Самобытность австрийского художника Густава Климта заключается в изображении им женщин в качестве главных героинь произведений. В своих полотнах он касается таких общезначимых тем, как смерть, преклонный возраст, любовь, изображенные выразительными броскими красками, […]
Художник, создавший полотно с изображение Юдифи, спустя 8 лет воплотил очередной архетип роковой красавицы не в образе библейского персонажа, а в обличье своей современницы – обитательницы австрийской столицы, на что указывает ее […]
«Обнаженная истина» – картина, повергшая в шок современников Климта. Она явилась дерзким вызовом косным взглядам и всем, кто считает, что может диктовать деятелям искусства, как творить. Если так можно выразиться, с помощью […]
В 1894 году известному австрийскому художнику-символисту Густаву Климту было поручено создать три картины для украшения потолка Большого зала Венского университета. Художник показал традиционные аллегорические образы символизма в новом стиле, который был гораздо […]
«Золотая Адель» – это наиболее значимое полотно Густава. Портрет Австрийской Моны Лизы заслужил скандальную славу. В 2006 г. его продали за огромную сумму – больше ста миллионов долл. США. В 2015 г. […]
С начала 90-х годов начался новый период в творчестве Густава Климта. В это время художник почувствовал острое желание выйти за рамки академических традиций, невзирая на свою популярность в художественных кругах венского общества. […]
Густав Климт написал картину «Подруги» в 1916-1917 гг. К сожалению, оригинал картины не дошел до нас – сгорела в 1945 году. Свое произведение автор рисовал основываясь на полном контрасте тел двух девушек, […]
В 1902 году в венском «Сецессионе» прошла выставка-мемориал, которая посвящалась памяти великого Людвига ван Бетховена. Густав Климт видел в музыканте гения, а в его творческой деятельности – воплощение любви. Специально к выставке […]
Мозаика для обеденного зала «Ожидание» – это декоративное дополнение к архитектурному решению дворца. Вообще мозаика состоит из девяти основных элементов, но именно этот считается основным. Здесь изображена танцующая девушка, в образе которой […]
Густав Климт обладал даром живописца с рождения, однако, он не полагался только на самобытность, а свое искусство оттачивал в Школе декоративного искусства, в Вене. Долгое время его полотна были созданы в привычной, […]
Источник: https://opisanie-kartin.com/klimt-gustav/
Густав Климт
Густав Климт – австрийский живописец, признанный во всем мире мастер изображения женского тела. В свое время художник снискал скандальную славу произведениями, «пропитанными» неприкрытым эротизмом.
Художник Густав Климт
Для конца 18 и начала 19 века картины столь откровенного содержания казались слишком смелыми и шокировали ценителей искусства, привыкших к работам мастеров классической школы.
Но эпатаж не стал преградой для славы, которой Климт был обласкан в избытке при жизни. Представители европейского модерна считают Климта основоположником направления.
Сегодня картины мастера продаются за баснословные деньги.
Детство и юность
По национальности Густав Климт – австриец, но в его жилах текла и чешская кровь от отца-ювелира, чьи детство и юность прошли в Богемии. В молодости мама будущего живописца тоже жила искусством – мечтала стать музыкантом. Планам помешала многодетная семья: Густав – второй по старшинству из семи отпрысков Климтов, 3 сыновей и 4 дочерей.
Густав Климт в молодости
Родился ярчайший представитель ар-нуво летом 1862 года в Пенцинге, одном из 23 районов Вены. Вырос в округе Баумгартен. Пенцинг знаменит живописной природой, ведь расположен на отроге Восточных Альп, и одну треть района покрывает Венский лес.
Работа отца, гравера по золоту, не приносила дохода, который позволил бы семье жить в достатке. Но все дети Эрнеста и Анны Климт, когда повзрослели, выбрали искусство. Сыновья стали художниками, дочери сделали карьеру в индустрии моды.
Портрет Густава Климта. Художник Эгон Шиле
Первые шаги творческой биографии маленького Густава были сделаны под началом отца, научившего сына смешивать краски и наносить мазки на полотно. В 14 лет юный художник стал учеником художественно-ремесленного училища в Вене. Спустя год в учебное заведение, действовавшее при Австрийском музее, поступил и брат Густава, Эрнст.
Климт выбрал специализацией архитектурную живопись. Кумиром юноши в период учебы оказался Ганс Макарт, творивший в историческом жанре. Удивительно, но в студенческие годы будущая звезда модерна отличался от прогрессивных товарищей тем, что уважал консервативные засады академического образования.
Живопись
В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции.
В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест».
Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.
Картина Густава Климта «Даная»
В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.
Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.
Картина Густава Климта «Поцелуй»
Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.
Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.
Картина Густава Климта «Три возраста женщины»
Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.
В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду».
На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером».
Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.
Картины Густава Климта «Надежда» (1903 г.) и «Надежда II» (1908 г.)
Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.
Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».
Картина Густава Климта «Дерево любви» («Древо жизни»)
Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».
Личная жизнь
О темпераменте модерниста слагали легенды. Современники Климта шептались, что связи у Густава случались едва ли не с каждой натурщицей.
Мэтру приписывают отцовство от 14 до 40 детей, рожденных дамами, заказывавшими портреты, натурщицами и просто «жрицами любви», которым он платил деньги.
Поговаривают, барышни знатных родов выстраивались в очередь и были готовые на многое, лишь бы заполучить драгоценный портрет кисти самого Густава Климта.
Густав Климт
Справедливости ради необходимо сказать, что существовало и другое мнение: художника не интересовала плотская близость, он был сторонником платонических отношений.
Но эта версия кажется сомнительной, когда биографы Климта говорят о постыдном, но очень распространенном в конце XIX — начале XX века заболевании, перенесенном художником. Сифилисом Густава наградила девица легкого поведения.
Факт обыгран в художественной картине «Климт», премьера которой состоялась в 2006 году.
Густав Климт и Эмилия Флеге
Сколько бы женщин не побывало в постели Густава, главной музой, так и оставшейся в статусе невесты, оказалась Эмилия Флёге, талантливый модельер и хозяйка модного дома. Ее он просил позвать, когда умирал. Их связь длилась 27 лет, но так и не увенчалась браком и потомством.
Ценители творчества Климта подметили, что мастеру нравились два типа женщин, которые он рисовал всю жизнь. Это пышные рыжеволосые красавицы (такова «Даная») и брюнетки с тонкими чертами лица и фигурами мальчиков («Адель Блох-Бауэр»).
Смерть
Знаменитого австрийского живописца не стало в феврале 1918 года. Причиной смерти 55-летнего Климта стала пневмония, оказавшаяся смертельной после перенесенного инсульта.
Местом упокоения художника стало венское Хитцингское кладбище. Густав Климт оставил незаконченными десятки начатых картин.
Могила Густава Климта
Российские ценители живописи ар-нуво в октябре 2017 года получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Густава Климта. Выставка графических работ двух известных представителей модерна – Густава Климта и Эгона Шиле – состоялась в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Произведения
- 1899-1907 – «Философия»
- 1899-1907 – «Медицина»
- 1899-1907 – «Юриспруденция»
- 1901-1902 – «Золотые рыбки»
- 1903 – «Березовая роща»
- 1903 – «Надежда»
- 1904-1907 – «Водяные змеи»
- 1905 – «Три возраста женщины»
- 1905-1909 – «Дерево любви»
- 1906 – «Адель Блох-Бауэр»
- 1907–08 – «Поцелуй»
- 1907-1908 – «Даная»
- 1912 – «Яблоня I»
- 1913 – «Невинность»
- 1917 – «Адам и Ева»
Источник: https://24smi.org/celebrity/40343-gustav-klimt.html
Густав Климт (Gustav Klimt): картины, биография художника. Стиль модерн
Галерея картин Густава Климта
Густав Климт (нем. Gustav Klimt, 14 июля 1862, Баумгартен — 6 февраля 1918, Вена) — австрийский художник. Густав Климт — один из самых ярких представителей стиля модерн.
Густав Климт писал символические композиции, портреты, пейзажи в стиле «модерн», подчиняя плоскостные изображения изощрённому орнаментальному ритму, дробному узору из мелких цветовых пятен. Климт – лидер Венского авангарда рубежа веков, активный участник сообщества художников-новаторов «Сецессион».
Лучшие работы Густава Климта — его более поздние портреты, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами.
В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов, что приводит к игре орнаментальных форм.
Эти работы в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны — это сила восприятия природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в его картинах.
Внимание |
Изображения в синей рамочке кликабельны. Огромная галерея — возможны задержки |
- Поцелуй
- Музыка
- Портрет пианиста Йозефа Пембауэра
- Дама в шляпе и боа из перьев
- Зрительный зал старого Бургтеатра в Вене
- «Бетховенский фриз». Фрагмент
- Любовь
- Афина Паллада
- Юдифь
- Юдифь
- Две девушки с олеандром
- Музыка
- Течение
- Nuda Veritas
- Три возраста женщины
Статья К. Богемской в книге «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1987 г.
Густав Климт — австрийский художник, один из тех, чье творчество определяло художественный климат Вены рубежа веков.
Он был сыном гравера Эрнста Климта, в юности посещал школу прикладного искусства. В молодости на него оказал влияние помпезный стиль исторической живописи Ханса Макарта. Но самого Климта отличала прежде всего склонность к декоративности. Уже в ранних его работах заимствованная у Макарта яркая красочность сочетается с орнаментальностью. Интересуется он и портретом. В 1888 году
он сделал акварель «Внутренний вид старого театра со сцены», где поместил 131 маленькое портретное изображение. Климт писал театральные декорации, делал иллюстрации для книг, вместе со своим братом и другими художниками создал цикл росписей Художественно-исторического музея в Вене.
Он уже достиг репутации известного художника, когда в начале 90-х годов его стиль изменился, приобрел ярко выраженную символистскую окраску. Распространение в Европе стиля модерн, или югендштиля, как его называли в Австрии, не просто коснулось Климта, но оказалось важнейшим фактором его развития как художника.
Вкус к символизму, выражавшийся в Англии в творчестве поздних прерафаэлитов, в графике О. Бердслея, во Франции в творчестве Г. Морю, пришелся по душе Климту, работы которого во многом перекликаются с произведениями названных художников.
В 1897 году в Вене учреждается художественное общество «Сецессион», первым председателем которого, бессменным на долгие годы, становится Густав Климт.
Такого рода общества возникли тогда во многих европейских столицах, они способствовали обмену выставками между художниками разных стран, обновлению художественного языка.
Они противостояли официальной политике в области искусства и личным вкусам меценатов и в целом способствовали демократизации художественной культуры.
Венский «Сецессион» устраивал по нескольку выставок в год, приглашая на них художников, представителей новых направлений искусства: в 1900 году здесь были показаны произведения шотландского архитектора Ч. Р.
Макинтоша и школы Глазго, в 1902 году — скульптура Бетховена работы Макса Клингера, для окружения которой Климт сделал специальный фриз, в том же году — искусство французских лмпрессионистов и постимпрессионистов, зыставлялись здесь также работы О. Бердслея, Д. Уистлера.
Густав Климт создавал картины, которые по своей художественной концепции были близки предметам декоративно-прикладного искусства. Сами впечатления от реальности служили лишь поводом для картины, но не ее содержанием.
Фигуры и предметы подвергались стилизации в духе модерна. Фон у Климта всегда был плоскостный, затканный мелким узорочьем. Контрастом к этому фону были иллюзорно, объемно трактованные части изображения — обычно лицо.
Фигуры Климт изображал удлиненными, часто прибегая к островыразительному профильному силуэту. Постановка фигур у Климта сугубо условная, статуарная; если он изображает двух людей, то это чаще всего сюжет объятия, поцелуя, если в композиции присутствует несколько фигур, то все они сливаются в одну группу, а вокруг них расстилается тот же условный орнаментальный фон.
Моделям, которых изображал Климт, всегда присуща повышенная эмоциональность: они нервозны, напряженны, чувственны, агрессивны. Это был его индивидуальный тонус восприятия действительности. Он раскрывался в подготовительных работах Климта — его рисунках.
Если при жизни художника рисунки его были малоизвестны и им не придавалось большого значения, то в последние годы графическое наследие Климта привлекает большое внимание публики и коллекционеров.
В Европе с успехом прошло несколько выставок, посвященных исключительно рисункам Климта.
Если в картинах и стенных росписях Климта можно найти немало «цитат* из творчества других художников, бросается в глаза эклектичность истоков его стиля, напыщенная и чрезмерная стилизация художественного языка, то в рисунках, где художник бегло фиксировал впечатления о? натуры а замыслы будущих картин, проявляются его проницательность. умение показать сущность, характер модели, лаконичными средствами создать экспрессивный художественный образ.
Непосредственность и откровенность Климта как рисовальщика объясняют историку, почему он как художественная личность имел такое огромное влияние а Вене на рубеже зеков.
Климт был очень одаренным художником, но целью своего творчества он считал не раскрытие индивидуального взгляда на мир, а создание определенного стиля, общего для изобразительного и декоративного искусства.
Поэтому он заимствовал и сам создавал определенные «клише» изображения и орнамента, которые постоянно применял в сзожх работах и которые делают их так похожими друг на друга. Он пытался придать своим произведениям глубокий философский и психологический подтекст.
Смутность образов я ассоциаций, воплощавшаяся Климтом. как будто перекликается с психоаналитическими построениями его современника — венского врача Зигмунда Фрейда.
Затуманенность символов, которые использовал художник, подчеркнутая неоднозначность прочтения всех его композиций служили тому, что они не поддавались одной, точно устанавливаемой расшифровке, а могли толковаться каждым в зависимости от его художественного опыта.
Так, многозначны могут быть варианты прочтения его композиции «Надежда», созданной в 1903 году и изображающей молодую обнаженную женщину с открытым чревом, внутри которого лежит дитя.
Позади ее скелет и какие-то монстры, напоминающие о том, что продолжение человеческой жизни проходит под знаком смерти.
К числу наиболее известных работ Климта принадлежит выполненный им фриз в обеденном зале дворца Стоклет в Брюсселе, построенном Й. Хофманном. Сам дворец Стоклет по архитектуре — типичное произведение модерна, и фриз Климта соответствует стилю здания. На Климта большое впечатление произвели византийские мозаики, что особенно заметно в декорациях этого дворца.
Собственно, мозаич-ность была присуща и его живописному стилю — он составлял целые поверхности в своих картинах из отдельных кусочков цвета, всякого рода завитушек и орнаментальных фрагментов.
Во фризе дворца Стоклет он работает непосредственно в технике мозаики: пестрая композиция складывается из цветной эмали, стекла, керамики, металла, частично позолоченного, слоновой кости, перламутра.
Использование дорогих, экзотических материалов в этом фризе тоже вполне во вкусе модерна. По фону фриза расположены деревья со стилизованными в спирально закручивающиеся завитки ветвями, с листьями и птицами.
Присутствуют также во фризе и изображения человеческих фигур — «Ожидание» в виде женской фигуры, платье которой украшено орнаментом из завитков и треугольников с изображением глаза. Лицо изображено настолько похожим на японское, что можно подумать, что оно срисовано с гравюры популярного тогда Хироеиге.
Другие две фигуры слиты воедино в объятии, напоминая по композиции мотив, многократно повторяющийся в картинах Климта.
Если фриз во дворце Стоклет был уместен и сочетался с архитектурой и вкусом заказчика, то выполненные Климтом декоративные панно для зала собраний Венского университета вызвали недовольство и так и не были помещены на место, для которого они предназначались. Темы панно — «Юриспруденция*, «Философия> л «Медицина».
В панно «Медицина» были изображены разные фазы человеческой жизни, здесь были и фигуры матери с ребенком, и беременной женщины, напоминающие о картине «Надежда», я старухи, срисованной с одной из скульптур Родена. Сочетание натурализма изображения со сложной умозрительной схемой обусловило господство сюжета и идеи над художественностью произведения.
Это стало причиной неудачи замысла Климта.
Вообще в первые годы нашего столетия Климт неоднократно входит в конфликт с публикой, которая не принимает его произведений. В 1903 году «Сецессион» устраивает персональную выставку Климта, но после этого художник порывает с объединением, что свидетельствует о его разногласиях с коллегами.
Тем не менее, хотя Климт не был ровным художником и не всегда был понят своими современниками, он оказал большое влияние на развитие австрийского искусства начала XX века.
Климт впервые внес в австрийскую живопись понятие большого стиля.
Присущая ему остро индивидуальная манера рисунка стала почвой для поисков более молодых художников, будущих представителей экспрессионизма — Оскара Кокошки и Эгона Шиле.
Справка:
Стиль модерн (от фр. moderne — современный, другое название: ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем.
Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века.
Отличительными особенностями стиля модерн является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.
Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/601-gustav-klimt.html
Климт ГуставКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Климт Густав (Klimt Gustav), известнейший австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился 14 июля 1862 года в предместье Вены в Баумгартене в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве – четкий силуэт и склонность к орнаментализму.
Басня, 1883, Музей истории искусства, Вена
Идиллия, 1884, Музей истории искусства, Вена
Алтарь Диониса, 1886-1888, фрагмент, Бургтеатр, Вена
После 1898 года работы художника приобретают более декоративный, символический аспект. Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков.
Будучи по преимуществу художником-декоратором, он возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» – движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.
Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами.
Театр Таормины, 1886-1888, Бургтеатр, Вена
Аллегория Скульптуры, 1889, Музей прикладных искусств, Вена
Две девушки с олеандром, 1890-1892, Музей Уодсворт, Хартфорд
В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны – это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм.
Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью.
С другой стороны – это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах австрийского живописца.
Любовь, 1895, Музей истории искусства, Вена
Юдифь и голова Олоферна, 1901, Галерея Бельведер, Вена
Эмилия Флоге, 1902, Музей истории искусства, Вена
Среди наиболее восхитительных работ художника – панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок во дворце Стокле, богатом частном замке-особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.
Юдифь II, 1901, Галерея современного искусства, Венеция
Золотые рыбки, 1901-1902, частная коллекция
Австрийский деревенский дом, 1912, Галерея Бельведер, Вена
Остановимся на картине Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары.
В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд.
Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит – символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем позднего модерна.
Березовая роща, 1903, Фонд Пола Аллена, США
Русалки, 1905, Коллекция Банка Австрия, Вена
Маковое поле, 1906, Галерея Бельведер, Вена
Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции.
Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими».
«Золотой период» творчества австрийского живописца отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной художником во многих работах с начала двадцатого века. Скончался Густав Климт 6 февраля 1918 года в Вене от инсульта и тяжелой формы пневмонии.
Водяные змеи II, 1904-1907, Галерея Бельведер, Вена
Ожидание, 1905-1909, Дворец Стокле, Брюссель
Объятие, 1905-1909, Дворец Стокле, Брюссель
Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio – отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн.
Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна – «сецессионстиля» (Sezessionsstil) – вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году.
Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке).
Адель Блох-Бауэр I, 1907, Новая галерея, Нью-Йорк
Даная, 1907-1908, Музей Леопольда, Вена
Поцелуй, 1907-1908, Галерея Бельведер, Вена
Руководил объединением «Сецессион» живописец Густав Климт.
Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики – геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры – ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).
Надежда II, 1907-1908, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Афина Паллада, 1898, Музей истории искусства, Вена
Замок Каммер на озере Аттерзее, 1909, Национальная галерея, Прага
Мада Примавеси, 1913, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Невинность, 1913, Национальная галерея, Прага
Танцовщица, 1916-1918, частная коллекция
Картины Густава Климта Часть 2 ►
Источник: http://smallbay.ru/klimt.html
Климт Густав. Биография, названия, описание картин
Густав Климт (14.07.1862, Баумгартен, Австро-Венгрия — 6.02.1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.
Биография Густава Климта.
Учился в Венской школе пластических искусств.
С 1880 по 1897 годы Климт выполнил ряд заказов на монументально-декоративные росписи, в частности для венского «Бургтеатра» и Музея истории искусств, получившие высокую оценку академических кругов.
В эти годы художник сблизился с символистами, а в 1897 году стал президентом творческого объединения «Сецессион», выступавшего против эстетического консерватизма и морализаторства в искусстве.
В 1902 году Климт создал для здания «Сецессиона» монументальное панно «Бетховенский фриз», в котором предстал характерный для зрелых работ мастера «золотой стиль»: орнаментальная декоративность с переливами золота и серебра, ярко выраженная стилизация, навеянная византийскими и египетскими мотивами, загадочные женские образы, вызывающе обольстительные и болезненно-порочные. В 1910-х годах художник отошел от «золотого стиля», его манера стала более сдержанной и натуралистичной.
Описание картин Густава Климта:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/klimt-gustav/
Густав Климт: биография и лучшие работы
В своих произведениях он часто акцентировал внимание на женских прелестях и очень любил золотистые тона, рассыпая их по полотну, словно стеклышки венецианских мозаик. Его картины уходили с аукционов за рекордные суммы. Он — яркий представитель модерна и гордость Австрии Густав Климт.
Густав Климт: биография
Сын гравера
Ему сам Бог велел стать художником: отец был гравером из Богемии, он-то и преподал сыну первые уроки мастерства.
Впрочем, в этой семье из венского предместья росло три мальчугана, и представьте, каждый увидел свое призвание в живописи. Вот только Густав преуспел в этом больше братьев.
Всего же у Анны и Эрнеста было семеро детей, и денег катастрофически не хватало, порой едва-едва удавалось наскрести на еду.
Профессиональное образование Густав продолжил в училище, открытом при Австрийском музее искусства в Вене. Учебу он совмещал с подработками — вместе с другом и братом Эрнстом они брались за оформление театров. Сам император Франц-Иосиф высоко оценил мастерство Климта, и когда тому было всего 26, вручил молодому художнику награду — Золотой Крест.
В 30 живописец лишился одного за другим и отца, и самого любимого из братьев, Эрнста. Теперь он стал главой семьи. На тот же период приходится сближение Климта с Эмилией Флеге (ее сестра была замужем за Эрнстом). Эмилия (в будущем известный модельер) стала возлюбленной мастера и не обращала внимания на отношения с другими женщинами, а романов у Густава было множество.
Собственный стиль
Вскоре художник возглавил группу единомышленников — Венский сецессион и был ее руководителем 8 лет, пока не поссорился с некоторыми коллегами.
Излюбленным жанром Климта был портрет, ему присущ свой особый стиль — все фигуры вытянуты (в основном, вертикально), фоном и одеянием для героев часто служат замысловатые «драпировки» — кажется, что они состоят из калейдоскопных искорок. А вот частые выезды вместе с Эмилией на природу — к озеру Аттерзе — способствовали тому, что у Густава родился и ряд пейзажей, стилистически они напоминают портреты его кисти.
Большой скандал разразился, когда для потолка Венского университета Климт нарисовал весьма откровенные картины — это были аллегории Философии, Юриспруденции и Медицины, но выполненные в духе живописца. Их обозвали порнографическими и отказались помещать в здании. К сожалению, попавшие в руки нацистов работы не сохранились — их уничтожили вместе с замком, в котором они находились.
Климт отказался от подобных заказов и стал творить «для души». «Обнаженная истина» тоже была отвергнута ханжами, но художник остался верен избранной манере и далее.
Лучшие работы Густава Климта
«Золотой период» и откровенный эротизм
Но вот картины, относящие к так называемому «золотому периоду», даже прежние самые строгие критики называли шедеврами.
Это, прежде всего, «Поцелуй», запечатлевший мужчину и женщину в страстном объятии, и «Юдифь».
Библейскую героиню Климт рисовал со своей любимой модели Адели. Дочка венского банкира рано вышла замуж и стала носить двойную фамилию, Блох-Бауэр. Именно за два ее портрета, написанных позже «Юдифей» (1901 и 1909 годов), были отданы на аукционах невероятные суммы.
Климт почти никогда не рисовал мужчин, не оставил он и автопортретов. Почти все его творчество — это обнаженные и полуобнаженные женщины. Говорят, что таким образом он выпускал на свободу свой скрытый эротизм. Ему часто позировали девицы легкого поведения, не стесняющиеся обнажаться и принимать самые соблазнительные позы.
Очень характерны для его манеры письма две картины «Водяные змеи», а также «Золотые рыбки», «Три возраста женщины».
Изображал он и «Данаю». Мифология часто служила для него поводом раздеть очередную героиню картины.
…И куча внебрачных детей
Сам мастер не был женат, а отношения с Эмилией носили скорее деловой характер. Но интрижек у живописца была масса, все ли они заканчивались постелью, неизвестно, однако говорят, что у Густава имелись и дети. Количество называют самое разное — от двух-трех до сорока.
Постепенно все меньше позолоты становилось в его работах — маэстро мужал и прощался с излишней декоративностью. Но отточить это свое новое видение он не успел. Его разбил инсульт, который спровоцировал пневмонию — она и погубила австрийского гения. Было ему тогда всего 55.
Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/stil-zhizni/6344-gustav-klimt-biografiya-i-luchshie-raboty
Биография Густава Климта, описание картин
Данная статья приурочена к сегодняшнему событию. 14 июля 2012 года Густаву Климту исполнилось бы 150 лет. Густав Климт австрийский художник, родился 14 июля 1862. Многие называют его основоположником австрийского модернизма. Рисовал художник в основном женщин, обнаженных женщин.
В его картинах зачастую присутствовал откровенный эротизм. Отец Климта тоже был художником, а также гравером по золоту. Мать всю жизнь мечтала стать музыканткой, но у нее это так и не вышло. В семье Климтов было 8 детей, Густав родился вторым. Детство ребенка прошло в бедности, не смотря на хорошую профессию отца.
В стране не было постоянной работы, поэтому приходилось переживать финансовые трудности. Рисовать Густав учился у своего отца, но уже в 1876 году поступил в художественно-ремесленное училище, куда также в 1877 поступил и его брат. Все три сына Эрнеста Климта стали в будущем художниками.
Братья продолжительное время работали вместе, украшали фресками театры, различные здания, музеи. В 1888 году Густав получил заслуженную награду — «Золотой Крест» от самого императора Франца Иосифа.
Все складывалось хорошо, и дела пошли в гору, но в 1892 году умерли отец и брат Густава Климта, и поэтому вся ответственность за обеспечение семьи легла на плечи художника.
Густав Климт много писал особенно когда они с семьей выбирались на озеро Аттерзе, а это было довольно часто. Именно здесь он и выполнил свои прекрасные пейзажи. Это единственный жанр, который интересовал художника, где не фигурировали люди. Но не смотря на это многие ученые находят и в пейзажах Климта человеческие фигуры, и в этом есть доля правды.
В 1894 году Климт получил один из крупных заказов. Нужно было написать 3 картины которые бы украсили потолок Венского университета. Так, в 1900 году, родились «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция». Но общество не приняло эти картины, посчитав их слишком откровенными, и поэтому их не выставили в университете. Это был последний публичный заказ Климта.Медицина
Философия
Юриспруденция
С начала 1900-х годов начинается так называемый «Золотой период» творчества художника. Именно в этов ремя создаются такие картины как «Дворец Афины», «Юдифь» и другие.
В это время общество адекватно воспринимало работы Климта, но не только поэтому этот период назван золотым.
В картинах художника очень часто преобладал цвет золота, позолоты, что очень нравилось поклонникам его творчества.
Густав Климт вел обычный образ жизни, много работал, причем у себя дома. Он был известным художником, поэтому заказы поступали к нему регулярно, а брался он только за интересные.
Женщины позировали ему с огромным удовольствием, некоторые из них были проститутками. Климт говорил, что автопортреты ему рисовать неинтересно, гораздо захватывающе рисовать других личностей, а тем более женщин.
Густав утверждал, что его картины многое могут сказать о нем, достаточно лишь их хорошенько рассмотреть.
6 февраля 1918 года биография Густава Климта заканчивается. Он умер от воспаления легких, перенеся перед этим инсульт. Похоронен он в Вене. Сегодня 150 лет со дня рождения этого замечательного художника и эта дата не должна остаться незамеченной. Ну и как мы обещали в конце данной статьи вы сможете посмотреть видеоролик, посвященный картинам Густава Климта.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/825-biografiya-gustava-klimta-150-let-so-dnya-rozhdeniya.html
Климт, Густав — это… Что такое Климт, Густав?
Густав Климт (нем. Gustav Klimt) (14 июля 1862, Баумгартен — 6 февраля 1918, Вена) — австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта. Густав был вторым из семи детей — трёх мальчиков и четырёх девочек[1].
Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом.
Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все три сына Эрнеста Климта стали художниками.
Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года — в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году также поступил и его брат Эрнст.
Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования.
С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Матч работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея.
В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой Крест» за заслуги в искусстве. Он также стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.
В 1892 году отец и брат Эрнст умирают, и на Густава ложится финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественный взгляд, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х художник встречает Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.[2].
Венский сецессион
Голая правда (Nuda Veritas). Австрийская национальная библиотека
Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum (журнал)» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года.
Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала[3].
У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала.
Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.
С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта.
По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна.
Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп[4].
В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка главного здания Венского университета. Картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической».
Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги — политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета.
Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрели частные коллекционеры, а когда Германия в 1930-е годы захватила Австрию, нацистское государство их присвоило.
В конце войны эти работы перевезли в замок Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли.
Все, что сегодня имеется, — это разрозненные предварительные наброски, плохие черно-белые снимки трех картин и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Ее сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.
Картиной «Обнажённая истина» (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».[5]
В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.
«Золотой период»
Поцелуй (1907—1908)
Юдифь I (1901). Австрийская галерея. Вена
«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежащего бельгийскому промышленнику и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям[6]. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха.
Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками.
Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам.
Как правило, его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях; многие из них были проститутками.
Климт очень мало писал о своем ви́дении искусства или своих методах. Он не вёл дневника, и посылал Флёге открытки. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов.
Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного.
Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.»[7].
Личная жизнь
Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей[8].
В его наиболее длительных и близких отношениях с женщиной секс, возможно, вообще отсутствовал по мнению биографов.
Климт познакомился с Эмилией Флюге в начале 1890-х, когда ее сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав.
В 1904 году три сестры Флюге основали дом моды и сделались ведущими венскими кутюрье. Адаптируя парижские моды к местным вкусам и создавая собственные модели, сестры одевали самых элегантных — и богатых — женщин Австрии. Климт внес свой вклад в модели Флюге и помог декорировать зал для демонстраций.
Постепенно Эмилия и Густав стали неразлучны — по крайней мере, в делах. Многие биографы и эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей современностью, в личной жизни никто ей был не указ и Климт, похоже, относился к ней как к равной ему личности.
Они были настолько близки, что последними словами сраженного инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией».
Последние годы
В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть» получила приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать.
6 февраля 1918 Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на кладбище Хитцинг в Вене. Множество картин остались незаконченными.
Стиль и критика
В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.
Так например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к ее щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях средь цветов.
Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.
С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля.
На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет; теперь Климту важнее цвет: облаченная в белое Адель изображена на фоне синих, зеленых и розовых цветовых пятен. Но, Климту не хватило времени выработать новый стиль. Разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер.
Память
В 2006 году состоялась премьера фильма «Климт» о жизни художника, режиссёр Рауль Руис, в главной роли Джон Малкович. Фильм получил приз Федерации киноклубов России как лучший фильм основной конкурсной программы XXVIII Московского международного кинофестиваля[9].
В 2009 году в Австрии состоялась премьера мюзикла «Густав Климт», в котором роль Климта исполнил Андре Бауер, а Эмилию Флёге сыграла Сабине Найберш. С 1 сентября по 7 октября 2012 года состоится венская премьера мюзикла.
Интересные факты
- Сто тридцать пять миллионов долларов было заплачено на аукционе в 2006 года за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году[10].
- В открывающей и закрывающей композиции аниме — сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в интерпретированном виде известнейших картин Густава Климта: «Поцелуй»,
«Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная»
Галерея
Литература
- Густав Климт,1862—1918 [Альбом]. Авт. текста Ж. Нере; Пер.с англ. Е.Калмыкова — Кёльн: Taschen, Арт-Родник, 2000
- Густав Климт [Альбом]. Авт. текста М.Кини — Москва: Белый город, 1998
- Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр.200-206
Примечания
- ↑
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/229850