«автопортрет в пенсне», жан батист симеон шарден — описание картины

 Большая Советская энциклопедия         Жан Батист Симеон (2.11.1699, Париж, — 6.12.1779, там же), французский живописец. Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе АХ, сотрудничал с Н. Н. Куапелем и Ж. Б. Ванлоо. За представленные натюрморты был избран академиком (1728). Ранним работам Ш. свойственны декоративная эффектность, внешняя занимательность.

Глубокое и пристальное изучение натуры приводит к изменению его творческого метода, к классической ясности и простоте стиля. Жанровые картины Ш. проникнуты глубоким лиризмом, любовью к миру простых людей, правдиво воссоздают облик и внутренний мир горожан («Разносчица», 1739, Лувр, Париж; «Прачка», «Молитва перед обедом», 1744, обе — Эрмитаж, Ленинград).

Образы детей («Мальчик с волчком», 1738, Лувр, Париж) и портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, 1775, пастель, все — Лувр, Париж) отмечены жизненностью, простотой и задушевностью. Композиции натюрмортов Ш. приобретают строгую внутреннюю закономерность и ритмичность, подбор предметов ограничивается скромными вещами, повседневно окружающими человека.

Обыденные вещи он наделяет теплом и трепетностью человеческого чувства («Медный бак», «Натюрморт с бриошью» — оба Лувр, Париж; «Атрибуты искусств», 1760-е гг., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Живопись Ш.

отличается единством серебристо-серого тона, богатством рефлексов и тончайших, едва уловимых оттенков, сглаживающих переходы света и тени, виртуозным обыгрыванием Валёров. Творчество Ш. знаменует собой расцвет реализма 18 в.         Лит.: Дидро Д., Об искусстве, т. 1—2, Л.—М., 1936; Лазарев В. Н., Шарден, М., 1947; Золотов Ю. К., Жан-Батист Симеон Шарден. 1699—1779, М.

, 1955; Wildenstein G., Chardin… Biographie et catalogue critiques, P., 1933; Goldschmidt E., Jean-Baptiste-Simeon Chardin, Kbh., 1947.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Рисовальщик». Национальный музей. Стокгольм.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Молитва перед обедом». 1744. Эрмитаж. Ленинград. Фрагмент.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Натюрморт с зайцем». Национальный музей. Стокгольм.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Мальчик с волчком». 1741. Лувр, Париж.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Букет». Собрание Вейль. Париж.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Разносчица». 1739. Лувр, Париж.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Буфет». Лувр, Париж.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Шарден Ж. Б. «Натюрморт с атрибутами искусств». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        «Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины
        Ж. Б. С. Шарден. «Автопортрет в пенсне». Пастель. 1771. Лувр. Париж.

  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН —          Мари Жозеф Пьер, — франц. антрополог, палеонтолог и теолог-космист, объединивший в своем учении христианство и эволюционизм, автор теории ноосферы … Энциклопедия культурологии
  • Шарден — Жан-Батист Симеон 1699, Париж — 1779, Париж. В 1724 был принят в Академию Св. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН — Мари Жозеф Пьер — фр. биолог, палеоантрополог, мыслитель-гуманист. Принадлежал к ордену иезуитов. Участвовал в Первой мировой войне…
  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН — Пьер — французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов , священник , мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции «христианского эволюционизма»… Новейший философский словарь
  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН — Пьер — французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов , священник , мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции ‘христианского эволюционизма’…
  • Шарден Жан — известный французский путешественник. Сын ювелира, Ш. отправился в 1665 г. в Азию для покупки бриллиантов… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Шарден Жан Баптист Симеон — французский живописец, ученик П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Шарден, Жан — известный французский путешественник. Сын ювелира, Ш. отправился в 1665 г. в Азию для покупки бриллиантов… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Тейяр де Шарден —         Пьер , французский учёный-палеонтолог, философ, теолог, член Парижской АН . Учился в коллеже иезуитов с 1899… Большая Советская энциклопедия
  • Тейяр де Шарден Пьер — Тейяр де Шарден Пьер , французский учёный-палеонтолог, философ, теолог, член Парижской АН . Учился в коллеже иезуитов с 1899… Большая Советская энциклопедия
  • Шарден —         Жан Батист Симеон , французский живописец. Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе АХ, сотрудничал с Н. Н. Куапелем и Ж. Б. Ванлоо… Большая Советская энциклопедия
  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН — Пьер , французский палеонтолог, философ, теолог. Один из первооткрывателей ископаемого человека — синантропа. Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом…
  • ШАРДЕН — Жан Батист Симеон , французский живописец. Натюрморты, бытовые сцены из жизни третьего сословия, портреты отмечены естественностью образов, мастерской передачей света и воздуха, материальности предметов …
  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер — французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции…
  • ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер — ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер — французский палеонтолог, философ и теолог. Один из первооткрывателей синантропа. Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом … Большой энциклопедический словарь
  • Пьер Тейяр де Шарден — философ, теолог Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя. Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими… Сводная энциклопедия афоризмов

Шарден, Жан-батист Симеон
Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз. Но это и понятно. Оба выпадают из общего настроения, обоих нельзя никак включить ни в группу официальных академических художников, ни в группу светских

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) Девочка с воланом
Ок. 1740. Галерея Уффици, ФлоренцияШарден был современником Ватто и Буше, но в отличие от них предпочитал изображать повседневную жизнь представителей третьего сословия. Сын столяра, он с уважением относился к любому

5. Критика планомерности. Маркс и Бернштейн. Вернадский и Тейяр де Шарден
Однако то понимание управления процессами общественной природы, которое я изложил в предыдущем параграфе, далеко не является общепринятым.Одним из важнейших постулатов марксизма в той форме, в

11. П. Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) — французский ученый, философ и теолог. Его книга «Феномен человека» внесла существенный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми

   Тейяр де Шарден и загадка происхождения человека
   Французский теолог, философ и естествоиспытатель Пьер Тейяр де Шарден на протяжении всей своей жизни почти беспрестанно находился в путешествиях. Он побывал в Азии, Африке, Америке и Европе и редко (за исключением

ЖАН-БАТИСТ ШАРДЕН
(1699–1779)Шарден был крупнейшим художником-реалистом своего времени.Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени. Никто лучше его

Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955 гг.)
философ, теолог
Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя.Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми.Мы знаем себя и

Шарден Шарден – (Жан-Баптист-Симеон Chardin, 1699 – 1779) – франц. живописец, ученик П. Ж. Каза и Ноэля Куапеля. Помогая последнему исполнять аксессуары в его картинах, приобрел необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) — французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции «христианского эволюционизма». Профессор кафедры геологии

Читайте также:  Автопортрет, рембрандт, 1639

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
(Teilhard de Chardin) Пьер, иером. (1881–1955), франц. католич. мыслитель, ученый–палеонтолог.Жизнь и труды. Род. в интеллигентной и набожной семье. По окончании иезуитской школы вступил в Общество Иисусово (1899). Специализировался по естеств. наукам. В 1922, получив степень

Тейяр де Шарден, Пьер (Teilhard de Chardin, Pierre, 1881-1955). Иезуит,
католический мыслитель, ученыйпа-леонтолог, стремившийся соединить
теологию с теорией космической эволюции. Тейяр де Шарден родился в
Саране, во Франции, и в десять лет поступил в иезуитскую школу. У
него рано проснулся

Источник: https://slovar.wikireading.ru/2735156

Картина Шардена

«Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины

Картина Шардена была создана для только что построенной в Петербурге Академии художеств. Жанровые картины Шардена – поэтический рассказ о «добрых нравах» простых людей, о достоинстве их образа жизни утверждавший этическое достоинство простого человека, Шарден остался чужд нарочитой морализации. Картина французского художника Жан-Батиста Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств» наилучшим образом отражает идеал эпохи Просвещения, когда главным в живописи становится жизнь духа и разум. В жанровых картинах Шардена нет активного действия, сложной ситуации. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни.

Жан Батист Симеон Шарден картины

Это же относится и к другим композициям цикла. Его интересует институт «чичисбейства» – модной игры в чары любви. Натюрморты Шардена сразу же вспоминаются, когда мы смотрим на большие натюрморты Сезанна, написанные им – знаменательное совпадение – тоже в последний год уходящего века, в 1899 году.

Эти натюрморты заложили ключевую позицию в главной установке искусства XX века – преодолении иллюзии, всякой иллюзорности как таковой. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко.

Мягкие созвучия красок, розовых и серебристо-серых или оливковых, розоватых и коричнево-золотистых, передают внешнее благополучие и нарядность этого быта, а композиция картин, полных суматошного движения, отвечает внутренней пустоте и разладу в жизни героев «Модного брака».

Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции жанра. На рубеже 18 – 19 вв.

«Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины

«Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины

Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже.

Вот таким образом вокруг главного в событии – передачи отцом семейства приданого своему зятю – торжественно развертывается повествование о том, сколь восторженно воспринимают это «необыкновенное движение души» почтительные члены семейства.

О врожденной театральности Лонги, его высоком мастерстве в сочинении мизансцен свидетельствуют и полотна с изображением уличных сценок. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар.

Вклад М. В. Ломоносова в развитие периодической печати. Но это не иллюстрации – это история, взятая художником непосредственно из жизни. Вторая композиция изображает утро в доме молодых. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла.

«Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины

Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями

Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Работа с натуры была основой его творчества. П. Норблин). Шарден стремился раскрыть сущность искусства.

В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Последняя значительная серия картин Хогарта – «Выборы в парламент» (ок.

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.

Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Ученик П. -Ж. Шапиро.

Таковы луврский «Медный бак» и стокгольмский «Натюрморт с зайцем». Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. Он делает это вдумчиво и серьезно, без анекдотичности или морализирующих выводов. Ради эксперимента.

О тонком колористическом мастерстве Хогарта свидетельствует его маленький эскиз «Сельский бал» или «Маскарад на ассамблее Уанстед» (Южно-Лондонская художественная галерея) исполненный, как предполагают, для задуманной, но не осуществленной художником серии «Счастливый брак».

Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин играющих детей.

В русле новых эстетических идей развивается искусство ЖАНА БАТИСТА СИМЕОНА ШАРДЕНА (1699-1779), создавшего, в сущности, новую живописную систему.

В Англии XVIII век – время формирования национальной художественной школы, в рамках которой в творчестве Уильяма Хогарта (1697 – 1724) оформилось и направление жанровой живописи. Пушкина.

Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы. Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией. Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровых произведениях.

«Автопортрет в пенсне», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины

Описание картины Жана Батиста Шардена «Возвращение с рынка»

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/kartina-shardena/

rrulibs.com

Шарде'н (Chardin) Жан Батист Симеон (2.11.1699, Париж, — 6.12.1779, там же), французский живописец. Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе АХ, сотрудничал с Н. Н. Куапелем и Ж. Б. Ванлоо. За представленные натюрморты был избран академиком (1728). Ранним работам Ш. свойственны декоративная эффектность, внешняя занимательность.

Глубокое и пристальное изучение натуры приводит к изменению его творческого метода, к классической ясности и простоте стиля. Жанровые картины Ш. проникнуты глубоким лиризмом, любовью к миру простых людей, правдиво воссоздают облик и внутренний мир горожан («Разносчица», 1739, Лувр, Париж; «Прачка», «Молитва перед обедом», 1744, обе — Эрмитаж, Ленинград).

Образы детей («Мальчик с волчком», 1738, Лувр, Париж) и портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, 1775, пастель, все — Лувр, Париж) отмечены жизненностью, простотой и задушевностью. Композиции натюрмортов Ш. приобретают строгую внутреннюю закономерность и ритмичность, подбор предметов ограничивается скромными вещами, повседневно окружающими человека.

Обыденные вещи он наделяет теплом и трепетностью человеческого чувства («Медный бак», «Натюрморт с бриошью» — оба Лувр, Париж; «Атрибуты искусств», 1760-е гг., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Живопись Ш.

отличается единством серебристо-серого тона, богатством рефлексов и тончайших, едва уловимых оттенков, сглаживающих переходы света и тени, виртуозным обыгрыванием валёров
. Творчество Ш. знаменует собой расцвет реализма 18 в.

Лит.: Дидро Д., Об искусстве, т. 1—2, Л.—М., 1936; Лазарев В. Н., Шарден, М., 1947; Золотов Ю. К., Жан-Батист Симеон Шарден. 1699—1779, М., 1955; Wildenstein G., Chardin… Biographie et catalogue critiques, P., 1933; Goldschmidt E., Jean-Baptiste-Simeon Chardin, Kbh., 1947.

Шарден Ж. Б. «Букет». Собрание Вейль. Париж.

Шарден Ж. Б. «Мальчик с волчком». 1741. Лувр, Париж.

Шарден Ж. Б. «Молитва перед обедом». 1744. Эрмитаж. Ленинград. Фрагмент.

Шарден Ж. Б. «Натюрморт с атрибутами искусств». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Шарден Ж. Б. «Буфет». Лувр, Париж.

Шарден Ж. Б. «Разносчица». 1739. Лувр, Париж.

Шарден Ж. Б. «Рисовальщик». Национальный музей. Стокгольм.

Шарден Ж. Б. «Натюрморт с зайцем». Национальный музей. Стокгольм.

Ж. Б. С. Шарден. «Автопортрет в пенсне». Пастель. 1771. Лувр. Париж.

Шарджа

Ша'рджа, город в Объединённых Арабских Эмиратах, административный центр княжества Шарджа. 19,2 тыс. жителей (1968). Порт на побережье Персидского залива. Торговый центр. Чеканка золотых и серебряных изделий. Рыболовство.

Читайте также:  «паллада и кентавр», сандро боттичелли — описание картины

Шарж

Шарж (франц. charge), сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели: разновидность карикатуры
.

Среди выдающихся мастеров Ш. — Л. Бернини, О. Домье; в России — Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, Н. А. Степанов; в СССР — В. Н. Дени, Б. Е. Ефимов, И. И. Игин, Кукрыниксы, Д. С. Моор, Ф. П. Решетников. Приёмы Ш.

нередко используются и в литературе — в памфлете

, фельетоне

, эпиграмме
.

«Писатель Н. В. Кукольник». Шарж Н. А. Степанова. Керамика. 1850-е гг.

Шарженга

Ша'рженга, река в Вологодской области РСФСР, левый приток Юга (бассейн Северной Двины). Длина 183 км
, площадь бассейна 1500 км
2
.
Берёт начало на возвышенности Северной Увалы.

Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье в апреле — мае, летом и осенью паводки. Средний расход воды около 14 м
3
/сек.

Замерзает в конце октября — ноябре, вскрывается во 2-й половине апреля — начале мая.

Шаржирование

Шаржи'рование
(от франц. Charger — загружать, засыпать), поверхностное насыщение (втиранием) притиров
частицами абразивного материала
(порошка или пасты). Различают прямой и косвенный способы Ш. При прямом способе частички абразива вдавливаются в притир до начала работы, при косвенном — в процессе работы.

Шар-зонд

Шар-зонд, резиновый шар, наполненный обычно водородом, с прикрепленным к нему метеорографом

, выпускаемый в свободный полёт для измерения параметров атмосферы. На некоторой высоте оболочка разрывается и метеорограф спускается на землю на парашюте для последующей обработки ленты с записями. С появлением радиозонда
использование Ш.-з. практически прекратилось.

Шари

Ша'ри (Chari, Shari), река в Центральной Африке (ЦАИ, Республика Чад и по границе последней с Камеруном). Образуется слиянием рр. Уам и Грибинги; впадает в оз. Чад. Длина, по различным данным, 1400— 1500 км (от истока р. Уам), площадь бассейна около 700 тыс. км
2
.

Грибинги принимает справа большое количество притоков (Баминги, Аук, Кейтаи др.); в районе Сарх, на р. Грибинги, — внутренняя дельта. После слияния рр. Уам и Грибинги Ш. принимает справа р. Ая (Саламат), а ещё ниже — крупнейший левый приток р. Логоне, образуя с ней при впадении в оз. Чад общую разветвленную дельту.

Подъём воды в реках бассейна Ш. приурочен к летнему сезону дождей, продолжается несколько месяцев; паводок постепенно сдвигается (добегает) вниз, поэтому в среднем и нижнем течении Ш.

и Логоне наиболее высокая вода в осенние месяцы (у Нджамены — ноябрь); реки очень сильно разливаются, образуются временные озёра, соединения с реками бассейна Нигера. Судоходство до г. Батангафо на р. Уам (св. 860 км от устья). Рыболовство.

Шариат

Шариа'т (араб. шариа, буквально — правильный путь, образ действия), свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран

, сунну
и фикх
. Разработан в 7—12 вв. в Арабском халифате.

Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман, включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Применяется в странах, где ислам является государственной религией, особенно в сфере семейно-брачного и наследственного права.

После Октябрьской революции 1917 Советская власть сначала ограничила подсудность мусульман Ш., а затем полностью ликвидировала суды Ш.; были также отменены нормы Ш., противоречащие советским законам. В СССР нормы Ш. не действуют. Предписания Ш. сохраняются лишь в обрядности и быту некоторых мусульман.

В большинстве зарубежных стран, население которых исповедует ислам, нормы Ш. переданы светскому законодательству. Ш. продолжает считаться источником права и одной из основ мусульманской идеологии.

Шарикоподшипник

Шарикоподши'пник, подшипник качения

, в котором телами качения являются шарики.

Шарир Сутан

Шари'р (Sjahrir) Сутан (5.3.1909, Суматра, — 1966, Швейцария), индонезийский политический деятель, лидер правых социалистов. Сын феодала. Образование получил в Индонезии и Нидерландах. Был одним из лидеров Социалистической партии Индонезии (СПИ).

В 1945— 1947 неоднократно премьер-министр. В 1948 возглавил группу правых социалистов, которая вышла из СПИ и образовала Индонезийскую социалистическую партию. Ш. известен своими антикоммунистическими взглядами. Поддерживал сепаратистские мятежи в Индонезии в конце 50-х гг.

В 1962 заключён в тюрьму, но вскоре был освобожден и выехал в Европу.

Шариф Азиз Алиевич

Шари'ф Азиз Алиевич [р. 16(28).3.1895, г. Нахичевань], советский литературовед, переводчик, заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР (1963). Учился в Московском коммерческом училище (1915—1917). В 1943 окончил Литературный институт им. М. Горького.

Докторская диссертация — «Жизнь и творчество Дж. Мамедкулизаде» (1956). Профессор МГУ (с 1962). Печатается с 1910.

Автор многих статей, брошюр, критико-биографических очерков, монографий (на азербайджанском и русском языках), посвященных азербайджанской классической и советской литературе, литературным взаимосвязям, проблемам перевода. Переводит на русский язык произведения М. Ф. Ахундова, А.

Ахвердова, Н. Везирова, Дж. Джабарлы, С. Рагимова, М. Ибрагимова и др., на азербайджанский язык — произведения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, М. Горького, А. А. Фадеева и др.

  Соч. в рус. пер.: Рождение Молла Насреддина, Баку, 1968; Вагиф — певец любви и красоты, М., 1968.

Шарифзаде Аббас Мирза

Шарифзаде', Шарифов Аббас Мирза (1892 — 1937), азербайджанский советский актёр и режиссёр, заслуженный артист Азербайджанской ССР (1935).

Участвовал в любительских спектаклях, с 1908 на профессиональной сцене был ведущим актёром оперной труппы братьев Гаджибековых, с 1920 — Театра им. Азизбекова. На творчество Ш. большое влияние оказал Г. Араблинский
.

Актёр создал ряд образов (был первым исполнителем) в национальной драматургии: Иблис («Иблис» Гусейна Джавида), Айдын, Октай, Эльхан, Эйваз («Айдын», «Октай Эль оглы» «Невеста огня», «В 1905 году» Джабарлы), Надир-шах («Надир-шах» Нариманова) и др.

В зарубежной классике сыграл — Отелло, Гамлета, Макбета в одноимённых трагедиях Шекспира; Карла Моора («Разбойники» Шиллера), Акосту («Уриель Акоста» Гуцкова) и др. Снимался в кино, был одним из первых азербайджанских кинорежиссёров; поставил фильмы «Во имя бога» (1925), «Гаджи Кара» (1929) и др.

Шарифуддин Амир

Шарифудди'н (Sjarifuddin) Амир (1907, о. Суматра, — 19.12.1948, дер. Нгалиян, о. Ява), деятель индонезийского национально-освободительного и коммунистического движений. Учился в Нидерландах, затем окончил юридический институт в Батавии (Джакарта). Был одним из руководителей национально-революционной партии Партиндо (основана в 1931).

В 1933 арестован голландскими колониальными властями и находился в заключении до 1935. Участвовал в создании (1937) Гериндо
и стал председателем этой организации, а также генеральным секретарём Политического союза Индонезии. В период японской оккупации Индонезии (декабрь 1941—45) Ш.

— один из лидеров Движения Сопротивления, в 1943 был арестован и приговорён к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Освобожден после провозглашения независимости Индонезии (1945) и вошёл в первое правительство Республики Индонезия в качестве министра информации (1945).

В тяжёлых условиях борьбы индонезийского народа против голландских колонизаторов, пытавшихся в 1945—49 восстановить своё господство в Индонезии, Ш. был в конце 1945 — январе 1948 министром обороны, в июле 1947 — январе 1948 главой правительства. В 1945—48 Ш.— председатель и вице-председатель Социалистической партии. После слияния с компартией Социалистической и Рабочей партий (1948) Ш.

был избран в Политбюро ЦК компартии. В 1948 Ш. стал председателем Народно-демократического фронта — блока левых партий и организаций, находившихся под влиянием компартии. Во время Мадиунских событий 1948
Ш. был захвачен карателями, а затем расстрелян без суда.

Читайте также:  Рисунок "витрувианский человек", леонардо да винчи - описание

  Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966.

«Шарк Капысы»

«Шарк Капысы'» («Ворота Востока»), республиканская газета Нахичеванской АССР на азербайджанском языке. Издаётся с 1921. Выходит в Нахичевани 6 раз в неделю. Тираж (1977) 16 тыс. экз. Награждена орденом «Знак. Почёта».

«Шарк Юлдузи»

«Шарк Юлдузи'» («Звезда Востока»), узбекский советский литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган СП Узбекской ССР. Выходит ежемесячно в Ташкенте с 1933 (под различными названиями). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 издание было прекращено и возобновилось в 1946 под названием «Ш. Ю. ».

Редакторами были писатели Айбек, А. Мухтар, Х. Гулям, Мирмухсин (в 1950—60 и с 1971). Журнал откликается на текущие события общественно-политической и литературной жизни, печатает статьи по истории узбекской классической и советской литературы и искусства, по проблемам литературной критики и теории, публикует произведения советской и мировой литературы.

Тираж (1977) 160 тыс. экз.

Шаркауи аш-Шаркави Абдаррахман

Шарка'уи, аш-Шаркауи, аш-Шаркави Абдаррахман (р. 10.11.1921, провинция Минуфия), египетский писатель. Родился в крестьянской семье. Учился на юридическом факультете Каирского университета (1938—43). Начал печататься в эти же годы. Участвовал в антимонархической борьбе.

Основал прогрессивный журнал «аль-Катиб» (1951—1953), выступавший за мирное сотрудничество народов. Глава делегаций Египта на форумах сторонников мира (1951—55). Широкую известность Ш. принёс роман «Земля» (1954), изображающий пробуждение к борьбе угнетённого крестьянства (переведён на многие языки).

Идеи «арабского социализма» в его левой форме звучат в романе «Мухаммад — посланец свободы» (1962). Здесь Ш. попытался соотнести жизнь пророка со своим временем и социальной борьбой. История ислама в её проекции на современность легла в основу пьес о халифе Хусайне (1969).

Революционно-демократические идеи звучат в романе «Феллах» (1967), в котором писатель возвращается к жизни деревни после осуществления земельной реформы. Член Всемирного Совета Мира.

  Соч. в рус. пер.: Феллах, М., 1973.

  Лит.: Хусейн-заде М. Ш., Феллах в литературе Египта, Душ., 1973, с, 70—127; Коцарев Н. К., Писатели Египта. XX век, М., 1975 (лит.); Jomier J., Une vie de Mohammad. Apôtre de la liberté, «Mélanges de L'Institut Dominicain d'études orientales du Caire», P., 1966, t. 8, р. 395—400.

  С. А. Шуйский.

Шарки Лоренс Луис

Ша'рки (Sharkey) Лоренс Луис (6.8.1898, близ Оранжа, Новый Южный Уэльс, — 13.5.1967, Сидней), деятель австралийского и международного рабочего движения. Родился в семье мелкого фермера. Трудовую деятельность начал в 14 лет чернорабочим. С юношеских лет активно участвовал в профсоюзном движении.

Был организатором и руководителем ряда забастовок. С 1924 член Коммунистической партии Австралии (КПА), с 1928 член ЦК КПА, с 1930 член Политкомитета (Политбюро) ЦК КПА. В 1930—48 председатель, в 1948—65 генеральный секретарь, в 1965—67 заместитель председателя ЦК КПА. В 30-е гг. редактировал печатные органы КПА.

Участвовал в работе 7-го конгресса Коминтерна (1935), был избран кандидатом в члены ИККИ. За революционную деятельность неоднократно подвергался преследованиям. В 1949 был приговорён к 3 годам заключения за выступления в поддержку миролюбивой внешней политики СССР. Ш.

был стойким борцом против ликвидаторства, правого оппортунизма, догматизма, сектантства и ревизионизма, за единство мирового коммунистического движения.

Шарко Жан Батист

Шарко' (Charcot) Жан Батист (15.7.1867, Нёйи-сюр-Сен, — 16.9.1936), французский полярный исследователь. Сын Ж. М. Шарко
. В 1903—05 руководил антарктической экспедицией на судне «Франсе», проводившей научные исследования у западного побережья Антарктического полуострова.

В 1908—10 во главе экспедиции на судне «Пуркуа-Па?» продолжил исследования и съёмки Антарктического полуострова, а затем Земли Александра I, полуострова Петра I. Участок океана в районе острова Петра I Ш. назвал морем Беллинсгаузена. В 1911 вёл океанографические работы в Ла-Манше.

В 1920—27 занимался промерами глубин в Атлантическом океане (Северном и Балтийском морях, в Бискайском заливе). С 1926 по 1936 участник нескольких экспедиций на «Пуркуа-Па?» к берегам Гренландии. Погиб во время кораблекрушения у берегов Исландии. Был почётным членом Географического общества СССР; награжден золотой медалью им. Ф. П.

Литке (1914). Именем Ш. названы мыс и залив в Антарктиде, пролив и гора в архипелаге Кергелен.

  Соч.: Le «Français» au pôle Sud, P., 1906; Le «Pourquoi-pas?» dans l'Antarctique, P., 1968.

  Лит.: Трешников А. Ф., Вокруг Антарктиды, М., 1970; Эммануэль М., Почему бы и нет?, пер. с франц., Л., 1973.

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/ref_encyc/bse/4j/j19.html

Жан Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства

Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779)
Натюрморт с атрибутами искусства, около 1724–1728
холст, масло, 53 х 110 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Как уже говорилось, во французском искусстве XVIII века параллельно с придворным рококо созревали течения, более близкие запросам и вкусам третьего сословия. Они, правда, не были абсолютной противоположностью рокайльному стилю*, потому что последний вовсе не являлся одним лишь излучением придворных вкусов и нравов. И как ни разнились между собой аристократия и третье сословие, они все-таки жили в одну эпоху, дышали одним воздухом эпохи и между ними исподволь совершался взаимообмен, осмос идей — через среду искусства, среду художественной интеллигенции.

Можно назвать двух весьма незаурядных художников: один из них типичен для третьего сословия, но вместе с тем далеко не чужд некоторым тенденциям рокайльной живописи, другой типичен для позднего рококо, но вместе с тем вовсе не чужд бытовому жанру третьего сословия. Первый — Шарден. Второй — Фрагонар

Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г)
Государственный Эрмитаж) выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии художеств

С творчеством Шардена плохо вяжется представление о какой-либо воинствующей оппозиционности — это исключительно «мирный» по складу своему художник.

Мирны и уютны его жанровые картины, изображающие добронравных хозяек, матерей семейства, занятых хлопотами по хозяйству и детьми; мирны и скромны его натюрморты, чаще всего составленные из самых простых домашних предметов: медный бак, кувшины, ведра, корзины.

Но этот тихий живописец, который так дружелюбно и просто (а вместе с тем так зорко!) глядит на нас сквозь дедовские очки со своих автопортретов, был по-своему борцом и новатором.

Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779)
Автопортрет в пенсне, 1771
Пастель. Лувр, Париж

Сама его спокойная простота, его приверженность к чисто житейским мотивам являлись в те времена вызовом аристократическим вкусам. Недаром великий просветитель Дидро так ценил Шардена и в своих «Салонах» (обзорах выставок) поднимал его имя как знамя нового искусства. 

А между тем Шарден все-таки не абсолютный антагонист рококо. Ведь и в рокайльных «пасторалях» таилось смутное влечение к «простой жизни», к непринужденности чувств, к интимности. И у Шардена есть та же приглушенность страстей, томность, легкая сентиментальность, порой элегичность, как у художников рококо.

Его мягкие, неяркие, очень тонкие колористические гармонии тоже вполне во вкусе времени. 

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

*Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень. Иногда термин «рокайль» применяется для обозначения стиля рококо.

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/48519.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector