«Терраса Графа фон Брюля» (нем. Brühlsche Terrasse) — это архитектурный ансамбль и туристическая достопримечательность в Дрездене. Она расположена в центре старого города и простирается примерно на 500 метров вдоль Эльбы между мостом Августа (Augustusbrücke) и мостом Каролы (Carolabrücke).
Вид с «Террасы Брюля» на Эльбу
Первоначально на этом месте находился крепостной вал, защищавший Дрезден со стороны реки. В 1739 году сын Августа Сильного подарил крепостной вал любимцу своего отца и своему премьер-министру графу фон Брюлю.
Граф, в свою очередь, перестроил крепостные сооружения по своему вкусу и превратил это место в роскошную террасу. Здесь был разбит сад для развлечений, построены дворцы, бельведер и многое другое, к сожалению не дошедшее до сегодняшних дней.
Терраса служила для прогулок и увеселения местной знати и высоких гостей.
«Терраса Брюля» также известна как «Балкон Европы». Так её назвал великий Гёте.
«Терраса Брюля» является частью знаменитого вида на реку Эльба и на центр столицы Саксонии Дрезден.
Вид с «Террасы Брюля» на Эльбу
Она была открыта для публики 200 лет назад в 1814 году, а в дальнейшем дополнена внушительной лестницей.
- Великолепный барочный ансамбль в 1861 году был оформлен скульптором Йоханнесом Шиллингом (1828-1910), который соорудил 4 бронзовых аллегории четырёх времён суток — Утро, День, Вечер и Ночь.
- Эти композиции оказались для скульптора настолько удачными, что сподвигли архитектора Готтфрида Семпера (1803-1879) нанять его для создания скульптурной композиции «Panther Quadriga» из четвёрки бронзовых пантер, грациозно ведущих колесницу с Дионисом и Ариадной, которое было призвано украсить парадный вход в здание Оперы в Дрездене.
- Здание Оперы в Дрездене и Квадрига Пантер с Дионисом и Ариадной в колеснице
- В последствии Йоханнес Шиллинг получал огромное количество заказов со всей Европы.
- В 1870 году на мануфактуре Майсен по модели Шиллинга выпустили фарфоровые аллегорические композиции «Вечер» и «Полдень», полностью покрытые золотом,
- Фарфоровые аллегорические композиции «Полдень» и «Вечер» мануфактуры Meissen
- а также «Утро» и «Ночи» в белом бисквитном фарфоре без росписи.
- Бронзовая скульптура «Ночь», украшающая лестницу на «Террасу Брюля», и фарфоровые фигурки «Утро» и «Ночь» мануфактуры Meissen
- Фигурка в росписи, представляемая в коллекции лимитированных изделий 2014-2015, является фарфоровой вариацией одной из композиций, установленных на лестнице на «Террасе Брюля».
- Бронзовая скульптура «Полдень», украшающая лестницу на «Террасу Брюля»
Все композиции Шиллинга состоят из 3-ёх человеческих фигур. «Аллегория Полдня» не стала исключением.
Фарфоровая скульптурная композиция «Полдень» из коллекции лимитированных изделий 2014-2015
Фигура мужчины с бородой и золотым нимбом на голове, держащего в правой руке лавровый венок, окружают две детские фигуры. Один ребёнок символизирует стремление к славе и тянется к венку в руке мужчины, а другой копает лопатой землю и представляет собой символ невзрачного каждодневного труда, плоды которого в левой руке держит центральная фигура Полдня.
- В коллекциях лимитированных изделий мы можем встретить фарфоровый вариант бронзовой скульптурной композиции Шиллинга «Утро» в росписи.
- Фарфоровая скульптурная композиция «Утро» из коллекции лимитированных изделий
- А в следующем году Вы сможете дополнить коллекцию аллегорий времён суток Йоханнеса Шиллинга фигурной композицией «Вечер».
Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках
Источник: https://art-salon.eu/ru/four-times-of-the-day-and-terrace-of-count-von-bruhl
Альманах «День за днем»: Наука. Культура. Образование
Ковалдина Н.Н. Уильям Хогарт, английский художник, теоретик искусства
Н.Н. Ковалдина
Уильям Хогарт (1697-1764),
английский художник, теоретик искусства
Каждая европейская страна пережила свой золотой век классического искусства, отмеченный высочайшими достижениями национальной художественной школы, творчеством самых одаренных мастеров.
Для Англии таким веком стал восемнадцатый.
Победившая в конце XVII столетия буржуазная революция дала возможность этой стране стать богатейшей державой мира, где работало целое созвездие талантливых философов, ученых, писателей, театральных деятелей, художников.
Но в первой трети XVIII в., когда великий Хогарт был еще молод, этот процесс только начинался. Однако уже тогда в Англии сложились богатые традиции литературы и театра, а славные имена поэтов предшествующего времени Джефри Чосера, Джона Мильтона и особенно Уильяма Шекспира составляли гордость нации.
Театр еще со времен Шекспира занимал особое место в жизни англичан, оставаясь и в XVIII в. едва ли не самым любимым их увлечением. И не случайно одна из постановок была увековечена в самой ранней тематической композиции Хогарта.
Это был особенно нашумевший в 1720-е гг. красочный и остроумный спектакль «Опера нищего» Джона Гея, сюжет которого был подсказан Джонатаном Свифтом.
В этом откровенном памфлете за масками воров и проходимцев зрители без труда различали черты современных высокопоставленных особ.
Рассказывали, будто всесильный премьер-министр сэр Роберт Уолпол громко аплодировал песенке о взятках, очевидно, ему и адресованной, и попросил спеть ее еше раз, остроумно выходя из неловкого положения.
Хогарт откликнулся на спектакль, от которого был в восторге, картиной «Опера нищего» (1727), где очень точно воспроизвел одну из сцен третьего акта пьесы — детали, декорации, исполнители, — то, что обычно навсегда уходит. А кроме того, эта работа стала своего рода отправной точкой в том неизведанном мире, куда Хогарта влекла его «Муза комедии».
В воображении мастера постепенно создавался свой «живописный театр» с его артистами, декорациями, трагикомическими коллизиями, а главное — злободневными сюжетами. Авторами «пьес» этого театра были двое: художник и сама жизнь.
Уильям Хогарт родился в Лондоне, в семье бедного школьного учителя-неудачника. Жить приходилось почти в трущобах, в холоде и голоде, один за другим умирали братья и сестры маленького Уильяма. А впечатлительная натура мальчика уже впитывала «крики» Лондона — царившие на его улицах быт и нравы, подмечала противоречия и парадоксы.
В столице Англии была тогда сосредоточена вся общественно-политическая и культурная жизнь страны. Но здесь же соперничали роскошь и нищета, изысканность и вульгарность, каких в «галантном» XVIII в. не знала ни одна европейская столица. На улицах Лондона, в кофейнях, в домах Хогарт встречал людей разных сословий, профессий, нравов и взглядов, внимательно присматривался к ним.
Для Хогарта, чье общее образование oiраничивалось уроками отца да неоконченной приходской школой, именно Лондон стал подлинным учителем.
И мастер, рисовавший вывески, и гравер, и придворный живописец Джеймс Торнхилл, у которых Хогарт обучался профессиональному умению, в своих художественных интересах были далеки от того, что особенно влекло их подопечного — повседневность, жизненность, реализм.
За два предыдущих столетия в стране обосновалось множество иностранных портретистов, иногда выдающихся, чаще — заурядных. Аристократия ценила и собирала картины преимущественно старых итальянских и фламандских мастеров и до XVIII в. в Англии не было ни одного значительного отечественного портретиста, а также художника, писавшего жанровые полотна или пейзажи.
Хогарт первым вступил на рискованный и тернистый путь зачинателя новых жанров. А по существу стал творцом самобытного, чисто английского искусства. «Я обратился к совсем новому жанру — к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы — области, еще не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена», — вспоминал он позже в «Автобиографии».
В 1721 г. Хогарт сделал гравюры «Пузыри южных морей» и «Лотерея» — вещи сенсационные. Как раз накануне разорилась и разорила огромное количество вкладчиков «Компания южных морей», среди учредителей которой были коронованные особы. Что касается лотерей, то они вошли в это время в моду, и Хогарт был первым, кто заподозрил в них изрядную долю мошенничества.
Вскоре Хогарт пишет «Маскарады и оперы» (1724), «Допрос Бембриджа» (1729), «Сара Малкольм» (1732). Допрос Бембриджа стал еще одним событием дня.
Специальная парламентская комиссия рассматривала дело о чудовищных злоупотреблениях и жестокости директора тюрьмы для несостоятельных должников, и об этом шумел весь Лондон.
А Сара Малкольм была соучастницей зверского преступления и привлекла к себе такое внимание, что ее скелет был выставлен позже на всеобщее обозрение.
Нравом Хогарт обладал неуживчивым, а известность (но не славу) ему принесли пародии на придворного живописца Уильяма Кента, чьи работы и в самом деле не возвышались над посредственностью и который, что было особенно ненавистно Хогарту, истому англичанину, был выучеником итальянцев.
Потом он поссорился с высоко им ценимым, хотя тоже отнюдь не первоклассным художником Джеймсом Торнхиллом и с самим Гарриком. Конфликт с Торнхиллом имел, правда, основание более глубокое. Хогарт потихоньку обвенчался с его молоденькой дочерью. (Позже разгневанный отец простил их.
) С Гарриком же Хогарт был какое-то время не в ладах по причине совсем ничтожной. Знаменитый актер сделал Хогарту какое-то небольшое замечание по поводу своего портрета. Выслушав друга, Хогарт бросился к мольберту и замазал его лицо черной краской.
Гаррик, впрочем, отнесся к этому всего лишь как к глупой выходке. Он никогда не переставал любить Хогарта.
Первая живописная «пьеса» Хогарта — серия из шести картин «Карьера потаскушки» (1731) — показывает дно английского общества. Это грязные улицы вдали от фешенебельного центра Лондона, жалкие холодные комнаты дешевых домов, становившиеся нередко притонами бродяг и воров; тюрьма, страшный образ которой жил в сознании Хогарта с детства, — его отец был арестован за неуплату долгов.
У. Хогарт. Её приезд в Лондон. Из серии «Карьера потаскушки». 1732
Достоверна и типична не только история падения героини Хогарта — Мери Хэкэбаут, неопытной провинциалки, с легкой руки сводни превратившейся в проститутку. Кажется, что все персонажи написаны с подлинных лиц, их даже отождествляли с известными публике современниками. И это не случайно — Хогарт хотел, чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были предельно понятны зрителю.
Такой подход к живописи был абсолютно новым в изобразительном искусстве, но не в философии, театре, литературе Англии XVIII в. Вера в исправительную, очищающую силу искусства была характерна для английского Просвещения, призывавшего активно вторгаться в жизнь, воздействовать на нее.
Хогарт стал первым и самым ярким художником-просветителем Англии. Знаменитый писатель-просветитель Генри Филдинг провозгласил Хогарта «одним из самых полезных сатириков своего времени». По Хогарту, основная задача «полезного искусства» — не развлечение публики, а обличение порока, суд над жизнью, вершит который сатира.
Гравюры, которые со своих картин собственноручно делал Хогарт, раскупались, развозились во все уголки Англии, пересекали Ла-Манш, принесли их автору широкую известность.
Вдохновленный восторженным приемом своей первой серии — сцены из нее воспроизводились на посуде, веерах, а тема была использована в театральной постановке, — Хогарт приступил к созданию новой.
К 1735 г. появилась «Карьера распутника», состоявшая из восьми картин. Новый живописный спектакль показывал, как вырождаются сыновья того класса, который фактически победил в революции конца XVII в. и направил движение Англии по прогрессивному пути капиталистического развития.
Молодые люди, подобные главному герою серии Томасу Рейквеллу, часто забывали о выдвинутом в новой Англии принципе «здравого смысла», пускались в сомнительные приключения, проматывая нажитые отцами состояния.
В этой серии окончательно определилось основное направление искусства Хогарта: сатирически заостренный реализм. В XX в. на несколько видоизмененный сюжет этой серии была написана опера великого композитора И.Ф.
Стравинского «Похождения повесы».
В отличие от существовавших до Хогарта голландских, фламандских, французских жанровых картинок, английский художник не ограничивается описательным показом одной сцены.
У него каждая серия объединена общим сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину.
Как в пьесе, здесь есть пролог, кульминация и эпилог, которые позволяют зрителю следить за происходящим, сопереживать действующим лицам, порицать и высмеивать недостойные поступки и нравы.
Между крайними событиями обеих серий — приездом в Лондон Мери и ее похоронами, вступлением в наследство Томаса и его заключением в сумасшедший дом Бедлам — Хогарт подробно изображает жизнь Лондона.
Впервые в искусстве город становится не просто фоном и даже местом действия, а живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением.
Он обретает самостоятельную тему в творчестве художника, о чем говорит исполненная большого чувства серия «Четыре времени суток» (конец 1730-х).
Позже, в своей знаменитой гравюре «Переулок Джина» (1751) Хогарт показывает самую уродливую и отвратительную гримасу города — повальное пьянство и его последствия, ставшие тогда подлинным бичом и болью английского общества. В 1740-е гг. в Лондоне джин стоил едва ли не дешевле чая, по этой причине смертность вдвое превысила рождаемость; на сто жителей города, включая детей и стариков, приходилось по питейному заведению.
К середине 1740-х гг. Хогарт был уже видным деятелем английской культуры, достаточно обеспеченным человеком, но продолжал оставаться поборником справедливости, вскрывал «язвы», поразившие не только «низы», но и «верхи» английского общества.
В 1744 г. под кистью Хогарта рождаются шесть картин новой серии, самого знаменитого его живописного театра — «Модный брак», где художник высмеивает и осуждает уже не дешевых проституток и своден, не ничтожных развратников, а высшие круги английского общества.
У. Хогарт. Из серии «Модный брак». 1744
В те времена беднеющая аристократия Англии стремилась сблизиться с богатыми буржуа, зачастую идя на «модные браки» — «деловые» союзы без любви.
Выдающийся английский писатель, младший современник Хогарта Оливер Голдсмит в своем знаменитом сатирическом произведении «Гражданин мира» так описывает подобную типичную ситуацию: «…
теперь, когда молодая пара намеревается вступить в брак, взаимная склонность и общность вкусов будущих супругов является последним и самым незначительным соображением.
А вот если совпадают их имущественные интересы, тогда, поддавшись взаимному влечению души, они готовы в любой момент заключить договор. Давно заложенные лужайки кавалера без памяти влюбляются в достигшие брачного возраста рощи барышни». Такие союзы приводили, как правило, к печальным последствиям.
Хогарт впервые создает социальную сатиру, опережая своего современника писателя Филдинга и открывая путь в литературе Уильяму Теккерею и Чарлзу Диккенсу в XIX в., но в живописи Англии ни при Хогарте, ни позже уже ничего подобного не было.
Серия «Модный брак» замечательна и живописными достижениями, но лишь XX столетие сумело оценить высокие эстетические достоинства работ художника, блестящее мастерство Хогарта-колориста.
В 1750-е гг. в творчестве Хогарта дошел черед до «святая святых» английской политической системы — «Выборов в парламент». Это последняя живописная серия из четырех картин стала своего рода итогом «современных нравственных сюжетов».
Совесть и призвание просветителя-борца не позволили Хогарту обойти молчанием то, что было тогда болью всех передовых людей, о чем писали в газетах и сатирических памфлетах.
В правящих кругах страны царили подкупы, политика низводилась до уровня мелкой распродажи, и кампания по выборам в парламент, которым так гордилась Англия, была лишь банальной дракой за выгодные места.
И хотя Хогарт был добропорядочным гражданином, сыном своего класса и не собирался ниспровергать существующую в Англии систему, он видел и переживал зло, мешавшее процветанию его родины. Он ополчился на него со всей силой своего сатирического реализма, предвосхищая будущее искусство великих сатириков испанца Гойи и француза Домье.
У. Хогарт. Триумф депутатов. Из серии «Выборы в парламент»
Конечно, Хогарту было нелегко жить с таким мироощущением, воплощая его в сугубо своеобразном искусстве. Он был знаменит, но далеко не многими признан и любим, а главное, у него не было учеников и близких последователей.
Художники тех лет и позже, в пору расцвета национальной школы живописи, предпочитали изображать утонченный быт аристократов, занятия буржуа и фермеров.
Портреты великосветских дам, кавалеров и подражавших им нуворишей оставались любимым жанром в английском обществе.
Отдал ему дань и Хогарт. Собственно говоря, он начал свою карьеру живописца с небольших заказных портретов, появившихся еще в конце 1720-х гг. Но уже в первых своих полотнах, например, «Бракосочетании С. Бэкингема и М. Кокс» (1729) Хогарт решительно порывает с господствовавшей традицией парадных портретов.
