«девушка в кокошнике. портрет м. и. нестеровой», нестеров — описание

  • 08 октября 2017, 05:31
  • 92
  • Bo4kaMeda
  • Выбор редакции

Bo4kaMeda

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Михаил Нестеров. Автопортрет (фрагмент). Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую и насыщенную жизнь: 80 лет, на которые пришлись три войны и две революции. Он не раз менял свое творческое амплуа: был пейзажистом, расписывал храмы, писал иконы, создавал концептуальные философские полотна, был портретистом. Но существовало нечто, объединяющее все эти ипостаси: особое отношение художника к Смерти и Чуду. «Хоронила меня мать» Под образами в полутемной комнате на столе стоит гроб. Маленький, детский. В нем ребенок. Ему едва исполнилось два года. Иконка Тихона Задонского лежит в сложенных на груди ручках. Отец уже пошел могилу заказывать на кладбище. — Что, матушка? Забирает-то Господь к себе твоих детушек? Какого уже схоронила? Шестого? — вокруг матери новопреставленного крутится приживалка. Мать стоит у гроба с каменным лицом. Без слез. Без криков и мольбы. Стоит и не обращает внимания ни на что. Предыдущие дети, а схоронила она уже и не шестерых, а восьмерых, не доживали до двух лет. И, да. Она привыкла хоронить. Вот и муж ее ушел на кладбище с тихой покорностью. Но этот. Мишенька. Она успела полюбить его. Вечно хворый, хилый. Уж и травками отпаивали, и в церквах отмаливали и даже местного ведуна-колдуна приглашали заговорить младенца от болезней. Не помогло. Лежит теперь такой тихий, словно уснул. Женщина упала на колени и стала истово молиться. И даже слезы, наконец-то, брызнули из глаз. И первый крик вырвался из груди. И она вымолила Чудо! Мальчик слабо начал дышать. Развернул посиневшую ручку, сдвинув иконку с груди. Выжил! Было ли все так на самом деле? Кто знает. Но в семействе Нестеровых это предание о Чуде воскрешения осталось навсегда. И даже когда выживший Мишенька вырос и превратился в Михаил Васильевича, то все равно любил слушать историю о своем чудесном возвращении из мира мертвых. Это событие во многом обусловило мировоззрение художника Михаила Нестерова: где-то совсем рядом бродит смерть. «Мертвыми» называли героев его полотен некоторые критики. Но всегда возможно Чудо. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Несение креста Михаил Васильевич Нестеров 1912, 143×143 см Неблагословленная любовь

— Маменька, папенька! Машенька — сама жизнь моя! Благословите брак! — Михаил Нестеров, в ту пору молодой человек 20-ти лет от роду, влюблен и страстно хочет жениться.

— Да куда тебе жениться? Пятый год училище окончить не можешь! Художник! — в словах отца звучало презрение. Он — купец, и без того уже многое позволил своему сыну. Позволил не наследовать купеческой традиции. И даже не в инженеры податься, как было задумано вначале, когда выяснилось, что сын Михаил и спичечного коробка продать толком не может.

Разрешил в художественное училище пойти. И вот Михаил все учится и учится. То в Москве, то в Петербурге. Да все звания художника получить не может. Хоть бы медальку какую завалящую родителям предоставил. А то из всех наград только слова, что Перов его, дескать, хвалил. А тут — новая вольность. Жениться ему захотелось. — Не будет тебе родительского благословения.

Ступай.

Из родительского дома Нестеров поехал в Москву доучиваться на художника. Его любимая — Мария Мартыновская, с которой Нестеров познакомилась на родине, в Уфе, осталась дома. Будущий художник принялся работать с утроенной силой. Эскиз «Призвание М. Ф. Романова» решением совета Училища даже взяли в «оригиналы». Правда, работа стоила ему немалых нервов и здоровья: приходилось писать по ночам. В результате слег от перенапряжения. И к нему из Уфы примчалась любимая — утешить и поддержать. Вскоре влюбленные обвенчались, так и не получив благословения на брак. Отца не смягчили достижения сына. Теперь он поставил новое условие: «Тогда поверю, что ты художник, когда твою картину Третьяков для своей галереи купит!». Кстати, это случилось через пять лет после описываемых событий: Третьяков купил нестеровского «Пустынника» (1888). А в день свадьбы была такая прекрасная погода. И настроение влюбленных было самое радужное. Они праздновали с друзьями, пока одного из них, доктора, не отозвали от застолья. — А что случилось? — встревожилась компания. — Женщина рожает тяжело. Помощь нужна. Я скоро буду. Доктор уехал. Вернулся с дурным известием. Не спас он роженицу. Умерла. Потом Нестеров не раз в своих дневниках и письмах припомнит этот эпизод. И то дурное предчувствие, которое закралось в сердце, чтобы потом вырасти в настоящую беду. И смерть. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Жена художника в подвенечном платье. Урождённая Мартыновская Мария Ивановна Михаил Васильевич Нестеров 1886, 33 × 27.5 см

  • «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание
  • «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание
  • «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Портрет М.И. Нестеровой, первой жены художника Михаил Васильевич Нестеров 1886, 31 × 27 см Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой Михаил Васильевич Нестеров 1885, 28 × 23 см До государя челобитчики Михаил Васильевич Нестеров 1886, 213 × 182 см Меньше чем через год его любимая жена Машенька умрет сразу после родов. И Нестерова, который только что упивался чудом рождения дочери, смерть придавит своим огромным камнем горя. Они опять окажутся рядом: Чудо и Смерть. Художник еще долго будет вспоминать и транслировать на картинах образ любимой жены. Все его царевны — это Машенька. Впрочем, он ее и при жизни писал. Картина «До государя челобитчики», которая принесла ему большую серебряную медаль и звание классного художника, запечатлела в центральной светлой фигуре юноши с факелом именно Марию Мартыновскую-Нестерову. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Царевна Михаил Васильевич Нестеров 1887, 81 × 46 см

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Ангел печали. Оригинал для мозаики в арке над криптой во имя святителя Петра Митрополита в имении Н. И. Оржевской Новая Чартория Михаил Васильевич Нестеров 1901, 69 × 119 см Смерти нет! Есть Чудо! С 28-летнего возраста Михаил Нестеров начал расписывать церкви. И первым его опытом оказался Владимирский собор Киева. Главным художником тут был Виктор Васнецов, но и у Нестерова фронт работ оказался значительным. Так, он писал образ святой Варвары, которой отец-язычник отсек главу за ее любовь к Христу. Своей моделью художник выбрал дочь историка искусств Адриана Прахова, немало сил вложившего в создание собора. Елена, Леля Прахова, поразила художника своими огромными, живыми глазами. Нестеров изображал на эскизах стоящую на коленях Лелю-Варвару, но комиссия наброски безжалостно отвергала. — Не хотим молиться Леле Праховой! — вынес вердикт генерал-губернатор, которому эти слова долго и упорно внушала его жена, ревниво относившаяся ко всем барышням вокруг. На стенах Владимирского собора в итоге написана несколько иная Варвара.

  1. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание
  2. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание
  3. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание
  4. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Михаил Нестеров Леля Прахова. Этюд к образу святой Варвары Великомученицы для иконостаса диаконника Владимирского собора. 1894 Виктор Васнецов Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894 Михаил Нестеров. Великомученица Варвара. Эскиз иконостаса диаконника Владимирского собора в Киеве. 1890-е Святая Варвара. Фото из Владимирского собора «Я должен был исполнить каприз киевских дам — переписать лицо Св. Варвары, отдаленным оригиналом для которой послужила мне Леля Прахова… Я пробовал привести Комитету все резоны, почему необходимо было лицо Варвары оставить непереписанным. Все было напрасно. Комитет, загипнотизированный графиней Игнатьевой и киевскими дамами, оставался неумолим. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку (мне было дано понять, что если я не перепишу голову сам, перепишет другой художник). Варвару я переписал. Лицо стало более общее, в нем утратилась индивидуальность милого оригинала. Выражение я старался удержать прежнее, что будто бы, мне удалось. Комитет был в восторге. Меня благодарили. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора», — вспоминал Нестеров. Но свои эскизы Лели-Варвары Нестеров сохранил, чтобы создать на их основе полотно «Чудо». Над этой картиной художник работал 27 лет, правда, с большими перерывами. В 1898 году картина была готова, и от нее пришел в ужас Серов. «Вы как хотите, но это уже слишком!» — сказал он, отреагировав на сюжет. Нестеров изобразил, как усеченная глава Варвары покоится на земле. Широко распахнутые очи блаженно взирают на небо. Коленопреклоненное тело святой продолжает простирать руки вверх. С небес спускается венец. Пусть ужаснулся Серов, зато полотно понравилось Левитану и Васнецову, чье мнение Нестеров чрезвычайно ценил. На дягилевской выставке картина имела грандиозный успех. В Мюнхене и Дюссельдорфе — тоже. При этом художник все время в ней что-то подправлял — дорабатывал. При советской власти в 1923 году картину решили выставить в качестве достижений уже советских художников в Северной Америке. Правда, голову повелели вернуть на плечи. Советский человек не должен голову терять. В результате этого, уже советского «чуда», Нестеров подверг картину смерти — вернувшееся из Америки полотно было им уничтожено. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Так выглядело полотно Михаила Нестерова «Чудо» в 1898 году.

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Голова великомученицы Варвары. Фрагмент картины «Чудо», уничтоженной автором в 1931 году Михаил Васильевич Нестеров 1924, 43 × 48 см Но все это будет позже. А в те годы, пока еще существовала царская Россия, Нестеров продолжал упоенно писать чудеса по смерти. Одной из любимейших своих работ он считал картину «Дмитрий-царевич убиенный» (1899). Светлое покойное лицо только что убитого ребенка — царевича Димитрия — должно было показать, что смерти — нет! Явлено Чудо. Господь уже ждет маленького страстотерпца на небесах. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Дмитрий-царевич убиенный Михаил Васильевич Нестеров 1899, 197 × 175 см Смерть и Родина Михаил Нестеров немало лет — вплоть до 1942 года — проживет в уже иной России, советской. Художник писал в дневнике: «Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. От ее умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, варварское, грязное, низкое. Одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения „товарищей“ — солдат, рабочих, всяческих душегубов и грабителей…». По сути этими словами Нестеров констатировал смерть той родины и того народа, которых он постоянно изображал на своих полотнах. Уже нет никакой «Святой Руси», и «Душа народа» уже никуда не шествует вслед за мальчиком-крестьянином, написанным художником с сына Алеши. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Святая Русь Михаил Васильевич Нестеров 1905, 233 × 375 см

Читайте также:  Чета арнольфини, ян ван эйк, 1434

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

На Руси (Душа народа) Михаил Васильевич Нестеров 1916, 206.4 × 483.5 см Вот и Нестеров перестал писать символические полотна, проникнутые богоискательством. Перешел на портреты. Советская жизнь явила ему немало «смертельных чудес». Это и арест старшей дочери Ольги. Она вернется после долгих лет лагерей на костылях. А ее мужа сочтут шпионом и расстреляют. Расстреляют и мужа другой его дочери, Натальи. Он был пушкинистом и основателем музея-квартиры Пушкина на Мойке. У художника было семеро детей: дочь Ольга от первого брака с Мартыновской; дочь Вера и сыновья Михаил и Федор от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын — Наталия, Анастасия и Алексей — от второго брака с Екатериной Васильевой. Нестеров, сам отсидевший в тюрьме несколько недель, хлопотал за родных, писал письма Сталину. Но, увы. Власть на просьбы откликнулась иным «чудом»: художнику за портрет физиолога Павлова присудили Сталинскую премию I степени, а на следующий год в связи с восьмидесятилетием удостоили звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и наградили орденом Трудового Красного Знамени. Художник все писал портреты. Одной из его любимейших вещей стал портрет умирающей девушки: «Больная девушка» (1928). «Больнушка» — так называл ее художник — Зоя Владимировна Буркова приехала после землетрясения в Москву из Ялты. Она доживала последние дни, и ее образ настолько потряс Нестерова, что он написал картину. В основе ее композиции — акварельные наброски, который художник сделал еще в 1886 году у постели умирающей жены Марии. «Больнушку» у Нестерова купит Максим Горький. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Больная девушка Михаил Васильевич Нестеров 1928, 74 × 76 см Последний увлекший художника цикл портретов связан с сыном Алексеем. Он уже не раз писал его. Алексей был сильно болен (туберкулез). Отец, стоя перед его постелью, наносил на полотно любимые черты. 18 октября 1942 года художника не стало. 8 ноября этого же года умер его сын. «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание Алеша Нестеров. Этюд Михаил Васильевич Нестеров 1919, 28 × 24 см

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Портрет сына в испанском костюме Михаил Васильевич Нестеров 1933, 46 × 34 см

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Портрет Алексея Михайловича Нестерова Михаил Васильевич Нестеров 1931, 40 × 32 см

Диалоги в тексте реконструированы. При подготовке материала использованы следующие издания: Сергей Дурылин. «Нестеров в жизни и творчестве»; Михаил Нестеров «Давние дни»; Алексей Михайлов. «Нестеров. Жизнь и творчество»; Алла Гусарова «Мастера живописи. Михаил Нестеров».

Елена Сироид artchive.ru .

Читать на сайте Bo4kaMeda

Источник: https://so-l.ru/news/y/2017_10_08_smert_i_chudo_v_zhizni_mihaila_nesterova

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)

Михаил Нестеров родился в 1862 году в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Мать была настоящей русской женщиной с твердым характером и беззаветно посвящающей себя семье. Отец Михаила был купцом, но торговля всего лишь была способом получения дохода, его очень увлекала история и литература.

Поэтому отец всячески способствовал развитию художественного таланта сына. В 1874 году Нестеров отправляется в Москву, где поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Где обучался под руководством Перова и Сорокина.

Проучившись три года, Нестеров переезжает в Петербург и продолжает учебу в Академии художеств.

В 1885 году к Нестерову приходит первый настоящий успех. За картину «Призвание Михаила Федоровича Романова» он получает звание свободного художника. Знаменитый ценитель искусства и коллекционер Третьяков приобретает его картину «Пустынник». Исторические мотивы являются основными в творчестве Нестерова на тот период.

В 1886 году умирает жена художника М.И. Мартыновская, это трагедия сильно повлияла на художника. Он начинает искать утешение в вине. Позже образ жены был запечатлен на многих его картинах.

Нестеров углубляется в религиозную тематику и создает такие работы как «Юность преподобного Сергия», «Святая Русь» . После октяборьской революции он пишет несколько прекрасных портретов В.И. Мухиной, И.П. Павлова и прочих.

В 1942 году Нестеров получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, но к сожалению этот год стал последним в жизни великого русского художника. Он умирает 18 октября 1942 года.

Картины Нестерова М.В.:

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой.» 1885

  • «Видение отроку Варфоломею», 1889-90
  • «Думы», 1906
  • «Святая Русь», 1901-06, ГРМ
  • «Молчание», 1903

«Е. П. Нестерова», 1905, ГТГ

«О. М. Нестерова», 1906, ГРМ

«Осенний пейзаж», 1906

«Портрет Л. Н. Толстого», 1907

«Лисичка», 1914

«Осень в деревне», 1942



«Предвестник» Проценко Елена

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 5000 р.

30×21 см

Деревня Лена Франц

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 4000 р.

30×40 см

Морской берег Костаки Аурелия

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 65000 р.

120×100 см

Тюльпаны половникова юлия

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 5300 р.

13×13 см

№7 Прокопчук Ксения

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

29×42 см

Успех Каюткин Александр

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 24000 р.

75×75 см

Денежные карпики Щирова Татьяна

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 13000 р.

50×60 см

Берега Пушнова Наталья

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 30000 р.

50×70 см

Весной Кононенко Ирина

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 17000 р.

30×40 см

Греховная Люси Анна Кириллова

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Цена: 8500 р.

30×50 см

Сванская башня Калаева Ксения

Цена: 10000 р.

40×50 см

Сокольничий Таис Никитенко

Цена: 20000 р.

30×30 см

Антуриум (Китайский натюрморт) Ворсунова Ирада

Цена: 6000 р.

48×53 см

Абстракция фактурная цветная Bronnikova Irina

Цена: 5500 р.

60×80 см

Сиреневый вечер лобович игорь

Цена: 4000 р.

40×30 см

Источник: https://gogetart.art/blog/11-biography/31-nesterov

File:Mikhail Nesterov 007.jpg

  • File
  • File history
  • File usage
  • Global file usage

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описаниеNo higher resolution available.

Mikhail_Nesterov_007.jpg ‎(373 × 500 pixels, file size: 25 KB, MIME type: image/jpeg)

This is a file from the Wikimedia Commons. Information from its description page there is shown below.Commons is a freely licensed media file repository. You can help.
Author Mikhail Nesterov
 (1862–1942)  
Alternative names Михаил Васильевич Нестеров
Description Russian painter and philosopher
Date of birth/death 31 May 1862 18 October 1942
Location of birth/death Ufa Moscow
Authority control
  • : Q318427
  • VIAF: 74654662
  • ISNI: 0000 0001 1029 6085
  • ULAN: 500029343
  • LCCN: n83145723
  • MusicBrainz: 18dca584-5550-4e53-a98a-cf4e45958be9
  • WorldCat

author QS:P170,Q318427

Description

Девушка в кокошнике. Портрет М.И.Нестеровой. 1885

Date 1885date QS:P571,+1885-00-00T00:00:00Z/9
Source/Photographer http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12983
This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:

Public domainPublic domainfalsefalse
The author died in 1942, so this work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author's life plus 75 years or fewer.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1924.

This file has been identified as being free of known restrictions under copyright law, including all related and neighboring rights.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/TimeThumbnailDimensionsUserComment
current 14:23, 31 October 2009 373 × 500 (25 KB) Shakko {{Information |Description=Девушка в кокошнике. Портрет М.И.Нестеровой. 1885 |Source=http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12983 |Date=1885 |Author=Mikhail Nesterov |Permission= |other_versions= }} [[Category

The following pages on the English Wikipedia use this file (pages on other projects are not listed):

  • Kokoshnik

The following other wikis use this file:

  • Usage on de.wikipedia.org
    • Benutzer:Die Dame mit dem Hut
  • Usage on fr.wikipedia.org
    • Kokochnik
  • Usage on it.wikipedia.org
    • Kokoshnik
  • Usage on mk.wikipedia.org
    • Кокошник
  • Usage on ro.wikipedia.org
    • Cocoșnic
  • Usage on ru.wikipedia.org
    • Русский национальный костюм
  • Usage on ru.wiktionary.org
    • кокошник

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Mikhail_Nesterov_007.jpg

Биография

Подробности Категория: Художники Опубликовано: 06.02.2016 11:53 Биограф Просмотров: 2583 «Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой», Нестеров — описание

Нестеров Михаил Васильевич Родился: 19 (31) мая 1862 года. Умер: 18 октября 1942 года.

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа—1942, Москва) — русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Детство

Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом.

Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного купеческого рода Ростовцевых.

Отец, Василий Иванович Нестеров (1818−1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги.

К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.

До двенадцати лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии.

Его воспоминания о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, ещё ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к её красоте, восприимчивость к её великому языку».

Учёба

Школьные годы Нестеров М. В. провел в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе.

Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника.

С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе».

Все они написаны в традициях русского передвижничества.

В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова.

Петербургская академия разочаровала молодого художника, который в 1882 г. вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет угасающего наставника.

В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.

С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885).

В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина».

В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника.

К концу 80-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе.

Его работы этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с М. И. Мартыновской. После свадьбы художник продолжал работу над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

Начало серьёзного творчества

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М. И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.

Как писал Дурылин, Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

В этой картине, которая дала начало целой веренице изображений девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И.

Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского».

Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах — это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа — одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.

Следующей работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»(1888). В основе её лежит тема неразделённой любви — на полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека.

Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.

Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников.

На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.

Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком
— писал о картине Дурылин.

Поездка за границу

Поразительна глубокая внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах. Знаменательно, что ещё до открытия выставки «Пустынник» был приобретён П. М. Третьяковым.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию.

Природа и искусство европейских стран произвели на юного художника сильнейшее впечатление.

Я и теперь дивлюсь, как моё молодое сердце могло тогда вместить, не разорваться от тех восторгов и сладкого томления.

— вспоминал Нестеров много лет спустя. Во время этого путешествия была написана «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею», сохранившаяся в альбоме набросков острова Капри. Знаменательно, что чем ближе к концу альбома, тем более русские темы вытесняют итальянские зарисовки.

Сергий Радонежский

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала.

Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комякино недалеко от Хотьково.

Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.

Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять:

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.

Картина стала первой из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни.

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.

Роспись храмов

1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.

Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

В Киеве Нестеров сблизился с семьёй Праховых, а также с работавшим вместе с ним во Владимирском соборе В. Васнецовым.

Несмотря на то, что тогда участие настоящего художника в подобных работах считалось чем-то ниже его достоинства, именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Тем не менее он сам всегда весьма сурово высказывался о своей церковной живописи. Необычным для фресковой живописи того времени было изображение святых на фоне природы.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии.

Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. По объёму работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX.

Абастуманский храм произвёл большое впечатление на современников, однако сам Нестеров был недоволен своей работой.

Менее сурово он оценивал свою работу в московской Марфо-Мариинской обители, которой увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве и Абастумане. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».

Художник выполнил её вразрез с традициями русской православной живописи — вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, как полагалось в соответствии с многовековой традицией фресковой живописи, Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию в 1908—1911 годах.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной. Интересно, что в своё время шла даже речь об участии Нестерова в росписи православного собора в Варшаве. Однако художнику не очень понравилась эта затея — он не одобрял идею строительства православного храма в польской Варшаве, поскольку видел в ней

…подчёркнутую тенденцию русификаторства: нарочито русский стиль, нарочито русские художники. Участие в Варшавском соборе было именно тем случаем, когда искусство требовалось правящим сферам только как средство «пропаганды». Таким средством Нестеров быть не хотел.
— так писал об отказе художника Дурылин.

Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).

На ней изображены два монаха, представители двух разных типов: первый — молодой и высокий, и второй — сгорбленный старец. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.

На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников.

Соловецкий монастырь

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.

Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали на его картинах.

Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г.

художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.

Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы» — на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.

С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Наиболее известные картины

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И.

Нестеровой» 1885«За приворотным зельем», 1889, Саратовский художественный музей«Пустынник», 1888-89, ГТГ«Видение отроку Варфоломею», 1889-90, ГТГ«Дмитрий, царевич убиенный», 1889«Под благовест», 1895, ГРМ«На горах», 1896, Киевский музей русского искусства«Великий постриг», 1897-98, ГРМ«Думы», 1906, ГРМ«Святая Русь», 1901-06, ГРМ«Молчание», 1903, ГТГ«Е. П. Нестерова», 1905, ГТГ«О. М. Нестерова», 1906, ГРМ«Осенний пейзаж», 1906, ГТГ«Портрет Л. Н. Толстого», 1907, Московский музей Л. Н. Толстого«Лисичка», 1914, ГТГ«На Руси. Душа народа», 1916, ГТГ«Философы». Портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, 1917, ГТГ«Путник», 1921«Мыслитель», 1921—1922, Собрание Н. М. Нестеровой (в 1962 г.)«На озере», 1922«Монашенки», 1922«Странник», 1922«Старец», 1923«Девушка у пруда. Портрет Н. М. Нестеровой», 1923, Собрание Н. М. Нестеровой (в 1962 г.)«У монастырских стен» (1925),«Христос, благословляющий отрока», 1926,«Гонец», 1930-е годы«Портрет П. Д. и А. Д. Кориных», 1930, ГТГ«Сергий и спящий монах», 1932«Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры», 1932«Страстная Седмица», 1933«Отцы-пустынники и жены непорочны», 1933«С. С. Юдин во время операции», 1933, ГРМ«Портрет И. П. Павлова», 1935, ГТГ«Портрет С. С. Юдина», 1935, ГТГ«Портрет скульптора Веры Мухиной», 1940, ГТГ

«Осень в деревне», 1942, ГТГ

Сочинения

Давние дни. Встречи и воспоминания, 2 изд., М., 1959;
Из писем, Л., 1968.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1941) — за портрет академика И. П. Павлова (1935)заслуженный деятель искусств РСФСР (1. 6. 1942)

орден Трудового Красного Знамени (1. 6. 1942)

Источник: http://biography.su/khudozhniki/nesterov-mikhail-vasilevich

Почему на Руси носили кокошники?

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы.

Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца.

Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком.

Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма.

Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы».

Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах.

А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец).

Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден.

Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна.

Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/kokoshnik/

Портреты М. В. Нестерова

marfa_nikitina4

Портреты М. В. Нестерова

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862 — 1942) — художник.

Родился в семье купца. Стал заниматься рисованием в Уфимской гимназии, которую окончил в 1874, и уехал в Москву, продолжив образование в реальном училище. В 1876 — 1881 обучался в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества и в натурном классе Академии художеств; среди его учителей были В.Г. Перов, И.Н. Крамской.

В 1885 за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова» Нестеров М. В. получил звание свободного художника. В 1889 его картину «Пустынник» приобрел П. М. Третьяков. После смерти жены в 1886 горе заставило Н. искать утешения в религии.

Поэтизировавший русскую природу и старину, Нестеров искал нравственный идеал в одухотворенной гармонии древнерусской жизни («Юность преподобного Сергия», «Святая Русь», росписи в Марфо-Мариинской обители и др. храмах), пейзажах. Сам Н. считал сутью своего творчества «поэтизированный реализм». Н.

участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок и был одним из членов-учредителей «Союза русских художников». В 1907 состоялась персональная выставка Нестерова М. В. в Петербурге. В 1917 работал в Абрамцеве над портретами П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова («Философы»).

После Октябрьской революции он показал себя как большой мастер психологического портрета (портреты хирурга С.С. Юдина, архитектора А.В. Щусева, В.И. Мухиной, И.П. Павлова и др.). В 1942 ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Нестеров М. В. — автор воспоминаний (М.,1989).Наиболее известные произведения:

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой.» 1885

«За приворотным зельем», 1888«Пустынник», 1888-89, ГТГ«Видение отроку Варфоломею», 1889-90, ГТГ«Дмитрий, царевич убиенный», 1889«Под благовест», 1895, ГРМ«На горах», 1896«Великий постриг», 1897-98, ГРМ«Думы», 1906«Святая Русь», 1901-06, ГРМ«Молчание», 1903«Е. П. Нестерова», 1905, ГТГ«О. М. Нестерова», 1906, ГРМ«Осенний пейзаж», 1906«Портрет Л. Н. Толстого», 1907«Лисичка», 1914«На Руси. Душа народа», 1916, ГТГ«Философы». Портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова 1917, ГТГ«Путник», 1921«Мыслитель», 1921—1922«На озере», 1922«Монашенки», 1922«Странник», 1922«Старец», 1923«Девушка у пруда. Портрет Н. М. Нестеровой», 1923«У монастырских стен» (1925),«Христос, благословляющий отрока», 1926,«Гонец», 1930-е годы«Сергий и спящий монах», 1932«Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры», 1932«Страстная Седмица», 1933«Отцы-пустынники и жены непорочны», 1933«Портрет скульптора Веры Мухиной», 1940

«Осень в деревне», 1942, ГТГ

Источник: https://marfa-nikitina4.livejournal.com/293108.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector