Что изучает музееведение

Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение Что изучает музееведение

3. Разделы (составляющие) музееведения

1. Историческое музееведение 1. 2. Историография 2. Теоретическое музееведение 2. 1. Общая теория музееведения 2. 2. Теория документирования 2. 3. Теория тезаврирования 2. 4. Теория коммуникации 3. Прикладное музееведение 3. 1. Научная методика.

Общие методики разрабатываются применительно ко всей совокупности музеев независимо от типа, вида и профиля, специальные ориентированы на конкретные типы и профили музеев. 3. 2. Техника 3. 3. Организация и управление 4. Музейное источниковедение 5. Музеография 5. 1.

Научные методы музееведческого исследования.

4. История музееведения. Периодизация истории музейного дела

Схема истории отечественного музейного дела в 18 в. в России появился музей в 19 в. – музейное дело в 20 в. – музееведение

Периодизация музейных процессов • 1. Протомузейный период – до начала 18 в. • 2. Генезис музея как культурной формы: — возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям (18 в. ); — развитие музея и превращение его в национальную культурную форму.

На этом этапе происходит формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни (начало-конец 19 в. ); — приобретение музеем статуса «культурной нормы» (1890 -е -1920 -е гг. ) • 3. Включение музеев в отечественную культурную традицию: • Музеи советской эпохи (1930 -е — 1980 -е гг.

); • Музеи постсоветского времени (1990 -е гг. ).

Функции музея

• 1. Научно-документальная и охранная – реализуются в изучении определенных фактов, характеризующих развитие природы и общества и выраженных в материальных предметах. Государство гарантирует хранение культурных ценностей, которое достигается путем правильного ухода за ними. • 2.

Исследовательская – выражается в изучении музейных предметов как первоисточников ценной информации в тесном взаимодействии с другими дисциплинами, такими как нумизматика (наука о монетах), археология, палеонтология, геральдика (наука и гербах), искусствоведение, антропология, сфрагистика (наука о печатях и штампах) и др.

• 3.

Образовательно-воспитательная – выражается в том, что музей участвуют в расширении кругозора человека, в развитии его эстетического вкуса, в процессе обогащения знаний об окружающем мире, истории и закономерностях его развития, способствует повышению культурного и образовательного уровня человека. • 4. Развлекательная – посещение музея является одним из великолепных способов проведения досуга для людей различных возрастных групп.

Социально-педагогические функции музея: – образование и воспитание; – формирование культурного уровня конкретных социальных групп; – формирование культурной среды определенного региона; – формирования творческих способностей и общественной активности социальных групп.

Систематизация музеев

Разделение музеев • Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т. п.

• В настоящее время наиболее употребимо деление на группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.

• Профильные группы музеев • Группы музеев по типу хранимого наследия • Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев) • Живые музеи

Профильные группы музеев

• Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства.

• Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности.

• Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию – вплоть до музеев одного объекта.

1. Гуманитарные профильные группы • • 1. 1 Исторические музеи общеисторические музеи военно-исторические истории религии историко-революционные историко-бытовые археологические этнографические

1. Гуманитарные профильные группы • • • 1. 2. Художественные музеи изобразительного искусства музеи декоративно-прикладного искусства музеи народного искусства художественно-промышленные музеи современного искусства

1. Гуманитарные профильные группы • • 1. 3. Искусствоведческие музеи литературные музеи театральные музеи музыкальные музеи кино

1. Гуманитарные профильные группы 1. 4. Естественнонаучные музеи • • • антропологические музеи биологические музеи ботанические (в т. ч. ботанические сады) геологические музеи зоологические (в т. ч. зоопарки, террариумы, экзотариумы и т. п. ) минералогические музеи океанариумы палеонтологические музеи почвоведения музеи

1. Гуманитарные профильные группы 1. 5. Архитектурные музеи 1. 6. Педагогические музеи • музеи наглядных пособий • учебные музеи (анатомический, химический и пр. )

2. Технические музеи • • 2. 1. Научно-технические музеи технические и политехнические музеи 2. 2. Отраслевые промышленные музеи сельскохозяйственные музеи транспорта музеи связи музеи строительства авиации и космонавтики музеи военной техники музеи и пр.

3. Исследовательско-научнопросветительские музеи • научно-просветительские музеи (публичные) • исследовательские (при НИИ) • учебные

4. Мемориальные музеи • • музей-усадьба дворец-музей дом-музей-квартира • • • мемориальный комплекс мемориальное место мемориальный знак

5. Комплексные музеи • краеведческие музеи • музеи-заповедники • экомузеи

4 группы музеев различной типологии 1. группы музеев по типу хранимого наследия 2. группы музеев по деятельности и адресату (типы музеев) 3. группы музеев по принадлежности (собственнику) 4. средовые и экомузеи

1. Группы музеев по типу хранимого наследия • • • коллекционные ансамблевые комплексные мемориальные краеведческие

Коллекционные музеи – музеи, основой деятельности которых являются собрания движимых материальных предметов К ним относятся музеи: музыкальных инструментов, янтаря, фотографии, фарфора, автомобилей и пр.

Ансамблевые музеи – музеи, деятельность которых базируется в первую очередь на ансамблях недвижимых памятников архитектуры, истории, природы. К ним относятся: 1) музеи-монастыри и музеи-храмы; 3) музеи-заводы и музеи-мастерские; 4) музеи-корабли и пр.

Комплексные музеи – совмещают признаки двух и более профилей, а иногда и профильных групп. К ним относятся: историко-литературные, архитектурно -художественные,

Церковно-археологический музей Минска

Мемориальные музеи – группа музеев, посвященных выдающемуся человеку или важному историческому событию и созданных в месте, связанном с меморируемым лицом или событием К ним относятся музеи: дворцы, усадьбы, дома, квартиры

Музей Мицкевича в Новогрудке

Музей Марка Шагала в Витебске

Государственный литературный музей Я. Купалы

Краеведческие музеи – комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села).

– включают все виды музейных коллекций – художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т. д.

– имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края

Могилевский краеведческий музей

Полоцкий краеведческий музей

2. Группы музеев по деятельности и адресату (типы музеев) • • • исторические научно-исследовательские научно-просветительские (массовые) учебные детские

Исторические музеи • осуществляют сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества на историческом этапе • имеют либо широкий исторический профиль – общеисторические музеи, (музеи истории страны, республики, города и пр. ), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические, этнографические и т. д. • экспозиция музеев этого типа строится по хронологическому принципу

Дом-музей 1 съезда РСДРП (1947, Минск)

Музей обороны Брестской крепости (1956)

Научные и учебные музеи • размещаются при научных центрах, институтах, Академия наук • служат исследовательской и экспериментальной базой для научной деятельности • имеют следующие особенности: • в первую очередь научное значение; • не являются самостоятельными учреждениями; • недоступны широкому кругу посетителей; • не имеют больших фондов; • многие экспонаты изготавливаются специалистами музея.

3. Группы музеев по принадлежности (собственнику) • • государственные муниципальные ведомственные (в т. ч. университетские, школьные) общественные (в т. ч. музеи общественных организаций и объединений) корпоративные церковные частные

Группы музеев по масштабу деятельности (административнотерриториальному признаку) • • региональный областной районный городской и пр.

4. Средовые музеи. Экомузеология Средовые музеи, музейные учреждения, деятельность которых базируется в первую очередь на музеефицированных фрагментах природной и историкокультурной среды К ним относятся: экомузеи, живые музеи, большая часть музеев под открытым небом, музеизаповедники, некоторые музеи-усадьбы, скансены и др.

Читайте также:  Скульптуры украины (львов, полтава, харьков) - фото и описание

«Скансен» – музей под открытым небом, – этот тип музеев впервые появился в Швеции в конце 19 века. – в переводе означает «Маленькая крепость» , где обычно собираются жилые, хозяйственные и культовые постройки из различных регионов страны. В Беларуси первый скансен – Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта

Карта музея-заповедника Скансен

История создания • В 1810 году на острове Юргорден, ранее являвшемся владением шведской короны, торговец Йон Бургман построил летний павильон с красивым видом на город, там же им был разбит великолепный сад. Имение Бургмана получило название «Скансен» поскольку рядом была небольшая крепостица (по шведски skans — укрепление), где принцы королевской фамилии обучались военному мастерству.

Вид усадьбы Скугахольм

Музей табака и спичек

Старинные дома Швеции

Вид дома изнутри

ветряные мельницы

Улицы в Скансен

Часть этого музея отведена под зоопарк

Музеи-заповедники – группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников; – создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде; На территории Беларуси есть два историкокультурных заповедника: в Заславле и в Полоцке

Источник: https://present5.com/muzeevedenie-1-istoriya-stanovleniya-muzeevedeniya-muzeevedenie/

Что изучает музееведение

Что изучает музееведение   Разумеется, за тысячи лет своей истории человек не только создавал произведения искусства, но и писал книги, музыку, ставил театральные пьесы. А, кроме того, постигал законы природы, изучал животных и растения, строил корабли, добывал полезные ископаемые, вел сельское хозяйство, возводил здания, шил одежду, готовил еду… Наконец, просто жил, отдыхал, развлекался, занимался спортом.

   А ведь без интереса к своему прошлому, будь то история морского дела, музыкальных инструментов, книгопечатания или «родословная» самой обыкновенной пуговицы, без уважения к людям, благодаря которым стали возможны те или иные достижения, нельзя двигаться дальше. Потому-то кроме художественных существует на свете и великое множество иных, самых разных музеев. Давним временам человечества, известным нам по находкам археологов, посвящены многие «специальные» музеи, например греко-римских древностей в Александрии или Национальный археологический музей в Мадриде. Огромное собрание древних реликвий представляет собой и лондонский Британский музей. Здесь экспонируются памятники первобытного общества, культур Древнего Египта, Вавилона, античности…

   А в Берлине, на известном Музейном острове, находится и Пергамон-музей с его коллекциями предметов Древнего Вавилона. В других же экспозициях Музейного острова можно ознакомиться и с римской, греческой, египетской коллекциями.

Именно здесь хранится одно из скульптурных изображений знаменитой красавицы Нефертити, супруги фараона Аменхотепа IV. Однако зачастую исторические древности можно увидеть и в художественных музеях — скажем, в нью-йоркском Метрополитене.

   Да и вообще назначение многих из музеев никак не определишь одним словом.

В самом деле, к какого рода музеям отнести Лувр или Эрмитаж? Разумеется, к художественным! Но собранные в них древнейшие памятники искусства, например египетские или греческие, рассказывают об истории этих цивилизаций.

Значит, Лувр и Эрмитаж — исторические музеи? Конечно… Вдобавок огромная коллекция западноевропейского оружия Эрмитажа — вполне самостоятельный музей военного дела.

   А вместе с тем старинные портреты государственных деятелей, полководцев и картины исторического жанра, экспонирующиеся в московском Историческом музее, имеют безусловную художественную ценность. К тому же фриз в первом зале музея, изображающий бытовые сцены из каменного века, написал В. Васнецов. Значит, Исторический музей не только исторический, но и художественный. А его коллекция мундиров и знамен может рассказать посетителям еще и о том, какими были ткани в разные времена и как тогда умели шить и вышивать.

   Точно так же обстоит дело и со знаменитыми Ватиканскими музеями в Риме. Папы из века в век собирали картины и скульптуры. Кроме того, многие залы Ватиканских дворцов украшены фресками великих мастеров, в том числе Рафаэля и Микеланджело.

Но вместе с тем в необъятных коллекциях римских пап хранятся и археологические находки, фарфор, стекло, гобелены, монеты, печати, старинные кареты, золотые и серебряные изделия, ковры, древние географические карты — и все это сегодня тоже можно увидеть в Ватикане.

   Словом, далеко не каждому из музеев можно дать точное определение. Тем более что они имеют свою историю: с течением времени появляются новые разделы, которые и сами могут стать новыми музеями…

И все-таки музееведение разделяет все музеи мира на определенные группы, подчеркивая их главный признак.

Поэтому мы и говорим о музеях художественных, естественнонаучных, исторических, краеведческих, мемориальных, литературных, театральных…

Наука музееведение

   Кстати, а что это за наука такая — музееведение, которую иначе называют еще и музеелогией? Оказывается, важная и необходимая наука, включающая в себя не только историю, но и теорию музейного дела. Ведь организовать экспозицию любого музея, а тем более открыть новый совсем непросто.

Каждый зал — это логически связный рассказ о чем-либо, каждый следующий — продолжение рассказа. Посетителю должно быть интересно, его все время должны подстерегать неожиданные открытия.

   А еще надо знать, где искать для музея новые экспонаты. Определять, каких именно предметов не хватает для того или иного собрания.

И, конечно, уметь хранить коллекции так, чтобы они служили людям и через многие сотни лет.

Источник: https://muzei-mira.com/article/35-chto-izuchaet-muzeevedenie.html

Возникновение и становление музейной науки

Что изучает музееведение

Впервые в 1883 году директор дрезденского музея «Зеленые своды» Грассе опубликовал статью — «Музеология как наука» — в которой сделал попытку утвердить музеологию в качестве новой научной дисциплины. Но даже в ХХ веке вопрос, является ли музееведение наукой, до конца не был решен.

До последнего времени принято определять музееведение как научную дисциплину, которая находится в стадии развития. При этом она преподается в высших учебных заведениях, существуют музееведческие центры, издается масса литературы по этому предмету.

Существуют различные схемы периодизации развития музеологии.

Большинство исследователей характеризуют первый этап как донаучный, но его временные границы определяют по разному. Возникновение и становление музейной науки происходит как результат обобщения практического опыта и методики работы с коллекциями.

Зарождение «научного» коллекционирования и способов обработки натур-коллекций происходит в античности: Ветрувий в труде «Об архитектуре» рассматривает проблемы освещенности, осмотра, развески, композиции, размещения, сохранения, экспонирования, принцип декоративности.В эпоху Возрождения появляются первые представления о музейной науке как специфической области.

В XVI веке появляются кунсткамеры, каталоги. 1565 — Самуэль Квигберг формирует критерий понятия «идеального колекционирования», говорит о систематизации, полноте собрания. В XVII веке создается дворец Уффици, универсет в Оксфорде (1683).

В составе собраний музеев Возрождения были памятники античности, предметы искусства, естественно-исторические работы, описания крупных коллекций. Закладываются основы музеологической науки, как прикладной, основанные на междисциплинарном знании. Постепенно шло складывание науки.

Перелом в развитии науки – эпоха Просвещения: в эту пору происходит формирование методики, инструментария. Музееведение — сумма прикладных методик различных областей знания. Происходит дифференциация наук, становление музееведения как независимой области знаний о музеях.

В 1727 Никелиус в книге, вышедшей в Лейпциге и называвшейся «Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума, или раритет-камеры», вводит в обращение термин «музеография» и делает попытку классифицировать сложившиеся к тому времени типы музеев, на основе музеев империи Габсбургов.

У его получается 7 типов музеев; среди них: кунсткамера, галерея, натуркамера (содержание — природный материал).

Читайте также:  Биография густава климта, описание картин

В конце XVIII — начале XX века определяется место музея в обществе, появляется идея создания национального музея. Тогда же происходит становление научной методики основных направлений музейной деятельности. С 1870-х годов появляются периодические музееведческие издания.

В России XIX — начале XX века создаются публикации с размышлениями о музеях, об их назначении. При теоретическом осмыслении очень популярна форма музейных проектов.

В первой половине XIX века действует «румянцевский кружок», среди участников которого — Аделунг, Вихман, Свиньин.

В конце XIX века можно было уже говорить о музееведении, как сфере культурной жизни, о становлении музейной науки. Распространяется учение философа-утописта Н. Федорова, в учении которого рассматривается концепция музея.

Основной труд — «Философия общего дела», здесь он часто обращается к концепции музея, а именно в статье «Музей, его смысл и назначение». Центральная идея учения Федорова — идея «патрификации», то есть мысленное, а затем и реальное воскрешение всех когда-либо живших поколений отцов. Музей есть «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь».

Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это не собрание вещей, но собрание лиц; институт, хранящий память об ушедших отцах. Главное назначение музея по Федорову — гуманный смысл музея в антигуманном обществе. Идеальный музей должен находиться в деревне рядом со школой, храмом, кладбищем, обсерваторией.

Следовательно, основная функция музея — воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов. Федоров значительно расширяет представление о музее.

В 1910-1920-ые годы музееведческие концепции носят преимущественно прикладной характер, обобщение практического опыта. После 1912 года, когда состоялся предварительный Съезд музейных деятелей, можно говорить о формировании музейной дисциплины. Теорию развивали — Малицкий, Грабарь, Ф.И.Шмит, Зеленко.

Они заложили основу советской музееведческой школы. Велико значение работ Шмита — он впервые в отечественной музеологии сформулировал понятие типологии музеев, музейной экспозиции. Он предложил оригинальную классификацию музеев и принцип построения музейной сети.

Романов занимался местными музеями, Грабарь — художественными, Зеленко — детскими.

В 1920-ые вопросы музееведения были обсуждены на музейных и краеведческих конференциях, разработанных такими организациями, как Комиссия по музееведению при подотделе провинциальных музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Отдел теоретического музееведения Исторического музея, Методическая комиссия музейного отдела Главнауки.

В 1920-ые начинает складываться система центров музееведения. Они издавали труды, пособия, методические рекомендации, что оказало огромное влияние на развитие музейного дела в стране, сформировали целостность музееведческой мысли. В конце 20-ых годов в музейном деле наступил жесткий идеологический диктат.

Это видно из рассуждений участников Первого Всероссийского музейного съезда 1930 года, который, откровенно говоря, вряд ли способствовал развитию музееведческой мысли (профессионалы исчезли, музееведы подбирались по классовому принципу, были далеки от науки).

В то время возобладал взгляд на музей как на политпросветкомбинат. В основном все исследования носили практический характер и в первую очередь решали не научные задачи, а разрабатывали методику практической музейной деятельности. Эти исследования становятся методическими указаниями и инструкциями.

Многие музейные деятели позднее попали под каток сталинских репрессий (Малицкий, Шмит, Романов).

Новый этап советского музейного дела связан с НИИ краеведческой и музейной работы (позже НИИ музееведения и Российский Институт культурологии). 1955 год — вышел сборник «Основы советского музееведения», попытка сформировать целостную систему знаний.

После войны, в 1960-1980-ые годы, проходят международные дискуссии по вопросу признания музееведения как самостоятельной научной дисциплины, в результате которых оно приобретает этот статус (выходит работа И.

Яна «Музееведение как научная и учебная дисциплина», другие музееведческие труды, вырабатывается язык музееведения, который закрепляется в словарях), получают определения понятия «объект», «предмет». Благодаря ЮНЕСКО музееведение обретает международное официальное признание.

Складывается сеть особых музееведческих учреждений, музеологи объединяются в отдельное профессиональное сообщество. З. Странский из ЧССР впервые разработал развернутое определение музееведения и такое понятие как «музейная ценность».

Благодаря деятельности Странского ЧССР стала первой страной, где музееведение было включено в круг научных дисциплин.

В СССР А. Разгону принадлежит заслуга утверждения музееведения как научной и учебной дисциплины.

Он создал музееведческое учебное пособие, основал кафедру музейного дела при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. В 1960-80-ые музееведческую теорию и методологию разрабатывали А.

Закс, Каспаринская, Д. А. Равикович. В 1980-90-ые их дело продолжили Гнедовский, Дукельский, Сундиева, Юхневич.

1977 — в России проходила Генеральная конференция ИКОМ. В том же году был создан «Международный комитет по музеологии» (ИКОФОМ), который координирует теоретические исследования в области музеологии. Печатным органом ИКОФОМ является журнал «Museological Working Papers».

Первый свой номер журнал посвятил теме «Музееведение — наука или только практическая работа?» Сессии ИКОФОМ на протяжении 1980-ых годов шли ежегодно. В 1976-1986 годы идет работа над музееведческим словарем (20 язычный глоссарий).

1983 — на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне образововано движение «Новая музеология».

1988 — опубликована совместная работа ученых СССР и ГДР – учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля». Современное понимание музееведения в разных странах различно. На западе — эмпирический подход, при котором музеология не считается наукой (Бернс — один из лидеров данного течения).

Выдающиеся музеологи запада: Александер — США, Софка — Швеция, Льюис — Лестерская школа в Англии, Ривьер — Франция (теоретическое обоснование экомузеологии), Камерон — Канада (концепции «музея-форума», «музея без границ»). Кеннет Хадсон также является одним из наиболее уважаемых музеологов.

В 1990-е годы в музей приходят IT-технологии.

На протяжении второй половины ХХ века шли споры о наличии у музееведения объекта, предмета, метода, языка и структуры (эти споры были обусловлены традициями национальных музееведческих школ и уровнем развития музейного дела).

В 1950-е происходит разделение на специально музееведение и общее (подробнее про это можно прочесть у Странского в учебнике «Музееведение», 1988). Касательно предмета музееведения есть разные подходы. Предметный подход (Ян, Брун, Ланг) рассматривает функционирование музейных предметов в музее.

Аксиологический (ценностный) поход: музейные ценности, «музейная потребность» (понятие Странского) — то есть желание сохранять культурное наследие. Институциональный подход (Бенеш, Винтер): музей как социальный институт.

Коммуникационный подход: музей как особая коммуникационная система (параллельно с формированием в 1960-е годы понятия «музейная коммуникация»). Языковой подход (музейный предмет как знак, Никишин). Комплексный подход (Разгон и Странский): предмет изучения — все, что связано с музеем.

В последнее время все больше преобладает интеграция подходов. Можно сказать, что предмет — совокупность закономерностей, возникающих в процессе сохранения, трансляции социально значимых образов с помощью музейных предметов в процессе развития музея.

Многие музейные специалисты не склонны признавать музеологию наукой – к примеру, И.Неуступны. С его точки зрения, у музееведения нет своего специфического предмета и метода. Музееведние заимствует их у других наук по причине своей молодости.

Источник: http://moscow-museums.ru/vozniknovenie-i-stanovlenie-muzeynoi-nauki/

Тема 10. Музееведение в системе социальных и гуманитарных наук. Междисциплинарный характер музееведения

Предмет музееведения в понимании ее междисциплинарного характера. Связь музееведения с историей, философией, культурологией и т. д. Музееведение и дисциплины, изучающие документальную деятельность. Музееведение и педагогика, психология и социология. Связь музейного источниковедения с профильными науками (общественными, естественными, техническими).

Определяя место музееведения в системе наук, ис­следователи сталкиваются с трудностями при попытке отне­сения этой научной дисциплины к наукам общественным, естественным или техническим.

Поскольку музеи собирают, хранят и изучают объекты, документирующие самый ши­рокий круг явлений, которые относятся к жизни природы и общества, исследователи констатируют связь музееведе­ния со всеми тремя группами научных дисциплин. Однако в первую очередь это касается специального музееведения, тесно связанного с профильными дисциплинами.

Читайте также:  Праздник любви, антуан ватто, 1717

Специаль­ное музееведение, представленное профильными научными дисциплинами, связано с широким кругом общественных, естественных и технических наук. Эта связь основана на том, что один и тот же предмет может выступать объектом изуче­ния как музееведения (в качестве музейного предмета), так и соответствующей научной дисциплины.

Общее же музееве­дение, изучающее проблемы генезиса и развития музейной потребности, передачи семантической и эмоционально на­сыщенной информации посредством музейных предметов и функционирования музея в обществе на разных исто­рических этапах, исследователи склонны относить к обще­ственным или культурологическим наукам. К примеру, хотя А. М.

Разгон, указывая на связи музееведения с другими на­учными дисциплинами, и подчеркивал междисциплинарный характер этих связей, благодаря существованию которых, по его мнению, происходит объединение присущих этим дисциплинам черт и возникает новое качество, он тем не ме­нее считал общее музееведение общественной наукой.

Помимо истории, музееведение теснейшим образом связано с философией. На основе соприкосновения музееве­дения с педагогикой, социологией и источниковедением воз­никают такие пограничные дисциплины, как музейная педа­гогика, музейная социология и музейное источниковедение.

Несомненна близость музееведения к научным дисципли­нам, изучающим закономерности документальной деятель­ности и документ как источник информации. Имеются в виду документалистика, архиво- и библиотековедение, источни­коведение ряда научных дисциплин.

Как и перед этими дис­циплинами, перед музееведением стоит задача извлечения нужной информации из музейного предмета.

Спецификой и методами процесса получения этой информации занима­ется музейное источниковедение, разрабатывающее теорию, методологию и методику выявления, изучения и использова­ния музейных предметов и музейных коллекций.

В последние годы сложилось мнение, что сегодня на первый план с достаточной определенностью выдвигается культурологический характер музееведения. Уже А. М. Разгон рассматривал историю музеев как составную часть развития культуры. А. А. Сундиева разрабатывает проблему гене­зиса музея в рамках понятия «культурная форма».

Анализ развития музея как оптимальной культурной формы для со­бирания, интерпретации и хранения культурного опыта дал возможность разработать и обосновать научную периоди­зацию музейного дела в России и объяснить многообразие исторических и существующих форм музейных учреждений. На рубеже нового тысячелетия Н.А.

Томилов дал определе­ние музееведения как культурологической дисциплины.

Таким образом, сегодня музееведение рассматрива­ется в качестве гуманитарной науки, находящейся в тесных взаимоотношениях с науками общественными, а также есте­ственными и техническими. Музееведение заимствует у них некоторые методы, элементы понятийного аппарата (языка), адаптируя их к решению своих собственных задач.

Одно из последних, наиболее полно отражающих современные представления о сути музееведения опреде­лений, которое дано в Российской музейной энциклопедии (2001), звучит следующим образом: «Музееведение (музеология) — научная дисциплина, изучающая специфическое музей­ное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и пере­дачи социалыюй информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной дея­тельности».

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2154; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s38025t1.html

Что такое Музееведение

Значение слова Музееведение по Ефремовой:

Музееведение — Научная дисциплина, изучающая историю музеев, теорию и практику музейного дела.

Значение слова Музееведение по Ожегову:

Музееведение — Наука об истории музеев, их назначении и организации

Музееведение в Энциклопедическом словаре:

Музееведение — (музеология) — научная дисциплина, изучающая историю музеев,их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Значение слова Музееведение по словарю Ушакова:

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ музееведения, мн. нет, ср. Наука об устройстве, задачах и работе музеев.

Определение слова «Музееведение» по БСЭ:

Музееведение — музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела.Предметом М. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев.

изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и общественной жизни. Т. о., М. изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный общественный институт, его внутреннюю организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. М.

исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в научном документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм научной популяризации, в научно-просветительской, идейно-воспитательской деятельности.

С последней функцией связано также изучение психолого-педагогических вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя). Музееведческое исследование первоисточников — музейных предметов — преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций. определения режимов хранения, методов консервации, реставрации.

всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального научного и образовательно-воспитательного использования. раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, т. е. определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы. Особый аспект в изучении природы и общественной жизни в М.

сказывается в определении явлений, документируемых музеем, и отборе для фондового хранения и последующего использования первоисточников, отражающих существенные стороны явлений, входящих в круг профильных интересов музея. Это находит выражение в исследовании-комплектовании музейных предметов.Советское М.

, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, использует разнообразные исследовательские приёмы. Характерное для советского М. активное документирование процессов особенно четко проявляется при документировании живых, действующих общественных систем, и особенно эпохи социализма.

Советские музееведы разрабатывают методические вопросы экспозиционной, фондовой, научно-просветительной деятельности музеев, причём впервые в мировой практике теоретически обоснованы принципы комплексно-тематической экспозиции, проблемы исследования, комплектования и экспонирования памятников новейших эпох.М.

применяет приёмы полевого исследования и систематического непосредственного наблюдения, социологические методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей и т. д.

, использует разнообразные методы, применяемые общественными и естественными науками, в том числе взаимную документацию, сравнительный анализ, типологизацию, а также рентгенографию, спектрографию, химический анализ (в консервации и реставрации) и эксперимент (в экспозиции).В структуру М. входят: теория музейного дела. история музейного дела, включая музееведческую историографию.

музейное источниковедение. научная методика всех специфических сторон деятельности музеев и музееведческого исследования.Объективная сложность М. предопределяет множественность его связей с др. науками. М. связано как с общественными, так и с естественными научными дисциплинами.

Особенно много общности с теми научными дисциплинами, в том числе специальными и вспомогательными, которыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание и др.). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с М., а интегрированы им как самостоятельной отраслью знаний.Развитие М. находит выражение как во всём многообразии музейной практики, так и в специальной научной литературе (периодических изданиях, монографиях и пр.). В начале 70-х гг. в мире издавалось более 150 журналов, полностью либо частично посвященных вопросам М. Среди них международный орган, издаваемый Международным советом музеев при ЮНЕСКО, —«Museum», журналы: «Neue Museumskunde» (ГДР), «Muzealnictwo» (ПНР), «Музеи и паметници на културата» (НРБ), «Revista muzeelor» (СРР), «Muzejnн a vlastiv&#x11B.dna prбce»,

«Mъzeum» (ЧССР), «The Museums journal» (Великобритания), «Museum news» (США), «Musйes de France» (Франция) и др.

В СССР издавались журналы: «Музей» (1923-24), «Казанский музейный вестник» (1920-24), «Советский музей» (1931-40). выходят непериодический сборник «Музейное дело в СССР» (№ 1-5, 1968-73),«Труды НИИ музееведения» (ныне НИИ культуры).

Во многих странах функционируют музееведческие институты, научные центры, кафедры М. (музеологии): отдел М. НИИ культуры (СССР), Институт музейного дела (ГДР), кафедры музеологии в университетах в Праге, Брно (ЧССР) и др. См.

также Музеи.

Лит.: Основы советского музееведения, М., 1955. Силяновска-Новикова Т., Основина музеезнанисто, София, 1972. Diskussionsbeitrдge zur Museumswissenschaft, «Neue Museumskunde», B., 1964, Н. 3, Beilage.А. М. Разгон.

Источник: https://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/muzeevedenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector