«философы», михаил васильевич нестеров — описание картины

Михаил Васильевич Нестеров — знаменитый русский художник, живописец. Родился в 1862 году в Уфе. в 1941 году стал лауреатом Сталинской премии первой степени, а в 1942 Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

С самого детства Михаил Нестеров проявлял интерес к природе и искусству. Родные, друзья и знакомые удивлялись его способностям и художественному таланту. Детство и юность он прожил в Уфе, а затем отправился в Москву.

Здесь он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие известные художники, как В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников.

После этого обучался мастерству высокого искусства в Академии художеств, где его преподавателем стал П.П.Чистяков.

За свою жизнь успел жить и творить как в Уфе, Москве, так и в Подмосковье, Киеве, Франции, Италии, Западной Европе и т.д.

Везде он пытался найти что-то своё, что могло бы послужить развитием его таланта и вдохновением для очередного произведения.

В разных городах и странах он учился чему-то новому, что брал как из окружающей среды, так и у местных художников. Кроме того, Михаил Васильевич Нестеров являлся активным членом «Товарищества Передвижников».

Сейчас картины гениального русского художника находятся в самых знаменитых музеях, в том числе в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Умер великий живописец в Москве 18 октября 1942 года.

Хотите носить только лучшую и самую оригинальную одежду? Лучшим выбором для вас станет http://2futbolki.ru/c/mayki_pricol/skulls 2Funbolki. Огромный выбор уникальной одежды на любой вкус.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Автопортрет

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Великий постриг

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Весна. Абрамцево

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Видение отроку Варфоломею

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Всадники

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Две гармонии

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Девушка у пруда (Н.М.Нестерова)

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Девушки на берегу

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

За Волгой

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

За приворотным зельем

Зимой в скиту

Лисица

Молчание

Монахини

На горах

На Руси

Наташа на садовой скамейке

Под благовест

Портрет Виктора Васнецова

Портрет Е.П.Нестеровой

Портрет Л.Н.Толстого

Амазонка. Портрет Ольги Михайловны Нестеровой

Портрет скульптора Веры Мухиной

Пустынник

Родина Аксакова

Сестры

Соловки

Философы (С.Булгаков и П.Флоренский)

Цесаревич Дмитрий убиенный

Если вы хотите подать важную информацию, заявить о себе, о своей компании, то лучшим выбором для вас станет изготовление информационных стендов от ProfiProSPb. Наружная реклама от профессионалов своего дела с большим опытом работы.

???? Блинцов | 2013-07-2, 12:24 | ???? 1 739

Источник: https://art-assorty.ru/3598-mihail-nesterov.html

Михаил Нестеров: картины мастера религиозной живописи

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Видение отроку Варфоломею

Михаил Васильевич Нестеров — (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе.

  Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы  в храме Св.

Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Биография Михаила Нестерова

Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо извест­на по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмиде­сятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию.

Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зод­чества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Пряниш­никова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в ка­честве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чи­стякова в Академии художеств (1881 —1884).

Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается рели­гиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, со­гласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилис­тически эти произведения располагаются в русле стиля мо­дерн.

Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в па­норамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Виде­ние отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие.

Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические икон­ные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонеж­ский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897).

Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «жи­тийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 го­ду Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову испол­нить запрестольный образ собора «Рождество Христово».

Пос­ле этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и ру­ководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но.

несмотря на увлеченность худож­ника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

В существовавшем в начале века размежевании художни­ков по различного вида творческим корпорациям место Нес­терова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения).

С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тон­кий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник.

Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утра­ченной полноте бытия. Тихая женственность модели в соче­тании с внутренней силой рождает ассоциации с передвиж­ническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко.

Перед нами обобщенный образ русской девушки — пря­мой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный от­тенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отны­не единственной точкой приложения он выбирает портрет.

В самом выборе портретных моделей виден интерес худож­ника к творческой личности, «пойманной» в порыве сози­дательного вдохновения.

Излюбленная мастером динами­ческая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой ста­туэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лек­цию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской.

Герои Нестерова — активные натуры, утверждаю­щие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, дина­мичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов.

Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу моде­ли; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живо­писную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд.

Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концеп­ция творчества, художнического бытия, обладающая убеж­дающей силой.

Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атри­бутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

Молчание

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Преподобный Сергий Радонежский

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Святая Русь

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Всадники

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Соловки

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Под Благовест

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Моление о Чаше

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

  • Старец – раб Божий
  • Девушки на берегу
  • За приворотным зельем
  • Портрет Виктора Васнецова
  • На Руси
  • Скит
  • Весна. Абрамцево
  • Родина Аксакова
  • Два лада
  • Троица ветхозаветная
  • Читайте интересную историю о Михаиле Нестерове

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/155-mikhail-nesterov.html

Михаил Нестеров. Судьба, трагедия и аресты "Амазонки", а также других людей с картин великого художника

Лучшие полотна Михаила Нестерова: «Видение отроку Варфоломею», «На Руси», «Душа народа», «Труды Сергия Радонежского» — исполнены мистико-философского смысла. Это было художественным воплощением души русского человека с ее верой, с ее поисками, с возвышенностью и святостью.

После 1917 года художник пришел к трагическому и страшному для себя выводу — его России, «великой, дорогой нам, родной и понятной» больше нет. «Она подменена в несколько месяцев.

Читайте также:  Автопортрет с желтыми лилиями, н. с. гончарова, 1907

От ее умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастически-нелепое, варварское, грязное и низкое…»

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Поменялся и стиль работ Нестерова — он стал писать преимущественно портреты, не за плату, а «чтобы не позабыть совсем свое ремесло».

Впрочем, он и до революции порой обращался к жанру портрета, но считал это не только не основным, но даже не слишком важным для себя направлением. Портреты кисти Нестерова, тем не менее, пользовались исключительным успехом.

Портрет дочери художника Ольги «Амазонка» стал, наверное, одним из самых знаменитых.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Ольга, лишившись матери и оставшись на попечение отца новорожденной малышкой, играла в его жизни особую роль. Не зная, как выхаживать грудных малышей, молодой вдовец сначала отвез девочку к своим родителям, которые полюбили внучку до безумия.

Но отец очень скучал по Ольге, единственному напоминанию о любимой, рано ушедшей жене Машеньке, а поездки в Уфу с подарками и редкие встречи с дочерью ничего не решали. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе.

Художник в то время работал в Киеве, расписывая Владимирский собор, а Оле надо было учиться. Выбирая между гимназией и институтом благородных девиц, Нестеров выбрал институт — ему хотелось дать дочери все самое лучшее.

Ольга была болезненной, но училась хорошо, и ее форменное платьице часто украшали цветные банты, которые выдавались воспитанницам за успехи.

Нестеров вспоминал: «По праздникам я бывал у нее в институте на приемах, и она радостно появлялась в переполненном зале то с голубым, то с розовым бантом, а иногда и двумя — за успехи в языках французском и немецком. Начальница была очень заботлива к Олюшке. Иногда она болела, и тогда заботы начальницы к ней удваивались».

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Каникулы Ольга проводила с отцом. Но вскоре случилось страшное — одна из воспитанниц после каникул занесла в институт скарлатину, и Ольга тяжело заболела. Сестра художника примчалась из Уфы, чтобы неотлучно дежурить у постели больной, но девочке становилось все хуже. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка…

«Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше. Чего-чего я не передумал в те дни, недели,месяцы». Пять месяцев — с сентября по январь — дочь боролась за жизнь, постоянно находясь под угрозой смерти, и пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя.

Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы… Именно тогда Нестеров и стал работать над «Амазонкой», на которой Ольга предстала здоровой, изящной, красивой…

Но ее лицо не похоже на наивную юную мордашку — эта девушка много страдала и заглянула в лицо смерти. И ярко-красная шапочка на ее голове своим кровавым цветом напоминает о страшных испытаниях, выпавших на ее долю.

На картине «Святая Русь» с правой стороны можно увидеть больную девушку, которую поддерживают под руки две женщины (одна из них в монашеском одеянии). В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу.

Это было благодарностью Нестерова Богу за чудесное избавление дочери от смертельной опасности. Начатую в 1901 году картину художник завершил в 1906, тогда на ней и появилась эта узнаваемая группа.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Эту картину приняли не все. Лев Толстой с его сложным отношением к религии, отозвался о ней весьма ехидно и даже заявил, что Христос похож на «итальянского тенора». И вообще высказывался в том плане, что «Нестерова надо драть». Нестеров не держал на писателя обиды, ему удалось при личной встрече найти с Толстым общий язык. Толстой даже позволил художнику писать свой портрет.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Возможно, ему хотелось запечатлеть «уходящую натуру», осколки мира, разрушавшегося на глазах. Так получилось, например, с двойным портретом «Философы» (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой.

Пройдет немного времени, и Сергея Булгакова выкинут с родины на «философском пароходе», а Павла Флоренского, не только философа, но и блестящего инженера, математика, химика, естествоиспытателя, одного из разработчиков плана ГОЭЛРО, отправят в ГУЛАГ, где он пройдет свой крестный путь до страшного финала, когда в 1937 году «тройка» НКВД приговорит его к расстрелу.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Во время жизни в Сивцевом Вражке портретирование продолжало оставаться важнейшим делом Нестерова. В 1920-30-х годах он выполнил портреты, которые ныне входят в число его самых знаменитых работ.

Среди них портрет философа, профессора Ивана Ильина «Мыслитель» (Ильин тоже был выслан из России на «философском пароходе» и завершил свою жизнь в эмиграции; только в наши дни его прах был торжественно перезахоронен в Москве), портреты художников братьев Кориных, единственных учеников Нестерова, Виктора Васнецова…

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Работать над портретами Нестеров любил в гостях у тех, кого писал, либо на природе — во-первых, человека можно было изобразить в естественной для него обстановке, а во-вторых, дома, в страшной тесноте работать было просто-напросто неудобно.

В Сивцевом Вражке у него не только не было мастерской, не было даже места для работы («…Пишу около печки на расстоянии 2-3 аршин», — рассказывал Нестеров знакомым), не было средств, в том числе и материальных, для нормального существования.

У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста…

Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями).

Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным — 2,5 советских червонца. Однако, несмотря на все неурядицы, проблемы и отсутствие мастерской, Нестеров много работал и дома, стараясь запечатлеть черты родных, знакомых и близких ему людей.

Круг близких людей Нестерова становился все уже — кто-то вынужденно отправился в эмиграцию, кто-то был арестован, кто-то «ликвидирован»… Судьбы многих пострадавших отзывались в сердце Нестерова большой болью.

В 1920-х годах дважды арестовывали Владимира Воробьева, священника, настоятеля храма Николы Чудотворца в Плотниках.

Нестеровы считались прихожанами этого старинного храма на углу Арбата и Плотникова переулка и арест своего духовника восприняли как большое личное горе.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Нестеров, сам еле сводивший концы с концами, оказывал материальную помощь священнику и отправлял ему в лагерь посылки. Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена.

В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Первый муж его дочери Наташи, литературовед-пушкинист Михаил Дмитриевич Беляев был арестован. Ему грозил расстрел и только благодаря самоотверженным хлопотам и просьбам Нестерова его зятю удалось избежать гибели.

Беляев отправился в лагеря.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Религиозная живопись Нестерова этого периода мало известна. Конечно, художник не отказался от любимой темы, но его произведения, связанные с православной тематикой, в советское время нельзя было экспонировать, и они осели где-то в частных собраниях и закрытых музеях, например, в коллекции Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.

Впервые за долгие годы Нестеров принял участие в выставке 1933 года под названием «Художники РСФСР за 15 лет» и только с портретной живописью. Через два года он стал участником еще одной выставки, приготовив к ней уже не только портреты, но шестнадцать картин. Сюжеты были довольно нейтральные ( «Пастушок», «У пруда» и др.).

Нестеров встретил теплый прием со стороны публики, но официальные критики с ним не церемонились. Газета «Правда» высказалась в том ключе, что если в СССР еще и остались очаги реакции, то они запечатлены на полотнах Нестерова…

Особенно раздражали всех нестеровские старцы — художник Виктор Васнецов, известные ученые… Действительно, немало портретов знаменитых ученых (среди которых выделяется портрет академика Павлова) было создано Нестеровым в эти годы.

Читайте также:  Исторический музей в стокгольме

И портрет Павлова имел огромный успех на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги.

Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину.

И сам Нестеров был арестован, правда в тюрьме его продержали всего две недели, выбивая показания… Можно себе представить, что чувствовал 76-летний художник, когда его тащили в камеру и подвергали оскорблениям и допросам.

Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Его близкие — жена и дочери — очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам «врагов народа» (а это было связано с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания.

Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам, и не угодничать перед новой властью.Он отказался писать портрет Сталина, а до того — отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как «Душа народа» (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил).

Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Нестеров стал тяжело болеть… Начавшаяся война сломила его окончательно. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того).

В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Вернулась она инвалидом, и уже не могла ходить без костылей.

Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки… Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Больной художник уже не вставал, лежал в постели в шапочке, в перчатках, мерз и страдал — из-за собственного горя и горя своей страны.

В 1942 году его не стало. Незадолго до смерти в связи с восьмидесятилетием он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Поздно, слишком поздно признали его талант… Овдовевшая Наташа в 1945 году вышла замуж за сына близкого друга отца Булгакова Федора Сергеевича.

До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»

Использованы материалы — http://art-nesterov.ru/gallery.php

Источник

Источник: https://bessmertnybarak.ru/article/mikhail_nesterov_amazonka/

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа—1942, Москва) — русский и советский художник-живописец.

Содержание

  • Биография Михаила Нестерова
  • Творчество Нестерова
  • Работы художника
  • Картины Михаила Нестерова
  • Библиография

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.

Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.

Чистякова.

Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Творчество Нестерова

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.

Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Под воздействием живописи французского символизма (П.

Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы.

Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.

С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911).

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.

Таковы Художники П.Д. и А.Д.Корины (1930), Академик И.П.Павлов (1935), Скульптор И.Д.Шадр (1934), Скульптор В.И.Мухина (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др.

В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины.

Работы художника

  • Соловки
  • Святая Русь
  • Видение отроку Варфоломею
  • Под Благовест
  • Старец – раб Божий
  • Девушки на берегу

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Девушки на берегу

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

За приворотным зельем

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На горах

  • Молчание
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
  • За приворотным зельем
  • Портрет Виктора Васнецова
  • Портрет скульптора Веры Мухиной
  • Девушка у пруда (Н.М.Нестерова)
  • На горах
  • Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария
  • Моление о Чаше
  • Всадники
  • На Руси
  • Скит
  • Весна. Абрамцево
  • Родина Аксакова
  • Два лада
  • Троица ветхозаветная

Библиография

Источник: https://allpainters.ru/nesterov-mihail.html

Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail)

«Философы», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Имя: Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail)
Годы жизни: 1862-1942 годы
Направление: Модерн
Биография: Родился Михаил Васильевич Нестеров 19 мая 1862 года в Уфе в семье купца. Когда мальчику было двенадцать лет, отец привез его в Москву, чтобы он поступил в техническое училище.Однако Михаил не выдержал экзамена, и его определили в реальное училище К. Воскресенского. Там у него заметили художественный дар и посоветовали поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ему посчастливилось учиться у В. Перова, который умер в 1882 году. Некоторое время Нестеров проучился в Петербургской академии художеств, но проповедуемый там сухой академизм был ему глубоко чужд, и он опять возвратился в Москву.

Нестеров очень любил творчество Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса, дружил с Суриковым, В. Васнецовым, И. Левитаном. Нестеров и Левитан не сблизились до конца ни с передвижниками, ни с «мирискусниками» и хотели даже создать свое художественное общество. Но этому помешала смерть Левитана.

В 1884-1886 годах Нестеров начал разрабатывать историческую тему, больше всего его интересовала допетровская Русь, которую он познавал, читая книги Карамзина и Забелина.

В 1886 году, когда Нестеров окончил училище, он потерял любимую жену. Именно это событие повлияло на его духовное перерождение.

В результате появились такие картины, как «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Отшельник», «На горах», «Думы».

Работать над картиной «Видение отроку Варфоломею» Нестеров начал после возвращения из-за границы в 1889 году. Эта картина открывает цикл, посвященный Сергию Радонежскому, который стал для Нестерова воплощением духовной чистоты и истинного подвижничества.

Юный Варфоломей — будущий Сергий печален и трепетен, как и вся окружающая его природа. Привидевшийся ему старец с чудесным сиянием вокруг головы написан вполне реально, и это повышает эмоциональное воздействие на зрителя.

В то время не один Нестеров искал духовные, нравственные ориентиры. С проповедью нравственного очищения выступал Л. Толстой. Любовь и доброта, смирение и покорность в качестве чисто русского нравственного идеала виделись и героям Ф.

Достоевского, который писал, что «от сих, кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение земли Русской».

В 1890 году М. Нестерова пригласил в Киев А. Прахов. Он предложил ему поработать вместе с В. Васнецовым над росписями Владимирского собора. В это время — в 1890-1895 годах — в произведениях Нестерова появилась мистика, некоторая стилизация и даже вычурность.

Читайте также:  Крещение христа, андреа верроккьо и да винчи

В 1895 году Нестеров какое-то время жил в Сергиевом Посаде. И одной из лучших картин из монашеской жизни считается его «Под благовест», где изображены два монаха — один пожилой, а другой совсем молодой. Они как бы проходят перед нами, вчитываясь в слова молитв.

Своеобразным продолжением этой картины можно воспринимать написанное в 1897 году полотно «Великий постриг», где воссоздана сцена жизни женского скита — проводы на постриг одной из монахинь.

В 1903 году появилась картина «Молчание», написанная под впечатлением посещения Соловецкого монастыря, а в 1901-1905 годах Нестеров приступил к работе над программным для него полотном «Святая Русь». Как и А. Иванов, М.

Нестеров изображает явление Христа народу, однако ему не удалось уйти от ложного пафоса, некоторой театральности. Л. Толстой назвал эту картину «панихидой русского православия». Не очень удачной посчитала критика и церковную живопись Нестерова. Он и сам чувствовал, что сделанные им росписи не совсем удались. М.

Нестеров писал своему другу А. Турыгину: «Как знать, может, Бенуа и прав, может, мои образа и впрямь меня «съели», быть может, мое «призвание» не образа, а картины — живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом — «опоэтизированный реализм».

В поисках эстетического идеала Нестеров написал в 1905- 1906 годах такие картины, как «Лето», «Два лада», «Свирель»… В 1905 году художник создал большой портрет свой жены Е. Нестеровой, портрет княгини Н.

Яшвиль, своей дочери. Именно его старшая дочь О.

Нестерова писала позже в письме одному из биографов отца: «В своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти и обреченности».

В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве.

Четыре года работал он вместе с архитектором А. Щусевым. В качестве фона для некоторых сцен художник использовал этюды, которые были сделаны им во время поездки на Капри в 1908 году.

Композиции Нестерова в этом храме по цвету очень звучные, активные.

В 1909-1914 годах в творчестве Нестерова все яснее звучит тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Старец» и др.

В 1914-1916 годах Нестеров работал над картиной «Душа народа» («На Руси»), где к берегу Волги движется толпа людей, среди которых можно узнать и Достоевского, и Толстого, и Вл. Соловьева.

Есть царь и есть юродивый…

В 1917 году появились его «Философы» — двойной портрет П. Флоренского и С. Булгакова.

После Октябрьской революции Нестеров продолжал работать над своей излюбленной темой и написал такие картины, как «Молитва», «Мать Евпраксия», «У монастырской стены». Новые черты в его творчестве появились только в портретах 20-х годов. И один из лучших — написанный в 1923 году портрет младшей дочери («Девушка у пруда»).

Сам Нестеров писал о нем: «Вышел, говорят, не хуже, чем в молодые годы, свежо, нарядно. Она сидит у пруда в серый день в голубом платье типа «директория», в белой косынке на плечах и белой шляпе соответственного фасона. В целом получилось нечто вроде Шарлотты Корде!» В 20-е годы Нестеров много писал своих близких — дочерей, П. Корина, В. Васнецова, А. Северцова, автопортреты.

