ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
25 | 06 | 2018

В мире музыки. Публикации

УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СЕМЕСТРОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ MUSIKSCHULE BRAININ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТРУННЫЕ

Приближаются итоговые годовые прослушивания, концерты и экзамены. Предлагаем вам ознакомиться с экзаменационными требованиями системы обучения, известной в мире как Система (метод) Брайнина.

адрес этой публикации на сайте Русской музыкальной школы Валерия Брайнина в Германии -
- http://brainin.org/MusicSchool/Examinations/rules_strings_ru

там же опубликованы УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ПИАНИСТОВ

УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СЕМЕСТРОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ MUSIKSCHULE BRAININ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТРУННЫЕ

1. Оценка исчисляется по 25-тибальной шкале: 9 – 16,9 = Зачтено 17-19,9 = Удовлетворительно 20-22,9 = Хорошо 23-24,9 = Отлично 25 = Превосходно (Условие для «Зачтено» - и это вполне реалистично – как минимум уважение к нашему искусству и демонстрация этого уважения. Для этих баллов не требуется ни больших способностей, ни особого прилежания.)

2. Преподаватель выступающего к оцениванию выступающего не допускается.

3. Оценивается понимание учеником того, что он играет. Это отражается - в выразительной фразировке (например, в демонстрации кульминации фразы, в правильном употреблении паузы не только внутри, но и в конце фразы) - во владении различными артикуляционными приёмами, если этого требует произведение - в способности отличать главное от побочного и это различие демонстрировать - в определённом представлении о стиле исполняемого произведения (сочинения эпохи барокко не должно исполняться китчево романтично, а романтическая пьеса не должна быть похожа на поп-музыку) - в способности продемонстрировать тембровые возможности инструмента соответственно требованиям произведения

4. Оценивание происходит по следующим критериям: - правильно положение корпуса - свободная и корректная постановка рук - уместное поведение на сцене - способность спасать ситуацию в случае ошибок (не останавливаться, но продолжать ритмически-органично) - ритмически корректная интерпретация оценивается выше, чем безошибочная игра правильных нот

5. При оценивании обращается особое внимание на - возраст выступающего - общую продолжительность занятий 6. Корректное и музыкальное исполнение простой вещи оценивается выше, чем небрежное исполнение технически претенциозного произведения. Если техническая сторона произведения выполнена тщательно, это, разумеется, будет отмечено в оценке.

Модель протокола

Баллы выставляются следующим образом. В правом столбике показаны максимально возможное количество баллов по каждой позиции. Экзаменаторы могут делить баллы по своему усмотрению (например, 0,6 балла и т.д.), либо если позиция вообще не выполнена выступающим, может быть поставлено ноль баллов.

№ Что оценивается  и максимальный балл:

Младшие ступени 1,2,3 (2-4 год обучения):
1 Артистизм (способность эмоционально тронуть слушателей,в противоположность ученически аккуратной игре)-3
2 Ритм (ритмически корректное исполнение)-3
3 Структурное мышление, выделение важныхчастей (тема, vs. общих форм движения – гамм, арпеджио и т.п.)-3
4 Фразировка (мелодические волны, кульминации, 3 цезуры, паузы в конце фраз)-3
5 Чистота интонации - 2
6 Качество звука - 2
7 Артикуляция (стаккато, легато, деташе и т.д.) -2
8 Сложность репертуара относительно возраста и продолжительности обучения -2
9 Виртуозность (беглость, координационно-  моторные навыки) -2
10 Поведение на сцене (выход, поклон, исполнение, завершение исполнения, поклон, уход со сцены) -1
11 Постановка корпуса -1
12 Постановка рук -1
13 Общее впечатление -25

Средние ступени 1,2,3 (5-7 год обучения):
1 Артистизм (способность эмоционально тронуть слушателей, в противоположность ученически аккуратной игре) -5
2 Ритм (ритмически корректное исполнение)  -3
3 Структурное мышление, выделение важных 3 частей (тема, vs. общих форм движения – гамм, арпеджио и т.п.)
4 Фразировка (мелодические волны, кульминации, 3 цезуры, паузы в конце фраз)
5 Чистота интонации 3
6 Качество звука 2
7 Артикуляция (стаккато, легато, деташе и т.д.) 2
8 Сложность репертуара относительно возраста и продолжительности обучения -2
9 Виртуозность (беглость, координационно- моторные навыки) -2
10 Общее впечатление -25

Старшие ступени 1,2,3 (8-11 год обучения):
1 Артистизм 5
2 Структурное мышление 5
3 Понимание стиля 5
4 Качество звука 5
5 Виртуозность 5
6 Общее впечатление 25

Высшая ступень (12-13 год обучения)
1 Общее впечатление 25

Результат по оценкам каждого экзаменатора рассчитывается следующим образом. «Общее впечатление» и сумма всех остальных баллов складываются и делятся пополам. Результат по оценкам всех экзаменаторов есть среднеарифметическое от их оценок. Экстремальным результатом считается результат экзаменатора, отличающийся от среднеарифметической оценки всех экзаменаторов на 3 и более баллов. Этот результат отбрасывается и среднеарифметическое пересчитывается ещё раз. Предполагается, что таким образом определяется объективный результат, мало зависящий от специальных пристрастий того или иного экзаменатора.

Требования к репертуару

Младшие ступени:

2 год обучения– Исполнение наизусть минимум двух произведений в различных стилях. Подтверждение этого результата вторым экзаменом с теми же требованиями, но с другой программой.

3 год обучения – Первый экзамен: исполнение наизусть минимум трёх произведений в различных стилях, среди которых должен быть один этюд. Второй экзамен: два произведения в различных стилях, среди которых должны быть обязательно крупная форма (одна часть концерта, вариации)

4 год обучения – Исполнение наизусть минимум трёх произведений в различных стилях, среди которых должны быть обязательно этюд или виртуозная пьеса и крупная форма (либо 1-я, либо 2-я и 3-я части концерта, одна часть сонаты, вариации, сонатина). Подтверждение этого результата вторым экзаменом с теми же требованиями, но с другой программой.

Средние ступени (5-7 год обучения):

Исполнение наизусть минимум трёх произведений в различных стилях, среди которых должны быть обязательно этюд или виртуозная пьеса и крупная форма (либо 1-я, либо 2-я и 3-я части концерта, две части сонаты, вариации). Подтверждение этого результата вторым экзаменом с теми же требованиями, но с другой программой.

Старшие ступени :

Получение 1-ой старшей ступени соответствует требованиям для поступления в Российское музыкальное училище. Для этого предусмотрены четыре выступления: два промежуточных экзамена в течение первого года после достижения 3-ей средней ступени, затем выступление без оценки (зачёт) в середине второго года и экзамен с оценкой в конце второго года.

Второй экзамен первого года подтверждает уровень Российской музыкальной школы-семилетки, после чего выдаётся соответствующее свидетельство, в которое однако будет внесена 3-я средняя ступень с указанием, что инструментальный уровень учащегося соответствует выпускнику Российской детской музыкальной школы-семилетки.

Полноценное свидетельство о выполнении программы Российской детской музыкальной школы-семилетки выдаётся, однако, только тем учащимся, кто прошёл также соответствующие курсы теории, сольфеджио и музлитературы и сдал выпускные экзамены. Между вторым и третьим экзаменами на 1-ую старшую ступень предусмотрен зачёт без оценки, на котором может быть исполнена наизусть часть экзаменационной программы либо исполнена вся экзаменационная программа по нотам.

Достижение 1-ой старшей ступени предусматривает исполнение наизусть минимум трёх произведений в различных стилях, среди которых должны быть обязательно этюд или виртуозная пьеса и крупная форма (либо 1-я, либо 2-я и 3-я части концерта, вариации, соната целиком).

Для 2-й и 3-й старших ступеней необходимо также, чтобы одно из произведений было написано композитором 20-го или 21-го века, при этом необходимо подтверждение результата вторым экзаменом с теми же требованиями, но с другой программой.

Высшая ступень:

Высшая ступень предусматривает уровень выпускника Российского музыкального училища, подготовленного к поступлению в консерваторию, и предусматривает исполнение наизусть минимум четырёх произведений в различных стилях, среди которых должны быть обязательно две части сонаты или партиты для скрипки соло И.С.Баха, одна крупная форма (либо 1-я, либо 2-я и 3-я части концерта или соната целиком) и две разнохарактерные пьесы, одна из которых должна быть написана композитором 20-21 века. Предусмотрены три экзамена, два экзамена в течение первого года и дипломный экзамен в конце второго года.

Последние новости