Он пишет свои модели чаще в кругу семьи, в интимной обстановке — в интерьере или на лоне природы, где персонажи объединены общим действием, разговором, событием, что придает произведению жанровый характер. Такие «разговорные картинки» стали специфически английским явлением.
Традиции созданного им жанра группового портрета ощущаются и в оригинальном позднем портрете великого английского трагического актера — «Дэвид Гаррик с женой» (1757).
Среди друзей и почитателей Хогарта актеров было особенно много, ведь он страстно любил театр. В портретной галерее художника увековечены прославленные мастера английской сцены — «Д. Гаррик в роли Ричарда III», «Лавиния Фентон» и другие.
В конце жизни, достигший вершин профессионального мастерства, мудрый, старый и одинокий художник обращается к образам людей из народа: «Портреты слуг» (1760-е), «Девушка с креветками» (1763). Главное достоинство этих, словно незаконченных, работ в их удивительной жизненности, характерности. Каждый из изображенных самоценен как личность.
И этот подход к человеку, и сам выбор моделей были принципиально новы. По новаторски смелым было живописное решение «Девушки с креветками», намного опережавшее беглой эскизной импрессионистической манерой исполнения, светлыми красками все, что делалось ненавистными Хогарту «черными мастерами» его времени, которые подражали старинным полотнам.
Эта работа стала подлинным шедевром художника.
У. Хогарт. Из серии «Портреты слуг»
Ломавшим традиционные устои было все творчество мастера, включая его первый в Англии теоретический труд по эстетике — «Анализ красоты» (1752). В последние годы жизни Хогарт все больше чувствовал себя одиноким среди современных молодых художников, особенно ему досаждал становившийся необычайно модным Джошуа Рейнолдс, будущий президент Королевской академии художеств.
Эпитафию Хогарту написал Гаррик: «…Если гений воспламеняет твою душу, остановись, прохожий, если природа трогает тебя, урони слезу; если же ничего не волнует тебя, уходи, ибо благородный прах Хогарта покоится здесь».
Он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю мирового искусства как «отец английской живописи», проторив дорогу мастерам Англии второй половины XVIII столетия.
Исторический лексикон : история в лицах и событиях : XVIII век : [Текст] / редсов.: Ю.С. Осипов (председ.) [и др.] – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – С.728-734.
Источник: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=996
Клод Лоррен. В чем заключается тайна его живописи?
Картина называется «Похищение Европы». Ее написал в 1655 г. знаменитый французский живописец Клод Желе, прозванный по месту своего рождения в Лотарингии Лорреном. Ныне она украшает один из залов московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Однажды юная и прекрасная дочь сидонского царя Агенора Европа, как повествует древнегреческий миф, вместе с подругами отправилась на берег моря. Ее увидел могучий громовержец Зевс и решил похитить. Чтобы не испугать юную царевну, он принял образ кроткого белого быка и, когда Европа уселась на его спину, быстро помчался к морю, волны которого расступились перед ним.
Этот поэтический миф привлекал многих художников. Его запечатлели древнегреческие скульпторы и вазописцы, римские мозаичисты и мастера помпейских росписей. Очень популярен был сюжет «Похищение Европы» в искусстве эпохи Возрождения.
К нему обращались крупнейшие художники XVII—XVIII вв. Прекрасную картину на этот сюжет создал русский живописец В. Серов. Каждый мастер выразил свое понимание древнегреческого мифа.
Одни стремились передать бурную динамику сцены похищения, других привлекали возможности богатого декоративного решения картины.
Преобладающее значение в композиционном построении имеют линии, влекущие взор в глубину: к извилистому берегу морского залива, стоящим на рейде кораблям и спускающимся к морю горам. Этому же подчинено и цветовое решение картины.
Густой изумрудно-зеленый цвет водной поверхности переднего плана постепенно переходит в светло-голубой, почти сливающийся с небом на горизонте.
Не случайно Лоррен помещает здесь небольшое, словно растворяющееся в мареве белое пятнышко паруса.
Картина наполнена светом и воздухом. Тонким кружевом вырисовываются на фоне неба листва деревьев, корабельные снасти.
Композиция картины, распределение затененных мест, свет, разлитый в ней и связывающий передний и дальний планы в одно нераздельное безбрежное пространство, увлекают зрителя в прозрачную морскую даль, призывают последовать за одиноким парусом на горизонте. Безмятежная идиллия сцены меркнет перед манящей далью, полной простора, воздуха.
Картина исполнена высокого лирического чувства и вместе с тем пронизана затаенной грустью о другой жизни, может быть, насыщенной тревогой и борьбой, но не менее прекрасной. Именно это качество привлекло в XIX в. художников-романтиков к произведениям Клода Лоррена.
Лоррен — представитель искусства французского классицизма XVIII в. Направление зиждилось на преклонении перед разумом человека, признании целесообразности мироздания.
Идеал классицизма — человек, живущий в счастливом единении с природой. Почти всю жизнь живописец провел в Риме, однако и вдали от родины остался глубоко национальным художником.
Он был страстно влюблен в природу, понимал и ценил ее величественную красоту.
Решающего значения эти сцены не имеют, а являются лишь смысловым и художественным дополнением картины. Их исполнение Лоррен обычно доверял собратьям, искушенным в жанровой и мифологической живописи.
Для самого же мастера главными в картине всегда были лирическое ощущение природы, воздух и свет.
По поэтичности и гармонической ясности его произведения принадлежат к лучшим образцам мировой пейзажной живописи, волнуют зрителя возвышенным чувством прекрасного, простотой композиции и свежестью красок.
Проблема освещения в живописи постоянно занимала художника. В том же зале музея находится его полотно «Прибытие Энея в Италию, или Утро Римской империи». Название можно легко заменить на «Утро в гавани». Ведь фактический герой картины — солнце, лучи которого пробиваются сквозь золотистую дымку утреннего тумана. Лоррен выбирает торжественное мгновение, когда солнечный диск едва поднимается над горизонтом и золотая дорожка бежит по ряби волн. Прибрежные скалы и корабли в гавани еще погружены в легкий сумрак, но природа уже пробуждается ото сна. Ночные тени только на переднем плане. Чем дальше, тем воздушнее становятся предметы. Они словно пронизаны светом и кажутся пылающими на золотисто-огненном фоне. Скалы и корабли, словно кулисы, обрамляют величественную сцену. Во всем ощущается гармония; кажется, что совершенство достижимо, а природа навсегда останется возвышенной и прекрасной.
Наиболее ярко особенности творческого метода Клода Лоррена проявились в полотне «Утро». Какая необыкновенная свежесть, светлая поэзия разлиты в картине! Господствует настроение тихой задумчивости, даже некоторой грусти — этому служит излюбленный художником мотив античных руин. Но оно скоро исчезнет, растворится под ослепительными лучами восходящего солнца.
Мягкой живописной манерой Лоррен передавал особенности колорита в самой природе, которую он воспринимал сквозь призму личных переживаний. Мечтательные и элегичные пейзажи мастера наряду с его циклом картин «Четыре времени суток» — это хвалебный гимн миру, его величавой красоте. Воздух, простор, прозрачные манящие дали являются главными героями пейзажей Клода Лоррена.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/29448/
Уильям Хогарт. Анализ красоты
До 07.09.2014 в ГМИИ имени А.С.Пушкина
В рамках Года культуры Великобритании в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Уильям Хогарт: анализ красоты», посвященную графическому наследию британского живописца и гравера.
В экспозицию вошли 68 гравюр из фондов музея, созданных Уильямом Хогартом (1697—1764) в разные годы жизни, а также листы, выполненные по знаменитым картинам художника французскими граверами.
Помимо знаменитых серий художника «Карьера проститутки» (1732), «Карьера мота» (1735), «Четыре времени суток» (1738), «До и После» (1736), «Модный брак»(1745), «Усердие и леность» (1747) на выставке представлены иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты», давшему название экспозиции.
«Анализ красоты» (1753) — не научный труд, а скорее универсальное пособие, адресованное всем, кто хотел бы ответить на вопрос, что красиво и что безобразно в искусстве. Это сочинение – творческий манифест Уильяма Хогарта как художника.
В основе эстетической системы Хогарта — мысль о том, что единственно верный путь для профессионального художника — «обращение к природе», ему необходимо учиться «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. «Красота заключается в многообразии», — вот девиз, которым мастер руководствовался долгие годы.
Смелый реализм художника принципиально изменил британскую живопись 18 столетия и оказал влияние на многие стилистические явления последующего времени.
Хогарт разработал собственный способ изображения действительности, в основе которого лежали его наблюдения за жизнью и за людьми. Хогарта восхищала суета лондонских улиц, лица горожан, забавные сценки в пабах, на рынках и в церквях Лондона.
Произведения художника подобны короткометражным фильмам, запечатлевшим рождение мегаполиса, в котором уживаются столь непохожие друг на друга характеры.
Основная часть произведений, представленных на выставке, находилась в коллекции московского знатока и собирателя графики Николая Васильевича Баснина (1843—1918). В 1918 году наследники Н.В.
Баснина передали Румянцевскому музею завещанное коллекционером собрание — 8000 гравюр ведущих европейских школ. Гравюры британской школы насчитывали около 650 листов и включали 63 подлинных отпечатка Хогарта.
Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» позволит зрителю не только познакомиться с графическим наследием художника, но и погрузиться в атмосферу британского искусства XVIII века. К открытию выставки подготовлен каталог, в который вошли лучшие гравюры мастера из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Выражаю благодарность пресс-службе ГМИИ имени А.С.Пушкина за предоставленные материалы.
«Иллюстрация к трактату «Анализ красоты». Контрданс» 1753
Уильям Хогарт «Иллюстрация к трактату «Анализ красоты». Дворик скульптора» 1753
«Пять ордеров париков» 1761
Информация (на 07.07.2014):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание
Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов – нестандартная на период проведения двух выдающихся выставок в стенах музея и зависит от дня и времени посещения. Лучше всего посмотреть информацию, чтобы спланировать свой визит, на сайте ГМИИ имени А.С.Пушкина >>
Источник: http://cultobzor.ru/2014/07/hogarth-analiz-krasoty-gmii/
Основные даты жизни и творчества уильяма хогарта
Основные даты жизни и творчества уильяма хогарта
- 1697, 10 ноября — У школьного учителя Ричарда Хогарта и его жены Энн родился сын Уильям.
- Около 1715–1720 — Учится и работает в мастерской Гэмбла.
- 1720 — Открывает собственную граверную мастерскую.
1721 — Гравюры — «Пузыри Южного моря» и «Лотерея». Начало 1720-х гг. Посещает академию на Сен-Мартинс-лейн.
1724 — Поступает в школу Торнхилла. «Маскарады и оперы».
1725 — Карикатура на алтарную картину У. Кента.
1727 — Рисует и пишет «Оперу нищих».
1729, 25 марта — Женится на Джейн Торнхилл Пишет «Допрос Бембриджа».
1732, апрель — Выход в свет серии гравюр «Карьера шлюхи». 1735 — Выход в свет гравированной серии «Карьера распутника». Работает над картинами «Четыре времени суток». 1737 — Печатает в газете «Сент-Джеймс ивниг пост» статью против «конессёров».
Около 1743 — Окончание «Модного брака».
Апрель — Поездка в Париж.
1745 — Выход в свет гравюр «Модный брак». Автопортрет.
1746 — «Поход в Финчли». Портрет Гаррика в роли Ричарда III. Портрет лорда Ловата.
Конец 1740-х гг. — «Свадебный бал».
1747 — Серия гравюр «Усердие и леность».
1751 — Парные гравюры «Улица Джина» и «Улица Пива». Серия «Четыре степени жестокости».
- 1753 — Выход в свет «Анализа красоты».
- 1754 — Серия картин «Выборы в парламент».
- 1762 — Гравюры «Времена».
Начало 1760-х гг. — Последние портреты: «Слуги», «Девушка с креветками» и др.
1764, 26 октября — Смерть Уильяма Хогарта.
Следующая глава
Основные даты жизни и творчества И.С. Тургенева
1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) — Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».1833, 20 сентября — Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского
Основные даты жизни и творчества
1883, 30 апреля — в Праге родился Ярослав Гашек.1893 — принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля — оставляет гимназию.1899 — поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето — странствие по Словакии.1901, 26 января — в газете «Пародии листы»
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ГРИНА[598]
1880, 11 (23) августа – В г. Слободском Вятской губернии у Степана Евсеевича Гриневского и Анны Степановны Гриневской (урожденной Лепковой) родился сын Александр.13 (25) августа – Александр Гриневский крещен в Никольской церкви г.