В образе Васнецова художник подчеркнул уверенность, величавость, в двойном портрете братьев Кориных Павел серьезен и сосредоточен, а Александр более лиричен, задумчив. А портрет Шадра воспринимается как символ вдохновенного творчества. Таким образом, в каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры.

В 1935 году Нестеров написал портреты В. Черткова, С. Юдина и И. Павлова.
Работая над образом академика И. Павлова, который и в восемьдесят один год был удивительно моложав, художник писал: «Самым рискованным в моем портрете были два положения: темный силуэт головы на светлом фоне и руки, сжатые в кулаки.

Повторяю, жест характерный, но необычный для портрета вообще, да еще столь прославленного и старого человека, каким был Иван Петрович».

В 1940 году, когда Нестерову было уже семьдесят девять лет, написал он необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора В. Мухиной, которая лепит летящую фигуру Борея.
С конца 30-х годов Михаил Нестеров работал над своей книгой «Давние дни», которая вышла в свет в 1942 году.

В 1941 году он начал писать один из последних портретов — портрет А. Щусева.

Хотел еще создать портрет своего сына в тюбетейке. Успел написать пейзаж «Осень в деревне», который созвучен пушкинскому стихотворению «Уж небо осенью дышало». Это не просто пейзаж, это подарок. На обороте осталась надпись: «Дарю «Осень в деревне» жене моей Екатерине Петровне в память сорокалетия нашей свадьбы…»

art-spb.ru

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=924

Михаил Нестеров. Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). Описание картины | Русские художники. Russian Artists

Целая группа дореволюционных портретов Нестерова связана с его интересом к современникам, погруженным в поиски религиозных и нравственных истин. Он писал Льва Толстого (1907), Павла Флоренского и Сергея Булгакова (1917), архиепископа Антония Волынского (1917), Ивана Ильина (1922).

В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал своих друзей, выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины.

Портрет создан в тот период, когда оба философа в результате длительных бесед и размышлений приблизились, наконец, к общности понимания единой истины.

Нестеров восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского, его знаменитой книгой «Столп и утверждение истины». Книга посвящена проблеме снятия противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли.
Эпиграф к книге: «??? ?????? ??????? — познание делается любовью (познание даёт любовь)» (Св. Григорий Нисский. О душе и воскресении).

«Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня» — говорил Павел Флоренский в своей книге.

Павел Флоренский закончил
физико-математический факультет Московского университета. В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина). По окончании университета поступает в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908). В 1911 принимает священство.

События Революции воспринял как живой апокалипсис. С 1916 по 1925 Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работал над своими воспоминаниями. Ему удается совершить главное открытие своей жизни «мистическую обратную перспективу».

Сергей Николаевич Булгаков в юности увлекается марксизмом, преподавал политическую экономию в Императорском московском техническом училище, был профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии.
Булгаков прошёл длинный путь «от марксизма к идеализму».

Приблизительно с 1900 проблема религиозно-философского обоснования общечеловеческого прогресса становится для Булгакова центральной проблемой мировоззрения.

Последним словом мировой философской мысли, её высшим синтезом представлялась Булгакову философия Владимира Соловьёва, делающая жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества.

В монографиях «Философия хозяйства» (1912) и главным образом «Свет Невечерний» (1917) он намечает основы собственного учения, идущего в русле взглядов Владимира Соловьёва и Флоренского, однако вобравшего ряд собственных идей, питаемых интуициями православной религиозности. Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918).

Павел Флоренский 1905
Душа себя найти желает.
Томится по себе самой.
Тоскливо по себе вздыхает
и плачет в горести немой. Дрожащий в тусклых очертаньях
пред ней витает мир идей,
и Эрос, – мощный чародей, – Душой во сне или в мечтаньях в какой-то миг овладевает.
Душа томится и рыдает. И вот почудилось, что снова
Душа-близнец ей найдена.
Полёт в Эфир свершать готова
на белых крыльях не одна. Но сон проходит, и тоскливо
она взирает вкруг, стеня.
И шепчет страстно-сиротливо:
«найди меня, найди меня…»

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov7more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector