Автопортрет с желтым христом, поль гоген, 1890

Стога, или Картофельное поле.1890 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Караибская женщина. 1889 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Автопортрет с «Желтым Христом». 1890 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Экзотическая Ева. 1890 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Мечтания, или Женщина в красном платье. 1891 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Ее зовут Вайраумати. 1892 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

«Почему ты ревнуешь?» 1892 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Таитянские горы. 1893 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

Одна. 1893 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Фрагмент. 1897 г.

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Фрагмент.

Nevermore. 1897 г.

Груди с красными цветами. 1899 г.

Подсолнечники на кресле. 1901 г.

Натюрморт с яблоками и цветами. 1902 г.

Автопортрет в очках.1903 г.

Основные даты жизни и творчества поля гогена

1848, 7 июня — в Париже, в семье журналиста Кловиса Гогена и Алины Шазаль родился сын, Эжен Анри Поль Гоген.

1849 — Семья отправляется в Перу (август). 30 сентября умирает Кловис. 1855- Возвращение во Францию с овдовевшей матерью. В Орлеане Поль посещает коллеж, затем поступает в семинарию.

1862 — Поль приезжает в Париж, чтобы готовиться к поступлению в военно-морское училище.

1865–1871 — Служит в военном флоте, сначала курсантом, потом младшим лейтенантом, затем — матросом третьего класса. В апреле 1871 г. оставляет морскую службу. По рекомендации Ароза становится биржевым маклером и делает первые шаги в живописи.

1873, 22 ноября — женитьба на Метте Софи Гад.

1876 — Выставляет пейзаж в Салоне. Покупает картины Мане, Сезанна, Писсарро и др.

1878— Знакомится с Писсарро, рисует и пишет в духе импрессионистов.

1879 — Участвует в четвертой выставке импрессионистов. Во время отпуска работает с Писсарро в Понтуазе.

1880 — Участвует в пятой выставке импрессионистов. Выставляет семь картин.

1881 — Участвует в шестой выставке импрессионистов. Выставляет восемь картин и две скульптуры; получает высокую оценку Гюисманса. Летом отправляется с Сезанном и Писсарро на этюды в Понтуаз.

1882 — Принимает участие в седьмой выставке импрессионистов. Выставляет 12 картин и пастелей.

1883 — Оставляет работу в банке. Уезжает в Руан к Писсарро с женой и пятью детьми.

1884 — Живет в Руане, затем переезжает с женой в Копенгаген, там пытается организовать выставку своих картин; выставка запрещена Академией.

1885 — Возвращается из Дании, оставив там семью (июнь). Затем отправляется в Бретань, где ссорится с Дега. Возвращается в Париж. На короткое время едет в Лондон.

1886 — Выставляет 19 картин на восьмой выставке импрессионистов.

Ссорится с Сёра. Июнь — живет в Понт-Авене, встречается с Бернаром. Зимой встречается в Париже с Винсентом Ван Гогом. Мечтает о поездке в тропики.

1887 — Вместе с Шапле делает керамику. 10 апреля — отправляется в Панаму, работает на строительстве канала. Затем с Лавалем едет на Мартинику, где оба заболевают. В ноябре возвращается в Париж; снова встречается с Ван Гогом.

1888 — Февраль — октябрь — живет в Понт-Авене. Работает с Бернаром, Лавалем и де Хааном. Пишет картину «Иаков, борющийся с ангелом». Ноябрь — выставляется в галерее Тео Ван Гога. 23–24 октября приезжает к Винсенту Ван Гогу в Арль. 24 декабря — ссорится с Винсентом и возвращается в Париж.

1889 — Январь — март — живет в Париже. Затем едет в Понт-Авен с Лавалем и Серюзье, позднее живет в Ле Пульдю с де Хааном (октябрь)

1889 — ноябрь 1890). Выставляется в Брюсселе с «Группой двадцати». Во время Всемирной выставки организует групповую выставку в кафе Вольпини. Через Бернара знакомится с Орье, пишет для него несколько статей.

