Фра беато анджелико: картины и биография

Фра Беато Анджелико: картины и биография Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Фра Беато Анджелико: картины и биография Сон Папы Иннокентия iii

Сон Папы Иннокентия iii

1455

1455

Фра Беато Анджелико: картины и биография Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча

15 век

15 век

Фра Беато Анджелико: картины и биография Ascension of Christ

Ascension of Christ

15 dtr

15 dtr

Фра Беато Анджелико: картины и биография Триптих Страшный суд.(Крылатый алтарь)

Триптих Страшный суд.(Крылатый алтарь)

1395

1395

Фра Беато Анджелико: картины и биография Алтарь Боско а Фрати ( Музей Сан Марко, Флоренция)

Алтарь Боско а Фрати ( Музей Сан Марко, Флоренция)

1450

1450

Фра Беато Анджелико: картины и биография Христос в терновом венце.

Христос в терновом венце.

1450

1450

Фра Беато Анджелико: картины и биография ← →
Коронация Девы Марии (Деталь)

← →
Коронация Девы Марии (Деталь)

1434 — 1435

1434 — 1435

Фра Беато Анджелико: картины и биография escolastica en la edad media
Результаты поиска

escolastica en la edad media
Результаты поиска

15 век

15 век

Фра Беато Анджелико: картины и биография Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Unknown

Unknown

← →
Коронация Девы Марии (Деталь)

← →
Коронация Девы Марии (Деталь)

1434 — 35

1434 — 35

Ангелы подают пищу монахам

Ангелы подают пищу монахам

14 век

14 век

Смерть св. Доминика — Лувр

Смерть св. Доминика — Лувр

15 век

15 век

Коронование Марии 1430-1435 Дерево,
темпера Флоренция галерея Уффици

Коронование Марии 1430-1435 Дерево,
темпера Флоренция галерея Уффици

1430-1435

1430-1435

Рождество и обручение Богоматери

Рождество и обручение Богоматери

15 век

15 век

«Распятие со святым Домиником»

«Распятие со святым Домиником»

1437 — 1446

1437 — 1446

Успение. Фрагмент алтаря в церкви Уффици

Успение. Фрагмент алтаря в церкви Уффици

1434-35

1434-35

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

San Marco Altarpiece

San Marco Altarpiece

1438 — 1440

1438 — 1440

san marco altarpiece

san marco altarpiece

1445

1445

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Благовещение

Благовещение

ок 1426

ок 1426

Благовещение.Кортонский алтарь

Благовещение.Кортонский алтарь

1430 — е

1430 — е

Благовещение. Дерево, темпера 194*194
Мадрид, музей Прадо

Благовещение. Дерево, темпера 194*194
Мадрид, музей Прадо

Около 1430

Около 1430

Пределла (1). Обручение Марии. Темпера, дерево. 23 х 183 см

Пределла (1). Обручение Марии. Темпера, дерево. 23 х 183 см

1430 — е

1430 — е

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент пределлы Кортонского алтаря. Елизавета была двоюродной сестрой Марии

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент пределлы Кортонского алтаря. Елизавета была двоюродной сестрой Марии

15 век

15 век

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

← →
Сретение Господне

← →
Сретение Господне

1433 — 1434

1433 — 1434

Успение. Фрагмент алтаря в церкви Уффици

Успение. Фрагмент алтаря в церкви Уффици

1434 — 1435

1434 — 1435

Благовещение

Благовещение

ок. 1426
Дерево, темпера. 194 × 194 см
Прадо, Мадрид

ок. 1426
Дерево, темпера. 194 × 194 см
Прадо, Мадрид

Принесение во храм. Алтарь «Благовещение». Музей Прадо

Принесение во храм. Алтарь «Благовещение». Музей Прадо

1430 — 32

1430 — 32

Funeral of the Virgin Mary from the predella of the Annunciation .

Funeral of the Virgin Mary from the predella of the Annunciation .

15 век

15 век

Благовещение

Благовещение

ca. 1450

ca. 1450

Благовещение (фрагмент)

Благовещение (фрагмент)

1450-1455

1450-1455

Дева Мария из Благовещения

Дева Мария из Благовещения

1450 — 1455

1450 — 1455

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

The Annunciation (depicted in an historied initial “R”, detail from a missel),

The Annunciation (depicted in an historied initial “R”, detail from a missel),

1423

1423

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

15 век

15 век

Линайуольская дарохранительница

Линайуольская дарохранительница

1433

1433

Поклонение волхвов. Центральная композиция пределлы триптиха Линайуоли.

Поклонение волхвов. Центральная композиция пределлы триптиха Линайуоли.

15 век

15 век

Смерть апостола Марка

Смерть апостола Марка

1433

1433

Муж скорбей со святыми.Левая часть.Слева изображена святая святая Екатерина Сиенская. Справа изображена святая Сецилия.

Муж скорбей со святыми.Левая часть.Слева изображена святая святая Екатерина Сиенская. Справа изображена святая Сецилия.

1420 — 1421

1420 — 1421

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

15 век

15 век

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

неизвестно

неизвестно

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

неизвестно

неизвестно

virgin and child with angels

virgin and child with angels

1424 — 1430

1424 — 1430

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

15 век

15 век

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

неизвестно

неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Мадонна смирения

Мадонна смирения

1440-е

1440-е

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

15 век

15 век

Мадонна с ребенком

Мадонна с ребенком

1465 — 1470

1465 — 1470

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

1443

1443

Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна с младенцем и ангелами

1425

1425

Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой

Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой

между 1424 и 1430

между 1424 и 1430

Our Lady of the Nativity Praesidium

Our Lady of the Nativity Praesidium

15 век

15 век

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем

15 век

15 век

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Муж Скорбей со святыми (левая часть).