Основные даты жизни и творчества
1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью
Основные даты жизни и творчества Уильяма Фолкнера
1897, 25 сентября — родился в городке Нью-Олбани, штат Миссисипи.1902 — семья Фолкнера переезжает в Оксфорд, штат Миссисипи,1905 — поступает в школу.1914 — знакомство с Филом Стоуном, увлечение поэзией.1915 — бросает школу.1918 —
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА
• 1853 — родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина.• 1896 — участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.• 1900 — участие во Всемирной выставке в Париже.• 1908 — знакомство с А. И. Деньшиным.• 1917 — выход
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1930, 15 сентября — в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 —
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1475, 6 марта —В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель — 1492 — Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) — родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство — в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого
Основные даты жизни и творчества В. П. Аксенова
1932, 20 августа — родился в Казани.1937 — арест родителей.Отправка в приемник для детей «врагов народа» в Кострому и возвращение в Казань — в семью Матильды и Евгения Котельниковых.1948 — отъезд в Магадан к матери — Евгении
Основные даты жизни и творчества
1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 — Первые
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА УИЛЬЯМА СОМЕРСЕТА МОЭМА
1874, 25 января — у юрисконсульта британского посольства в Париже Роберта Ормонда Моэма и его жены, урожденной Эдит Мэри Снелл, рождается четвертый сын Уильям Сомерсет Моэм.1881, 31 января — в возрасте сорока одного года
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева — главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын — Константин.1949. Семья
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО
701 — Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 — семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1856, 27 августа[23] — В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 — Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной — Умер
Источник: https://biography.wikireading.ru/242571
Новости
Уильям Хогарт – классик английского Просвещения, яркий график и живописец XVIII века, теоретик и философ искусства. Он никогда не принадлежал к числу непризнанных художников. Он завоевал славу уже при жизни, а затем каждое последующее поколение находило «своего» Хогарта, художника актуального и современного во все времена.
Хогарт же был не только художником, но и теоретиком искусства, его перу принадлежит трактат «Анализ красоты».
В XVIII-XIX веках Хогарта считали прежде всего гениальным сатириком.
Он впервые создал социальную сатиру, открывая путь в литературу Уильяму Теккерею и Чарльзу Диккенсу в XIX веке, и предвосхищая искусство великих сатириков – испанца Гойи и француза Домье.
Хотя основное место среди его произведений занимают картины маслом, современники судили о нем скорее по гравюрам, в которых художник создал подробную анатомию современной действительности. Многие серии он сначала выполнял маслом, а затем переводил в гравюру, делая искусство доступным многим.
Серии и жанровые произведения Хогарта – уникальный материал для изучения английского быта и нравов XVIII века. Это своего рода живописный роман, воплощенный в нескольких или даже одной работе.
Художник открыл своим современникам мир, который до этого не интересовал высокое искусство – лондонские улочки, игорные и публичные дома, бары, тюрьмы. Рафинированным чувствам и любезностям Хогарт противопоставил мир страшный и отталкивающий.
В изящных кавалерах он увидел убийц, а в великосветских модницах – вульгарных потаскушек, вместо салонных развлечений он показал ночные попойки, неприкрытый разврат и азартные игры. Его герои – сводни, проститутки, скряги, воры, пройдохи, убийцы.
Названия серий говорят сами за себя: «Карьера шлюхи», «Карьера мота», «Модный брак», «Четыре времени суток», «Прилежание и леность», «Четыре степени жестокости».Он создал и отдельные листы: «Улица пива», «Переулок джина», «Бедствующий поэт» и другие.
Мир Хогарта – страшный, живой, шумный, ужасающий и увлекающий за собой, мир не оставляющий равнодушным. Непосредственная включенность художника в современную ему жизнь подкупает и сегодня, несмотря на более чем двухсотлетний разрыв во времени. Молодой английский капитализм того времени напоминает и наше время, и наши пороки. Работы Хогарта и сейчас современны и поучительны.
Самарский областной художественный музей, предоставивший эту выставку, обладает значительной коллекцией графических произведений Уильяма Хогарта, которая состоит из 116 листов. Коллекция была приобретена музеем в 1954 году у художника Б.В. Филипченко.
В экспозиции нашей выставки 57 графических работ Уильяма Хогарта, представлены все известные серии мастера, отдельные листы, автопортреты.
Источник: http://erzia-museum.ru/novosti/zhivoe-iskusstvo-uilyama-xogarta-1697-1764/