«четыре сезона», джузеппе арчимбольдо — описание картины

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593)  был придворным художником трех императоров —  Фердинанда I, Максимилиана II и Рудольфа II и, как бы сейчас сказали, универсальным арт-директором.

Он создавал костюмы для придворных праздников, занимался оформлением и постановкой разнообразных торжеств, турниров и коронаций, разрабатывал и усовершенствовал различные механизмы, проектировал фонтаны и создавал витражи.

Именно служба в Праге при дворе яркого и амбициозного Рудольфа II стала периодом расцвета художника.

Рудольф II, меценат и покровитель наук и искусства, привлек к своему двору множество неординарных личностей – художников, поэтов, ученых, а также магов, оккультистов  и алхимиков.

При нем в Праге работали астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге, художники Бартоломеус  Шпрангер и Ханс фон Аахен,  скульпторы Адриан де Врис и Джамболоньи.  Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев.

Стараниями Арчимбольдо она пополнилась многими редкостями и диковинками, а также картинами Дюрера и Брейгеля.

Арчимбольдо – ярчайший визуалист эпохи позднего Возрождения, создал свой собственный причудливый стиль. Его портреты – это виртуозные коллажи из овощей, фруктов, цветов, рыб, животных и предметов. Затейливая и фантасмагорическая форма основывается на  педантичной точности деталей.

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Каждое растение, каждая травинка, каждый цветок узнаваем с научной точки зрения. Его картина «Весна», например, содержит 80 идентифицируемых растений, а “Вода” — 60 речных и морских видов.

Первые известные портреты-коллажи были представлены императору Максимилиану на Новый 1569 год. Один цикл картин назывался “Времена года”, а другой, в который вошли земля, вода, огонь и воздух, “Четыре элемента”.

Аллегорические картины полны визуальных каламбуров, а также лестных намеков на величие

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Габсбургов, способных управлять даже природой и стихиями. Максимилиану так понравились эти образы, что в 1571 году был устроен костюмированный праздник, где император и придворные были одеты в костюмы элементов и времен года. Император играл зиму.
Джузеппе Арчимболдо – мастер оптической иллюзии. В его время особенной популярностью пользовались

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
картины-перевертыши — поверните их на 180 градусов и пред вами предстанет совершенно другое изображение. Так на картинах Арчимбольдо повар сам становится блюдом, а садовник превращается в корзину с плодами.

Наиболее известная работа Арчимбольдо – портрет Рудольфа II, приемника Максимилиана, в образе Вертумна, «Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныдревнеиталийского бога времён года, растительности и преобразований. Интересно, что на портрете изображен початок кукурузы, на ту пору экзотического растения только привезенного из Нового Света. Картина настолько понравилась императору, что он наградил художника титулом пфальцграфа и значительным денежным содержанием.

Арчимбольдо служил семье Габсбургов на протяжении более 25 лет.  В 1587 году после многочисленных просьб он был отпущен императором Рудольфом со службы и вернулся в родной Милан, где и умер в 1593 году.

Популярность Арчимбольдо была огромна, но прошло время, кунсткамера была разграблена во время Тридцатилетней войны (1618-1648), ряд картин Арчимбольдо были вывезены в Швецию, некоторые осели в частных коллекциях, а некоторые попросту исчезли. Художник и его работы были забыты более чем на 300 лет.

Сюрреалисты спасли Арчимбольдо от полного забвения и даровали ему посмертное членство в своем клубе.

В 1930 году французский журнал сюрреалистов  Minotaure опубликовал репродукции его работ, а Альфред Барр — историк искусства и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, организовал показ работ художника на выставке под названием “Фантастическое искусство, дадизм и сюрреализм”. Ман Рэй, Рене Магритт и Дали утверждали, что работы Арчимбольдо  стали для них источником вдохновения. По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма.

В 21 веке популярность Арчимбольдо продолжает расти, а его идеи находят последователей и подражателей. Так в 2012 году  в лондонском музее изобразительного искусства — Dulwich Picture Gallery экспонировалась серия скульптур  “Четыре сезона”.

  Автор арт-проекта  американский художник, сценарист и режиссер  Филипп Хаас (Philip Haas), вдохновленный работами великого маньериста, создал свою версию времен года.

Трехметровые Зима, Весна, Лето и Осень были впервые представлены аудитории на поляне музейного парка, после чего начался трехлетний тур по музеям и ботаническим паркам США.

  • «Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
  • Другой нью-йоркский фотохудожник Klaus Enrique Gerdes создал серию фоторабот под общим названием “Арчимбольдо”, где попытался повторить работы великого мастера, используя реальные фрукты, овощи и цветы.
  • «Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
Читайте также:  Праздник любви, антуан ватто, 1717

.
Стиль «а-ля Арчимбольдо» не раз использовал в своих экспериментах известный английский фотохудожник Карл Уорнер.

Хотя, в основном, он специализируется на «продуктовых пейзажах» или как он их называет -“Foodscapes”, то есть «ландшафты из еды»(комбинация слов еда (food) и ландшафты (Landscapes).

Кроме этого, он создает замечательные анимационные короткометражки, где в качестве персонажей и материалов использует то же продукты. С описанием его творчества можно ознакомиться в статье «Карл Уорнер и его картины из еды».

Источник: http://www.art-eda.info/archimboldo-predtecha-syurrealizma.html

Джузеппе Арчимбольдо: феномен XVI века

Сложно поверить, но еда и искусство начали переплетаться в удивительных задумках еще в далёком XVI веке. Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо, один из основателей маньеризма, известен особой манерой портретной живописи. Его картины будоражат, ведь они  представляют собой портреты реальных людей, созданных из овощей, фруктов, цветов, деревьев и даже предметов обихода.

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Изучение  творчества да Винчи сильно повлияло на становление Джузеппе как художника. Однажды, обнаружив среди бумаг Леонардо изображения сплетенных листьев и стеблей, он заметил, что они напоминают лики людей и животных.

Джузеппе проникся данной задумкой, поэтому писать обычные портреты ему стало скучно.

Художнику захотелось преобразовать эту идею в нечто новое, вывести на высокий уровень и возможно стать основоположником совершенно нового стиля.

Так и начался новый период развития, который со временем дал свои результаты. К 1562 году Джузеппе добился популярности и призвания, был замечен императором Священной Римской империи Максимилианом II и приглашен ко двору в Вене, в качестве придворного художника.

После этого он работал на его преемника Рудольфа II, из-за чего пришлось переместиться в Прагу.

Стоит отметить, что в те времена придворный художник выполнял огромное множество обязанностей — ему приходилось быть архитектором, инженером, декоратором, организатором праздников  и скупщиком предметов искусства в одном лице. 

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Дама хорошего вкуса

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Император Рудольф II в образе Вертумна

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Юрист

Особенный стиль Джузеппе нравился императорской семье и за это в 1580 году они подарили ему дворянство. Спустя семь лет художник покинул двор и уехал обратно в родной Милан, не прекращая писать картины в выбранном жанре.

В 1953 году Арчимбольдо скончался, после чего его произведения были тут же забыты. На них обратили внимание лишь в 1930-х годах, когда начинал своё развитие сюрреализм.

Есть информация, что сам Сальвадор Дали использовал композиции  художника как главный источник вдохновения. Творчество Джузеппе стали почитать как никогда раньше, сюрреалисты даже назвали художника «отцом» данного стиля.

Его портреты снова обрели любовь и славу, несмотря на то, что прошло практически триста лет со дня смерти живописца.

Цикл «Времена года»

Наиболее популярными работами художника являются картины цикла «Времена года», состоящего из портретов придворных дам  и кавалеров, нагроможденных  дарами природы. Джузеппе написал несколько версий данного цикла, и большинство картин, к счастью, сохранились до наших дней.

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Весна

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Лето

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Осень

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Зима

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Четыре сезона в одной голове

«Четыре Сезона», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

«Картины — перевертыши» — одни из самых необычных и загадочных творений мастера

  • Корзина с овощами или Огородник?
  • Корзина с фруктами или Садовница?

Источник: https://daoofhealth.ru/kulinaria/eda-i-iskusstvo/dzhuzeppe-archimboldo-fenomen-xvi-veka/

Дедушка современного сюрреализма из эпохи Возрождения — Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье художника. С 1549 года Джузеппе изготавливал проекты витражей, в числе которых «Жизнь Святой Екатерины Александрийской» в Дуомо. В 1556 году он работал с Джузеппе Медой, изготавливая фрески для Кафедрального собора Монцы.

В 1562 году он стал придворным портретистом Фердинанда I при дворе Габсбургов в Вене, а затем Максимилиана II и его сына Рудольфа II при дворе в Праге. Он также был придворным декоратором и художником по костюмам.

За свою жизнь Джузеппе Арчимбольдо произвел множество произведений искусства религиозной тематики, но он стал известен своими портретами людей, состоящих из фруктов, овощей и других вещей.

Читайте также:  Музей мореплавания в финляндии - описание

Флора (1591)

Именно во время службы при венском дворе художник выработал стиль, который сделал его известным. Издалека портреты выглядят как обычные портреты людей, но вблизи оказывается, что они созданы из искусно окрашенных вещей. Картины Джузеппе настолько же портреты, насколько и натюрморты.

Пожалуй самая известная работа Арчимбольдо — портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II (приемника Максимилиана II), который был так увлечён своим величием, что заказал портреты сразу нескольким известными художниками. Среди них был и Джузеппе, который изобразил его как Вертумнуса, римского бога жизни и растений: щёки изображены персиками, шея — луком, волосы — виноградом и зерном.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна (1590)

В честь императора Максимилиана II художник сделал серию портретов в профиль «Четыре сезона», в которых образ лица составлялся из цветущих растений, спелых тыкв, иссохших корней и зрелого зерна.

Король Август Саксонский, посетивший Вену в 1570 и 1573 годах, увидел работы Арчимбольдо и заказал копию его четырех времен года, которая включала бы в себя его собственные монархические символы.

Четыре сезона (Времена года)

ВеснаЛетоОсеньЗима

Серия «Четыре элемента» представляет собой сюрреалистические портреты, составленные из животных и предметов роскоши. Воздух парит со стаей птиц, среди которых сова, петух, попугай и павлин. Вода содержит нитку жемчуга и коралловую корону, окруженную плавающей коллекцией рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля состоит из млекопитающих, таких как слоны, олени, хищные кошки, кабан, кролик и овцы. Наконец, огонь переливается искрами, пламенем, свечами, лампами, сверкающим золотом и пушками.

Четыре элемента (Четыре стихии)

ВоздухОгоньЗемляВода

На протяжении десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и популярен в высшем свете. Однако после его смерти в 1593 году эти невероятные картины были в значительной степени забыты до 20 века.

Включение директором Музея современного искусства Альфредом Барром работ Джузеппе в выставку 1930-х годов «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» вновь познакомило мир с работами забытого художника. Историки искусства назвали маньериста эпохи Возрождения Арчимбольдо дедушкой сюрреализма. Сальвадор Дали и другие сюрреалисты называли новаторские портреты художника основным источником вдохновения

ЮристЧетыре сезона на одной голове

Искусствоведы считают, что Арчимбольдо рисовал эти картины сперва как натюрморт, правой стороной вверх. Затем он поворачивал их, чтобы увидеть лица и соответствующим образом приспосабливался. Рентгеновские снимки полотен показывают, что это требовало некоторого смещения позиций и перекраски фруктов, чтобы все получилось правильно.

Его картины вывели шалость на новый уровень, перевернув все буквально с ног на голову. На первый картина выглядят как натюрморт, например, миска с овощами. Но задержите взгляд на бобовых, и вы увидите перевёрнутое лицо с чашей в качестве шляпы.

Корзина с фруктами и Корзина с овощами

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa95e2779885e988bf9bc91/5bc07065b7a6b100ac905a2d

Как Джузеппе Арчимбольдо объединил еду и искусство: секреты «Четырех сезонов»

В этом году исполнилось почти 430 лет со дня смерти Джузеппе Арчимбольдо — итальянского художника, известного своими оригинальными портретами из фруктов, овощей, цветов и рыб.

Джузеппе так мастерски изображал эти предметы на холсте, что вся их совокупность образовывает узнаваемое сходство портретной тематики. Искусство Арчимбольдо, как самого радикального и экстравагантного представителя стиля маньеризма, примечательно и тем, что он выдвинул тему параллели между человечеством и миром природы за новые пределы.

Жанр портретной живописи был одним из доминирующих на протяжении многих веков. Однако, в XVI веке Джузеппе Арчимбольдо предоставил собственное видение этого жанра, объединив его с натюрмортом и удивив современников своими экстраординарными композиционными решениями.

Картины Арчимбольдо были сложными композициями, богатыми как парадоксом, так и аллегорией.

Учитывая странное представление Джузеппе о человеческой фигуре, среди ряда искусствоведов идут споры о том, являются ли полотна мастера результатом невменяемого ума или же навеяны эпохой Возрождения, известного своими загадками, символами и новшествами.

Арчимбольдо начал создавать эти причудливые произведения искусства, работая при императоре Максимилиане II. В качестве подарка правителю Арчимбольдо создал две свои самые знаменитые серии: «Времена года» и «Элементы».

Читайте также:  Перспектива с портиком, антонио каналь (каналетто), 1765

Максимилиан активно поощрял творчество Арчимбольдо, предоставив художнику доступ к своим коллекциям редкой флоры и фауны, чтобы он мог создавать фантастические лица из природных образцов, которые он наблюдал. Передавая различные времена года через образы человеческих форм, эти коллекции из четырех частей демонстрируют его творческий подход к представлению и олицетворению природы.

Его серия картин «Четыре сезона», в которой сменные сезоны изображались как серии портретов, составленных из сезонных растений, была особенно популярна. Максимилиану II они понравились настолько, что он заказал второй набор у Арчимбольдо в 1573 году в качестве подарка Августу, курфюрсту Саксонскому.

Эта серия полотен является ярким проявлением маньеризма, которая подчеркивает тесную связь между человечеством и природой. Каждая картина представляет один из сезонов и состоит из тех предметов, которые характеризуют это конкретное время года.

Весна — улыбающаяся молодая женщина. При внимательном рассмотрении видно, что ее кожа, волосы и одежда — всего лишь иллюзия, и что женщина на самом деле состоит из лепестков и стеблей весенних цветов, которые представлены в мельчайших деталях. Ее лицо состоит из розового и белого цветов с носиком бутона лилии и ухом тюльпана.

Волосы состоят из великолепного множества разноцветных цветов, а ее платье представляет собой коллекцию зеленых растений и белого ерша с цветами. ⦁ Лето состоит из сезонных фруктов и овощей, чьи яркие цвета выделяются на темном фоне. Улыбающееся лицо убеждает зрителя в теплой доброжелательности столь же теплого солнечного сезона.

На широком, жестком воротнике художник деликатно написал слова «Джузеппе Арчимбольдо — Ф.» F обозначает fecit («он сделал это»). Это способ мастера подтвердить подлинность своего произведения искусства. На плече — дата написания картины 1573 год.

Осень показывает человека, чье тело представляет собой сломанную бочку, а лицо состоит из груши (нос), яблока (щека), граната (подбородок) и гриба (ухо), все созревшие до разрыва. Это голова довольно плотного взрослого парня и состоит из осенних предметов. Осень демонстрирует плодородие.

Зима — последняя картина в серии «Четыре сезона», которую Арчимбольдо написал в 1573 году. Это старик, завернутый в соломенную циновку (толстый соломенный коврик защищает старика от холода), с потрескавшейся корой (морщинистая кожа), частично отделенной от дерева, обломанными ветвями и набухшим грибом (рот).

Его глаз уже скрыт в глубокой трещине в коре, а ухо является ничем иным, как остатком обломанной ветви. Однако зима у Арчимбольдо не столь сурова: здесь есть и элемент комфорта. На сломанной ветке свисают апельсин и лимон: своими светящимися цветами они дарят тепло этой безрадостной атмосфере. Если приглядеться к циновке, мы можем заметить герб. Именно так художник указывал заказчика картины — Императора.

Императору Максимилиану II, эти серии полотен понравились настолько, что он заказал второй набор в 1573 году в качестве подарка Августу, курфюрсту Саксонии. В качестве еще одного выражения своей признательности Император принял участие в фестивале в 1571 году под руководством Арчимбольдо, на котором он и другие члены его двора были одеты в образы времен года.

Кроме того, четыре портрета в более поздней серии «Четыре стихии» Арчимбольдо (1566) — Воздух, Огонь, Земля и Вода — соотносятся с весной, летом, осенью и зимой соответственно.

Общий эффект этих двух серий заключается в том, что император Священной Римской империи Максимилиан II (который заказал оба набора картин) воздействует на все на земле вплоть до ее природных сил.

В аллегориях четко указано, что под мирным и успешным управлением такие разрозненные элементы и конкурирующие силы могут быть объединены в единое целое. Более того, объединяя предметы и существа в лица, Арчимбольдо демонстрирует, как Император превращает хаос в гармонию.

AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

Источник: https://homsk.com/martin/kak-dzhuzeppe-archimboldo-obedinil-edu-i-iskusstvo-sekrety-chetyreh-sezonov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector