ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
25 | 06 | 2018

В мире музыки. Публикации

как выбрать правильно смычок для скрипки?

источник: http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/bowandarticulation-1.shtml

Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Окончательное усовершенствование смычка сделал Турт-младший (1747-1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли выдающиеся скрипачи виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло.

Что же мы ставим в заслугу Турта? Прежде всего - это стандартизация длины и веса смычка, установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии 18 см от колодки и изгиб трости вовнутрь. Одно из важнейших качеств смычка - размер и положение центра тяжести - было подсказано, скорее всего, скрипачами, так как сам Турт на скрипке не играл. Но изгиб трости вовнутрь - это полностью заслуга гениального мастера. Действительно, при утончении трости к концу для установления нужного места центра тяжести смычок теряет свою упругость. Вот Турт и компенсировал эту потерю упругости изгибанием трости в обратную от натяжения волосом сторону.
Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка, нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворил в жизнь их идеи и довел качество смычков до такого совершенства, к которому стремятся и современные нам мастера.
Скрипичный смычок должен удовлетворять многим требованиям, которые предъявляют к нему скрипачи-виртуозы. Большое внимание уделяется общему весу смычка и расположению центра тяжести. При достаточно стандартизированной общей длине смычков (74-75 см) вес их колеблется в больших пределах - от 57 до 65 гр. Что касается центра тяжести, то место его положения от колодки в хороших смычках находится в пределах 18-19 см.
Положение центра тяжести было установлено эмпирически, путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом, что должно было способствовать более удобной игре при переходе с одной струны на другую.
Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
- сохранил одинаковую упругость трости по всей ее длине;
- повысил статическую устойчивость смычка на струне приближением трости к волосу.
Если статическая устойчивость смычка сохраняется в более или менее приемлемом положении даже при некотором искажении в характере искривления трости, то дисбаланс в напряжении смычка отражается на качестве артикуляции и удобстве исполнения прыгающих штрихов. Дело в том, что если постепенное утончение трости к концу не соответствует характеру искривления, то соответственно ухудшаются пружинящие свойства смычка, его прыгучесть в той точке, где этого соответствия нет.
Отсюда, правильно выработанный смычок позволяет музыканту получить нужные качества штриха при минимальной затрате мускульной энергии и максимальной экономии общего числа движений, необходимых для выполнения данного штриха.
Определение общей массы смычка и положения центра тяжести не представляет особого труда, но все же я прокомментирую это положение. Мне как-то не приходилось видеть скрипача, выбирающего смычок с весами и линейкой. Если скрипач очень опытный и знает, что ему нужно, он сможет подобрать подходящий смычок и без измерительных приборов, но малоопытный скрипач может допустить ошибку. Предположим, что у музыканта смычок немного легковатый и он хочет приобрести что-нибудь потяжелее. Новый смычок действительно при игре ощущается тяжелее первого, но эта кажущаяся тяжесть происходит от чрезмерного смещения центра тяжести в сторону от колодки, а сам смычок оказывается даже легче предыдущего. Можно привести немало примеров, когда смещенная точка центра тяжести вводила скрипачей в заблуждение относительно веса смычка.
Правильно выполненный изгиб трости определяется следующим образом. Следует натянуть волосы смычка винтом до полного выпрямления трости:
- если при этом трость приняла прямую форму, пружина смычка выработана правильно;
- если трость не принимает прямую форму, а своим изгибом напоминает букву S, то мы можем видеть, где соответствие между диаметром трости и ее кривизной нарушено.
Так участок трости, стремящийся изогнуться в обратную сторону, можно считать слабым, а тот участок, который сохраняет свой изгиб вовнутрь, - жестким. Усиление или ослабление трости производится как изменением ее диаметра, так и характером изгиба. Эту операцию может проводить только смычковый мастер.
Как упругое тело трость смычка обладает акустическими свойствами, то есть при возбуждении ее ударом она вибрирует. Собственная частота колебаний трости смычка (далее вибрирование трости) определяется следующим путем: трость удерживается двумя пальцами на расстоянии 15 см от нижнего конца и ударяется другой рукой по ее выпуклой стороне, заставляя трость вибрировать. При этом трость звучит наподобие камертона, издавая звук приблизительно Фа контроктавы (43-44 Гц). Период затухания колебаний в хороших смычках не менее 1 сек. Трости, имеющие отклонения от указанных пределов, оцениваются музыкантами как дефектные (слишком жесткие или слишком мягкие). Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Окончательное усовершенствование смычка сделал Турт-младший (1747-1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли выдающиеся скрипачи виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло.
Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Окончательное усовершенствование смычка сделал Турт-младший (1747-1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли выдающиеся скрипачи виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло.
Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Окончательное усовершенствование смычка сделал Турт-младший (1747-1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли выдающиеся скрипачи виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло.

Что же мы ставим в заслугу Турта? Прежде всего - это стандартизация длины и веса смычка, установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии 18 см от колодки и изгиб трости вовнутрь. Одно из важнейших качеств смычка - размер и положение центра тяжести - было подсказано, скорее всего, скрипачами, так как сам Турт на скрипке не играл. Но изгиб трости вовнутрь - это полностью заслуга гениального мастера. Действительно, при утончении трости к концу для установления нужного места центра тяжести смычок теряет свою упругость. Вот Турт и компенсировал эту потерю упругости изгибанием трости в обратную от натяжения волосом сторону.
Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка, нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворил в жизнь их идеи и довел качество смычков до такого совершенства, к которому стремятся и современные нам мастера.
Скрипичный смычок должен удовлетворять многим требованиям, которые предъявляют к нему скрипачи-виртуозы. Большое внимание уделяется общему весу смычка и расположению центра тяжести. При достаточно стандартизированной общей длине смычков (74-75 см) вес их колеблется в больших пределах - от 57 до 65 гр. Что касается центра тяжести, то место его положения от колодки в хороших смычках находится в пределах 18-19 см.
Положение центра тяжести было установлено эмпирически, путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом, что должно было способствовать более удобной игре при переходе с одной струны на другую.
Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
- сохранил одинаковую упругость трости по всей ее длине;
- повысил статическую устойчивость смычка на струне приближением трости к волосу.
Если статическая устойчивость смычка сохраняется в более или менее приемлемом положении даже при некотором искажении в характере искривления трости, то дисбаланс в напряжении смычка отражается на качестве артикуляции и удобстве исполнения прыгающих штрихов. Дело в том, что если постепенное утончение трости к концу не соответствует характеру искривления, то соответственно ухудшаются пружинящие свойства смычка, его прыгучесть в той точке, где этого соответствия нет.
Отсюда, правильно выработанный смычок позволяет музыканту получить нужные качества штриха при минимальной затрате мускульной энергии и максимальной экономии общего числа движений, необходимых для выполнения данного штриха.
Определение общей массы смычка и положения центра тяжести не представляет особого труда, но все же я прокомментирую это положение. Мне как-то не приходилось видеть скрипача, выбирающего смычок с весами и линейкой. Если скрипач очень опытный и знает, что ему нужно, он сможет подобрать подходящий смычок и без измерительных приборов, но малоопытный скрипач может допустить ошибку. Предположим, что у музыканта смычок немного легковатый и он хочет приобрести что-нибудь потяжелее. Новый смычок действительно при игре ощущается тяжелее первого, но эта кажущаяся тяжесть происходит от чрезмерного смещения центра тяжести в сторону от колодки, а сам смычок оказывается даже легче предыдущего. Можно привести немало примеров, когда смещенная точка центра тяжести вводила скрипачей в заблуждение относительно веса смычка.
Правильно выполненный изгиб трости определяется следующим образом. Следует натянуть волосы смычка винтом до полного выпрямления трости:
- если при этом трость приняла прямую форму, пружина смычка выработана правильно;
- если трость не принимает прямую форму, а своим изгибом напоминает букву S, то мы можем видеть, где соответствие между диаметром трости и ее кривизной нарушено.
Так участок трости, стремящийся изогнуться в обратную сторону, можно считать слабым, а тот участок, который сохраняет свой изгиб вовнутрь, - жестким. Усиление или ослабление трости производится как изменением ее диаметра, так и характером изгиба. Эту операцию может проводить только смычковый мастер.
Как упругое тело трость смычка обладает акустическими свойствами, то есть при возбуждении ее ударом она вибрирует. Собственная частота колебаний трости смычка (далее вибрирование трости) определяется следующим путем: трость удерживается двумя пальцами на расстоянии 15 см от нижнего конца и ударяется другой рукой по ее выпуклой стороне, заставляя трость вибрировать. При этом трость звучит наподобие камертона, издавая звук приблизительно Фа контроктавы (43-44 Гц). Период затухания колебаний в хороших смычках не менее 1 сек. Трости, имеющие отклонения от указанных пределов, оцениваются музыкантами как дефектные (слишком жесткие или слишком мягкие).
Что же мы ставим в заслугу Турта? Прежде всего - это стандартизация длины и веса смычка, установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии 18 см от колодки и изгиб трости вовнутрь. Одно из важнейших качеств смычка - размер и положение центра тяжести - было подсказано, скорее всего, скрипачами, так как сам Турт на скрипке не играл. Но изгиб трости вовнутрь - это полностью заслуга гениального мастера. Действительно, при утончении трости к концу для установления нужного места центра тяжести смычок теряет свою упругость. Вот Турт и компенсировал эту потерю упругости изгибанием трости в обратную от натяжения волосом сторону.
Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка, нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворил в жизнь их идеи и довел качество смычков до такого совершенства, к которому стремятся и современные нам мастера.
Скрипичный смычок должен удовлетворять многим требованиям, которые предъявляют к нему скрипачи-виртуозы. Большое внимание уделяется общему весу смычка и расположению центра тяжести. При достаточно стандартизированной общей длине смычков (74-75 см) вес их колеблется в больших пределах - от 57 до 65 гр. Что касается центра тяжести, то место его положения от колодки в хороших смычках находится в пределах 18-19 см.
Положение центра тяжести было установлено эмпирически, путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом, что должно было способствовать более удобной игре при переходе с одной струны на другую.
Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
- сохранил одинаковую упругость трости по всей ее длине;
- повысил статическую устойчивость смычка на струне приближением трости к волосу.
Если статическая устойчивость смычка сохраняется в более или менее приемлемом положении даже при некотором искажении в характере искривления трости, то дисбаланс в напряжении смычка отражается на качестве артикуляции и удобстве исполнения прыгающих штрихов. Дело в том, что если постепенное утончение трости к концу не соответствует характеру искривления, то соответственно ухудшаются пружинящие свойства смычка, его прыгучесть в той точке, где этого соответствия нет.
Отсюда, правильно выработанный смычок позволяет музыканту получить нужные качества штриха при минимальной затрате мускульной энергии и максимальной экономии общего числа движений, необходимых для выполнения данного штриха.
Определение общей массы смычка и положения центра тяжести не представляет особого труда, но все же я прокомментирую это положение. Мне как-то не приходилось видеть скрипача, выбирающего смычок с весами и линейкой. Если скрипач очень опытный и знает, что ему нужно, он сможет подобрать подходящий смычок и без измерительных приборов, но малоопытный скрипач может допустить ошибку. Предположим, что у музыканта смычок немного легковатый и он хочет приобрести что-нибудь потяжелее. Новый смычок действительно при игре ощущается тяжелее первого, но эта кажущаяся тяжесть происходит от чрезмерного смещения центра тяжести в сторону от колодки, а сам смычок оказывается даже легче предыдущего. Можно привести немало примеров, когда смещенная точка центра тяжести вводила скрипачей в заблуждение относительно веса смычка.
Правильно выполненный изгиб трости определяется следующим образом. Следует натянуть волосы смычка винтом до полного выпрямления трости:
- если при этом трость приняла прямую форму, пружина смычка выработана правильно;
- если трость не принимает прямую форму, а своим изгибом напоминает букву S, то мы можем видеть, где соответствие между диаметром трости и ее кривизной нарушено.
Так участок трости, стремящийся изогнуться в обратную сторону, можно считать слабым, а тот участок, который сохраняет свой изгиб вовнутрь, - жестким. Усиление или ослабление трости производится как изменением ее диаметра, так и характером изгиба. Эту операцию может проводить только смычковый мастер.
Как упругое тело трость смычка обладает акустическими свойствами, то есть при возбуждении ее ударом она вибрирует. Собственная частота колебаний трости смычка (далее вибрирование трости) определяется следующим путем: трость удерживается двумя пальцами на расстоянии 15 см от нижнего конца и ударяется другой рукой по ее выпуклой стороне, заставляя трость вибрировать. При этом трость звучит наподобие камертона, издавая звук приблизительно Фа контроктавы (43-44 Гц). Период затухания колебаний в хороших смычках не менее 1 сек. Трости, имеющие отклонения от указанных пределов, оцениваются музыкантами как дефектные (слишком жесткие или слишком мягкие).
Что же мы ставим в заслугу Турта? Прежде всего - это стандартизация длины и веса смычка, установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии 18 см от колодки и изгиб трости вовнутрь. Одно из важнейших качеств смычка - размер и положение центра тяжести - было подсказано, скорее всего, скрипачами, так как сам Турт на скрипке не играл. Но изгиб трости вовнутрь - это полностью заслуга гениального мастера. Действительно, при утончении трости к концу для установления нужного места центра тяжести смычок теряет свою упругость. Вот Турт и компенсировал эту потерю упругости изгибанием трости в обратную от натяжения волосом сторону.
Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка, нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворил в жизнь их идеи и довел качество смычков до такого совершенства, к которому стремятся и современные нам мастера.
Скрипичный смычок должен удовлетворять многим требованиям, которые предъявляют к нему скрипачи-виртуозы. Большое внимание уделяется общему весу смычка и расположению центра тяжести. При достаточно стандартизированной общей длине смычков (74-75 см) вес их колеблется в больших пределах - от 57 до 65 гр. Что касается центра тяжести, то место его положения от колодки в хороших смычках находится в пределах 18-19 см.
Положение центра тяжести было установлено эмпирически, путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом, что должно было способствовать более удобной игре при переходе с одной струны на другую.
Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
- сохранил одинаковую упругость трости по всей ее длине;
- повысил статическую устойчивость смычка на струне приближением трости к волосу.
Если статическая устойчивость смычка сохраняется в более или менее приемлемом положении даже при некотором искажении в характере искривления трости, то дисбаланс в напряжении смычка отражается на качестве артикуляции и удобстве исполнения прыгающих штрихов. Дело в том, что если постепенное утончение трости к концу не соответствует характеру искривления, то соответственно ухудшаются пружинящие свойства смычка, его прыгучесть в той точке, где этого соответствия нет.
Отсюда, правильно выработанный смычок позволяет музыканту получить нужные качества штриха при минимальной затрате мускульной энергии и максимальной экономии общего числа движений, необходимых для выполнения данного штриха.
Определение общей массы смычка и положения центра тяжести не представляет особого труда, но все же я прокомментирую это положение. Мне как-то не приходилось видеть скрипача, выбирающего смычок с весами и линейкой. Если скрипач очень опытный и знает, что ему нужно, он сможет подобрать подходящий смычок и без измерительных приборов, но малоопытный скрипач может допустить ошибку. Предположим, что у музыканта смычок немного легковатый и он хочет приобрести что-нибудь потяжелее. Новый смычок действительно при игре ощущается тяжелее первого, но эта кажущаяся тяжесть происходит от чрезмерного смещения центра тяжести в сторону от колодки, а сам смычок оказывается даже легче предыдущего. Можно привести немало примеров, когда смещенная точка центра тяжести вводила скрипачей в заблуждение относительно веса смычка.
Правильно выполненный изгиб трости определяется следующим образом. Следует натянуть волосы смычка винтом до полного выпрямления трости:
- если при этом трость приняла прямую форму, пружина смычка выработана правильно;
- если трость не принимает прямую форму, а своим изгибом напоминает букву S, то мы можем видеть, где соответствие между диаметром трости и ее кривизной нарушено.
Так участок трости, стремящийся изогнуться в обратную сторону, можно считать слабым, а тот участок, который сохраняет свой изгиб вовнутрь, - жестким. Усиление или ослабление трости производится как изменением ее диаметра, так и характером изгиба. Эту операцию может проводить только смычковый мастер.
Как упругое тело трость смычка обладает акустическими свойствами, то есть при возбуждении ее ударом она вибрирует. Собственная частота колебаний трости смычка (далее вибрирование трости) определяется следующим путем: трость удерживается двумя пальцами на расстоянии 15 см от нижнего конца и ударяется другой рукой по ее выпуклой стороне, заставляя трость вибрировать. При этом трость звучит наподобие камертона, издавая звук приблизительно Фа контроктавы (43-44 Гц). Период затухания колебаний в хороших смычках не менее 1 сек. Трости, имеющие отклонения от указанных пределов, оцениваются музыкантами как дефектные (слишком жесткие или слишком мягкие).
Последние новости