1890 — Январь — июнь — живет в Париже. Мечтает побывать в Тонкине, на Мадагаскаре и Таити. Возвращается в Бретань. Зимой посещает символистов в кафе «Вольтер». Признан вождем художников-символистов. Дружит с Орье, Морисом, Редоном, Малларме и др. Решив уехать, подготавливает распродажу своих произведений.

1891 — Вся зима — в жестокой нужде. Работает в мастерской де Монфреда, делает скульптуры. Выставляется в Салоне Марсова поля, а также с «Группой двадцати» в Брюсселе. Яростные нападки бельгийской критики.

22 февраля — аукцион в Отеле Друо дает удовлетворительные результаты. Разрыв с Бернаром. Начало марта — едет в Копенгаген навестить семью. 23 марта — банкет в честь Гогена под председательством Малларме. 4 апреля покидает Париж, 8 мая прибывает на Таити.

Поселяется в Матайэа, подальше от столицы.

1892 — Переписывается с женой, Монфредом, Серюзье. Живет с Техурой. В феврале-марте серьезно болен: кровохарканье. Подумывает об отъезде, подает прошение о репатриации. Жена собирает его картины в Париже для выставки-продажи в Копенгагене. Гоген посылает семь таитянских полотен Монфреду. Собирается покинуть Таити в начале следующего года.

1893 — В мае отплывает во Францию. 3 августа прибывает в Марсель с четырьмя франками в кармане. Живет в Париже, в мастерской Монфреда. Получает наследство после смерти дяди, скончавшегося в Орлеане. Снимает мастерскую на улице Верцингеторига, живет с яванкой Аннах, устраивает еженедельные приемы. Ноябрь — персональная выставка у Дюран-Рюэля. Оказывает влияние на «набидов».

1894 — Февраль — едет в Бельгию на выставку группы «Свободная эстетика». Смотрит в музеях картины Мемлинга и Рубенса. Апрель — едет в Бретань.

В Конкарно, во время драки из-за Аннах, получает серьезную травму ноги, два месяца проводит в постели. Аннах обкрадывает его. Гоген принимает решение уехать в Океанию, и на этот раз — навсегда.

22 ноября в Париже друзья-символисты устраивают в его честь банкет в «Варьете».

1895 — Февраль — выставки в мастерской Гогена и в Отеле Друо. Распродажа дает ничтожные результаты. Март — новые выпады Бернара. Ссора с Шуффенекером. Распродав по возможности картины, 8 июля Гоген садится на корабль. Прибыв на Таити, арендует клочок земли, строит хижину на берегу моря и живет там с вахиной Пахурой. Зимой 1895/96 года — болеет.

1896 — Весна — ложится в больницу в Папеэте; в августе выходит из больницы. Жестокая борьба за выживание — отсутствие денежных поступлений из Франции. Шуффенекер собирает пожертвования. Несмотря на болезни и нужду, Гоген продолжает напряженно работать.

1897 — Обострение отношений с католическим духовенством и колониальными властями. Апрель — узнает о смерти дочери Алины. Переселение на новое место. Работает над рукописью «Ноа-ноа» и думает о смерти. Создает картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Источник: https://dom-knig.com/read_182342-90

ЛитЛайф

П. Декс

Поль Гоген

Автопортрет с желтым Христом, Поль Гоген, 1890

ОТ ИМПРЕССИОНИЗМА К ИСКУССТВУ XX ВЕКА

Вступительная статья

Герой этой книги, Поль Гоген (1848–1903), обычно причисляется к группе художников последней четверти XIX века, известных под именем постимпрессионистов. В литературе нет устоявшихся взглядов на персональный состав этой группы.

Так, если автор фундаментального труда о постимпрессионистах Джон Ревалд относит сюда всех художников Франции конца XIX века, следующих за импрессионистами[1], то другие авторы ограничиваются Сезанном, Ван Гогом, Гогеном, Тулуз-Лотреком, Бернаром и Вюйаром[2], большинство же включает в эту группу лишь трех первых из упомянутых мастеров[3]. Подобный разброд не случаен, если учесть, что термин «постимпрессионизм» не выражает какого-то определенного направления в искусстве, а лишь констатирует временную последовательность («после импрессионизма»). Тем не менее в творчестве трех главных представителей этого направления, весьма различных по своим программам и художественным приемам, искусствоведы улавливают нечто общее и помимо объединяющего их временного фактора. Этим общим, по-видимому, была «…стадиальная общность — заключительная стадия реализма нового времени на переходе к новейшему[4]». Действительно, при всех своих «новациях» Сезанн, Ван Гог и Гоген, как и их предшественники-импрессионисты, не отрывались полностью от реалистического искусства. XIX века, представленного Делакруа и Энгром, барбизонцами и Коро, Курбе и Домье; в отличие от авангардистов начала XX века — кубистов, футуристов, абстракционистов, они не искажали действительности, не деформировали виденного до неузнаваемости, а сохраняли в основе «портретность» изображаемого, хотя и акцентируя, каждый на свой манер, то, что считали для себя главным.

Среди ведущих мастеров постимпрессионизма Гоген занимает особое место как в личностном аспекте, так и благодаря ярко выраженной необычности своего творчества, трудно поддающегося определению и получающего до сих пор самые противоречивые оценки. Быть может, отчасти именно поэтому литература о Гогене в нашей стране крайне бедна[5], и в этой связи нельзя не приветствовать появления в серии ЖЗЛ предлагаемой ныне книги.

Ее автор, Пьер Декс, — писатель широкого профиля. Начав печататься с 1950 года, он ко времени выхода в свет книги «Поль Гоген» (1989) успел опубликовать 11 романов, более 20 эссе на разные темы и полтора десятка исследований в области искусства, в том числе работы о Делакруа, Мане, Пикассо.

Книга о Гогене впечатляет прежде всего своей фундированностью, превосходным знанием предмета и посвященной ему новейшей литературы. Это, кстати говоря, позволяет Дексу исправить ряд ошибочных положений своих предшественников.

Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи.

Эта легенда, вполне отвечающая авторитарному характеру Гогена, казалась правдоподобной, и в нее поверил даже Перрюшо, ближайший предшественник Декса. Однако действительность оказалась банальнее.

Основываясь на новых документальных источниках, Декс показывает, что, во-первых, в дни своего благополучия Гоген не был богачом и, во-вторых, утратил выгодную должность не по своему желанию, а был уволен вследствие кризиса, начавшегося в то время во Франции, причем еще долгое время пытался «зацепиться» за какую-нибудь работу. И к живописи он обратился не «вдруг», а подходил к ней медленно и с оглядкой, пока окончательно не уверовал в себя. Кроме того, Декс исправляет ряд уже принятых искусствоведами датировок (в частности, время встречи Гогена с Писсарро).

Читайте также:  Портрет доньи терезы луизы де суреда, франсиско де гойя

Вообще биография Гогена в книге изложена очень подробно с широчайшим использованием его литературного и эпистолярного наследия, и, что особенно впечатляет, автор не пытается сгладить острые углы и показывает сложную личность художника во всем многообразии его неповторимого менталитета.

Как бы в качестве резюме Декс приводит слова Виктора Сегалена, на первый взгляд кажущиеся кощунственными: «Гоген был чудовищем. Иными словами, его нельзя было отнести ни к одной моральной, интеллектуальной или социальной категории, принадлежности к которой вполне достаточно для определения большинства индивидуумов».

И материал книги доказывает, что это утверждение отнюдь не было парадоксом. Сам называвший себя «дикарем», Гоген как личность, действительно, не вписывался ни в какие рамки и не подчинялся никаким правилам.

Анархист по натуре, унаследовавший мятежную душу своей бабки Флоры Тристан, он афишировал неприятие действительности и умудрялся враждовать со всеми властями, порой доводя дело до судебного разбирательства, что, кстати, явилось одной из причин его преждевременной смерти.

Обладавший повышенным сексуальным аппетитом и, по некоторым намекам, не чуждый гомосексуализму, он предпочитал девочек 13–14 лет, которыми, судя по его словам, пользовался в своих таитянских убежищах.

Связываясь со случайными женщинами (результатом чего был сифилис, последствия которого мучили художника до конца дней), он плодил внебрачных детей, чьи судьбы его не интересовали. Немногим больше занимали его и пятеро «законных» детей, равно как и их мать, на которой когда-то он женился по любви и которую затем бросил, не оставив средств к существованию[6].

Впрочем, и сам Гоген вечно сидел без денег, а когда получал их (например, в качестве наследства), то тратил, не думая о будущем. Эгоцентризм его был беспределен: он мыслил себя только лидером («мэтром») и относился с пренебрежением к собратьям по профессии. Он третировал самого преданного ему человека, художника Шуффенекера, и бросил в беде симпатизировавшего ему Ван Гога, в качестве оправдания сочинив позднее сказку, будто тот пытался его убить. И вообще Гоген был падок на преувеличения — Декс приводит десятки примеров несоответствия действительности тех или иных его письменных утверждений.

Однако обнаружив все эти (и многие другие) малоприятные свойства своего героя как человека, автор отнюдь не смакует их и скорее относится к ним снисходительно, ставя выше всего неординарность таланта художника, его поразительную увлеченность, а также его способность в любых условиях, преодолевая болезни и другие жизненные трудности, отдавать все силы любимому делу.

Творчество Гогена, его содержание, динамика и судьба, естественно, занимают большую часть книги Декса.

Бережно относясь к каждому рисунку, каждой картине и скульптуре художника, автор описывает его произведения настолько подробно, что читатель словно видит их, не обращаясь к альбому[7].

И шаг за шагом, от сюжета к сюжету и от объекта к объекту внимательно прослеживает творческий путь Гогена от импрессионизма к искусству XX века.

Декс убедительно показал, что все ранние произведения Гогена несут на себе печать влияния его первого (и единственного) учителя — Писсарро, благодаря которому он даже участвовал в выставках импрессионистов (с четвертой по восьмую).

Но уже в середине 1880-х годов Гоген начал отходить от этого направления.

Позднее он напишет об импрессионистах: «Они искали вокруг, опираясь на то, что видят глаза, а не в таинственном центре, находящемся в мозгу, и поэтому стали жертвами научности[8]».

Отсутствие денег, невозможность сводить концы с концами в Париже заставили художника уехать в Бретань. Здесь, в местечке Понт-Авен, у него появляются ученики и последователи, здесь он окончательно отрекается от импрессионизма и переходит к «клуазонизму» — живописи большими пятнами чистого цвета, ограниченными четким контуром.

Источник: https://litlife.club/br/?b=171337&p=98

Поль Гоген (7 июня 1848 — 8 мая 1903)

Поль Гоген «Автопортрет с желтым Христом» (1889-1890)

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. В юности служил моряком, затем был биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы начал заниматься живописью, подружившись с Писарро. Принимал участие в выставках импрессионистов, а с 1883 всецело посвятил себя искусству.

Работы Гогена в этот преиод не находили спроса, художник влачил нищенское существование, порвал с семьей, скитался.

В течение ряда лет он жил то в Бретани, затем на Панаме и острове Мартиника, в 1888 году вместе с Ван Гогом работал в Арле… Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 году он уехал в Океанию, на остров Таити и после кратковременного возвращения во Францию поселился здесь навсегда, взяв в жены молодую таитянку. 

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своей живописной системы – «синтетизма».

  • «Женщины на побережье» (1891)

В ней светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании.

«Пейзаж с фазанами»

Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Полотна Гогена по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка, подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн и оказали влияние на творческие поиски многих художников начала 20 века.

Гоген работал также в области скульптуры и графики.

«Женщина, держащая плод»

Скончался Поль Гоген 8 мая 1903 года. Вся его жизнь была битвой с мещанством, с установившимися взглядами, с предрассудками… Он всегда проигрывал, но никогда, благодаря своей одержимости, не сдавался. Ему нечего было жалеть и нечего терять, ибо то, чем он жил, могло погаснуть только с жизнью.

Большую часть своей жизни художник прожил в бедности, депрессии и болезни, слава к нему пришла лишь после смерти, когда в Париже в 1906 году были выставлены около 200 его работ. Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». На Меркурии в честь Гогена назван кратер. В целом творчество Гогена оказало безусловное влияние на живописцев 20 века.

Источник: https://mka.livejournal.com/376260.html

Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы

Поль Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890 г. Музей д’Орсе.

Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.

Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?

Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

Читайте также:  Праздник ирода и усекновение главы иоанна крестителя, беноццо гоццоли

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Гоген в Бретани

Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.

Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.

Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение Ван Гога  о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Информация о картинах в конце статьи*

Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.

С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген в тропиках

В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.

Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.

Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org

Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.

Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru

Личная жизнь Гогена в тропиках

Про личную жизнь Гогена на острове ходит много легенд.

Говорят, художник был весьма неразборчив в связях с местными мулатками. Страдал от многочисленных венерических заболеваний. Но имя некоторых возлюбленных история сохранила.

Самой известной привязанностью была 13-летняя Техура. Юную девушку можно увидеть на картине “Дух мертвых не дремлет”.

Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк. Wikipedia.org

Гоген бросил её беременную, уехав во Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить. Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание.

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Гоген в России

Андрей Аллахвердов. Поль Гоген. 2015 г. Коллекция художника

В России работ Гогена много. Все благодаря доволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.

Один из главных шедевров Гогена “Девушка, держащая плод” хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru

* Слева: Поль Гоген. В ночном кафе. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Справа: Ван Гог. Арлезианка. 1889 г.

** Организация в Париже, которая выставляла работы официально признаннных художников для  широкой публики.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/pol-gogen/

Писал с себя: 8 автопортретов Поля Гогена

ВЕЛИКИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК САМ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ВСЮ СВОЮ РАЗНООБРАЗНУЮ ЖИЗНЬ В СЕРИИ СОБСТВЕННЫХ КАРТИН

Творчество Поля Гогена было революционным для своего времени. Впервые вместо античного идеала европейской публике были представлены образы «варварские». Культура нецивилизованных народов, считавшаяся долгое время дикой и примитивной, вдруг стала интересна широкой аудитории.

Вслед за Гогеном художники стали примерять на себя этот экзотичный стиль, который в дальнейшем перерос в отдельное направление в искусстве — неопримитивизм.

Правда, не только новый сюжет и его непривычное воплощение привлекали современников, но и сам путь художника, отказавшегося от благ цивилизации, чтобы прочувствовать на себе первобытную жизнь во всей ее простоте.

И пожалуй, самым интересным документом о его биографии являются автопортреты, которые художник оставил в большом количестве. 

Это один из самых ранних «Автопортретов» Гогена. Он написан в 1885 году, когда художнику было 37 лет. К этому времени он уже имел десятилетний опыт живописца, поэтому назвать эту работу ученической никак нельзя.

Она создана в тот переломный момент жизни, когда художник решил навсегда оставить свою семью, супругу и четверых детей (пятого из них, сына шести лет, он ненадолго берет с собой в Париж), чтобы целиком посвятить себя творчеству.

Читайте также:  Портрет капитана томаса корама, уильям хогарт — описание

Художник пишет себя в очень тесном интерьере, который больше напоминает чердак, чем жилую комнату. В это время Гоген не мог продать ни одну из своих картин и жил тем, что расклеивал афиши за жалкие пять сантимов в день.

Уход в богемную жизнь самопровозглашенных художников обходился ему слишком дорого. Еще совсем недавно успешный буржуа был не готов к такому нищенскому существованию.

И на этом автопортрете художник изобразил себя изрядно уставшим, его взгляд, полный сомнений и, возможно, нелегких дум, обращен за пространство холста.

Это будет несвойственно всем последующим автопортретам художника, где он пытливо смотрит на зрителя. 

Когда прыжок в омут парижской богемы обернулся неудачей, Гоген стал подумывать, не удалиться ли ему в провинцию. К этому времени сына Кловиса он отослал обратно к матери в Данию, а сам решил отправиться в Бретань (Понт-Авен и Ле Пульдю).

К нему приезжали молодые художники-единомышленники, которых привлекали здешняя красота и недорогая жизнь. В Бретани искусство Гогена впервые получило признание. «Мне здесь хорошо и успешно работается.

Меня здесь уважают как лучшего живописца в Понт-Авене», — сообщает он в письме своей жене.

Идиллический бретонский период был прерван двухмесячной поездкой в Арль, куда его пригласил Винсент Ван Гог.

Последний замыслил основать своеобразную «Мастерскую юга» по образцу средневековых мастерских, где художники могли бы работать вместе. И первое предложение о сотрудничестве он отправил Гогену.

Между художниками завязалась оживленная переписка, в ходе которой Гоген отправил Ван Гогу свой автопортрет.

Он изобразил себя на фоне портрета художника Эмиля Бернара, вместе с которым они жили в Понт-Авене. Гоген сопроводил этот автопортрет «объяснительной запиской».

Свое письмо он начал с толкования подписи «Отверженные», сделанной им на портрете: «Я посылаю тебе не только свой портрет, но и портрет всех нас, несчастных жертв общества, которые за зло платят добром». Один из любимых приемов Гогена — показать себя непризнанным гением.

Дело в том, что популярность художника в провинции не сопровождалась его экономическим подъемом: «Что правда, то правда: это уважение не стяжало мне ни сантима».

Впоследствии и Ван Гог прислал ему свой автопортрет. Для Гогена Ван Гог выбрал автопортрет, который только что закончил и который, по его словам, был почти «бесцветен: пепельно-серые тона на светло-зеленом фоне». Своему брату Винсент писал: «Портрет, который я посылаю Гогену, может потягаться с его портретом.

Я написал Гогену в ответ на его письмо, что если и мне позволено возвеличить свою личность, то я это сделал, стараясь изобразить в портрете не только себя, но вообще импрессиониста. Я представил себя на нем бонзой, бесхитростным почитателем вечного Будды.

И когда я сравниваю свою концепцию с концепцией Гогена, то вижу, что она у меня так же серьезна, но менее безнадежна».

История этих двух портретов предвосхищает историю развития взаимоотношений двух живописцев. Работая бок о бок, они бесконечно спорили и постоянно вступали в новые живописные соревнования, создавая разные вариации одного и того же сюжета. И как известно, одному из них этот творческий поединок стоил мочки уха.

После размолвки с Ван Гогом Гоген вновь оказывается в Бретани. Возвратившись в свою провинцию, он уже стал совсем иначе видеть привычные пейзажи. Отныне в его палитре доминирует желтая краска — в этом можно усмотреть влияние Ван Гога с его излюбленной темой желтых подсолнухов.

В «Автопортрете с желтым Христом» 1889 года Гоген изобразил крест, который он видел в церкви деревни Тремало близ Понт-Авена. Этот крест, как образ истинной веры, представлен в качестве предмета народного творчества. Так возникает ассоциация между художественным творчеством и божественным творением.

Здесь есть еще одна параллель — это автопортрет Гогена и образ распятого Христа. Художник вновь говорит о себе как о страдальце. Впрочем, выражение лица Гогена на картине исполнено острой сосредоточенности на самом себе, которое вовсе не сочетается с мыслью о страдании или набожности. Но для Гогена роль художника всегда будет именно ролью.

И более всего он любит надевать маску одиноко страдающего пророка, чьи творческие силы презрительно игнорируются.

Похожим настроением проникнут «Автопортрет с нимбом» 1889 года. Только вместо былого надменного вида — уныние и подавленность. Художник предстает перед зрителем исполненным меланхолии. Еще со времен Ренессанса меланхолия считалась отличительным признаком творческих людей.

В этой работе усилено декоративное начало, ведь ее изначально создавали в качестве декора на дереве. Владелец гостиницы, в которой Гоген решил остановиться со своими друзьями, предложил художнику оформить стены и мебель.

Гоген выбрал для себя дубовый шкаф и на его двери создал этот портрет, исполненный сложной символикой. Картина состоит из двух цветовых плоскостей желтого и красного цветов, где центральное место занимает волнообразный орнамент.

Лицо Гогена находится между двумя христианскими символами искушения — яблока и змеи, а над головой он изобразил нимб, что говорит о той высокой роли, которой наделяет себя художник.

В дальнейшем такая орнаментальная стилизация особенно ярко проявится в полинезийском периоде художника. 

Гоген очень любил изображать себя на фоне собственных произведений. В этой работе видны детали написанного годом ранее полотна «В волнах (Ундина)» 1889 года.

Женская фигура с огненно-рыжими волосами просматривается в верхнем правом углу картины.

Картина «Ундина» была создана как один из манифестов символистов и представляет собой метафору современной женщины, покинувшей цивилизацию для воссоединения с природной стихией.

В это время Гоген активно общался с парижскими поэтами-символистами, превозносившими идею ухода от реального мира.

Вместе они любили фланировать по улицам Парижа в эксцентричных нарядах, упиваясь чувством, что не принадлежат уютному буржуазному мирку. Душой и сердцем этого кружка были поэты Стефан Малларме и Поль Верлен.

Каждый вечер вторника они собирались у Малларме на обсуждения, как же поразить воображение публики новой выходкой. Итогом таких дискуссий стал отъезд Гогена в тропики.

Этот портрет относится уже к таитянскому периоду. Гогена пленила своеобразная красота острова в Тихом океане, тишина ночей и ленивая грация туземцев. Однако он не желал слиться с природой, а скорее дистанционно ее изучал. В этом автопортрете художник изображает себя типичным европейцем, о чем говорит его вполне традиционный наряд.

Своему лицу автор придает пытливое выражение: его вопрошающий взгляд обращен к зрителю. Что спрашивает художник? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вторую часть холста, где Гоген изобразил более раннюю работу «Дух мертвых не дремлет».

Художник написал эту картину после того, как однажды вернулся поздно домой и, открыв дверь хижины, зажег спичку. Он увидел, как его возлюбленная, таитянка Техура, лежала ничком на кровати голая, дрожа от страха.

Оказалось, что она восприняла пламя спички как явление духа мертвых, и ее охватил смертельный страх, хотя для европейца спичка была предметом повседневного быта. Впервые Гоген столкнулся с той пропастью, которая разделяла две культуры.

При этом изображение Техуры вполне традиционно. Это типичный европейский образ Венеры или Олимпии. Только вместо белой Венеры появляется черная полинезийка. 

Автопортрет 1896 года, пожалуй, самый мрачный из портретов Гогена. За три года, что прошли с момента написания предыдущего, художник успел вернуться во Францию, получить наследство от дядюшки, тут же его потратить, сломать лодыжку, заболеть сифилисом и вновь отправиться на Таити. 

Второе путешествие было уже не таким безоблачным, как первое. Гоген страдает от многочисленных болезней и депрессий. Его возлюбленная Техура покинула его и вышла замуж за другого. Поэтому вполне закономерно, что художник снова показывает себя страдальцем. 

Он представлен перед зрителем в крестьянской рубахе, выступая в этот раз в роли отшельника. Только теперь еще взгляд художника полон недвусмысленного обвинения.

«Это ужасное общество, которое мы принуждены терпеть, общество, где ничтожные людишки торжествуют в ущерб великим, суть наша Голгофа», — писал Гоген. Портрет написан на темном фоне, где на просвет можно увидеть две смутные фигуры.

Они словно выходцы из царства теней, которые сопровождают в последний путь художника. 

Эту картину Гоген создал шесть лет спустя. Здесь художник ведет откровенный рассказ, никого не обвиняя и не играя какой-либо роли. Себя он изображает в больничном халате, уставшим, но не сломленным. Последние месяцы он активно выступал за права туземцев, сражаясь в суде с колониальной администрацией.

Все то время, что он находился на острове, он продолжал работать, создавая картины, которые переправлял для продажи к себе на родину. Постепенно имя Гогена стало узнаваемым, и если раньше его работы воспринимали как чудаческие, то теперь его искусство наконец получило признание.

«В настоящее время на вас смотрят как на удивительного, легендарного художника, который из далекой Океании посылает странные, неподражаемые произведения — итоговые произведения великого человека, так сказать, исчезнувшего из мира… Вы не должны возвращаться. Вы пользуетесь иммунитетом великих мертвых.

Вы вошли в историю искусства!» Однако Гоген так и не ощутил эту славу. Он умер в возрасте 54 лет у себя дома в Атуане, страдая от невозможности уехать к себе на родину.

Но красивая история о том, как художник переправился через океан в поисках земного рая, вдохновляла не одно поколение живописцев, жаждущих обрести свое место в истории искусства.

Источник: https://tass.ru/spec/gauguin_170

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector