Автопортрет с семью пальцами, марк шагал

Жизненный путь Марка Шагала (1887-1985) — это целая эпоха, и все главные события, вошедшие в мировую историю ХХ столетия, нашли свое отображение в творчестве этого художника.

Выходец из белорусского Витебска Марк Шагал был графиком, живописцем, театральным художником, монументалистом, одним из лидеров мирового авангарда ХХ века.

Он создавал свои произведения в разных художественных техниках: станковая и монументальная живопись, иллюстрации, сценические костюмы,скульптуры, керамика,витражи, мозаика. А еще выдающийся художник писал стихи на идише. 

Мойша Сегал — уроженец Витебска

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Автопортрет с семью пальцами. Марк Шагал.

Прадедом Марка Шагала (урожденного Мойши Сегала) был известный еврейский художник Хаим Сегал, который расписывал синагоги. Мальчик был первым ребенком из десяти детей в семье Хацкеля (Захара) и Фейги Шагалов, которые приходились друг другу близкими родственниками: двоюродными братом и сестрой.

Долгое время местом рождения художника считалось белорусское местечко Лиозино. Но на самом деле он был рожден на окраине Витебска в районе Песковатика.В тот июльский день 1887 года, когда Марк появился на свет, в городке свирепствовал большой пожар.

Кровать, на которой лежала Фейга с новорожденным сыном, перетаскивали с места на место, что бы спасти мать и младенца. Видимо поэтому на протяжении всей своей долгой жизни художник испытывал постоянное стремление к перемене мест. А на своих живописных полотнах изображал пощадивший его огонь в виде красного петуха.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Авангардизм Марка Шагала.

За знаниями в Петербург с 27 рублями в кармане

Марк, был прилежным учеником: получил традиционное еврейское образование в родном городе и постиг азы изобразительного искусства в художественной школе живописца Юделя Пэна.

В 1906 году юноша объявляет отцу, что уезжает в Петербург для поступления в Рисовальную школу. Отец, швырнув сыну 27 рублей, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь.

Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Марк своими работами поразил членов приемной комиссии, и был принят сразу же на 3–й курс.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Портрет молодого Марка Шагала кисти его учителя Юделя Пэна. (1914).

Комиссар по делам искусств Витебской губернии

Две революции, одна за другой произошедшие в России, принесли новую жизнь, которая казалась Марку «новой античностью», где вновь рожденное искусство должно было расцвести и окрепнуть. Шагал, вернувшись на малую родину был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Сам Луначарский выдавал ему мандат.

28 января 1919 года при содействии Марка Шагала было открыто Витебское художественное училище, которым он и руководил некоторое время. В те годы, будучи уполномоченным, он даже издавал декреты об искусстве.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Марк Шагал с учениками.

Скульптуры и керамика Марка Шагала

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Художник, скульптор, керамист — Марк Шагал.

Скульптуры малых форм Шагала практически неизвестны широкой публике. Этот вид искусства мастер открыл для себя в 1949 году, когда поселился в Вансе на Лазурном берегу Франции. Художник, очарованный разновидностью камней на этой земле, серьезно начал заниматься резьбой. Он изучал новые материалы через керамику и скульптуру на протяжении тридцати лет.

Известно около ста его скульптурных работ малых форм на библейские темы, вариации на тематику отношений мужчины и женщины. Некоторые из них перекликаются с формой изображения доисторического и средневекового искусства.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Скульптура Марка Шагала.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Скульптура Марка Шагала.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Скульптура Марка Шагала.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Скульптура Марка Шагала.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Скульптура Марка Шагала

Скульптура Марка Шагала.

Витражи Марка Шагала

В 60-х годах Шагал постепенно перешел на монументальные виды искусства: мозаику, витраж. В эти годы он по заказу правительства Израиля создает уникальные мозаики для здания парламента в Иерусалиме. Успех повлек за собой внушительные заказы на оформление мозаиками и витражами религиозных храмов.

Шагал стал единственным в мире художником, чьими монументальными работами декорированы культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагог, лютеранских храмов, католических костелов — всего пятнадцать зданий в США, Европе и Израиле.

Иерусалим. Эйн-Карем. Витражи Марка Шагала.

Витраж «Окно мира» в приемном зале здания Генеральной Ассамблеи ООН. Марк Шагал.

Витраж. Сотворение мира. Марк Шагал.

Витражи Марка Шагала.

Витражи Марка Шагала.

Витражи Марка Шагала.

Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства

По данным, составленным компанией Art Loss Register, Марк Шагал вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин. Спрос на его станковую живопись и графику в преступном мире уступают в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро. Похищенными числятся более пятисот работ авангардиста.

Фрагмент работы Марка Шагала «Пейзане», украденной 6 лет назад, и обнаруженной в Лос-Анджелесе.

Предсказание цыганки

Существует легенда, как цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И действительно, предсказание сбылось. Марк Шагал был женат трижды.

Первая жена — Белла Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества художника. Белла умерла от сепсиса в сентябре 1944 года.

Марк Шагал с Беллой и дочерью Идой.

Вторая жена — Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.

Марк Шагал с Вирджинией и сыном.

Третья жена, на которой женился Марк Шагал в 1952 году — Валентина Бродская, «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского.

Марк Шагал с Валентиной.

28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем доме в городе Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось. И это предсказание гадалки также сбылось.

Автор обзора : Л.Журавлева  / alichca / Материал собран в сети.

Источник

alichca профессионал

  • Активность: 3307
  • Репутация: 675
  • Пол: Женщина

alichca профессионал

Источник: https://obiskusstve.com/1234122608387819691/mark-shagal-hudozhnik-bez-granits-maloizvestnye-fakty-iz-zhizni-i-tvorchestva-hudozhnika-avangardista/

Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами». Описание картины

Формально эта картина считается исследователями парной к «Я и деревня».

Шагал представляет себя преуспевающим художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, изображенный в кубофутуристской манере, цветок в петлице и модный галстук.

За его спиной в окне виднеется Париж и светящаяся огнями Эйфелева башня. Перед ним на мольберте «Россия, ослы и другие», считавшаяся тогда его лучшей картиной, неизменным воспоминанием о родном Витебске. Он работает над картиной «семью пальцами» – идиома на идише, означающая «очень быстро». Также 7 пальцев могут быть соотнесены с библейскими 7 днями творения мира.

Справа от его головы из плывущего облачка выступает видение православной церкви. Впервые в творчестве Шагала появляется схематизированный пейзаж Витебска, он заключен в кругловидное обрамление, с маленьким зеленоглавым храмом в центре.

Надпись на стене на еврейском языке: слева – «Париж», справа – «Россия». Это одновременно и следование коллажной технике кубистов, и признание своей оторванности от корней.

Художник одновременно выражает чувство бесприютности, неприкаянности и подтверждает свою принадлежность к 3 культурам.

Под конструкцию верха мольберта замаскирован фрагмент «лестницы», это неслучайный символ восхождения от уровня внешнего восприятия на постижения сокровенного значения.

На палитре, которую художник держит в руке, множество красок – символ успеха и процветания. Нижняя часть лица изображенного живописца уподобляется, на манер кубистов, прямоугольнику картины. Как верно подметила 2 супруга М. Шагала В. Хаггард, «Марк схематично изобразил черты своего лица странным и прекрасным узором».

  • Разнородные элементы на картине как бы образуют некие психические планы, где в музыкальных созвучиях соединяются воедино навязчивые видения, всплывающие в сознании фрагменты жизни, создавая образную структуру изобразительных метафор.
  • Эту картину исследователи связывают с миром русской иконы: о ней напоминает статичная поза художника-демиурга, его «говорящие» атрибуты, ритмичность и плоскостность декоративно-нарядного изображения, применение обратной перспективы.
  • Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

1913 г. Холст, масло. 128 x 107 см. Музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Марк Шагал. Картины

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал
Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал
Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины След. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

Источник: http://www.avangardism.ru/mark-shagal-avtoportret-s-semyu-paltsami-opisanie-kartiny.html

10 картин с зашифрованными символами

Дюрер, Босх, Магритт, Вермеер – эти и многие другие художники не только обогатили кладовую мировой живописи, но и оставили потомкам множество загадок. Некоторые из них не удается расшифровать до сих пор.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Женщина, держащая весы» Яна Вермеера

Название написанной в 1665 году картины определила сцена, которая предстает перед зрителем: на столе рассыпан жемчуг, женщина держит в руках весы. Вот только во время высокотехнологичной экспертизы уже в наше время оказалось, что весы пусты. Это подтолкнуло искусствоведов к поискам сакрального смысла, который голландский живописец мог вложить в работу.

Одна из догадок — на чаши весов женщина положила свои хорошие и плохие поступки, пытаясь оценить, какие из них перевесят в Судный день. Эта мысль созвучна с событиями Страшного суда, которые изображены на картине за спиной героини. Ее дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Семь пороков. Лень» Питера Брейгеля Старшего

Гравюры нидерландского художника не так известны широкой публике, как его живописные полотна. Повышеннный интерес вызывает иллюстрация «Лень» из серии «Семь пороков».

Часть персонажей легко связать с названием. Старуха в центре – персонификация Лени, черт с подушкой – иллюстрация пословицы «Лень – подушка черта». «Мертвое царство» со спящими людьми и улитка на первом плане завершают картину мира, охваченного пороком.

Объяснить присутствие отдельных персонажей до сих пор не удается. Основной спор вызывает фигура монаха, а также изображение колоколов и часов. По одной из версий, священник пытается завести «уснувшие» часы, чтобы заставить толпу очнуться от лени. По другой, монах, колокола и часы – это отсылка к наступлению возмездия, которое ожидает всех лентяев.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Вася» Кузьмы Петрова-Водкина

В 2010 году в Чикаго была обнаружена неизвестная картина русского художника. Обычно Петров-Водкин рядом с автографом ставил год, а на этюдах – еще и число с месяцем. Здесь же датировка отсутствует. Предположительно картина написана в родном Хвалынске, где автор пробыл лето и осень 1916 года. В окончательном варианте портрета художник закрасил находившееся за мальчиком окно. Почему?

Возможно, Петров-Водкин хотел избежать прямой аналогии с другой своей работой – «Мать» (1915), где окно есть.

А может, автор не хотел отвлекать внимание зрителя от лика мальчика и иконы «Богородицы Умиление» – метафор глубокой духовности и непоколебимой твердости русских людей? Наконец, небольшие размеры полотна могли ограничить замысел и не позволили художнику «размахнуться». Поиск версий продолжается.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Меланхолия I» Альбрехта Дюррера

Значение многих образов на гравюре Дюрера до сих пор не получило однозначной трактовки. В центре картины – молодая женщина с крыльями. Кто она? Муза или ангел? За ее спиной висит магический квадрат. В вертикальных, горизонтальных и диагональных рядах сумма чисел составляет 34. Сумма чисел в четвертях квадрата и в его углах снова складывается в 34.

Читайте также:  Воронцовский дворец-музей в крыму, украина

При этом в средние клетки нижнего ряда автор мастерски вписал дату создания работы – 1514. Что означает этот квадрат и цифры в нем?

Еще одна загадка – «I» в названии гравюры, которое вписано в крылья летучей мыши. Самая популярная версия – по принятому во времена Дюрера делению меланхоликов на художников, ученых и философов, автор отнес себя к первой группе.

Эрнест Фресес считает иначе: «I» — это не цифра, а глагол «ео» в повелительном наклонении, означающий «уходи!». Его Дюрер использовал как магическое заклинание для изгнания меланхолии из собственного сердца.

Что символизируют разбросанные на полу инструменты? Искусствовед Паола Волкова дает своё объяснение. Полотно можно разделить на ярусы: первый – ремесло (отсюда и разбросанные на переднем плане инструменты), второй – интеллект, третий – мир непознанного.

Эти ярусы — внутренний мир автора, а сам он – задумчивая крылатая дама, которая держит в руках циркуль – символ ограниченности всего и вся.

Кто остался за кадром, чтобы звонить в колокол? Эту загадку придется еще разгадать.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Автопортрет с семью пальцами» Марка Шагала

Марк Шагал пишет автопортрет в 1912 году. Его название сразу же приковывает внимание к руке художника, на которой действительно семь пальцев.

Возможно, автор подшучивает над собственным талантом, вспоминая идиому предков о продуктивном мастере, работающем очень быстро. Или он хочет привлечь внимание к собственной работе «Россия, ослы и другие», написанной годом ранее? Ведь именно она стоит на мольберте? А, может, семь пальцев соотносятся с библейскими семью днями творения?

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Фокусник» Иеронима Босха

Поучительная сцена о том, как человек не способен устоять перед соблазнами, призывает зрителя задуматься о высших ценностях.

Подтверждением порочности людей являются некоторые символы. Совенок в поясной плетеной сумке «фокусника» — дьявол с его ложными обещаниями. Жабы на столе и у одного из игроков во рту – знак серы, который у алхимиков ассоциировался с адом и Люцифером.

Но главной загадкой этой картины является человек в зеленом, взгляд которого обращен к зрителю. Его лицо встречается и в других работах Босха, поэтому предполагают, что это был кто-то из знакомых художника. Так как мастер всегда изображал его в группе грешников, то, скорее всего, загадочный горожанин был Босху по каким-то причинам неприятен.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

[/bigImg] «Влюбленные» Рене Магритта

Бельгийский сюрреалист Рене Магритт почти всегда объяснял свои произведения-ребусы. Он скептически относился к любым сторонним интерпретациям и был убежден: картины нужно рассматривать, а не искать в них символы. Но «Влюбленных» художник комментировать не стал, поэтому новые попытки разгадать смысл картины не прекращаются.

Кто-то считает, что мужчина и женщина, чьи головы укутаны белым полотном, — это отсылка к трагедии детства автора. В 13 лет его мать утопилась, а когда ее извлекли на берег, лицо накрыли подолом сорочки.

Другие полагают, что автор проиллюстрировал фразу «любовь слепа». Третьи – одиночество и отстраненность. Четвертые – метафору «потерять голову от любви».

Какой смысл действительно вложил в картину бельгиец, остается загадкой.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа.

Делакруа написал «Свободу» после Июльской революции в Париже 1830 года. Но почему восставших вдохновляет женщина с обнаженной грудью? Французский искусствовед Этьен Жюли считает, что автор писал центральный образ с прачки Анны-Шарлотты – прославленной революционерки, собственноручно убившей девятерых врагов.

Эксперт предположил, что обнаженная грудь является символом торжества демократии: Свобода, как простая женщина, не затягивает тело в корсет. Самая очевидная версия – полуобнаженная женщина символизирует самоотверженность революционеров, бросавшихся в бой «с голой грудью».

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Игроки в карты» Поля Сезанна

Написанные предположительно в 1893—1896 годах «Игроки в карты» из одноименной серии поражают лаконичностью сюжета.

На первый взгляд кажется, что это обычная жанровая сценка: двое мужчин увлечены любимым занятием. Однако, по мнению искусствоведов, в полотне может быть заложен чуть ли не сакральный смысл.

Размещенная на столе зеленая бутыль с вином может отсылать к святому причастию, а яркая красная скатерть – к цвету крови Христа, искупившего грехи людей.

В пользу этой версии, вероятно, говорит и отсутствие на столе денег и сосредоточенные лица игроков.

Эмоциональная напряженность мужчин и игра без явных ставок, вероятно, означают еще, что на кон поставлено нечто большее, чем привычные материальные ценности.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

«Старый рыбак» Тивадара Костка Чонтвари

В начале прошлого века Чонтвари пишет «Старого Рыбака». Замысел венгерского художника был расшифрован только после его смерти при помощи популярного приема для разгадывания ребусов.

Если приложить к центру картины двустороннее зеркало, то с слева зритель увидит почтенного старца, а с правой – злобного. Что они символизируют? Одни предполагают, что Бога и Дьявола. Другие – добро и зло, которое есть в каждом человеке. Если учесть, что при жизни Чонтвари воспринимал свой талант как божественное предназначение, версии кажутся более чем правдоподобными.

Источник: https://russian7.ru/post/10picswithhiddenmessages/full/

Описание картины марка шагала «автопортрет с семью пальцами» — Описание картин

04.12.2018
Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Формально эта картина считается исследователями парной к «Я и деревня».

Шагал представляет себя преуспевающим художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, изображенный в кубофутуристской манере, цветок в петлице и модный галстук.

За его спиной в окне виднеется Париж и светящаяся огнями Эйфелева башня. Перед ним на мольберте «Россия, ослы и другие», считавшаяся тогда его лучшей картиной, неизменным воспоминанием о родном Витебске. Он работает над картиной «семью пальцами» – идиома на идише, означающая «очень быстро». Также 7 пальцев могут быть соотнесены с библейскими 7 днями творения мира.

Справа от его головы из плывущего облачка выступает видение православной церкви. Впервые в творчестве Шагала появляется схематизированный пейзаж Витебска, он заключен в кругловидное обрамление, с маленьким зеленоглавым храмом в центре.

Надпись на стене на еврейском языке: слева – «Париж», справа – «Россия». Это одновременно и следование коллажной технике кубистов, и признание своей оторванности от корней.

Художник одновременно выражает чувство бесприютности, неприкаянности и подтверждает свою принадлежность к 3 культурам.

Под конструкцию верха мольберта замаскирован фрагмент «лестницы», это неслучайный символ восхождения от уровня внешнего восприятия на постижения сокровенного значения.

На палитре, которую художник держит в руке, множество красок – символ успеха и процветания. Нижняя часть лица изображенного живописца уподобляется, на манер кубистов, прямоугольнику картины. Как верно подметила 2 супруга М. Шагала В. Хаггард, «Марк схематично изобразил черты своего лица странным и прекрасным узором».

Разнородные элементы на картине как бы образуют некие психические планы, где в музыкальных созвучиях соединяются воедино навязчивые видения, всплывающие в сознании фрагменты жизни, создавая образную структуру изобразительных метафор.

Эту картину исследователи связывают с миром русской иконы: о ней напоминает статичная поза художника-демиурга, его «говорящие» атрибуты, ритмичность и плоскостность декоративно-нарядного изображения, применение обратной перспективы.

1913 г. Холст, масло. 128 x 107 см. Музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Марк Шагал. Картины

Пред. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. КартиныСлед. стр.: Александр Шевченко. Биография и картины.

Источник:

О портрете марка шагала, написанном юделем пэном

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Хотите верьте, хотите нет, но такая примета существует: если сфотографироваться рядом со знаменитым портретом работы Юделя Пэна, на котором изображен его ученик Марк Шагал, то в скором времени окажешься в Париже.

Возможно, именно из-за этого чудесного обстоятельства небольшой холст так долго прятали в музейных запасниках. Будь на этом полотне написан кто-то другой, то и не задерживались бы зрители, не улыбались, не задумывались.

Не стань он в скором времени великим художником, мы проходили бы мимо этого полотна, не останавливаясь перед ним надолго.

Мы глядим на этот портрет, зная будущее. Зная тысячи подробностей его биографии, сотни картин, рисунков, скульптур, росписей, витражей и мозаик… Зная его стихи. Но, ясное дело, мы знаем его имя и фамилию — Марк Шагал! Именно этим так притягивает наше внимание голубоглазый мужчина в шляпе, камзоле, перчатках.

Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Думаю, они наговорились вдоволь. Шагал был общительным и хорошим рассказчиком.

Писался портрет несколько сеансов. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным. В Витебск он приехал не только повидать родных, но и встретиться с Беллой, в которую был влюблен.

Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.

Они были очень разными — учитель и ученик. Но то, что Пэн любил своего ученика, видно по работе. Также по этому небольшому портрету можно догадаться, каким он станет художником. Ведь уже были написаны “Скрипач”, “Автопортрет с семью пальцами”, “Посвящение моей невесте”, “Голгофа”, “Вид Парижа из окна”, “Понюшка табаку”, “Продавец скота”, “Я и деревня”…

Может быть, учитель и ученик во время сеансов спорили об искусстве. Может быть, умудренный жизненным опытом Пэн уговаривал Марка вернуться к реализму. Шагал слушал учителя, улыбался. Он знал, что никогда не будет таким, как учитель. Он уже парил над миром вместе со своей Беллой и другими.

На этом маленьком портрете изображен сказочный художник, к тому же влюбленный. Через год он женится на своей Белле, уедет из родного Витебска в Петроград, но вернется и откроет зимой 1919 года Витебское художественное училище, где будет преподавать его учитель Юдель Пэн…

Осенью 1923 года Шагал с семьей уедет из Берлина в Париж. Уедет навсегда. Многие биографы считают, что Шагал поступил мудро, покинув родину.

Ах да, вспомнил. Фотографироваться рядом с портретом голубо-глазого влюбленного мужчины надо в такой же шляпе, как у Шагала. И тогда все непременно сбудется!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Источник:

8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.

Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры.

Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.

Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».

Читайте также:  Палаццо реале, милан, италия

Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица.

Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.

1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл.

«Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух».

Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.

2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»).

Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим.

«Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.

3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.

4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях.

Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом».

Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».

5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.

6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.

7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.

8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.

ХУДОЖНИКМарк Шагал1887 — Родился в еврейском местечке Витебска в семье грузчика селедочной лавки.1907–1910 — Учился живописи в Петербурге.1910–1914 — Уехал в Европу, жил в Париже.1912 — Написал «Автопортрет с семью пальцами».1915 — Женился на Белле Розенфельд.1914–1918 — Писал «Над городом».1917–1918 — Создал «Прогулку», «Двойной портрет с бокалом вина».1918–1920 — Руководил основанным им в Витебске художественным училищем.1922 — Эмигрировал в Европу.1938 — Написал «Белое распятие».1941 — Уехал с семьей в США.1948 — Вернулся во Францию.1985 — Умер в лифте своего дома в Сен-Поль-де-Ванс (Лазурный Берег).

Читайте: Такое искусство любого заставит отказаться от кожаных вещей!

©

Источник:

Известные картины Марка Шагала

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Знаковые труды знаменитого мастера в различных направлениях изобразительного искусства.

Картины Шагала

Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.

Белла с белым воротником

Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.

Посвящение Аполлинеру

В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере.

Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера.

Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе  традиции и  современные идеи.

Скрипач

Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).

Прогулка

Созданная в атмосфере  восторга и счастья  от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.

Автопортрет с семью пальцами

Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами.

Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска.

В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.

Цирковая лошадь

Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.

Париж через окно

Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.

Невеста

Поразительным свойством работ Шагала  была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст.

Белое распятие

Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.

Я и деревня

На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.

Источник: https://infocentereurope.ru/shedevry/opisanie-kartiny-marka-shagala-avtoportret-s-semyu-paltsami.html

О портрете марка шагала, написанном юделем пэном

Хотите верьте, хотите нет, но такая примета существует: если сфотографироваться рядом со знаменитым портретом работы Юделя Пэна, на котором изображен его ученик Марк Шагал, то в скором времени окажешься в Париже.

Возможно, именно из-за этого чудесного обстоятельства небольшой холст так долго прятали в музейных запасниках. Будь на этом полотне написан кто-то другой, то и не задерживались бы зрители, не улыбались, не задумывались.

Не стань он в скором времени великим художником, мы проходили бы мимо этого полотна, не останавливаясь перед ним надолго.

Автопортрет с семью пальцами, Марк Шагал

Мы глядим на этот портрет, зная будущее. Зная тысячи подробностей его биографии, сотни картин, рисунков, скульптур, росписей, витражей и мозаик… Зная его стихи. Но, ясное дело, мы знаем его имя и фамилию — Марк Шагал! Именно этим так притягивает наше внимание голубоглазый мужчина в шляпе, камзоле, перчатках.

Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Думаю, они наговорились вдоволь. Шагал был общительным и хорошим рассказчиком.

Писался портрет несколько сеансов. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным. В Витебск он приехал не только повидать родных, но и встретиться с Беллой, в которую был влюблен.

Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.

Они были очень разными — учитель и ученик. Но то, что Пэн любил своего ученика, видно по работе. Также по этому небольшому портрету можно догадаться, каким он станет художником. Ведь уже были написаны “Скрипач”, “Автопортрет с семью пальцами”, “Посвящение моей невесте”, “Голгофа”, “Вид Парижа из окна”, “Понюшка табаку”, “Продавец скота”, “Я и деревня”…

Может быть, учитель и ученик во время сеансов спорили об искусстве. Может быть, умудренный жизненным опытом Пэн уговаривал Марка вернуться к реализму. Шагал слушал учителя, улыбался. Он знал, что никогда не будет таким, как учитель. Он уже парил над миром вместе со своей Беллой и другими.

На этом маленьком портрете изображен сказочный художник, к тому же влюбленный. Через год он женится на своей Белле, уедет из родного Витебска в Петроград, но вернется и откроет зимой 1919 года Витебское художественное училище, где будет преподавать его учитель Юдель Пэн…

Осенью 1923 года Шагал с семьей уедет из Берлина в Париж. Уедет навсегда. Многие биографы считают, что Шагал поступил мудро, покинув родину.

Ах да, вспомнил. Фотографироваться рядом с портретом голубо-глазого влюбленного мужчины надо в такой же шляпе, как у Шагала. И тогда все непременно сбудется!

Источник: https://www.sb.by/articles/portret-vlyublennogo-muzhchiny.html

Описание картины Марка Шагала «Автопортрет с семью пальцами»

Описание картины Марка Шагала «Автопортрет с семью пальцами»

Полотно авторства художника, имеющего еврейские корни, Марка Шагала увидело свет в 1912 году. Картина создана по канонам неопримитивизма в сочетании с кубизмом. Она выражает неприкаянность автора, его вечный поиск Родины, тонкое сплетение трех культур в одном человеке. Марк Шагал долгое время жил на две страны – Францию и Россию, но негде так и не обрел спокойствия и счастья. Об этом говорят названия государств, четко читающиеся на стене и выполненные на родном для художника еврейском языке. Кроме того, в его мыслях силуэт русского православного храма.

Читайте также:  Описание картины «утро в сосновом лесу», шишкин, 1889

Изображение построено на контрастах. На фоне сочетания русско-еврейской культуры написан настоящий французский франт. Художник на картине успешен и одет по последней моде того времени. Его прическа безупречна, костюм выполнен с шиком, в петлице пиджака виднеется прекрасный цветок.

В своей парижской квартире, с видом на главную достопримечательность Франции, он пишет свой очередной шедевр. Искушенный взгляд узнает в произведении на мольберте картину «Россия, ослы и другие». За полотном брошена лестница, символизирующая постижение автором сакрального смысла.

Художник имеет по семь пальцев на руках. Трактование этого символа разнится. Есть мнение, что подобное изображение связано с библейским сюжетом.

Согласно Библии, Бог создавал мир в течение 7 дней, так и Марк Шагал создает свое произведение, используя заветную цифру «7» как символ творца.

Кроме того, подобный прием может быть связан с еврейским языком, где семь пальцев связаны с высокой скоростью работы.

«Автопортрет с семью пальцами» содержит намеки на благоденствие и успешную жизнь: яркую палитру красок, кричащий галстук-бабочку, сияющий вид из окна. Их соседство с символикой России создает странное двоякое впечатление.

Образы соединяются в единую лаконичную мозаику, несмотря на сою разнородность и некую странность. Зачастую шедевр связывают с каноничными русскими иконами.

Здесь и сходство неподвижного тела художника, и характерные религиозные обозначения, и нарядный плоский стиль.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-marka-shagala-avtoportret-s-semyu-palcami/

М. Шагал

Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился в Витебске, Республика Беларусь, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Он был девятым ребенком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селедку, а мать держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селедка. Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. Затем он стал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста.

В 1907 году Марк Шагал переехал в Санкт-Петербуpг, где познакомился с Леоном Бакстом (который тогда был самым модным театральным оформителем) и стал частым посетителем его художественной студии. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909).

В 1910 году с благословления и на деньги патрона Шагал поехал в Париж. Через полтора года Шагал снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где проживала местная богема.

Там Шагал познакомился с поэтами-авангардистами Блезом Cентраром, Максом Якобом и Гийомом Апполинером, экспрессионистом Сотеном, колористом Делонеем и кубистом Жаном Метцзингером. Такая компания была плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.

Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которого проявлялись ещё в Петербурге.

За те четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипрач» (1912) и др. Часто в его картинах фигурировали неброские герои приятной наружности, с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора.

Шагал несколько раз участвовал в Парижских художественных салонах Paris Salon des Independants и Salon d'Automne. И, наконец, в 1914 году в Берлине прошла его первая персональная выставка в галерее Der Sturm. Марк Шагал поразил художественную общественность Германии.

 

После этого успеха он вернулся на родину, в Витебск, где и застал начало I Мировой войны. Там он делал зарисовки в реалистичном стиле, например, «Раввин из Витебска» (1914).

В 1915 году Марк Шагал женился на Вере Розенфельд, дочери богатого витебского торговца.

С этого момента Вера тоже стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917) и «День рождения» (1915-1923).

( Read more… )

Источник: https://pravdoiskatel77.livejournal.com/814301.html

Читать

Марина Александровна Бессонова

Избранные труды

Марина Александровна Бессонова. 1994

Фото А.К. Болдина

От составителей

В этом сборнике представлены избранные труды выдающегося искусствоведа Марины Александровны Бессоновой (1945–2001). В 1968 году она закончила исторический факультет МГУ и вскоре пришла в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Почти тридцать лет Марина Александровна сочетала здесь труд хранителя и исследователя французской живописи XIX – начала ХХ века и изучение разных направлений современного искусства. Она успевала делать поразительно много. Талант и широта интересов М.А.

Бессоновой позволяли ей быть активным и желанным участником научных и творческих конференций, проводимых МГУ и РГГУ, а также ведущими музеями и научно-исследовательскими институтами, в том числе Институтом философии и Институтом русского языка РАН.

Она была лектором института «Открытое общество», вела занятия по проблемам современного искусства со студентами филфака МГУ. Существенная часть творческой деятельности М.А.

Бессоновой связана с выставками; она была автором проектов и фундаментальных каталогов важнейших выставок, показанных в нашей стране и за рубежом, таких, как «Искусство Византии в собраниях СССР», «Москва – Париж. 1900–1930», «Шагал. Возвращение мастера», «Гоген. Взгляд из России», «Морозов и Щукин – русские коллекционеры: от Моне до Пикассо» и многих других. На протяжении многих лет она составляла вместе с Е.Б. Георгиевской полный каталог собрания французской живописи второй половины XIX–XX века в ГМИИ, вышедший в свет в 2001 году.

М. А.Бессоновой принадлежит также ряд определяющих статей о различных современных течениях в искусстве, об отечественных и зарубежных художниках.

Она работала в разных творческих комиссиях, в том числе в Комиссии по авангарду ВНИИ искусствознания, Государственной экспертной комиссии Министерства культуры России, Комиссии по народному искусству МОСХ (председатель).

Марина Александровна была другом многих художников, к суждениям и советам которой они прислушивались, помогала в организации их выставок.

В 1990-х годах она курировала группу художников «Полигон», консультировала работу одной из нью-йоркских художественных галерей.

Данное издание объединяет работы М.А. Бессоновой, созданные более чем за 25 лет. Они отражают основные направления научных интересов автора, соответственно сборник состоит из пяти разделов. Во-первых – это статьи по теме подготавливавшейся ею кандидатской диссертации, посвященной творчеству Анри Руссо и проблеме примитивизма в европейском и американском искусстве.

Во-вторых, представлено несколько работ, связанных с анализом картин французских импрессионистов и постимпрессионистов. В статьях двух следующих разделов сборника читатель найдет оригинальную авторскую трактовку искусства авангарда начала прошлого века и наших дней, методики его изучения и проблем его бытования в классическом музее.

Завершает сборник раздел, посвященный памяти автора.

В него вошли воспоминания художников и ученых-искусствоведов, близко знавших Марину Александровну.

В приложении дается перечень кураторских проектов М.А. Бессоновой и краткая библиография ее опубликованных работ.

Предлагаемый сборник частично включает неопубликованные работы автора, в частности, развернутый план диссертации, а также статьи, помещенные в не всегда доступных научных сборниках и журналах. Часть материалов впервые публикуется на русском языке.

К сожалению, объем издания не позволяет поместить многие ранние работы Марины Александровны, включая дипломную – о творчестве нидерландского художника Гертгена тот Синт Янса (руководитель В.Н.

Лазарев), а также статьи из целого ряда каталогов, исследования по архитектуре русского модерна, искусству поп-арта и многое другое. За пределами издания остаются и записи ее выступлений по радио и телевидению, на открытиях и обсуждениях выставок, интервью.

Надеемся, что публикация этих материалов – дело будущего.

Составители сборника приносят благодарность коллегам Марины Александровны, искусствоведам, сотрудникам ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного института искусствознания, Государственного центра современного искусства, художникам – всем тем, кто помогал в выпуске этого сборника.

Издание, подготовленное друзьями М.А. Бессоновой и осуществленное при финансовой поддержке З.В. Бессоновой, адресовано широкой аудитории читателей, как специалистам, так и любителям, интересующимся глубинными проблемами искусства последних десятилетий XIX столетия и ХХ века.

I. Открытие примитива

Проблема «наивной» живописи. Искусство официальное и неофициальное[1]

В развитии европейского искусства нового и новейшего времени наблюдается ускоренный, по сравнению с эволюцией искусства предшествующих эпох, темп зарождения, роста и упадка сменяющих друг друга стилей и направлений течений. К концу XIX века этот темп стремительно нарастает.

От течений, только что достигших кульминационной фазы своего развития, отпочковываются новые группировки, ставящие под сомнение творческие принципы своих прародителей. Начинается параллельное развитие художественных школ и союзов, жизнь которых в реальном физическом времени столь же недолговечна.

Импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм, ар нуво, фовизм, кубизм, футуризм, абстракция, функционализм, дадаизм вспыхивают, подобно кометам, на фоне официального, признанного публикой и критикой салонно-академического искусства и исчезают, оставляя за собой зримые следы в виде набора поставленных, но еще «непереваренных» в теории искусства проблем, а также в серии произведений, выполненных эпигонами этих направлений средней руки. В этом процессе скачкообразного ускоренного развития художественных тенденций, чем ближе к середине ХХ века, тем сложнее становятся взаимоотношения «свободного» художника, отстаивающего независимость и правоту своего метода отражения в искусстве видимого глазом мира, с официально-потребительскими точками зрения, закрепленными в официальном сознании массового зрителя, ставшими неотъемлемой частью художественно-педагогической практики и поощряемыми официальной критикой и посредниками, дельцами от искусства. Гипертрофируется и само понятие официального и неофициального, непризнанного искусства.

Когда импрессионисты поставили под сомнение возможности тональной живописи, построенной по законам воздушной прямой перспективы, передать адекватный человеческому восприятию зрительный облик окружающей среды, у них были реальные противники в лице модных салонных живописцев, критиков и городских обывателей – главных потребителей салонного искусства.

Постимпрессионистов отвергали те же противники.

Период 1860–1890-х годов был временем борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчика, за право исследовать природу и видеть ее непредвзято (к чему стремились импрессионисты) или воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной, проникая в недра ее эволюции (что воплотилось в искусстве Сезанна, Гогена и Ван Гога). На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству. По существу судьба условно-натуралистического, анекдотического и слащаво-сентиментального искусства была уже решена до наступления ХХ века. Ему была уготована роль стать китчем, продукцией массовой обывательской культуры.

В действительности профессиональный китч стал осознанным феноменом только в ХХ столетии, а в последней четверти XIX века его ниспровергателей, поборников серьезного искусства, говоривших на непривычном, подчас корявом с точки зрения привычных формальных стереотипов языке, не признавали. Импрессионистов отвергали в начале их карьеры; Сезанна, Гогена и Ван Гога – на протяжении всей жизни. Для современников, так же как и для самих художников, их искусство было отверженным, неофициальным.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=233043&p=7

Ссылка на основную публикацию