Муж Скорбей со святыми (левая часть).

1420 — 29

1420 — 29

The Crucifixion with the Virgin and Saint John, with Saint John Baptist

The Crucifixion with the Virgin and Saint John, with Saint John Baptist

15 век

15 век

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

15 век

15 век

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

ок 1445

ок 1445

Entombment of christ

Entombment of christ

1450

1450

Photobucket
Распятие с Марией, Иоанном и святым Домиником. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Фреска.

Photobucket
Распятие с Марией, Иоанном и святым Домиником. Фра Беато Анжелико. Лувр, Париж. Фреска.

15 век

15 век

Распятие Христа

Распятие Христа

1420

1420

The Crucifixion

The Crucifixion

1440

1440

Coronation of the Virgin

Coronation of the Virgin

1434 -35

1434 -35

The Death and the Assumption of the Virgin

The Death and the Assumption of the Virgin

15 век

15 век

Мощевик скинии

Мощевик скинии

1430

1430

Святое семейство

Святое семейство

15 век

15 век

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Возможно, это портрет архитектора Микеллоцо. Фрагмент

Возможно, это портрет архитектора Микеллоцо. Фрагмент

неизвестно

неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Страшный суд. Фрагмент

Страшный суд. Фрагмент

1431

1431

Страшный суд. Фрагмент

Страшный суд. Фрагмент

1431

1431

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Страшный суд. Фрагмент

Страшный суд. Фрагмент

15 век

15 век

Страшный суд

Страшный суд

неизвестно

неизвестно

Коронование Богоматери

Коронование Богоматери

15 век

15 век

maria ai piedi della croce

maria ai piedi della croce

15 век

15 век

Мадонна с младенцем Флоренция галерея Уффици

Мадонна с младенцем Флоренция галерея Уффици

Неизвестно

Неизвестно

Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена

Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена

1426-29

1426-29

St. Dominic Meets St. Francis

St. Dominic Meets St. Francis

1427 — 1429

1427 — 1429

Положение во гроб

Положение во гроб

15 век

15 век

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/87.html

Фра Беато Анджелико (Анжелико, итал. Fra Beato Angelico,1400—1455)

Фра Беато Анджелико: картины и биография

Вазари назвал художника «Ангельским» итал. Angelico); благодаря ему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году. Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло (Vicchio nell Mugello, близ Флоренции). Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году.

Фра Беато Анджелико: картины и биографияФра Беато Анджелико: картины и биография

 Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? — 1433 году монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь. В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.

Фра Беато Анджелико: картины и биография

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447—1450 годах стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.

Фра Беато Анджелико: картины и биографияФра Беато Анджелико: картины и биографияФра Беато Анджелико: картины и биография

Умер в 1455 году, в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени. Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.

Фра Беато Анджелико: картины и биографияФра Беато Анджелико: картины и биографияФра Беато Анджелико: картины и биография

Материал взят : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E0_%C1%E5%E0%F2%EE_%C0%ED%E4%E6%E5%EB%E8%EA%EE Википедия.

Николай Гумелев «Фра Беато Анджелико»

В стране, где гиппогриф веселый льваКрылатого зовет играть в лазури,Где выпускает ночь из рукава

Хрустальных нимф и венценосных фурий;

В стране, где тихи гробы мертвецов,

Но где жива их воля, власть и сила,Средь многих знаменитых мастеров,Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,

Любимец бога скал, Буонаротти,Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,Челлини, давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,

В Буонаротти страшно совершенство,И хмель да Винчи душу замутит,Ту душу, что поверила в блаженство

На Фьезоле, средь тонких тополей,

Когда горят в траве зеленой маки,И в глубине готических церквей,Где мученики спят в прохладной раке.

На всем, что сделал мастер мой, печать

Любви земной и простоты смиренной.О да, не все умел он рисовать,Но то, что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —

Куда он едет, в церковь иль к невесте?Горит заря на городской стене,Идут стада по улицам предместий;

Мария держит Сына Своего,

Кудрявого, с румянцем благородным,Такие дети в ночь под РождествоНаверно снятся женщинам бесплодным;

И так нестрашен связанным святым

Палач, в рубашку синюю одетый,Им хорошо под нимбом золотым:И здесь есть свет, и там — иные светы.

А краски, краски — ярки и чисты,

Они родились с ним и с ним погасли.Преданье есть: он растворял цветыВ епископами освященном масле.

И есть еще преданье: серафим

Слетал к нему, смеющийся и ясный,И кисти брал и состязался с нимВ его искусстве дивном… но напрасно.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,Но все в себе вмещает человек,Который любит мир и верит в Бога.

Читайте также:  Еврейский музей в нью-йорке, сша

Источник: https://tanjand.livejournal.com/103217.html

Беато АнджеликоКартины и биография

Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455) Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле.

Впоследствии живописец был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь. Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло близ Флоренции. Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году. Учитель не известен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции.

Фра Беато Анджелико: картины и биография Мадонна Фьезоле, 1428–1430

Монастырь Сан Доменико, Фьезоле

Фра Беато Анджелико: картины и биография Благовещение, около 1437–1446

Музей Сан Марко, Флоренция

Фра Беато Анджелико: картины и биография История святого Николая, 1437

Пинакотека Ватикана, Рим

Как художник Фра Беато Анджелико сложился в 1420–х годов под воздействием живописи эпохи поздней готики, в дальнейшем отчасти использовал новаторские достижения Мазаччо.

Наивному, проникнутому глубоким религиозным чувством искусству Анджелико свойственны светлый лиризм и мягкая поэтичность, тонкая гармония чистых цветовых тонов (фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1437–1446, ныне Музей Сан-Марко, он же Музей Анджелико; “Коронование Марии”, около 1434–1435, Лувр, Париж).

Помимо Флоренции и других городов Тосканы, Анджелико работал в Риме (1445–1448, исполнил фрески капеллы папы Николая V в Ватикане, и 1452–1455) и Орвието (1447).

Фра Беато Анджелико: картины и биография

Цикл фресок в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции, сцена: Благовещение со святым Домиником. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей суждено родить Сына Божьего. Покой, порядок и простота составляют характерные особенности этого произведения.

Мария преклоняет колени и склоняет голову, смиренно принимая весть, принесенную Гавриилом. Фреска написана на стене кельи в монастыре Сан Марко, где Анджелико был монахом. Слева святой мученик Доминик молится, наблюдая эту сцену; он включен в композицию, чтобы побудить зрителя по его примеру созерцать Благовещение.

Весомые, упрощенные формы и чуткая трактовка света и цвета у Фра Анджелико свидетельствуют о новых достижениях флорентийского искусства.

Прославленный уже при жизни как религиозный художник, он заслужил прозвище Анджелико (Ангельский) за свои исполненные мечтательности и гармонии картины на самые различные христианские темы. Фра Беато Анджелико работал над росписями в храмах по всей Италии.

Фра Беато Анджелико: картины и биография

В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане. В 1447 году Анжелико со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието.

Другим его учеником был Антониаццо Романо – важная фигура итальянской живописи 15 века. Умер Фра Беато Анджелико в 1455 году, в Риме, расписывая капеллу в Ватикане. Похоронен в церкви Святой Марии над Минервой, где его могила существует до нынешнего времени.

Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.

Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, граничащая с наивностью, мягкий лиризм, свойственный многим мастерам кватроченто, широкое использование золота.

Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью. Он стремился не к воссозданию целостной картины мира, но к личному религиозному созерцанию, окрашенному в светлые тона.

Фрески Фра Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1438–1445) отличает строгость и простота композиции.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/frabeato.html

Фра Беато Анджелико

Италия — страна, богатая искусными художниками: одна лишь эпоха Возрождения может похвастаться Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем. Их предшественником был не менее талантливый Фра Беато Анджелико, перу которого принадлежат фрески и иконы, увековеченные на стенах итальянских храмов и в великих картинных галереях — Уффици, Прадо, Эрмитаж.

Детство и юность

В метрических книгах Тосканы XIV века указано, что при крещении Анджелико получил имя Гвидо де Пьетро. Достоверные данные о дате появления художника на свет не сохранились. Историки утверждают, что Анджелико родился в конце XIV века, в 1408-м он стал послушником.

Фра Беато Анджелико: картины и биографияПортрет Фра Беато Анджелико / Web Gallery of Art

Первое упоминание об Анджелико как о монахе датируется 1423 годом. Тогда же художник, следуя правилам Доминиканского ордена, принял новое имя.

Религия — главная тема творчества Анджелико: в картинах художник воплощает эпизоды из Библии, а наиболее часто изображаемой является Мадонна: «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» (1420), «Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским» (1430), «Мадонна Фьезоле» (1430) и пр.

Творчество

Строгие порядки монастырей не мешали художнику творить. Напротив, он использовал стены своих келий и алтарные своды в качестве холста. По словам Вазари, первые картины Анджелико нанес на алтарь Чартерхауса — монастыря картезианцев во Флоренции, который не сохранился до наших дней.

Фра Беато Анджелико: картины и биографияКартина Фра Беато Анджелико «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» / Web Gallery of Art

В 1408–1418 годах Фра Анджелико состоял при доминиканском мужском монастыре Кортон (сейчас это церковь Святого Доминика в Тоскане) и писал фрески, значительная часть которых не дошла до наших дней. Пределла фьезольского алтаря хранится в Национальной галерее Лондона и является примером гениального таланта Анджелико. На фреске изображен Иисус в окружении 250 фигур.

В 1436 году Анджелико оказался в числе немногих монархов, которые переехали в новый доминиканский монастырь — Сан-Марко во Флоренции. Этот важный шаг растворил перед художником двери в эпоху Раннего Возрождения и привел к покровительству одного из самых богатых и влиятельных представителей городской власти — Козимо Медичи.

Самые известные художники в мире

Вазари утверждает, что именно по настоянию Медичи монах занялся украшением храма. В те годы родились произведения, которые являются знаковыми для творчества Анджелико — «Благовещение», «Коронование Марии», «Распятие».

В 1439 году Фра Анджелико приступил к созданию одного из самых известных своих произведений — алтаря Сан-Марко. Работа велась до 1443 года. На алтаре изображен портрет Богородицы с младенцем. Она восседает на троне в окружении святых и ангелов. От многих других эту фреску отличает нетипичная для того времени симметрия.

Искусствоведы, однако, критикуют Анджелико за неверное использование масштаба. Богоматерь и младенец сидят на троне, отдаленно от зрителя, соответственно, их фигуры должны быть меньше остальных персонажей алтаря, а они равны. Искажение пропорций трактуется современниками как отсутствие благоговения перед святыми личностями.

Фра Беато Анджелико: картины и биографияКартина Фра Беато Анджелико «Благовещение» / Web Gallery of Art

Слухи о таланте Анджелико распространились по Италии, и в 1445 году правящий папа Евгений IV вызвал художника в Ватикан для росписи часовни при соборе Святого Петра (позже снесена другим папой римским, Павлом III). Блаженство, с которым Анджелико относился к работе и портретам Иисуса и Мадонны, убедило духовенство предложить художнику возглавить архиепархию Флоренции. Тот отказался.

Одной из последних известных фресок Анджелико считается «Оплакивание Христа».

Смерть

Фра Беато Анджелико умер в 1455 году в доминиканском монастыре в Риме. Причина смерти естественна. В последние дни он работал над капеллой Никколина — личной капеллой папы Николая V. Тело монаха захоронено в базилике Святой Марии над Минервой.

6 звезд, сменивших религию ради брака

Память об итальянском художнике не растворилась во времени. В 1912 году русский поэт Николай Гумилёв написал стихотворение «Фра Беато Анджелико». В произведении содержатся следующие строки:

«О да, не всё умел он рисовать, но то, что рисовал он, — совершенно».

В 1983 году Фра Анджелико причислили к лику блаженных, а год спустя объявили покровителем католических художников.

Картины

  • 1420 – «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами»
  • 1428-1430 – «Мадонна Фьезоле»
  • 1430 – «Мадонна с Младенцем, святым Домеником и Фомой Аквинским»
  • 1430-1432 – «Благовещение»
  • 1432-1435 – «Страшный суд»
  • 1434-1435 – «Коронование Марии»
  • 1435 – «Распятие»
  • 1435 – «Череп Адама на горе Голгофа»
  • 1437-1440 – «Снятие с креста»
  • 1440-1441 – «Преображение»

Источник: https://24smi.org/celebrity/104203-fra-beato-andzheliko.html

Тосканский пейзаж в начале кватрочентоII — Анжелико Беато

Том 1История живописи

Партнёрские ссылки:

Что же касается до поэзии замысла, до вложенного в картины чувства, то, действительно, во всей истории искусства не найдется художника, который мог бы сравниться с этим святым живописцем.

Чистая, глубоко религиозная поэзия сказывается и в пейзаже Анджелико; прелестные пейзажные схемы встречаем мы у дон Лоренцо Монако, но у Беато они получают иное развитее, превращаются в идеальные и очень разнообразные «типы», в целый мир божественного спокойствия и нежного умиления.

В них, как и в пейзажах Жегана Фуке (бывшего, к тому же, во многом как бы последователем фра Беато), средневековое чувство природы достигает изумительного выражения. И это вполне понятно; для этих художников, как бы принявших мир из рук св.

Франциска4, природа уже не дьявольское прельщение, а творение Божье, исполненное славословления Создателя, мир светлый и детски чистый, «братский» мир, каким он понят св. Франциском.

Окружавшая художника жизнь была тогда не менее жестока, нежели в другие времена, и в сознании многих выдающихся умов начинало уже зреть отчаяние в «благополучии всего» на свете, и в частности — в исчерпывающе-спасительном значении церкви. Но им фра Беато противопоставляет не «глупую» ребяческую веру, но глубокое мистическое познание сути вещей. Ребячество фра Беато только кажущееся; под ним кроется нечто уходящее за пределы человеческого рассудка. Все искусство фра Беато пропитано подлинными, идущим свыше, вдохновением. Картины его — не детские сказки, а настоящие откровения.

Фра Беато Анджелико: картины и биография

Фра Беато Анджелико. Чудо свтого Николая с житом. Ватиканская Пинакотека.

Внутренней строгостью, глубиной познания самого важного объясняется также сдержанный характер творчества фра Беато, с особой ясностью сказывающийся в пейзажах его картин.

В то время, когда несколько суетные, жизнерадостные художники севера — «придворные» живописцы братья ван Эйк, а также любимцы бюргеров Флемаль и Роже, испещряли свои композиции всевозможными подробностями, часто к делу совсем не относящимися, фра Беато ограничивался всегда только необходимым — тем, что нужно для ясного и простого выражения данного настроения.

Он предпочитает всему гладкие стены, которые он ставит одна к другой под разными углами и освещает определенным ровным светом, дающим мягкие, но отчетливые тени. При этом он уже в совершенстве владеет пластикой светотени.

Чувство пространства достигает у Беато чрезвычайной выразительности.

Это особенно сказывается в тех случаях, когда он представляет свои сцены происходящими среди колоннад или колонных павильонов (все варианты «Благовещения» в Кортоне, Мадриде, Сан Марко, сцены в предэлле луврского «Коронования», в сцене «Встречи» в предэлле мадридского образа).

Читайте также:  Музей мореплавания в финляндии - описание

С каким-то исключительным тактом дает он всему почти «осязательную» рельефность (во фресковом образе коридора Сан Марко он даже доходит до полного trompe l'оеil) и в то же время умеет сглаживать эту выпуклость благородной скромностью общего эффекта и мягкостью красок.

Фра Беато — большой любитель растительного царства. Никто, как он, не умел передать прелесть райских садов, лужаек, испещренных нежными цветками, красоту вырисовывающихся на светлом горизонте деревьев. Правда, и он еще пользуется готовыми схемами. Листва у него лишена жизни, очертания слишком резки, иногда прямо схематичны.

Но ведь теми же схемами художники продолжали пользоваться до самого конца XV века (до Перуджино), и, во всяком случае, фра Беато пользовался ими с большим пониманием природы и большим вкусом, чем его сверстники и последователи.

Что может быть очаровательнее темного сада за стеной в глубине сцены «Бракосочетания Марии» в мадридской предэлле, или цветочного ковра, устилающего улицу между розовыми домами, посреди которой св.

Николай держит проповедь (Ватикан), или еще сада во фреске «Noli me tangere» в Сан Марко, рощи кипарисов и плодовых деревьев, через которую открывается дальний вид на поля (пострадавший ретабль в музее Флорентийской академии из церкви Сан Марко), или, наконец, маленького дворика с аллеей, видимой через открытую дверь в картинке «Благовещение» (Флорентийская академия)?

Горы и скалы фра Анджелико часто имеют еще вид вырезанных из какой-то розовой массы (сцена у моря в Ватиканской Пинакотеке); однако и в этой области он не только не отстает от своих современников, но скорее идет впереди них. Как-никак, но при помощи этих скал он достигает иллюзии грандиозности и простора.

Опять-таки, что может быть более выразительно, нежели только что упомянутый странный пейзаж в Ватиканской Пинакотеке, далекая горная пустыня с рассеянными по ней городами и селами, стелющаяся в глубине сцены «Раздевания Христа на Голгофе» (Флорентийская академия), приморские горы в картине мученичества святых Козьмы и Дамиана в Мюнхене, или суровый, совсем уже a la Мантенья, пейзаж во фреске «Поклонение волхвов» в монастыре Сан Марко? Как хороша еще та изумительная мрачная декорация, состоящая из низкой, точно придавленной горы с черным граненым отверстием Гроба Господня, с рощей низких деревьев под печально вечереющим небом, которая дает такую грандиозно патетическую ноту картине Пинакотеки «Тело Христово»!

Примечания

4 Воздействию учения св. Франциска на искусство фра Беато Анджелико нисколько не противоречит то обстоятельство, что монах-художник принадлежал к доминиканскому ордену.

За два века своего существования «Вера Франциска» успела проникнуть всюду, и, напротив того, скорее сами францисканцы обнаруживали себя менее достойными последователями серафического святого. Сам Беато Анджелико находился под влиянием ученика Джованни Доменичи (реформатора ордена св.

Доминика) — блаженного Лоренцо Рипафретта и своего сотоварища по годам послушничества — Антонина, впоследствии канонизированного в святые.

Источник: http://www.benua-history.ru/beato-style.html

АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО

АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО (Fra Beato Angelico) (ок. 1400–1455) – знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения. См. также ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.

В начале 15 в. в живописи Италии были еще сильны средневековые традиции, в то же время уже начинают формироваться новые принципы Ренессанса. Во Флоренции тогда одновременно существовали мастерские как позднеготических художников, так и тех, кто переходил на ренессансные позиции. К новатором относился Фра Беато Анджелико.

Его настоящее имя – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии он был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь.

Художник родился в местечке Муджело близ маленького городка Виккио в Тоскане. Он поступил в монастырь между 1418 и 1421. Предполагают, что учителем его мог быть монастырский мастер миниатюр, в качестве учителя называют также живописца Лоренцо Монако.

Ранние работы художника близки к позднеготической миниатюре и отличаются не очень разработанным пространственным построением, тщательностью отделки деталей, удлиненностью и изогнутостью фигур, обилием золота, локальностью цвета.

Его произведения проникнуты религиозным чувством, его образы поэтичны, далеки от сурового средневекового аскетизма. Известно, что перед тем, как начать новую работу, он молился.

Во второй половине 1445 папа Евгений IV (1431–1447) пригласил Фра Беато в Рим, в котором художник оставался в 1446–1447 и возвратился во Флоренцию в конце 1449 – начале 1450. В 1450–1452 он был настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. В 1453 или 1454 он снова приезжает в Рим.

К ранним работам Фра Беато относится алтарь в церкви Сан Доменико Мадонна с младенцем на троне и святые Фома Аквинский, Варнава, Доминик и Петр Мученик (ок.

1424–1425, Фьезоле, церковь Сан Доменико), триптих Сан Пьетро Мартире (1428–1429, Флоренция, Музей Сан Марко) алтаря церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции, в центре которого показана Мадонна с Младенцем на троне, со святыми с двух сторон от нее.

Центральная часть ныне разрозненного полиптиха Мадонна с младенцем (ок. 1430, Флоренция, Музей Сан Марко) говорит об изменениях в творчестве мастера. Они были связаны с трактовкой пространства, со светотеневой моделировкой фигур, их видно в смягчении линии складок плаща Мадонны, в деталировке изображения трона.

В верхней части композиции картины Страшный суд (ок. 1430–1433, Флоренция, Музей Сан Марко) изображен Христос-судия в окружении ангелов, с двух сторон от него восседают Мадонна и Иоанн Креститель. Внизу, по бокам показаны Рай и Ад, в центре открытые могилы.

Фра Беато пытался воспользоваться линейной перспективой, но ему не удалось выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме.

Но уже ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.

Шедевром Фра Беато Анджелико является Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне. Сцена происходит в галерее с аркадой, образованной изящными колоннами. Мария, благоговейно скрестив руки на груди, слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила.

Над головой Марии летит золотой голубь – воплощение Духа Святого. Слева – сад с изящно прописанными цветами, пальмой и другими растениями. В глубине сада видна сцена изгнания из Рая.

Алтарь весь пропитан нежными красками и изящными линиями, подчеркнуто плавными движениями героев, тончайшей детализацией в написании одеяний, фрагментов интерьера и архитектуры, сиянием золота в нимбах.

В 1432 Фра Беато получил заказ на исполнение триптиха Линайуоли (1433–1435, Флоренция, Музей Сан Марко) от цеха льнопрядильщиков для их резиденции.

На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах.

На внутренней стороне закрывающихся створок (когда триптих открыт) даны фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, на внешней – Св. Петр и Св. Марк.

В 1440-е в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции проводились работы по реконструкции и по строительству.

К ним был привлечен и Фра Беато Анджелико, который написал фрески главного алтаря, а также в библиотеке, в зале капитула, в кельях монахов, в трапезной.

Фрески на тему Страстей созданы с применением линейной перспективы, все детали дают ощущение гармонии, достигаемое геометрической четкостью и соблюдением пропорций.

В 1438 семья Медичи заказала Фра Беато Анджелико новый алтарь для монастыря Сан Марко во Флоренции: Алтарь Сан Марко (1438–1440, Флоренция, Музей Сан Марко).

В центре композиции – на фоне золотого занавеса в окружении ангелов сидит Мадонна с Младенцем на троне, перед которым расстелен узорчатый ковер. С двух сторон от трона группами стоят святые, среди них – Косьма и Дамиан, которые считались покровителями семьи Медичи.

За ангелами идет стена, за которой виден прекрасный пейзаж из кедров, кипарисов, пальм. Пространственное построение здесь шире, чем в любом из ранних алтарей мастера. Впервые используются новые принципы конструирования пространства.

Высокая точка схода совпадает с центральной группой, стремительно сокращаясь, передний план уходит в глубину. Мастер передает иллюзию целостного пространства, светотеневая моделировка смягчает контуры фигур и объединяет их.

В 1445 Фра Беато Анджелико был приглашен папой Евгением IV в Рим для росписей Ватикана. В 1447 папский престол занял Николай V (1447–1455), при котором Фра Беато создал росписи капеллы Николая V, рабочего кабинета папы(1447–1455). Росписи (см.

также Ватикан) посвящены жизни св. Стефана и св. Лаврентия.

Живописный язык ватиканских фресок отличается от предыдущих работ мастера: разнообразие эпизодов, сложное построение сцен, обилие подробностей и вместе с тем переход к более обобщенной манере

В картине Коронование Марии (1434–1435, Париж, Лувр) для монастыря Сан Доменико пространственное расположение фигур переднего плана, изображенных с учетом естественной линии горизонта, сочетается с плоскостностью групп ангелов, стоящими по сторонам трона. Фра Беато избрал низкую точку зрения, чистые светлые краски, блеск золота, обилие тончайших деталей. При этом работа производит впечатление не реальной картины, а мистического видения.

  • Последние годы жизни Фра Беато Анджелико провел в Риме, где и умер в 1455.
  • Нина Байор
  • Фра Беато Анджелико: картины и биография

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ANDZHELIKO_FRA_BEATO.html

Фра Беато Анжелико. Часть 1

?

Categories: Хотела написать, что Фра Анжелико один из моих любимейших мастеров Возрождения, но поняла, что это не точное определение. Фра Анжелико — не только любимый, он особый, не просто гениальный, а просветленно -гениальный, если такой высокий слог прилично употребить.Фра Беато Андже́лико / Анжелико / Fra Beato Angelico (1400—1455), что значит «брат Блаженный Ангельский» — художник кватроченто, причисленный к лику блаженных. Его настоящее имя Гвидо ди Пьетро / Guido di Pietro, имя в постриге Джованни да Фьезоле, монах-доминиканец.Алтарь «Благовещение», 1430-еНиколай Гумилёв

Фра Беато Анджелико

В стране, где гиппогриф веселый льваКрылатого зовет играть в лазури,Где выпускает ночь из рукаваХрустальных нимф и венценосных фурий;В стране, где тихи гробы мертвецов,Но где жива их воля, власть и сила,Средь многих знаменитых мастеров,Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,Любимец бога скал, Буонаротти,Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,Челлини, давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,В Буонаротти страшно совершенство,И хмель да Винчи душу замутит,Ту душу, что поверила в блаженствоНа Фьезоле, средь тонких тополей,Когда горят в траве зеленой маки,И в глубине готических церквей,Где мученики спят в прохладной раке.

На всем, что сделал мастер мой, печатьЛюбви земной и простоты смиренной.О да, не все умел он рисовать,Но то, что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —Куда он едет, в церковь иль к невесте?Горит заря на городской стене,Идут стада по улицам предместий;Мария держит Сына Своего,Кудрявого, с румянцем благородным,Такие дети в ночь под РождествоНаверно снятся женщинам бесплодным;И так нестрашен связанным святымПалач, в рубашку синюю одетый,Им хорошо под нимбом золотым:И здесь есть свет, и там — иные светы.А краски, краски — ярки и чисты,Они родились с ним и с ним погасли.Преданье есть: он растворял цветыВ епископами освященном масле.И есть еще преданье: серафимСлетал к нему, смеющийся и ясный,И кисти брал и состязался с нимВ его искусстве дивном… но напрасно.Есть Бог, есть мир, они живут вовек,А жизнь людей мгновенна и убога,Но все в себе вмещает человек,Который любит мир и верит в Бога.

Читайте также:  Весна, с. а. виноградов, 1911

1912 год

Линайуольская Дарохранительница, 1433

  • Ответом на стихотворение Гумилева стало вот это поэтическое произведение:
  • Сергей Городецкий
  • Фра Беато Анджелико
  • 6 июля 1912 года

История свв. Косьмы и Дамиана (1438-40)Страшный Суд, 1450Жаль что от Андрея Рублева не дошло столько творений ))). Монах Андрей Рублев лет на 20-30 старше монаха Джованни да Фьезоле, а Дионисий лет на 40 младше итальянского живописца. Все-таки 15 век — удивительное время.Ты хочешь знать, кого я ненавижу?Конечно, Фра Беато Анджелико.Я в нем не гения блаженства вижу,А мертвеца гробницы невеликой.Нет, он не в рост Адаму-акмеисту!Он только карлик кукольных комедий,Составленных из вечной и пречистойМистерии, из жертвенных трагедий.Ужель он рассказал тебе хоть малоИз пламенной легенды христианской,Когда в свой сурик и в свое сусалоВсе красил с простотою негритянской?Ты только посмотри на ту фигуру,Что в Deposizione della CroceРазводит ручками! Ужель натуруТы видывал тупее и короче?О, неужель художество такое,Виденья плотоядного монаха,Ответ на все, к чему рвались с тоскоюМы, акмеисты, вставшие из праха?Нет, ты не прав, взалкавший откровенья!Не от Беато ждать явления Адама.Мне жалко строгих строф стихотворенья,В которых славил ты его упрямо.

Материалы о живописце и его работы можно посмотреть, например, здесь (eng) The California State University IMAGE Project или здесь (рус) http://c-rover.narod.ru/, в том числе главу из Вазари «Жизнеописание фра Джованни да Фьезоле ордена братьев-проповедников живописца».

Я изображения взяла у a_pollaiolo в Гений и Святость, который брал их на http://c-rover.narod.ru/ang/angelico0000.htm, где представлены все работы мастера.

Как хорошо, что в интернете всегда есть кто-то кто уже сделал ту работу, которую ты хочешь сделать ))). Давно собилась опубликовать пост про Фра Анжелико, но закачивать картинки большая работа. Спасибо, a_pollaiolo и c-rover.narod.ru.

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/4525.html

Фра Анджелико биография

Фра Анджелико (1400–1455) – флорентийский художник, родился в Виккио, Тоскана.

В своей биографии Анджелико Фра также известен под именем Гвидо (получено при крещении) или Гвидолино, ди Пьетро, Джованни да Фьезоле. После смерти он был назван Блаженным Братом Анджелико, не смотря на то, что он был причислен к лику блаженных лишь в 1982 году Папой Иоанном Павлом Вторым.

Стиль Анджелико отличается чистотой линий, цветов, а также духовной мощью. Он дал обет в 1425 году в Доминиканском монастыре. Первая картина датируется Анджелико 1433 годом («Madonna of the Linen Guild», музей Святого Марка, Флоренция). Полагается, что его художественная деятельность была начата десятью годами ранее.

Также наиболее вероятно, что Фра первым нарисовал миниатюры, небольшие картины, такие как «St. Jerome Penitent».

К другим предполагаемым работам того периода (1423–33) относятся: «Virgin and Child Enthroned with Twelve Angels (Франкфурт), «Virgin and Child with Angels» (Национальная галерея, Лондон), «Madonna of the Star», «Naming of the Baptist» (монастырь Св.

Марка). На работы Анджелино, вероятно, оказало влияние творчество Фабриано, а затем он принял взгляды пространственной концепции Мазаччо.

Ученые определяют к 1430-м годам такие работы: «Annunciation» (Кортона), «Coronation of the Virgin» (Лувр), «Deposition», «Last Judgment» (монастырь Св. Марка). В 1436 году, находясь под протекцией Козимо Медичи, некоторые монахи Фьезоле переехали в монастырь Святого Марка во Флоренции. Анджелико Фра контролировал фресковое убранство здания.

К некоторым из работ, которые приписывают руке великого художника, относят: «Crucifixion with St. Dominic», «Crucifixion», «Noli mi Tangere», «Annunciation», «Transfiguration», «Mocking of Christ», «Presentation in the Temple», «Virgin and Child with Saints».

В 1445 году Анджелико был вызван в Рим папой Евгением Третьим для оформления капеллы в Ватикане. В 1447 году в биографии Фра Анджелино был посещен город Орвието.

Там, вместе со своим учеником Беноццо Гонццоли, он написал «Christ as Judge», «Prophets» для капеллы Нуова. Вернувшись в Рим, Фра в течение нескольких лет написал величайшие, наиболее комплексные сцены – эпизоды из жизни нескольких святых.

Тем не менее, выполнение данных работ, вероятнее всего, в большей степени совершалось его учениками.

Анджелико всегда приходилось приспосабливаться к художественным инновациям своего времени. Например, к таким, как скульптурная ясность форм, пространственная глубина. Фра интерпретировал их в терминах духовности.

Анджелико обеспечил эти новые формы своим собственным несравнимым чувством цвета и единства. В США представлены некоторые его работы: «Crucifixion» (Кембридж), «Assumption and Dormition of the Virgin» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), «Temptation of St.

Anthony Abbot» (Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас), «Crucifixion», «Nativity» (музей “Метрополитен”).

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/a/andzheliko-fra-angelico-fra

Произведения Фра Анджелико

Фра Анджелико (около 1395, Викочоди Муджелло под Флоренцией — 1455, Рим), настоящее имя Гвидо ди Пьеро, называемый также Беато Анджелико, — крупный мастер этапа перехода от поздней готики к раннему Возрождению. Уже будучи художником, в двадцатилетием возрасте стал монахом доминиканского монастыря во Фьезоле.

В 1436 вместе с братством переехал в монастырь Сан Марко во Флоренции, переданный ордену Козимой Медичи (1389–1464). В 1447/48, а затем с 1452 выполнял заказы Ватикана. Наряду с этим работал в Орвьето. В своих фресках и иконах художник разрабатывал новые приемы, свойственные эпохе Возрождения.

Его стиль интересен ритмическим единством форм, выразительной пластикой фигур.

Известные работы

Благовещение, около 1450. Фреска, 230*297 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Простота композиции фрески символизирует целомудренную жизнь Христа.

Сидящая на табурете Дева Мария смиренно внимает благой вести, принесенной ангелом. Сад, окруженный забором, говорит о чистоте и непорочности Девы, которой суждено стать матерью Иисуса.

Грациозные фигуры, отсутствие световых контрастов и скромность убранства помещения создают поэтическое и возвышенное настроение.

Мадонна с младенцем и святыми, 1424–1430. Дерево, темпера, 212*237 см. Сан Доменико, Фьезоле.
Это произведение знаменует переход от полиптиха к новому типу композиции в теме Мадонны со святыми — Святому собеседованию.

На смену полиптихам, разделенным тяжелыми резными рамами, пришла алтарная картина, композиция которой подчинена единому внутреннему ритму. В центре мы видим трон, на котором сидит Мадонна, в арках стоят святые Фома, Варнава, Доминик и Петр Мученик.

Золотой фон заменен пейзажем на дальнем плане.

Страшный суд, около 1433. Дерево, темпера, 105*210 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Картина предназначалась для украшения кафедры священника. В ней прослеживается влияние Мазаччо.

Художник стремился к четкости композиции и передаче пространственности: уходящее вдаль кладбище делит произведение на две части. Слева изображены праведники в раю, справа — грешники, гонимые в ад, в центре — Христос в образе Судьи.

Вокруг Него мы видим ангелов, Деву Марию, Иоанна Крестителя и пророков.

Положение во гроб, около 1440. Дерево, темпера, 38*46 см. Старая пинакотека, Мюнхен.

Первоначально икона находилась в соборе Сан Марко под изображением сцены Распятия, и символизирует Евхаристию, так как ранние христиане отождествляли Гроб Господень с сосудом, в котором готовится Святое причастие. То же значение имеет тело Христа.

Строгость композиции не лишает икону искреннего живого чувства, что обусловлено легкой асимметричностью и благоговейными жестами Девы Марии и апостола Иоанна.

Мадонна с младенцем, ангелами и святыми, около 1440. Дерево, масло, 220*227 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. Икона написана для верхнего алтаря собора Сан Марко и посвящена как заказчику произведения — Козьмо Медичи (1389–1464), так и монахам-доминиканцам, которым принадлежал собор.

На ней также изображены все небесные покровители семейства Медичи. Открытое Евангелие от Марка свидетельствует об обете бедности, приносимом членами ордена.

Необычен прямоугольный формат полотна, благодаря которому стал возможен отказ от алтарной композиции, состоящей из многих частей, а также центральная перспектива.

Коронование Марии, около 1433. Дерево, темпера, 209*206 см Лувр, Париж. В итальянском искусстве XIV–XVI века этот сюжет был довольно распространен и чаще всего украшал центральные иконы алтарей. Дева Мария стоит на коленях перед Христом.

Помимо идеи прославления Богоматери, здесь присутствует мотив ее заступничества пред Всевышним за род человеческий.

Это одно из первых произведений, в котором фигуры на переднем плане обращены к зрителю спиной, словно вовлекая его в происходящее.

Преображение, около 1441. Фреска, 181*152 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. В наше время фреска находится в одной из келий монастыря и свидетельствует как о высокой духовности Фра Анджелико, так и о самобытности его стиля.

Глазам пораженных апостолов в сияющем ореоле предстает Спаситель с пророками Моисеем и Илией. На фреске изображены только их лица. Выразительные жесты апостолов оживляют строгую композицию.

Библейская тема расширена присутствием двух святых.

Снятие с креста, около 1430–1440. Дерево, темпера, 185*176 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.

Работа над иконой, заказанной семейством Строцци для церкви Санта Тринита во Флоренции, была начата Лоренцо Монако, который успел расписать поля фронтонов, и завершена Фра Анджелико.

Оформление дальнего плана свидетельствует о том, что он был одним из выдающихся пейзажистов XV века. Благодаря реалистичному изображению пространства и упрощенным архитектурным формам, икона может по праву считаться одним из ключевых произведений раннего Возрождения.

Табернакль, 1433. Дерево, темпера, 233*133 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.Живописная часть табернакля (дароносицы) была выполнена Фра Анджелико для гильдии торговцев льном, мраморный корпус был сделан Лоренцо Гиберти (около 1380–1433).

Золотой фон позади Девы Марии и младенца Христа олицетворяет свет истины, идущий от Бога. Ниспадающий занавес является новаторским элементом и, по-видимому, символизирует Святое Писание — самое сокровенное в христианстве.

На боковых иконах изображены святые Марк и Иоанн Креститель.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/proizvedeniya-fra-andzheliko.html

Ссылка на основную публикацию