В 1500 году Леонардо кратко описывает роковые события года прошедшего, перевернувшие и его жизнь: «Герцог потерял государство, имущество и свободу, и затеянные им дела не были кончены».
(Так же лаконично он фиксирует позже: «9 июля 1504 года, в среду, в семь часов, умер мессер Пьеро да Винчи, нотариус, во двоце Подеста, мой отец… Ему было восемьдесят лет, и он оставил десятерых сыновей и двух дочерей»).
Лодовико Моро, изменив союзу с французским королем Карлом VIII, создал Итальянскую лигу. Однако преемник Карла, Людовик XII, перешел Альпы и овладел Миланом.
Герцогу удалось бежать и с помощью своего родственника императора Максимилиана даже разбить французов. Однако его предали. В Наварре он был схвачен и в цепях препровожден в Лош, где и пребывал пленником до своей смерти, которая наступила лишь через десять лет.
Леонардо же опять оказался без покровителя. Начались переезды — в Венецию, Мантую, Флоренцию, Рим. Свои дни великий художник окончит во Франции.
TAVOLA DORIA. До 1513. Копия или подготовительный этюд для фрески «Битва при Ангиари». Фрагмент
ИзабеллаД‘эсте
Джанфранческо II Гонзага, герцог и маркиз мантуанский, был женат на Изабелле, сестре рано умершей супруги Лодовико Моро Беатриче д’Эсте.
Изабелла, одна из образованнейших дам той эпохи и дальновидный политик, стремилась превратить свой замок во дворец, оформленный в духе новых художественных веяний. Для этого она вела переговоры со многими известными художниками.
С Леонардо Изабелла была знакома еще по своим визитам к родственникам в Милан. И когда художник посетил Мантую, помня ее приглашения и желая увидеть фрески Мантеньи, она не преминула еще раз высказать намерение получить свой портрет его работы.
История появления леонар-довского портрета Изабеллы д’Эсте легко обнаруживает изменения к концу XV века во взаимоотношениях заказчиков и художника, а значит, и об изменении самосознания художника.
Кроме своего портрета, Изабелла заказала Леонардо, «небольшое изображение Мадонны, благочестивой и нежной, как само ее существо».
ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ Д’ЭСТЕ. 1500.Черный мел, уголь, пастель. Лувр, Париж.
Работу над портретом герцогини Леонардо начал во время своего короткого визита в Мантую после отъезда из занятого французами Милана. Сохранился лишь подготовительный картон, заказанный живописный портрет не был написан. На картоне сегодня отчетливо видны следы перфорации.
Обычно так поступали с подготовительным материалом, чтобы точнее перенести контуры на холст или на доску для дальнейшей работы красками. Однако такого рода операции не были свойственны манере самого Леонардо.
Изабелла была довольна «полуфабрикатом» Леонардо и не раз через своих эмиссаров просила художника продолжить работу. Те в переписке со своей госпожой оставили нам немногие, но ценные сведения о некоторых событиях жизни и творчества Леонардо после его отъезда из Мантуи.
Столь же восторженным вниманием рисунок пользовался у многих современников. С него даже было сделано несколько копий. Луврский картон сохранился настолько плохо, что говорить о его качестве, как, впрочем, и о подлинности, не представляется возможным.
Правда, существовал и другой рисованный портрет, выполненный Леонардо. (Известно, что Изабелла тщетно просила художника прислать портрет, ибо первый вариант ее супруг кому-то преподнес в дар.)
Битвы
Битва при Ангиари, выбранная Леонардо темой для фрески под заказ флорентийской Синьории, состоялась 29 июня 1440 года. Флорентийско-венецианские войска и миланцы сражались около города Борго Сан-Сеполькро.
По свидетельству Вазари, «Леонардо начал делать картон в Папской зале, помещавшейся при церкви Санта-Мария Новелла, изобразив на этом картоне историю Николо Пиччинини, военачальника герцога Филиппа Миланского, и нарисовав группу всадников, сражающихся за знамя».
На работу Леонардо художники Флоренции и гости города приходили дивиться невиданному ранее мастерству. Поражали необычайные ракурсы и шокирующее, до иллюзии, переданные тела, переплетенные в безумии боя (а лучше повторить определение одного из зрителей картона: «свалки»).
Лица воинов, изуродованные рвущим рты криком и напряжением, превращались в страшные маски. При взгляде на работу Леонардо, зрители словно слышали яростные вопли экстатического безумия, заставляющего солдат забывать о страхе и боли, и их кровь стыла от завораживающего ужаса.
ЭТЮД ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА. Около 1490.
Папа Александр VI очень скоро понял, что церковный сан несовместим с буйным нравом его младшего сына. Он освободил Чезаре Борджиа от обета и посодействовал его утверждению властителем Романьи. Завоевывая себе «вотчину», Чезаре призвал в 1502 году на службу Леонардо. Послом Флорентийской республики при его дворе был Никколо Макиавелли.
Службу двух великих умов этому безнравственному и амбициозному, коварному и жестокому правителю можно объяснить лишь тем, что оба они вынашивали идею единой и мирной Италии, идею, реализация которой в то время стала бы возможной лишь при сильной власти. Именно таким «государем» всей родной страны и мыслился им Чезаре.
Однако «альянс» оказался недолгим.
TAVOLA DORIA. До 1513. Копия или подготовительный этюд для фрески «Битва при Ангиари». Местонахождение неизвестно (возможно Япония).
Друг Леонардо Никколо Макиавелли, будучи секретарем флорентийского правительства (Совета Десяти), посодействовал получению им важного государственного заказа — сделать роспись одного из залов Синьории с изображением некого военного сражения, демонстрирующего отвагу и мощь флорентийцев.
Кроме Леонардо в художественном воссоздании военной истории Флоренции должен был участвовать Микеланджело. Его работа («Битва при Кашине»), так же как и леонардовская, не сохранилась. По подготовительным рисункам к «Битве при Ангиари» можно предположить, что Леонардо намеревался изобразить панораму сражения, центром которой должен был стать эпизод битвы за знамя.
Ученые сегодня все более склоняются к мысли, что так называемая «Tavola doria» (Золотая доска) принадлежит кисти самого Леонардо.
БИТВА ПРИ АНГИАРИ. Около 1503. Подготовительный рисунок. Галерея Уффици, Флоренция.
В реальной битве с миланцами при Ангиари погиб всего один флорентийский воин. Однако эскизы Леонардо генерируют столь сильное энергетическое поле, что представляют собой квинтэссенцию военной агрессии. Существует мнение, что под фреской, написанной Джорджо Вазари, сохранилась «Битва при Ангиари» Леонардо.
ДАВИД. 1504. Рисунок со статуи Микеланджело. Королевство Виндзор (Англия).
Когда Леонардо появился во Флоренции, здесь на небосклоне искусства сияла новая звезда: слава двадцатипятилетнего Микеланджело сравнялась с его собственной.
На одном из листов рукописи Леонардо обнаружена эта зарисовка статуи Микеланджело, принесшей триумф молодому ваятелю. Леонардо состоял в «комиссии» по выбору места для нового символа Флоренции.
И Микеланджело был крайне обижен на него за решение установить Давида в одной из арок лоджии Деи Ланци, а не на открытой площади; Леонардо же руководствовался идеей о сохранности статуи.
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. «БИТВА ЗА ЗНАМЯ».Копия картона к фреске «Битва при Ангиари . 1605. Картон, смешанная техника. Лувр, Париж.
Зал Большого совета, где работали два титана Возрождения, Леонардо и Микеланджело, часто посещал двадцатилетний художник, уже проявивший себя в искусстве живописи. Звали его Рафаэль Санти.
Стоит ли говорить о том, какие замечательные уроки он извлек из «соревнования» двух гениев. Впрочем, учиться у них не уставали и позже.
Так, один из впечатляющих «слепков» леонардовского картона, оставил нам гений другой страны и другой эпохи фламандец Рубенс.
ГОЛОВА КРИЧАЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.Около 1504. Окончательный эскиз к фреске «Битва при Ангиари». Бумага, серебряный карандаш, черный мел, сангина. Национальный музей, Будапешт.
Фреска в Зале Большого совета из-за некачественной техники (краски собственного изобретения) постепенно исчезала. Спустя шестьдесят лет с нее сняли копии, а роспись обновил художник Джорджо Вазари, тот самый автор знаменитых жизнеописаний итальянских художников. В течение нескольких лет после воссоздания композиции картоны стояли в зале, и каждый посетитель непроизвольно сравнивал их.
ПРОФИЛЬ КРИЧАЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.Около 1504. Эскиз к фреске «Битва при Ангиари». Бумага, сангина. Национальный музей, Будапешт.
Не корректное, на первый взгляд, сближение тел воинов, тем не менее, абсолютно верно передает безумие битв «всех времен и народов», продемонстрированную Леонардо.
За время работы над портретом Моны Лизы «Битва при Ангиари» понесла настолько серьезные утраты, что Совет Десяти потребовал от художника либо вернуть деньги, либо написать фреску заново.
Выручил Леонардо Шарль д’Амбуаз, губернатор Милана, попросивший отпустить маэстро в Милан.
УлыбкаДжоконды
ШКОЛА ЛЕОНАРДО. «ОБНАЖЕННАЯ ЖЕНЩИНА». Около 1515. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
По эрмитажным каталогам эта картина-парафраз леонардовской «Джоконды» (ее еще называют «Мона Ванна») приписывается кисти вороватого ученика художника, красавца «Чертенка» (Салаино). Другие исследователи называют ее автором анонима, принадлежавшего школе Леонардо.
ШКОЛА ЛЕОНАРДО. «ОБНАЖЕННАЯ ДЖОКОНДА». Около 1515. Частное собрание.
Насколько велико участие самого мастера в создании подобных версий композиций, сходных с Джокондой, неизвестно.
МОНА ЛИЗА (ДЖОКОНДА). 1502-1513.
ПЕЙЗАЖ. 1500. Набросок. Бумага, сангина. Королевская библиотека, Виндзор) (Англия).
Было высказано предположение, основанное на сходстве форм, что мост, изображенный Леонардо, находится в Буриано, рядом с Ареццо.
По поводу изображений пейзажей Леонардо советовал в своем «Трактате о живописи»: «Пейзажи следует срисовывать так, чтобы деревья были наполовину освещены и наполовину затенены; но лучше делать их, когда солнце закрыто облаками, потому что тогда деревья освещаются всесторонним светом неба и всесторонней тенью земли, и они тем темнее в своих частях, чем данная часть ближе к середине дерева или к земле».
«Мне удалось создать картину действительно божественную». Эта гордая фраза была записана Леонардо не по поводу грандиозной «Тайной вечери». Речь идет о «Джоконде». О композиции простейшей, не раз испробованной и не раз повторенной. О картине с изображением смертной женщины, его современницы.
В ее фигуре — спокойствие и достоинство, в ее взгляде — испытующий интерес. Вспомним к месту, что авторство расхожей фразы «Глаза — зеркало души» принадлежит Леонардо. Но магия «Джоконды» — все же в улыбке.
Тысячи листов записей Леонардо не содержат ни одного комментария к конкретному факту созревания художественного замысла гениального творения. Зато сразу же вслед его созданию родятся миллионы строк добровольных комментаторов и интерпретаторов, по-разному трактующих знаменитую улыбку.
А значит все оттенки, все множество смыслов ее оказываются возможными в отражении восприятия зрителя.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ФРАНЦУЗСКОМУ ПЕРЕВОДУ «ТРАКТАТА О ЖИВОПИСИ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. 1651.
Леонардо не расставался с «Джокондой» до самой своей смерти в 1519 году. Это случилось во Франции, в одной из королевских резиденций — замке Сен-Клу близ Амбуаза в долине Луары, куда он прибыл по приглашению короля Франциска I стать придворным художником.
Его величество был так пленен живописью Леонардо и этим портретом, что уговорил мастера продать ему «Джоконду» за огромную по тем временам сумму, 4000 экю. При этом король согласился с условием, что картина останется в распоряжении художника до его кончины.
ФРАНСУА КЛУЭ (ШКОЛА ФОНТЕНБЛО). «КУПАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА». 1510. Национальная галерея, Вашингтон.
Свои нюансы в «архитектуру здания» школы Фонтенбло внесли готические пережитки, разнонациональные влияния, повинующиеся королевским вкусам, тяга к декоративности. Но и совершенно очевидце) определяющее влияние куртуазно-сладострастных сюжетов учеников Леонардо, а главное, его могучего мастерства на сложение французской национальной школы.
Продолжение следует…
- Станок для опрессовки рвд afkcom.com.
← Дворец Сфорца и мадонны.Утраченные полотна Леонардо да Винчи. →
Источник: http://artsabbia.by/gody-skitanij/
Битва при Ангиари – статьи
Ангиари — это небольшой живописный город в Тоскане, который ютится на склоне крутого холма. Вдали виднеется город Сансеполькро — родина великого гения Пьетро делла Франческа.
Между двумя поселениями — широкая равнина, долина юного Тибра, неподалеку начинается путь знаменитой реки. Именно в этой долине между двумя городами 29 июня 1440 года произошла битва при Ангиари.
Она стала частью Ломбардских войн между Итальянской лигой и Миланом.
Современный вид на Ангиари
На протяжении первой половины XV века на севере Италии не прекращались войны. Свое могущество наращивал Милан, он пытался покорить небольшие независимые города в Ломбардии и Тоскане. Ему противостояли мощные Венеция и Флоренция. Для ведения войны города нанимали кондотьеров — военачальников со своими армиями. Им платили огромное жалование.
В XV веке на севере Италии почти не прекращались войны
В 1440 году после серии конфликтов Милан оказался в крайне неприятном положении: войска герцога Висконти потерпели несколько чувствительных поражений. Воевавшему на стороне Милана знаменитому кондотьеру Никколо Пиччини приказали уходить из Тосканы на север — в Ломбардию.
В этот момент славный воин узнает о том, что совсем неподалеку — у Ангиари — находится армия Лиги. У Никколо было численное превосходство и фактор неожиданности, он решил попытать удачу и напасть.
Более того, в Борго Сансеполькро к нему присоединились еще 2 тысячи горожан в надежде пожать плоды будущей победы.
Никколо Пиччини
Солдаты Лиги были совершенно не готовы к сражению. Они ожидали, что неприятель будет отступать, и надеялись выиграть войну за Тоскану без единого взмаха мечом. Командовал армией другой кондотьер — Микелетто Аттендоло.
Под его началом были 300 венецианских всадников, 4000 флорентийских пехотинцев и столько же папских солдат.
Каким-то чудом Микелетто заметил вдалеке клубы пыли, понял, что это неприятель, и очень быстро сумел построить своих бойцов.
Микелетто Аттендоло крупно повезло — он заметил приближение врага
В итоге солдаты схлестнулись прямо на мосту через Тибр.
Подробное описание битвы оставили Макиавелли, хоть и сделал он это через несколько десятилетий: «Микелетто доблестно выдержал натиск первых вражеских отрядов и даже потеснил их, но Пиччини, подойдя с отборными войсками, так яростно напал на Микелетто, что захватил мост, а его отбросил до самого подъема к городу Ангиари». После этого флорентийцы и папские солдаты «крепко» ударили по войскам Пиччини с обоих флангов и оттеснили его за мост. «Схватка эта продолжалась два часа, и мост все время переходил из рук в руки», — пишет Макиавелли.
Решающая атака Микелетто Аттендоло в битве при Сан-Романо, часть триптиха Битва при Сан-Романо кисти Паоло Уччелло. Лувр, Париж
Но равный бой шел только за мост. Во всех других местах миланцы терпели неудачи.
Дело в том, что, как только они переправлялись на сторону неприятеля, их встречала большая армия, которая благодаря удачному расположению на равнине постоянно выставляла вперед свежих бойцов. Менять позиции было очень удобно.
Когда же флорентийцы переходили мост, то Никколо не мог оперативно присылать подмогу из-за большого количества канав и рытвин на дороге. Их заблаговременно оставил неприятель.
В результате битвы погиб лишь один всадник, случайно упавший с лошади
«Так и получилось, что каждый раз, когда солдаты Никколо переходили через мост, их тотчас же отбрасывали назад свежие силы противника. Наконец, флорентийцы прочно захватили мост, и их войска смогли перейти на широкую дорогу.
Быстрота их натиска и неудобство местности не дали Никколо времени поддержать своих свежей подмогой, так что те, кто был впереди, перемешались с идущими сзади, возникла сумятица, и все войско вынуждено было обратиться в бегство, и каждый уже ни о чем, кроме спасения, не помышляя, устремился по направлению к Борго…», — описывает положение Макиавелли.
Флорентийские солдаты взяли тысячи людей в плен, захватили обозы, знамена, лошадей и оружие. В описании Макиавелли битва кажется грандиозной, фантазия рисует десятки всадников, которые несколько часов гибли на мосту.
Но итог сражения был несколько иной. Жертва была только одна — рыцарь неудачно упал с лошади и сломал позвоночник. Больше никто не погиб.
Это можно объяснить тем, что воины в то время носили очень мощный доспех и ранить друг друга было крайне сложно.
Зал Пятисот. Палаццо Веккьо, Флоренция
В то же время для Милана это поражение не было существенным. Потери в оружии и лошадях можно было легко восстановить, а пленных выкупить. Тем временем, если бы проиграла Флоренция, то, скорее всего, она потеряла бы свой контроль над Тосканой.
Радость виктории была такой, что спустя 60 лет флорентийский гонфалоньер Содерини заказал у Леонардо да Винчи фреску на тему битвы при Ангиари. Мастер расписал одну из стен в зале Пятисот в палаццо Веккьо.
Напротив него работал другой гений — Микеланджело.
Питер Пауль Рубенс. Копия «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи
Фреска долгое время считалась утерянной. Якобы Вазари вместо нее оставил свою роспись. С другой стороны, ученые обратили внимание на небольшую надпись на полотне Вазари «ищущий да обрящет». За его фреской обнаружили полость. Некоторые ученые предполагают, что именно там и сохранился шедевр Леонардо. Но пока полноценные исследования не провели.
Источник: https://diletant.media/articles/39210508/
Найдена битва при Ангиари, потерянная фреска Леонардо да Винчи? — Наука — 2019
Это не шутка. 1 апреля 2012 года National Geographic Channel будет транслировать документальный фильм по-французски о мифической битве Anghiari, потерянной росписи Леонардо да Винчи, которую мы бы нашли …
Автопортрет Леонардо да Винчи, автор битвы при Ангиари, знаменитая потерянная фреска. © Общественное достояние
Несколько лет назад уже встал вопрос: «Будет ли Лафисик погибшей фреской Леонардо да Винчи? «
$config[ads_text] not found
Кажется, мы очень близки к тому, чтобы ответить «да! На этот вопрос. Некоторое время Маурицио Серачини ждал разрешения просверлить отверстия в фрески Георгиоса Вазари, написанной в 1563. Покрывая одну из стен 500-й комнаты Палаццо Веккио во Флоренции, фрески Вазари, битва при Марчиано, скрывая, возможно, останки одного из величайших шедевров эпохи Возрождения: битвы при Ангиари.
Копия Рубенса (1603) потерянной работы Леонардо да Винчи: битва при Ангиари. © Musée du Louvre-DP
Окрашенный Винченцианом 1504, но незавершенный, он все еще восхищался своим временем, даже больше, чем все другие известные работы Леонардо во время его жизни.
Загадочно исчезнув, возможно, уничтоженный по приказу Медичи по неизвестной причине, известно только одно воспроизведение Рубенса.
В последние годы были основания полагать, что она была спасена от забвения Вазари, который скрыл ее за своей собственной фреской.
Эндоскопия для отслеживания потерянной фрески Леонардо да Винчи
Свернув шесть отверстий через фреску Битвы при Марчиано, Маурицио Серачини и его команда продемонстрировали бы, что не только полость действительно была позади, но и что образцы, найденные и проанализированные из этой полости, будут сильно поддерживать тезис Серачини в течение многих лет.
Выдержка из документального фильма Леонардо да Винчи: найденная фреска .Детективное искусство Маурицио Серачини убеждено, что шедевр «Битва Ангиара и Леонардо да Винчи» скрыт за фреской Вазари в Палаццо Веккьо во Флоренции. Он найдет доказательства того, что он говорит? © natgeotv.com
Были обнаружены следы черного пигмента, состоящего из черного железа, с очень характерным составом до того, что он был знаком самого Леонардо да Винчилуя.
Подобная картина присутствует и в двух его картинах, сделанных одновременно Моной Лизой и Иоанном Крестителем .Другие следы представлены в виде красного лака, используемого для окраски, а не для настенных покрытий.
Наконец, эндоскопические изображения показывают бежевые следы, которые могут быть нанесены только мазками.
National Geographic Channel будет транслироваться во Франции в воскресенье 1 апреля в 8:40 вечера в документальном фильме о последних событиях в поисках Маурицио Серасини. Мы должны узнать больше отсюда.
На данный момент критики стреляют, и многие эксперты выступают против Seracini, и любая попытка записать фресюну Вазари, чтобы получить доступ к Леонардо … если предположить, что она есть.
Если да, давайте не будем забывать, что именно Вазари оставил ключи, чтобы найти фреску Леонардо, которую он так восхищался, оставляя на своей работе текст сивиллы Черка, Трова «:» Кто ищет, находит «…
Источник: https://ru.oclifescience.com/1488829-the-battle-of-anghiari-lost-fresco-of-leonardo-da-vinci-found
Битва в Анджарии (при Ангиари)
Итальянские искусствоведы подали петицию в защиту фрески Джорджо Вазари «Битва при Марчиано» в Палаццо Веккьо во Флоренции, сообщает BBC News.
Уже собрано 150 подписей историков искусства со всего мира, считающих, что бурение фрески с целью обнаружить под ней другую — работу Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» — нанесет непоправимый ущерб существующей .
Члены протестной группы призывают власти Флоренции привлечь к решению спора специалистов по эпохе Возрождения.
Известно, что Леонардо работал в Палаццо Веккьо в 1503-1506 годах по заказу гонфалоньера Содерини. Фреска должна была украсить одну из стен зала Большого совета (или Зала пятисот).
Кстати, противоположную стену должен был расписывать Микеланджело, но, создав эскиз «Битвы при Кашине», он так и не приступил к работе. А , задумавший написать «Битву при Ангьяри», напротив, начал расписывать стену, но забросил работу.
Исследователи творчества Леонардо да Винчи предполагают, что он применил новую технику масляной живописи по штукатурке, которая оказалась непрочной. И еще в процессе росписи начала портиться.
И хотя Вазари пишет, что «Битву при Ангьяри» можно было видеть здесь еще в 1565 году, до наших дней дошли лишь эскизы. В 1555-1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Так, на месте фрески возникла «Битва при Марчиано» Джорджо Вазари.
В 1975 году искусствовед из Калифорнийского университета Маурицио Серачини, предположил, что Вазари не записал фреску великого предшественника, а построил новую стенку на которой и написал свою собственную.
К такому выводу он пришел, изучая гравюры 1553 года, сделанные, по его мнению, не с картона Леонардо, а с реальной фрески. Кроме того, Серачини обратил внимание в работе Вазари на флаг с надписью: «Кто ищет, тот найдет» и посчитал это намеком на наличие фрески да Винчи.
Он также провел акустические исследования, которые подтвердили предположения: за стенкой обнаружилась воздушная прослойка в один-три сантиметра, вполне способная вместить фреску Леонардо.
В 2002 году власти Флоренции запретили неугомонному ученому вести дальнейшие поиски, однако в 2007 году министр культуры Италии Франческо Рутелли разрешил дальнейшие поиски ученому. Для чего был создан специальный фонд Anghiari, финансирующий .
Радиолокационные исследования, проведенные в прошлом году, показали, что существует полое пространство между оригинальной стеной и стеной Вазари.
Теперь Серачини и его команда просверлили несколько отверстий в различных местах фрески, чтобы поместить туда маленькие видеокамеры и заглянуть внутрь.
Несмотря на заявления мэра Флоренции о том, что отверстия просверлены в поврежденных участках фрески, которая после была бы восстановлена, ученые подняли волну протеста.
Так, Сесилия Фрозиноне, эксперт по художественной реставрации, работавшая вместе с Серачини над этим проектом, подала в отставку «по этическим причинам». Она же вместе с искусствоведом из Неаполя Томазо Монтари подала ходатайство в суд и мэрию Флоренции с требованием остановить работы, пока не будут проведены консультации с другими экспертами по искусству эпохи Возрождения.
Инфо:
рукописный художник мадонна ангиари
Подготовка и работа над фреской «Битва в Анджарии (при Ангиари) «. Реальное сражение при Ангиари в 1440 году, в котором флорентийцы нанесли поражение миланцам, было незначительным: за время всей военной кампании погиб один человек. Тем не менее, один эпизод этого сражения глубоко тронул Леонардо: схватка между несколькими кавалеристами, развернувшаяся вокруг боевого знамени.
Эскизы Леонардо да Винчи для большой настенной картины показывают, что он намеревался дать общую панораму сражения, в центре которого происходила схватка за знамя. Если одной фразой (которая, увы, прискорбно однообразна в нашем повествовании) описать дальнейшую судьбу картины, то скажем: полотно Леонардо утрачено.
Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Как и в случае с «Тайной вечерей», Леонардо экспериментировал — и эксперимент закончился утратой живописи, которая постепенно осыпалась.
Центральный рисунок Леонардо для «Битвы при Ангиари» изображает клубок людей и животных, столь тесно переплетенных между собой, что работу можно принять за эскиз для скульптуры.
Вздыбившиеся лошади перекликаются с теми, что поражают нас в ранней картине Леонардо «Поклонение волхвов», однако в данном случае они выражают не радость, а ярость: в то время как воины картины с ненавистью кидаются друг на друга, животные кусаются и брыкаются.
Картину можно рассматривать как выражение отношения Леонардо да Винчи к воине, которую он называл «pazzia bestialissima» — «самое зверское сумасшествие » — и образ которой, без сомнения, был слишком свеж в его памяти, хранившей впечатления от военных кампании Чезаре Борджиа. Он считал свою картину обвинительным актом.
Добавим: не менее актуальным и для нашего времени. В картине нет декорации, а фантастические костюмы воинов не имеют отношения ни к какому определённому периоду. Чтобы сделать свое обобщение еще более впечатляющим, Леонардо устремил все линии своей композиции: мечи, лица людей, конские тела, движение конских ног — внутрь. Ничто не уводит глаз от центра этого ужасающего «вещественного доказательства » как бы одиноко лежащего на голом столе перед прокурором.
«Битва при Ангиари» (итал. Battaglia di Anghiari, также иногда переводится как «Битва при Ангьяре») — утраченная фреска Леонардо да Винчи. Художник работал над ней в 1503—1506 гг.
Копия работы РубенсаЛеонардо да Винчи. Битва при Ангиари. 1503—1506Чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге. 45,2 × 63,7 см
Лувр, Париж
Кликабельно — 1179px × 857px
Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Сохранились копии с картона для этой фрески. Один из лучших рисунков — авторства Рубенса — находится в собрании Лувра.
- История создания
- Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи.
- Одновременно с Леонардо противоположную стену зала Содерини поручил расписать Микеланджело.
Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.
По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 на 17,4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Синьории.
Для работы над картоном, происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту.
Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя.
A copy possibly made from the original incomplete work. Викисклад
По словам Вазари подготовительный рисунок был признан вещью:
выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…
Источник: https://windows10official.ru/bitva-za-da-vinchi-bitva-pri-angiari-neokonchennaya-rabota-leonardo-da/
Леонардо да Винчи | Страница 29 | Онлайн-библиотека
Ни тот, ни другой не был исполнен в фресках. Причиной, по которой Леонардо не перенес на стену свою картину, были опять его мудрования с красками. Стена не хотела держать те краски, которыми он решил писать картину. Фреска осыпалась, едва успев подсохнуть. Леонардо долго бился, но вынужден был сложить оружие после нескольких бесплодных попыток победить технические трудности.
Тем не менее картон Леонардо, как и картон Микеланджело, оказали огромное влияние на искусство. «Пока они стояли, они служили школой для всех», — говорит Бенвенуто Челлини, несомненно видевший оба картона собственными глазами. С картинами Леонардо это уже так повелось.
Столько всегда было в них свежего, столько они открывали художникам новых горизонтов, столькому по ним можно было научиться, что художники всегда толпились перед ними. В таких размерах этого не было с тех пор, как Мазаччо написал свои фрески в Кармине.
Рафаэль по-настоящему созрел как живописец только тогда, когда начиная с 1504 года получил возможность ознакомиться с произведениями Леонардо и, в частности, с «Битвою при Ангиари».
«Битва при Ангиари»
Картон Леонардо исчез бесследно, так же как и картон Микеланджело.
Относительно последнего мы можем хотя бы установить даты, когда он был разрезан кощунственной рукой Баччо Бандинелли, когда куски картона ушли из Флоренции, где они находились позднее, не потерялся их след, относительно же «Битвы при Ангиари» Леонардо мы не знаем ничего. Картон погиб, очевидно, не выходя из Флоренции; это все, что можно считать установленным, но когда и как, мы, вероятно, так и не узнаем никогда.
Леонардо и Микеланджело находились одновременно во Флоренции довольно долго, хотя и с перерывами.
Когда Леонардо приехал во Флоренцию, двадцатипятилетний Микеланджело был в Риме, где работал над своей «Pieta». Но он вернулся раньше, чем Леонардо уехал к Цезарю Борджа, чтобы работать над той глыбой мрамора, которую испортил Симоне и от которой отказался Леонардо.
Он превращал ее в «Давида». «Давид» был закончен в 1503 году, а в 1504-м Микеланджело получил заказ на фреску и сейчас же начал готовить картон к ней.
Но в марте 1504 года его вызвал в Рим папа Юлий II, так что закончить картон он мог только летом 1506 года, когда убежал из Рима, недовольный папой. А вскоре после этого Леонардо уехал в Милан.
Таким образом, не считая коротких промежутков до отъезда Леонардо к Цезарю и недолгого пребывания Микеланджело во Флоренции в 1506 году, оба художника жили там одновременно с весны 1503-го до весны 1504 года.
Нелюдимый, болезненно самолюбивый, желчный Микеланджело, вероятно, с самого начала отнесся к Леонардо более чем сдержанно. Он не любил, когда других художников очень хвалили, и был ревнив к чужой славе: к Браманте, к Рафаэлю в Риме он тоже не питал никаких симпатий. А в 1503 году он получил некоторые основания считать себя обиженным Леонардо.
Когда был окончен «Давид», Содерини у всех крупных художников спрашивал совета: куда поставить эту колоссальную статую. Леонардо присоединился к мнению Джулиано да Сангалло, что его нужно поместить в Лоджии приоров.
Это значило убить эффект статуи, и, конечно, правы были те, которые лучшим местом для нее считали возвышение у дверей Палаццо Веккьо, где она и была в конце концов поставлена под открытым небом.
Микеланджело не забыл этого случая. Анонимный биограф Леонардо сохранил для нас одну сценку, где отношение Леонардо и Микеланджело сказалось очень ярко. Около церкви Санта Тринита стояли несколько человек и обсуждали какие-то темные стихи у Данте. Они подозвали Леонардо и попросили его разъяснить им это место.
Но Леонардо, увидев в этот момент, что идет Микеланджело, ответил им: . А тому при его мнительности показалось, что Леонардо хочет посмеяться над ним. И он сердито крикнул ему: «Разъясняй сам, раз ты сделал модель „Коня“, чтобы отлить его из бронзы, не сумел отлить и в таком положении позорно его оставил».
«Сказавши это, — он повернулся и ушел, а Леонардо остался стоять весь красный от его слов».
Сценка очень типична для Леонардо. Богатырь, который мог руками раздавить, как цыпленка, тщедушного Микеланджело, опытный диалектик, никогда не лазивший за словом в карман, он не захотел даже ответить вскипевшему неизвестно почему художнику. Два разных темперамента.
Как и все произведения, выходившие из-под руки Леонардо, «Битва при Ангиари» подняла целый ряд вопросов, для которых Леонардо считал себя обязанным искать научных решений.
А это всегда кончалось у него тем, что, начав заниматься новыми проблемами с точки зрения нужд художественной техники, он очень быстро превращал их в самостоятельные научные задачи, требовавшие разрешения других научных задач, и интересы искусства отступали на задний план.
В записях Леонардо за это время найдется немало таких, отправными моментами которых является «Битва при Ангиари», в том числе знаменитое описание битвы, вошедшее в «Трактат о живописи». Но большинство их разрешалось в конце в виде чисто научных сообщений и мыслей.
А так как конечными звеньями цепи этих мыслей были всегда математика и механика, то Леонардо ни на минуту, можно сказать, не оставлял своих математических занятий.
Хотя Пачоли уехал из Флоренции и Леонардо уже не мог пользоваться его указаниями, он занятий не бросал, работал один, а когда мог, искал помощи знающих людей.
Такими людьми были Бартоломео Веспуччи, математик и космограф, и Франческо Сиригатти, астроном, автор нескольких сочинений по своей дисциплине. Но больше всего в эти годы Леонардо занимался двумя вопросами: канализованием Арно и проблемой полета птиц в связи с проектами летательных аппаратов.
Технические работы
Канализование Арно давно, как мы знаем, занимало Леонардо, но только на этот раз он изучает вопрос гораздо более обстоятельно: следит за изменениями русла реки в местах впадения в нее ближайших к Флоренции притоков: Муньоне, Менсолы, Эльзы; долго бродит по полям и лугам, вымеряет, вычисляет. Результатом его выкладок было убеждение, что если канализовать Арно, то водный путь от Флоренции до Пизы сократится на двенадцать миль и доход от земледелия в Прато, Пистойе, Лукке и Пизе благодаря лучшему орошению поднимется на целых 200 тысяч дукатов.
Что касается проблемы полета, то Леонардо интересовался ею уже давно. В Милане он делал много рисунков и старался прежде всего уяснить летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей.
Наблюдения привели его самым естественным путем к опытам, ибо цель изучения была чисто практическая: Леонардо носился с мыслью построить летательный аппарат. Но миланские опыты не были удачны.
В его исследованиях вопрос прошел две стадии.
Сначала Леонардо разрабатывал проблему полета при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара.
Но затем, как объясняют специалисты некоторые чертежи Атлантического кодекса, он дошел до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплен, как в икаровском, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводиться же в движение аппарат должен своей собственной силой. Это уже в сущности идея аэроплана.
Для того чтобы явилась возможность успешного практического построения аппарата, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладавшего достаточной силой. До всего остального он дошел.
Когда для него стало ясным, что неудача с «Битвою при Ангиари» непоправима, когда все его попытки найти лекарство против разрушения фрески не привели ни к чему, он решил просто попробовать отдышаться на свежем деревенском, воздухе и уехал во Фьезоле к брату своей первой мачехи Алессандро Амадори, который был там каноником.
Источник: http://litrus.net/book/read/80810?p=29
Найдены следы фрески Леонардо «Битва при Ангиари» — "Коммерсантъ" — Издательский Дом КоммерсантЪ
Во флорентийском палаццо Веккьо (дворец Сеньории) в результате длительных исследований найдены следы фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», которая считалась полностью утраченной. Предположительно она находится в толще стены зала Большого совета.
Фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» известна только по копиям — считалось, что роспись начала осыпаться прямо в процессе создания, не была закончена и полностью разрушена спустя 50 лет после создания.
С этой теорией уже почти 40 лет борется профессор Маурицио Серачини, который считает, что, во-первых, «Битва при Ангиари» была не в таком уж плохом состоянии, а во вторых, ее не сбили, чтобы освободить место для работы Джорджо Вазари «Битва при Марчиано», а спрятали, возведя перед ней новую стену.
Согласно первоначальному замыслу, стены зала Большого совета во дворце Сеньории во Флоренции должны были быть украшены двумя великими художниками эпохи — Леонардо и Микеланджело.
Оба великих представили совету эскизы, однако Микеланджело даже не начал работу на стене, а Леонардо она не удалась.
Он предполагал покрыть росписью с изображением сцепившихся в клубок всадников огромную площадь — 6,6×17,4 м — и в 1503–1506 годах вроде бы приступил к работе на стене красками на восковой основе, но пигменты начали выцветать.
Леонардо продолжил работу маслом, однако грунт отказывался принимать краску и осыпался. Считается, что копии с «Битвы при Ангиари» (их авторами были Рафаэль, потом неизвестный художник, по работе которого сделана гравюра Лоренцо Заччиа, а потом Рубенс) созданы не с фрески, а с картона — эскиза в натуральную величину.
Исследователь Маурицио Серачини с 1975 года ищет эту вроде бы утраченную фреску (говорят, именно этот ученый-энтузиаст послужил Дэну Брауну прототипом одного из действующих лиц детектива «Код да Винчи»).
Поиски затруднены тем, что на стене по сей день красуется живопись Вазари, тоже весьма ценная, и ее ни в коем случае нельзя повредить. Однако упорный профессор путем ультразвукового исследования обнаружил зазор в толще стены и теперь добился разрешения взять из него микропробы.
В них обнаружились следы черного пигмента того же состава, что был применен при создании «Джоконды». Кроме того, добыты образцы красного лака и коричневого пигмента, исследованием которых сейчас занимаются ученые.
По версии Маурицио Серачини, Джорджо Вазари, глубоко чтивший гений Леонардо, не мог допустить разрушения фрески и приказал построить перед ней стену, которую и расписал. Кроме того, профессор уверен, что фреска сохранилась достаточно хорошо — и шансы увидеть ее для нас не потеряны.
Татьяна Маркина
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1890736
Во Флоренции обнаружена фреска Леонардо да Винчи, считавшаяся утраченной безвозвратно. Новости. Первый канал
В Италии ученые раскрыли тайну, которая почти 500 лет была спрятана на самом видном месте. Фреска Леонардо да Винчи считалась уничтоженной, но все эти столетия находилась в центре Флоренции, в одном из самых известных дворцов.
Для искусствоведов результаты исследования группы ученых во главе с экспертом Маурицио Серачини стали настоящей сенсацией. До сих пор считалось, что фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» была утрачена безвозвратно.
Она была создана в самом начале XVI века и украшала стену одного из самых известных зданий Флоренции — Палаццо Веккио всего около 60 лет. Согласно историческим документам, в 1563 году при реконструкции дворца ее похоронила под собой фреска другого мастера — Джорджо Вазари — «Битва при Марчиано».
Маурицио Серачини, посвятивший себя изучению творчества великого соотечественника, был чуть ли не единственным, кто не верил в печальную судьбу творения Леонардо.
Ученый предположил, что Джорджо Вазари, восхищавшийся в своих дневниках фреской да Винчи, не мог уничтожить ее собственной рукой.
Чтобы сохранить оригинал, он предварительно закрыл его своего рода фальш-стенкой, на которую уже и легла его собственная батальная сцена.
Недавние акустические исследования подтвердили, что между фреской Вазари и основной стеной имеется зазор не больше 3 миллиметров. Эксперты во главе с Маурицио Серачини с помощью специального зонда проникли в обнаруженную полость и взяли образцы материалов. Результаты экспертизы подтвердили самые смелые надежды.
«В пробах мы обнаружили химические вещества, в том числе черный пигмент, которые использовались только в работах Леонардо да Винчи. И это не может быть простым совпадением», — говорит искусствовед Маурицио Серачини.
Любопытно еще одно обстоятельство, на которое в своих исследованиях обратили внимание эксперты. На фреске Вазари можно прочитать едва различимую фразу, в переводе: «Ищите и обрящете», или на современный лад «Кто ищет, тот всегда найдет. Не исключено, что таким образом художник хотел намекнуть потомкам на то, что скрывается под его работой.
В ближайшее время ученые и искусствоведы должны решить, что делать со вновь обретенным шедевром гениального да Винчи.
«Мы планируем сначала аккуратно снять части фрески Битва при Марчиано Вазари, те что уже неоднократно реставрировались. Это позволит нам проверить состояние фрески Леонардо «Битва при Ангиари». В том, что это именно она, мы теперь уверены», — говорит мэр Флоренции Маттео Ренци.
Кстати, стену напротив той, где изначально была фреска да Винчи, должен был расписывать другой гений Возрождения — Микеланджело. Однако он так никогда и не реализовал свой замысел.
Источник: https://www.1tv.ru/news/2012-03-13/96745-vo_florentsii_obnaruzhena_freska_leonardo_da_vinchi_schitavshayasya_utrachennoy_bezvozvratno
Поиск таинственной фрески Леонардо «Битва при Ангьяри» прекращён
На днях стало известно, что судьба утерянной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри», останется неизвестной.
Исследование в Палаццо Веккио. Photo: David Yoder / National Geographic / AP
Амбициозный проект по поиску работы, считавшейся утерянной, приостановлен на неопределенный срок, а строительные леса, возведенные в Палаццо Веккио, будут демонтированы в конце сентября. В общей сложности, более десяти месяцев команда исследователей пыталась обнаружить фреску под сводами бывшего здания флорентийского совета.
Чтобы минимизировать повреждения фрески Вазари, было выбрано семь областей, уже поврежденных временем, либо уже подвергавшихся реставрации, где министерство культуры Италии разрешило вести работы.
Описанная мэром Флоренции как «великая тайна Ренессанса», «Битва при Ангьяри» была задумана в 1503 году, когда Леонардо и Микеланджело получили заказ написать две фрески на тему исторической флорентийской победы на противоположных стенах Палаццо Веккио. 6 июня 1505 года, в возрасте 53 лет, Леонардо начал работу над центральной сценой битвы, известной как «Битва за Кассину».
В своей книге Вазари упоминет, что Леонардо отказался от проекта из-за технических проблем, связанных с его экспериментами по смешиванию масляных красок. Историки, однако, ставят под сомнение его заключение.
Некоторые предполагают, что Вазари придумал эту историю, и что на самом деле фреска была завершена. А спустя десять лет на этом месте была написана фреска самого Вазари.
И, как уверяют историки, фреска да Винчи не единственная, которая «растворилась» под кистью Вазари.
В 1861 году в церки Санта Мария Новелла была найдена фреска «Троица», написанная Мазаччо. Фреска была замурована (но не уничтожена) тем же Вазари, который, по приказу герцога Козимы I, написал сверху свою «Мадонну с четками».
В 2000 году на конференции, посвященной да Винчи, впервые была высказана мысль о необходимости удаления фрески Вазари в Палаццо Веккио. И лишь в 2012 году были получены убедительные факты о возможном существовании шедевра Леонардо под работой Вазари.
Однако, далеко вперёд исследователям продвинутся не удалось.
Для продолжения работы требуются сложные исследования с применением XRD/XRF томографии, которые возможны лишь в условиях Европейского центра синхротронного и радиологического излучения в Гренобле, Франция.
В связи с этим, ряд ученых встал на защиту творения Вазари. Сесилия Фросинини (Cecilia Frosinini), директор по росписи лаборатории художественной реставрации Opificio, немедленно подала в отставку в знак протеста против продолжения работ. “Это этический вопрос. Я должна защитить произведение искусства от разрушения”, – заявила Фросинини.
После её реакции, многие историки искусства подписали петицию с требованием прекратить дальнейшее сверление фрески, некоторые стали ставить под сомнение и само существование под ней работы Леонардо.
“Вазари бы никогда не уничтожил работу художника, которым он столько восхищался. Вся эта история хороша для Дэна Брауна, но не для искусстововедов”, – скзал Томазо Монтанари (Tomaso Montanari), историк искусства из Университета Федерико II в Неаполе.
Кристина Асидини (Cristina Acidini), смотритель Polo Museale Fiorentino, в ответ на запрос группы исследователей, разрешила проведение эндоскопического исследования седьмого отверстия, но исключил возможность дальнейшего сверления.
Такое решение вызвало жёсткую полемику в заинтересованных кругах. Но не смотря ни на что, несколько дней назад пришло окончательное решение министерства культуры Италии о необходимости заделать отверстия в фреске Вазари и демонтировать строительные леса.
Так закончился поиск таинственной работы Леонардо да Винчи.
Анна Сидорова
Источник: https://gallerix.ru/news/full/poisk-tainstvennoy-freski-leonardo-bitva-pri-anghiari-prekrashen/