Дедушка русского флота, мясоедов, 1871

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

  • Портрет работы И. Репина (1904)
  • Григорий Григорьевич Мясоедов (7 [19] апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 [31] декабря 1911, Полтава) — российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда, сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В.

Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Поздравление молодых в доме помещика

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г.

, когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н.

Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г.

открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах.

В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

«Земство обедает»

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г.

Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц». Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования.

Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

«Косцы»

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Осеннее утро. 1893

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Дорога во ржи.

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Жница

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Лесной ручей. Весной

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Пристань в Ялте

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Автопортрет

Г.Мясоедов портрет И.Репина. Этюд 1883

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

  1. Портрет Шишкина
  2. Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)
  3. Испанец. 1866
  4. Молебен во время засухи. 1880

Источник: https://obiskusstve.com/345223181508545180/grigorij-grigorevich-myasoedov—rossijskij-zhivopisets/

Русский странник Мясоедов

Они чем-то близки, поразительно аукаются, эти два образа: странник с картины передвижника Григория Григорьевича Мясоедова «Дорога во ржи» (1881), уходящий сквозь хлеба в небесную даль, и космическая станция МКС, парящая в безвоздушном пространстве над голубеньким Земным шариком. Величественное зрелище устремления к неизвестным пределам, для русского человека в первую очередь духовным. Вечный русский поиск. Похоже, русский человек и задуман как странник. Без Неба и движения к нему — внутреннего или внешнего — русский человек немыслим.

Г. Г. Мясоедов. Дорога во ржи. 1881 г.   

Международная космическая станция (МКС). Снимок американских астронавтов с «Шаттла». 25 марта 2009 г.   

Даром что 200 лет прошло с гоголевского восклицания про Русь-тройку, и русский человек уже пересел на механическую лошадку, да и первым на планете вышел в космос.

Ан вот загвоздка: цивилизация ломится во все двери, а живую лошадку он тоже не позабыл, и к отдохновению в среде природы его стало тянуть еще больше, и — в эпоху тотального Интернета и мобильной связи — стали в дома возвращаться иконы; да что говорить — русского человека теперь и на Международной космической станции сопровождает святой Валаамский образ Богородицы! Написанная в византийском каноне «Никопея» («Победотворная»), рукописная копия Валаамской иконы, доставленная на станцию нашими космонавтами, совершила сотни «Крестных ходов» вокруг планеты, а в дни празднования 50-летия первого полета человека в космос Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил наших космонавтов, отправлявшихся на орбиту, взять с собой икону Богородицы Казанской.

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Пресвятая Богородица Валаамская. Икона XIX в.     

Вы замечали, что русские церкви визуально-конструктивно похожи на стартующие космические корабли? Видим мы это и на снимках кладбищенской часовни, водруженной над гробами Ивана и Фотиньи, родителей преподобного Пафнутия Боровского, где в долине виднеется Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровский монастырь.

У часовни над могилой Ивана и Фотиньи, родителей преподобного ПафнутиВ долине виден Пафнутьево-Боровский монастырь. Боровск. 2009 г.   

В Свято-Пафнутьево-Боровском монастыре

И Благовещенская церковь калужского городка Боровска ведет беседу с Константином Циолковским, присутствующим рядом и в виде настенной росписи, и в виде памятника ученому, основоположнику русской и всемирной космонавтики.

Благовещенская церковь в Боровске     

Потому еще о Боровске и вспомнилось, что и памятник космисту К. Циолковскому в Боровске, и лик Пафнутия на иконе преподобного — устремляют взоры в Небеса. 

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Преподобный Пафнутий Боровский (1394-1477). Икона XVIII в.     

Более всего, конечно, на нацеленную ввысь ракету похожа шатровая «царевна меж русских церквей…» — Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году в честь рождения государя Иоанна IV (Грозного) на высоком берегу Москвы-реки и в 1990-х включенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Глядя на нее, так и хочется воскликнуть: «Ключ — на старт!»

