНАЯ СТЕНА
- «Крещение Иисуса» (Пьетро Перуджино, 1482).
- В середине: крещения Иисуса.
Справа: Иоан Креститель. В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея:
«Искушения Иисуса» (Боттичелли, 1481—1482гг.)
Вверху слева: после своего крещения Иисус начинается 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, тем самым доказать, что он является сыном Бога. Иисус отказывается. Он говорит в ответ: «Не хлебом единым жив Человек, но словом, исходящим из уст Божиих».
Вверху по центру: дьявол и Иисус стоят на крыше храма. Дьявол предлагает Иисусу спрыгнуть: конечно, он будет пойман ангелами:
«Призвание первых учеников» (Доменико Гирландайо, 1481—1482гг.)
Призвание Петра и Андрея — первых последователей Христа — показано в двух сценах.
«Нагорная проповедь» (Козимо Росселли, 1481—1482). В Нагорной проповеди Иисус раздал правила, которые стали христианскими принципами.
Справа показан еще один эпизод: исцеления прокаженного:
«Вручение ключей» (Пьетро Перуджино, 1481 —1482гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного. Другие последователи смотрят на это:
«Тайная вечеря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)
Иисус только что поделился со всеми вином и хлебом. Он говорит своим последователям, что он скоро умрет. Апостолы шокированы. Но один из апостолов не удивлен. Это Иуда, сидящий спиной с сумкой через плечо. В ней серебряные монеты, которые он получил за предательство Иисуса.
Три окна на заднем плане показывают события, которые могут произойти: молитвы на Елеонской горе, предательство, и распятие:
Официальный сайт Сикстинской капеллы
Источник: http://domir.ru/l-art/?file=sistine_chapel-1-1.php
Baptism of Christ (Perugino)
The Крещение Христа является фреска итальянского Возрождения художника Пьетро Перуджино и его мастерской, выполняется около 1482 и расположен в Сикстинской капелле в Риме.
История
Комиссия работы возникла в 1480 году, когда Перуджино был украшать часовню в базилики Старый Святого Петра в Риме.
Папа Сикст IV был доволен своей работой, и решил ввести в эксплуатацию его также украшение новой часовне он построил в Ватиканского дворца.
Из-за размера работы, Перуджино был позже присоединилась группа художников из Флоренции, в том числе Боттичелли, Гирландайо и другие.
Помощники Перуджино в Сикстинской капелле включены Pinturicchio, Андреа Ассизского, Rocco Zoppo или, менее вероятно, Lo Spagna или Бартоломео делла Gatta, но приписывание деталей к ним является спорной.
Описание
Фреска из Крещение Христа является первым на стене справа от алтаря, и параллели Моисей Оставив в Египет и Обрезания Elezier перед ним на противоположной стене, также в мастерской Перуджино. Крещение было на самом деле считается Августином и других раннехристианских писателей, как своего рода «духовное обрезание».
Сцена следует симметричный рисунок, характерный для Перуджино. В центре находится река Иордан течет к наблюдателю и достижения ноги Иисуса и Иоанна, который крестя бывший.
Голубь, символ Святого Духа, спускается с неба, она послана Богом, представлены в светящееся облако и в окружении летающих Серафимов и Херувимов.
Пейзаж включает в себя символическое видом на Рим, узнаваемый по триумфальной арки, Колизей и Пантеон. Тонкие деревья характерны Умбрии школы и Перуджино, в частности.
По бокам находятся две средние эпизоды: баптистские (слева) и Иисус (справа), проповедующие на толпу.
Центральная сцена также включает в себя два коленях Ангелов, держа полотенце: это элементы, вдохновленные фламандской живописи, и можно увидеть в работах Гуго ван дер Гуса и в Портинари Триптих.
По бокам, на переднем плане, портреты современных персонажей, как правило, редких в Перуджино, но в этом случае, вызванного их присутствия в работах Гирландайо, который также работал в Сикстинской капелле.
Фреска увенчана фризом с подписью ОПВ PETRI PERVSINI · КАСТРО PLEBIS.
Источники
- Гарибальди, Виттория (2004). «Перуджино». Pittori дель Rinascimento. Флоренция: Скала.
Статья была переведена автоматически. Источник: Википедия
Источник: http://vv-travel.ru/tarticlle/baptism-christ-perugino
Ренессанс
Главная => Художники Ренессанса
Автопортрет, 1497-1500
Пьетро Перуджино (Perugino) (настоящая фамилия Ваннуччи, Vannucci) (между 1445 и 1452-1523), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы Раннего Возрождения. Созерцат. идиллич. настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.
Биография
Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях («Мадонна» Париж музей Жакмар-Андре: Берлин-Далем музей; Лондон Нац. гал.) заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо. В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками юный Перуджино работает над созданием «Распятия со св.
Иеронимом и св. Антонием» для ц. Санта-Мария в Арджано а также исполняет «Рождество Иоанна Крестителя» (Ливерпуль Художественная гал. Уокера) очевидно для пределлы алтаря «Мадонна ди Пьяцца» написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474).
Однако в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св.
Бернардина (1473 Перуджа Нац. гал. Умбрии) исполненных вероятно по рисункам Перуджино. Поиск классического ритма неизменная цель Перуджино — проявляется уже в фреске «Св. Себастьян с двумя святыми» (1478 ц. Санта-Мария в Черквето) но лучше всего — в фреске «Передача ключей апостолу Петру» (1481-1482 Ватикан Сикстинская капелла).
Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа создавая фризовую многоплановую композицию. Если геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством то у Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа.
Фрески Сикстинской капеллы «Нахождение Моисея» и «Крещение Христа» он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей Пинтуриккио проявляется также в Св. Иерониме (Вашингтон Нац. гал.).
Кроме того тщательно выписанный пейзаж в прекрасном «Галицинском триптихе» («Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной» там же) апеллирует к нидерландской живописи что можно объяснить вероятно доставкой во Флоренцию около 1483 знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари.
В «Полиптихе Альбани» («Рождество со святыми» 1491 Рим собрание Торлониа) усиливается ритмическая взаимосвязь между двумя четко различимыми симметричными и центрированными частями композиции персонажами и архитектурным декором.
Это прием часто используемый художником в последующие пять лет когда он живет и работает преимущественно во Флоренции появляется в таких его произведениях как «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св. Себастьяном» (1493 Флоренция Уффици) Явление Мадонны св. Бернару (Мюнхен Старая пинакотека) Пьета (Флоренция Уффици).
В большой фреске «Распятие» (1493-1496 Флоренция ц. Санта-Мария Малдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого ритмизированного пейзажа широкого исключающего всякий перспективный архитектурный декор.
Это приводит к незамысловатому расположению персонажей иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа («Мадонна со святыми» Болонья Нац. пинакотека; «Вознесение» центральная часть полиптиха из ц.
Сан-Пьетро в Перудже ныне Лион Музей изящных искусств пределла — Руан Музей изящных искусств; фрески в Колледже дель Камбио в Перудже закончены в 1500; Успение Марии из монастыря Валломброза 1500 ныне — Флоренция гал. Академии).
В последние годы XV в. в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они вместе работают над пределлой алтаря из ц. Санта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два «Пророка» из полиптиха ц. Сан-Пьетро ныне — Нант Музей изящных искусств; «Пьета» Уильямстаун.
Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио).
На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность но вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать о чем свидетельствуют такие картины как Поклонение волхвов (1504 Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки); «Триумф Целомудрия» для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 Париж Лувр); створки полиптиха из ц.
Сантиссима-Аннунциата во Флоренции начатого Филиппино Липпи (1504-1507 Снятие с креста Флоренция гал. Академии; «Успение Марии» Флоренция ц. Сантиссима-Аннунциата; «Святые» Альтенбург музей и частное собрание); медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507); фреска «Рождество» (Монтефалько ц. Сан-франческо); фрески в ц. Санта-Мария делле Лакриме в Треви (1521).
В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет. Однако в конце кватроченто оно играло важную роль способствуя распространению вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль) Тоскане (Фра Бартоломео) и Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.
Среди других значительных произведений художника следует отметить тондо «Мадонна с ангелами и святыми» (Париж Лувр) «Аполлон и Марсий» (там же) «Св. Себастьян» (там же и Санкт-Петербург Гос.
Эрмитаж) «Оплакивание Христа» (1495 Флоренция Палаццо Питти) «Мария Магдалина» (там же) триптих из Павийской Чертозы (Лондон Нац. гал.) «Мадонна с младенцем» (Москва Музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина) Воскресение (Ватикан пинакотека) «Обручение Марии» (Кан Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов — Франческо делле Опере (1494 Флоренция Уффици) дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (там же) и Портрет молодого человека (между 1495-1500 Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж). У Перуджино было много учеников и подражателей среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья.
Источник: https://renesans.ru/renaissance/artist_17.shtml
Читать онлайн "Музеи Ватикана" автора Кравченко И. — RuLit — Страница 9
Действие у Перуджино разворачивается на фоне итальянского пейзажа, а некоторые персонажи сцены выглядят современниками художника, поскольку одеты по тогдашней моде. Отсюда возникает ощущение, что представленное событие живописец ощущал как вневременное.
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Крещение Христа. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Вторая из написанных Перуджино в Сикстинской капелле композиций воссоздает эпизод, приведенный в Евангелии от Матфея. Иисус спросил учеников, за кого они Его почитают, Петр сказал, что за Христа, Сына Божьего, и услышал в ответ: «…и Я говорю тебе: ты — Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного…» (Матфей, 16:18–19).
Художник приближает сцену с Петром, вставшим перед Христом на колени и принимающим ключи в окружении апостолов, к переднему краю фрески. Величественность фигур подчеркнута огромной площадью за ними, ее резко уходящей вдаль перспективой и изображенным на заднем плане храмом, поднимающимся до небес и символизирующим Церковь Христову.
Вдали голубеют мягко стелющиеся горы, и эти распахивающиеся дали усиливают масштабность происходящего события. По сторонам от храма помещены триумфальные арки — символы торжества божественного закона.
Они изображены в разных ракурсах: одна — увиденной справа, другая — слева, и создается впечатление выгнутого на дальнем плане пространства, а вся композиция, в которой фигуры впереди расположены на манер фриза, напоминает живописную панораму.
Цвета одежд, в которые облачены участники главной сцены и персонажи вдали — голубые, желтые, сиреневые, травянисто-зеленые, красные, — и цвет церковного купола создают богатую колористическую гамму, которая сочетается с серыми тонами остальной архитектуры, написанной почти что в технике гризайли.
Композиция данной работы была повторена Перуджино в его картине «Обручение Марии» и в одноименной работе его ученика Рафаэля.
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Пьетро Перуджино (1445/1452-1523) Вручение ключей апостолу Петру. Фрагмент 1481–1482. Фреска. 348,5×570
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Роспись плафона 1508–1512. Фреска. Около 600 м2
Когда Микеланджело, скульптору, архитектору и художнику Высокого Возрождения, предстояло по заказу папы Юлия II расписать свод Сиктинской капеллы, перед ним стояла сложнейшаая задача.
До него никто из ренессансных мастеров не создавал работ такого масштаба — площадь поверхности, которую предстояло покрыть изображениями, составляла около 600 м2, к тому же это был потолок, да еще и очень высокий.
Первоначально Микеланджело хотел написать фигуры двенадцати апостолов, а оставшееся пространство заполнить орнаментом. Вскоре он отказался от этой идеи, и на свет родился новый сложный и интересный замысел, позволивший мастеру проявить не только свои способности художника, но и те, что он выказывал в скульптуре и архитектуре.
Огромный сводчатый плафон, прорезанный треугольными распалубками — вот вся настоящая архитектура, которая оказалась в распоряжении Микеланджело. А он в добавление к ней создал иллюзорную архитектуру, расчленив с ее помощью зеркало плафона на множество полей и заполнив их изображениями библейских сцен и отдельных персонажей.
Благодаря четкой живописной программе роспись, в которой насчитывается множество фигур и композиций, выглядит единым целым.
В центральной части по главной оси большие композиции чередуются с малыми, обрамленными фигурами так называемых «рабов» — сильных обнаженных юношей — и щитами с тематическими «рельефами».
В парусах свода Микеланджело нарисовал огромных пророков и сивилл, по сторонам от которых написал «скульптурные группы» путти-атлантов, поддерживающих нарисованные капители, а в распалубках изобразил предков Христа.
Художник соблюдал строгое чередование пространственных планов: если, например, «истории» в центре выглядят отнесенными дальше от зрителя и за ними уже видно «небо», то те же пророки и сивиллы — сидящими ближе к нему.
Источник: https://www.rulit.me/books/muzei-vatikana-read-434152-9.html