Богоматерь с младенцем, виктор михайлович васнецов

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией.

Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными.

Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре.

В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром.

«Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов
Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери».

Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву.

Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма. Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются.

Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.

При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.).

В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи.

Российский общеобразовательный портал

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем. Виги Антон Карлович. Около 1822 г. Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.

  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.

Венецианов А. Г. 1832-1835

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем.

Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания.

Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е.

Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.

Богоматерь с Младенцем. Егоров Алексей Егорович

Мадонна Альба. Бруни Федор Антонович. 1837 г.

Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем. Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.

  1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  2. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40

Богоматерь с младенцем. Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.

Ивановское объединение художественных музеев

Богоматерь Корсунская. Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893). Масло. Роспись церкви Святого Николая в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге

Богоматерь с младенцем. Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Богоматерь с младенцем.

Марков Алексей Тарасович. 1849 г.

Богоматерь. Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь. Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь. Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.

Дальневосточный художественный музей

Христос и Богоматерь у житейского моря. Перов Василий Григорьевич. 1867 г. Холст, масло, 155х103. Государственная Третьяковская галерея

Богоматерь с младенцем.

Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем. Врубель Михаил Александрович. 1885 г.

Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Мадонна с младенцем. Сычков Ф.В. 1890-е.

Богоматерь с Младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле. Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Владимирский собор, Киев

Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем. Виктор Михайлович Васнецов.

Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Богоматерь Одигитрия. Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.

Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем. Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5

Витебский художественный музей

Богоматерь. Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с Младенцем. Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.

Частное собрание

Богоматерь. Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7

Нижегородский художественный музей

Богоматерь и Святой Иоанн. Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73

Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем. Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель. Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.

Частное собрание

Богоматерь. Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5 Частное собрание

Богоматерь «Умиление». М. В. Нестеров. 1906 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

  1. Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь «Умиление». Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло. Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.

Богоматерь «Знамение». Нестеров Михаил Васильевич. Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Явление Богоматери. Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56. Частное собрание

Богоматерь «Умиление злых сердец». Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни.

Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.

В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.

Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Музеи России

Петроградская Мадонна. 1918 Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.

Читайте также:  Чета арнольфини, ян ван эйк, 1434

За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий.

Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

Богоматерь во славе в окружении святых. К.П. Брюллов. Между 1843-1847 гг. Холст, масло, 119х119. Первоначальная композиция плафона центрального купола Исаакиевского собора.
Государственный Русский музей

Источник: https://ros-vos.net/print/1484

Виктор Михайлович Васнецов

«Богоматерь с младенцем на троне».

Представленная на декабрьских торгах Аукционного Дома КабинетЪ работа является великолепным образцом религиозного творчества В.М. Васнецова, ее отличает особый «васнецовский» колорит, который так дорог был современникам художника.

По словам А.Н. Бенуа «главная прелесть декоративных работ Васнецова в их красочном эффекте.

Он сам так непосредственно и просто увлекался чисто русскими сочетаниями и оттенками сочных, полных и непременно спокойных красок, в которых исполнены старорусские декоративные работы, что в своих произведениях он, человек конца XIX в.

, совершенно естественно, без малейшей натяжки сумел передать эти сочетания и оттенки, излюбленные людьми, жившими за 200 лет назад и имевшими так мало общего с нашей культурой».

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне»

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)

Богоматерь с младенцем на троне. Конец XIX – начало ХХ вв.

Холст, дерево, сусальное золото, масло. 49 х 18 см

Оформлена в старинную деревянную резную раму.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова от 08.07.2014 г.

  • 15 000 000 – 18 000 000 руб.
  • Виктор Михайлович Васнецов – один из самых ярких представителей «русского стиля», искавшего вдохновение в народном искусстве и допетровском быте.
  • Поиск «национальных основ», народной сути стал основополагающим направлением художественных исканий деятелей русской культуры последней трети XIX в.

На волне общего интереса к этнографии и национальным культурам в начале 1870-х гг. народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI–XVII вв.

Правительство заказывало деревянные павильоны в стиле русских теремов для Всемирных выставок, аристократы коллекционировали изделия народных промыслов, публика восторженно встречала произведения «в народном духе».

Одним из вдохновителей идеи «русского стиля» был известный меценат С.И. Мамонтов, происходивший из семьи старообрядцев, хранивших допетровский уклад. В 1870–1900 гг. в его усадьбе Абрамцево над картинами в русском стиле работали В.М.Васнецов, И.Е. Репин, М.В. Нестеров.

Архитектор И.Ропет возвел в Абрамцеве Терем – одну из знаковых построек русского стиля. Там же были организованы мастерские народной резьбы.

Деятели искусства изучали истоки – народную музыку, поэзию, костюм, художественную роспись и, разумеется, русскую икону. Крупнейшие историки и искусствоведы создали фундаментальные труды по русскому церковному зодчеству и иконам.

Одним из таких исследователей был А.В. Прахов. Ему император Александр III поручил руководство работами по внутренней отделке Владимирского собора в Киеве.

По мысли Адриана Прахова собор должен был стать «идеалом, одушевляющим поколение». М.В. Нестеров в воспоминаниях писал о работе над росписями храма: «Там мечта живет, мечта о «русском ренессансе», о возрождении давно забытого дивного искусства «Дионисиев», «Андреев Рублевых».

Именно поэтому Прахов предложил расписать главный неф, создать иконы и осуществлять общее руководство живописными работами в соборе Виктору Михайловичу Васнецову – художнику, уже зарекомендовавшему себя «знатоком русского духа».

Не ограничиваясь эпическими полотнами «богатырского цикла» и сюжетами по мотивам «Слова о полку Игореве», в 1881–1882 гг. Васнецов спроектировал в Абрамцево церковь во имя Спаса Нерукотворного и написал для нее ряд икон.

Стремясь объединить все достижения живописцев прошлых эпох с духом нового времени, при подготовке к работе художник изучал старые русские иконы, мозаики константинопольской Святой Софии, раннесредневековых соборов Равенны и собора Святого Марка в Венеции.

В письме В.В. Стасову от 30 сентября 1898 г. Васнецов писал: «Перед Владимирским собором в 1885 г. был в Италии и проездил только месяц – был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. В Равенне смотрел Св. Виталия, обоих Аполлинариев, Галиа Планида, Баптистерию и проч. Пробыл – увы! – только день, кой-что тоже зарисовал …».

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов
Алтарная часть Владимирского собора в Киеве

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне». Дом-музей В.М. Васнецова

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на престоле (иконостас). Эскиз-вариант». ГТГ

Работа В.М. Васнецова над росписью Владимирского собора произвела огромное впечатление на современников. Так, историк и архитектор С. П. Бартенев писал: «В Киеве, я съездил во Владимирский собор, еще неоконченный, чтобы посмотреть картины Васнецова.

Я испытал здесь нечто такое, что заставило меня забыть красоты античного мира… тут, в картинах Васнецова – духовный мир встает с невыразимой силой. Становится понятна история Духа».

Не только мастерская разработка сюжетов, отражающих основную идею храма, но и сама техника письма вызывали восхищение.

Сергей Маковский отмечал: «Главным участником в художественной отделке собора, так сказать душой всего дела был профессор В.М.Васнецов.

Его кисти принадлежат, бесспорно, лучшие иконы с окружающими их орнаментами. В Третьяковской галерее в Москве находятся акварельные эскизы этого художника, по которым видно, с какою добросовестностью, вдумчивостью он относился не только к своим большим образам, но и к мельчайшим деталям стенных украшений.

Образа Васнецова – не случайные картины на религиозную тему, но высшее выражение мысли, проникающей целое.

Всмотримся в характер письма Васнецова. Он пишет сухо, ясно обрисованными пятнами, накладывая одну краску рядом с другой, подобно мозаике, но при этом без резких переходов, заботясь о гармонии цветов, так что его картины точно застланы сероватым туманом. Несмотря на богатство и самые разнообразные подборы тонов, в них мало света.

Такая живопись спокойна, немного на старинный лад, что очень идет к церковной обстановке. Смелый и нервный рисунок Васнецова, часто условный, по требованию византизма, а часто просто неправильный, вырезывает фигуры, как бы наклеивая их одну на другую».

Признание было полным и безоговорочным. Восторженные отклики критики сопровождались официальными наградами. В 1896 г. за роспись Владимирского собора художник был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени. В 1904 г. Императорская Академия художеств предложила художнику стать профессором-руководителем мастерской религиозной живописи в ИАХ.

13 июня 1912 г. за росписи Варшавского собора Святого Александра Невского Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.

*****

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович ВаснецовВиктор Васнецов «Богоматерь с младенцем» 1901. ГРМ
Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович ВаснецовВиктор Васнецов «Богоматерь с Младенцем на троне» Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург.
Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович ВаснецовВиктор Васнецов «Богоматерь Одигитрия». 1901. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. ГРМ

Образы Владимирского собора стали источником вдохновения для многочисленных более или менее удачных повторений в церквях по всей России.

Безусловной удачей Васнецова стали образы Богородицы. Современники называли его «создателем русской Мадонны».

О работе над образом художник писал Л.М. Лихачеву: «состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. «О Тебе радуется» – Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения беру «Умиление», которое меня трогает до глубины души».

Сюжет «Богоматерь на троне» в дальнейшем художник использовал при создании алтарного образа для русской церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте (1901 г.) и мозаики в Варшавском православном соборе Святого Александра Невского, а также для работы, предназначенной для экспонирования на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Варианты «Богородицы на троне» представлены в Доме-музее В.М. Васнецова и частной коллекции. Один из вариантов этого образа представлен на аукционе.

В отличие от иконы из Владимирского собора в этой работе свиток с текстом намотан на три деревянных стержня, а не на два, и отсутствуют канонические надписи на золотом фоне над нимбами: «Матерь Божия». Аналогичные детали встречаются в работе «Богоматерь с младенцем» из собрания дома-музея В. Васнецова, а также в работе 1899 г., предназначенной для Всемирной выставки в Париже.

Возможно, представленная на аукцион картина и работа из Дома-музея В.Васнецова являются подготовительными для образа, предназначенного для Всемирной выставки в Париже.

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович ВаснецовВиктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне (фрагмент)»

*****

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – живописец, рисовальщик. Автор историко-эпических картин на фольклорные темы, монументальных церковных росписей, занимался литографией и гелиогравюрой.

В 1867–1868 гг. занимался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге у П.П. Чистякова, В.П.Верещагина, И.Н. Крамского и др. В 1868–1874 гг. учился в ИАХ у В.П.Верещагина и др.

Читайте также:  Музей сан-марко, флоренция, италия

С 1878 г. член ТПХВ. Член объединения «Изограф», МОЛХ, Общества возрождения художественной Руси. Участник выставок ИАХ, ТПХВ, объединения «Мир искусства». Действительный член ИАХ.

С 1885 г. работал в Киеве над росписями во Владимирском соборе. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Создал проект фасада Третьяковской галереи (1900–1901). В 1892 г. Получил звание профессора. В 1910 г. был инициатором создания в Вятке Художественно-исторического музея.

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

Источник: http://cultobzor.ru/2014/12/viktor-vasnetsov-bogomater-na-trone/

Правнучатая племянница Виктора Васнецова: "Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к..

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год.

Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост.

Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович ВаснецовО судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком.

Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это.

Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму.

Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте».

В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд.

В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля.

Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал.

А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги.

Хотя портретного сходства в работе нет.

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм.

Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку.

Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов.

К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.

Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора.

Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

Для его приготовления понадобятся: килограмм муки, 50 граммов дрожжей, пол-литра молока и столько же воды, четыре яйца, пять столовых ложек растительного масла, 100 граммов растопленного сливочного масла, четыре с половиной чайные ложки соли и три чайные ложки сахара. А для начинки — небольшой кочан капусты, 6 вареных яиц, 150 граммов сливочного масла, соль и перец по вкусу.

Замесить дрожжевое тесто. Когда оно начнет отставать от рук, раскатать корж и разделить его на две части — одну побольше, вторую — поменьше. Большую выложить на смазанный растительным маслом противень.

Поместив на корж начинку из капусты и мелко нарезанных отварных яиц (предварительно капусту нарезать не очень мелко, отварить до полуготовности, отжать от влаги, добавить нарезанные яйца, сливочное масло, соль и перец по вкусу), накрыть второй его частью, защипнув со всех сторон.

На верхнем слое теста надрезать ножницами «галочки». Смазать пирог яйцом. Печь в духовке при температуре 200 градусов до готовности.

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред.) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный.

По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем».

Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

Читайте также:  Еврейский музей в нью-йорке, сша

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

Источник: https://fakty.ua/219935-pravnuchataya-plemyannica-viktora-vasnecova-eto-zakaz-bozhij-skazal-praded-pristupiv-k-rospisi-vladimirskogo-sobora

Богородица с младенцем — Страница 4

Страница 4 из 6

Богоматерь с младенцем, Виктор Михайлович Васнецов

А в Абрамцеве жизнь била ключом! Жена Мамонтова подала идею постройки церкви. Художники, архитекторы объезжали центры древней русской культуры, и «дом наш, –– как писала друзьям Елизавета Григорьевна, –– принял совсем божественный вид… На всех столах лежат чертежи, увражи… Мой кабинет весь превратился в картинную галерею, всюду этюды с разных церквей и иконостасов».

Проект абрамцевской церкви создал художник Поленов. Прообразом для нее послужил храм Спаса на Нередице в Великом Новгороде, построенный в конце XII века –– буквально через два десятилетия после похода князя Игоря Святославича на половцев. Одноглавый, кубической формы храм напоминал древнюю крепость, увенчанную русским шлемом.

Доработал проект Виктор Васнецов, увеличив высоту стен, перенеся северный фасад на место южного, и, придав таким образом, южному фасаду парадный вид.

Пока шло строительство церкви, отовсюду свозились старинные подсвечники, иконы, лампады, складни, металлические подносы… Появилось многочисленное собрание фигурных скоб, петель, задвижек, ключей и ручек. Супруги Мамонтовы часами стояли на лесах и, как заправские каменотесы, помогали рабочим высекать орнаменты.

Всё в Абрамцево жило интересами церкви и общей работы! Василий Дмитриевич Поленов расписывал иконостас, сын Мамонтовых, Андрей, занимался росписью оконных простенков, Виктор Васнецов создавал узоры орнаментов, расписывал клиросы; по его же рисункам был выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства. Сын священника, он обучался в духовном училище, затем в семинарии, где прошел серьезную школу рисовального мастерства у владельца иконописной мастерской, и уже в годы учебы был приглашен помощником при росписи вятского Александро-Невского собора.

Собранные иконы в Абрамцевской церкви соседствовали с авторскими иконами Репина, Васнецова, Поленова, Неврева, Антокольского. «Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…» –– оставил воспоминания Поленов.

Торжественное освящение церкви Спаса Нерукотворного состоялось в 1882 году.

Много хорошего прибавила Абрамцеву эта церковь, тесно связанная с русской жизнью, с русским народом.

А присутствие купола-шлема напоминало о трагическом походе князя Игоря, когда и мертвые русские воины падали на трупы своих врагов или, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы стремясь и мертвым телом защитить свою землю. «О, стонати Руской земли, помянувше первую годину и первых князей…»

Здесь, в Абрамцеве, с племянницы Саввы Мамонтова Васнецов написал этюд к будущей картине «Иван-царевич на сером волке». Но непосредственно приступил к полотну лишь через несколько лет, уже работая в Киеве над росписью Владимирского собора.

Виктор Михайлович считал работу в соборе главным делом своей жизни и любил повторять, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

Хотя не сразу принял приглашение Киева: знал, какие сложности предстоят.

Ведь даже расписывая церковь в Абрамцеве, он измучился в поисках образа Богородицы, пока этот образ сам не явился к нему: жена стояла на ступенях веранды, а маленький сын у нее на руках доверчиво потянулся к веткам цветущей черемухи.

Художник представил вдруг этот образ в огромном Владимирском храме, –– теплый, искренний, смелый… И –– решился. Отправил в Киев телеграмму о своем согласии.

Существует легенда, что когда он приехал, ответственный за внутреннюю отделку собора Адриан Прахов извлек и показал Васнецову сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сходство этих зарисовок и собственных эскизов, сделанных с жены и сына, настолько поразило Васнецова, что он утратил дар речи. Через некоторое время с расстановкой произнес: «Это был заказ Божий».

В общей сложности Виктор Михайлович выполнил в соборе пятнадцать композиций и тридцать отдельных фигур, не считая медальонов. Это четыре тысячи квадратных метров! Десять лет упорного труда.

Грандиозная работа Васнецова не имела аналогов в русском искусстве XIX века. Несколько раз от усталости он едва не срывался с лесов, что могло стоить ему жизни, но Матерь Божья, судя по всему, оберегала его.

Источник: https://zapravdu.ru/rasskazy-o-khudozhnikakh/430-vasnetsov-viktor-mikhajlovich.html?start=3

Великий русский художник и график- Васнецов Виктор Михайлович

  • Великий русский художник и график- Васнецов Виктор Михайлович.
  • Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926),
  • великий русский художник и график, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

Патриот и славянофил Виктор Михайлович Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен.

Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины «Витязь на распутье» (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам сказания «Слово о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений («Три царевны подземного царства», 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского «Снегурочка» на домашней сцене российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885).

Витязь на распутье, 1878

Русский музей, Санкт-Петербург

Алёнушка (1881)

Богатыри (1898)

****

Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Снегурочка (1899)

****

Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало.

После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял.

Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.

Аленушкин пруд (1880)

«Аленушка»

«Богоматерь Одигитрия»

«Балаганы в окрестностях Парижа»

«Баян»

«Бог Саваоф»

«Богатырский скок»

«Богатырь»

«Богоматерь с младенцем»

«Богоматерь с младенцем»

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

«Бой скифов со славянами»

«Букет. Абрамцево»

«В костюме скомороха»

«В парке»

«Витязь»

«Военная телеграмма»

«Воины Апокалипсиса»

«Голова крестьянина»

«Дубовая роща в Абрамцево»

«Единоборство Пересвета с Челубеем»

«Единородный сын Слово Божие»

«Затишье»

«Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии»

«Иван-Царевич на Сером Волке»

«Интерьер Владимирского собора в Киеве»

«Книжная лавка»

«Князь Андрей Боголюбский»

«Ковер-самолет»

«Крещение Руси»

«Крещение князя Владимира»

«Несмеяна-царевна»

«Носильщики»

«Опушка елового леса»

«Палаты царя Берендея»

«Пейзаж под Абрамцевым»

«Плащаница»

«Портрет Бориса Васнецова, сына художника»

«Портрет В.Н.Гошкевича»

«Портрет Веры Саввишны Мамонтовой»

«Портрет Елены Адриановны Праховой»

«Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой»

«Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой»

«Портрет Т.В.Васнецовой. Дочери художника»

«Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой»

«Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского»

«Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи»

Преферанс (1879)

«Пруд в Ахтырке»

«Радость праведных о Господе -Преддверие рая»

«Радость праведных о Господе»

«Радость праведных о Господе»

«Распятие»

«Распятый Иисус Христос»

«Рисунок для хоругви»

С квартиры на квартиру (1876)

«Сборщик на храм»

«Серафины»

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

«Снятие с креста»

«Сошествие во ад»

«Спаситель»

«Спящая царевна»

«Страшный суд»

«Три царевны подземного царства»

«Три царевны подземного царства»

«Христос Вседержитель»

«Царь Иван Васильевич Грозный»

«Нищие певцы»

«Акробаты на празднике в окрестностях Парижа»

«Каменный век»

«Каменный век»

«Гамаюн, птица вещая»

Гусляры (1899)

Встреча Олега с кудесником (1899)

 Прощание Олега с конем

Олег у костей коня

Царевна-лягушка 

Кощей Бессмертный

Известие о взятии Карса

Варяги

Каменный век. Пиршество

Москва

Вьюжит. Метель. Старая Москва

Отдых В.Мономаха после охоты

Царевна у окна (Царевна Несмеяна)

Ахтырка

Долина речки Вори у деревни Мутовка, пейзаж с детьми

Река Вятка

Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой)

Жница.

За водой

Савка-охотник

Ковёр-самолет. 

Заречная слободка Берендеевка

Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874

*****

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php?m=2

Источник: https://moyarozochka.livejournal.com/340111.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector