28.04.2016
- Константин Сомов «Дама в голубом», 1897—1900
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Реализм
В образе таинственной Прекрасной Дамы художник изобразил свою бывшую соученицу по Академии художеств Елизавету Михайловну Мартынову (1868–1905). Иногда предполагают, что она была одним из немногочисленных женских увлечений художника.
Работа продвигалась с перерывами, так как Мартынова уже была тяжело больна чахоткой и несколько раз выезжала на лечение. Картина была закончена в 1900 году и в первый раз выставлялась под названием «Портрет». Затем художник стал называть её «Портрет дамы в голубом платье», в музейной же традиции закрепилось более краткое «Портрет дамы в голубом».
Известно, что Мартынова была решительно против продажи картины кому бы то ни было. Узнав вскоре после первого показа картины о предложении Третьяковской галереи купить её у художника, она пишет Сомову:
Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне всё равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: „Вы не должны и не имеете права продать мой портрет“. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…
Тем не менее три года спустя портрет был всё-таки продан Сомовым Третьяковской галерее. Через год, в 1905, 37-летняя Мартынова скончалась от чахотки.
Подруга Мартыновой М. Ямщикова так описала свои впечатления от портрета:
-
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне
-
Автопортрет
-
Море
-
Осенние стога
Источник: https://greatartists.ru/dama-v-golubom/
Непростая судьба Дамы в голубом
Константин Сомов черпал вдохновление в мире галантных дам и мужчин, старинных парках и усадьбах. Потому-то и поместил Елизавету Мартынову в мир XVIII века и одел в широкое блестящее платье, нисподающее струящимися голубыми волнами.
Картину «Дама в голубом» современники художника называли его лучшей работой. Как только её не называли искусствоведы — «Джоконда современности», «образец декаданса в живописи», «проклятая», символ эпохи Серебряного века… Но вместе с тем были единодушны — работа выполнена гениально!
На портрете Сомова героиня подобна хрупкому цветку, выросшему в каком-то призрачном саду. Критики говорили, что в русской живописи того периода присутствует совсем немного портретов, представляющих собой в высшей степени знамение эпохи. Этим своим творением Сомов заявил о новом понимании женственности, создании идеала, своего образа «прекрасной Дамы».
Что художник сделал с этим лицом?
На картине изображена молодая женщина с кружевами на плечах и груди. У неё в руках книга стихов в кожаном переплете На заднем плане картины водоём, у которого музицирует на скамейке молодая пара. Виднеются деревья усадебного парка. Не забыл художник нарисовать и себя. Мужчина с тростью и есть автор картины.
Подруга Мартыновой Маргарита Ямщикова писала об этой картине: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?».
Художник создал возвышенный образ
Сомов не был увлекающейся натурой. Более того, скажем мягко — женщин он не особо любил. Однако его и Елизавету Мартынову связывала многолетняя дружба и ей он искренне симпатизировал. Они оба обучались в Академии художеств.
На тот момент Мартынов была одной из первых женщин, допущенных к обучению на живописном отделении. Она поступила туда в 1890 году. Но вскоре вынуждена была прервать учебу из-за болезни. Мартынова мечтала стать настоящей художницей, но планам так и не суждено было осуществиться.
Девушка заболела туберкулезом, и врачи рекомендовали лечение за границей…
Ещё в студенческие годы, в своих пробных этюдах Сомов воплощал личные ощущения от того, что на профессиональном языке художников называют живой натурой. В 1897 году он начинает трудиться над совершенно новым серьёзным портретом Мартыновой.
В результате художнику удалось создать возвышенный, если не сказать, трагический образ. К слову, на самом деле Мартынова была очень жизнерадостным человеком и буквально бурлила энергией. Однако на портрете этого не чувствуется.
Совет Третьяковки высказался против приобретения картины
Работа длилась около трёх лет с перерывами из-за поездки Сомова в Париж и лечения Мартыновой в Тироле. Её портреты писали художники Иосиф Браз, Лев Бакст, Филипп Малявин.
Однако появившаяся на выставке «Мира искусства» в 1900 г. «Дама в голубом» тут же стала считаться одной из лучших. На портрет обратили на себя внимание члены Совета Третьяковской галереи.
Художник Валентин Серов, который в нём состоял, рекомендовал приобрести эту картину для галереи.
Надо сказать, что в то время собрание Третьяковки состояло преимущественно из работ художников-передвижников. Так что картина Сомова казалась на их фоне слишком декадентской.
По этой причине многие члены Совета Третьяковки стали высказываться против её приобретения и отклонили из опасений нарушить цельность собрания.
С большим трудом Серову удалось их переубедить, и «Дама в голубом» пополнила знаменитую коллекцию.
Мартынова была против продажи картины
Сама Елизавета Мартынова была категорически против продажи картины.
Сохранилось её письмо, в котором она умоляла и требовала не продавать работу в Третьяковскую галерею: «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…».
Все хотят понять особу на портрете
Сомов не внял просьбам Мартыновой. Он бедствовал и банально нуждался в деньгах. Картина была продана Третьяковской галерее. А вскоре Елизавета Мартынова умерла. Ей было неполных 36 лет. Случайное совпадение привело к тому, что картина начала обрастать домыслами. Картина приобрела если не дурную, то далеко не однозначную, а зачастую и просто мистическую славу.
Многие ценители живописи стали обходить её стороной… Молодые женщины и вовсе старались не задерживаться возле «Дамы в голубом». Говорят, что многие из них потихоньку крестились, разглядывая грустное лицо модели.
И всё-таки большинство любителей портретной живописи смотрят на «Даму…» с интересом и хотят понять эту утончённую особу. Но пока это никому не удалось. Тайные мысли Елизаветы Мартыновой, воплотившей в своем образе целую эпоху, художник спрятал очень далеко…
Учителем художника был Илья Репин
Константин Сомов родился в Санкт-Петербурге в семье хранителя Эрмитажа, Ивана Андреевича и Надежды Константиновны Сомовых. Его матушка была образованным человеком и прекрасным музыкантом.
Кроме него, в семье подрастало ещё два сына Владимир и Константин и дочь Анна. Гимназию Константин не окончил, так как ему никак не давались естественные предметы.
Однако художник и историк искусства Александр Бенуа, с которым познакомился во время учебы, его всячески поддержал и помог поверить в себя.
Затем была учёба в Академии художеств, где будущий русский живописец познавал основы рисунка и цвета. Среди педагогов Сомова был сам Илья Репин. Именно он назвал своего ученика «способным юношей».
Однако, Константина Сомова не удовлетворяли изображения передвижников. Он не видел в них ничего нового: все те же демократизм и социальное просветительство. Действительность отталкивала его.
Поэтому начинающий художник погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы.
Но вместе с тем он не собирался стать копиистом…
Из Мадонны художник сотворил Еву-соблазнительницу
Во время учёбы в Париже, а было это в 1897-98 годах, Константин Сомов увлёкся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов. Вместе с Александром Бенуа разыскивал у букинистов старинные картинки, на которых изображались нелепости и курьёзы…
В итоге в Петербург Сомов возвращается уже сформировавшимся художником и заканчивает портрет Мартыновой. Затем тему женственности можно будет проследить в его работах: «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая женщина в синем платье», «Волшебница», «Коломбина». Современники считают, что художник Сомов из Мадонны сотворил Еву-соблазнительницу.
А один из исследователей его творчества и вовсе написал: «И горе той, которая попадёт ему на зубок! Мало-помалу, он снимает с неё все уборы — лоскуток за лоскутком, до тех пор, пока не останется бездушный манекен, которым он вертит как игрушкой».
Многоликий Сомов
Следует сказать, что Сомов многолик. Его пейзажи резко отличаются от им же написанных условно-маскарадных и кукольных героев. Именно в пейзажах художник сумел перенести на полотно призрачный свет белых ночей, блики солнца на нежной траве.
В 1919 году он создает шедевр «Радуга», наполненный покоем и лучезарным светом. После грозы солнце выглянуло из-за туч, все залило своими лучами, и появилась радуга. Ею любуются женщины под зонтиками.
С берёз при малейшем дуновении ветра еще льются капли дождя. Белизна стволов, ажурная вязь листвы и листьев, яркая свежая зелень молодой травы, промытой дождем, приволье и мелкие кустики очаровывают зрителя.
Его театрализованное полотно «Арлекин и дама» смотрится совершенно иначе. Там художник в работе использует гуашь и акварель. Дама и кавалер прогуливаются в глубине аллеи, но на первый план выходят их двойники, картонные куклы – Арлекин и Коломбина. Героев окружает изысканная театральная декорация: свисающие ветки создают арку, в ночи сверкают фантастические огни фейерверков…
Усталая порочность не всерьёз
Тему арлекинских пасторалей сменяет эротическая тема. В 1907 году в Германии выходит антология эротических сочинений авторов XVIII века «Книга Маркизы. Сборник поэзии и прозы», иллюстрированная эротическими рисунками Сомова. Историки считают, что Сомов ввёл в русскую графику эротику как иронический жанр, которая выглядела, как выражались критики, «усталой порочностью не всерьёз».
Российский и советский искусствовед и художник Степан Яремич говорил, что «Сомов по своей природе мощный реалист, родственный Вермеру-ван-Дельфту или Питер-де-Гоху, и драматизм его положения заключается в раздвоении, в которое попадает каждый выдающийся русский живописец… Едва ли есть другой художник, настолько одаренный способностью самого острого и проникновенного наблюдения, как наш Сомов, который бы уделял так много места в своем творчестве чисто декоративным задачам и прошлому».
Париж он знал и любил
Но его работы понимали не все. Это несколько угнетало уточненного эстета. А уж когда грянула революция, Сомов и вовсе почувствовал себя чужим на родине. В 1923 году он, отправившись в США на выставку, остаётся там. Америка ему не понравилась. В Россию возвращаться не желал. Там ему всё было чуждо.
В 1925 году переезжает в Париж, который знал и всегда любил. Именно там он может свободно творить. По всей видимости, особо по родине не скучает, хотя и пишет своей сестре письма каждые три дня. У Сомова много дел. Он открывает секреты старых мастеров и рисует великолепные натрюрморты…
Жизнь художника оборвалась внезапно в 1939 году в Париже. Последнее время он жил в каком-то тревожном напряжении, беспомощности от прогрессирующей болезни ног и ожидания войны. При всем ощущении одиночества рядом с Сомовым были друзья по «Миру искусства» и, прежде всего, Александр Бенуа. А потом Константина Сомова надолго забыли.
Его заново открыли в конце XX столетия.
Интересные факты
Две картины Константина Сомова побили на аукционах все рекорды стоимости. В 2006 году «Русская пастораль» (1922 год) ушла на аукционе «Кристис» за два млн четыреста тыс. €.
Через год картина «Радуга» была куплена на этом же аукционе за три млн семьсот тыс. €.
- Наталья Швец
- Репродукция картины Константина Сомова «Дама в голубом»
- Публикация по теме «Сто шедевров живописи» — «Ценители живописи сразу отметили «Рыболова» Василия Перова»
Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/neprostaya-sudba-damy-v-golubom.html
Один из лучших портретов К.Сомова."Дама в голубом". | Волшебная сила искусства
Константин Андреевич Сомов родился 30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе.
В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).
«Дама в голубом»( 1897-1900гг)(портрет художницы Е.М. Мартыновой)
Как чистый и нежный цветок, занесенный из каких-то неведомых светлых садов.
Немного найдется в русской живописи начала XX века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как «Дама в голубом». В этом произведении К.
Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ «Прекрасной Дамы», отразил свое представление о поэтическом и возвышенном — далеком от повседневных будней.
Художник был давно дружен с Елизаветой Михайловной Мартыновой, видимо, она была одним из немногочисленных увлечений К. Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств, рано начал писать ее.
К поэтическому образу Е.М. Мартыновой художник обращался много раз. Еще в годы совместного обучения, в самых первых этюдах он воплотил непосредственные впечатления от живой натуры. А в 1897 году К.
Сомов приступил к работе над портретом.
Перед художником была очень интересная модель, и его волновала мысль о портрете-картине, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Молодая женщина в пышном, сильно декольтированном платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника.
Интерес к духовному миру человека связывает К. Сомова с традициями русской портретной живописи, и вместе с тем «Дама в голубом» намечает новую тенденцию. Художник отказался от всего случайного, бытового, он поднял созданный им образ над повседневностью, придав ему возвышенное очарование.
Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром.
Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого. Это — женщина конца XIX века. Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ.
И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями…
На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на тонкую шею, худые покатые плечи, затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину.
Подруга ее, М.
Ямщикова, писала: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Действительно, глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
«Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена.Взгляд её воспалён,губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Она больна, и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество.
«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусств» в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием «Портрет», а через три года она была приобретена Третьяковской галереей. «Дама в голубом платье», просто «Дама в голубом» — под такими названиями портрет Е.М. Мартыновой вошел в историю русской живописи.
Не всё так просто.Вокруг этого портрета много домыслов и предположений ,говорят,что это роковой портрет.
Вот отрывок из Е.М. Мартыновой (1868-1904) письма Сомову, написанного при известии о том, что он хочет продать портрет. «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно…
Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги…
Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»
Через 3 года картина всё же была продана ГТГ. Сомову, очевидно, нужны были деньги. А Елизавета Михайловна Мартынова умерла в 1904г . К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 года.
Возможно её смерть просто совпадение.
Я считаю,что это один из лучших портретов художника.А вам понравился портрет? Что вы думаете о роковой судьбе женщины?
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1608953
«Дама в голубом» Сомова и её диагноз
Картина 1897-1900 годов — одно из знаменитых полотен Серебряного века, символ его загадочности и любви к прошлому. А как это связано с биографией натурщицы?
Картина в залах Третьяковской галереи
По выражению искусствоведа той эпохи Игоря Грабаря эта картина — «Джоконда современности». Как и в полотнах Борисова-Мусатова, здесь не только наслаждение красотой, но и любование уходящим очарованием помещичьей России.
МОДЕЛЬ
Елизавета Мартынова, которая позировала Сомову на портрете, была одной из немногих женских симпатий художника (обычно он предпочитал мускулистых юных спортсменов, причем во всех смыслах «предпочитал»).
Константин Сомов. Обнажённый юноша (Б. М. Снежковский). 1937
Художник познакомился с Мартыновой, дочерью врача, во время учебы в Императорской Академии художеств — она была в числе учеников набора 1890 года, когда женщинам впервые разрешили поступать в это учебное заведение. Удивительно, но произведений самой Мартыновой, кажется, не сохранилось. Однако ее портреты писали не только Сомов, но и Филипп Малявин и Осип Браз.
Вместе с ней училась художница Анна Остроумова-Лебедева, которая в своих мемуарах мимоходом отметила, что, хотя Мартынову писали всегда высокой статной красавицей, на самом деле она была маленького роста. Характер у художницы был эмоциональный, гордый и легкоранимый.
Осип Браз. Портрет Е. Мартыновой. 1896. ГТГ
Судя по словам Остроумовой-Лебедевой (записанным Л. Шапориной), сама Мартынова тоже питала некие чувства к Сомову. «Он был влюблен не только в Мартынову, но и в меня» — говорила Остроумова-Лебедева. По ее словам, когда она жила в Париже, Сомов снимал квартиру в том же доме, и когда получал из Ниццы от Мартыновой корзины с цветами, не открывая их, приносил Остроумовой-Лебедевой.
Сомов писал Мартынову несколько раз: в 1893 году акварелью в профиль, через два года — карандашом, а в 1897 году он создал ее небольшой портрет маслом на фоне весеннего пейзажа (Астраханская художественная галерея).
Константин Сомов. «Дама с весенним пейзажем». Астраханская государственная картинная галерея
«Даму в голубом» же Сомов создавал с перерывами три года: из них художник два провел в Париже, а Мартынова для лечения болезни легких на долгое время поселилась в Тироле. В один из этих периодов её написал Федор Малявин — на одре болезни.
Федор Малявин. Портрет Е. Мартыновой. 1897. ГРМ
Мартынова страдала туберкулезом — болезнью, которая была неизлечима в ту эпоху. Именно эта болезнь придает особенную хрупкость образу Дамы в голубом. Среди симптомов: бледность, апатия, потеря веса, из-за которой заостряются черты лица, яркий «чахоточный румянец».
Другой прием, которым Сомов достиг особенного ощущения от полотна, нам с первого взгляда не понятен. Дело в том, что он нарочно нарядил свою натурщицу в очень старомодное платье, примерно 1850-х годов.
В ту эпоху, когда создавалась картина, таких силуэтов уже не носили. Кроме того, художник помещает ее фигуру на пейзажный задник, типичный для Серебряного века — полузаброшенный, сумрачный усадебный парк.
Подозревают, что одна из фигур в сумраке — автопортрет Сомова.
***
Лечение не помогло: примерно через четыре года после окончания полотна Мартынова скончалась от чахотки в возрасте около 36 лет. Семьи у нее, видимо, не было (вообще информация о ней самой достаточно скудна).
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592e89117ddde8b70fb1ba03/5b939184aa006a00ac5b348c
Картины, описание картин — Дама в голубом. Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой. 1900 — Музей Арт-Рисунок
Настоящ ий художник на протяжении всей своей жизни создает собственный, особый мир. Например, В.М. Васнецов строил в старой Москве деревянный терем, Б. Кустодиев поселил своих купцов и купчих в небольшом городке на берегу Волги.
Константин Сомов местом для своих героев избрал окрестности Петербурга и время — XVIII век, век красоты, галантности и милых забав. В XVIII веке, в милых вещицах и парковой архитектуре того времени, в томных гавотах и менуэтах художник черпал свое вдохновение.
Чтобы по-настоящему проникнуть в мир прошлого, Сомов погружается в изучение и собирание разного рода источников, в которых видит живые свидетельства очевидцев. Такими источниками были для него мемуары, поэзия и проза XVIII века, музыка, романсы и, конечно, изобразительное искусство — рисунки, гравюры, картины.
Сомов внимательно изучал старинные, пожелтевшие от времени альбомы, всевозможные изображения, пытаясь уловить характерные черты облика людей XVIII века — их позы, походку, жесты, ритмы движения, костюмы, прически. Соприкасаясь со всем этим материалом, художник как бы вдыхал аромат эпохи и постигал ее своеобразие.
Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов.
Константин Сомов, как и другие художники «Мира искусства», не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств.
Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительско й социальной направленностью , а также и от эстетической теории Н.Г. Чернышевского. Бытовому жанру эпигонов передвижничеств а К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого — в эпохи рококо и ампир.
Для своих картин Сомов избрал «старинный язык», потому что он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины».После возвращения на родину из-за границы К. Сомов почувствовал себя «настоящим художником», совсем взрослым и крепким.
Он начинает сразу три картины — «Вечер», «Дама в голубом» и «Остров любви». Все они являют собой зрелище строгой и прекрасной разработки художником близкого его сердцу мира — мира XVIII века.«Дама в голубом» (портрет художницы Е.М.
Мартыновой) — как чистый и нежный цветок, занесенный из каких-то неведомых светлых садов. Немного найдется в русской живописи начала XX века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как «Дама в голубом».
В этом произведении Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ «Прекрасной Дамы», отразил свое представление о поэтическом и возвышенном — далеком от повседневных будней.
Художник был давно дружен с Елизаветой Михайловной Мартыновой, видимо, она была одним из немногочисленны х увлечений Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств. К поэтическому образу Мартыновой художник обращался много раз. В 1897 году Сомов приступил к работе над новым портретом Мартыновой.
Перед художником была очень интересная модель, и его волновала мысль о портрете-картин е, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Молодая женщина в пышном, сильно декольтированно м платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника.
Художник переносит Мартынову в мир прошлого, облекает ее в старинное платье, помещает на фоне условного декоративного парка. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема — все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», Сомов стилизует пейзаж.
Например, пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших картин старых мастеров.
Созданный Сомовым ретроспективный портрет стал новым явлением в русском искусстве. Художник был первым, кто поставил перед собой эту задачу и блестяще решил ее. Кроме того, художник отказался от всего случайного, бытового, он поднял созданный им образ над повседневностью , придав ему возвышенное очарование.
Прежде всего зрителя в портрете Е.М. Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого.
Это — женщина конца XIX века. Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями…
На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М.
Мартыновой полна особой грации и женственности. А между тем в жизни Е.М. Мартынова была веселой, жизнерадостной. Подруга ее, М.
Ямщикова, писала: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенн ости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Действительно, глубина проникновения Сомовым в этот образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
Чтобы ярче передать утонченность образа своей модели, К. Сомов прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесенной к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное.
Обычно в своих портретах Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением.Несмотря на парадность портрета, в нем звучит скрытая задушевная нота. И она заставляет зрителя пережить настроение героини, проникнуться к ней тем сочувствием, каким был полон и сам художник.
Между этой грустной женщиной и изображенными в глубине лицами нет сюжетной связи, нет взаимодействия.
Мужская фигура, обликом напоминающая самого Сомова, а также жанровая сценка еще острее подчеркивают ее одиночество. Темная плотная купа деревьев словно отгораживает это хрупкое создание от окружающего мира.
«Дама в голубом» трагична, она устала, надломлена. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Она больна, и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья».
Современный человек с его тоской и неудовлетворенн остью противопоставле н на картине Сомова гармоничному миру прошлого — миру XVIII века, но это опять же не ощутимо реальный мир, а идеальный.
«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусств» в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием «Портрет», а через три года она была приобретена Третьяковской галереей.
Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/665-somov-konstantin-andreevich/detail/4827-somov-konstantin-andreevich2
Описание картины Константина Сомова «Дама в голубом»
Описание картины Константина Сомова «Дама в голубом»
В картине «Дама в голубом» Константин Андреевич Сомов изобразил свою близкую подругу и коллегу по ремеслу – художницу Евгению Мартынову. Художник создал портрет-ретроспективу, поместив свою модель в стилизованный парк и одев ее в старинное роскошное платье. Некоторые исследователи считают, что в этом портрете Сомов изобразил Прекрасную Даму мифического Серебряного Века, некий возвышенный образ идеальной женщины, которую, увы, не встретишь, просто идя по улице.
Кажется, что это обычный парадный портрет – красивая молодая женщина в дорогом старинном платье, с томиком стихов в руках стоит на фоне деревьев парка. Но при взгляде на это произведение мы видим не просто красивую картинку, мы ощущаем грусть героини портрета, проникаясь сочувствием к бледному болезненному ангелу, невесть откуда залетевшем на эту грешную землю.
Композиция картины выстроена безупречно – стройный женский силуэт практически идеально вписан в рамки полотна, синее роскошное платье с кружевами подчеркивает хрупкость и одухотворенность лица героини. От тяжелых дорогих тканей платья дамы на ее бледное печальное лицо падают голубоватые тени.
Темная зелень кустов позади женщины как будто отгораживает ее от всего остального мира. Все краски этого старинного парка-воспоминания как бы выцвели и пожухли. На заднем плане картины виднеется озеро, на берегу которого играют музыканты. То есть там вроде бы протекает обычная жизнь, но выглядит этот фон как старая выцветшая фотография, моментальный снимок ушедшей реальности.
Одна только дама не является частью этого старого фото, она реальна, как может быть реален ангел в облике человека. На дне ее больших печальных глаз – страдание и боль. Во всем ее облике ощущаются усталость и надломленность. При взгляде на нее зритель проникается той щемящей тоской, которую испытывал и сам художник, рисуя этот портрет.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-konstantina-somova-dama-v-golubom/
Портрет с открытки. Е. М. Мартынова — кто эта дама в голубом?
Природа наделила ее даром, который мог позволить ей исполнить мечту. Елизавета Мартынова была талантлива.
Недаром она не только поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году, но и успешно закончила ее со свидетельством на право преподавания. Мартынова была одной из первых женщин-художников, удостоившихся этой чести.
Нельзя забывать, что в то время женщин практически не допускали до обучения в Академии. Живопись — прерогатива мужчин. Таков был жестокий закон мира искусств.
Мартынова пошла против этого закона. Я не знаю, сохранились ли работы Мартыновой и можно ли их где-то увидеть. Я не нашла такой информации, к сожалению. Зато ее любили рисовать друзья-художники. Кроме Сомова, ее рисовали Иосиф Браз, Лев Бакст и Филипп Малявин.
Но наиболее известна, конечно, картина Константина Сомова «Дама в голубом». Картина писалась в течение трех лет — с 1897 по 1900 годы. Причина этого в болезни Елизаветы Мартыноыой. Туберкулез.
Да, у нее была та страшная болезнь, что унесла так много талантов в молодом возрасте. Болезнь прогрессировала, Елизавете приходилось уезжать на лечение за границу.
Но по возвращении работа над портретом продолжалась, и он все-таки был закончен.
Картину «Дама в голубом» критики единодушно называют Символом эпохи Серебряного века, лучшей работой Сомова. Картина необычна. Сомов в ней противопоставляет прошлое и настоящее — старинный парк, старинный наряд и современная женщина в нем со своим духовным миром.
Хрупкая, печальная, бледная, с потрескавшимися губами, воспаленным блеском в глазах и нездоровым румянцем на щеках. И бесконечно одинокая. Сомов словно идеализирует ее одиночество и болезненность, поэтизирует их.
Роскошное голубое платье лишь подчеркивает отрешенность героини от сего мира.
Портрет Мартыновой был воспринят некоторыми друзьями негативно. Ведь большинство из них знали Елизавету совсем другой — веселой, беззаботной, общительной. Известны слова подруги Мартыновой М.
Ямщиковой: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Видимо, Сомов сумел увидеть глубинное. Говорят, что Елизавета Мартынова была едва ли не единственной женщиной, к которой Сомов испытывал влечение.
Впервые на суд зрителей картина под названием «Портрет» (название «Дама в голубом» появилось позже) появилась в 1900 году на выставке «Мир Искусств» и сразу же привлекла к себе внимание. Сомову поступило выгодное предложение от членов совета Третьяковской Галереи о продаже этой картины в музей.
И вот тут произошла почти мистическая история.
Узнав, что Сомов ведет переговоры с Третьяковской галереей, Елизавета Мартынова категорически воспротивилась продаже.
Она написала Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: „Вы не должны и не имеете права продать мой портрет“.
Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»
Что это было? Знак свыше? Предчувствие? Или всего лишь каприз?
Мартынова сама была художницей и прекрасно знала, что полотна пишутся для зрителя. А тут такая категоричность, почти требовательность.
Увы, Константин Сомов продал картину Третьяковской галерее. Нужны были деньги или на то были другие причины. Но в 1903 году картина Константина Сомова «Дама в голубом» была выставлена в Третьяковской галерее.
А вскоре после этого (точно не известно, то ли в том же 1903, то ли на следующий год) Елизавета Михайловна Мартынова умерла. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Ей было 37 лет.
Мечта Мартыновой исполнилась. Она прославилась. Не так, конечно, как хотела. Не как великая художница. Всего лишь в качестве «прекрасной незнакомки» Константина Сомова, в качестве «Дамы в голубом».
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/63072/
Константин Сомов. Окончание
Б.М.Кустодиев. Портрет К.А.Сомова. 1914.
(Начало здесь и здесь) Академию Художеств Константин Сомов полностью не закончил, но из всех участников кружка «Мир искусства» он был единственным, кого не причислишь к числу дилетантов:
он был художником с хорошей академической подготовкой. В 1897 году Константин Сомов уезжает доучиваться в Париж и возвращается в Россию через два года – в 1899 году.
Начинается самый плодотворный период его творчества, который продолжается вплоть до отъезда за границу в 1923 году. Его талант только расцветал и набирал силу.
Он выработал для себя строгие правила работы, которым всегда следовал: неторопливость, кропотливость, обстоятельность, безупречность исполнения, выразительность и блеск мастерства.
У него появились свои технические секреты, например, чтобы акварели излучали особое матовое свечение, он «купал» их в теплой воде с мылом особым способом.
Лучшей работой этого периода, да, пожалуй, и всего творчества художника, является картина «Дама в голубом».
Он пишет ее с перерывами из-за болезни Елизаветы Михайловны Мартыновой, которая ему позировала, почти четыре года – с 1897 по 1900 год.
История отношений Сомова и Мартыновой известна: она любила его, он тоже был к ней неравнодушен, что с ним в отношениях с женщинами случалось редко. Были они знакомы еще со времен учебы в Академии. Впечатлительная, мечтательная девушка и начинающая художница была смертельно больна туберкулёзом легких.
Но ее интеллектуальный, тонкий, почти воздушный образ стал для художника воплощением Вечной женственности, которую он чувствовал и в себе. Не будет преувеличением сказать, что художник, по сути, писал себя в женском облике, что многое объясняет и в самой картине.
К.А.Сомов. Дама в голубом
Елизавета Михайловна одета в платье XVIII века с открытыми плечами и помещается в декорации того времени — сад, водоем, статуи вдоль садовой аллеи, томный летний вечер… Вдали за водоемом чуть различима парочка в нарядах того же времени: мужчина играет на флейте, а женщина млеет, с вниманием слушая своего визави.
Но листва деревьев, на фоне которой стоит дама, выглядит как на выцветшем гобелене – тусклая и стертая. На нее словно падает тень от страдающей женщины, изображенной на картине.
Взгляд дамы, полный грусти, боли, печали и почти отчаяния, нездоровый румянец и тени под глазами, болезненное выражение губ говорят, что она балансирует между двумя мирами: жизнью и смертью, миром реальным, где жизнь – всего лишь маска небытия, и миром инобытия.
Эта философия жизни самого художника передана цветовой гаммой, больше характерной для иконографии, чем для светской живописи. Голубой цвет с разными его оттенками (от бледно-голубого до ярко-синего) появляется в портрете не случайно. В иконографии он означает мистическую тайну бытия и в этом цвете писались иконы мистиков.
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.
***
Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.
(Бараташвили, в переводе Б. Пастернака. Отрывок)
Синий цвет — это цвет небесный, цвет голубой мечты, потустороннего мира, недостижимого и несбыточного. Белый цвет – цвет чистоты, святости и преображения. В него облекаются только чистые души. Такой он увидел Елизавету Михайловну.
К.А.Сомов. Синяя птица. 1918. Та же идея мечты и реальности, пытающейся убить мечту.
Портрет выполнен на контрастах: между мечтой и реальностью, безмятежным XVIII веком и рефлексивно-страдающим XX, между небом и землей, вечностью и конечностью, бытием и инобытием, чистотой и греховностью. И между этими мирами, соединяя их, стоит одинокая фигура самого художника, чуть различимая вдалеке и сбоку.
Когда Елизавета Михайловна Мартынова увидела портрет, она была потрясена, но она не поняла другого — того, что Сомов писал не только, и даже не столько, ее. Он писал себя и свою собственную боль, свое мистико-трагическое ощущение мира. Это был манифест его искусства.
В эти же годы он пишет еще две картины: «Вечер» и «Остров любви», в которых повторяются те же мотивы одиночества, сомнений, щемящей тоски и несовместимости художника с реальностью, так ясно прозвучавшие в «Даме в голубом».
К.А.Сомов. Остров любви. 1900
Елизавета Мартынова не поняла этого и пишет художнику письмо с просьбой не продавать портрет, но портрет был продан Третьяковской галерее, которую он украшает до сих пор.
Не продавайте мой портрет*!
Я лишь для вас и для искусства,
порою обнажала чувства…
и взгляд светился нежной грустью…
Лишь вам я свой дарила свет…
Не продавайте мой портрет!
Да, вы дарить не обещали,
лишь улыбались и молчали…
Но можно ли продать печали,
продать души моей секрет?
Прошу, сожгите мой портрет!
Отдайте даром в галерею,
о большем я просить не смею…
О, нет, я не себя жалею…
Не продавайте мой портрет!
(Романс. Ирина Каховская Калитина)
К.А.Сомов. Вечер, 1900-1902
В эти годы произошло еще одно очень серьезное событие, которое позволило Константину Сомову раскрыть свои устремления и талант: дружба художника с Александром Бенуа привела его в кружок «Мир искусства», а потом и в журнал с одноименным названием.
Здесь начался расцвет его декоративно-прикладного таланта, вершиной которого стала «Книга Маркизы». Умение Сергея Дягилева, ставшего организатором и вдохновителем задуманного проекта, а потом и русских сезонов за границей, способствовало «раскручиванию» имен художников, входящих в число «мирискусников».
Константин Сомов быстро стал популярным, кот заказов не было отбоя, он не успевал их выполнять. В журнале «Мир искусства» художник был, как сегодня бы сказали, арт-директором. Он оформлял обложки и страницы журнала, иллюстрировал книги поэтов и писателей, очень любил камерный жанр: делал эскизы экслибрисов, театральных программ, визиток, календарей, дней недели.
К.А.Сомов. Четверг. 1904
И хотя Константин Сомов не был включен в театральную жизнь так, как, скажем, Бенуа или Бакст, но тоже иногда делал эскизы костюмов для балета. Здесь сказывалась личная неприязнь к Сергею Дягилеву, которого он презирал как безродного выскочку.
Сомов много работал в книгоиздании и оформлении книг. Книжные иллюстрации художника наполнены той же мистикой и символизмом, что и его картины. В этом ключе проиллюстрированы «Граф Нулин» А.С.Пушкина, «Портрет» и «Невский проспект» Н.В.Гоголя, сборники К.Бальмонта «Жар-птица», А.Блока «Театр», А.Бенуа «Царское село» и других авторов.
К.А.Сомов. Обложка к сборнику К.Бальмонта «Жар-птица: свирель славянина»
В живописи Сомов продолжает тему Вечной женственности, которая переплетается у него с эротической темой. Полное воплощение она получила в иллюстрациях к «Книге Маркизы» и картинах «Обнаженный среди цветов» (1903), «Эхо прошедшего времени» (1903), «Дама в розовом платье» (1903), «Осмеянный поцелуй» (1908), «Пьеро и дама» (1910), «Язычок Коломбины» (1915) и другие.
Очень популярными стали его графические портреты известных поэтов, писателей и художников начала века. Они лаконичны, но очень точно передают характер каждого. Александр Блок (1907) у художника получился с мрачным, вялым, уставшим мертвым лицом, разделенным на две половины: белую и темную.
К.Сомов. Портрет А.Блока
Михаил Кузмин (1909) – похожим на смуглую и мрачную маску, взгляд которого устремлен в иной мир, Евгений Лансере (1907) – серьезным и сосредоточенным, Мстислав Добужинский (1910) – гений городских пейзажей и ужасов – испытующе заглядывающим в бездну души. Все эти портреты принадлежат людям двадцатого века с раздваивающимся сознанием, противоречиями, внутренними бесами и сомнениями.
Самыми обворожительными, гармоничными и поэтичными были его пейзажи. Он пишет их всегда только с натуры, в отличие от манекенов и бездушных масок на картинах из времен XVIII века.
В природе он находил отдушину, они распространяют тепло и покой. Таковы его картины «На балконе» (1901), «Ораниенбаум» (1901), «Пейзаж с радугой» (1915 и 1919), «Лето» (1904 и 1919), «Зима.
Каток» ( 1915), «Осень» (1905) , «Летнее утро» (1920) и другие.
От пейзажей Сомова веет свежестью, романтизмом деревенского быта, поэзией естественной жизни, где свободно разгуливают коровы, а люди наслаждаются красотой природы. Все его пейзажи очень искренние и передают одухотворенный и таинственный образ самой природы.
К.Сомов. Лето. 1919.
Революцию 1917 года художник встретил поначалу, как и все интеллигенты, с воодушевлением. Но по мере того, как становилось ясно, что той свободы, о которой они мечтали, революция не несет, многие друзья-художники стали уезжать за границу.
Уехал во Францию его самый близкий друг и помощник в течение долгих лет Мефодий Лукьянов или Миф, как звали его знакомые и сам художник. Он поселился в сельской местности Франции, поскольку тяжело болел чахоткой и ему нужен был свежий воздух и хорошее питание.
В революционной России Константина Сомова поначалу сильно не прижимали, хотя и заставили выехать из большой квартиры в маленькую двухкомнатную.
В ней едва поместилась его уникальная коллекция, но на нее ему дали охранную грамоту и ее не конфисковали.
Сомов продолжал работать, но с Советской властью предпочитал держаться на расстоянии вытянутой руки, в отличие, например, от Бенуа, который тесно с ней сотрудничал.
К.А.Сомов. Портрет Мефодия Лукьянова.1918
В 1923 году художника направили в США с коллекцией картин, которую надо было продать. Но ожидания не оправдались: меркантильная и практичная Америка покупала картины с большой неохотой. Миссия провалилась. В Америке Константин Андреевич познакомился и подружился с Сергеем Рахманиновым, что было большой личной удачей.
Позднее он написал замечательный портрет композитора, где он похож, как говорили знакомые, на мрачного демона.
С Рахманиновым Константин Сомов уезжает в Париж, Америку он не принял, почувствовав ее инородность своему душевному строю, в Россию он решил не возвращаться.
Из Парижа художник постоянно приезжает к умирающему Мифу, заботясь о нем до конца его жизни. Смерть друга стала для художника большим ударом.
Он как-то сразу постарел, начали болеть ноги, ему уже почти шестьдесят, но на лице по-прежнему сохраняется детская улыбка. Художник работает в книжной графике, делает иллюстрации к «Манон Леско» и «Опасным связям. Все больше и чаще он пишет картины на эротические темы, увлекается обнаженной натурой: она хорошо продается, а денег не хватало.
Могила художника на русском кладбище Сен-Женевьев-де Буа
Умер художник в одночасье, тихо и незаметно, в 1939 году в возрасте семидесяти лет. На похоронах были его друзья детства, еще со времен гимназии К.Мая, с которыми он соединился в Париже. Похоронен Константин Сомов во Франции, на русском кладбище Сен-Женевьев-де Буа.
В России его имя было надолго забыто, точнее, находилось под запретом. Первая книга с репродукциями его картин вышла только в 1973 году тиражом пятьдесят тысяч, но купить ее было невозможно, хотя продавалась она за четыре рубля, что по тем временам — очень дорого, если вспомнить, что билет в метро стоил пять копеек, а буханка хлеба — восемнадцать копеек…
Тина Гай
coded by nessus
Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/konstantin-somov-3/