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871

Церковь Вознесения в Коломенском     

Да, это тот самый мясоедовский крестьянин уходит через рожь в космос: мы помним, что Юрий Гагарин родился в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области) в крестьянской семье: его отец, Алексей Иванович Гагарин, был плотником, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева, — работала на молочно-товарной ферме. Да и первая женщина-космонавт Земли Валентина Терешкова родилась в деревне — Большое Масленниково Тутаевского района Ярославской области.

* * *

Дедушка русского флота, Мясоедов, 1871 Г. Мясоедов. Автопортрет

Как же складывалась судьба этого русского провидца, художника Григория Мясоедова, 180 лет назад — 7 / 20 апреля 1834 года — родившегося в селе Паньково Тульской губернии (ныне Новодеревеньковского района Орловской области), принадлежавшего к старинному дворянскому роду?

Биографы утверждают, что в детстве мальчик много читал, часто рисовал, в семье всячески поощрялся интерес ребенка к художеству. Обучение он начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И.А. Волков.

Читайте также:  «портрет мадам де помпадур», франсуа буше — описание

В 1853 году молодой человек поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, где проучился десять лет; в 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика» получил малую золотую медаль, в 1862-м — большую, за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», которую В.В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. Мясоедов был поощрен пенсионерской поездкой, пять лет находился за границей — в Берлине, Брюсселе, Париже, городах Италии и Испании. В Риме — занимался в частной Академии.

В 1867 году жил во Флоренции, где общался с Герценом, литературоведом Веселовским, художником Ге и их семьями. Там написал картину на сюжет «Божественной комедии» — «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

Это станет двумя основополагающими линиями в творчестве художника — историческая тематика и картины бытового жанра.

Именно Мясоедову принадлежала инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея у него зародилась еще в 1867 году, в Европе.

Первое общее собрание членов ТПХВ, объединившее питерцев и москвичей, состоялось 16 декабря 1870 года, на нем было избрано правление — во впечатляющем составе: Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, М.К. Клодт.

Мясоедов стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение 40 лет.

Первая передвижная художественная выставка открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге. Затем она была показана в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на ней картину «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)».

«Земство обедает» (1872)     

В марте следующего года открылась Вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось полотно Мясоедова «Земство обедает» (1872). В.В. Стасов отмечал, что в картине раскрыта главная задача передвижнического реализма — «стремление к реальному и повседневному». Вот как ее описывают искусствоведы: «Тихий провинциальный городок.

Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине.

Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту».

«Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873)     

В другом фундаментальном полотне Мясоедова, «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) мы тоже видим крестьян. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г-на Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность.

Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

В 1876 году художник переселился на хутор под Харьковом, увлекся садоводством и огородничеством. Тогда появилась его картина «Молебен на пашне о даровании дождя», на которой крестьяне просят помощи Всевышнего в засушливое лето. Теперь полотно выставлено в Национальном музее Варшавы. В 1887 году Мясоедов написал большую картину «Косцы».

В 1880-е признание публики получили пейзажи Г. Мясоедова — в том числе виды южного Крыма.

В конце 1880-х Мясоедов поселился на Полтавщине — в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой — уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

Полотно «Страдная пора» (1887) было приобретено государем Александром III.

В полтавскую усадьбу к Мясоедову приезжали погостить передвижник Ярошенко, врач Склифосовский, садовод Симиренко, писатели Бунин и Короленко.

Оставил Г. Мясоедов также работы, связанные с литературой: «Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого» (Новые истины; 1893), «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской» (1908).

Уверяют, что Мясоедов любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, — на альте. В музыке находил отдых и забвение от своих дум, от наступавшего разлада с жизнью. Бывал очень резок и саркастичен, не щадил никого. Вот характерное для этой личности самопризнание: «Все люди или глупы, или эгоисты до подлости.

Даже те, кого называют святыми какой угодно категории, действуют из эгоизма, конечно. А то, что называют альтруизмом, — просто замаскированный способ ростовщичества: дать и получить с процентами. И я, хотя не глупый человек, а от подлостей не могу избавиться.

В музыке забываюсь, она, исходя из подсознательного, помимо нашей воли, как рефлекс пережитого, есть чистое, неподкупное отражение чувства».

Однако Мясоедов занимался и религиозной живописью, в частности для храма Спаса на Сенной площади.

В 1890-1900 годы художник много работал в графической технике. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве, организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Известно, что Мясоедов резко выступал против декадентства, будучи приверженцем консервативного письма. Незадолго до кончины собирался написать три больших полотна под единым названием «Святая Русь».

Как говорят, Мясоедов не понимал и не признавал не только импрессионизм, но и чуждым было для него настроение Левитана или Чехова. На почве воззрений на суть и задачи Товарищества передвижников у него возник конфликт с Поленовым и Репиным.

«Я застал Григория Григорьевича в Товариществе во вторую половину его жизненного пути, когда человек как бы останавливается, оглядывается и, усталый, медленно идет дальше, — писал очевидец. — Он брел, разбитый сомнениями, разочарованный, брел одиноко, потеряв веру в людей. Внешность Мясоедова живо стоит в моей памяти.

Высокий старик с умным лицом, длинным и немного искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония или едкий сарказм. С Мясоедова Репин написал своего Грозного. Биографии Мясоедова я не знаю, но, видимо, ученические годы он провел в нужде.

Я слыхал от него такие воспоминания: «Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины.

Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

Молебен на пашне о даровании дождя     

В книге «Воспоминания о передвижниках» Я.Д. Минченков рассказывает о последнем периоде мастера: «Семьи у него не было, с женой он, видимо, давно разошелся, а сын не удовлетворял его ни характером, ни склонностями. Спутником его жизни стало одиночество.

Появлялся он в обществе редко, лишь в тесном кругу старых передвижников на их музыкальных собраниях. Иногда вечером на Васильевском острове можно было встретить высокую фигуру Мясоедова, бредущего по тротуару несколько неестественной походкой.

Это означало, что он шел играть в квартете и нес альт, который висел у него под шубой на животе, привязанный ленточкой через шею. «Музыка одна не лжет, как лгут люди», — вспоминались слова его. Наконец Мясоедов снова уехал к себе в Полтаву и поселился в старом своем доме в саду…

В первый же год на общем собрании нам, передвижникам, пришлось вставанием почтить память покинувшего нас старого товарища Григория Григорьевича Мясоедова, завещавшего похоронить себя по гражданскому обряду…»

Показателен этот путь — гордого и несчастного человека, захлопнувшегося в своем эго и похороненного, к прискорбию, без отпевания. Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

Был похоронен в саду усадьбы, но со второй попытки (сначала полтавское руководство разрешило хоронить только на кладбище, что и было сделано).

С 1926 года в усадьбе размещалась Полтавская гравиметрическая обсерватория.

* * *

Как о ветке с мясоедовского древа следует вспомнить и об Иване Григорьевиче Мясоедове (1881-1953), сыне знаменитого передвижника и тоже художнике, посещавшем частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. Фигура весьма яркая — как внешне, так и поведенчески. И.

Мясоедов закончил также Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем батальную мастерскую Императорской Академии художеств. Был также успешным тяжелоатлетом: на Всероссийском чемпионате по тяжелой атлетике 1909 года под псевдонимом Де Красац завоевал второй приз в средней весовой категории.

В том же году в Италии присутствовал как зритель на представлении тяжеловесов в римском цирке и, выйдя на арену из публики, превзошел в искусстве артистов-участников. Доставшийся ему денежный приз — весь кассовый сбор — отдал в пользу бедных итальянцев, пострадавших от землетрясения в Мессине. Устраивал выставки (работ отца и др.

), был ректором одного из киевских художественных учебных заведений. В 1919 году служил художественным корреспондентом в армии А.И. Деникина в Крыму. Обосновался в Берлине, три года провел в знаменитой Моабитской тюрьме за фальшивомонетничество (подделывал английские и американские купюры). Расписал фресками тюремную молельню.

В Берлине пользовался большим успехом как портретист. Там же написал цикл картин «на темы народной жизни Украины и России»: «Прощание с Павленками», «Татарское кладбище в Крыму», «Русский Пасхальный стол».

Снова был судим, перемещался по Европе, жил по фальшивым паспортам, очень много рисовал, оставил немалое творческое наследие (около 4 тыс. произведений!), которое теперь находится в разных музеях Европы, в том числе и в Полтаве (ранние работы). Стал автором первых профессиональных государственных почтовых марок Лихтенштейна.

Скончался в Буэнос-Айресе от рака печени. Несмотря на втянутость в водоворот смутного времени, в том числе и в духовных аспектах, Иван Мясоедов успел под руководством Ф.А. Рубо в 1910 году поучаствовать в создании знаменитой панорамы «Бородинская битва».

Читайте также:  «лаура», джорджоне — описание картины

* * *

Божий Промысл о нас, о том или ином человеке, увы, не всегда нам бывает понятен. Однако с 1881 года у нас есть повод остановиться в Третьяковской галерее у мясоедовского полотна «Дорога во ржи», размером 65 x 145 см, — вглядеться и задуматься о Русском Пути и Русском Космосе.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print70050.htm

Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/04/22/russkij_strannik_myasoedov/

Урок «К 185-летию русского художника Григория Мясоедова»

Мясоедов Г. PPTX / 21.37 Мб

Сценарий мероприятия К 185-летию со дня рождения Г. Г. Мясоедова

«Мясоедов был не только думающим,

но и глубоко чувствующим художником» .

Наш земляк русский живописец, Григорий Мясоедов был одним из создателей Товарищества передвижников, о степени его популярности свидетельствует обилие ходячих басен и слухов.

В годы политического диктата Мясоедов не вписался в официальное, разрешенное искусство, когда художников, как и писателей делили на чистых и нет.

И поэтому огромное творческое наследие художника преподносилось публике одной картиной «Земство обедает».

Мясоедов правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам. Был академиком живописи, а наравне с И. Репиным и В. Суриковым  — участником Всемирной выставки в Париже 1878 года.

Сведения о детстве Мясоедова очень скупы и неточны.

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково (Орловская губерния) 19 апреля 1834 года и был сыном мелкопоместного дворянина. Дворянский род Мясоедовых насчитывал около 350 лет, когда их предок Иван Мясоед вышел из Литвы на службу к русскому царю Ивану III. Мать умерла рано.

Детские годы мальчика прошли вместе с братьями Руфином (хорошо играл на скрипке) и Вадимом, сестрой Катенькой. Дед его был вспыльчив и жесток, а отец (который оставил армию и занялся хозяйством) мягок и добр, увлекался поэзией, рисованием, музыкой.

Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.

После обучения в мужской гимназии Орла, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Во время учебы Мясоедов Орловскую область не посещал, но никогда не забывал.На выставках постоянно появляются его новые работы — «подарки» своей малой родине: этюд с речкой Неручь, «Сельский вид», «Роща». Эти картины под заголовком «Орловская губерния» содержат не только орловские и тульские пейзажи, но и портреты друзей, родственников, земляков.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда, сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

В 1861 году Мясоедов женился на 26 — летней Елизавете Кривцовой, пианистке и педагоге. И последние годы обучения Мясоедов провел за границей вместе с женой.

Там он написал своеобразный свадебный подарок ей — жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. 29 ноября 1871 г.

в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота.

(Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

На II передвижной выставке (1872) экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян.

Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности.

Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г.

Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц». Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования.

Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа.

Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле.

Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

В 1880 году Мясоедов вступил во второй брак с Ксенией Ивановой, у них родился единственный сын Иван (1881-1953). Бывшие супруги оставались друзьями до конца жизни. Бывшая жена оставила Мясоедову дачу в Ялте, чтобы художник мог наслаждаться прекрасными морскими пейзажами.

После смерти второй жены Мясоедов ушиб ногу и стал жить со своей сиделкой Татьяной Васильевой. Рядом, во флигеле, работал сын Ваня. Несмотря на на различие в возрасте, взглядах отец и сын Мясоедовы постоянно поддерживали доброжелательные отношения. Его взаимоотношения и женщинами были всегда рыцарскими. Недаром друзья — художники Н. Ге, И. Репин и другие называли Мясоедова «Дон Грегорио».

В творчестве уже пожилого Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.

Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что это действительно так свидетельствует тот факт, что написанная им картина «Страдная пора.

Косцы», написанная в 1887 году, была лично приобретена императором Александром III.

Который, как известно был истинным ценителем всего русского, и отдавал предпочтение народным традициям, а не тем, что были привнесены из западной Европы.

На картине изображено поле, где в летнюю пору крестьяне косят рожь. На заднем плане изображено голубое небо, отчасти покрытое облаками. Вся картина словно пропитана умиротворением и жарким солнцем.

После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи, еще мы видим на картине голубые цветы васильков, белые лепестки ромашек, и одиноко чернеющий репейник. Красота труда крестьянского коллектива словно сливается с красотой природы, они как бы являются отражением друг друга.

Картина представляет собой отражение крестьянского быта, объединяющего все поколения в единый рабочий коллектив.

На переднем плане мы видим старика, далее широкоплечего крестьянина в белой рубахе, потом молодого кудрявого юношу, который пока еще с трудом справляется с такой работой, как покос ржи.

Но, тем не менее, он старается ни в чем не уступать своим старшим товарищам. Женщины, изображенные на картине, занимаются тем, что собирают скошенную рожь, и вяжут из нее снопы.

Вся картина проникнута любовью и уважением к крестьянскому труду, который являлся основой жизни российской империи. Величие и светлая красота крестьянского подвига – вот то, что хотел рассказать нам Григорий Мясоедов посредством своего полотна.

От просмотра картины «Страдная пора. Косцы» остается яркое впечатление, которое хочется сохранить в душе как что-то вечное, и не поддающееся тлению.

Давно уже рожь на российский полях убирается при помощи специальной техники. Труд крестьян не стал от этого более легким, он до сих пор один из самых изматывающих и подрывающих здоровье занятий.

Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием, которое отражено на картине Мясоедова.

Читайте также:  Портрет статс-дамы измайловой, антропов — описание

В поздний период художник много времени проводил в своей усадьбе Павленки под Полтавой. Организовав в этом городе рисовальные классы (1895), уделял особое внимание развитию художественного образования в Казани, Киеве, Ростове-на-Дону.

«Внешность Мясоедова живо стоит в моей памяти — высокий старик с умным лицом, длинным, немного искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. Голос у него был громкий бас. » (Вспоминал директор передвижных выставок В. Д. Минченков)

Григорий Григорьевич Мясоедов умер в Полтаве 30 декабря 1911 года.

Список литературы и интернет — источники

1. Хворостов, А. С. Г. Г. Мясоедов: известный и неизвестный, Орел, 2008.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мясоедов,_Григорий_Григорьевич

3. https://www.culture.ru/persons/8963/grigorii-myasoedov

4. https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-grigorij-grigorevich-myasoedov-biografiya-i-kartiny.html

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/k_185letiyu_russkogo_hudozhnika_grigoriya_myasoedova_205204.html

Описание картины Дедушка русского флота – Григорий Мясоедов

Из мрака льняного амбара свет выхватывает группу людей у старого ботика. Изысканно одетый купец Тиммерман дает царевичу Петру разъяснения, касающиеся находки. За царевичем бояре, сопровождающие будущего царя.

Прошлое и будущее великой страны составляют сюжет картины.

Прошлое – это бояре из царской свиты. Откровенно скучающие, равнодушные. Один из свитских изображен широко зевающим.

Убежденные в бессмысленности происходящего, сопровождающие царевича спешат вернуться к своим любимым занятиям: пирам, послеобеденному сну, да поискам службы полегче.

Будущее – сам царевич, молодой боярин в синем кафтане, мальчишки, снимающие чехлы с ботика. В этой группе ясно видно искреннее внимание к рассказу чужеземца. Интерес этот не праздный.

Возможно именно сейчас в голове юного царевича начинают зарождаться планы по перестройке всей огромной державы. Мальчишки – будущие солдаты “потешного” войска, государственные деятели нового образца. Молодой боярин – близкий друг будущего царя, сподвижник.

(No Ratings Yet)

  1. Сельский праздник – Борис Кустодиев Картины Кустодиева, рисующие идеальные сцены русской жизни, полны той самой повествователъности, что так поразила его у Брейгеля. Автор одной из……
  2. Пастушки – Владимир Маковский А это картина из детства. Детство – это всегда беззаботность, радость, игра. Игра есть и здесь: мальчишка постарше, вероятно, пастушок,……
  3. Суд Париса – Иоахим Эйтевал Картина написана голландским художником Иоахимом Эйтевалом по мотивам знаменитого древнегреческого мифа. Парис, в греческой мифологии сын царя Трои Приама. Зевс……
  4. Ливийская сивилла – Микеланджело Буонарроти Ливийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, предлагали всякому желающему……
  5. Белый камень – Николай Рерих Несколько названий у этого полотна – это и “Белый камень” и “Знак Чинтамани” и “Конь счастья”… И все имеют сокровенный,……
  6. Донна Гравида – Рафаэль Санти Женский портрет, известный с начала XIX века под названием “Беременная” , написан одновременно или чуть раньше Портретов супругов Дони. Все……
  7. Молодой сатир – Якоб Йорданс Картина живописца Якоба Йорданса “Молодой сатир”. Размер картины 135 х 176 см, холст, масло. Полное название картины фламандского художника “Молодой……
  8. Аякс защищает тело Патрокла – Михаил Козловский В маленькой скульптурной группе, созданной на сюжет одного из сказаний о Троянской войне, проступают черты монументальности. Скульптора-классициста увлекает тема героя,……
  9. Портрет Фридриха Мудрого – Лукас Кранах “Портрет Фридриха Мудрого”. Своего покровителя Лукас Кранах Старший запечатлел в прекрасном гравированном портрете. Скромные черты этого сильного и мужественного человека……
  10. Труд – Форд Мэдоксон Браун Аллегория труда во всех его формах, созданная Фордом Мэдоксом Брауном, – это самое амбициозное прерафаэлитское полотно на тему современной жизни……
  11. Ахилл у дочерей царя Ликомеда – Помпео Батони Картина итальянского художника Помпео Батони “Ахилл у дочерей царя Ликомеда”. Размер картины 170 x 121 см, холст, масло. Ликомед, в……
  12. Мальчик с корзиной фруктов – Микеланджело Меризи да Караваджо “Мальчик с корзиной фруктов” – это первая картина Караваджо, и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его……
  13. Первый Вселенский Никейский собор – Василий Суриков Четыре огромные композиции, созданные Суриковым для московского храма Христа Спасителя, стали, вообще говоря, результатом недоразумения. Оканчивая Академию художеств, молодой художник……
  14. Калка – Павел Рыженко События, изображенные на полотне, относятся к XIII веку, когда из-за раздробленности, непреклонной гордыни и тщеславия русских князей под предводительством Мстислава……
  15. Утопленница – Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к……
  16. Завтрак – Диего Веласкес Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения – к ним принадлежит и эрмитажный “Завтрак” –……
  17. Антиох и Стратоника – Помпео Батони История любви царевича Антиоха к своей мачехе Стратонике стала известна благодаря труду Плутарха “Сравнительные жизнеописания. Деметрий”. В XVIII и XIX……
  18. Песни без слов – Фредерик Лейтон Одна из многих “бессюжетных” работ Лейтона с ориентальным привкусом. Тонкой струйкой течет вода из источника. Пока наполнятся кувшины пройдет целая……
  19. Поклонение пастухов – Антон Рафаэль Менгс Полотно “Поклонение пастухов” написано Менгесом в Риме специально для испанской коллекции. В этом значительном для понимания творчества художника произведении хорошо……
  20. Берег моря ночью. У маяка – Иван Айвазовский Одна из самых ранних работ феодосийской коллекции художника и относится к ученическому периоду, когда Айвазовский занимался в Петербургской Академии художеств…….

Источник: https://art.goldsoch.info/dedushka-russkogo-flota-grigorij-myasoedov/

Потешные полки — настоящая армия. Как царевич Пётр играл «в солдатики»

Устаревшее понятие слова «потешный» — человек или предмет, служащий для развлечения. Именно для развлечения юного Петра Романова его отец, русский царь Алексей Михайлович, пригонял солдат на «потешную» площадку в московский Кремль. Их он набирал в Петровом полку, дислоцировавшемся неподалеку от царской резиденции.

Ребенок в свои четыре года был, как бы сказали современные детские психологи, гиперактивным. Ему нравилось играть в солдатики, но характер требовал размаха. Реалистичные игры с «живыми» игрушками больше подходили энергичному царевичу.

А. Кившенко. Петр Первый управляет парусным ботиком

Военная наука для царевича

Отец царевича Петра умер в 1676 году. После недолгого царствования Фёдора III (единокровного брата Петра) регентом малолетнего наследника стала его сестра Софья.

Петр подрастал, но увлечение ратными играми не закончилось. Развитый не по годам, тринадцатилетний подросток всерьез увлекся военным делом. Его окружение, «дядьки»-воспитатели, не препятствовали этому. Они видели слабость в правлении Софьи, да и время было смутное. Личные, хорошо обученные войска для царевича стали необходимостью.

Настоящие пушки

1683 считается годом основания первого потешного полка. Около сел Преображенское и Семеновское происходили уже нешуточные баталии — арсенал потешных войск пополнили настоящие пушки. «Господин бомбардир», как называли царевича, сам вел из них огонь.

Неподалеку, на Яузе, построили почти настоящую крепость, названную Пресбург. На ней юный полководец тренировался в штурмах, осадах и иных маневрах.

А. Кившенко. Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово

Потешные войска выглядели далеко не бутафорской силой и могли повлиять на развитие событий. (В конце 90-х годов XVII века борьба за власть между сестрой и братьями Петром и Иваном обострилась до предела.) Софья невольно сама способствовала этому, выделяя из казны крупные суммы на содержание и вооружение полков Петра.

Преображенский и Семеновский

Потешные войска состояли из двух полков. Вначале был Преображенский, с зелеными мундирами. По мере увеличения численности сформировали Семеновский — с синей формой. Такие названия они получили в честь сел, где стояли войска.

Полевые учения

Служба в этих частях не была потешной: весь день марш-броски, походы, учения, наказания за провинности. Все было по-взрослому.

Не отставал от солдат и Петр. Стрелял, брал штурмом крепость, в перерывах отдыхал прямо на поле. Именно здесь будущий император повзрослел, научился принимать важные решения.

Маневры могли проходить несколько месяцев, сражения и битвы были почти настоящими: формировали армию противника, назначали ее главнокомандующего и начинали «великие и страшные бои». Большое внимание царевич уделял и флоту. Там же, на Яузе, строились фрегаты, а Петр, постигая корабельную науку, учился плотничать.

Г. Мясоедов. Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика)

Друзья-однополчане

В потешных полках служили не только простые солдаты. В военные ряды были записаны друзья царевича по юности, иностранцы, например, Франц Лефорт, дети бояр и прочей знати того времени. Именно здесь сформировался круг единомышленников, ставший впоследствии опорой первого Всероссийского Императора.

Из потешных в настоящие

В 1692 году произошло объединение потешных войск в 3-й Московский выборный полк.

В 1693 и 1694 годах, уже взойдя на русский престол, Петр с солдатами бывшего Преображенского потешного, которыми руководил князь Ромодановский, совершил два похода по морю до Архангельска.

1695 год ознаменовался Первым, а 1696 — Вторым Азовским походом, в которых участвовали бывшие потешные, ставшие настоящими, полки и сам государь. В этих походах состоялось боевое крещение этих войск и Петра Первого.

А. Шхонебек. Взятие Азова

Бывшие потешные войска отлично проявили себя и в 1700 году, в сражении под Нарвой. В том бою русская армия потерпела поражение, но благодаря героизму солдат и военачальников ее остатки были спасены.

А. Коцебу. Битва при Нарве

Отличившихся Петр наградил серебряными нагрудниками и красными чулками, в знак того, что они сражались и не покинули поле боя, находясь по колено в крови. С тех пор для солдат Преображенского и Семеновского полков это стало обязательным атрибутом формы.

Так потешные полки юного царевича стала настоящими войсками императора и гордостью русской армии.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5b6ae8c4995e0f00add15ebd

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector